Научная статья на тему 'Историческая блогосфера Рунета'

Историческая блогосфера Рунета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
352
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / HISTORICAL KNOWLEDGE / РУНЕТ / RUNET / ИСТОРИЧЕСКАЯ БЛОГОСФЕРА / HISTORICAL BLOGOSPHERE / И.И. КУРИЛЛА / I.I. KURILLA / Н.А. НЕФЛЯШЕВА / N.A. NEFLYASHEVA / Б. АКУНИН / B. AKUNIN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хут Людмила Рашидовна

В статье рассматривается роль интернета как информационной среды исторического знания на основе исследования такого сегмента Сети, как блогосфера. Предмет исследования конкретные русскоязычные исторические блоги (И.И. Куриллы «Хроники третьего тысячелетия», Н.А. Нефляшевой «Северный Кавказ сквозь столетия», Б. Акунина «Любовь к истории»), прежде всего, с точки зрения предлагаемого в них исторического контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical Blogosphere of Runet

This article considers the role of Internet as information medium of historical knowledge on basis of investigation such segment of web as blogosphere. The objects of investigation are particular Russian historical blogs (blog of I. I. Kurilla «Chronicles of Third Millennium», blog of N. A. Neflyasheva «Northern Caucasus Through the Centuries», blog of B. Akunin «Love for History»), first of all, in the point of view of their suggested historical content.

Текст научной работы на тему «Историческая блогосфера Рунета»

Л.Р. Хут

ИСТОРИЧЕСКАЯ БЛОГОСФЕРА РУНЕТА

В статье рассматривается роль интернета как информационной среды исторического знания на основе исследования такого сегмента Сети, как блогосфера. Предмет исследования - конкретные русскоязычные исторические блоги (И.И. Куриллы «Хроники третьего тысячелетия», Н.А. Нефляшевой «Северный Кавказ сквозь столетия», Б. Акунина «Любовь к истории»), прежде всего, с точки зрения предлагаемого в них исторического контента. Ключевые слова: историческое знание, Рунет, историческая блогосфера, И.И. Курилла, Н.А. Нефляшева, Б. Акунин. Об авторе: Хут Людмила Рашидовна, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории, Адыгейский государственный университет. 385020 Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Пионерская, 424-72. ludmila1302@mail.ru

Наиболее значительным явлением информационной революции конца ХХ в. исследователями по праву считается превращение интернета в насчитывающую миллионы пользователей глобальную компьютерную сеть. В России, по данным ВЦИОМ на март 2013 г., интернетом регулярно пользуется 67 проц. населения, причем доля ежедневных пользователей составляет 41 проц.1 По словам британского социолога, автора популярной монографии по теориям информационного общества Ф. Уэбстера, произошло рождение «сетян» (netizen), которые «обретают возможность путешествовать, как они сами того пожелают, и существовать в мире, где нет принуждения»2, в том числе, добавлю от себя, принуждения «готовым» знанием.

В связи с вхождением исторической науки и образования в цифровую эпоху исследователи все увереннее говорят о «цифровой истории», «дигитализации» исто-

1 URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114108 (дата обращения: 21.03.2014).

2 Уэбстер Ф. 2004, 344.

рического знания. Такой «тяжеловес» в мировом книгоиздательском деле, как британский издательский дом «Routledge», опубликовал в 2012 г. сборник «История в цифровую эпоху», авторы которого во главе с редактором издания - Т. Веллер, известной исследовательницей в области «информационной истории», попытались дать концептуальное представление о том, как поле истории изменяется в цифровую эпоху3.

Последние 10-15 лет идёт всё более глубокое погружение историков в интернет-среду для решения конкретных образовательных и исследовательских задач. Для современного этапа характерны не только резкая интенсификация процесса создания электронных ресурсов по истории, но и попытки осмысления, связанных с этим источниковедческих, методологических и иных проблем4.

В данной статье планируется рассмотреть роль интернета как информационной среды исторического знания на основе исследования такого сегмента Сети, как русскоязычная блогосфера. При этом не ставится задача дать некий обобщающий анализ современного состояния, количественного и качественного состава исторической блогосферы Рунета5. Предмет исследова-

3 Weller Г (с±). 2012.

4 Хут Л.Р., Бузаров А.Ш. 2013, 62-72.

5 Рунет (русский интернет) - русскоязычный сегмент интернета. Этот термин впервые возник 7 апреля 1994 г., когда международный сетевой центр ШегМС (Англия) официально зарегистрировал национальный домен.ги для Российской Федерации. Сайты и любые другие ресурсы Рунета обязательно должны содержать русскоязычную версию, по той простой причине, что ориентированы они на русскоязычного пользователя. Однако они могут быть зарегистрированы в любой точке мира и располагаться в любом домене. Главное условие, при котором ресурс считается частью Рунета, - это возможность использования информации на русском языке, в любой стране земного шара, где есть выход в глобальную сеть.

ния - конкретные блоги6, прежде всего, с точки зрения предлагаемого в них исторического контента.

В блогосфере Рунета немало блогов с исторической тематикой. Их ведут как профессиональные историки, так и люди, интересующиеся историей. При всем многообразии и вариативности выбора, остановлюсь на трех блогах, исходя из личных предпочтений, которые попытаюсь обосновать. Блог «Хроники третьего тысячелетия» ведет волгоградский историк-американист, заведующий кафедрой международных отношений и зарубежного регионоведения Волгоградского государственного университета, доктор исторических наук, профессор Иван Иванович Курилла7. К историческим блогам Рунета относится блог «Северный Кавказ сквозь столетия», который ведет на платформе сайта «Кавказский узел» московский историк-кавказовед кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра циви-лизационных и региональных исследований Института

6 Блог (англ. blog, от web log - интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) - веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к бло-гозаписи или своих блогах). Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой. Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев, «комментов») посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами. Под блогами также понимаются персональные сайты, которые состоят в основном из личных записей владельца блога и комментариев пользователей к этим записям.

7 URL: http://aUiruk.livejournal.com/ (дата обращения: 21.03.2014).

Африки РАН Наима Аминовна Нефляшева8. Большой объем научно-популярной информации содержит блог «Любовь к истории», который ведет известный российский писатель Борис Акунин9.

Пожалуй, как некую провокацию профессиональные историки (по крайней мере, какая-то их часть) может воспринять присутствие в этом перечне последнего, акунинского, блога, автора которого многие склонны воспринимать исключительно как писателя-детективщика, «крестного отца» Эраста Фандорина.

Обозначу свою позицию. Вообще-то писатель-детективщик Б. Акунин - это выпускник историко-филологического отделения Института стран Азии и Африки при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова Григорий Шалвович Чхартишви-ли, специалист по японской культуре. Как историк, не чуждый методологической рефлексии, я могу сказать, что мне близко представление о многообразии типов бытования исторического знания - от строго научного до социально ориентированного, характер взаимоотношений между которыми вовсе не обязательно должен определяться ситуацией взаимного непонимания. В этом смысле я разделяю мнение своих коллег по профессиональному историческому цеху С.И. Маловичко и М.Ф. Румянцевой о том, что «не стремление к «исправлению» другого типа истории, а исследовательская позиция вненаходимости, рефлексия на метауровне науки и применение принципа «признания чужой одушевлен-ности»...помогает преодолеть линейность историографического процесса, акцентируя внимание на коэкзи-стенциальном пространстве исторического знания»10.

8 URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/1927 (дата обращения: 21.03.2014).

9 URL: http://borisakunin.livejournal.com/ (дата обращения: 21.03.2014).

10 Маловичко С.И., Румянцева М.Ф. 2013, 224.

Перечисленные блоги могут быть отнесены к одной разновидности по следующим признакам. Во-первых, по авторству - это личные (персональные, авторские, частные) блоги, которые ведутся одним лицом, т.е. его автором или владельцем; во-вторых, по тематической направленности - это блоги, в которых разными способами артикулируется авторская «любовь к истории»; в-третьих, по наличию/виду мультимедиа - это текстовые блоги, в которых, при наличии фотоматериалов, основное содержание составляют тексты; в-четвертых, это контентные блоги, т.е. блоги, публикующие первичный авторский контент. В-пятых, анализируемые блоги соответствуют высоким стандартам языковой грамотности, что в моем, как читателя, случае является весомым аргументом, потому что не надо постоянно отвлекаться на грамматические и синтаксические ошибки и раздражаться по этому поводу. Это тексты, вызывающие доверие.

Первым из анализируемых блогов, имея в виду время его появления, является блог И.И. Куриллы. Первая запись была сделана 8 декабря 2007 г.11 На сегодняшний день в нем более 2600 записей, около тысячи тегов12. Как пишет сам автор, журнал посвящен не одной, а нескольким темам. Прежде всего, это российско-американские отношения в прошлом и настоящем. Кроме того, это историческая наука в её отношениях с обществом (включая «историческую политику», учебники истории и т.п.), образование и (гуманитарная, общественная) наука в России, развитие отношений между обществом и государством. Наконец, это дневниковые

11 URL: http://alliruk.livejoumal.com/2007/12/08/ (дата обращения: 21.03.2014).

12 Тег, иногда тэг, (англ. tag - ярлык, этикетка, бирка; метить) -жаргонное название дескриптора, метки как ключевого слова, в более узком применении идентификатор для категоризации, описания, поиска данных и задания внутренней структуры.

записи о путешествиях и публикациях13. Количественный анализ общего списка тегов показал, что по частоте использования в нем лидируют слова и словосочетания «российско-американские отношения» (381) и «история» (342). Кроме того, часто в своих записях автор использует теги «образование» (230), «историки» (218), «университет» (205), «наука» (148), «учебники» (101)14, что подтверждает тематическую направленность блога.

На вопрос о своей целевой аудитории блоггер И.И. Курилла в одном из интервью ответил: «С самого начала я понимал, что мало кто в нашей стране знает историю взаимодействий между Россией и Америкой. У нас есть и поверхностный антиамериканизм, и излишние восхищения жизнью в Штатах. А вот истинных знаний меньше. И когда я завел свой блог, то осознал, что могу попытаться разрушить стереотипы и рассказать о плодотворных контактах между нашими странами, об Америке. Показать, что наши страны связаны историей гораздо сильнее, чем принято считать. Для меня это попытка писать научно-популярные тексты на ту тему, в которой я разбираюсь. Я никогда не задумывался, кто конкретно меня читает. Не хочу быть еще одним СМИ, а лишь пишу на интересные мне темы»15. Действительно, российско-американские сюжеты представлены в блоге широко и многопланово. Как правило, им посвящены субботние посты16 автора. Здесь и обилие персоналий политических и общественных деятелей, дипломатов, представителей мира науки и искусства, так или иначе ассоциирующихся с историей взаимоотношений между двумя странами (П.П. Свиньин, Александр

13 URL: http://alliruk.livejournal.com/profile (дата обращения: 21.03.2014).

14 URL: http://alliruk.livejournal.com/tag/ (дата обращения: 21.03.2014).

15 URL: http://journal-ffimost.livejournal.com/15001.html (дата обращения: 21.03.2014).

16 Пост (англ. post - посылать, отправлять) - отдельно взятое сообщение в блоге.

II, А. Линкольн, А. Дункан, С. Есенин, А. Хаммер, Н.С. Хрущев, Р. Никсон, Р. Пайпс, Г. Холл, Н.Н. Болхови-тинов, М. Макфол и др.), и американская тема в русской поэзии XVIII в., и религиозная жизнь русских глазами американских путешественников, и образование в России и США в свете взаимных оценок, и американские карикатуры на покупку Русской Америки, и история компании Г. Форда в дореволюционной и советской России, и голливудские фильмы об СССР времен Второй мировой войны, и рейтинг великих русских американцев, и многое другое.

Волнительные, насколько я могу судить, не только для меня вопросы об организации науки, судьбах российского профессионального исторического сообщества, проблемах высшего исторического образования постоянно присутствуют на страницах блога. В разных вариациях и по разным поводам автор возвращается к этим темам, благо повседневие жизни современного российского историка изобилует поводами для рефлексии. Так, на протяжении длительного времени автор постоянно подчеркивал мысль о том, что профессиональное сообщество российских историков крайне нуждается в собственной организационной структуре, созданной не «сверху», а «снизу», самими историками, что ее наличие позволит решить ряд фундаментальных проблем современного отечественного историознания, прежде всего, проблему экспертной оценки трудов коллег, понижения рисков недобросовестного присутствия в профессии «историков на час», героев печально известного диссергейта. Именно И. И. Курилла стал одним из инициаторов кампании по выявлению диссерфейков по истории, опубликовав 22 ноября 2012 г. на страницах своего блога пост «Афера», получивший 228 комментариев17. И вот совсем недавно группа отечественных историков объявила о создании «Вольного исторического

17 URL: http://aUiruk.livejoumal.com/2012/11/22/ (дата обращения: 21.03.2014).

общества»18, одним из учредителей которого выступил И.И. Курилла19. Информация о создании ВИО сразу же появилась в авторском блоге20.

Блог Н.А. Нефляшевой создан 21 декабря 2010 г. В первом же своем посте автор объясняет причины, побудившие ее обратиться к жанру интернет-дневника: «.сейчас, как и 150 лет назад, Кавказ остается особым и самым проблемным регионом России, здесь по-прежнему сталкиваются интересы ведущих мировых держав, а в российской политике, как всегда, существуют свои «голуби» и «ястребы», свои Воронцовы и Ермоловы. Читающая публика в средней полосе России, как уже было в XIX веке, содрогается от зловещих мифов о коварных горцах, не способных якобы вписаться в цивилизованное общество и воспринимает Кавказ как параллельный неведомый мир, а современные интеллектуалы пророчат Кавказу будущий самоуправляющийся Хаос». Главный посыл здесь - помочь согражданам «понять Кавказ», т.е. развеять те многочисленные мифы о Кавказе и кавказцах, которые присутствуют в массовом общественном сознании россиян сегодня через обсуждение сюжетов кавказской истории, «которые явно, а может быть, и не столь прямолинейно, можно спроецировать на современность»21. Н.А. Нефляшева - профессиональный историк, выпускница Санкт-Петербургского государственного университета. Являясь представительницей одного из народов Северного Кавказа, родившись и прожив здесь немалое количество лет, сегодня она живет и работает в Москве, но хорошо знает реалии жизни

18 URL: http://www.polit.ru/news/2014/02/28/vio/ (дата обращения: 21.03.2014).

19 URL: http://www.polit.ru/article/2014/03/03/manifest_vio/ (дата обращения: 21.03.2014).

20 URL: http://alliruk.livejournal.com/685358.html (дата обращения: 21.03.2014).

21 URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/blogs/1927/posts/6370 (дата обращения: 21.03.2014).

региона. Для меня история этого блога и его автора интересна, прежде всего, тем, что речь идет о видении проблем на пути к диалогическим отношениям между Россией и Кавказом как одной из ее составных частей «европеизированным кавказцем», к тому же женщиной.

Блог подчеркнуто минималистичен. Автор не отвлекается на очередные «актуальные проблемы», постоянно появляющиеся в неспокойном политическом поле России сегодня, но прямо не связанные с историческим прошлым и современным состоянием Северного Кавказа. Четко и методично она «следует своим курсом» и в каждом новом посте предлагает читателям частичку нового знания о своей малой родине. Так, серия интересных, информационно насыщенных постов была предложена читателям блога в связи с Олимпиадой Сочи-2014, которая, как известно, стала поводом для актуализации «черкесского вопроса», так как место ее проведения -это последний очаг черкесского сопротивления в годы Кавказской войны. В них любой желающий мог найти сведения о топонимах черноморского побережья (Адлер, Хоста, Мацеста, Дагомыс, Сочи и др.), о происхождении названия главного олимпийского стадиона Фишт и о мифологии гор у черкесов, о героях нартского эпоса, в частности о легендарном Сосруко - адыгском Прометее, подарившем огонь людям, но так и не ставшем символом Олимпийских Игр в Сочи.

Блог Б. Акунина создан 7 ноября 2010 г., но постоянно автор ведет его около полутора лет, а именно - с мая 2012 г. Это один из топовых блогов Рунета, входящий в первую двадцатку22. Он содержит качественную визуализацию предлагаемых автором текстовых матери-алов23. К сожалению, нет тегов, что, конечно, осложняет работу с архивом, но имеется оглавление (правда, не-

22 URL: http://www.livejoumal.com/ratings/users/ (дата обращения: 21.03.2014).

23 URL: http://borisakunin.liveioumal.com/pics/catalog (дата обращения: 21.03.2014).

полное)24. Материалы блога «Любовь к истории» регулярно издаются автором отдельными книгами в серии с аналогичным названием25. Их удобно использовать на учебных занятиях по истории. Аудитория блога, как следует из акунинского «Автопортрета благородного собрания», представлена мужчинами и женщинами, причем последних большинство (56,3 проц.). Это россияне (67,4 проц.) и не только. Есть жители ближнего, дальнего и очень дальнего зарубежья. Самая многочисленная возрастная категория - лица от 20 до 40 лет (более 2/3 читателей). Научно-образовательный блок, представленный теми, кто «двигает науку», кто учит и, кто учится, составляет почти четверть читателей26.

20 марта 2013 г. Б. Акунин опубликовал своего рода «программный пост» под названием «Новый Карамзин явился», в котором изложил свои творческие планы на ближайшую и весьма отдаленную перспективу. Не без иронии, признавшись в том, что ему давно не дают покоя лавры Н.М. Карамзина, он заявил, что перестает быть детективщиком и переключается на подготовку многотомного мегапроекта «История Российского государства»: «Новый Карамзин, на мой взгляд, нужен затем, что уже двести лет «истории России» пишут именно что ученые историки, а их кроме студентов и людей, углубленно интересующихся прошлым, мало кто читает. Когда же историю страны рассказывает не ученый, а дилетант-беллетрист, он в силу профессии заботится о том, чтобы книгу было нескучно читать - как это делал Николай Михайлович. Подавляющее большинство людей имеют весьма смутное представление об истории собственной страны - лишь фрагментарные сведения, да и те в основном получены из романов и ки-

24 URL: http://borisakunin.livejournal.eom/11173.html (дата обращения: 21.03.2014).

25 Акунин Б. 2012 и др.

26 URL: http://borisakunin.livejournal.com/11499.html (дата обращения: 21.03.2014).

нофильмов. Я и сам, несмотря на историческое образование, цельного представления о нашей истории не имею. И это главная причина, по которой я взялся за дело. Хочу понять, как образовалось наше государство, как оно развивалось и почему стало таким, каким сегодня является. Моя «История» будет предназначена не для историков - ничего нового они не почерпнут. Я пишу для тех, кто плохо знает биографию своей страны и хотел бы знать ее лучше»27.

В другом, более позднем, посте «Любовь к истории как бактериологическое оружие» от 14 мая 2013 г. писатель отвечает на вопрос, зачем он занялся этим проектом: «...я люблю историю и надеюсь заразить этой хорошей болезнью как можно больше ни в чем не повинных людей. Вот главная цель всей затеи»28. На сегодняшний день в свет вышел первый том акунинской «Истории Российского

29 "

государства»29, получивший разные отзывы - от резко

30

критических до откровенно симпатизирующих30.

Итак, перед нами три блога, которые ведут три автора, принадлежащие к возрастной группе «за 40, но до 60-ти», т.е. к среднему поколению граждан страны. Ведение блога - это всегда колоссальная работа. Перечисленные блоги интересны предлагаемыми стратегиями работы с потенциальными читателями. Самый яркий интерфейс у блога Б. Акунина. Самый удобный - у И.И. Куриллы.

27 URL: http://borisakunin.liveiournal.com/94544.html (дата обращения: 21.03.2014).

28 URL:

http://borisakunin.liveiournal.com/101044.hlml?thread=44021684#t440 21684 (дата обращения: 21.03.2014)

29 Акунин Б. 2014.

30 URL: http://vozduh.afisha.ru/books/istoriYa-rossiYskogo-gosudarstva-akunina-s-tochki-zreniva-strogov-nauki/ (дата обращения: 21.03.2014); http://www.russ.ru/pole/Bol-she-chem-istorik (дата обращения: 21.03.2014); http://www.igh.ru/smi/583/ (дата обращения: 21.03.2014); http://dolboeb.liveiournal.com/2596031.html (дата обращения: 21.03.2014); http://www.diletant.ru/blogs/6588/7552/ (дата обращения: 21.03.2014).

Если блог И.И. Куриллы специализирован на сюжетах российско-американских отношений, а Н.А. Не-фляшева пишет о кавказской истории, то Б. Акунин предпочитает дать своему читателю ту историческую информацию, которая по каким-то причинам «зацепила» его самого как литератора и не связана с конкретной страной или эпохой. При этом автор, недавно заявив о работе над первыми томами собственной версии истории Российского государства, более четко очертил круг своих исторических штудий проблемами отечественной истории.

Ведение собственного интернет-дневника делает присутствие историка в публичном пространстве постоянным, а значит - неизмеримо повышает ответственность за каждое написанное слово. Автор «приручает» своих постоянных читателей, которые невольно начинают соизмерять свои мысли, жизненные ориентиры, стратегии поведения с автором любимого блога.

По природе своей блог как источник исторической информации не предполагает какого бы то ни было «принуждения к готовому знанию». Блог можно читать и не читать. Можно соглашаться и не соглашаться с автором. Можно с ним спорить публично, а можно выстраивать свою систему аргументации, не вступая в публичный диалог, т.е. это всегда свободный выбор. Блог хорош тем, что с позицией автора можно соотносить свои предпочтения.

Конечно, исторические тексты, публикуемые на страницах блогов, часто не имеют таких атрибутов научности, как ссылки на использованные источники и литературу (сказанное не относится к историческим текстам блога И.И. Куриллы - здесь автор достаточно часто приводит использованные источники, включая свои собственные тексты). За ними, строго говоря, стоит только авторитет их автора. Но речь ведь и не идет об использовании приводимой в этих текстах исторической информации для сугубо академических целей.

Напротив, необходима ретрансляция академического исторического знания на широкую аудиторию,

умение переключать регистры, доносить до массового читателя сведения по различным аспектам отечественной и мировой истории. Сегодня каждый из нас, профессиональных историков, с горечью замечает, как низок уровень общей исторической культуры наших сограждан, как безгранично разрослось историческое мифотворчество, идет ли речь о мифах об Америке или мифах о Кавказе, с какой готовностью наши соотечественники готовы потреблять различного рода басни на сюжеты этноисто-рии, как, порой, застит глаза очередная мифологема о славном и величественном прошлом собственного народа. На мой субъективный взгляд этой бациллой сегодня заражено критическое числе наших сограждан.

Не думаю, что именно историческая блогосфера Рунета способна переломить ситуацию, но то, что она может внести свою лепту в преодоление сложившегося дисбаланса, - это очевидно.

Как историограф, не могу не сказать о том, что меня блоги историков интересуют еще и с точки зрения историографии, т.е. как источники по истории исторического знания, обстоятельствах его бытования в различных слоях общества.

Наконец, перечисленные блоги интересны также тем, что в них четко отражается гражданская позиция автора по вопросам текущей политической жизни. Конечно, это позиция рефлексирующего интеллектуала, с неизбежными «за» и «против», но совершенно очевидно, что авторы анализируемых блогов - это представители той части общества, которую с разными коннотациями принято сегодня называть «креативным классом». В постах, посвященных текущему политическому процессу, они доступно объясняют суть своей позиции, идет ли речь об очередных законотворческих инициативах депутатов Госдумы, ходе и результатах выборов в центральные и местные органы исполнительной власти, или, допустим о синхронных задержаниях черкесских активистов в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Адыгее накануне открытия Олимпиады-2014. Наличие соб-

ственной артикулированной позиции и умение ее донести до аудитории - это, безусловно, сильная сторона каждого из трех блоггеров.

Вообще по блогам Б. Акунина, И.И. Куриллы, Н.А. Нефляшевой можно изучать современную историю страны, увиденную глазами российской интеллигенции. В этом смысле блоги удачно дополняют друг друга, отчетливо иллюстрируя мысль о том, что в эпоху глобализации история приобретает выраженный сетевой характер, становится, используя новейшую терминологию, «перекрёстной историей» («histoire croisée»), «связанной историей» («connected history»), когда происходящее в Москве, Волгограде и, допустим, на Северном Кавказе оказывается тесно переплетенным незримыми, но ощутимыми нитями, клубок которых, в свою очередь, уходит в некий мировой контекст.

Если говорить о конкретных предпочтениях в рамках перечисленных блогов, то для меня это, безусловно, блог И.И. Куриллы. Я могу сказать, что автор думает как я, его волнуют те же, что и меня, вопросы. Мне близки его профессиональные интересы, отношение к жизни, гражданская позиция. Зачем я читаю этот блог? Главная мотивация: автор аргументированно и публично отстаивает мою систему ценностей, мой взгляд на проблемы науки и образования, благодаря чему я знаю, что не одинока в своих размышлениях и предпочтениях, что есть другие региональные историки, которые думают так, как я, чувствуют так, как я, ищут ответы на те же вопросы, что волнуют и меня. Наконец, это просто познавательно и интересно, когда речь идет о конкретных сюжетах американской истории, персоналиях в изложении человека, безусловно, любящего и хорошо знающего предмет своего научного интереса.

Интернет-блоги, ставшие предметом анализа в данной статье, - дают богатую пищу для размышлений о том «как думают», «как пишут» на темы истории и современности интеллектуалы цифровой эпохи.

Список сокращений ВИО - Вольное историческое общество

ВЦИОМ - Всероссийский центр изучения общественного мнения

Литература

http://alliruk.liYeiournal.com/

>://alliruk.livejournal.com/2007/12/08/ >://alliruk.livejournal.com/2012/11/22/ >://alliruk.liveiournal.com/685358.htmT) : http://alliruk.liveiournal.com/profile http://alliruk.liveiournal.com/tag/ URL: http://borisakunin.livejournal.com/ URL:

http://borisakunmliveiournal.com/101044.html?thread=44021684#t4 4021684 URL URL URL URL URL URL URL

http://borisakunin.liveiournal.com/11173.html

http://borisakunin.liveiournal.com/11499.html

http://borisakunin.liveiournal.com/94544.html

http://borisakunin.liveiournal.com/pics/catalog

http://dolboeb.liveiournal.com/2596031.html

http://iournal-fFimost.liveiournal.com/15001.html

http://vozduhtfisha.ru^ooks/istoriva-rossivskogo-gosudarstva-

akunina-s-tochki-zreniya-stro goy-nauki/

http ://wciom. ru/index.php?id=459&uid= 114108

http http http

//www.diletant.ru/blogs/6588/7552/ //www.igh.ru/smi/583/ //www.kavkaz-uzel.ru/blo gs/1927

http

//www.kavkaz-uzel.ru/blogs/1927/posts/6370

http http http

//www.liveiournal.com/ratings/users/

//www.polit.ru/article/2014/03/03/manifest_vio/

//www.polit.ru/news/2014/02/28/vio/

URL URL URL URL URL URL URL URL URL

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Weller T. (ed.). 2012: History in the Digital Age. Routledge. Акунин Б.. 2012: Любовь истории. М.

Акунин Б. 2014: Часть Европы. История Российского государства. От истоков до монгольского нашествия. М. Афанасьева Л.П. 2003: Интернет для историка: мусорная корзина или кладезь мудрости? [Электронный ресурс] // Новый исторический вестник. №1(9), 182-212. URL: http://www.nivestnik.ru/2003 1/14.shtml

http

//www.russ.ru/pole/Bol-she-chem-istorik

Маловичко С.И., Румянцева М.Ф. 2013: История как строгая наука

социально ориентированное историописание. Орехово-Зуево. Уэбстер Ф. 2004: Теории информационного общества. М. Хут Л.Р., Бузаров А.Ш. 2013: Научно--образовательные ресурсы Рунета по истории: алгоритм поиска // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2 (118), 62-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.