Научная статья на тему 'ИСТОКИ ЖАНРА ВЫМЫШЛЕННОЙ АВТОБИОГРАФИИ'

ИСТОКИ ЖАНРА ВЫМЫШЛЕННОЙ АВТОБИОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
189
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН / ВЫМЫШЛЕННАЯ АВТОБИОГРАФИЯ / ПЛУТОВСКОЙ РОМАН / РОМАН ВОСПИТАНИЯ / AUTOBIOGRAPHICAL NOVEL / FICTIONAL AUTOBIOGRAPHY / PICARESQUE NOVEL / EDUCATION NOVEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Горелова Ольга Олеговна

Рассматриваются проблемы развития жанра вымышленной автобиографии. Анализируются особенности его прототипов. Особое внимание уделяется плутовскому роману и роману воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEGINNINGS OF THE GENRE OF FICTIONAL AUTOBIOGRAPHY

The article discusses the development of the fictional autobiography genre. The author analyzes the features of its prototypes. Particular attention is paid to the picaresque novel and the education novel.

Текст научной работы на тему «ИСТОКИ ЖАНРА ВЫМЫШЛЕННОЙ АВТОБИОГРАФИИ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 82-312.6

ИСТОКИ ЖАНРА ВЫМЫШЛЕННОЙ АВТОБИОГРАФИИ

Горелова Ольга Олеговна

аспирант,

кафедра иностранной филологии и методики преподавания, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте 298635, Россия, РК, г. Ялта, ул. Севастопольская, 2-А

BEGINNINGS OF THE GENRE OF FICTIONAL AUTOBIOGRAPHY

Gorelova Olga Olegovna

Postgraduate,

Department of Foreign Philology and Methods of Teaching, Humanities and Education Science Academy (branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta 2, Sevastopolskaya St., Yalta, Republic of Crimea, Russia, 298635

Аннотация. Рассматриваются проблемы развития жанра вымышленной автобиографии. Анализируются особенности его прототипов. Особое внимание уделяется плутовскому роману и роману воспитания.

Abstract. The article discusses the development of the fictional autobiography genre. The author analyzes the features of its prototypes. Particular attention is paid to the picaresque novel and the education novel.

Ключевые слова: автобиографический роман, вымышленная автобиография, плутовской роман, роман воспитания.

Keywords: autobiographical novel, fictional autobiography, picaresque novel, education novel.

Вымышленную автобиографию определяют как жанр, имитирующий автобиографический дискурс. Цель статьи - проследить историю становления этого литературного жанра. Существуют два жанра, которые можно считать предками вымышленной автобиографии: плутовской роман и роман воспитания («Bildungsroman»). Анонимно опубликованная повесть «Жизнь Ласарильо с Тормеса» («La vida de Lazarillo de Tormes», 1554) является прототипом плутовского романа - жанра, возникшего в Испании в XVI веке и процветавшего во всей Европе в течение последующих столетий. Плутовские романы - это истории, рассказанные от первого лица главным героем, в большинстве случаев «низкого происхождения», который в свободной форме повествует о своей авантюрной жизни. Историю «Ласарильо с Тормеса» предваряет пролог одноименного «Я-повествователя», который извиняется за свой неуклюжий стиль и надеется, что его история убедит читателя в реальном существовании человека, на долю которого выпало столько невзгод и злоключений. На основании написанного в прологе читатель должен верить, что он прочтет правдивую историю. Ничто в романе «Ласарильо» не доказывает однозначно его вымышленный характер [3, c. 193], поскольку идентичность имен (автора и нарратора /протагониста) не отрицается по причине анонимного авторства книги. Еще один известный, увидевший свет позже, пример плутовского романа и вымышленной автобиографии, «Молль Флендерс» («Moll Flanders», 1722) Д. Дефо, демонстрирует те же типичные характеристики: история, рассказанная от первого лица, с предисловием. Здесь предисловие также подразумевает, что книга является подлинным жизнеописанием. Автором предисловия, однако, является не сама Молль Флендерс, а анонимный (вымышленный) редактор рукописи, которую он обнаружил случайно, утверждающий, что он изложил историю «новыми словами» [2, c. 28]. Эта жизненная история представлена не как автобиографическая история автора, а как реальная история о «Печалях и радостях знаменитой Молль Флендерс, рожденной в Ньюгейтской тюрьме» [1] («The Fortunes and Misfortunes Of the Famous Moll Flanders, &C. Who was Born in NEWGATE» [2, c. 27]). Автобиографическая иллюзия касается истории Молль Флендерс; (анонимный) редактор заявляет собственную претензию на подлинность. Предисловия часто используются, чтобы вызвать предположение о том, что рассказ связан с реальным жизненным опытом.

Вымышленные автобиографии нередко сочинялись по образцу плутовского романа, особенно в XVII и XVIII веках [4; 6], тогда как в XIX веке «воспитательный роман» или «роман развития» («Bildungsroman») стал доминирующей основой для вымышленных автобиографий. Оба жанра основываются на опыте, который трансформирует и формирует характер главного героя и разделяют

глубокую веру в способность повествования сформировать личность. Такие романы, как «Годы учения Вильгельма Мейстера» («Wilhelm Meisters Lehrjahre», 1796) И. В. фон Гете, «Коринна, или Италия» («Corinne ou l'Italie», 1807) Мадам де Сталь, «Джейн Эйр» («Jane Eyre», 1847) Ш. Бронте и «Дэвид Копперфильд» («David Copperfield», 1850) Ч. Диккенса, представляют собой повествования об ученичестве, воспитании в жизни, отречении и социальной интеграции в буржуазное общество [5, с. 119].

XIX век стал золотым веком для жанра вымышленной автобиографии, и английские романы, такие как упомянутые выше, привлекали большое внимание исследователей [4].

Влияние плутовского романа распространилось и на ХХ век. Известными примерами являются романы «Признания авантюриста Феликса Круля» («Die Bekenntnisse des Hochstaplers Felix Krull», 1954) Т. Манна и «Жестяной барабан» («Die Blechtrommel», 1959) Г. Грасса. Кроме того, «роман воспитания» стал образцом для многих политически ангажированных и гендерных образцов жизнеописания

XX века [5]. Поскольку идеалы, выраженные в «романе воспитания», рухнули в ХХ веке, жанр вымышленной автобиографии изменился, начав демонстрировать большую сложность и неоднозначность. Самость и самосозерцание рассматривались более фрагментарно; росло сознание конструктивности социальных существ [5].

Таким образом, в постмодернизме происходит эволюция экспериментальных представлений динамической идентичности, образованной языком. Идея согласованного автономного субъекта исчезает; главенство захватывает представление фрагментированной и установленной идентичности и отчуждения собственного опыта.

Список литературы:

1. Дефо, Д. Радости и горести знаменитой Молль Флендерс [Электронный ресурс] I Д. Дефо // Lib.ru/Классика. - Режим доступа i http://az.lib.ru/d/defo_d/text_0040.shtml. - (Дата обращения i 01.03.2020).

2. Defoe, D. Moll Flanders / D. Defoe. - Harmondsworth i Penguin Books, 1979. - 317 p.

3. Genette, G. Seuils I G. Genette. - Paris : Editions du Seuil, 1987. - 388 p.

4. Löschnigg, M. Die englische fiktionale Autobiographie : Erzähltheoretische Grundlagen und historische Prägnanzformen von den Anfängen bis zur Mitte des neunzehnten Jahrhunderts : Diss I Martin Löschnigg. -Trier : Wissenschaftlicher Verlag Trier, 2006. - 373 p.

5. Smith, S. Reading Autobiography i A Guide for Interpreting life Narratives / S. Smith and J. Watson. -2nd ed.. - Minneapolis i University of Minnesota Press, 2010. - 394 p.

6. Souiller, D. Le roman picaresque / D. Souiller. - Paris i Presses Universitaires de France, 1980. - 127 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.