УДК 327.5
ИСТОКИ ПОЛЬСКОЙ РУСОФОБИИ
Л.С. Чопенко
Рассмотрена польская русофобия как предмет изучения, указаны причины возникновения русофобии. Проведен анализ возникновения данного явления в исторической ретроспективе.
Ключевые слова: русофобия; ксенофобия; истоки польской русофобии; братья Качиньские; противостояние России и Польши; славяне.
L.S. Chopenko. ORIGINS OF POLISH RUSSOPHOBES
The article discusses the Polish russophobia as the object of study, are the causes of Russophobia. The analysis of this phenomenon in historical perspective.
Keywords: russophobia; xenophobia; Polish origins russophobia; Kaczynski brothers; confrontation between Russia and Poland; Slavs.
В основе русофобии, как и любой другой фобии, лежит страх - предвзятое отношение к России и русским. В Большой актуальной политической энциклопедии русофобия определяется как неприязнь или откровенная ненависть ко всему русскому: к менталитету нации, ее культуре, языку, государственности. Это частный случай ксенофобии. Ксенофобия - это тоже страх и даже ненависть к чужому, новому, непонятному, враждебному. Такая фобия, воздвигнутая в ранг мировоззрения, является причиной вражды по национальному, религиозному, социальному признакам.
Русофобией является признание за русскими некой онтологической и/или генетической ущербности, экзистенциальная ненависть или страх по отношению к ним, систематическое и сознательное желание им вреда, а не блага, а также (мягкий вариант) игнорирование базовых интересов и проблем русского народа, затрагивающих его подавляющее большинство, - пишет С. Сергеев, историк [10].
Известный русский поэт Ф.И. Тютчев долгое время работал дипломатом в Европе. Его перу принадлежит незавершенный трактат «Россия и Запад», ряд статей и термины «русофобия» и «панславизм». Термин «русофобия» Ф.И. Тютчев использовал в связи с революционными событиями в Европе и тем, что «на Западе усилились настроения против имперской политики России и русских. Причины такого отношения виделись ему в стремлении европейских стран вытеснить Россию из Европы если не силой оружия, то презрением. Западные страхи по поводу России, показывает Тютчев, проистекают в том числе и от незнания, поскольку ученые и философы Запада «в своих исторических воззрениях» опирались на рассказы иностранцев, побывавших в
России, а также русских людей, приезжавших в Европу» [9].
Южные края и приморские народы вплоть до Индии открыты королём Португалии. Пусть же и северные края с народами, живущими у Северного океана к востоку, открытые войсками короля польского, станут теперь известны миру, - писал Матвей Меховский, польский историк и географ эпохи Ренессанса, профессор Краковского университета, где он неоднократно избирался ректором.
Среди прочего в своём труде М. Меховский называет Московское княжество «Московией», а его население - «москами». Хотя автор и писал, что «речь там повсюду русская или славянская», тем не менее он обособляет «москов» от «рутен», «русинов» (русских) - такая схема впоследствии была принята и укоренилась в польско-литовской публицистике. «Трактат о двух Сарматиях» Матвея Меховского был одним из главных источников изучения России в Западной Европе, в XVI в. он был переведён с латинского на многие европейские языки.
Русь XVI в. европейцы считали страной Востока. Поляки называли русских варварами и никогда не ассоциировали с Европой, все больше с Азией. «Король Сигизмунд I сообщал западным монархам, что «московиты» - не христиане, а жестокие варвары, относящиеся к Азии и сговорившиеся с турками и татарами разрушить христианский мир [8]. Хотя в той же Литве образование издревле было связано с русскими школами и осуществлялось при православных церквях и монастырях. Делопроизводство велось преимущественно на западнорусском письменном языке.
Московское государство конца XVI в. представлялось европейцам страной с особым государственным устройством, особыми законами,
обычаями и традициями. Многое в этой стране было непонятно просвещенному европейскому взгляду, многое, в сравнении с Европой, казалось отсталым и диким, - писал английский дворянин, дипломат в XVI-XVП вв. Джером Горсей.
Но были и другие точки зрения. В 1549 г Сигизмунд Герберштейн, барон, немецкий дипломат и путешественник, выпустил книгу «Записки о московитских делах». Непреходящая ценность его труда во многом связана с тем, что он не относится к восточноевропейским культурам свысока, как многие другие авторы, не рассматривает народы Восточной Европы как «низшую расу», а показывает их как просто нечто иное, «альтернативное» западноевропейским культурам.
Нас не должны смущать и сбивать с толку некоторые его высказывания, отражающие каноны современной ему традиции - северных немцев, литовцев и славян восточнее Польши упорно именовавших «варварами». Книга писалась для его соотечественников-современников, потому её автор не мог не считаться с принятыми в то время стереотипами, а также вынужден был сохранять типичные обороты своих информаторов и тех западных источников, которыми пользовался.
Следовательно, корни русофобии - в невежестве, в отсутствии у европейцев объективной информации, в боязни нового, в нежелании принять живущих на востоке Европы русских в разряд себе подобных.
Почему же русофобия в большей степени характерна для некоторых стран и народов, например, для поляков, литовцев и др.?
В XVI в. Польша была крупнейшим государством в Европе, располагаясь на территории современной Польши, Украины, Белоруссии, Литвы, а также России, Латвии, Эстонии, Молдавии и Словакии. Великое княжество Литовское, частью которого была Польша, соперничало с Великим княжеством Московским в борьбе за господство в Восточной Европе и за собирание русских земель. Это золотой век польской истории. Ее культура достигла расцвета. С XIV в. функционировал университет в Кракове (этот город был тогда столицей), созданный по образцу Парижского, в котором преподавал, например, сам Н. Коперник и было четыре факультета: теологический, юридический, медицинский и свободных наук.
Но постепенно «центральная власть в огромном польско-литовском государстве стала ослабевать» [8], что и предопределило его будущий крах. Границы были протяженными, а соседи воинственными и агрессивными.
Страна находилась в состоянии перманентных военных конфликтов почти со всеми своими соседями. В 1610 г. польские войска оккупировали даже Москву, но были изгнаны народным ополчением, возглавленным Мининым и Пожарским.
Подтачивали страну изнутри магнаты, создававшие союзы с соседними государствами в корыстных целях, и шляхта, постоянно требовавшая защиты собственных «свобод», злоупотреблявшая практикой «liberum veto», которая позволяла любому депутату блокировать не нравящееся ему решение, требуя роспуска сейма и выдвигая любые предложения, рассматривавшиеся уже следующим его составом.
Ослабленная Польша теряла окраинные части своей территории. Сначала ей пришлось отказаться от суверенных прав на Восточную Пруссию, затем она потеряла Киев и все районы восточнее Днепра. Слабеющая власть превратилась уже не более чем в марионетку в руках соседних монархических государств.
В таких непростых условиях был произведен первый раздел Польши в 1772 г и ратифицирован сеймом в 1773 г., по которому «восточная Белоруссия и все земли к северу от Западной Двины и к востоку от Днепра отошли к России» [8].
Данное событие способствовало национальному возрождению, которое привело к принятию новой конституции, цель которой - преодоление долговременной политической нестабильности и создание прочного государственного порядка. Но новая конституция была невыгодна сильным соседям - Пруссии, России и Австрии, а также той части шляхетской партии, которая умела извлекать выгоды из слабости государства. Они же и призвали в Польшу войска России и Пруссии. И 23 января 1793 г. был произведен второй раздел Польши, в результате которого к России отошли большая часть Литвы и Белоруссии, почти вся Волынь и Подолье. «Россия не присвоила ничего исконно польского, отобрала только свои старинные земли да часть Литвы, некогда прицепившей их к Польше», - сообщает В.О. Ключевский [6].
Оставшаяся часть Польши превратилась в марионеточное государство. «Третий раздел Польши, в котором участвовала Австрия, был произведен 24 октября 1795 года; после этого Польша как самостоятельное государство исчезла с карты Европы» [8].
«Очень важно подчеркнуть: Россия по всем трём разделам не получила ни пяди собственно польской земли, не пересекла этнографическую границу Польши. Идеология российского
участия в разделах заключалась именно в воссоединении прежде единого - Русской земли», - пишет О. Неменский, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований [4].
Коренные же польские земли поделили между собой Пруссия и Австрия. Политическая элита в лице шляхты и магнатов сыграла не последнюю роль в судьбе Польши. И роль далеко незавидную. То же самое мы можем наблюдать сейчас на Украине: слабость центральной власти, ее марионеточный характер, незаинтересованность в согласовании различных интересов субъектов политики, неспособность обеспечить безопасность общества, дистанцированность от народных масс и как следствие - отделение Крыма.
Все последующие годы поляки стремились к независимости. На время ее удалось получить благодаря Наполеону, который, борясь с монархической Европой, создал в 1807 г. «из территорий, захваченных Пруссией во время второго и третьего разделов, Великое княжество Варшавское» [8]. Но политически эта территория зависела от Франции, хотя и рассматривалась поляками как начало их полного освобождения.
Польские земли в составе России подвергались русификации, территории, контролировавшиеся Пруссией, - германизации. Несколько лучше обстояли дела на польских землях в составе Австрии: в школах, учреждениях и судах использовался польский язык. Функционировал университет в Кракове, который наряду со Львовским стал всепольским культурным центром.
В начале XX в. польское государство вновь появилось на политической карте Европы. А поляки, наконец, обрели свою самостоятельность. Произошло это при тех же условиях, при которых они ее потеряли.
Шла Первая мировая война, в результате которой Германия капитулировала, Австро-Венгрия распалась, а в России, раздираемой внутренними и внешними противоречиями -Гражданская война. Некогда сильные и воинственные соседи оказались временно не у дел.
«5 ноября 1916 года монархи Германии и Австро-Венгрии огласили манифест о создании самостоятельного Польского Королевства в российской части Польши. 30 марта 1917 года, после Февральской революции в России, Временное правительство признало право Польши на самоопределение и 6 октября 1919 года, в период распада и краха Центральных держав, Регентский совет Польши объявил о создании независимого польского государства» [8].
По логике вещей такую же нелюбовь поляки должны питать к немцам, австрийцам и венграм, которые исторически были более сильными соседями и участвовали в разделах Польши. Но говорить о германофобии как о распространенном явлении в Польше не приходится, несмотря на зверства фашистов на территории польского государства во время Второй мировой войны. У этих стран есть общий знаменатель: все они - европейские державы, в отличие от нас. Присутствие России в Европе до сих пор считается номинальным. Кроме того, нас отличает религиозная принадлежность - православие, которое тоже является камнем преткновения для многих.
Так что же можно сказать о русофобии в современной Польше? Безусловно, на уровне политических деятелей это явление по-прежнему актуально и имеет место быть. В политической элите «русофобство» не считается компрометирующим явлением [2]. Польский публицист Я. Липский, ветеран Армии Крайо-вой, утверждал в своё время, что «без русофобии нет польского патриотизма» [3].
Воинствующая пресса подливает масло в огонь и разжигает страсти по этому вопросу, муссируя влияние восточного соседа только как негативное. Но среди простых людей, особенно старшего поколения, знающих русский язык, отрицательного отношения к русским и к России нет.
Если антирусские настроения имеют место, то это кому-то выгодно, например, польской элите, которая постоянно разыгрывает антирусскую карту и использует исторический негатив. Основной «носитель» политического неприятия России в Польше - это партия «Право и справедливость» (ПиС), возглавлявшаяся братьями Качиньскими. ПиС - радикальная консервативная партия, в программе которой очень сильны элементы популизма и национализма [1]. При этом «партия братьев Качиньских» вместе с двумя другими небольшими партиями - популистской «Самообороной Речи Посполитой» А. Леппера и правой националистской, католической и антисемитской «Лигой польских семей» [3] Р. Гиртыча - составляла в своё время правящую коалицию Польши.
Безусловно, противостояние России и Польши является инструментальным, - пишет известный геополитик В. Коровин, - оно стимулируется со стороны США. Правление Ка-чиньского, по мнению данного автора, «было пиком этого противостояния, равно как и политической напряженности в двухсторонних отношениях» [5].
Польша... не может иметь в мире русофобскую репутацию, потому что обособиться, изолироваться от России не удастся: с Россией хотят договариваться немцы и французы [5]. «Мы не имеем морального права оставить будущим поколениям груз недоверия друг к другу, - говорил Д. Туск, - в Европе XXI века просто нет альтернативы подлинному добрососедству между народами Польши и России» [3]. Первые выступления нового польского премьер-министра обнадеживали всех, кто искренне хотел решительного улучшения польско-российских отношений. История дана для того, чтобы извлекать уроки и делать необходимые выводы. Жить прошлыми обидами, даже если это называется «исторической памятью» - это значит не иметь настоящего.
Список литературы
1. Ачкасов В.А. Национал-популизм в посткоммунистических странах Центральной и Восточной Европы: причины роста электоральной поддержки // Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 5. С. 145-150.
2. Вятр Ежи. Польша-Россия: национальные интересы или историческая память // Социология. 2011. № 3. С. 23-35.
3. Жиряков И.Г., Барабанов М.В. Феномен «политического неприятия» России в современной Польше // Вестник МГОУ. Сер. «История и
политические науки». Раздел II. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: www.vestnik-mgou.ru/ Articles/Doc/5088
4. Историк: Россия никогда не участвовала в разделах [Электронный ресурс]. URL: www. regnum.ru.
5. Кваснецвский А. Русофобия не для нас // Новая Польша. 2011. № 7-8 [Электронный ресурс]. URL: http://www. novpol.ru/index.php?id=1514.
6. Ключевский В.О.. Курс русской истории. Лекция 76 [Электронный ресурс]. URL: www.ma-gister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec76.htm.
7. Коровин В. Правление Качиньского - пик русофобии в Польше // Евразия - информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. URL: http://evrazia.org/article/1635.
8. Краткий курс польской истории [Электронный ресурс]. URL: http://www.polska.ru/polska/ historia/krotki.html.
9. Понкратова А.Н. Славянофильство и творчество Ф.И. Тютчева: дис. ... канд. филол. наук. Махачкала, 2009. 200 с. URL: http://dlib.rsl.ru/ rsl01004000000/rsl01004594000/rsl01004594606/ rsl01004594606.pdf.
10. Русофобия - Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. URL: dic.aca-demic.ru/dic.nsf/efremova/239612/Русофобия.
11. Что такое русофобия? [Электронный ресурс]. URL: apn.ru>column/article25768.htm.
ЧОПЕНКО Любовь Семеновна - кандидат педагогических наук, зав. аспирантурой. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
CHOPENKO, Lubov Semenovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Graduate School. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]