Научная статья на тему 'Истоки польской русофобии'

Истоки польской русофобии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2019
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУСОФОБИЯ / RUSSOPHOBIA / КСЕНОФОБИЯ / XENOPHOBIA / ИСТОКИ ПОЛЬСКОЙ РУСОФОБИИ / POLISH ORIGINS RUSSOPHOBIA / БРАТЬЯ КАЧИНЬСКИЕ / KACZYNSKI BROTHERS / ПРОТИВОСТОЯНИЕ РОССИИ И ПОЛЬШИ / CONFRONTATION BETWEEN RUSSIA AND POLAND / СЛАВЯНЕ / SLAVS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чопенко Любовь Семеновна

Рассмотрена польская русофобия как предмет изучения, указаны причины возникновения русофобии. Проведен анализ возникновения данного явления в исторической ретроспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGINS OF POLISH RUSSOPHOBES

The article discusses the Polish russophobia as the object of study, are the causes of Russophobia. The analysis of this phenomenon in historical perspective.

Текст научной работы на тему «Истоки польской русофобии»

УДК 327.5

ИСТОКИ ПОЛЬСКОЙ РУСОФОБИИ

Л.С. Чопенко

Рассмотрена польская русофобия как предмет изучения, указаны причины возникновения русофобии. Проведен анализ возникновения данного явления в исторической ретроспективе.

Ключевые слова: русофобия; ксенофобия; истоки польской русофобии; братья Качиньские; противостояние России и Польши; славяне.

L.S. Chopenko. ORIGINS OF POLISH RUSSOPHOBES

The article discusses the Polish russophobia as the object of study, are the causes of Russophobia. The analysis of this phenomenon in historical perspective.

Keywords: russophobia; xenophobia; Polish origins russophobia; Kaczynski brothers; confrontation between Russia and Poland; Slavs.

В основе русофобии, как и любой другой фобии, лежит страх - предвзятое отношение к России и русским. В Большой актуальной политической энциклопедии русофобия определяется как неприязнь или откровенная ненависть ко всему русскому: к менталитету нации, ее культуре, языку, государственности. Это частный случай ксенофобии. Ксенофобия - это тоже страх и даже ненависть к чужому, новому, непонятному, враждебному. Такая фобия, воздвигнутая в ранг мировоззрения, является причиной вражды по национальному, религиозному, социальному признакам.

Русофобией является признание за русскими некой онтологической и/или генетической ущербности, экзистенциальная ненависть или страх по отношению к ним, систематическое и сознательное желание им вреда, а не блага, а также (мягкий вариант) игнорирование базовых интересов и проблем русского народа, затрагивающих его подавляющее большинство, - пишет С. Сергеев, историк [10].

Известный русский поэт Ф.И. Тютчев долгое время работал дипломатом в Европе. Его перу принадлежит незавершенный трактат «Россия и Запад», ряд статей и термины «русофобия» и «панславизм». Термин «русофобия» Ф.И. Тютчев использовал в связи с революционными событиями в Европе и тем, что «на Западе усилились настроения против имперской политики России и русских. Причины такого отношения виделись ему в стремлении европейских стран вытеснить Россию из Европы если не силой оружия, то презрением. Западные страхи по поводу России, показывает Тютчев, проистекают в том числе и от незнания, поскольку ученые и философы Запада «в своих исторических воззрениях» опирались на рассказы иностранцев, побывавших в

России, а также русских людей, приезжавших в Европу» [9].

Южные края и приморские народы вплоть до Индии открыты королём Португалии. Пусть же и северные края с народами, живущими у Северного океана к востоку, открытые войсками короля польского, станут теперь известны миру, - писал Матвей Меховский, польский историк и географ эпохи Ренессанса, профессор Краковского университета, где он неоднократно избирался ректором.

Среди прочего в своём труде М. Меховский называет Московское княжество «Московией», а его население - «москами». Хотя автор и писал, что «речь там повсюду русская или славянская», тем не менее он обособляет «москов» от «рутен», «русинов» (русских) - такая схема впоследствии была принята и укоренилась в польско-литовской публицистике. «Трактат о двух Сарматиях» Матвея Меховского был одним из главных источников изучения России в Западной Европе, в XVI в. он был переведён с латинского на многие европейские языки.

Русь XVI в. европейцы считали страной Востока. Поляки называли русских варварами и никогда не ассоциировали с Европой, все больше с Азией. «Король Сигизмунд I сообщал западным монархам, что «московиты» - не христиане, а жестокие варвары, относящиеся к Азии и сговорившиеся с турками и татарами разрушить христианский мир [8]. Хотя в той же Литве образование издревле было связано с русскими школами и осуществлялось при православных церквях и монастырях. Делопроизводство велось преимущественно на западнорусском письменном языке.

Московское государство конца XVI в. представлялось европейцам страной с особым государственным устройством, особыми законами,

обычаями и традициями. Многое в этой стране было непонятно просвещенному европейскому взгляду, многое, в сравнении с Европой, казалось отсталым и диким, - писал английский дворянин, дипломат в XVI-XVП вв. Джером Горсей.

Но были и другие точки зрения. В 1549 г Сигизмунд Герберштейн, барон, немецкий дипломат и путешественник, выпустил книгу «Записки о московитских делах». Непреходящая ценность его труда во многом связана с тем, что он не относится к восточноевропейским культурам свысока, как многие другие авторы, не рассматривает народы Восточной Европы как «низшую расу», а показывает их как просто нечто иное, «альтернативное» западноевропейским культурам.

Нас не должны смущать и сбивать с толку некоторые его высказывания, отражающие каноны современной ему традиции - северных немцев, литовцев и славян восточнее Польши упорно именовавших «варварами». Книга писалась для его соотечественников-современников, потому её автор не мог не считаться с принятыми в то время стереотипами, а также вынужден был сохранять типичные обороты своих информаторов и тех западных источников, которыми пользовался.

Следовательно, корни русофобии - в невежестве, в отсутствии у европейцев объективной информации, в боязни нового, в нежелании принять живущих на востоке Европы русских в разряд себе подобных.

Почему же русофобия в большей степени характерна для некоторых стран и народов, например, для поляков, литовцев и др.?

В XVI в. Польша была крупнейшим государством в Европе, располагаясь на территории современной Польши, Украины, Белоруссии, Литвы, а также России, Латвии, Эстонии, Молдавии и Словакии. Великое княжество Литовское, частью которого была Польша, соперничало с Великим княжеством Московским в борьбе за господство в Восточной Европе и за собирание русских земель. Это золотой век польской истории. Ее культура достигла расцвета. С XIV в. функционировал университет в Кракове (этот город был тогда столицей), созданный по образцу Парижского, в котором преподавал, например, сам Н. Коперник и было четыре факультета: теологический, юридический, медицинский и свободных наук.

Но постепенно «центральная власть в огромном польско-литовском государстве стала ослабевать» [8], что и предопределило его будущий крах. Границы были протяженными, а соседи воинственными и агрессивными.

Страна находилась в состоянии перманентных военных конфликтов почти со всеми своими соседями. В 1610 г. польские войска оккупировали даже Москву, но были изгнаны народным ополчением, возглавленным Мининым и Пожарским.

Подтачивали страну изнутри магнаты, создававшие союзы с соседними государствами в корыстных целях, и шляхта, постоянно требовавшая защиты собственных «свобод», злоупотреблявшая практикой «liberum veto», которая позволяла любому депутату блокировать не нравящееся ему решение, требуя роспуска сейма и выдвигая любые предложения, рассматривавшиеся уже следующим его составом.

Ослабленная Польша теряла окраинные части своей территории. Сначала ей пришлось отказаться от суверенных прав на Восточную Пруссию, затем она потеряла Киев и все районы восточнее Днепра. Слабеющая власть превратилась уже не более чем в марионетку в руках соседних монархических государств.

В таких непростых условиях был произведен первый раздел Польши в 1772 г и ратифицирован сеймом в 1773 г., по которому «восточная Белоруссия и все земли к северу от Западной Двины и к востоку от Днепра отошли к России» [8].

Данное событие способствовало национальному возрождению, которое привело к принятию новой конституции, цель которой - преодоление долговременной политической нестабильности и создание прочного государственного порядка. Но новая конституция была невыгодна сильным соседям - Пруссии, России и Австрии, а также той части шляхетской партии, которая умела извлекать выгоды из слабости государства. Они же и призвали в Польшу войска России и Пруссии. И 23 января 1793 г. был произведен второй раздел Польши, в результате которого к России отошли большая часть Литвы и Белоруссии, почти вся Волынь и Подолье. «Россия не присвоила ничего исконно польского, отобрала только свои старинные земли да часть Литвы, некогда прицепившей их к Польше», - сообщает В.О. Ключевский [6].

Оставшаяся часть Польши превратилась в марионеточное государство. «Третий раздел Польши, в котором участвовала Австрия, был произведен 24 октября 1795 года; после этого Польша как самостоятельное государство исчезла с карты Европы» [8].

«Очень важно подчеркнуть: Россия по всем трём разделам не получила ни пяди собственно польской земли, не пересекла этнографическую границу Польши. Идеология российского

участия в разделах заключалась именно в воссоединении прежде единого - Русской земли», - пишет О. Неменский, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований [4].

Коренные же польские земли поделили между собой Пруссия и Австрия. Политическая элита в лице шляхты и магнатов сыграла не последнюю роль в судьбе Польши. И роль далеко незавидную. То же самое мы можем наблюдать сейчас на Украине: слабость центральной власти, ее марионеточный характер, незаинтересованность в согласовании различных интересов субъектов политики, неспособность обеспечить безопасность общества, дистанцированность от народных масс и как следствие - отделение Крыма.

Все последующие годы поляки стремились к независимости. На время ее удалось получить благодаря Наполеону, который, борясь с монархической Европой, создал в 1807 г. «из территорий, захваченных Пруссией во время второго и третьего разделов, Великое княжество Варшавское» [8]. Но политически эта территория зависела от Франции, хотя и рассматривалась поляками как начало их полного освобождения.

Польские земли в составе России подвергались русификации, территории, контролировавшиеся Пруссией, - германизации. Несколько лучше обстояли дела на польских землях в составе Австрии: в школах, учреждениях и судах использовался польский язык. Функционировал университет в Кракове, который наряду со Львовским стал всепольским культурным центром.

В начале XX в. польское государство вновь появилось на политической карте Европы. А поляки, наконец, обрели свою самостоятельность. Произошло это при тех же условиях, при которых они ее потеряли.

Шла Первая мировая война, в результате которой Германия капитулировала, Австро-Венгрия распалась, а в России, раздираемой внутренними и внешними противоречиями -Гражданская война. Некогда сильные и воинственные соседи оказались временно не у дел.

«5 ноября 1916 года монархи Германии и Австро-Венгрии огласили манифест о создании самостоятельного Польского Королевства в российской части Польши. 30 марта 1917 года, после Февральской революции в России, Временное правительство признало право Польши на самоопределение и 6 октября 1919 года, в период распада и краха Центральных держав, Регентский совет Польши объявил о создании независимого польского государства» [8].

По логике вещей такую же нелюбовь поляки должны питать к немцам, австрийцам и венграм, которые исторически были более сильными соседями и участвовали в разделах Польши. Но говорить о германофобии как о распространенном явлении в Польше не приходится, несмотря на зверства фашистов на территории польского государства во время Второй мировой войны. У этих стран есть общий знаменатель: все они - европейские державы, в отличие от нас. Присутствие России в Европе до сих пор считается номинальным. Кроме того, нас отличает религиозная принадлежность - православие, которое тоже является камнем преткновения для многих.

Так что же можно сказать о русофобии в современной Польше? Безусловно, на уровне политических деятелей это явление по-прежнему актуально и имеет место быть. В политической элите «русофобство» не считается компрометирующим явлением [2]. Польский публицист Я. Липский, ветеран Армии Крайо-вой, утверждал в своё время, что «без русофобии нет польского патриотизма» [3].

Воинствующая пресса подливает масло в огонь и разжигает страсти по этому вопросу, муссируя влияние восточного соседа только как негативное. Но среди простых людей, особенно старшего поколения, знающих русский язык, отрицательного отношения к русским и к России нет.

Если антирусские настроения имеют место, то это кому-то выгодно, например, польской элите, которая постоянно разыгрывает антирусскую карту и использует исторический негатив. Основной «носитель» политического неприятия России в Польше - это партия «Право и справедливость» (ПиС), возглавлявшаяся братьями Качиньскими. ПиС - радикальная консервативная партия, в программе которой очень сильны элементы популизма и национализма [1]. При этом «партия братьев Качиньских» вместе с двумя другими небольшими партиями - популистской «Самообороной Речи Посполитой» А. Леппера и правой националистской, католической и антисемитской «Лигой польских семей» [3] Р. Гиртыча - составляла в своё время правящую коалицию Польши.

Безусловно, противостояние России и Польши является инструментальным, - пишет известный геополитик В. Коровин, - оно стимулируется со стороны США. Правление Ка-чиньского, по мнению данного автора, «было пиком этого противостояния, равно как и политической напряженности в двухсторонних отношениях» [5].

Польша... не может иметь в мире русофобскую репутацию, потому что обособиться, изолироваться от России не удастся: с Россией хотят договариваться немцы и французы [5]. «Мы не имеем морального права оставить будущим поколениям груз недоверия друг к другу, - говорил Д. Туск, - в Европе XXI века просто нет альтернативы подлинному добрососедству между народами Польши и России» [3]. Первые выступления нового польского премьер-министра обнадеживали всех, кто искренне хотел решительного улучшения польско-российских отношений. История дана для того, чтобы извлекать уроки и делать необходимые выводы. Жить прошлыми обидами, даже если это называется «исторической памятью» - это значит не иметь настоящего.

Список литературы

1. Ачкасов В.А. Национал-популизм в посткоммунистических странах Центральной и Восточной Европы: причины роста электоральной поддержки // Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 5. С. 145-150.

2. Вятр Ежи. Польша-Россия: национальные интересы или историческая память // Социология. 2011. № 3. С. 23-35.

3. Жиряков И.Г., Барабанов М.В. Феномен «политического неприятия» России в современной Польше // Вестник МГОУ. Сер. «История и

политические науки». Раздел II. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: www.vestnik-mgou.ru/ Articles/Doc/5088

4. Историк: Россия никогда не участвовала в разделах [Электронный ресурс]. URL: www. regnum.ru.

5. Кваснецвский А. Русофобия не для нас // Новая Польша. 2011. № 7-8 [Электронный ресурс]. URL: http://www. novpol.ru/index.php?id=1514.

6. Ключевский В.О.. Курс русской истории. Лекция 76 [Электронный ресурс]. URL: www.ma-gister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec76.htm.

7. Коровин В. Правление Качиньского - пик русофобии в Польше // Евразия - информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. URL: http://evrazia.org/article/1635.

8. Краткий курс польской истории [Электронный ресурс]. URL: http://www.polska.ru/polska/ historia/krotki.html.

9. Понкратова А.Н. Славянофильство и творчество Ф.И. Тютчева: дис. ... канд. филол. наук. Махачкала, 2009. 200 с. URL: http://dlib.rsl.ru/ rsl01004000000/rsl01004594000/rsl01004594606/ rsl01004594606.pdf.

10. Русофобия - Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. URL: dic.aca-demic.ru/dic.nsf/efremova/239612/Русофобия.

11. Что такое русофобия? [Электронный ресурс]. URL: apn.ru>column/article25768.htm.

ЧОПЕНКО Любовь Семеновна - кандидат педагогических наук, зав. аспирантурой. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

CHOPENKO, Lubov Semenovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Graduate School. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.