2.9. ИСТОКИ НОРМАТИВНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ
Вовнякова Елена Сергеевна, соискатель кафедры теории и истории государства и права. Место учебы: Воронежский государственный университет. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье исследуются истоки нормативности правосознания европейского общества. Проводится исторический анализ условий формирования европейского общества с точки зрения влияния на него католической церкви и канонического права. Рассматриваются точки зрения теоретиков канонического права, согласно взглядам которых, западное общество в период средних веков характеризуется высокой степенью взаимопроникновения права и религии. Проводится обзор точек зрения на понятие канонического права, его источников и структуру.
Ключевые слова: каноническое право, католическая церковь, нормативность, правосознание, право и религия, таинство, гражданское общество.
ORIGINS OF EUROPEAN LEGAL SENSE
Vovnyakova Elena Sergeevna, competitor at Theory and History of State and Law chair. Place of study: Voronezh State University. E-mail: [email protected]
Annotation: This article researches origins of European society's legal sense. A historical analysis of the conditions of formation of European society from the perspective of the impact of the Catholic Church and canon law was researched. In this article considered opinions of the theorists of canon law, according to the views which Western society during the middle ages, characterized by a high degree of interpenetration of law and religion. A review of points of view on the notion of canon law, its sources and structure was made by the author.
Keywords: canon law, Catholic Church, legal sense, law and religion, sacrament, civil society.
В последние годы все чаще можно встретить высказывания о нарастающем кризисе европейского общества. Особенно преуспели в этом отечественные ученые традиционалисты, вооружившиеся этой мыслью для продвижения на национальной почве идеи соборности Российского государства и необходимости следования особым, отличающимся от западного путем. Сами по себе поиски идентичности похвальны и даже необходимы, особенно в условиях тотальной глобализации. Однако критическое, вплоть до враждебного отношения к Западной цивилизации напротив не поднимает авторитета и не повышает научной значимости подобных исследований.
В то же время нельзя не заметить стабильное, хотя и сопровождаемое некоторыми противоречиями, развитие европейского общества в сторону укрепления институтов гражданского и самоуправляемого общества. Именно в странах Европы обществу присущ ряд таких необходимых для успешного функционирования и развития права черт как высокий уровень правовой культуры, нормативность правосознания, уважение к праву. Эти особенности уже давно воспринимаются как характерные для европейского общества.
В европейской цивилизации можно ясно различить основной набор ценностей и понятий, составляющих
основу её самоидентификации. Помимо индивидуализма и культурного наследия античности среди таких основополагающих явлений можно выделить нормативность правосознания.
Общеизвестно, что правосознание имеет два аспекта - оценочный и нормативный, то есть с одной стороны, оно проводит оценку всех правовых явлений через призму добра и зла, справедливости и законности, а с другой - на основе этих оценок определяет мотивацию совершения определенных поступков. Другими словами, нормативность правосознания, основываясь на оценке правовой действительности, ориентирует личность в её деятельности.
В настоящей статье автор ставит перед собой задачу осветить причины, обусловившие феномен нормативности европейского общества.
Христианство зародилось в Римской Империи и, впоследствии распространилось на всю территорию Европы. Почти до середины XVII века римская католическая церковь оставалась самой авторитетной организацией - преобладающее большинство европейских стран были христианскими, а власть церкви - надгосударственной, что заранее обусловило авторитет и могущество созданного Церковью права.
Каноническое право (jus canonicum) в самом простом значении есть право, созданное церковью.1 Либеро Джероза дает более подробное определение канонического права, характеризуя его как совокупность всех церковных канонов, регулирующих внутреннюю организацию церкви, способ и порядок совершения ритуалов и таинств.2 Однако такое определение представляется слишком узким по следующим причинам. Во-первых, помимо непосредственно канонов к источниками канонического права относились и многие другие акты церкви, пап, и даже Дидахэ и Дидаскалии. Во-вторых, кроме норм, регулирующих непосредственно деятельность и устройство церкви, в систему канонического права входили положения о дисциплине мирян, о преступлениях, некоторые нормы договорного права в Средние века.
Необходимо заметить, что правила, регулирующие иерархию церковной организации и процедурные вопросы, то есть непосредственно церковное право, не были центральными в системе канонического права. И, пожалуй, самой важной его частью можно считать нормы, регулирующие дисциплину христиан - широкий круг частноправовых вопросов и правил поведения в повседневной жизни. Они составляли ядро канонического права. Этот вывод можно сделать, исходя из сути христианского учения - оно предназначалось не для организации и клира, а непосредственно для христиан.
Можно утверждать, что каноническое право строилось на основе наследия римского права. После гибели Римской империи именно католическая церковь стала преемницей античного наследия, ценность которого составляли не столько нормы римского права сами по себе, сколько юридическое мышление, выработанное за многие годы римскими учеными-юристами. Благодаря этому для канонического права характерна системность, логическое расположение норм, понимание источников права. Система канонического права состоит в делении его на отрасли и отдельные инсти-
1 Вишневский А.А. Каноническое право. Древняя Церковь и Западная традиция. - М: Институт философии, теологии и истории Святого Фомы.-2006.-С.7.
2 Либеро Джероза Каноническое право в Католической Церкви.
- М: Христианская Россия.-1996.-С.27.
2'2011
Пробелы в российском законодательстве
туты. Среди отраслей канонического права выделяют право литургии, право таинств, правила, регулирующие дисциплину клира и дисциплину мирян, имущественное право.
Ученые выделяют три исторических этапа в развитии канонического права: каноническое право Древней церкви (право Апостольских канонов и семи Вселенских Соборов, действовавшее до разделения христианской церкви на Восточную и Западную), каноническое право Средних веков и современное каноническое права.3 В рамках настоящей статьи особый интерес представляет именно право Древней церкви и Средневековое каноническое право, поскольку на протяжении этого длительного периода была заложена основа нынешнего облика европейского общества.
Право Древней церкви составляют несколько различных по своей сути источников. Различают учительскую и соборную традицию в праве. Учительскую традицию представляет собой непосредственно Дидахэ (первоначальное христианское учение, переданное Двенадцатью апостолами, содержащее как нравственные заповеди, так и рекомендации по устройству христианской общины), дидаскалии (по сути представляет собой кодекс ранней епископальной церкви) и апостольские постановления. Источниками канонического права Средних веков принято считать многочисленные декреталии римских пап - решения пап, принятые в различных формах по вопросам дисциплины, а также акты средневековых церковных соборов. Поскольку количество источников постоянно возрастало, их положения активно дополнялись и обновлялись, из соображений удобства применения они со временем объединялись частными лицами в сборники, которые
4
активно использовались самой церковью.
Первоначально нормы, посвященные дисциплине мирян, основывались на закреплении за ними права выбора своего пути - пути жизни или смерти. Путь жизни сводился, по большому счету, к соблюдению одного главного Закона - не делай другим того, что не желаешь себе. Однако поскольку следовать этому Закону крайне трудно, появляется необходимость в создании правил, которые помогли бы нарушившим главный Закон вернуться на путь жизни. В связи с необходимостью такого «второзакония»5 многие нормы формулируются в виде правила и следующей за его нарушением епитимьи. Несмотря на то, что не все нормы указанной отрасли сводятся к структуре «диспозиция - санкция», именно это явление оказало сильнейшее влияние на последующее формирование европейского общества.
Среди многочисленных отраслей канонического права важное место занимает также право таинств - свод правил, устанавливающих статус всех христианских таинств - крещения, причастия, исповеди и других, а также процедуру их совершения. Центральное место в системе таинств занимает причастие (евхаристия).
Согласно христианскому учению таинство причастия имеет главнейшее значение в жизни христианина, поскольку является одновременно и жертвоприношени-
3 Вишневский А.А. Каноническое право. Древняя Церковь и Западная традиция. - М: Институт философии, теологии и истории Святого Фомы.-2006.-С 15-17.
4 Вишневский А.А. Каноническое право. Древняя Церковь и Западная традиция. - М: Институт философии, теологии и истории Святого Фомы.-2006.-С.13-19, С.102.
5 Там же С. 22.
ем, и поминовением, завершением и истоком христианской жизни.6
Христиане должны были как можно чаще принимать причастие, а священнослужители - способствовать этому. В нормах канонического права содержатся положения, согласно которым любой больной и немощный христианин, если он пожелает, может принять причастие, а священник его или любого ближайшего прихода, в свою очередь, обязан прийти к нему и провести указанное таинство.
Таким образом, наглядно видно, что даже в причастии, которое, казалось бы, является исключительно религиозным таинством, имеется правовая сторона. В отношениях по поводу его совершения объективно присутствует юридическая конструкция правоотношения - право принять причастие корреспондирует к обязанности священника совершить его.
При этом необходимо особо подчеркнуть, что евхаристия - не только важнейшее из таинств, но еще и критерий правового состояния человека в обществе, что объясняется религиозным характером европейского средневекового общества. Человек, утративший связь с церковью, фактически становился изгоем, терял социальные связи, а для многих сфер жизни - даже статус субъекта права. Например, лишенный причастия не мог вступить в брак, занимать какие-либо ответственные должности.
На протяжении Средних веков строгих границ между правом и религией не проводилось. Каноническое право было сакрально, религия проникала во все стороны человеческой жизни. В то же время абсолютное большинство религиозных норм носили правовой характер. Взаимопроникновения права и религии было настолько велико, что многие вопросы, которые на сегодняшний день носят сугубо светский характер, например такие как - правосубъектность, правоспособность, дееспособность и другие, регулировались нормами канонического права и напрямую зависели от их соблюдения.
Высоким значением таинства причастия объясняется положение канонического права, по которому препятствием к допущению к причастию могут быть только указанные в законе причины, среди которых можно выделить три группы:
1) исповедование не католической веры,
2) недостаток знаний и тщательной подготовки,
3) упорствование в тяжком грехе.7
Упорствованием в тяжком грехе церковь считала нарушение норм брачно-семейного, частного права или правил жизни христиан. Следовательно, недпущение к причастию было возможно только за совершения правонарушения.
Также недопущение к евхаристии применялось и в качестве наказаний за ряд преступлений - от самых тяжких (убийство, убийство плода) до убийства человека на войне (что фактически не рассматривалось как преступление, однако воину рекомендовалось воздерживаться от причастия в течение трех лет после возвращения).8
Таким образом, можно сделать вывод о том, что недопущение до причастия - одна из санкций в канони-
6 Либеро Джероза Каноническое право в Католической Церкви.
- М: Христианская Россия.-1996.-С.148.
7 Либеро Джероза Каноническое право в Католической Церкви.
- М: Христианская Россия.-1996.-С.
8 Вишневский А.А. Каноническое право. Древняя Церковь и Западная традиция. - М: Институт философии, теологии и истории Святого Фомы.-2006.-С.67.
ческом праве, применявшаяся за нарушение широкого круга правил, установленных церковью.
Более того, можно с уверенностью утверждать, что такая санкция являлась для средневекового христианина крайне жесткой, поскольку в случае недопущения к причастия он терял связь с церковью, а значит, исключался из общества, становился изгоем.
По мнению автора, наличие сильной и жестокой санкции за нарушение норм канонического права и дисциплины мирян на протяжении почти десяти веков способствовало укоренению в сознании европейцев необходимости добровольно следовать предписаниям права.
В то же время наличие только лишь строгой санкции не может в достаточной степени обеспечить соблюдение права. По мнению психологов и правоведов, для этого необходимо доверие к праву, справедливость, чувство сопричастности.
Следует заметить, что каноническое право соблюдалось охотно и добровольно не только из-за наличия санкции. Согласно теологической теории, господствующей на протяжении Средних веков, право есть инструмент божественного провидения на пути к всеобщему человеческому благу. То есть право имело сакраментальный характер. Его предназначение состояло в том, чтобы служить орудием достижения всеобщей пользы. При этом божественное происхождение канонического права, в отличие от права светского, не поддается сомнению, так как исходит оно от главы духовной власти, от единственного непосредственного представителя Бога на земле - от папы, оно подкреплено авторитетом самой церкви. Нарушать предписания канонического права то же, что идти против воли Господа, то есть грех. Так, постепенно понятия нарушения права и греха сливаются в сознании европейского человека в одно неразделимое понятие, что неизбежно ведет к укреплению правосознания: население Европы, исповедующее повсеместно католичество, добровольно и охотно исполняло требования канонического права, поскольку верило, что тем самым они выполняют божественную волю.
Чуть позднее, благодаря теории Фомы Аквинского, статус божественной воли, выраженной через наместника Бога на земле - государя, приобрело и светское право, однако оно все же оставалось зависимым от оценки его католической церковью с точки зрения справедливости. Нормы светского права, которые церковь объявляла противоречащими справедливости или божественному закону, христианин мог просто не исполнять.
Таким образом, сложилась ситуация, когда каноническое право, будучи проявлением божественной воли, являлось обязательным к соблюдению всеми христианами (в условиях Средневековой Европы - всем европейским обществом) и подкреплялось наличием жесткой санкцией - отказом в причастии. В результате этого, сознание европейцев на протяжении нескольких веков складывалось под влиянием уважения к правовым предписаниям и осознания их обязательности. Такая психологическая установка передавалась от поколения к поколению и постепенно приобрела черты бессознательного архетипа.
С течением времени авторитет канонического права и угроза исключения из общества в случае нарушения
9 Гарольд Дж. Берман Вера и закон: примирение права и религии. - М: Московская школа политических исследований.-2008.-С.18.
его установлений сформировали нормативное правосознание у большей части европейского общества.
Подводя итог, необходимо отметить исключительное влияние, которое оказала Западная христианская традиция на европейское общество. Католическая церковь стала частью гражданского общества, избежала процесса огосударствления, который имел место в Православной церкви. Такое положение отразилось на правосознании и правовой культуре России и Европы.
Список литературы:
Вишневский А.А. Каноническое право. Древняя Церковь и Западная традиция /А.А. Вишневский. - М: Институт философии, теологии и истории Святого Фомы, 2006.- 276 с .
Гарольд Дж. Берман Вера и закон: примирение права и религии (Harold J. Berman. faith and Order. The reconciliation of Law and Religion. Scolars Press, Atlants,1993) /Берман Гарольд Дж. - М: Московская школа политических исследований, 2008.- 464 с.
Либеро Джероза Каноническое право в Католической Церкви /Джероза Либеро. - М: Христианская Россия, 1996.-380 с.
Рецензия
Научного руководителя на статью аспиранта кафедры теории и истории государства и права Е.С. Вовняковой
Статья посвящена важной и актуальной проблеме.
В настоящее время российское общество испытывает определённый дефицит духовности и нравственной поддержки. В связи с этим в последние десятилетия всё больше народа обращается к религии и Церкви. Государство также склонно видеть в Церкви союзника и помощника в формировании национальной идеологии. Вместе с тем процесс глобализации и расширения сотрудничества со стороны Западной Европы расширяет горизонты сознания и культуры. Одним из центральных институтов, которые практически обусловили характер европейской культуры, права, правосознания является Католическая Церковь и сформированное ею каноническое право. Это последнее оказало огромное влияние на правовую систему Западноевропейских государств.
Автор работы обращается к истокам нормативности европейского сознания. В процессе самостоятельного анализа она делает вывод, что немалый вклад в эту сферу привнесла Католическая Церковь с её стройной системой правил, уважением к праву и её стремлением упорядочить существующую жизнь.
Рассматривая указанные вопросы, Е.С. Вовнякова справедливо замечает, что Католическая Церковь обладала значительной автономией по отношению к национальным государствам, что обусловлено тремя факторами: 1) высоким уровнем организованности; 2) мощной идеологической основой; 3) нахождением центра и руководящих органов вне границ государств.
Автор дает общую характеристику канонического права.
Одновременно Е.С.Вовнякова обращаясь к РПЦ, обоснованно замечает, что в данном случае положение складывалось несколько по-иному, и в силу ряда объективных обстоятельств, Русская Православная Церковь оказалась в определенной зависимости от государства. Отсюда -тесный союз государства и Церкви.
При написании статьи Е.С.Вовнякова привлекла достаточное количество литературы, которая до сих пор не была задействована при проведении правовых и философско-правовых исследований. Работа написана грамотным языком. Стиль и логика выдержаны, и на основании изложенного, руководитель рекомендует к опубликованию статью Е.С.Вовняковой.
Научный руководитель Сорокина Ю.В.