Научная статья на тему 'ИСТОКИ КОМПОЗИТОРСКОГО СТИЛЯ ЛЕО БРАУЭРА'

ИСТОКИ КОМПОЗИТОРСКОГО СТИЛЯ ЛЕО БРАУЭРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
181
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕО БРАУЭР / КУБИНСКИЙ ФОЛЬКЛОР / ГИТАРА / АФРИКАНСКИЕ РИТМЫ / АВАНГАРД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Якименко Нина Сергеевна

В статье анализируется музыка кубинского композитора Лео Брауэра с целью обнаружения истоков его стиля. Выявляется культурно-исторический контекст и его влияние на формирование творчества композитора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGINS OF LEO BROUWER'S COMPOSING STYLE

Origins of Leo Brouwer's composing style (by Yakimenko N. S.) analyses music of the Cuban composer Leo Brouwer to find out the origins of his style. Cultural and historical context and its influence on the formation of the composer's creative work are revealed in the article.

Текст научной работы на тему «ИСТОКИ КОМПОЗИТОРСКОГО СТИЛЯ ЛЕО БРАУЭРА»

реальности возникают эпизоды субъективного проживания событий персонажами действия, в которых зритель одновременно со зрительным восприятием погружается в эмоциональное ассоциативное осмысление. Перед слушателем словно оживает картина, расшифровывая действия всех её персонажей, и вновь прожитое событие застывает на пике своего развития, отделяясь от слушателей-зрителей временной пропастью (авторский «занавес», обрамление).

В результате зримо сценической интерпретации и ролевого осмысления хорового коллектива, групп хора, солистов оказывается возможным раскрытие действенного подтекста музыки и логики переключения планов действия. Потенциальные возможности текста становятся импульсом к его прочтению через зримые, пластические образы, обретая в хоровом театре новый смысл.

Примечания

1 Подобный прием изобразительно-смысловой точки использован композитором в балете «Анна Каренина», где имитация в оркестре перестука колес, как поезда, «промчавшегося сквозь человеческую жизнь» [1], завершает глубоко психологический балет.

2 Щедрин тяготеет к подобного рода обрамлениям (Вторая симфония, «Кармен-сюита», балет «Чайка»), которые, по мнению исследователя музыки Р. Щедрина В. Комиссинского «по функциональному смыслу, равно как и стилистически, часто остаются словно бы непричастными к нему (основному тематизму. - Г. С.), выпадая из общего контекста». Автор сравнивает их с театральным занавесом, с книжной обложкой (аналогия композитора) [2, с. 54-60].

Литература

1. Гальперин А. Аннотация к пластинке Р. Щедрина «Анна Каренина».

2. Комиссинский В. О драматургических принципах творчества Р. Щедрина. М.: Советский композитор, 1978. 192 с.

©ЯкименкоН. С., 2012

ИСТОКИ КОМПОЗИТОРСКОГО СТИЛЯ ЛЕО БРАУЭРА

В статье анализируется музыка кубинского композитора Лео Брауэра с целью обнаружения истоков его стиля. Выявляется культурно-исторический контекст и его влияние на формирование творчества композитора. Ключевые слова: Лео Брауэр, кубинский фольклор, гитара, африканские ритмы, авангард.

Лео Брауэр (род. 1939) — выдающийся кубинский композитор, гитарист, дирижер, и в своем творчестве он претворяет прежде всего традиции кубинского фольклора1. Однако сочинения Брауэра чрезвычайно многолики, так как вмещают в себя различные композиторские техники и традиции — от академизма до авангарда. С целью изучения специфики сочинений автора необходимо обратиться к историко-культурному контексту, в котором сформировалось музыкально-эстетическое пространство Кубы, питавшее вдохновение композитора.

Как известно, африканская народная музыка была широко распространена на Кубе2. Африканцы привнесли в кубинское музыкальное искусство свой фольклор и свое мироощущение. Прежде всего, это проявилось в области ритма — доминирование ударных инструментов, сложные метроритмические формулы, острые синкопы, акценты на слабых долях. Не меньшее значение для кубинского искусства имела испанская культура. Так, Фернандо Ортис, исследователь афро-кубинской культуры, в своей работе «Африканское начало в музыкальном фольклоре Кубы» (изд.1950) писал о «любовном союзе» между испанской гитарой и африканским барабаном, который породил наиболее характерные для Кубы музыкальные формы — танец румбу и лирическую песню сон. Испанская песенная традиция проявляется во многих музыкальных жанрах, распространенных на Кубе, например, в деревенском танце сапатео, песнях и балладах пунто, крестьянской песне гуахира.

Таким образом, особенность кубинского фольклора представляет собой удивительное сплетение африканского и испанского национального колорита. Л. Брауэр отмечает: «Если обратиться к ритуальной афро-кубинской музыке и проследить ее мелодику, то обнаружатся элементы, общие с византийским или грегорианским пением: особые кадансы и ритмика» [1]. Характерным ритмическим ощущением пронизано все творчество композитора, что можно наблюдать в таких пьесах для гитары как «Хвала танцу» (1964), «Характерный танец» (1956), «Танец Альтиплано» (1964) и др.

Известное произведение «Хвала танцу» состоит из двух частей. В первой части «Lento» ощутим дух абстракционизма: отсутствует как таковой тональный центр, беглые разорванные мелодические линии; и только ритм остается единственной постоянной субстанцией:

LtllW-

•Г r

1. «Хвала танцу» 1 часть

r^&JL

РУШ ¡Kt.'vli 3 П_1 ¿J-. :i ■

_ - — - — / *р 4

■SL—п

r.V-'L.

ритма:

Во второй части «Ostmato» просматриваются афро-кубинские элементы в области

2. «Хвала танцу» 2 часть

Modcrai» (■■■TiJjV)

X щ 4 —г _ _ — ■, —т I 4

ffi Ü "т "1Г Т Т 1

t_J г

Т

г

//

т

г

Т

Слабые доли подчеркиваются острыми акцентами, трехдольность сменяется контрастными квадратными фрагментами на форте. Мелодический аспект мало выражен, явно доминирует ритм, подчеркнутый диссонансами. Подобная специфика наблюдается и в «Характерном танце», где все подчинено единому движению и пульсу. Любопытно, что существуют обработки этой пьесы для джазового трио (гитара, контрабас, ударные). Поскольку африканские корни объединяют многие музыкальные культуры — джазовую, афро-кубинскую, латиноамериканскую, то и в данной композиции можно усмотреть свойственную джазу двудольность, акцент на «и», синкопы, специфичные гармонии:

3. «Характерный танец»

к- ре

V__________________________..... .

2 / т - -- 1 тш.

_ 7 —} Щ т п — у Ьг1 р ■

3-1 -ч— -—.....—-4— ■ --э л — 1

V | ' *--* Г 7 ^ ■ -ы РЪ*1

В сюите «Черный Декамерон», которая состоит из трех частей («Арфа воина», «Побег возлюбленных по долине эхо», «Баллада влюбленной девы»), в третьей части мы снова наблюдаем просвечивающие сквозь напластования различных традиций, составляющих индивидуальный стиль композитора, афро-кубинские ритмы:

4. «Черный Декамерон» 3 часть

Ш

,1'К

■Щ*

5 Г Г

слчгхтч ¿СгА'.ч л

Ь; -Яг

^ л л:

• т

Г г

Г

Кроме национального фольклора большое значение для Брауэра имело авангардное течение, и это не случайно. На Кубе с начала 20-х годов прошлого века, и дальше в ходе подъема национально-освободительного движения, проявились тенденции авангарда. Искусство как зеркало общественного сознания, отражало жажду свободы от всего старого и стремление к расширению границ. В живописи подобное движение отразилось в абстракционизме. В музыке, после революции, появилось большое количество композиторов, претворявших кубинский фольклор сквозь призму авангарда (Карлос Фариньяс (род.1934), руководитель национального симфонического оркестра Мануэль Дучесне Кусан (род.1932), Хуан Бланко (род. 1920) — приверженец электронной музыки).3 Брауэр отмечал в одном из своих интервью, что в 1950-е годы на Кубе посещаемость концертов авангардной музыки в разы превышала посещаемость классических концертов; как художник своего времени и своего государства он не мог не испытать подобных влияний. Его самые известные произведения, написанные с использованием техники алеаторики: «Сонограмма I» для подготовленного рояля (1963), «Коммутации» (1969), Концерт для джаз-квинтета с оркестром (1967), «Эска-эдры» для шести групп инструментов, коллаж «Традиция прервана..., но работать стоит» — произведение, в котором предполагается участие публики (1969) и др.

Важно отметить, что, несмотря на широкий спектр различных течений в музыке Брау-эра, неизменно одно — композитор всегда творит в рамках академической традиции. Сам маэстро говорит по этому поводу: «Нельзя оценивать мои гитарные сочинения без учета сотен, предшествующих им» [1].

На сегодняшний день композиторское наследие Лео Брауэра составляет существенный пласт музыки симфонической, камерной, электронной, для театра и кино, произведений для различных инструментов, однако подавляющее большинство их созданы именно для классической гитары. Самые известные из них: сюита I (1955), прелюдия (1955), «Характер-

ный танец» (1956), фуга I (1957), пьесы без названия I и II (1957), III (1963), «Три зарисовки» (1959), «Хвала танцу» (1964), «Один день в ноябре» (1968), «Черный Декамерон» (1981), Вариации на тему Джанго Рейнхардта (1984), Сборник этюдов (1973) и др.

Интересно высказывание композитора о гитаре: «Я не чувствую в ней никаких ограничений. Это маленький оркестр, почти совершенный! Говорят, что у нее очень слабый звук. Недостаток это ее или природное качество? Для меня — второе. Она привлекает меня многообразием красок, способностью говорить о самом интимном, затаенном и многим другим. У нее есть все, кроме сильного звука. Впрочем, ее темброво-динамические градации нас вполне удовлетворяют. Фактически гитара — один из немногих малых инструментов (к ним можно причислить также клавесин и блок-флейту), которые не только сохранились, но и развиваются, растут. Сегодня она способна говорить современным языком, а наследие ее простирается от эпохи Ренессанса до наших дней. Мы поистине миллионеры, располагающие невиданным богатством репертуара, тембровых красок, выразительности! Многие инструменты обладают магией, но у многих ли есть такая история? У нас есть все!» [4].

Итак, творчество Брауэра опирается на кубинский фольклор, но отражает и различные музыкальные течения, оно самобытно и обладает индивидуальным композиторским стилем. Свои сочинения композитор облекает в самую разную форму — от незамысловатых пьес танцевального характера до авангардных многочастных опусов, что открывает широкий жанровый и стилевой диапазон. В целом композиторский путь Брауэра представляет собой своего рода трехфазную форму: от национального афро-кубинского фольклора до авангарда (1960-70-е годы) и затем возврат к национальным корням, но уже с более тонким романтическим их пониманием.

Примечания

1 Л. Брауэр обучался игре на гитаре в музыкальном департаменте Хартфордского университета, и композиции— в Джульярдской школе музыки в Нью-Йорке. С 1960 года возглавил музыкальное отделение Кубинского института искусства и киноиндустрии, написал музыку более чем к шестидесяти фильмам. С 1981 года руководит Симфоническим оркестром Гаваны, также неоднократно дирижировал Берлинским филармоническим оркестром и Симфоническим оркестром Кордовы в Испании, который был создан с его помощью. Имеет множество наград — член Берлинской академии искусств, ЮНЕСКО, Академии изящных искусств в Гранаде, степень honoris causa Кубинского высшего института искусств. За вклад в развитие кубинской и мировой музыки Брауэр награждён орденом Феликса Варелы — высшей кубинской наградой в области культуры, а в 2010 году получил американскую премию Томаса Луиса де Виктория (см. об этом: [2]).

2 В 1510 году испанцы завоевали Кубу, почти полностью истребив обитавших на острове индейцев. С 1524 года для работы на плантациях и в скотоводческих хозяйствах привозились невольники с западного и восточного побережий Африки. К 1861 году чернокожие и мулаты составляли почти 2/3 всего населения [3].

3 Начало профессиональной кубинской композиторской школе положили Мануэль Саумель Робредо (1817-1870) и Игнасио Сервантес Каванаг (1847-1905), впервые использовавший в своих кубинских танцах для фортепиано темы национального фольклора [3].

Литература

1. Лео Брауэр // Guitarra-antiqua [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://guitarra-antiqua.narod.ru/persona/brower.html. Дата обращения: 07.02.2012.

2. Лео Брауэр // Queenguitar [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.queenguitar.by/content/leo-brauer. Дата обращения: 07.02.2012.

3. Полевой В. Искусство Кубы // Всеобщая история искусств. Т. 6. Кн. 2. М., 1966. С. 402-408.

4. Саркисян А. О Лео Брауэре // Мир гитары. №1. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.