Научная статья на тему 'Истоки иностранных инвестиций в России'

Истоки иностранных инвестиций в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
914
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Истоки иностранных инвестиций в России»



ИСТОКИ ИНОСТРАННЫХ ИНОЕСТИЦИЙ В РОССИИ

E.H. Подоляко,

Нижегородский коммерческий институт

Вопрос о том, когда в России появился иностранный капитал, является дискуссионным. Специалисты в области инвестиций определяют такую дату как XVI в., но еще раньше, поданным И. И. Янжула, наша страна начала использовать опыт и знания иностранцев, в частности, по горному делу: в летописи 1125 г. говорится о привлечении к работе мастеров-немцев. Но опыт и знания иностранцев - это не иностранный капитал, а вот экономическое и финансовое сотрудничество между Российским государством и иностранными державами возникло в XVI в.

В 1569 г. английскому обществу был предоставлен ряд привилегий от Ивана Грозного:

— право свободной беспошлинной торговли по всей России, также исключительной торговли с Казанью, Астраханью и Нарвой;

— право свободного проезда через Россию для торговли с Персией;

— разрешение на поиски железной руды на реке Вычегде, строительство завода для ее переработки;

— вывоз железа в Англию;

— беспошлинный вывоз и других товаров. Отсюда можно сделать вывод, что иностранный капитал начал проникать в Россию уже в XVI в., но на основании договора концессии (уступки, разрешения).

Открытие новых земель требовало включения их в хозяйственный оборот, а особенно тех, которые были богаты полезными ископаемыми, поэтому было необходимо развивать добывающую и обрабатывающую отрасли промышленности. В период царствования Михаила Федоровича Романова уделялось большое внимание просвещению и развитию в России промышленного дела, выдавались разрешительные грамоты на занятие солепромышленностью и горно-заводским делом. Источником больших финансовых средств, необходимых для разработки, часто служил иностранный капитал.

В XVII в. внимание правительства и иностранных предпринимателей привлекает горно-заводское дело. В 1632 г. голландский купец Виниус получает разрешение на постройку железных заводов около Тулы. В 1644 г. Петру Марселису и Филимону Аке-

ме разрешено было заводить свои заводы на Ваге, Костроме и Шексне без оброка и беспошлинно на двадцать лет. Выделанное железо должно было поступать в казну, и только не принятое туда могло продаваться на сторону. После истечения льготных лет с заводов брался оброк и пошлина с железа. Из этого следует, что голландцы, построившие заводы, имели определенные льготы при вложении капитала в Россию. Существование этих заводов послужило школой для обучения мастеров, которые построили завод в 1696 г. на Урале и в 1674 г. в Олонецком уезде.

Во время царствования Алексея Михайловича Романова олонецкие железные руды были отданы на откуп датчанину Бутенанту фон Розенбуту.

Становление промышленности и развитие предпринимательства в России наиболее активно происходило при Петре I, в эпоху реформ которого привлекались опытные мастера из-за границы. Манифест от 30 июля 1720 г. «О допущении иностранцев к строению и размножению рудокопных заводов»1 официально предоставил право и возможность участия иностранцев в российском производственном процессе, соответственно вместе с российскими подданными к организации и строительству рудокопных заводов допускались иностранцы. Из полученной прибыли в казну отчислялась 1/10 часть, казна имела привилегию первой покупки произведенного товара, а иностранные предприниматели пользовались покровительством со стороны государства. Все, кто имел жалованную грамоту или привилегию на разработку руды, получал участок 28,5 га, на котором разрешалось вести разработку и строить необходимые постройки. Построенные участки и заводы передавались по наследству, в течение первых лет горнопромышленникам предоставлялись льготы.

Существенные преобразования в области промышленности произошли при Екатерине II. Производство горного промысла на свободных казенных землях теперь разрешалось как русским, так и

1 Запарий В.В. Три века черной металлургии Урала: проблемы эффективного управления, www.chinovnik.uapa.ru.

31

ДАЙДЖЕСТ-ФМАНСЫ

БЮДЖЕТ. ФИ1АВСЫ. ИНВЕСТИЦИИ

иностранцам. В 1769 г. Екатерина Великая осуществила первый внешний заем в Голландии.

Изобретение железных дорог послужило новым толчком для вложения иностранного капитала в Россию. В 1836 г. Николаем I было утверждено Положение о создании акционерного общества для строительства железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского села при участии иностранных инвесторов. Условия предоставления первой железнодорожной концессии очень сильно отличались от последующих следующими параметрами:

— бессрочным характером концессии; правом собственности компании на построенную дорогу;

— правом самостоятельно устанавливать плату за проезд;

— правом ввоза паровых экипажей, вагонов и прочих машин для эксплуатации железной дороги. Эксплуатация дороги вследствие ее «царского» назначения не дала дивидендов, цена акций падала, а строительство железных дорог остановилось на этом первом неудачном опыте.

Следующая железная дорога Санкт-Петербург

— Москва строилась очень медленно из-за инженерной неопытности и огромных затрат на строительство, открылась 1 ноября 1851 г. Совокупный капитал этого строительства состоял из пяти заграничных займов, четырех займов из заемного российского банка, а также из средств казны.

С развитием железных дорог и железнодорожного строительства целый ряд условий, которые были в первой концессии, изменились:

— установлены сроки выкупа железных дорог;

— определены железнодорожные тарифы.

В то же время оставался ряд спорных вопросов между иностранными инвесторами и российским правительством, например, предмет концессии, ее объект и права собственности. Также необходимо отметить, что иностранные инвесторы на начальном этапе вложения получали льготы: бессрочность договора, свобода установления тарифов и беспошлинный ввоз оборудования.

Строительство железных дорог в России было основано на иностранном инвестиционном капитале, подтверждением этому был указ от 26 января 1857 г., которым при участии иностранных финансистов было образовано «Главное общество Российских железных дорог». Учредителями этого общества являлись российские и западные банкиры и директора железных дорог: петербургские — барон Штиглиц и К0, лондонские — братья Берлинг и К0, французские - братья Перейра, берлинские - Мендельсон и К0 и др. Общество должно было в десятилетний срок построить четыре линии железных дорог общей протяженностью 3 900 верст, и также получи-

ЩШ^ ^8 (t1B)- Z004T

ло правительственную гарантию в размере 5% на строительные капиталы. В данном случае ставка на иностранный капитал не оправдала себя, поскольку имело место расточительство и «снятие сливок» руководителей с акций общества. Деятельность общества негативно отразилась на притоке иностранного капитала в Россию, который прекратился в 1859 г.

В табл. 1 показано, в какое время, какая страна вкладывала капитал в России и особенности привлечения этого капитала.

В 1880 г. в России начинается регулироваться деятельность иностранных акционерных компаний. В 1863 г. была подписана конвенция с Францией, затем такие же конвенции были заключены с Бельгией и Германией (1865 г.), Италией (1866 г.), Австрией (1867 г.), Англией (1874 г.), Грецией (1887 г.), а позднее со Швейцарией (1903 г.), Северо-Американ-скими Соединенными Штатами (1904 г.), Соединенным королевством Великобритании и Ирландии (1904 г.) и некоторыми другими странами.

Дееспособность иностранных компаний наступала с момента выдачи российским правительством разрешения на производство операций в России. Таким образом, взаимоотношения между странами, возникающие, в частности, на основе притока иностранных капиталов, заключались не в подчинении, а в союзе.

Относительно деятельности в России основной массы торгово-промышленных акционерных компаний применялись весьма простые условия. Так, для Английского общества Балтийского, судостроительного, машинного и механического заводов в 1874 г. было установлено 3 пункта: во-первых, об учреждении в России ответственного агентства, во-вторых, о порядке разбора споров с обществом, в-третьих, о порядке приобретения им Балтийского завода.

В 1887 г. были впервые введены ограничения иностранного землевладения, также была проведена регистрация всех действовавших в стране иностранных компаний. 9 января 1887 г. Положение Кабинета министров разрешило проводить операции в России без разрешения, если им были выданы торговые документы, всем остальным необходимо было возбудить ходатайства.

В Положении «Об условиях, которых разрешено Французскому акционерному обществу», указывались следующие: условие подчинения общества всем действующим законам в России; особые права иностранцев на владение недвижимостью; публикация ежегодных отчетов; извещение через печать о времени, месте и предметах занятий собраний акционеров; слияние и соединение компаний только с особого разрешения российского правительства; разбор споров по операциям в России проводится в русских судебных учреждениях; внести залог в Го-

ДАЙДЖЕСТ-ШИНАНСЫ

за

piBECfillli* ^ - i 8 (1161 - 2004

Таблица 1

Особенности вложения иностранного капитала в Россию до 1860 г.

Период Отрасль вложения иностранного капитала (страна импортер) Особенности вложения иностранного капитала

Иван Грозный (1533-1584) Торговля и добыча железной руды (Англия) Предоставление иностранным купцам привилегии: ввоз и вывоз товаров беспошлинно, строительство завода и добыча железной руды, чеканка монет на русских монетных дворах

Михаил Федорович Романов (1613-1645) (ролепромышленность и горно-заводское дело (Голландия) Выдача разрешительных грамот на горнодобычу. Голландский купец Виниус получил разрешение на строительство железных заводов. Петру Марселису и Филимону Акеме разрешено было заводить свои заводы на Ваге, Костроме и Шексне

Алексей Михайлович Романов (1645-1676) Горно-заводское дело (Дания, Англия) Олонецкие железные руды были отданы на откуп датчанину Бутенанту фон Розенбуту. Были повышены пошлины на иностранные товары, начало протекционистской политики

Петр I (1682-1725) Рудокопные заводы - горнозаводское дело, военное дело, строительство кораблей (Голландия, Германия) Издал Манифест «О допущении иностранцев...» официально предоставил право и возможность участия иностранцев в российском производстве, но он не принес желаемых результатов

Петр II (1727-1730) Горно-заводское дело (Голландия) Отменил право первой покупки железной руды государством

Анна Иоанновна (1730-1740) Горно-заводское дело (Голландия) Передала все заводы в частное владение, но ужесточила право первой покупки железной руды государством

Екатерина II (1762-1796) Горное дело (Голландия) Взяла первый займ в Голландии. Разрешила производство горного дела всем, в том числе и иностранцам

Павел I (1796-1801) Горное дело (Америка) Образована первая российско-американская компания

Николай I (1825-1855) Железнодорожное строительство (Англия, Германия) Утверждено положение о создании Общества с участием иностранных инвесторов для строительства железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села. Также открылась железная дорога от Санкт-Петербурга до Москвы

Александр II (1855-1881) Железнодорожное строительство (Англия, Франция, Германия) Образовано «Главное общество Российских железных дорог», учредителями этого общества являлись российские и западные банкиры и директора железных дорог

сударственный банк; российское правительство могло ликвидировать выданное разрешение.

Можно сделать вывод о том, что в конце XIX в. при легализации деятельности иностранных обществ в России имел место субъективизм, выражавшийся в определении условий деятельности для каждого отдельного иностранного предприятия.

В 1871 г. для привлечения иностранного капитала правительство разрешает выпуск безымянных акций.

В 1870-х гг. введены ограничения по составу железнодорожных и пароходных акционерных обществ: стало необходимым, чтобы часть администрации были русскими подданными. С начала 1880-х гг. то же требование выдвигалось уже в отношении страховых, горно-промышленных и других акционерных обществ.

С 1892 г. для нефтепромышленных компаний устанавливалось правило об участии в составе акционеров иностранных подданных, приобретение земель этими компаниями разрешалось Министерством государственных имуществ.

Таким образом, к 1880 г. начинает складываться целая система ограничений прав акционерных компаний для занятий некоторыми видами производства в зависимости от состава акционеров.

Создалась ситуация, когда, с одной стороны, деятельность иностранных компаний в России осуществлялась на более льготных условиях, а с другой, иностранные компании были ограничены в общегражданских правах. Ограничивая права иностранных предпринимателей, русское правительство прямо способствовало их обращению к русским предпринимателям. Местные предприниматели привлекали иностранный капитал в качестве гаранта, для того, чтобы правительство не стесняло их деятельности.

Период конца XIX в. - начала XX в. в России характеризуется промышленным бумом, что признают все экономисты и историки. Одной из причин промышленного подъема называют большой приток иностранного капитала. Все это стало возможным благодаря политике, проводимой С. Ю. Витте.

Впервые С. Ю. Витге выразил свою принципиальную позицию относительно иностранных инвестиций в 1895 г., поводом для этого послужил законопроект о порядке принятия иностранцев в русское подданство. С. Ю. Витте был против ограничительных законодательных актов относительно иностранцев, он указал на последствия данных актов, когда ограничения помешали возникнуть компаниям.

ДАЙДЖЕСТ-ШДЩСЫ

К«ДЖЕТ. «1П1АНСЫ. МВЕСТНЦНИ : ^■ С;^\ Шг

В это время иностранный капитал поступал в Россию в двух формах: инвестиций в народное хозяйство и займов. Зарубежные капиталовложения в акции и облигации русских предприятий на рубеже Х1Х-ХХ вв. приближались к 1 млрд, а ко времени первой мировой войны - к 2 млрд руб.2 Их удельный вес составлял примерно 1/3 совокупного акционерного капитала страны3, поэтому в 1895-1896 гг. под влиянием общего законодательства, определявшего права иностранцев, изменился характер ограничений:

— иностранцам разрешалось владение предъявительскими акциями;

— разрешалось избрание иностранцев в состав правлений акционерных компаний, но только при условии их меньшинства.

При непосредственном участии С.Ю. Витте законом от 3 декабря 1898 г. из уставов акционерных компаний с иностранными инвестициями исключался пункт, согласно которому российское правительство имело право в любое время прекратить деятельность компании без объявления причин. В 1895 г. была завершена финансовая реформа и введена золотая валюта, что устранило существовавшие препятствия прямым иностранным капиталовложениям. Как считал сам С. Ю. Витте, благодаря твердому курсу рубля Россия получила не менее 3 млрд руб. иностранного капитала, направленного в сферу производства и на железнодорожное строительство.

Привлечение иностранных капиталов и протекционистская политика во времена И. А. Выш-неградского и С. Ю. Витте имели одну цель: формирование и развитие промышленного комплекса страны. Во времена С. Ю. Витте получила толчок и перспективы развития нефтяная промышленность с появлением в Баку в 1874 г. шведского подданного Роберта Нобеля. Значительные капиталы, вложенные Нобелем и его братьями в нефтяное дело, оживили промышленность. Благодаря их реформаторской деятельности была усовершенствована техника производства, добычи и перевозки нефти и ее продуктов, приглашены специальные бурильщики из США и Галиции, созданы химические лаборатории в Петербурге и Баку. Нефть стала приносить стабильную прибыль.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. С. Ю. Витте сумел, хотя и временно, устранить угрозу дальнейшего стеснения, а может быть, и полного запрещения инвестиций иностранных капиталов в промышленность России. При этом сохранялась ранее принятая система образования и определения условий деятельности акционерных предприятий с участием иностранного элемента, образуемых по русским законам, и допущения к действию в России учреждаемых за границей компаний.

Среди дореволюционных русских экономистов и политиков не было единодушия в вопросе о роли иностранных инвестиций. С. Ю. Витте, Б. Ф. Брандт, П. П. Мигулин, В. С. Зив, П. В. Оль, И. И. Янжул, В. Витчевский считали вложения иностранных капиталов главным средством подъема производительных сил страны. С. Ф. Шарапов, Л. А. Тихомиров отрицали положительное значение иностранных инвестиций в развитие экономики России. Л. Воронов отдавал явное предпочтение внешним займам перед промышленными инвестициями. Также противниками иностранных инвестиций выступали И.Н. Дурнов, В. К. Плеве и П. Л. Лобко.

К 1914 г. темп и абсолютный рост компаний превзошли все, когда либо бывшие в России.

Экономисты уже не спорили по поводу того факта, что русская промышленность в 1914 г. вышла на достигнутый уровень развития благодаря вливаниям иностранных инвестиций.

В промышленности дореволюционной России были представлены капиталы следующих стран: Франции, Англии, Германии, Бельгии, США, Голландии, Швейцарии, Швеции, Дании, Австрии, Италии, Норвегии и даже Финляндии.4 Общая сумма иностранных капиталовложений в промышленность страны оценивалось приблизительно в 1 300 млн руб., что составляло в среднем 1 /3 общего объема вложений.

Рассмотрев исторический аспект деятельности иностранных инвестиций в нашей стране, нетрудно согласиться с утверждениями С. Ю. Витте и Б.Ф. Брандта о том, что Россия поглотила столько иностранных капиталов в виде знаний, орудий труда и денег, ассимилировала стольких иностранцев, пришедших в качестве мастеров, хозяев предприятий, военных учителей и пр., что странно даже говорить о какой-либо опасности для русской самобытности от ищущих заработка иностранцев. Общим итогом работы иностранного капитала в России можно считать то, что из страны, еще в 1877 г. ввозившей обыкновенные мешки, в 1913 г. она превратилась в страну, на 56% удовлетворявшую свои потребности в станках и оборудовании за счет внутреннего производства,5 при широкой помощи извне в стране был создан промышленный потенциал, пусть не достаточный для поддержания высокого уровня жизни населения, но уже достаточный для

1 Шепелев Л. Е. Акционерные компании в России. Л.: Наука,

1973.- С. 179-180.

3 История внешней политики России. Конец XIX - начало XX в. (от русско-французского союза до Октябрьской революции).-М., 1997.- С. 36.

4 Оль П. В. Иностранные капиталы в народном хозяйстве довоенной России.- Л., 1925.- С. 303.

5 Донгаров А. Г. Иностранный капитал в России и СССР.— М., 1990.- С. 32.

1Я1ДЖЕе?-«П11БЫ

41

«ЧЧ.^'.Л! 81(116)^2004

Таблица 2

Этапы концессионной политики и правового регулирования в отношении иностранного капитала в период нэпа

Этапы правового регулирования иностранных инвестиций Характеристика этапа

Первый этап -с 26 мая 1918 г. | по 23 ноября 1920 г. ! С обнародования тезисов об основаниях и условиях предоставления концессий до подписания Декрета СНК «Общие экономические и юридические условия концессий». Происходит становление законодательства, а также его неспешное развитие, обусловленное гражданской войной, интервенцией и другими препятствующими внешними факторами

Второй этап - с 23 ноября 1920 г. по 1924 г. В указанный период было централизировано концессионное дело. Главные функции в этой области в конце 1922 г. и 1923 г. перешли в непосредственное ведение СНК. При этом было разработано концессионное законодательство, которое устанавливало суммы капиталовложений и размеров обязательной производственной программы; определяло преимущественное право государства на покупку продукции концессий по установленным ценам и выкуп концессии, предоставляя в то же время возможность для концессионеров распоряжаться всеми делами предприятия и извлекать из него прибыль

Третий этап -с 1924 по 1928 гг. В этот период при внешней видимости активного сотрудничества с иностранным капиталом путем принятия соответствующих законодательных актов общего характера, с другой стороны — через законодательную деятельность ведомственных или отраслевых органов, фактически усложняется процесс деятельности иностранных инвестиций на территории СССР

Четвертый этап продлился с 1929 г. до сворачивания нэпа, хотя ликвидация последней концессии датируется 8 августа 1946 г. Последняя концессия была Большое Северное телеграфное общество (БСТО), возобновившее прерванную ранее работу по обеспечению телеграфной связи Северной Европы с Японией и Китаем. Кроме того, БСТО было первым концессионным предприятием, открытым летом 1921 г

обеспечения военной, политической и в значительной мере экономической безопасности. Инициировав дело, иностранный капитал «переуступил» его набиравшим силу российским промышленникам.

Одним из достижений нэпа стало допущение в экономику и развитие деятельности иностранного капитала, что позволило дать толчок и реанимировать многие отрасли промышленности, запущенные в результате войны и некомпетентного хозяйствования в первые революционные годы. Потребность в привлечении иностранных капиталов выявилась практически сразу после Октябрьской революции, она диктовалась, в частности, стремлением быстрее преодолеть экономическую и техническую отсталость, вызванную изнуряющей первой мировой войной и практически прекратившимся к 1917 г. притоком внешних и внутренних капиталов в промышленность.

Сумма иностранных капиталов, аннулированных после революции при национализации банков,6 страховых и промышленных предприятий по разным оценкам колебалась от 1400 млн7 до 2 032,8 млн руб.8

Новое правительство страны отказалось от всех царских займов и кредитов, в том числе и от

6 О национализации банков. Декрет ВЦИК. Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства (СУ) 1917. № 10. С. 15.

7 Анкудинова Л. Е. Национализация промышленности в СССР (1917-1920 гг.).-Л., 1963.-С. 16.

8 Прокопович С. Н. Народное хозяйство СССР. Т. 1.— Нью-Йорк, 1952.- С. 344.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Шишкин В.А. В.И. Ленин и внешнеэкономическая политика Советского государства (1917 - 1923 гг.). -Л., 1977.- С.302-303.

договоров с другими государствами о создании и деятельности совместных акционерных обществ и других товариществ, что вызвало в свою очередь полное прекращение иностранных инвестиций.

В 1918 г. советское руководство рассматривало вопрос о концессиях в двух аспектах: политическом и экономическом, при преобладании политического аспекта.

Впервые вопрос о концессиях в общей форме упоминается в Плане развития экономических отношений между Советской Россией и Соединенными Штатами Америки, разработанном 12 мая 1918 г. Первые официальные предложения концессий были сделаны уже 14 мая 1918 г. США и 15 мая - Германии, а 15 мая Совнарком РСФСР рассмотрел вопрос о концессиях и признал желательным участие иностранного капитала в разработке естественных богатств страны.9

В табл. 2 показаны основные этапы концессионной политики и правового регулирования иностранного капитала в период нэпа.

Политика И.В. Сталина, Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева привела к тому, что к середине 1980 г. притоки иностранных инвестиций упали до чрезвычайно низкого уровня.

При М.С. Горбачеве ситуация стала и вовсе критической. 19 августа 1986 г. Совет Министров издал специальный закон о совместных предприятиях, посредством которого правительство сделало попытку активизировать приток иностранных технологий, в особенности в сектор производства потребительских товаров. Иностранным компаниям было позволено

42

ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ

БЮДЖЕТ!ШАНСЫ. ИНВЕСТИЦИИ

8 (116) - 2004

Рис. 1. Формы иностранных инвестиций

контролировать не более 49% акций. Позже, специальным постановлением Совета Министров от 2 декабря 1988 г. этот потолок был поднят. По соглашению между партнерами, иностранное участие могло достигать 100%, а 6 марта 1990 г. вышел новый закон, согласно которому иностранным компаниям гарантировались репатриация прибыли, владение землей и право компенсации (в случае экспроприации).

Изначально для иностранных компаний были выделены особые экономические зоны, которые предлагали некоторые финансовые, фискальные преимущества, а также льготные импортные пошлины. Последующие законы расширяли права, гарантии и усилили механизмы защиты иностранных компаний, предоставляя транснациональным компаниям полную экономическую свободу, возможность портфельного инвестирования, долгосрочную аренду земли и свободу реинвестирования прибыли, они получили равные права с отечественными инвесторами.

Начиная с 1987 по 1991 г. преобладало создание совместных предприятий российских юридических лиц с зарубежными партнерами в форме закрытых корпораций. Далее, когда недостатки «советской» формы совместных предприятий - произвольная оценка вкладов сторон, невозможность контроля

производства иностранным партнером, неликвидность вклада в уставный капитал — стали очевидными, преобладающей формой вложения в России стало приобретение крупных пакетов акций открытых АО или создание 100% -ных дочерних предприятий.

Анализируя процесс становления и развития иностранных инвестиций в России можно сделать следующие выводы:

- зарождение процесса вложения иностранного капитала относится к эпохе Ивана Грозного;

- взаимоотношения между странами, возникающие на основе притока иностранного капитала, заключались не в подчинении, а в союзе;

- созданные иностранцами предприятия обслуживали, прежде всего, рынок самой России и только потом — мировой, а не рынок конкретных стран-инвесторов;

- Россия использовала заграничный капитал в интересах своего развития, а не он диктовал России выгодные ему самому цели, например добычу сырья на вывоз;

- в России использовались различные формы иностранных инвестиций, не потерявшие своей актуальности и в настоящее время (рис. 1).

ДАЙДЖЕСТФИВАВСЫ

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.