Научная статья на тему 'ИСТОКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТЕКЛОДЕЛИЯ. ЕГИПЕТСКИЙ ФАЯНС'

ИСТОКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТЕКЛОДЕЛИЯ. ЕГИПЕТСКИЙ ФАЯНС Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
392
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HISTORY / ANCIENT EGYPT ART GLASSMAKING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грошкова Любовь Германовна

Целью разработки является краткий актуализированный обзор исторических данных о возникновении и развития художественного стекла в Древнем Египте. Использованные методы комплексного анализа соответствуют многогранности аспектов исследования, в результате которого формируется более стройное понимание истории зарождения стекольного дела.Main background of the article is a brief actualized review of cumulated historical data on the uprise and development of the Art glass in Ancient Egypt. Use of multivariate analysis’ methods corresponds to the research aspects’ many- sidedness. As a result more structured comprehension of glassmaking genesis appears.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Грошкова Любовь Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТЕКЛОДЕЛИЯ. ЕГИПЕТСКИЙ ФАЯНС»

ИСКУСТВОВЕДЕНИЕ

ИСТОКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТЕКЛОДЕЛИЯ. ЕГИПЕТСКИЙ ФАЯНС

Грошкова Любовь Германовна

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Художественного стекла» МГХПА им. С. Г. Строганова,

г. Москва

BEGINNINGS OF GLASSMAKING ART. THE EGYPTIAN FAIENCE АННОТАЦИЯ

Целью разработки является краткий актуализированный обзор исторических данных о возникновении и развития художественного стекла в Древнем Египте. Использованные методы комплексного анализа соответствуют многогранности аспектов исследования, в результате которого формируется более стройное понимание истории зарождения стекольного дела. ABSTRACT

Main background of the article is a brief actualized review of cumulated historical data on the uprise and development of the Art glass in Ancient Egypt. Use of multivariate analysis' methods corresponds to the research aspects' many-sidedness. As a result more structured comprehension of glassmaking genesis appears. Ключевые слова: История, Древний Египет художественное стеклоделие. Key Words: History, Ancient Egypt Art glassmaking

Особое место в изучении стекла на самых ранних этапах его стано-вления занимает история стекольного дела Древнего Египта. И это неслу-чайно. С одной стороны, археологические раскопки проводились здесь значительно чаще, чем в других центрах древнего мира. С другой - экспедиции дали более значимые результаты. Иными словами, на египетской территории было найдено достаточное количество образцов для проведения многочисленных исследований с целью определения времени и места их изготовления, а также методов работы древних мастеров с новым ма-териа-лом. Анализ возможных технологических процессов и моделирование предполагаемых приёмов формования изделий из стекла в Древнем Египте, позволили построить весьма достоверные гипотезы о зарождении стеклоде-лия и эстетических предпочтениях первых стеклоделов. Систематизация знаний в области изучения древнеегипетского стекольного дела способство-вала созданию более полного представления об его истоках и этапов его освоения не только в Египте, но и как ремесленного направления в целом.

Однако следует отметить, что древнеегипетская история - непростой и продолжительный (более трёх тысячелетий) исторический период, насыщен-ный событиями, отражавшимися на взлётах и падениях древнего государства. Искусство в целом и стеклоделие, в частности, как своеобразный барометр, чутко реагировало на духовные потребности человека. Поэтому не-удивитель-но, что с укреплением государства расцветало и искусство.

Стеклоделие также развивалось неравномерно. Совершенно новый материал, непохожий на известные ранее, требовал осознания своей специ-фики, декоративных качеств и сфер приложения. Следовало накопить доста-точно опыта и знаний, которые были бы востребованы в определённой исто-рической ситу-

ации. К тому же необходимо учитывать, что мастера могли опираться только на те навыки и умения, которыми уже владели. Вполне естественно, что в экспериментах с новым материалом они использовали технологические приёмы и методы, известные им из хорошо освоенных областей, таких как обработка керамики, металла, камня. Случайность могла дать импульс для размышлений и дальнейших экспериментов. Но чтобы уверенно применять особенности нового материала и результат не был случайным, необходима систематизация знаний, которая порой очень затягивалась. А на заре стекольного дела для перехода к очередному качественному уровню требовались не годы и не века, а тысячелетия.

В основу хронологических исследований развития Древнего Египта положен труд жреца Манефона, жившего на стыке IV и III вв. до н. э. «Он разделил всю историю на 30 династий, которые сгруппировал в три большие периода: Древнее Царство, Среднее и Новое. Позднее были выделены эпохи Раннего Царства и два Периода распада. Историки добавили и т. н. Поздний период» [2, с. 202]. Опираясь на эту общепринятую периодизацию, можно констатировать, что стеклоделие как часть развития науки, культуры и искусства Древнего Египта органично вписывается в основные временные фазы. А это в свою очередь создаёт фундаментальные предпосылки для его поэтапного изучения.

Для каждого исторического этапа характерны свои эстетические прио-ритеты, которые отражались в произведениях архитектуры и искусства. Ещё во времена «Древнего Царства сложились три основных принципа древне-египетского искусства - синтез всех его видов при ведущей роли архитек-туры, монументальность и декоративность форм». [2, с. 242]. Мощные архи-тек-турные сооружения, яркие и глубоко познавательные

элементы декора-тивного убранства, большое количество предметов из реальной повседневной жизни и богатого культа загробной жизни, а также письменные хроники, дают яркое представление о жизни и философии древнего государства.

Наряду с зодчеством, декоративно-прикладное искусство занимало особое место на протяжении всего времени существования Древнего Египта. Наиболее значимую роль играло ремесло, так как создание предметного мира, соответствующего религиозным канонам, имело особое значение. Ремёсла отличались таким многообразием направлений и совершенством умений, что английский египтолог А. Лукас, долгие годы работавший в Каирском музее, счел необходимым классифицировать все виды деятель-ности древних египтян, а также сырье, инструменты, используемые техно-логии, области их применения. Получился внушительный труд «Материалы и ремесленные производства Древнего Египта», своего рода «справочник по истории техники и естествознания, строительного дела и многих смежных специальностей» [4, с. 1]. Однако разделы, посвященные стеклу не выделя-ются из скрупулёзного описания ремёсел Древнего Египта. Стекло в пред-ставлениях египтян органично вписывалось в общую картину декоративно-прикладного искусства и соответствовало определённым запросам своего времени, «обслуживая» преимущественно потребности верхушки общества.

Первые предметы с гладкой «блестящей» поверхностью, обнаружен-ные на территории Древнего Египта, относятся к V тысячелетию до н. э. Это, прежде всего, бусы - одно из наиболее любимых украшений, о чем свиде-тельствуют не только захоронения, но и многочисленные изображения египтянок, как в монументальных росписях культовых строений, так и в ка-мерной скульптуре. Причём, «их носили не только

женщины, но и мужчины.....И не было другого народа,

который бы так ценил бусы и проявлял столько искусства и изобретательности в их подборе, как древние египтяне» писал А. Лукас [4, с. 44]. Данный факт подтверждают и погребения ещё додинастического периода. [3, с. 206].

Обычно бусины делали из камня [8, с. 21]. Египетских красавиц при-влекали своим насыщенным цветом лазуриты, аметисты, бирюза, малахит, символизирующие плодородие и возрождение. Использовались также и дру-гие минералы. «Бусы изготовлялись из самого разнообразного материала, как естественного, так и искусственного, включая кость, фаянс,... гла-зуро-ванный кварц и стеатит, слоновую кость, металл (золото, серебро, электрон, медь), скорлупу страусовых яиц, смолу, камень (обычно окрашенный), солому и дерево» [4, с. 44]. Нередко встречаются бусины из керамики. Но не всегда их поверхность обладала желаемым блеском, чаще оставаясь матовой.

Не исключено, что первое появление такой гладкой поверхности стало «следствием случайных обстоятельств, когда изделия подвергались воздей-ствию высокой температуры в непосредственном контакте с медью и золой, богатой щёлочью» [8, с. 19]. Вместе с тем существует предположение, что это - результат череды осознанных опытов, так как несколько позже, наряду с бусами, стали изготавливаться и небольшие предметы из «глазурованных камней» [8, с. 19]. Таким

образом, тонкая блестящая плёночка на поверх-ности изделий - глазурь - заложила основу двух направлений в изучении первых шагов стекольного дела. Есть также мнение, что глазурью мастера поливали изделия, другие высказали возможность непреднамеренного прояв-ления глазуревого покрытия. По другой версий «первые глазури приготавли-вались из мелко истолчённого кварца в смеси с древесной золой и природ-ным карбонатом натрия. В качестве красителя вводился малахит. Некоторое количество железа всегда присутствовало в качестве примеси к песку. При-го-товленную таким образом смесь разбалтывали в воде и получали густую как сливки жидкость, называемую шликером, которую и наносили на изде-лие» [3, с. 54]. Состав подобной «глазури» очень близок по соотношениям компонентов древнеегипетскому стеклу [78, с. 21] Исследования также пока-зали, что многие столетия подряд египетские мастера пользовались фактиче-ски одним и тем же сырьевым составом и для изготовления стекла, и для подготовки глазури. Согласно данным технологов, единственное отличие состояло только в «способе его применения, так как, если сырьевой продукт был предназначен для получения стекла, то его использовали самостоя-тельно, если же целью было нанесение глазури, получался слой, нанесённый на поверхность из другого материала» [9, с. 26].

О другом методе изготовления древних глазурей пишет Н. Н. Качалов: «.А. Лукас считал, что смесь исходных материалов предварительно сплав-ляли в стеклообразную массу, охлаждали, измельчали в порошок и после этого разбалтывали в воде для образования глазурного шликера» [3, с. 54], т. е. для создания шликера использовали спечённые, а не сырьевые материалы.

Вне зависимости от того, какой именно способ изготовления и нанесе-ния глазури применяли древние мастера, можно отметить их явный интерес к работе с такими компонентами как кварц в сочетании со щёлочью - основ-ными сырьевыми составляющими стекла. Однако отсутствие записей по технологии стекловарения в Древнем Египте говорит о том, что смеси составлялись, скорее всего, «на глазок». Такой подход способствует появле-нию неожиданных результатов и порой стимулирует экспериментаторский дух. При этом нет сомнения, что «производство глазури дало толчок к изобретению такого важного материала, как стекло, которое, по существу, является той же глазурью, но используемой самостоятельно, а не для покрытия других веществ» [4, с. 382]. Иными словами, А. Лукас, основопо-ложник версии происхождения стекла из глазури, считал, что первые изделия с глазурованной поверхностью появились в Египте вследствие покрытия предметов изготовленных из толчёного кварца или стеатита щелочной глазуревой смесью - шликером. Жидкий шликер проникал в поверхностный слой пористой массы дробленого камня, образуя стекловидное покрытие. Именно покрытые глазурью изделия из мелкотолчёных силикатных пород стали называется «египетским фаянсом». Однако он же констатировал, что древнему глазировщику «и в голову не приходило производить опыты по изучению новых возможностей применения его материала» [4, с. 382].

Точка зрения А. Лукаса доминировала в течение значительного време-ни и имеет много сторонников.

Подтверждением его концепции, можно так-же считать и несколько глазурованных плиток из коллекции Британского музея, датированных III тысячелетием до н. э.

Параллельно с предположением о развитии стеклоделия в Древнем Египте из практики использования глазуревых смесей, существует и другая гипотеза становления стекольного дела. Уже к V тысячелетию до н.э. ремёсла достигли здесь достаточно высокого уровня. Древние мастера, помимо камня, обрабатывали кость, дерево, металл, владели техникой инкрустации [2, с. 243]. Поэтому неудивительно, что наряду с совершенствованием технологических приёмов, осваивались и новые материалы, среди которых особо выделяется фаянс. Именно к этому времени «относятся и первые бусины из так называемого «египетского фаянса» [1, с. 20].

Появление «египетского фаянса» в любом случае является одним из знаковых этапов в истории стеклоделия. Как пишет ведущий британский египтолог, Поль Никольсон, «исследователи назвали фаянс "первой высоко-технологичной керамикой", подчеркивая, таким образом, его статус искус-ственного материала» [6, с. 1]. Это достаточно простой, но не природный, а изобретённый человеком материал. И в данном случае речь идёт о совершен-но новой пластичной массе. С одной стороны, по методам обработки фаянс напоминал керамику. Он формовался в холодном состоянии, его можно бы-ло лепить вручную, делать оттиски в форме. С другой - обладал своеобраз-ными свойствами и качествами, непохожими ни на глину, ни на камень.

Несмотря на то, что «египетский фаянс» «обрабатывался сложнее по сравнению с глиной и требовал применения иных технологических приёмов» [6, с. 1], он оказался очень удобным в работе. Сам материал позволял значит-ельно упростить изготовление небольших предметов с блестящей глазуро-ванной поверхностью и сократить количество этапов при создании изделия. Процесс формования был несложен и близок к работе с глиной. Сначала из влажной массы лепили изделие, затем сушили и обжигали. При этом для до-стижения «блестящего» эффекта не требовалось дополнительных операций. Изделие не нужно было обливать глазуревым шликером. Глазурь прояв-ля-лась на поверхности сама собой и представляла по сути своей не тонкую пленку из цветной стекломассы, а будто проникала вглубь предмета, составляя с ним единое целое. В то же время это была уже не керамика и не толчёный камень, а однородная силикатная субстанция, так как «египетский фаянс» состоял преимущественно из «кремнезёма (90%), стёртого в пудру. В состав материала входили также небольшие доли известняка и щёлочи, а незначительное присутствие окиси металлов придавало глазурованной поверхности специфический зеленовато-голубоватый цвет» [8, с. 20].

Изделия из «египетского фаянса» очень своеобразны. Зеленовато-голубоватое, бирюзовое покрытие поверхности обычно не полностью скры-вает пористую структуру фаянса. Оно слегка приглаживает шероховатости самой массы, оплавляя неровности, «проникая», таким образом, в материал. «Остеклованность» или «витрификация» (в некоторых изданиях - самогла-

зу-рование)» [6, с. 11] проявляется не равномерно, а лёгкими пятнами. Поэтому даже самые маленькие предметы, выполненные из «египетского фаянса», всегда привлекают внимание тонкой нюансировкой цвета - чуть более насы-щенного или разреженного, более блестящего или слегка «припудренного».

Первые образцы, считающиеся примером осознанного использования «египетского фаянса» в Древнем Египте, найдены в слоях, относящихся к эпохе Раннего Царства. Об этих находках подробно рассказывает основопо-ложник египтологии В. М. Флиндерс-Петри. В качестве примера он приводит не только бусины, но и фигурки животных, а также фрагмент вазы, «покры-той зелёной глазурью, на которой читается имя первого египетского фараона - Мены» [10, с. 19]. С этим фараоном, связано объединение Верхнего и Нижнего Египта. Такое важное историческое событие точно определяет время появления вазы с зелёной глазурью - конец IV тысячелетия до н. э.

Но если в Раннем Царстве «египетский фаянс» использовался преиму-щественно для изготовления мелких изделий, то в Древнем Царстве его приложение имело уже и монументальный характер.

Древнее Царство -это яркий период истории Египта - «эпоха сооруже-ния великих пирамид» [2, с. 222]. В то время складывается представление о божественности фараона, формируется религиозное толкование загробной жизни, получает свои очертания сложные обряды. Ярким проявлением погре-бального ритуала становится строительство гробниц. Зодчество приобретает доминирующее значение. Ремесленные новинки, такие как «египетский фаянс», нашли свое применение в строительстве культовых сооружений.

Одним из ранних памятников монументальной архитектуры является заупокойный ансамбль фараона III династии Джоссера (2780-2760 гг. до н. э.) в Саккаре. Именно здесь были найдены пластины из египетского фаянса с «ушками» на изнаночной стороне. Вероятно, они украшали помещение с саркофагом фараона. Историки предполагают, что эти декоративные эле-мен-ты крепились к поверхности с помощью лыка, как пуговицы, покрывая стены. Верёвка проходила через «ушки» и через отверстия, просверленные в каменной стене, фиксируя плитки. Они имели правильную прямоугольную форму и плотно прилегали друг к другу. На лицевой стороне изделия хорошо видно характерное для «египетского фаянса» сине-зелёное покрытие [8, с. 21]. Масштаб помещений говорит об изготовлении достаточно большого количества облицовочных пластин. Размах строительства свидетельствует уже не о маленькой ремесленной мастерской, а о серьёзной производствен-ной организации.

Вместе с тем большинство историков склонны считать определение этой своеобразной субстанции, как «фаянс», не совсем адекватным. Здесь нет ни характерного черепка, ни собственно глазури, содержащей окись свинца [1, с. 20]. Кроме этого, следует добавить, что обозначение «египетский» характерно преимущественно для изданий на русском языке, хотя и среди зарубежных исследователей есть сторонники этого термина. Это особый материал, где масса и глазурь не разные элементы, а единое неделимое целое. Блестящая наружность является не поверхностным слоем, а свойством материала видоизменяться и приобретать

другое качество под воздействием высокой температуры. Древние египтяне называли этот своеобразный мате-риал «тхенет» (tchenet), то есть «блестящий» [8, с. 20]. Обозначение «фаянс» появилось значительно позже и «происходит от названия итальянского города Фаэнца (Faenza), где в Средние века изготавливались керамические изделия с плотным, мелкопористым, обычно белым черепком, покрытые прозрачной или непрозрачной («глухой») глазурью» [6, с. 14].

При этом, как отмечает Р. Х. Брилл [7, с. 107], существует некое «международное разногласие» в терминологических понятиях. Так, во фран-цузских изданиях вместо «египетский фаянс» нередко используется термин «фритта» (fritte) [8, с. 20]. В то же время в «английском языке "frit" означает фаянс, а в немецком "Fritte" - египетскую лазурь» [7, с. 107]. Но «египетская лазурь» - это уже другая пластическая масса. Вместе с тем немецкое понятие «"Frit" имеет специфическое значение в лексиконе стекольщиков и керамис-тов, а в некоторых текстах для обозначения египетской лазури используются термины "paste" и "composition"» [7, с. 107]. В русском языке понятие «фритта» тоже имеет несколько значений. Согласно энциклопедии Брок-га-уза и Ефрона, «фриттой называется богатый кремнезёмом стеклянный состав, обожжённый на малом огне до спекания массы, образующий главную составляющую часть теста мягкого фарфора...», а в стеклоделии так называют «мелкие стеклянные окатышки» [5; том. XXXIA, с. 804).

Французский энциклопедический словарь «Ларусс» даёт весьма сухое описательное наименование «силикатная глазурованная керамика», которое употребляется для обозначения предметов, «изготовленных из материала, содержащего, прежде всего, кремнезём и в процессе обжига при температуре около 900°C покрывающегося силикатно-щелочной глазурью, по сути, представляющей собой тонкий слой стекла» [8, с. 21].

Вне зависимости от терминологических расхождений, надо отметить, что освоение «египетского фаянса» является одним из важнейших этапов в становлении стекольного дела. Несмотря на то, что это ещё не стекло, «египетский фаянс» является совершенно новым, искусственным, а не при-родным материа-

лом. Осознание физических качеств и декоративных особен-ностей новой субстанции уже предполагает творческую работу по её дальнейшему совершенствованию. Естественными представляются не только процессы поиска более гладкого и равномерного покрытия, то есть повышения качества остеклованной поверхности, но и опыты по насыщению цвета и разнообразию цветовых оттенков, а также предсказуемости в работе. Иными словами, появляется логическая необходимость в технологическом развитии как изготовления самой массы, так и изделий из неё. Открывается цепочка последовательного освоения методов и приёмов работы, пропорционального подбора сырьевых составляющих и оптимального температурного режима, которые привели в результате к появлению известной нам стекольной массы.

Список использованной литературы

1. Горбунова К. Памятники античного прикладного искусства, Ленинград:

Аврора, 1973.

2. Кацнельсон И. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока.

Москва: Искусство, 1976.

3. Качалов Н. Стекло. М.: изд. Академии наук СССР, 1959.

4. Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта /

Пер. с англ. Москва: Изд. иностранной литера-туры,1958.

5. Nicholson P.T. Egyptian Faience and Glass, серия «Shire Egyptology», т. 19,

изд. Shire Publ., Букингемшир (Англия), 1993.

6. Oppenheim A. Leo. Glass and Glassmaking in ancient Mesopotamia. Corning

museum of Glass Press. Corning, New York, 1988.

8. Slitine F. Histoire du Verre. L'Antiquité. Paris: Massin, 2005.

9. Tait H. Five Thousand Yearrs of Glass. London: British Museum, 2004.

10. Vavrâ J. Pët tisic let sklârského dila. Praga: Orbis, 1953.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.