Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ НАНЕСЕНИЯ ГЛАЗУРЕЙ НА ОСНОВЕ ЯПОНСКИХ ТРАДИЦИЙ КЕРАМИКИ СИНО'

ТЕХНОЛОГИИ НАНЕСЕНИЯ ГЛАЗУРЕЙ НА ОСНОВЕ ЯПОНСКИХ ТРАДИЦИЙ КЕРАМИКИ СИНО Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
157
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАЗУРИ / ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИ / КЕРАМИКА СИНО / ТЕХНОЛОГИИ НАНЕСЕНИЯ ГЛАЗУРЕЙ / GLAZES / TRADITIONAL TECHNOLOGISTS / SINO CERAMICS / GLAZE COATING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Червонцева Анастасия Вячеславовна, Акимова Елена Максимовна, Строганова Елена Евгеньевна, Коняшкина Анна Юрьевна

В статье приводится анализ технологий традиционной японской керамики Сино, экспериментальные данные по подбору составов и получения глазурованного покрытия с эффектами керамики Сино. Отобраны варианты технологии глазурования. Рассмотрены факторы, влияющие на температурный коэффициент линейного расширения, белизна (заглушенность), вязкость глазурного шликера. Предложенные технологии позволяют создавать бытовые изделия, имитирующие традиционную японскую керамику, что актуально в связи с ростом интереса потребителей к этой культуре в целом и расширения рынка изделий за счет относительно простых технологий, которые можно использовать на малых предприятиях и в частных гончарных мастерских.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — Червонцева Анастасия Вячеславовна, Акимова Елена Максимовна, Строганова Елена Евгеньевна, Коняшкина Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF COATING GLAZES BASED ON THE JAPANESE TRADITION OF SHINO CERAMICS

The article analyzes the technology of traditional Japanese ceramics Sino, experimental data on the composition and production of glazed coating with the effect of ceramics Sino. Selected options for glazing technology. Considered factors affecting the temperature coefficient, linear expansion, level (silence), the viscosity of the glaze slip. pottery workshops. The proposed technologies allow to create household products that imitate traditional Japanese ceramics. This is relevant in connection with the growing consumer interest in this culture. important for expanding the market for products through simple technologies. These technologies can be used in small enterprises and in private pottery workshops.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ НАНЕСЕНИЯ ГЛАЗУРЕЙ НА ОСНОВЕ ЯПОНСКИХ ТРАДИЦИЙ КЕРАМИКИ СИНО»

УДК 67.02

Червонцева А.В., Акимова Е.М., Коняшкина А.Ю., Строганова Е.Е.

ТЕХНОЛОГИИ НАНЕСЕНИЯ ГЛАЗУРЕЙ НА ОСНОВЕ ЯПОНСКИХ ТРАДИЦИЙ КЕРАМИКИ СИНО

Червонцева Анастасия Вячеславовна - студент группы Н-47, Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева;

Акимова Елена Максимовна - доцент кафедры общей технологии силикатов, кандидат технических наук, доцент;

Строганова Елена Евгеньевна, доцент кафедры химической технологии стекла и ситаллов, кандидат технических наук, доцент.

Коняшкина Анна Юрьевна, доцент кафедры общей технологии силикатов; E-mail: anna.konyashkina@mail.ru Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125480, Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 20

В статье приводится анализ технологий традиционной японской керамики Сино, экспериментальные данные по подбору составов и получения глазурованного покрытия с эффектами керамики Сино. Отобраны варианты технологии глазурования. Рассмотрены факторы, влияющие на температурный коэффициент линейного расширения, белизна (заглушенность), вязкость глазурного шликера. Предложенные технологии позволяют создавать бытовые изделия, имитирующие традиционную японскую керамику, что актуально в связи с ростом интереса потребителей к этой культуре в целом и расширения рынка изделий за счет относительно простых технологий, которые можно использовать на малых предприятиях и в частных гончарных мастерских.

Ключевые слова: глазури, традиционные технологи, керамика Сино, технологии нанесения глазурей.

TECHNOLOGY OF COATING GLAZES BASED ON THE JAPANESE TRADITION OF SHINO CERAMICS

Chervontceva A.V., Akimova E.V.,Stroganova E.E., Konyashkina A.Y. D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia

The article analyzes the technology of traditional Japanese ceramics Sino, experimental data on the composition and production of glazed coating with the effect of ceramics Sino. Selected options for glazing technology. Considered factors affecting the temperature coefficient, linear expansion, level (silence), the viscosity of the glaze slip. pottery workshops. The proposed technologies allow to create household products that imitate traditional Japanese ceramics. This is relevant in connection with the growing consumer interest in this culture. important for expanding the market for products through simple technologies. These technologies can be used in small enterprises and in private pottery workshops.

Keywords: glazes, traditional technologists, Sino ceramics, glaze coating technologies

Сложно недооценить значение этнокультурные традиции для развития современных технологий. В японской культуре особое место и ценность представляет керамика Сино ^Ыпо, ^ 1г), или Сино-яки, представляющий стиль японской глиняной посуды. Для традиционной керамики Сино характерно покрытие толстым слоем глазурью молочно-белого цвета с маленькими оранжевыми или коричневыми пятнами, полученными вкраплением оксида железа и с небольшими ямками - «суана» (гнездышки, наколы). Из-за этих «суана» изделия получили название в чайной церемонии «юдзухада» (кожица цитруса). Сино — один из четырех стилей Мино керамики, известной с конца 16 столетия, и производимой в областях Сэто и Мино префектуры Гифу, где с середины 1570-х годов местных гончарных мастерских

экспериментировали с новыми глазурями, формами и технологиями глазурования.

В результате у Сино-яки сформировались подстили:

Э-Сино (декоративная керамика, с подглазурным нанесением оксида и железа - сино-увагусури);

Мудзи Сино - белый цвет, отражающий эфемерность бытия и чистоты в японской культуре (не пигментированная глазурь образует неровную поверхность молочно-белого цвета);

Ака-Сино - красный, «осенний» подглазурный цвет, образующийся за счет большого введения оксида железа. После обжига, пигмент проступает на поверхность, образуя яркую окраску. Позже эта технология перешла в китайскую керамическую культуру;

Бэни Сино (сафлор) - получение при обжиге желто-оранжевых оттенков, особо ценимых

японцами, характерных цветку с тем же названием с красящими свойствами;

Нэдзуми Сино — серый или «мышиный» цвет глазури: белый глиняный черепок покрывается тонким слоем оксида железа и просушивается. Мастер иглой процарапывал рисунок на подсохшем слое до белой основы. Потом наносили белую глазурь из полевого шпата, которая при обжиге затекала в углубления и спекалась там, образуя молочно-белый рисунок на сером фоне. Формы посуды приземистые, цилиндрические, толстые, но по весу изделия легкие.

Для изделий в основном использовалась местная минская глина, включающая полевой шпат для получения при обжиге полуматового «сатинового» белого цвета. В минской глине содержались оксида железа, благодаря чему на посуде появлялись ржавые пятна, формировавшие естественный декор. Примерный состав глазури: полевой шпат - 40 частей; кварц - 30 частей; минская глина - 20 частей; магниевая руда или оксид цинка - 10 частей. Такая глазурь обладает большей вязкостью, менее прозрачная, дающая забеляющий эффект, имеет большой коэффициент расширения, что дает легкое растрескивание.

За годы экспериментов японские мастера разработали множество сочетаний глазурных составов, дающих разные эффекты: черно-синие пятна "захваченного" углерода или огненные глаза оксидов железа или эффект сборки, когда глазурь образует глубокие червоточины, обнажающие черепок, покрывая его капельками. Эти пятна стали называть хи-иро (цвет, созданный огнем). В истории японской керамики впервые появляется растительный орнамент благодаря подглазурной росписи красками из оксидов железа. Эти узоры впервые появились именно в японской культуре. Такая глазурь обжигалась в однокамерных земляных печах Огама при температуре 1280-1350 градусов. Кустарные технологии обжига и нанесения глазурей разных мастерских позволяли создавать цвета от бело-голубого до ярко-оранжевого. Глиняные формы моделировались либо на гончарном круге с внесением асимметрии мастером вручную после формования круглых элементов, либо методом формования чаши из раскатанного пласта [9]. Так же использовался метод набивки глины деревянной формы, который по одной из версий изобрели мастера Мино, работая с керамикой Сино.

Эта технология была утрачена в 17 веке с появлением многокамерных печей Анагама и восстановлена в Японии в начале 20 века керамистами Тоёзо Аракава (Toyozo Arakawa) и Хаяме Като (Hajime Kato).

В оригинальной технике изготовления керамики Сино требуется особый состав глазури и специальный режим обжига с использованием восстановительного огня, что делает данную керамику трудной в изготовлении и мало распространенной на нашем отечественном рынке. Чтобы упростить технологию изготовления и сделать данную керамику более доступной, была

поставлена задача разработать состав и новый метод нанесения глазури, изготовленной из широкодоступного сырья на российском рынке с обычным обжигом в электрической печи.

В данной работе были проведены исследования возможности получения декоративного покрытия для беложгущейся керамики, имитирующего древнюю японскую керамику Сино. В качестве декоративного покрытия была использована композиция из прозрачной глазури, глушителя и красящих пигментов. Для получения покрытия с хорошим декоративным эффектом необходимо обеспечить соответствие ТКЛР подложки и глазурного покрытия

В качестве керамической подложки была выбрана беложгущаяся керамическая масса (фаянс) S-2128 [6] свойства которой приведены в табл.1.

Таблица 1. Свойства керамической подложки

Интервал обжига Усадка при температуре, 0С, % Водопоглощение при температуре, ОС, %

11501250 0С 1050 1200 1230 1050 1200 1230

5-6 8-9 9-10 18-20 - 9-8

В качестве бесцветной глазури была выбрана глазурь S-2128 [6], интервал обжига которой составляет 1180-1250 0С, т.е. лежит в пределах обжига керамической подложки.

В качестве глушащих добавок к глазури использовали CaF2, Na3PO4, ZrO2, SnO2.

Бесцветная фритта находится в жидком состоянии, поэтому перед началом работы ее высушивали при температуре 40-50 °С., затем взвешивали на аналитических весах с точность 0.01 г. Требуемые навески фритты и глушителя взвешивали на аналитических весах с точностью 0.01 г, затем растирали и смешивали в керамической ступке керамическим пестиком в течение 2-3 минут. Для получения однородной глазурной суспензии в порошок добавляется вода и также размешивается пестиком 2-3 минуты. Количество воды должно быть таким, чтобы в результате получилась вязко-текучая масса. Данную суспензию наносили на образцы плоской синтетической кистью в один или несколько слоев. На образцы с большой площадью (блюдца, чаши) глазурь наносили методом окунания или полива.

Для воспроизведения эффекта carbontrap в глазурях Сино были выбраны пигменты №0, Mn2O3, Fe2O3, FeO, MnO, KMnO4, обладающие серо-коричневой, коричневой и рыжей гаммой.

Перед использованием сухие пигменты разбавляли дистиллированной водой до состояния суспензии. Нанесение пигмента производили двумя способами: на подложку с нанесенным, необожжённым слоем глазури и на чистую подложку, после чего наносили слой глазури. Для получения разнообразных декоративных эффектов пигменты наносили с помощью шприца, щетины.

Полученные покрытия оценивали по растекаемости, степени заглушенности, толщине слоя.

Растекаемость сплошного покрытия глазурью определяли визуально по 5 бальной шкале, где: 0-площадь глазури не изменилась после обжига и 5 -глазурь растеклась за пределы образца.

Степень заглушенности глазури также определяли визуально по 5 бальной шкале, где: 1 -прозрачная глазурь, без добавления глушителя, 2 -глазурь с большим количеством мелких пузырей, 3 -слабо глушенная глазурь, 4 - глазурь с хорошей степенью глушения, 5 - недожжённая или закристаллизовавшееся, непрозрачная глазурь.

В данной работе были опробованы следующие виды глушащих добавок: №3Р04, 2г02, а также смеси CaF2+Sn02, СаР2+Ка3Л1Р6. Было исследовано влияние концентраций добавок и температуры обжига. Концентрации добавок меняли (масс.%) от 5 до 20. Температуры обжига составляли 12000С, 11000С и 10000С.

При оценке образцов было показано, что введение добавки №3Р04 в количестве 10 масс.% образует покрытие со степенью глушения 4 и растекаемостью 3 при температуре обжига 11000С, а повышение концентрации до 20 масс. % позволяет получить покрытие такого же качества при температуре 10000С, что экономически более выгодно.

Из всех опробованных методов нанесения пигментов наиболее оптимальным оказался метод тампования. На обожженную подложку наносили пигмент, затем образец окунали в глазурный шликер, причем если образец плоский, то окунание производится частичное - только та поверхность, на которой находится пигмент. Образец обжигали в электрической печи при следующем режиме: за 9 часов достигается температура 10000С, 1 час выдержки при этой же температуре, затем печь выключали и оставляли образец остывать вместе с печью.

Оценка образцов по принятой шкале показала, что наилучшие результаты по глушению, растекаемости и декоративному эффекту были получены с использованием в качестве пигментов РеО, Ре203, Мп203, КМп04 и смесь пигментов FeO+CrO, Эти пигменты были опробованы на подложках большого размера (блюдцах). Оценка декоративных свойств покрытий показала, что наиболее подходящими пигментами для создания глазурного покрытия в стилистике Сино являются Ре0, Мп203 и FeO+CrO (в соотношении 5:1), так как именно данные пигменты приводят к требуемой сборке глазури и образованию наколов, а также имеют цветовую гамму, которую можно отнести к Е-Сино.

В результате экспериментов было установлено, что оптимальным способом нанесение глазури

является окунание. Для достижения наибольшего сходства с оригинальными глазурями Сино требуется слой толщиной не менее 1мм. Это достигается путем регулирования вязкости глазурного шликера.

При изготовлении образцов была выявлена закономерность - чем толще слой глазури, тем сильнее эффект сборки глазури, соответственно чем тоньше слой, тем незаметнее данный эффект. Толщина глазури зависит от вязкости глазурного шликера, поэтому в дальнейших исследованиях требуется установить оптимальную вязкость шликера для получения такой толщины слоя глазури, который даст сборку и наколы, удовлетворяющие эстетические требования.

Восстановление исторических технологий обогащает палитру изделий промышленного дизайна. Данная технология значительно расширит возможности изготовления стилизованных под древнюю японскую керамику Сино изделий без традиционного японского сырья и оборудования.

Литература:

1. Tableware. Shino https://www.savoryjapan.com (дата обращения 23.03.2019).

2. Японская эстетика - https://ru.wikipedia.org (дата обращения 20.04.2019).

3. Егоров М.В., Соловьев А.В. Цветные глазури и эмали (Майолика), под ред. проф. И.И. Сильвестровича; М.: Всесоюзное кооперативное объединенное издательство. 1931. 82с.

4. Ceramic Monthly - Topic: Mid Range Glaze Recipes: From the June/July/August 2017 issue; Techno File: Visual Arts Shino; Ryan Coppage, PhD • May 10, 2017 (https://ceramicartsnetwork.org/ceramics-monthly/ceramic-glaze-recipes/mid-range-glaze-recipes/visual-arts-shino/) ; (дата обращения

23.10.2018).

5. Ceramic Monthly - Topic: Glaze Chemistry; From the December 2016 issue; Search for True Shino; Stephen Driver with Judith and Royle Duff • November 7, 2016; (https://ceramicartsnetwork.org/ceramics-monthly/ceramic-glaze-recipes/glaze-chemistry/search-true-shino/) (дата обращения 23.10.2018).

6. Лаборатория керамики - материалы -керамические массы и глазури; (https://portalkeramiki.ru) (дата обращения

03.03.2019).

7. Лаборатория керамики - переводы -Глазури.Сино;(https://portalkeramiki.ru/index.php/from -the-world/204-glazuri-sino) (дата обращения 03.04.2019).

8. Kazegama;(http://www.kazegamas.com/shinos2 .htm) (дата обращения 13.05.2019).

9. Керамика Раку: космос в чайной чашке. Выставка из японских собраний: каталог/ Государственный Эрмитаж. СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. - 328 с. : ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.