YAK 37 ББК 74.03(2)5
Ю.Л. МАРКОВСКАЯ
YU.L. MARKOVSKAYA
ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОиИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ С.А. РАЧИНСКОГО
THE BEGINNING OF FORMATION OF SOCIO-POLITICAL OUTLOOK OF S.A. RACHINSKY
В статье рассматривается становление социально-политических взглядов С.А. Ра-чинского. Анализируются традиции семьи, студенческая жизнь Рачинского в московском университете, которые повлияли на формирование его социально-политического мировоззрения.
The article examines the process of socio-political views S.A. Rachinsky. Under analysis there are family traditions and student life of Rachinsky at Moscow University, which influenced on the formation of his socio-political outlook.
Ключевые слова: С.А. Рачинский, общественная мысль, консерватизм, либерализм, самодержавие.
Key words: S. Raczynski, public opinion, conservatism, liberalism, autocracy.
Современное российское общество, пройдя путь либеральных реформ, не оправдавших надежд, возвращается к идеологии консерватизма. Рассмотрев формирование социально-политических взглядов одного из представителей консервативного крыла, С.А. Рачинского можно понять развитие общественной мысли середины XIX века.
Современники С.А. Рачинского посвятили ему несколько работ: биограф Горбов Н.М. «С.А. Рачинский» [3], Лясковский В.Н. «Памяти С.А. Рачинского» [6] и др.
Современные ученые также не оставляют без внимания деятельность Рачинского. Актуальность и значимость его интеллектуального наследия отражена в работах Милевского О.А. [8], Минакова С.А. и Ушаковой И.В. [9], Марченковой В.М. [7].
Для оценки социально-политических взглядов С.А. Рачинского важно обратить внимание на то, какое влияние на его формирование оказали семья, учёба в Московском университете, а также общественное окружение.
С.А. Рачинский родился 2 мая 1833 года в селе Татево, Бельского уезда, Смоленской губернии. Его предки по отцовской линии происходили из Великой Польши. Рачинские принадлежат к числу старейших дворянских родов «восходящих к XII веку» [11, с. 7]. В первой половине XVII века польский король за преданность государству, наделяет шляхтичей Рачинских обширными землями в Смоленской губернии, а с 1654 г. Рачинские переходят на службу Московскому государству, при этом сохранив за собой все Смоленские владения. В этих обширных земельных владениях в Бельском уезде Смоленской губернии и было родовое имение Рачинских.
Дворянское гнездо Рачинских по праву можно было назвать культурным и просветительским центром XVШ-XIX вв. Они считались самыми образованными людьми в уезде, в их доме проходили встречи известных поэтов, художников и музыкантов, «звучали стихи С.А. Пушкина, Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева и др.» [14, с. 8]. Рачинский всегда городился своей родословной и дорожил памятью предков. Среди предков Рачинского был Евгений Баратынский известный русский поэт пушкинского периода.
Отец будущего учёного и педагога Александр Антонович Рачинский (1799-1866) был майором Муромского пехотного полка. Во время службы в Петербурге он общался с поэтами пушкинского круга и будущими декабристами, дружил с В.К. Кюхельбекером. После разгрома движения декабристов он в 1826 г. попадает под секретный надзор полиции [11, л. 13].
В 1827 году «по семейным обстоятельствам» он вышел в отставку и уехал в Татево [11, л. 11]. Выйдя в отставку, А.А. Рачинский серьёзно занялся ботаникой. В свободное время он культивировал редкие породы деревьев в своём парке. Собрал великолепную библиотеку редких книг, коллекцию картин русских и зарубежных художников. Занимался благотворительностью и построил школу для крестьянских детей. С самого раннего детства Сергей Александрович помогал отцу ухаживать за деревьями, и в последующем стало его любимым занятием на протяжении всей жизни.
Мать, Варвара Абрамовна Рачинская (1810-1891), получила блестящее музыкальное образование, знала в совершенстве несколько иностранных языков. Она прививала своим детям любовь к поэзии и музыке с раннего детства, благодаря этому они все достигли высокого художественного развития. Дети Рачинских получили прекрасное домашнее образование.
Усадьбу Рачинских окружали живописные леса и поля. Вблизи самого поместья находилась церковь, около которой позже будет построена начальная школа имени С.А. Рачинского. Вокруг дома располагался огромный парк с цветниками и аллеями. Созерцание окружающего мира способствовало развитию у маленького Сергея тонких эстетических вкусов.
Позже в своих воспоминаниях о родной усадьбе С.А. Рачинский особо отмечал красоту дома, в котором жила семья. Эта особенность заключалась в том, что убранство дома было выполнено в стиле XVI века: «стены и потолки в парадных комнатах были оббиты холстами, расписанные масляными красками, гостиную украшала зелёная мебель, перед окнами находились мраморные столы с бронзовыми часами» [11, л. 14]. Воспитание и окружающий интерьер сформировали в С. Рачинском приверженность к дворянской патриархальной культуре.
В духовной атмосфере дома, где рос будущий ученый и педагог преобладали нежная забота, любовь и внимание. Именно эти элементы в детстве и юности сильнее всего повлияли на становление личности Рачинского. Церковность и связанная с ней благотворительность была также неотъемлемой чертой семьи Рачинских. С. Рачинский впоследствии часто вспоминал беседы со своим другом С.М. Соловьёвым по религиозным вопросам, отмечая красоту православного богослужения. Сам Рачинский в своих записках отмечал, что «никогда не испытывал горечи религиозных сомнений, и вера в Бога, соединившаяся с горячей любовью к церкви, с поэтическим богослужением, с её трогательным пением, была всегда ярким светочем жизни» [13, с. 155].
Родители, заботясь о воспитании и образовании детей, в 1844 году переезжают в университетский город Дерпт (Юрьев). В этом городе С.А. Рачин-ский провёл свои гимназические годы, готовясь поступлению в Московский университет. Благодаря матери, которая с ним усердно занималась изучением иностранных языков, он прекрасно владел немецким, английским, французским языками, в дальнейшем самостоятельно освоил латинский, греческий и старославянский языки.
В 1848 г. семья Рачинских переезжает в Москву, где Сергея Александровича на протяжении года готовил к поступлению в университет сам профессор Михаил Николаевич Капустин - историк права и талантливый просветитель, общественный деятель. В 1840-1850-е годы Капустин был верен идеям естественного права и разделял взгляды немецкого философа Шеллинга. Для М.Н. Капустина государство было живым организмом, в котором право взаимодействует со всеми сферами общества. Именно профессор привил своему воспитаннику интерес к изучению немецкой философии.
В 1849 г. Рачинский поступил на медицинский факультет Московского университета. Однако, его, в первую очередь, интересовали естественные науки. В это время на факультете естествознания читал лекции по зоологии ординарный профессор, Карл Францевич Рулье. Он является первым российским эволюционистом додарвиновского периода. В своих лекциях Рулье излагал идеи французского учёного Ж. Сент-Илера. Эволюционную теорию Ж. Сент-Илера продолжил и доказал британский исследователь Ч. Дарвин. Благодаря лекциям профессора Рулье молодой Рачинский стал активно увлекаться ботаникой. С.А. Рачинский стал одним из самых активных членов Московского общества исследователей природы [14, с. 11]. В своём дневнике он отмечал, что придерживался взглядов дарвинистов [12, л. 20]. В стенах университета он был участником научной школы зоологов-эволюционистов К.Ф. Рулье.
Студенческие сообщества и кружки носили автономный характер по отношению к учебному процессу. Как отмечает историк А.Е. Иванов, кружки «представляли собой самоуправлявшиеся институты, создаваемые инициативой профессоров и действовавшие от их лица по ими же предложенной программе; объединяли по добровольному выбору далеко не всех учащихся, а наиболее любознательных и пытливых, открывали путь к личному общению с теми из профессоров, предмет преподавания, лекции и семинары которых представлялись им в научно-познавательном смысле впечатляющими и увлекающими» [4, с. 67]. Среди выдающихся студентов, жаждущих заниматься наукой под руководством известных профессоров, был и С.А. Рачинский.
После окончания университета он написал несколько статей «Ятрышники», «Чужеядные растения», затем опубликовал в журнале «Русский Вестник» научно-исторический очерк «Цветы и насекомые». Занимался он и переводами трудов известных биологов Ч. Дарвина «Происхождение видов», Г. Льюиса «Физиология обыденной жизни», М. Шлейдена «Растения и его жизнь», Дж. Гершеля «Простые беседы о научных предметах».
Идейно-политическая борьба России в эпоху николаевского царствования оказывала существенное влияние на борьбу различных научных направлений в университете, которые продолжалась в спорах и выражалась в журнальной полемике. Все самостоятельные исследования и выводы преподавателей в области естествознания вызвали подозрения в «потворстве революции». В университете постоянно происходили нападки и травля прогрессивных профессоров как со стороны администрации, так и со стороны реакционной части профессуры.
Центром развития общественных идей стали московские и петербургские университеты. Именно появление кружков Герцена и Огарёва, Петра-шевцева было вызвано внутренней потребностью русской жизни [2, с. 16]. Как писал А.И. Герцен: «идеи были смутны, мы проповедовали декабристов и французскую революцию, проповедовали конституцию и республику» [2, с. 14]. Историк Ф.А. Петров отмечал, что «ни в одном из других университетов - Харьковском, Киевском, Новороссийском, Петербургском - не было такой сплочённости либеральных сил, как в Московском» [10, с. 70].
На этом фоне в 1840-х г. выделилось два течения: западничество и славянофильство. Представители этих идейных течений стремились к обновлению общественного строя в России, но при этом их взгляды расходились в поисках путей дальнейшего развития страны.
Славянофилы выступали против усвоения Россией форм и приёмов западноевропейской политической жизни и порядков. Они указывали на отрицательный европейский опыт, для которого характерным было наличие политической борьбы за власть различных группировок при отсутствии единой власти правителя.
Несмотря на те изменения, которые происходили в России в свои студенческие годы Рачинский вёл активную общественную жизнь, знакомился с революционно-демократическими идеями. В оценке современных полити-
ческих вопросов он сближается с М.Н. Катковым, В.П. Боткиным, Н. Рубинштейном, Т.Н. Грановским, П.Н. Кудрявцевым, С.М. Соловьёвым, Б.Н. Чичериным.
С.А. Рачинский посещает и литературные салоны А.А. и А.П. Елагиных, Д.Н. и Е.А. Свербеевых, Н.Ф. и К.К. Павловых, которые в Москве стали своеобразным местом встреч славянофилов. С ними его сближали единые взгляды на роль русской православной церкви, отношение к самодержавию и крепостной зависимости. Там же он знакомится с А.С. Хомяковым, братьями Киреевскими и др.
Своеобразным литературным салоном, в то время, стала и студенческая квартира самого Рачинского [14, с. 8]. В её стенах вслух читались рукописи, статьи и обсуждались политические вопросы того времени, она служила местом научного общения московской интеллигенции. Постепенно С.А. Рачинский все более склоняется к принятию славянофильских положений.
Знакомство с работами славянофилов сформировало у С. Рачинского уважение к жизни простого народа.
Таким образом, можно сказать, что С. Рачинский в период студенчества, не понаслышке, был знаком с теоретическими положениями двух направлений: славянофильского и западнического, которые и повлияли на становление его общественно-политического мировоззрения. Однако, он всё-таки склонялся к принятию политических воззрений вытекающих из славянофильской доктрины и базирующихся на основе православной культуры, сохранении традиций и уникальной самобытности русского народа.
После окончания Московского университета в 1853 году Сергей Александрович несколько лет служит в архиве Министерства иностранных дел под руководством М.А. Оболенского. Он работал с А.Н. Афанасьевым, собирателем русских народных сказок, которые сохранились в библиотеке педагога. Опыт бережного отношения к документам Рачинский сохранит до конца своих дней. Много времени и сил потратили М.А. Оболенский и С.А. Рачинский в восстановлении дома бояр Романовых в Москве, «некоторый промежуток времени работал личным секретарём у князя А.Н. Муравьёва» [14, с. 10], чиновника особых поручений Азиатского департамента, известного, как автора «Писем о Богослужении». Работа с А.Н. Муравьёвым для молодого Рачинско-го не прошла, бесследно. Позже он напишет несколько богословских работ: «Божественная воля как источник существующего движения во Вселенной», «Религиозные воззрения Хомякова» и «Христианство в Индии», которые так и не увидят свет [14, с. 15].
В середине 1850-х гг. С.А. Рачинский начинает сотрудничать с издателем журнала «Русский архив», в который передал материалы из татевского архива о Г.А. Потёмкине, М.Ю. Лермонтове, Е. Баратынском, К.Ф. Рылееве, И.В. Киреевском и др. [11, с. 11]. В это же время С. Рачинский сближается с М.Н. Катковым, издателем консервативного журнала «Русский вестник», негласным редактором [3, с. 70], которого и сам станет в середине 50-х гг. XIX века. В этот же период у него сформируются политические воззрения.
Таким образом, можно сказать, что в 50 - начале 60-х гг. XIX века у С.А. Рачинского сформировались общественные взгляды, основу которых составляло убеждение в незыблемости устоев самодержавия, приверженности к патриархальной православной культуре и любви к простому народу. Все это делает С.А. Рачинского одним из лидеров консервативного направления русской политической мысли.
Литература
1. Георгиевский, В.Т. Сергей Александрович Рачинский. Очерк его жизни и деятельности [Текст] / В.Т. Георгиевский. - Петроград, 1915. - 26 с.
2. Герцен, А.И. Былое и думы [Текст]. - СПб. : Лениздат, 2013. - 320 с.
3. Горбов, Н.М. С А. Рачинский [Текст] / Н.М. Горбов // Журнал министерства народного просвещения. - 1902. - Ч. 344. - С. 67-107.
4. Иванов, А.Е. Мир российского студенчества. Конец XIX - начало XX века [Текст] / А.Е. Иванов. - М. : Новый хронограф, 2010. - 360 с.
5. История московского университета [Текст] / под ред. М.Н. Тихомирова. -Изд-во Московского университета, 1955. - Т. 1. - 562 с.
6. Лясковский, В.Н. Памяти С.А. Рачинского [Текст] / В.Н. Лясковский. -С.-Петербург : Типография М.И. Акинфиева и И.В. Леонтьева, 1903. - 15 с.
7. Марченкова, В.М. Сергей Рачинский - учитель века [Текст] / В.М. Марчен-кова. - Татево, 2009. - 32 с.
8. Милевский, О.А. С.А. Рачинский - педагог и общественный деятель [Текст] / О.А. Милевский // Вестник Сургутского педагогического университета. - 2010. - № 3. - С. 116-124.
9. Минаков, С.А., Ушакова, И.В. Тут не болтовня, а дело и истинное чувство. Памяти педагога Сергея Рачинского [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.pravoslavie.ru/arhiv/65902.htm.
10. Петров, Ф.А. Либеральные профессора Московского университета в годы второго демократического подъёма [Текст] / Ф.А. Петров // Вестник Московского государственного университета. - 1975. - № 1. - Сер. 9. - С. 70.
11. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 427. Оп. 1. Д. 726.
12. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 427. Оп. 1. Д. 719.
13. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1119. Оп. 1. Д. 7. Л. 155.
14. Стрелкова, Л.Ю. Рачинский С.А. о воспитании: Золотой фонд педагогики [Текст] / авт.-сост. Л.Ю. Стрелкова. - М. : Школьная пресса, 2004. - 192 с.