ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №3(33)
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 903.02
ИСТОЧНИКОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕПОЛИВНОЙ ГЛИНЯНОЙ «ТРАДИЦИОННОЙ» ПОСУДЫ (НА ПРИМЕРЕ КЕРАМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА ДЖУКЕТАУ Х-Х1У ВВ.)
© В.Н.Бахматова, Н.Г.Набиуллин
В публикации вводятся в научный оборот новые материалы и результаты исследования неполивной глиняной посуды из комплекса памятников Джукетау Х-Х1У вв. Специальное изучение керамического комплекса позволило выделить «переходные» группы керамики, несущие признаки разных этнокультурных групп; уточнить технологические традиции и производственные навыки в рамках отдельных этнокультурных групп (посуда «джукетау»).
Ключевые слова: археология, Х-Х1У вв., Волжская Булгария, волжские булгары, Джукетау, Чистополь, ремесло, гончарное дело, глиняная посуда.
Глиняная неполивная посуда (неполивная керамика) - одна из ярких категорий археологических источников с уникальными информативными возможностями. Ее изучение позволяет не только получить представления о гончарном деле и особенностях материальной культуры, но и решать вопросы, связанные с хронологией, этнокультурными процессами и т.д.
В определении памятника как волжско-болгарского (булгарского) в первую очередь служит неполивная керамика. В то же время при большом сходстве в керамических комплексах булгарских памятников практически в каждом из них наблюдается большее или меньшее своеобразие.
Своеобразие каждого отдельно взятого сосуда (групп посуды) проявляется в форме, технике формовки, составе теста, обработке поверхности, особенностях обжига, оформлении и др. Эти отличия могут быть выражены и количественно, например, в отношениях друг к другу разных конструктивных частей сосуда. Имея массовый характер, керамика позволяет использовать статистические методы по указанным выше и другим признакам; оценивать присутствие тех или иных групп керамики и их соотношение на разных участках, слоях, объектах отдельно взятых памятников и групп памятников, проводить картографирование и т.д. [1]. Отдельная тема - изучение керамики с применением методов естественных наук.
Керамику Волжской Булгарии исследователи условно делят на две большие категории. Основная часть глиняной посуды соотносится с ремесленной гончарной «общеболгарской» посудой (группа I) по классификации Т.А.Хлебниковой и
Н.А.Кокориной. Она имеет самые разные формы: кувшины, горшки, корчаги, миски, светильники, кружки, блюда и пр. [1: 86-95, 132-152, 175-191, 207-216; 2: 52-63, 91-94, 104-114, 176-180; 3: 4580, 114-150, 181-201]. Вторая категория - «традиционная» посуда, производство которой исследователи соотносят с отдельными этнокультурными группами. Принято считать, что в нижних слоях и горизонтах культурного слоя бул-гарских памятников, как правило, больше лепной посуды, а в верхних - гончарной. В любом случае начиная практически с раннедомонгольского времени в керамических комплексах булгарских памятников гончарная посуда в своей совокупности обычно составляет абсолютное большинство.
Особое место занимает посуда «джукетау» (группа XIII; разновидность «постпетрогромско-булгарской», или «гибридной», по Е.П.Казакову). Возникнув в первой половине домонгольского времени, в отличие от других традиционных групп керамики, которые выходят из употребления, на территории комплекса памятников Джукетау и некоторых других памятников Нижнего Прикамья она остается единственной количественно значимой вплоть до золотоордынского времени включительно (до половины в совокупных керамических комплексах). Описана она как посуда преимущественно горшковидных и чашевидных форм, изготовленная вручную или с использованием гончарного круга, с обильными включениями крупного песка в тесте, с подци-линдрической или раструбообразной горловиной, орнаментированная по плечику многорядной крутой волной. Вопрос об истоках этой посуды открыт [1: 167-170, 194-198, 229-231; 2: 74,
75, 100, 115, 116, 134, 184; 3: 31-35, 45-48, 82, 85, 91-94, 180; 4: 52, 53, 58].
На раскопках последних лет в прибрежной части «западного посада» Джукетау были зафиксированы небольшие, но ценные участки культурного слоя, избежавшие здесь интенсивной распашки в новое и новейшее время (раскоп VII). Кроме этого, здесь были выявлены открытые комплексы типа хозяйственных ям, заполнение которых культурными остатками происходило в относительно короткие сроки. Таким образом, материал из культурного слоя и объектов был относительно хорошо стратифицирован.
Первоначально посуда из разных напластований была условно объединена для получения общей картины керамического комплекса раскопа. При таком условном объединении количество общеболгарской керамики здесь составляло не более 45%, что, возможно, является одним из признаков относительно ранних участков памятника. В то же время здесь наблюдается и в среднем пониженное (15%) для памятника содержание керамики «джукетау» (рис.1). Значительный интерес представляют смешанные, «гибридные» экземпляры, несущие признаки, характерные для разных этнокультурных групп посуды (от 0,3 до 7%).
Рис.1. Посуда «джукетау»
После первичной систематизации посуды «джукетау» (513 ед.) были отобраны все профильные фрагменты и стенки с орнаментом вне зависимости от их размера (48%) для детализации по таким признакам, как «цвет», «примеси», «техника конструирования начина и полого тела», «характер обжига», «орнаментация», «профилировка венчика» и др.
В результате весь материал был разделен на четыре типа. Все типы объединяет набор характерных признаков - запесоченность формовочных масс, округлодонные горшковидные и чашевидные формы, характерный орнамент -«волна джукетау» (набегающая многорядная нарезная волна с наклоном влево), характер обжига и др. Обозначились и другие технологические признаки. Были выделены два способа конструи-
рования венчика: венчик сформован из ленты отдельно и прилеплен к тулову, весь сосуд заглажен с помощью гончарного круга; нераздельное конструирование венчика и тулова с последующей доделкой на круге. По форме профилирования венчика горловина подразделяется на блоко-видную, раструбообразную и «переходную» между ними. Отдельно выделилась группа фрагментов сосудов с отогнутыми наружу венчиками без горловины. Все они, вероятно, вытянуты или доделаны на круге.
Таким образом, в этой относительно небольшой выборке в рамках одной этнокультурной группы даже при элементарном визуальном осмотре выявилась неоднородность материала, связанная с разными технологическими традициями и производственными навыками изготовления посуды.
В керамическом комплексе была также выявлена посуда с признаками, характерными для посуды «джукетау» и «общеболгарской» («XIII + I»), - сосуды преимущественно горшковидных и чашевидных форм с отогнутыми валикообраз-ными венчиками с невыраженной горловиной (рис.2). По формовочным массам они тяготеют к группе XIII, имея в составе теста примесь крупного песка. Цвет черепков коричневый или жёлто-коричневый, на сколе черепок зачастую имеет серую прослойку, характерную также для керамики группы XIII. Орнаментация же зачастую свойственна керамике группы I: многорядные нарезные линии, отпечатки гребенчатого штампа, иногда в сочетании с многорядной набегающей волной с наклоном влево; некоторые фрагменты имеют перекрёстное и полосчатое лощение.
Рис.2. Посуда со смешанными традициями «джукетау» и «общеболгарской»
Значительный интерес представляет керамика, несущая одновременно признаки разных «традиционных» групп, в том числе «джукетау» и так называемой посуды «прикамско-приуральских истоков». Последняя соотносится с чашевидными сосудами этнокультурных групп VII [1: 106-112, 157, 158, 160, 191-192, 223-225; 2: 65-67, 97-98, 114-115, 134, 181-182; 3: 22-24,
В.Н.БАХМАТОВА, Н.Г.НАБИУЛЛИН
81, 86, 88-90; 4: 53, 58; 5: 20-23], VIII [1: 112-116, 159-162, 192-194, 225; 2: 67-69, 98, 182; 3: 24-29, 81, 85, 90-91; 4: 52, 58] и др. (разновидность «постпетрогромско-булгарской» или «гибридной» по Е.П.Казакову). Бытовала в булгарских памятниках преимущественно в Х-Х1 вв., хотя в несколько трансформированном виде встречается и позже. Группа VII (рис.3) составляет в среднем 15%, группа VIII (рис.4) - 8-11% в общем керамическом комплексе. В отличие от «джуке-тау», посуда в пределах этих этнокультурных групп достаточно однородна.
Рис.3. Посуда «прикамско-приуральских истоков» (группа VII)
Рис.4. Посуда «прикамско-приуральских истоков» (группа VIII)
Рис.5. Посуда со смешанными традициями «джукетау» и «прикамско-приуральских истоков»
Керамика типов «XIII + VII» и «XIII +VШ» (рис.5) представлена фрагментами сосудов, изготовленных в технике ленточно-жгутового нале-па, иногда с подправкой на круге. Формовочные массы - с примесью крупного кварцевого песка и толчёной раковины или с примесью крупного песка и мелкого шамота. Встречены только прямые в профиль венчики. Цвет серый или буро-коричневый, серая прослойка на сколе присутствует почти всегда. Орнаментация в виде сочетания орнаментальных мотивов, свойственных как группе VII, так и группе XIII.
Керамика, несущая характерные признаки «прикамско-приуральской» и «общеболгарской» («VII + I»), представлена фрагментами тянутых или лепных сосудов горшковидной формы, с примесью мелкого речного песка и толчёной раковины, иногда с лощением; орнаментация свойственна сосудам группы VII - гребенчатый штамп, волна, насечки по венчику. Другая часть керамики («VIII + I») изготовлена на гончарном круге, с примесью мелкого речного песка буро-серого цвета, сквозного плохого обжига, с орнаментацией в виде насечек по краю венчика.
В отличие от других участков памятника, здесь не выявлено ни посуды со смешанными традициями изготовления керамики групп XIII («джукетау») и XVIII, происхождение которой исследователи связывают с родановскими памятниками Камско-Вятского междуречья [6: 3538], ни собственно посуды группы XVIII, свойственной для золотоордынского времени.
В рамках исследования остался нерешенным вопрос о типологическом соотношении керамики «джукетау» и выделенной некоторыми исследователями так называемой «кыпчакской» группой XXI [3: 109; 7: 21-48, 84, 107-110].
Специальные исследования керамических комплексов булгаро-татарских памятников, в том числе в рамках отдельно взятых этнокультурных групп в их взаимосвязи, позволят детализировать знания о производственных навыках, выделить центры гончарного производства, проследить изменения технологических стандартов и традиций под иноземным влиянием и требованиями рынка и т.д. При надежном методическом обосновании некоторые из этих археологических данных можно использовать при исторических реконструкциях (миграции и др.) [8: 21-24].
Представляется, что для продолжения исследований особенно перспективными являются керамические комплексы раннеболгарских - ран-недомонгольских памятников; памятников, расположенных на окраинных территориях Булгар-ского государства, в удалении от крупных городских ремесленных центров и др. При этом па-
мятники с непродолжительным хронологическим диапазоном функционирования ценны с точки зрения относительной «чистоты» комплексов; с продолжительным - с точки зрения возможности изучения гончарных традиций в течение длительного непрерывного отрезка времени.
1. Хлебникова Т.А. Керамика памятников Волжской Болгарии. К вопросу об этнокультурном составе населения. - М.: Наука. - 1984. - 240 с.
2. Васильева И.Н. Гончарство Волжской Болгарии в Х-Х1У вв. - Екатеринбург: Наука. Урал. изд. Фирма, 1993. - 246 с.
3. Кокорина Н.А. Керамика Волжской Булгарии второй половины XI - начала XV в. (к проблеме преемственности булгарской и булгаро-татарской культур). - Казань: Институт истории АН РТ, 2002. - 383 с.
4. Казаков Е.П. Волжские болгары, угры и финны в 1Х-Х^ вв.: проблемы взаимодействия. - Казань: Институт истории АН РТ. - 2007. - 208 с.
5. Хузин Ф.Ш. Лепная керамика // Посуда Биляра. -Казань: АН СССР, Казанский филиал, 1986. - С. 4
- 23.
6. Хлебникова Т.А. Неполивная керамика Болгара // Город Болгар: Очерки ремесленной деятельности.
- М.: Наука. - 1988. - С. 7 - 102.
7. Кокорина Н.А., Хлебникова Т.А. Керамика тюр-коязычного населения Волжской Булгарии Х-ХШ вв. // Археология Волжской Булгарии: проблемы, поиски, решения. - Казань: ИЯЛИ, 1993. - С.106 -116.
8. Хузин Ф.Ш. Итоги и перспективы изучения бул-гарского домонгольского города // Археология Волжской Булгарии: проблемы, поиски, решения.
- Казань: ИЯЛИ, 1993. - С. 5 - 32.
POSSIBLE ORIGINS OF THE UNGLAZED «TRADITIONAL» POTTERY (EXEMPLIFIED BY DZHUKETAU CERAMIC SITE OF THE 10th - 14th CENTURIES)
V.N.Bakhmatova, N.G.Nabiullin
The article introduces new materials and results of research into the unglazed pottery from Dzhuketau site of archaeological monuments dating back to the 10th - 14th centuries into scientific practice. A special study of the ceramic site makes it possible to distinguish "transitional" groups of pottery bearing signs of different ethnic and cultural groups and to clarify the technological traditions and production skills within individual ethnic and cultural groups.
Key words: archaeology, the 10th - 14th centuries, Volga Bulgaria, Volga Bulgars, Dzhuketau, Chistopol, craft, pottery, ceramics.
Бахматова Вера Николаевна - заведующий фондами Музея археологии Института истории им.Ш.Марджани Академии наук РТ.
E-mail: [email protected]
Набиуллин Наиль Гатиатуллович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории им.Ш.Марджани Академии наук РТ.
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 05.06.2013