— исторические науки —
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2713-1742-2024-2-10 УДК 93/94
ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО ПОПЕЧЕНИЯ ОБ УЧИТЕЛЯХ (НА ПРИМЕРЕ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ 1865-1917 гг.)
Макаров Г.А.
Уфимский государственный нефтяной технический университет
Аннотация. В статье дается анализ источниковедческой базы исследования проблемы правительственного попечения об учителях на примере Уфимской губернии в 1865-1917 гг. Цель: комплексное изучение становления системы попечительства об учителях, формирования в краткие сроки общественных учреждений по реальной поддержке учителей как уязвленного слоя населения. Методы: анализ, синтез, обобщение и систематизация источниковедческой базы по проблеме исследования. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в архивах хранится обширный пласт документов по исследуемой теме, в Российской Империи, в целом, и в Уфимской губернии, в частности, правительственное попечение и забота об учителях имела первостепенное значение. Циркуляры по Оренбургскому ученому округу позволили убедиться в том, что в Уфимской губернии была сформирована широкая попечительская сеть не только об образовании, но и социальной защите наиболее уязвленных слоев населения губернии.
Ключевые слова: попечительство, учителя, народное просвещение, Циркуляр, учебный округ, учебный округ, Фонд, народное училище.
SOURCE RESEARCH BASE FOR THE PROBLEM OF GOVERNMENT CARE OF TEACHERS (BASED ON THE EXAMPLE OF THE UFA PROVINCE 1865-1917)
Georgy A. Makarov
Ufa State Petroleum Technological University
Abstracts. The article provides an analysis of the source study of the problem of government care for teachers using the example of the Ufa province in 1865-1917. Goal: a comprehensive study of the formation of a system of guardianship for teachers, the formation in a short time of public institutions to truly support teachers as a vulnerable segment of the population. Methods: analysis, synthesis, generalization and systematization of the source base on the research problem. Based on the results of the study, we can conclude that the archives contain an extensive layer of documents on the topic under study; in the Russian Empire in general and in the Ufa province in particular, government care and concern for teachers was of paramount importance. Circulars for the Orenburg Scientific District made it possible to verify that in the Ufa province a wide network of trustees was formed not only for education, but also for social protection of the most vulnerable segments of the population of the province.
Keywords: guardianship, teachers, public education, Circular, educational district, educational district, Fund, public school.
Введение. Сегодня как никогда актуальна социальная защита и попечительство над одним из уязвленных слоев населения как воспитатели детских садов, учителя, педагоги всех образовательных учреждений, начального, среднеспеци-ального и высшего профессионального образования.
Сегодня, «российским школам не хватает педагогов», статистика показывает, что в год «выбывает порядка 45 тыс. преподавателей, и эта тенденция сохраняется».
Заслуженный учитель России, директор школы № 109 Евгений Ямбург (г. Москва) одной из ос-
новных причин указывает на разный уровень заработной платы в Москве и регионах: «Педагоги перегружены бессмысленной работой, от них требуется колоссальное количество отчетов» [1]. В частности, в школах Республики Башкортостан не хватает около 700 учителей, и правительство региона объясняет это «психологическими сложностями при вхождении в профессию и профессиональное выгорание» [2].
На наш взгляд, проблема разноуровневая, многогранная и противоречивая. Требуется активное вовлечение в образовательный процесс прогрессивной общественности, которая в Российской империи составляла институт попечитель-
— исторические науки —
ства. В связи с этим, интересен опыт Российской империи, когда требовалось в кратчайшие сроки организовывать учебные заведения разных уровней, подготовить учителей и педагогов, была развита разветвленная сеть попечительства о них.
Необходимо использовать положительные уроки прошлого, адаптировать их и к нынешним условиям с учетом современных технологий для того, чтобы не повторять ошибки прошлого и формировать будущее.
Цель работы заключается в комплексном изучении становления системы попечительства об учителях, формирования в краткие сроки общественных учреждений по реальной поддержке учителей как уязвленного слоя населения.
Объектом исследования является изучение становления и развития системы попечительства об учителях. Предметом является институционали-зация политики попечительства и общества направленной на создание института попечительства об учителях в Уфимской губернии.
В задачи входит:
- показать нормативно-правовую базу системы попечительства об учителях;
- проанализировать социально-экономические условия становления попечительства об учителях;
- показать губернскую систему попечительства об учителях;
- выявить технологии попечительства об учителях.
В связи с этим, Российская империя накопила большой опыт по попечительству и социальной защите учителей, который можно подчерпнуть в обширном актовом материале, делопроизводственных документах и периодической печати.
Актовый материал. Такие материалы, как законодательные акты, циркуляры и официальные документы являются бесценным источником для научных исследований в области попечения об учителях в Российской империи.
Полный свод законов Российской империи под редакцией И. Д. Мордухай-Болтовского (ПСЗ РИ) [3] представляет собой хронологически упорядоченный сборник выпусков законодательных актов касающихся народного образования. ПСЗ РИ также включает в себя информацию о базовых принципах управления учебными округами, полномочиях и обязанностях их попечителей.
Другим важным для изучения затрагиваемой темы материалом являются Журналы Министерства народного просвещения (ЖМНП, МНП, Министерство) [4]. В них публиковалась законодательная база и циркуляры по учебным округам, а также отчеты о деятельности общественных ор-
ганов в области попечения об учителях. В их официальном разделе публиковались различные официальные документы касающиеся деятельности Министерства. Вместе с тем, использовались Сборники распоряжений и Сборники постановлений по МНП [5; 6].
Особое значение для исследования в области попечительства об учителях представляют циркуляры по учебным округам. Циркуляры содержат достоверные сведения об изучаемой проблеме [7]. В них публиковались законы, распоряжения императора и министра народного просвещения (министр, министр НП), а также приказы попечителей округов.
Кроме того, благодаря им, можно получить сведения о количестве учебных заведений, педагогов и учащихся на территории Волжско-Уральского региона, а также изучить проводимую государством политику в области попечительства об учителях как в стране и в отдельных регионах.
Важным источником также являются уставы учебных заведений, которые публиковались в циркулярах. Они дают представление об особенностях управления учебными округами и их образовательными учреждениями.
Также важными источниками информации о попечении об учителях являются памятные книги, справочники, очерки и обзоры деятельности МНП, не малую значимость имеют отчеты попечителей учебных округов.
Изучение вышеперечисленных источников позволяет проследить правительственную политику в области попечительства об учителях и кадрового обеспечения образовательной сферы как в Российской империи в целом, так и в ее регионах, в частности.
Делопроизводственные уникальные документы были взяты из архивных фондов Российского государственного исторического архива (РГИА), Национального архива Республики Башкортостан (НА РБ) и Объединенного государственного архива Оренбургской области (ОГАОО).
Архивы РГИА предоставили нам возможность ближе познакомиться с политикой правительства России по формированию опеки над учителями. Это позволило нам проследить, как развивалось формирование системы образования в различных учебных округах. Интересно отметить, что взаимодействие между центром и регионами в этом вопросе имело свои особенности.
Очень много информации было подчерпнуто из фонда 730 «Комиссия по созданию народных училищ», которая начала свое существование в 1782 году. Здесь можно проследить последовательные решения Екатерины II и ее правительства по развитию широкой сети учебных заведений, по которыми «пеклись и печаловались» как государственные служащие, так и общественные организации.
— исторические науки —
Не менее важным для настоящего исследования является фонд 732 «Главное правление училищ МНП». Благодаря этому фонду, мы можем лучше понять, как формировалась и развивалась система народных училищ и какие изменения происходили в учебных заведениях. В нем можно найти информацию о таких типах учебных заведений как высшие, средние и низшие, что позволяет нам получить полное представление о их деятельности. В деловой переписке министра НП с членами главного правления училищ МНП, которая также содержится в данном фонде, обсуждались вопросы, связанные с улучшением качества образования и условий труда учителей, что позволяет нам лучше понять процессы, происходящие в образовательной системе того периода и что, влияло на ее развитие.
Здесь также можно найти данные о новых направлениях обучения, внедрении усовершенствованных методик преподавания, информацию об академических успехах учеников. При изучении данного материала также дается представление о движении преподавательского состава и повышении его квалификации и переподготовки, условиях труда и жизни. Данный фонд является важным источником информации для изучения проблемы попечения об учителях.
В фонде «Департамент общих дел Министерства Народного Просвещения» (Ф. 740) содержится информация о пересмотре личных составов Управлений учебных округов, перемещений и увольнений, благодаря этому можно понять, как изменялся состав попечителей и что влияло на такие решения. Кроме того, были изучены приказы министра, которые порой определяли стратегию и политику в области образования. Благодаря их анализу, мы получили возможность понять, какие цели и задачи ставились перед образовательными учреждениями в определенные периоды.
Фонд «Высочайшие» указы, рескрипты и «всеподданнейшие» доклады по Министерству народного просвещения» (Ф. 744) является источником документов, связанных с деятельностью Управлений учебных округов. В нем содержатся отчеты чиновников, которые содержат в себе информацию о проверке учебных заведений, анализ работы школ, гимназий и других учебных заведений, о качестве преподавания, учебных программ и условиях обучения. Благодаря ним, можно понять каким образом государством велся контроль образовательной сферы, какие проблемы были выявлены при проверках и как они были устранены.
Фонды НА РБ позволили получить представление о том, как сформировалась система попечительства об учителях в Уфимской губернии. В них мы обнаружили, что власти Уфимской губернии стремясь создать эффективную систему образования, адаптированную к местным условиям и потребностям, активно взаимодействовали с правительством Российской империи. Сре-
ди фондов НА РБ особое внимание было уделено делопроизводственным документам, которые дают представление о деятельности Оренбургского учебного округа в рассматриваемый нами период.
Самым ценным источником является Ф.И.-109 фонд попечителя Оренбургского учебного округа. Из него можно получить информацию о заботе, социальной поддержке и попечения об училищах народного образования. Здесь же хранится важная информация о становлении и развитии народного образования в Российской империи и Уфимской губернии как ее части. Представлена информация об условиях для работы и проживания учителей, рабочий график, социальные условия: нагрузка для учителей; внеклассная работа; участие в общественных мероприятиях, связанных с просвещением и воспитанием подрастающего поколения. Имеются циркуляры попечителя Оренбургского учебного округа, содержащие в себе нормативно-правовую базу о попечении об учителях народного образования.
В архивах трех фондов - Ф.И-111 - Уфимский губернский училищный совет; Ф.И-404 Белебе-евский уездный училищный совет; Ф.И-203 -Уфимский уездный училищный совет - хранятся материалы, связанные с деятельностью советов: журналы и протоколы заседаний, о проводимых экзаменах и свидетельства об окончании училищ.
Архивные документы являются бесценным источником информации для исследования попечительства. Они позволяют нам проникнуть в прошлое и узнать о том, каким образом осуществлялось попечительство в образовательных учреждениях. Попечители, как правило, были высокопоставленными чиновниками или общественными деятелями, которые занимались надзором и организацией работы школ. Изучение журналов заседаний губернских советов позволяет нам узнать о принимаемых решениях, обсуждаемых проблемах и предложениях, которые касались образования. Списки попечителей народных школ дают представление о том, кто именно занимался попечительством в каждой школе.
В фонде «Дирекция народных училищ» (Ф.И-113) отражена деятельность попечительских советов в губерниях. Они позволяют нам понять, какие проблемы существовали и каким образом попечители старались их решить. Здесь же можно подчерпнуть сведения о ключевых обязанностях попечителей привлекать различные общества, благотворителей, меценатов к школам. Имеются сведения о функции попечителей школ, народных училищ формировать штат образовательного учреждения, заботиться об их социальных и материальных потребностях вплоть до решения вопросов о проживании, о досуге, о достаточности жалования, нормировании рабочего дня и состоянии здоровья. Исследование таких архивных документов помогает нам лучше понять историю развития попечения об учителях и роль, которую играли попечители.
— исторические науки —
Заключение. Итак, рассмотрев источниковедческую базу исследования можно сделать следующие выводы:
1. При анализе источниковедческой базы исследования можно с уверенностью сказать, что в архивах хранится обширный пласт документов, который накопился в Российской Империи, в целом, и в Уфимской губернии, частности. В них показан как положительный, так и отрицательный опыт, который заключается в правительственных и общественных мерах по созданию института попечительства в системе народного просвещения в целом и широкой сети попечительских организаций опекавших учителей народного образования. Сегодня необходимо использовать положительный опыт, чтобы взвешенно формировать образовательные модели будущего.
2. В Российской Империи, в целом, и в Уфимской губернии, в частности, правительственное попечение и забота об учителях имела первостепенное значение, так как в кратчайшие сроки требовалось ликвидировать неграмотность. Соответственно, для этого требовалось подготовить высококвалифицированных учителей для учебных учреждений разного уровня. В этой свя-
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
зи, была создана стройная и последовательная нормативно-правовая база как в области государственного регулирования, так и в области попечительства, опеки и благотворительности.
Так сформировалась модель взаимодействия государства и общества и государственно-частное партнерство. Этот ценный опыт необходимо использовать сегодня.
3. Наиболее интересным для исследования являлся опыт по заботе и попечению об учителях образовательных учреждений разного вида в Уфимской губернии (1865-1917 гг.). Здесь особо можно выделить Циркуляры по Оренбургскому ученому округу в которых издавались нормативно-правовые акты, указы попечителя учебного округа, методические рекомендации, также публиковалась информация о перемещениях, отпусках, назначениях и отпусках учителей.
Этот фактологический материал позволил авторам убедиться в том, что в Уфимской губернии была сформирована широкая попечительская сеть не только об образовании, но и социальной защите наиболее уязвленных слоев населения губернии. Сегодня как никогда требуется изучение этого опыта и применение его с использованием новых технологий.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Школы высчитывают дефицит учителей // Коммерсантъ: сайт. URL : https://www.kommersant.ru/doc/ 6253994 (дата обращения 08.04.2024).
2. В школах Башкирии не хватает около 700 педагогов // Коммерсантъ: сайт. URL : https://www. kommersant.ru/doc/5984928 (дата обращения 08.04.2024).
3. Балканов Н.П. Полный свод законов Российской Империи / Н.П. Балканов, С.С. Войт, В.Э Герценберг; Под ред. и с примечаниями И.Д. Мордухай-Болтовского. СПб. : Русское книжное товарищество «Деятель», 1912.
4. Журнал Министерства Народного Просвещения. СПб. : Императорская Академия Наук, 1834-1917.
5. Сборник распоряжений по Министерству Народного Просвещения : в 4 т. СПб. : Типография Императорской Академии Наук, 1802-1870.
6. Сборник постановлений по Министерству Народного Просвещения. Царствование Императора Александра I. 1802-1825. СПб. : Типография Императорской академии наук.
7. Циркуляр по Оренбургскому учебному округу. Оренбург : Типография Ив.Ив. Евфимовского-Мировицкого, 1875-1906.
References:
1. Schools are calculating the shortage of teachers // Kommersant: website. URL : https://www.kommer sant.ru/doc/6253994 (date of application 04/08/2024).
2. Schools in Bashkiria lack about 700 teachers // Kommersant: website. URL : https://www.kommersant.ru/ doc/5984928 (date of application 04/08/2024).
3. Balkanov N.P. Complete set of laws of the Russian Empire / N.P. Balkanov, S.S. Voit, V.E Herzenberg; Ed. and with notes by I.D. Mordukhai-Boltovsky. SPb. : Russian Book Partnership «Active», 1912.
— исторические науки —
4. Journal of the Ministry of Public Education. SPb. : Imperial Academy of Sciences, 1834-1917.
5. Collection of orders for the Ministry of Public Education. In 4 volumes. St. Petersburg: Printing house of the Imperial Academy of Sciences, 1802-1870.
6. Collection of resolutions of the Ministry of Public Education. The reign of Emperor Alexander I. 1802-1825. SPb. : Printing house of the Imperial Academy of Sciences.
7. Circular on the Orenburg educational district. Orenburg : Printing house Iv.Iv. Evfimovsky-Mirovitsky, 18751906.
Информация об авторе
Макаров Георгий Алексеевич
аспирант кафедры международных отношений, истории и востоковедения, Уфимский государственный нефтяной технический университет [email protected]
Georgy A. Makarov
Graduate Student of the Department
of International Relations,
History and Oriental Studies,
Ufa State Petroleum Technical University