Научная статья на тему 'Источниковая основа изучения дореволюционного школьного учебника отечественной истории'

Источниковая основа изучения дореволюционного школьного учебника отечественной истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
397
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИК / УЧЕБНИК ИСТОРИИ / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Борзых Н.Е.

В статье рассматриваются исторические источники по изучению школьного учебника отечественной истории XIX начала ХХ вв., предпринята попытка их систематизации по группам, дается обзорная характеристика каждой группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCE BASE OF STUDY OF PRE-REVOLUTIONARY SCHOOLBOOK ON NATIONAL HISTORY

In this article historical sources on study of school-book on National History of XIX-XX century are viewed, an attempt to systematize them into groups is made, an overview description of each group is given.

Текст научной работы на тему «Источниковая основа изучения дореволюционного школьного учебника отечественной истории»

УДК 94(470)» 18/19»

Н.Е. Борзых*

ИСТОЧНИКОВАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

В статье рассматриваются исторические источники по изучению школьного учебника отечественной истории XIX — начала ХХ вв., предпринята попытка их систематизации по группам, дается обзорная характеристика каждой группы.

Ключевые слова: источник, учебник истории, отечествен -ная история, образовательная политика, учебная литература по истории.

С начала 2000-х годов проблема исторического образования стала одной из ключевых для общества, о чем свидетельствует развернувшиеся по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина дискуссии о новом учебнике истории для школы и его роли в формировании сознания юного поколения в соответствии с логикой уважения к историческому прошлому и самоопределения в российской идентичности. Процессы, протекающие в настоящие время, связанные с созданием нового учебника истории, в котором бы сочетались достижения современной историографии с достижениями в области методики, педагогики во многом сходны с поисками «хорошего» учебника в XIX веке. Поэтому представляется важным изучить источники по проблемам школьного учебника XIX столетия, конкретизирующие и содержащие исторические сведения по данной проблеме.

Наиболее ценными для историков всегда являются неопубликованные источники, но специфика объекта изучения объекта исследования позволяет рассматривать их только как один из составляющих компонентов в источниковой базе. Неопубликованные источники представлены фондами Министерства Народного просвещения в Российском Государственном Историческом Архиве (Санкт-Петербург). Наибольший интерес представляет фонд 734 Ученого комитета Министерства Народного просвещении [1]. Комитет был образован 18 июня 1863 года как совещательный орган ведомства.

В ведении комитета находилось рассмотрение поступающих в Министерство педагогических вопросов и предложений; учебных руководств и программ преподавания; книг, сочинений и периодических изданий для учебных заведений; сочинений, предназначаемых для поднесения особам императорской фамилии, предложений о научных экспедициях и командировках и отчетов по ним; назначение конкурсов на составление учебных руководств и присуждение премий МНП. В задачи комитета входило наблюдение за потребностями учебных заведений в руководствах и удовлетворение этих потребностей путем подготовки новых учебников; предупреждение распространения не одобренных Ученым комитетом учебных руководств и книг для детского чтения, издаваемых частными лицами.

Материалы этого фонда содержат важные исторические сведения о деятельности Ученого комитета в целом, о критериях оценки учебной исторической литературы, в результате чего тот же Комитет осуществлял выбор учебника, который являлся по их мнению «хорошим» и определял насколько представляемая в Министерство литература соответствовала требованиям, как в ней отражались достижения исторической науки того

* © Борзых Н.Е., 2014

Борзых Наталья Евгеньевна (natalyaevgenevna89@gmail.com), кафедра отечественной истории и историографии, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

времени. Изучение документов фонда позволяет выявить сам механизм осуществления государственного контроля за включенной и включаемой в педагогическую практику учебной литературой. Материалы обсуждений раскрывают содержание проводимых государственными органами дискуссий по вопросам создания и оценивания учебников истории.

Приоритетными источниками для исследователей в области проблем учебной литературы, обучения и его организации являются опубликованные источники. К тому же они наиболее доступны для изучения в XXI веке. Опубликованные источники можно объединить в несколько групп. Первая группа — нормативные документы, вторая — методические публикации историков и методистов по вопросам преподавания истории, материалы периодической печати образуют самостоятельную третью группу, четвертая группа представлена учебниками по Отечественной истории, шестая группа — рецензии на учебную литературу, отдельную группу представляют мемуары.

Нормативные документы представляют собой отдельный пласт, позволяющий проследить влияние государства на сферу исторического образования [2—6]. Эти материалы опубликованы в Журнале Министерства народного просвещения. Данная группа источников отражает различные аспекты государственной образовательной политики в области содержания и структуры исторического образования, структуры образовательных учреждений, отбора материала для школы. Законодательные материалы позволяют охарактеризовать систему образования в целом.

Официальные нормативные документы представлены гимназическими уставами 1864, 1871, 1884, 1915 гг., циркулярами, постановлениями и распоряжениями Министерства народного просвещения, обеспечивающие создание характеристики государственной образовательной политики XIX — начала XX вв., затрагивавшие вопросы преподавания истории и освещения вопросов выбора учителями учебников для обучения и комплектации учебно-методического материала.

Программы по истории с объяснительными записками к ним мужских и женских гимназий за период 1872—1915 гг. являются еще одним из важнейших источников. Программы публиковались в год их утверждения в Журнале Министерства Народного Просвещения (ЖМНП) — официальном печатного органе Министерства. Как правило, программы сопровождались официальными разъяснения к применению в министерских Циркулярах. Программы по Отечественной истории проясняют изменения концепций исторического прошлого России в соответствии с развитием научного исторического знания, методологическими и политическими убеждениями авторов.

Анализ содержания программ второй половины XIX — начала ХХ столетия проясняют практику изменения акцентов в изложении истории в соответствии с политической ситуацией в стране, изменения содержания данного предмета в целом. Кроме того, данный пласт источников позволяет выявить особенности содержания предмета для учащихся различных типов заведений. В Объяснительных записках к программам уточнялись позиции в «изложении истории», формулировалась цель школьного исторического образования. Объяснительные записки конкретизировали содержание вопросов, обязательных для изучения, определяли формы подачи материала, обращали внимание на важность отдельных тем.

В целом программы по Отечественной истории указанного периода дают доказательную базу для характеристики процессов, протекавших в российской исторической и педагогической науке, в политике образовательной сферы в целом.

Предметно значимыми для изучения проблемы «школьный учебник» являются учебники по Отечественной истории. Учебники по-прежнему остаются основным источником знаний для большинства школьников. В дореволюционной России учебник — официально утвержденная и введенная в практику преподавания книга. На протяжении всего XIX столетия школьная учебная литература должна была проходить государственную экспертизу. После прохождения государственной экспертизы в заключении Ученого

комитета Министерства народного просвещения (МНП) указывалось, в каком качестве учебная книга допускалась в учебное заведение — «учебное руководство», «учебное пособие», «учебная книга для ученических и фундаментальных библиотек». С 1883 года были введены три степени одобрения учебника: «рекомендовано», «одобрено», «допущено». К «рекомендованным», с точки зрения Ученого комитета МНП, принадлежали учебники, которые представляли «по своему научному или учебному значению нечто выдающееся в сравнении с другими однородными книгами» [8, с. 34]. Именно они заслуживали внимания педагогов и должны были использоваться в школе. «Одобренные» учебники по своему содержанию и характеру изложения учебно-исторического материала уступали «рекомендованным». К «допущенным» относились учебники, «имеющие некоторые недостатки в содержании и изложении, но тем не менее могущие приносить известную долю пользы особенно в том случае, когда или вовсе нет, или очень мало пригодных сочинений по тому же предмету» [8, с. 35]. В 1902 году вместо трех степеней одобрения учебной литературы, поступающей на рассмотрение в Ученый Комитет, был установлен только один вид одобрения — допущение к употреблению в учебных заведениях МНП.

Следует отметить, что сегодня учебники XIX столетия являются доступным для изучения источником, чем учебники советского периода. Во многом это связано с трепетным отношением к дореволюционному прошлому в целом. В 90-е годы ХХ века многие дореволюционные учебники были переизданы и активно использовались учителями при преподавании истории, так как считались «чистыми» от идеологических штампов.

Сравнительный анализ учебников дает представление о том, как обогащалось содержание курса отечественной истории новыми темами и подходами в изложении; насколько содержание учебной литературы соответствовало программным требованиям Ученого комитета Министерства народного просвещения, а программные требования — содержанию учебной литературы; оценить степень влияния программных документов Министерства народного просвещения на авторов учебной литературы, а их идеи (ученых-историков) на содержание.

Реакцию общества на появление учебника, его состав и содержание, некоторые учебно-методические особенности иллюстрируют рецензии на учебную литературу.

В данной группе источников можно выделить две подгруппы — рецензии, публиковавшиеся в официальном журнале Министерства народного просвещения, и рецензии, опубликованные в исторических, педагогических, отраслевых журналах XIX — начала ХХ вв.

Рецензии членов Ученого комитета на учебную литературу печатались регулярно в Журнале Министерства народного просвещения. «Журнал министерства народного просвещения» — официальное ежемесячное издание Министерства народного просвещения, издавался в 1834—1917 гг. в Санкт-Петербурге. Они, как правило, отражают официальную позицию в вопросах о содержании учебной литературы в целом. Рецензии, как и программы, позволяют конкретизировать взгляды членов Ученого Комитета на учебную литературу. Данная группа источников помогает выявить официальные требования к учебным пособиям XIX века, критерии их оценки Комитетом: сопоставить, насколько требования Ученого комитета к учебной литературе соответствует уровню развития исторической и педагогической наук.

Кроме Журнала Министерства народного просвещения рецензии публиковались и в других изданиях: «Вестник воспитания», «Русская школа», «Отечественные записки», « Современник».

«Вестник воспитания», «Русская школа», «Журнал министерства народного просвещения» были одобрены Ученым комитетом для библиотек средних учебных заведений, а значит, основными их читателями являлись учителя и ученики

Рецензии в периодической печати включали в себя такие элементы критического анализа учебников, как соответствие содержания уровню исторической науки и особенности методического построения (структура, группировка исторического материала, объем,

стиль изложения, иллюстративный материал и др.). Данный тип источника дает дополнительные факты для определения основных министерских требований к школьному учебнику и составить представление о восприятии школьной учебной литературы по истории преподавателями и учителями, не придерживающихся официальных позиций.

Из перечисленных периодических изданий объектом всестороннего изучения может быть Журнал Министерства народного просвещения за 1860—1917 годы. В совокупности публикуемых на его страницах материалов его можно рассматривать как источник, характеризующий и уточняющий позиции Министерства в разные периоды по отдельным принципиальным вопросам.

Отдельную группу для реконструкции колорита соответствующей эпохи, изучения мировосприятия людей прошлого представляют собой мемуары. Их ценность в информации о научных, общественных позициях тех, кто профессионально занимался исторической наукой [9—11].

Кроме того, в них можно найти авторское восприятие системы школьного образования в целом, и исторического, в том числе, оценку методов преподавания, оценку учебников определенного периода.

Большая часть мемуаров была написана в конце XIX — начале ХХ столетия, о системе образования 70—80-х гг. XIX столетия — периода «толстовско-деляновского классицизма» [9; 10]. С одной стороны, для их авторов этот период завершился, и они обрушились с критикой на все, что было с ним связано. Но они были участниками жизни этого периода, поэтому его оценки субъективны и эмоциональны; во многом ориентированы на современников, переживших то же самое, что и автор.

Амбивалентность мемуарной литературы как исторического источника усиливает ее ценность для анализа проблем образования, восприятия исторического периода.

Труды методистов XIX — начала ХХ столетия представлены научными обобщающими трудами, среди которых выделяются работы Н.И. Кареева [12; 13], Р.Ю. Виппера [14], целенаправленно работавших над учебными пособиями для школы. В это время так же издавались работы по методике преподавания истории учителей Я. С. Кулжинс-кого [15], Н.П. Покотило [16], К.А. Иванова [17], которые дают свою оценку учебникам истории, способы ее усовершенствования. В работах звучат размышления об истории, ее функциях, воспитательном потенциале, о путях организации среднего образования в России, роли учебника в школьном преподавании, отбор содержания учебного материала и требования к его изложению, работа с учебной книгой в классе.

Таким образом, в лаборатории исследователей проблем школьного учебника Отечественной истории находится значительный массив исторических источников, различных по характеру, массиву информации, подходам.

Все вышеперечисленные виды источников содержат значительный объем разноплановой информации. Анализ каждой группы и их сопоставление позволяет сформировать целостную картину состояния исторического образования середины XIX — начала ХХ вв.

Библиографический список

1. РГИА. Ф. 734.

2. Высочайше одобренные временные правила о порядке рассмотрения, одобрения и введение в употребление учебных руководств и пособий для средних и низших учебных заведений ведомства МНП // ЖМНП. 1865. Ч. 126. Отд. 1. С. 4-6.

3. Сборник постановлений и распоряжений по реальным училищам МНП за 1875-1909. М., 1910 (Тип. И.К. Голубева). 504 с.

4. Циркуляр Министра народного просвещения попечителям учебных округов — о составлении преподавателями подробных программ преподавания учебных предметов (1 авг. 1900 г.) // ЖМНП. 1900. Ч. 331. Отд. 1. С. 62—64.

5. Циркуляр Министра народного просвещения о выборе учебников (2 июля 1914 г., №35800) // ЖМНП. 1914. Ч. 52. Отд. 1. С. 115.

6. Циркуляр Министра народного просвещения о выборе учебных пособий и руководств для средней и низшей школы (9 июня 1914 г., № 28959) // ЖМНП. 1914. Ч. 52. Отд. 1. С. 37-40.

7. Циркулярное предложение гг. попечителям учебных округов (28 июня 1899 г.) [Об использовании в учебных заведениях только книг из официальных «каталогов» МНП] // ЖМНП. 1899. Ч. 324. Отд. 1. С. 59-60.

8. Выписка из журнала ученого комитета МНП 28 июня 1883 г. (№ 805), утвержденного г. министром 15 июля 1883 г. [ о различии трех видов одобрения учебных книг: рекомендации, одобрения и допущения] // ЖМНП. 1883. Ч. 229. Отд. I.

9. Кареев Н.И. Прожитое и пережитое / подг. текста, авт. вступит, ст. и коммент. В.П. Золотарев. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. 384 с.

10. Ковалевский М.М. Моя жизнь: Воспоминания / сост. и авт. коммент. Ю.С. Воробьева, Т.Т. Гноева, автор предисл. Н.Б. Хайлова. М.: РОССПЭН, 2005. 784 с.

11. Полонский Я.П. Проза / сост., вступит, ст., примеч. Э.А. Полоцкой. М.: Советская Россия, 1988. 361 с.

12. Кареев Н.И. Заметки о преподавании истории в средней школе. СПб., 1900 (Тип. И.Н. Ско-роходова). 79 с.

13. Кареев Н.И. Очерки по методике истории. Пг., 1917 (Книж. склад «Земля»). 214 с.

14. Виппер Р.Ю. Очерки исторической мысли в XIX веке. [Б. м.]; [ б. г.]. 29 с.

15. Кулжинский Я.С. Опыт методики систематического курса истории. Изд. 2-е. СПб., 1914 (Тип. В. Безобразов и К°). 179 с.

16. Покотило Н.П. Практическое руководство для начинающего преподавателя истории. СПб., 1912. 459 с.

17. Иванов К.А. Очерки методики истории. СПб.:[Б.и], 1915. 132 с.

References

1. RGIA.F.734. [in Russian]

2. The highest approved provisional rules of procedure for consideration, approval and introduction to the use of study guides and manuals for secondary and elementary education departments of the Ministry of Education. ZhMNP [Journal of the Ministry of Education], 1865, Part 126, Dep. 1, pp. 4-6. [in Russian]

3. Collection of provisions and orders on non-classical secondary schools of the Ministry of Education dated 1875 - 1909. M., 1910 (Tip. I.K. Golubeva), 504 p. [in Russian]

4. Circular of the Minister of National Education to the trustees of school districts - about the preparation of detailed programs of teaching school subjects by the teachers (Aug. 1, 1900). ZhMNP [Journal of the Ministry of Education], 1900, Part 331, Dep. 1, pp. 62-64. [in Russian]

5. Circular of the Minister of National Education on the choice of textbooks (July 2, 1914, no.35800). ZhMNP [Journal of the Ministry of Education], 1914, Part 52, Dep. 1, p. 115. [in Russian]

6. Circular of the Minister of National Education on the choice of study guides and manuals for secondary and elementary education departments (June 9, 1914, no. 28959). ZhMNP [Journal of the Ministry of Education], 1914, Part 52, Dep. 1, pp. 37-40. [in Russian]

7. Circular offer to the trustees of school districts (June 28, 1899) [On the use in educational institutions only books from the official «catalogs» of the Ministry of Education]. ZhMNP [Journal of the Ministry of Education], 1899, Part 324, Dep. 1, pp. 59-60. [in Russian]

8. Extract from the journal of Academic Committee of the Ministry of Education dated June 28, 1883 (no 805), approved by the Minister July 15, 1883 [on the difference between the three types of approved textbooks: recommendations, approval and allowance]. ZhMNP [Journal of the Ministry of Education], 1883, Part 229, Dep. I. [in Russian]

9. Kareev N. I lived and experienced. L., Izd-vo Leningr. un-ta, 1990, 384 p. [in Russian]

10. Kovalevsky M.M. My Life: Memories. M., ROSSPEN, 2005, 784 p. [in Russian]

11. Polonsky Ya.P. Prose. M., Sovetskaia Rossiia, 1988, 361 p. [in Russian]

12. Kareev N.I. Notes on history teaching in secondary schools. SPb., 1900 (Tip. I.N. Skorokhodova), 79 p. [in Russian]

13. Kareev N.I. Essays on the methodology of history. Pg., 1917 (Knizh. sklad «Zemlia»), 214 p. [in Russian]

14. Wipper R.Yu. Essays on historical thought in the XIX century. [N.p.], [n.d.], 29 p. [in Russian]

15. Kulzhinsky Ya.S. Experience of methodology of systematic course of history. 2nd ed. SPb., 1914 (Tip. V. Bezobrazov i K°), 179 p. [in Russian]

16. Pokotilo N.P. A practical guide for the novice teacher of history. SPb., 1912, 459 p. [in Russian]

17. Ivanov K.A. Essays on the methodology of history. SPb., [NI], 1915, 132 p. [in Russian]

N.E. Borzykh*

SOURCE BASE OF STUDY OF PRE-REVOLUTIONARY SCHOOL-BOOK ON NATIONAL HISTORY

In this article historical sources on study of school—book on National History of XIX—XX century are viewed, an attempt to systematize them into groups is made, an overview description of each group is given.

Key words: source, history book, national history, educational policy, educational material on history.

* Borzykh Natalia Evgenievna (natalyaevgenevna89@gmail.com), Department of National History and Historiography, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.