Научная статья на тему 'Источники Таможенного права Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации'

Источники Таможенного права Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2985
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН / РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЕДИНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА / КОНСТИТУЦИИ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА / THE CUSTOMS UNION BETWEEN BELARUS / KAZAKHSTAN AND RUSSIA / UNIFI ED CUSTOMS POLICY / CUSTOMS REGULATION / SYSTEM OF THE CUSTOMS LAW SOURCES OF THE CUSTOMS UNION / THE CUSTOMS UNION MEMBER STATES CONSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлов И. В.

В статье рассматривается понятие «система источников таможенного права Таможенного союза Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация», обосновывается необходимость формирования системы источников таможенного права Таможенного союза, аргументируется необходимость включения в существующую систему источников норм конституций государств участников Таможенного союза, предлагается авторская система источников таможенного права Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Орлов И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CUSTOMS LAW SOURCES OF THE CUSTOMS UNION BETWEEN BELARUS, KAZAKHSTAN AND RUSSIA

In the article a concept of system of the customs law sources of the Customs Union between Belarus, Kazakhstan and Russia is considered, the need of forming the system of the customs law sources of the Customs Union is substantiated and the argumentation of necessity of including in the present system of the customs law sources constitutional standards of the Customs Union member states is given. The author suggests his own system of the customs law sources of the Customs Union between Belarus, Kazakhstan and Russia.

Текст научной работы на тему «Источники Таможенного права Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации»

ПРАВО

И.В. ОРЛОВ

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права Орловского государственного университета Тел. 8 910 748 50 33

ИСТОЧНИКИ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматривается понятие «система источников таможенного права Таможенного союза Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация», обосновывается необходимость формирования системы источников таможенного права Таможенного союза, аргументируется необходимость включения в существующую систему источников норм конституций государств - участников Таможенного союза, предлагается авторская система источников таможенного права Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации.

Ключевые слова: Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, единая таможенная политика, таможенное регулирование, система источников таможенного права Таможенного союза, конституции государств - участников Таможенного союза.

С 1 июля (6 июля) 2010 года1 Таможенный союз

- Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация - функционирует в полном объеме, с этого же момента вступили в действия нормы Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС)2, а также международные договоры и решения Комиссии Таможенного союза, принятые в развитие вышеуказанного Кодекса.

Основной целью Таможенного союза -Беларусь - Казахстан - Россия является проведение единой таможенной политики, направленной на создание благоприятных условий для международной интеграции национальных экономик, расширение рынков сбыта национальной продукции, формирование единого экономического пространства с государствами-участниками Содружества Независимых Государств.

Таможенным кодексом Таможенного союза установлено, что таможенное регулирование в Таможенном Союзе в рамках Евразийского экономического сообщества представляет собой правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. Следовательно,

таможенное регулирование представляет собой систему норм права, позволяющих реализовать правовое воздействие на общественные отношения в таможенной сфере. Безусловно, что нормы права и возникающие на основе их правоотношения должны быть закреплены в соответствующих нормативных правовых актах, касательно таможенного регулирования такие нормы закреплены в таможенном законодательстве Таможенного союза.

Таможенное законодательство Таможенного союза состоит из:

1. Таможенного кодекса Таможенного союза;

2. международных договоров государств-участников Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе;

3. решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с Таможенным Кодексом таможенного союза и международными договорами государств-участников Таможенного союза (статья 3 ТК ТС).

Таким образом, Таможенным кодексом Таможенного союза установлена трехэлементная система таможенного законодательства, правовое закрепление которой позволяет рассматривать вопрос о формировании системы источников таможенного права Таможенного союза.

Система источников определенной отрасли права устанавливается в каждой отрасли с учетом ее специфики правового регулирования, так, например, Ю.Н. Старилов констатирует, что: «Источниками административного права являются акты государственных и муниципальных органов, в

© И.В. Орлов

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

которых содержатся административно - правовые нормы»3. В учебнике «Финансовое право России» Ю. А. Крохина определяет источники финансового права как внешние конкретные формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы финансового права4.

В области таможенного права Российской Федерации до недавнего времени источники таможенного права определялись как правовые акты федеральных законодательных и исполнительных органов государственной власти, содержащие общеобязательные правила поведения в области таможенного дела5. Определения источников таможенного права, данные в других научных трудах, практически ничем не отличались от вышеприведенного6.

В комментарии к Таможенному кодексу Таможенного союза О.Г. Анохина устанавливает шестиуровневую систему таможенного законодательства в рамках Таможенного союза, включая в нее: Таможенный кодекс Таможенного союза; международные соглашения; решения Комиссии Таможенного союза; Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации»7; иные федеральные законы; акты Правительства РФ; нормативные правовые акты Федеральной таможенной службы РФ8. По нашему мнению, высказанная позиция представляется не совсем верной по ряду критических замечаний, прежде всего, простой арифметический подсчет системы показывает наличие не шести, а семи ее элементов. Во-вторых, неясно, какие «иные федеральные законы» имеются в виду автором, в-третьих, в связи с чем в систему таможенного законодательства Таможенного союза не включены законы Республики Беларусь и Республики Казахстан, осуществляющие таможенное регулирование в этих республиках, этот вопрос в полной мере можно отнести и к невключению нормативных правовых актов исполнительных и специальных органов Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Рассматривая систему нормативного правового регулирования в Таможенном союзе (систему источников таможенного права Таможенного союза), Д. В. Чермянинов, со ссылкой на доклад руководителя Федеральной таможенной службы Российской Федерации А. В. Бельянинова, определяет ее следующим образом:

1. Таможенный кодекс Таможенного союза;

2. Международные договоры государств участников Таможенного союза;

3. Решения Комиссии Таможенного союза;

4. Таможенные кодексы государств-участ-ников Таможенного союза;

5. Решения правительств государств-участ-ников Таможенного союза;

6. Нормативные правовые акты таможенных служб государств-участников Таможенного союза.9

Условно приведенную систему нормативного правовогорегулированиявТаможенномсоюзе, пона-шему мнению, можно разделить на две части, первая

- наднациональная, в которую входят Таможенный кодекс Таможенного союза; международные договоры государств-участников Таможенного союза; решения Комиссии Таможенного союза, вторая -национальная, в которой содержатся Таможенные кодексы государств-участников Таможенного союза; решения правительств государств-участников Таможенного союза; нормативные правовые акты таможенных служб государств-участников Таможенного союза. Вместе с тем, представляется, что в предложенной системе источников таможенного права Таможенного союза отсутствует обязательный и необходимый элемент, являющийся связующим звеном между двумя частями. Таким элементом является Конституция государства-участника Таможенного союза, ибо Конституция государства, являясь основой правовой системы, предопределяет взаимоотношения национального законодательства и международных договоров.

В конституциях государств-участников Таможенного союза содержатся нормы, определяющие нормативное правовое регулирование национального законодательства при применении норм международного права и заключении международных договоров.

В Конституции Республики Беларусь установлено: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных норм международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них».10

Конституция Республики Казахстан определяет: «Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. ... Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона».11

ПРАВО

Конституция Российской Федерации закрепляет следующее положение: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».12

Приведенные выше извлечения из конституций государств-участников Таможенного союза в части, касающейся приоритета международного договора над национальным законодательством, позволяет сделать вывод об обязательности включения конституций государств-участников Таможенного союза в систему источников таможенного права Таможенного союза. Наша позиция по данному вопросу косвенно подтверждается и мнением ряда ученых, так Г.М. Вельяминов отмечает: «Заключение международного договора о создании таможенного союза не предполагает каких-либо особенных формальностей, кроме обычно принятых в том или ином государстве правил, касающихся межгосударственных договоров. Во всяком случае, к примеру, в Конституции РФ или в ином российском законе не обнаруживается специальных правовых процедур для участия России именно в таможенном союзе»13.

Касательно включения в систему источников таможенного права Таможенного союза Таможенных кодексов государств-участников

Таможенного союза как единственной формы нормативного правового акта, то такой подход вряд ли представляется обоснованным. По нашему мнению, более верной формой будет следующая: законы государств-участников Таможенного союза, осуществляющие национальное таможенное регулирование.

Исходя из вышеизложенного, система источников таможенного права Таможенного союза - это совокупность норм права, установленных в таможенном законодательстве Таможенного союза и правовых норм национального законодательства государств-участников Таможенного союза, предназначенная для осуществления таможенного регулирования в Таможенном союзе. Таким образом, система источников таможенного права Таможенного союза включает в себя:

1. Таможенный кодекс Таможенного союза.

2. Международные договоры государств-участников Таможенного союза.

3. Решения Комиссии Таможенного союза.

4. Конституции государств-участников Таможенного союза.

5. Законы государств-участников Т аможенного союза, осуществляющие национальное таможенное регулирование.

6. Решения правительств государств-участ-ников Таможенного союза.

7. Нормативные правовые акты таможенных служб государств-участников Таможенного союза.

Примечания

1. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (принятом Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17). Республикой Казахстан и Российской Федерацией был ратифицирован 1 июля 2010 года, Республикой Беларусь - 6 июля 2010 года.

2. Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27.11.2009 г. № 17. СЗ РФ. 13.12.2010. № 50. Ст. 6615.

3. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право/ М.: Норма, 2004. 768 с.

4. Крохина Ю. А. Финансовое право России. М.: Норма, 2008. 688 с.

5. Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право России. М.: Юристъ, 2003. 427 с.

6. См. например, Тимошенко И. В. Таможенное право России. Практикум. М.: Книга - сервис, 2002. 144 с., Халипов С. В. Таможенное право. М.: ИКД «Зерцало - М», 2004. 249 с., Беляшев К. А., Моисеев Е. Г. Таможенное право. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2007. 360 с.

7. СЗ РФ, 29.11.2010, № 48, Ст. 6252.

8. См. Анохина О. Г. Комментарий к Таможенному Кодексу Таможенного союза. М: Проспект, 2011. 448 с.

9. Чермянинов Д. В. Таможенное право. М: Издательство Юрайт, 2012. 390 с.

10. Статья 8 Конституции Республики Беларусь. Конституции стран СНГ и Балтии. М.: Юристъ, 1999. 640 с.

11. Статья 4 Конституции Республики Казахстан. Конституции стран СНГ и Балтии. М.: Юристъ, 1999. 640 с.

12. СЗ РФ, 26.01.2009. № 445. Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 г.

13. Таможенный союз в правовом ракурсе. Г. М. Вельминов. Государство и право. № 2. 2010. С. 55-58.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

I.V. ORLOV

THE CUSTOMS LAW SOURCES OF THE CUSTOMS UNION BETWEEN BELARUS, KAZAKHSTAN AND RUSSIA

In the article a concept of “system of the customs law sources of the Customs Union between Belarus, Kazakhstan

substantiated and the argumentation of necessity of including in the present system of the customs law sources constitutional standards of the Customs Union member states is given. The author suggests his own system of the customs law sources of the Customs Union between Belarus, Kazakhstan and Russia.

Key words: the Customs Union between Belarus, Kazakhstan and Russia, unified customs policy, customs regulation, system of the customs law sources of the Customs Union, the Customs Union member states constitutions.

and Russia” is considered, the need of forming the system of the customs law sources of the Customs Union is

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.