Научная статья на тему 'Источники правового регулирования при обращении с опасными медицинскими отходами'

Источники правового регулирования при обращении с опасными медицинскими отходами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
878
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТ / МЕДИЦИНСКИЕ ОТХОДЫ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / БАЗЕЛЬСКАЯ КОНВЕНЦИЯ / STATE STANDARD / MEDICAL WASTE / ENVIRONMENTAL PROTECTION / THE BASEL CONVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полянинов Леонид Яковлевич, Черевчина Ирина Михайловна

В статье приводится аргументация конституционной обоснованности действий любых правовых механизмов, действующих на территории Российской Федерации. Специального федерального закона, регламентирующего обращение с медицинскими отходами, в России нет, поэтому это направление природоохранной деятельности остается не охваченной законодательными положениями, является белым пятном в юридической практике. В статье обращается внимание на то, что Конституция РФ, международные договора, Российские Федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты регионального уровня, муниципальные правовые документы позволяют только по аналогии и опосредовано формулировать требования по охране здоровья человека и окружающей среды от влияния опасных медицинских отходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sources of legal regulation of the handling of hazardous medical waste

The paper presents the arguments of the constitutional validity of any action legal mechanisms operating in the Russian Federation. Special federal law governing the handling of medical waste in Russia is default, so this is the direction of environmental activities is not covered by legal regulations, is a blank spot in the practice of law. The article points out that the Russian Constitution, international treaties, the Russian Federal laws, regulations at the regional level, municipal instruments can only indirectly and by analogy to formulate requirements for the protection of human health and the environment from the influences of hazardous medical waste.

Текст научной работы на тему «Источники правового регулирования при обращении с опасными медицинскими отходами»

4.3. ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОПАСНЫМИ МЕДИЦИНСКИМИ ОТХОДАМИ

Полянинов Леонид Яковлевич, к.ф.н., заслуженный эколог РФ. E-mail: [email protected] Черевчина Ирина Михайловна, соискатель кафедры Гражданского права и процесса. Место учебы: Волгоградский государственный университет. Должность: заместитель Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора. E-mail: [email protected] Аннотация: В статье приводится аргументация конституционной обоснованности действий любых правовых механизмов, действующих на территории Российской Федерации.

Специального федерального закона, регламентирующего обращение с медицинскими отходами, в России нет, поэтому это направление природоохранной деятельности остается не охваченной законодательными положениями, является белым пятном в юридической практике.

В статье обращается внимание на то, что Конституция РФ, международные договора, Российские Федеральные законы, подзаконные нормативноправовые акты регионального уровня, муниципальные правовые документы позволяют только по аналогии и опосредовано формулировать требования по охране здоровья человека и окружающей среды от влияния опасных медицинских отходов.

Ключевые слова: ГОСТ, медицинские отходы, охрана окружающей среды, Базельская конвенция.

SOURCES OF LEGAL REGULATION OF THE HANDLING OF HAZARDOUS MEDICAL WASTE

Polyaninov Leonid Yakovlevich, PhD in philosophy, Honored ecologist of Russian Federation. E-mail: [email protected] Cherevchina Irina Mihailovna, competitor at Civil Law and trial chair. Place of study: Volgograd State university. Position: Deputy Volgograd inter-district nature conservation public prosecutor. E-mail: [email protected] Annotation: The paper presents the arguments of the constitutional validity of any action legal mechanisms operating in the Russian Federation.

Special federal law governing the handling of medical waste in Russia is default, so this is the direction of environmental activities is not covered by legal regulations, is a blank spot in the practice of law.

The article points out that the Russian Constitution, international treaties, the Russian Federal laws, regulations at the regional level, municipal instruments can only indirectly and by analogy to formulate requirements for the protection of human health and the environment from the influences of hazardous medical waste. Keywords: State standard, medical waste,

environmental protection, the Basel Convention.

Любой правовой механизм, как известно, должен быть закреплен в законодательстве государства. Основным правовым актом, закрепляющим главенствующие принципы и руководящие идеи, которые формируют рассматриваемый механизм в России, является Конституция Российской Федерации. Статья 15 Основного Закона определяет, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу,

прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Пункт 4 той же статьи Конституции Российской Федерации определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В частности, федеральным законом от 25 ноября 1994 года № 49-ФЗ ратифицирована «Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением».

Россия подписала также ряд международных соглашений, действие которых направлено на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, в том числе на основе замены устаревшего оборудования и использования «наилучших доступных технологий». Примером является Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях от 22 мая 2001 года (одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 N 245, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект Федерального закона "О ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях"). Указанный документ рассматривает установки для сжигания отходов, в том числе совместно бытовых, опасных или медицинских отходов, как опасный источник загрязнения атмосферного воздуха и указывает на необходимость прекращения открытого сжигания и поиска альтернативных технологий уменьшения образования отходов, вовлечение их в оборот.

На основе Базельской конвенции от 12 апреля 1996 года было подписано Соглашение между странами СНГ «О контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов». Указанными актами регулируются процедуры ввоза (вывоза) и транзита через территорию стран-участников опасных отходов. В странах СНГ имеются соответствующие законы о санитарном благополучии населения, об отходах, а также приняты санитарные правила об обращении с медицинскими отходами, по своим основным акцентам схожие с российской законодательной базой.

Источниками гражданско-правового регулирования обращения медицинских отходов в России с одной стороны являются законодательные акты, регламентирующие права и обязанности, ответственность сторон, между которыми заключен договор на обращение с медицинскими отходами, а с другой стороны - законодательные акты, устанавливающие экологические и санитарно-эпидемиологические требования к безопасному обращению с отходами.

Возмездное оказание услуг представляет собой реализацию гарантируемой в Российской Федерации свободы экономической деятельности, перемещения услуг, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 8, часть 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации). В тоже время, данная деятельность должна осуществляться с соблюдением прав человека на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, закрепленных в статьях 41 и 42 Основного Закона.

Понятие заключаемого с целью транспортировки и утилизации отходов договора, принципы гражданско-правового регулирования возникающих правоотношений заложены в Гражданском кодексе Российской Федерации.

В зарубежных странах договорные отношения в большей или меньшей степени также урегулированы законами. Гражданские кодексы в странах континентальной Европы содержат детальные нормы, регулирующие как общие положения обязательственного права, так и отношения, возникающие в связи с отдельными видами договоров. В Англии, являющейся страной прецедентного права, закон о поставке товаров и предоставлении услуг был принят в 1982 году, несколько ранее, в 1977 году, был принят закон о недобросовестных условиях договоров. В США вопросы договорного права регулируются Единообразным торговым кодексом и Сводом договорного права (Restatement of Contracts).

В 2003 году Государственная доктрина Российской Федерации «Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» установила, что обеспечение химической и биологической безопасности является одним из важнейших направлений укрепления национальной безопасности Российской Феде-1

рации .

Нормы, обеспечивающие экологическую и санитарно-эпидемиологическую безопасность обращения с отходами, установлены федеральными законами. Специального федерального закона, регламентирующего обращение с медицинскими отходами, в России нет, поэтому основные принципы регламентируются Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения». Виды деятельности, подлежащие лицензированию, и основы лицензирования закреплены в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Механизм реализации норм, заложенных в федеральном законодательстве, определяется в подзаконных нормативных правовых актах. В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании" идет процесс наработки общих и специальных технических регламентов. Как верно заметил главный государственный санитарный врач страны Онищенко Г.Г. «с гигиенических позиций важно, чтобы в них, в каждом на своем уровне, решались вопросы безопасности для жизни, здоровья населения и окружающей среды»2.

Основными подзаконными правовыми актами нормативного характера выступают санитарные нормы и правила (СанПиН) 2.1.7.2790-10 «Санитарно-

эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача

1 Поручение Президента Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. № Пр-2194 «Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» // Ийр:/Лммм.тсИ8.доу.ги/асйуШе8/?Ю=125441.

2 Современное состояние и проблемы обращения с медицинскими отходами в Российской Федерации // http://www.waste.ru/ тоЬЫез/эейюп/^ет.рИр.

Российской Федерации от 09.12.2010 г. № 163, зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.02.2011 г. № 19871.

Указанные нормы вступили в действие 8 апреля 2011 г., до этого действовали СанПин 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 января 1999 года № 2.

Благодаря им в России с 1999 года создана качественно новая система обращения с отходами лечебнопрофилактических учреждений, близкая по основным положениям к международным стандартам. До этого удаление отходов из медицинских учреждений осуществлялось на основе нормативно-правовых актов обращения с бытовыми отходами и актов, регламентирующих медицинскую деятельность учреждений.

На Северо-востоке США массовый выброс больничных отходов в 1988 году воспрепятствовал использованию гражданами пляжей и океанических ресурсов, пик дискуссий по поводу проблемы медицинских отходов пришелся как раз на конец 80-х - начало 90-х годов. В результате все штаты разработали и приняли законодательные акты, регламентирующие правила работы с медицинскими отходами.

Центром по контролю за заболеваниями (Center for Disease Control — CDC), а также организациями, связанными с профессиональной гигиеной и безопасностью труда, соответствующими учреждениями штатов в этот период были приняты многочисленные документы, касающиеся обеззараживания больничных отходов (постановления о передаваемых с кровью патогенных агентах, различные классификаторы отходов и методов их обезвреживания и др.).

В Великобритании понятие больничных отходов и порядок обращения с ними определили Правила обращения с отходами No.819 «The Collection and Disposai of Waste Regulations», принятые в мае 1988 гоВаИталии действуют санитарные правила об управлении медицинскими отходами «Regolamento recante disciplina della gestione dei rifiuti sanitari a norma dell'articolo 24 della L.31-7-2002, N. 179».

В российском законодательстве некоторые нормы определяют и другие СанПиНы: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», которые утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 года № 58 (зарегистрированы в Минюсте РФ 9 августа 2010 г., регистрационный номер 18094),

СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» (зарегистрированы Минюстом России 19.06.2003, регистрационный номер 4755, с изменениями, зарегистрированными Минюстом России 12.02.2010, регистрационный номер 16389), санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 1.2.036-95 «Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов 1-4 групп патогенности», утвержденные Постановлением Госкомсан-эпиднадзора России от 28 августа 1995 г. N 14, санитарно-эпидемиологические правила «Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности). СП 1.3.1285-03», утвержденные Глав-

ным государственным санитарным врачом Российской Федерации 12 марта 2003 г., введенные в действие постановлением от 15 апреля 2003 № 42, зарегистрированные в Минюсте России 15 мая 2003 г. № 4545,

санитарно-эпидемиологические правила «Безопасность работы с микроорганизмами !!!-!У групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней. СП 1.3.2322-08», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 28 января 2008 г. № 4, зарегистрированные в Минюсте России 21 февраля 2008 г. № 11197.

Применению подлежат также государственные стандарты (ГОСТы):

Национальный стандарт ГОСТ Р 53692-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов»,

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения».

Положение «О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов !-!У класса опасности» утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 524 от 26 августа 2006 года.

На региональном уровне также возможно принятие законов и подзаконных нормативно-правовых актов. В Волгоградской области действует приказ Комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области № 282 от 11 февраля 2009 года «Об обращении с опасными отходами в учреждениях здравоохранения Волгоградской области». На муниципальном уровне не исключено принятие правовых актов о совершенствовании мероприятий в муниципальных учреждениях.

Таким образом, источниками регулирования правоотношений в сфере обращения с медицинскими отходами являются:

- Конституция Российской Федерации,

- международные договоры,

- федеральные законы,

- подзаконные нормативно-правовые акты федерального уровня, включая санитарные нормы и правила,

- законы субъектов Российской Федерации и подзаконные нормативно-правовые акты регионального уровня,

- муниципальные нормативно-правовые акты.

Следует иметь в виду, что правовые акты регионального и муниципального уровней могут регулировать анализируемые правоотношения только в части дублирования понятий и классификации медицинских отходов, установленных на федеральном уровне, а также в части определения схемы движения отходов. Вопросы гражданско-правового регулирования определяются исключительно на федеральном уровне, ибо гражданское законодательство в силу статьи 71 Основного закона страны находится в ведении Российской Федерации.

Список литературы:

Гражданский кодекс Российской Федерации // Консультант Плюс: информ. система. - 2011. - 8 апреля. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.consultant.ru

Конвенция «О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», Базель, 22 марта 1989 г. // Деятельность по обращению с опасными отходами. Т.2. Нормативно-правовые акты / Под

общ. ред. В.Ф. Желтобрюхова, Н.Г. Рыбальского и А.С. Яковлева. - М., 2003. - С. 32.

Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 1999. - 48с.

Материалы проверок Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры за 2005-2011 гг.

Национальный стандарт ГОСТ Р 53692-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» // Консультант Плюс: информ. система. - 2011. - 8 апреля. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru Поручение Президента Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. № Пр-2194 «Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www/mchs.gov.ru/activities/?ID=125441 Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 г. // Консультант Плюс: информ. Система. - 2011. - 12 января. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru Приказ МПР России № 786 от 02.12.2002. г. «Об утверждении Федерального Классификационного каталога отходов» // Консультант Плюс: информ. система.

- 2011. - 11 февраля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-

эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами // Консультант Плюс: информ. система. - 2011. - 8 апреля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» // Консультант Плюс: информ. система. - 2011.

- 8 апреля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru

Современное состояние и проблемы обращения с медицинскими отходами в Российской Федерации. Онищенко Г.Г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www/waste.ru/modules/section/item/php Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» // Консультант Плюс: информ. система. -2011. - 08 апреля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. 7-ФЗ // Консультант Плюс: информ. система. - 2011. - 12 января [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» // Консультант Плюс: информ. система. - 2011. - 8 апреля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru Французские санитарные нормы о медицинских отходах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zdrav.spb.ru/epid/doc/trash.doc Public Health, England and Wales No819 «The Collection and Disposal of Waste Regulation». 1988. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.legislation.gov.uk «Regolamento recante disciplina della gestione dei rifiuti sanitari a norma dell'articolo 24 della L.31-7-2002, N 179» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.legislation.gov.uk

Literature list:

The Civil Code of the Russian Federation // Consultant Plus: Inform. system. - 2011. - April 8 [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru Convention "On the Control of Transboundary Movements of Hazardous Wastes and their Disposal", Basel, March 22, 1989 // Activities for hazardous waste. Vol 2. Normative-legal acts / Ed. V.F. Zheltobryuhova, N.G. Rybalsky and A.S. Yakovlev. - M., 2003. - P.32.

The Constitution of the Russian Federation. - M.: Prospekt, 1999. - 48s.

Materials testing Volgograd interdistrict environmental prosecutor's office for years 2005-2011.

The national standard GOST R 53692-2009 "Resource. Waste management. Stages of the technological cycle of waste" // Consultant Plus: Inform. system. - 2011. - Apr, 8 [Electronic resource]. - Access mode: http://www.con sul-tant.ru

Order of the President of the Russian Federation of December 4, 2003 № Pr-2194 "Principles of state policy in the field of chemical and biological security of the Russian Federation until 2010 and beyond" [Electronic resource]. -Access mode: http://www/mchs.gov.ru/activities/?ID=

125441

Message from the President of the Russian Federation Dmitry Medvedev to the Federal Assembly of Russian Federation from 30.11.2010 // Consultant Plus: Inform. System. - 2011. - 12 January [Electronic resource]. -Access mode: http://www.consultant.ru Order MNR of Russia № 786 of 02.12.2002. "On the approval of the Federal Classification waste catalog" // Consultant Plus: Inform. system. - 2011. - 11 February [Electronic resource]. - Access mode:

htfpanwPww.con&ultin7iu0-10 "Sanitary-epidemiological requirements for the management of medical waste // Consultant Plus: Inform. system. - 2011. - April 8 [Electronic resource]. - Access mode:

htfpanPMv2on£j72ih-99j "Rules of the collection, storage and disposal of medical institutions" // Consultant Plus: Inform. system. - 2011. - April 8 [Electronic resource]. -Access mode: http://www.consultant.ru Current status and problems of management of medical waste in the Russian Federation. Onishchenko GG [Electronic resource]. - Mode of access: http // www / waste.ru / modules / section / item / php Federal Law "On Production and Consumption Waste" // Consultant Plus: Inform. system. - 2011. - 08 April [Electronic resource]. - Access mode:

htThewwedeoakuLawt.rtOn Environmental Protection" of January 10, 2002 7-FL // Consultant Plus: Inform. System.

- 2011. - 12 January [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru Interstate Standard GOST 30772-2001 "Resource. Waste management. Terms and definitions" // Consultant Plus: Inform. system. - 2011. - April 8 [Electronic

resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru The French health standards of medical waste. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.zdrav.spb. ru/epid/doc/trash.doc Public Health, England and Wales No819 "The

Collection and Disposal of Waste Regulation". - 1988. [Electronic resource]. - Access mode:

http://www.legislation.gov.uk.

"Regolamento recante disciplina della gestione dei rifiuti sanitari a norma dell'articolo 24 della L.31-7-2002, N 179". [Electronic resource]. - Access mode:

http://www.legislation.gov.uk

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Полянинова Леонида Яковлевича И Черевчиной Ирины Михайловны

«Источники правового регулирования при обращении с опасными медицинскими отходами»

11а рецензирование представлена научно- публицистическая статья, на тему «Источники правового регулирования при обращении с опасными медицинскими отходами». В статье авторами исследуются теоретические и практические проблемы законодательного регулирования организации оборота опасных медицинских отходов.

Авторы провели глубокий анализ значительного числа нормативноправовых аісгов, регламентирующих порядок обращения с опасными медицинскими отходами, в том числе Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях от 22 мая 2001 года, Базельская конвенция от 12 апреля 1996 і-ода, а также федеральные законы и подзаконные акты.

Черевчина И. М. и Полянинов Л.Я. отмечает в статье актуальность исследуемой проблемы и необходимость реформирования законодательной базы.

Представляет интерес изучение авторами нормативной базы ряда зарубежных стран по исследуемой проблеме, в том числе США, Великобритания и т.д. Авторы отмечают, что необходимость разработки подобных норма тивно-правовых актов в РФ напрямую связана с реализацией положений Конституции РФ о праве граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, закрепленных 41-42 статьей Конституции РФ.

Авторы отмечают, что «специального федерального закона, регламентирующего обращение с медицинскими отходами, в России нет, поэтому это направление природоохранной деятельности остается не охваченной законодательными положениями, является белым пятном в юридической практике».

Представляется верной позиция авторов о том. что в данных вопросах недопустимо использование закона по аналогии, и необходимо создание единого нормативно-правового акта, в котором должны быть закреплены порядок обращения онасных медицинских отходов и ответственность за нарушение данных норм.

Статья Полянинова Леонида Яковлевича и Черевчиной Ирины Михайловны «Источники правового регулирования при обращении с опасными медицинскими отходами» представляет собой результат глубокого анализа значительного числа нормативно-правовых актов по исследуемой проблеме и может быть рекомендована к опубликованию.

Кандидат юридических наук доцент кафедры уголовного права ОГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.