4 См.: Борисова Е.А. О производстве в арбитражном апелляционном суде // Хозяйство и право. 2004.. № 5. С. 81-84.
5 См.: Курас Т.Л. К вопросу о представлении дополнительных доказательств в суд апелляционной инстанции: исторический анализ и современные аспекты // Сибирский юридический вестник. 2001. № 1.
6 См.: Яковлев В.Ф. Экономика. Право. Суд. М., 2003. С. 406.
7 См.: Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.А. Жилина. М., 2003. С. 688-689.
8 Борисова Е.А. Указ. соч. С. 81-84.
9 См.: Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.А. Жилина. С.
688-689.
10 Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Ф. Яковлева, М.К. Юкова. М., 2005. С. 227.
11 См.: Решетникова И.В. Состязательная система доказывания: новеллы АПК РФ // Российская юстиция. 2003. № 9. С. 32.
УДК 347.454.38:351.741 Э.А. Журналев* С.В Тычинин**
Источники правового регулирования отношений по материально-техническому обеспечению деятельности ОВД
В статье рассматриваются источники правового регулирования отношений по материальнотехническому обеспечению деятельности органов внутренних дел.
In article sources of legal regulation of relations on material support of activity of law-enforcement bodies are considered.
Ключевые слова: правовое регулирование, органы внутренних дел. материально-техническое обеспечение, финансирование.
Под источниками правового регулирования отношений по материально-техническому обеспечению деятельности ОВД мы будем понимать источники (формы) права, которые регулируют отношения по предоставлению определенного имущества, необходимого для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел.
Исходя из того, что наиболее распространенным видом источников в романогерманской системе является закон в широком смысле (федеральные законы, подзаконные акты, в т.ч. акты МВД России), внимание будет сосредоточенно именно на нем. Таким образом, нами будет исследовано законодательство, регулирующее отношения по материально-техническому обеспечению деятельности ОВД.
Представляется, что законодательство, регулирующее вопросы материальнотехнического обеспечения ОВД, является неоднородным как по юридической силе, так и по отраслевой принадлежности. В связи с этим мы можем, в первую очередь, выделить:
а) источники правового регулирования отношений по материально-техническому обеспечению деятельности ОВД в виде федеральных законов, к которым относятся Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»1 (далее - Закон о милиции), ГК России, БК РФ и иные законы, в т.ч. о федеральном бюджете на текущий год;
б) источники правового регулирования отношений по материально-техническому обеспечению деятельности ОВД в виде подзаконных актов, в т.ч. постановления и распоряжения правительства, нормативные акты системы Минфина, МВД России.
* Адъюнкт кафедры гражданского права Санкт-Петербургский университет МВД России, старший лейтенант милиции.
** Доктор юридических наук.
ta
гъ
съ
I
*
?
*
I
3
<\>
съ
*
8
X
S
сь
?
съ
S
3
?
съ
съ
I
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (33) 2007
Гражданское право и гражданский процесс
Отраслевая принадлежность законодательства, регулирующего отношения по материально-техническому обеспечению деятельности ОВД, свидетельствует о его комплексности. Целый ряд нормативных актов устанавливает принципы, нормы и содержание материально-технического обеспечения деятельности ОВД, ряд нормативных актов определяет вопросы государственного заказа, заключения контрактов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для государственных нужд, и, наконец, целая система нормативно-правовых актов, опирающаяся на ГК России, устанавливает отдельные виды договоров, являющихся основанием возникновения соответствующих обязательств.
К предмету исследования в сфере гражданского права в первую очередь относятся нормы законодательства последней группы, однако специфика выбранной темы не позволяет нам игнорировать и первые две.
Итак, рассмотрим основные положения нормативных актов, устанавливающие принципы, нормы и содержание материально-технического обеспечения деятельности ОВД. Основные принципы материально-технического обеспечения деятельности ОВД заложены в Законе о милиции, разд. VII которого (финансирование и материально-техническое обеспечение милиции) содержит две статьи: ст. 35 - финансирование милиции, ст. 36 -материально-техническое обеспечение милиции.
Закон о милиции устанавливает пять источников финансирования милиции:
1) федеральный бюджет;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации;
3) местные бюджеты;
4) средства, поступающие на основе договоров;
5) внебюджетные средства.
За счет указанных источников осуществляется содержание милиции: выплачивается денежное довольствие сотрудникам милиции, приобретаются обмундирование, техника, средства связи, оружие и другие материально-технические ресурсы, обеспечивается подготовка сотрудников милиции в образовательных учреждениях, производятся выплаты страховых сумм, оплачиваются расходы на командировки, возмещаются издержки по уголовным делам и т.д.
Внебюджетные средства, расходуемые на содержание милиции, могут образовываться за счет безвозмездных и благотворительных взносов и пожертвований граждан и юридических лиц, кредитов коммерческих банков, зарубежных инвестиций, средств, вырученных от реализации бесхозяйного и конфискованного имущества, доходов, полученных в результате разрешенных платных услуг, и т.д. Аккумулируются данные средства в целевых государственных внебюджетных фондах, а также на специальных счетах в органах казначейства.
Следует отметить, что совмещение функций органов исполнительной власти с функциями хозяйствующих субъектов не допускается. Данный запрет установлен ст. 7 Закона Российской Федерации от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»2.
В Законе о милиции также установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно увеличивать расходы на содержание милиции в пределах имеющихся в их распоряжении средств.
Подразделения милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте финансируются за счет средств федерального бюджета.
Подразделения милиции в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах финансируются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (ч. 2, 3, 4 ст. 35 Закона о милиции).
В соответствии с положениями Закона о милиции устанавливается смета расходов на материально-техническое обеспечение ОВД, которая определяется в соответствии с общими расходами на деятельность МВД России по Федеральному закону о федеральном бюджете (от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год»)3.
С позиций гражданского права важно отметить, что основным источником имущества государственных учреждений является финансирование их собственником-учредителем по смете4 . Собственник может финансировать свое учреждение частично, имея в виду возможность получения учреждением дополнительных доходов от разрешенной
собственником хозяйственной деятельности. Однако эти доходы, как и приобретенное за их счет имущество, хотя и учитываются учреждением на отдельном балансе, тем не менее не становятся его собственностью (п. 2 ст. 298 ГК РФ) и, следовательно, не меняют особенностей его гражданско-правового положения.
Средства, которые органы внутренних дел получают в результате участия в договорных отношениях на возмездной основе, поступают на отдельный счет и по смете органа внутренних дел не проводятся.
Смета - это финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций5. По содержанию смета является финансовым планом, по форме -административным актом. Смета в качестве административного акта выступает юридической основой, на которой возникают имущественные правоотношения6.
Непосредственно к предмету нашего исследования относятся положения Закона о милиции о материально-техническом обеспечении милиции. Основные положения ст. 36 Закона о милиции сводятся к тому, что материально-техническое обеспечение милиции осуществляется за счет средств, выделяемых на финансирование подразделений милиции.
Нормы обеспечения милиции оружием, боеприпасами, продовольствием и вещевым имуществом устанавливаются Правительством Российской Федерации, а нормы иных видов материально-технического обеспечения - министром внутренних дел Российской Федерации.
Милиция вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать во владение и пользование от организаций транспортные средства и другую технику, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей.
Соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предоставляют милиции служебные помещения, а участковым уполномоченным милиции -помещения для работы на обслуживаемых административных участках, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи.
Различие форм материально-технического обеспечения деятельности ОВД связано с выделенными нами ранее двумя принципиально отличными категориями обязательств по материально-техническому обеспечению (обязательства, возникающие из традиционных договоров купли-продажи, поставки и оказания услуг; обязательства, возникающие из государственных контрактов, договоров поставки, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд).
Определенная часть техники, необходимой для милиции, производится на предприятиях системы МВД России по внутриведомственному заказу. Это отдельные виды оперативной и специальной техники, комплектов оперативной связи, устройств защиты каналов связи и другая специфическая продукция.
Потребности милиции в материальных ресурсах, которые не входят в номенклатуру государственного оборонного заказа или внутриведомственного заказа, удовлетворяются по прямым хозяйственным связям, в т.ч. за счет квот, устанавливаемых Правительством Российской Федерации для федеральных государственных нужд в соответствии с законодательством о поставках продукции для государственных нужд, в частности, Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»7, Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»8 .
Необходимо отметить, что основные принципы законодательного регулирования государственного оборонного заказа и поставок продукции, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд, в частности, в сфере материально-технического обеспечения органов внутренних дел, заложены в Конституции РФ. Нормы Конституции РФ являются основой для формирования самого понятия государственных нужд, а также для установления справедливых и вместе с тем эффективных средств их удовлетворения, в т.ч. и в целях реализации правоохранительной функции государства.
А.Ф. Ноздрачев в качестве конституционной основы правового положения государства как заказчика продукции выделил нормы ст. 71, 72 Конституции России, где Российская Федерация определена социальным государством, конституционные функции которого:
- создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7);
ГЪ
СЪ
1
*
?
*
I
<\>
съ
*
X
S
сь
?
съ
S
3
?
съ
съ
1
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (33) 2007
Гражданское право и гражданский процесс
- с помощью экономической политики достигать социальных целей (ч. 2 ст. 7);
- обеспечивать единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, политику конкуренции, свободу экономической деятельности (ч. 1 ст. 8); и др.9
Эту позицию поддерживает и А.Ю. Олимпиев, подчеркивая обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Закрепленный в первой главе Конституции РФ принцип защиты прав человека признается исходным принципом конституционного регулирования основополагающих сфер жизни страны. Это связь важна, поскольку, воздействуя на общественный строй путем установления или санкционирования правовых норм, государство выполняет ряд обязательств перед человеком и обществом10.
Рассматривая правовую основу поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд, а также правовую основу государственного оборонного заказа, мы приходим к выводу об их соотношении как общего и частного. Аргументируем это положения на основе анализа норм соответствующего законодательства.
В первую очередь следует отметить, что основу нормативно-правового регулирования поставки товаров для государственных нужд, а также по государственному оборонному заказу, составляют нормы гражданского законодательства. Несмотря на то, что действие норм о договоре поставке, купли-продажи и поставки товаров для государственных нужд существенно корректируется положениями специальных законов и подзаконных актов, они являются первичными для договора поставки по государственному оборонному заказу.
Правовое регулирование договора поставки для государственных нужд отличается двумя характерными особенностями.
Во-первых, к отношениям по поставке товаров для государственных нужд субсидиарно применяются сначала нормы о договоре поставки товаров (§ 3 гл. 30 ГК), а затем (при отсутствии соответствующих специальных правил) общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30 ГК).
Во-вторых, отношения по поставке товаров для государственных нужд в приоритетном перед нормами о договоре поставки и общими положениями о купле-продаже порядке регулируются специальными законами о поставке товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 525 ГК).
В настоящее время действует несколько федеральных законов, регламентирующих поставки товаров для государственных нужд, которые подлежат применению в части, не противоречащей нормам, содержащимся в § 4 гл. 30 ГК. К их числу относятся следующие акты:
- Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г., действие которого распространяется на отношения по поставкам товаров для федеральных нужд;
- Федеральный закон «О государственном материальном резерве» от 29 декабря 1994 г., регулирующий отношения, связанные с поставками товаров для создания и поддержания государственных материальных резервов;
- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», которым регламентируются отношения по закупкам и поставкам сельскохозяйственной продукции и продовольствия как для федеральных, так и региональных государственных нужд;
- Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 27 декабря 1995 г.
Вопросам соотношения нормативно-правовых актов в системе государственного
заказа, государственных закупок и оборонного заказа уделяется внимание и судебными инстанциями. Так, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информировал, что Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» устанавливает общие правовые и экономические принципы, порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа и регулирует отношения в этой области.
В письме отмечается, что в ст. 1 Закона государственный оборонный заказ определяется как правовой акт, предусматривающий поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации: боевого оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества (далее - вооружение и военная техника), комплектующих изделий и материалов, выполнение работ и предоставление услуг (далее - продукция [работы, услуги]), а также экспортно-импортные поставки в области военно-технического сотрудничества
Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Существенной новеллой правового регулирования поставки товаров по государственному оборонному заказу является принятие Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»11. Он регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также -размещение заказа), в т.ч. устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
3 См.
4 См.
5 См.
1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
2 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499; Ведомости
Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 34. Ст. 1966; № 32. Ст. 1882; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 22. Ст. 1977; 1998. № 19. Ст. 2066; 2000. № 2. Ст. 124; 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 2; № 12. Ст. 1093.
Российская газета. 2005. 29 декабря. С. 6.
Суханов Е.А. Указ. соч. С. 20.
Куфакова Н.А., Коган М.А. Правовое положение распределителей кредитов. М., 1960. С. 29.
6 См.: Авилина И.В. Гражданская правосубъектность организаций, финансируемых в сметном порядке по госбюджету: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1982. С. 18.
7 Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 34. Ст. 3540.
8 Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 30. Ч. 1. Ст. 3105.
9 См.: Ноздрачев А.Ф. Государство как заказчик продукции // Государство и право. 1994. № 1. С. 35.
10 См.: Олимпиев А.Ю. Конституционно-правовые основы и практика законодательного регулирования рыночных отношений в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 43.
11 Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 30. Ч. 1. Ст. 3105.
УДК 347.40
М.Г. Маркова*, Д.С. Маркелов**
Проявление принципа свободы договора при заключении договоров органами внутренних дел
Исследовано влияние принципа свободы договора на деятельность органов внутренних дел Российской Федерации по заключению гражданско-правовых договоров. Подробно рассмотрен такой элемент содержания принципа свободы договора как свобода заключения договора и его значение в договорной практической работе органов внутренних дел.
* Профессор кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, профессор.
** Адъюнкт кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России, старший лейтенант милиции.
Ьв
гъ
тни
Я
Сан
а
кт-Пет
т
ер
бу
рг
съ
ог
у
а
я
ерс
съ
Я
те
Д
Рос
съ
съ
Я
и