Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА, РОБОТОВ И ОБЪЕКТОВ РОБОТОТЕХНИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА, РОБОТОВ И ОБЪЕКТОВ РОБОТОТЕХНИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / РОБОТЫ / ОБЪЕКТЫ РОБОТОТЕХНИКИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / ROBOTS / ROBOTICS OBJECTS / NATIONAL ARTIFICIAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT STRATEGY / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демченко Максим Владимирович

Задача. Цель написания научной работы заключается в исследовании формирования нормативной правовой базы, регулирующей использование искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации. Данная тема не получила широкого освещения в юридической литературе, так как всестороннего анализа правового регулирования использование искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации в целостности не проводилось. В работе исследуются действующие нормативные правовые акты в рассматриваемой области, особый акцент сделан на анализе Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, сделаны выводы о необходимости дальнейшего развития правового регулирования рассматриваемых отношений. Выводы. Исследуя правовые основы использование искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации, констатируется, что в настоящее время лишь фрагментарно установлены правила регулирования отдельных отношений в исследуемой области. Дальнейшее развитие правового регулирования использование искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации будет более интенсивным, что с одной стороны определяется бурным технологическим развитием в этой сфере, а с другой принятием базового документа - Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. Практическое значение. Результаты работы могут быть использованы при совершенствовании регулирования использования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации. Оригинальность/ценность. Выводы и предложения могут быть использованы в процессе совершенствования государственного регулирования отношений, возникающих в процессе использования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в различных сферах общественных отношений, а также для развития отечественной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Демченко Максим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES OF LEGAL REGULATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE, ROBOTS AND ROBOTICS OBJECTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Objective. The purpose of writing a scientific work is to study the legal basis for the formation of a regulatory framework governing the use of artificial intelligence, robots and robotics in the Russian Federation. This topic has not received wide coverage in the legal literature, since a comprehensive analysis of the legal regulation of the use of artificial intelligence, robots and robotics objects in the Russian Federation in integrity has not been carried out. The work examines the current regulatory legal acts in the area under consideration, special emphasis is placed on the analysis of the National strategy for the development of artificial intelligence for the period up to 2030, conclusions are drawn about the need for further development of the legal regulation of the relations in question. Conclusions. Examining the legal foundations of the use of artificial intelligence, robots and robotics objects in the Russian Federation, it is stated that currently only fragmentary rules are established for regulating only certain relations in the studied area. Further development of legal regulation, the use of artificial intelligence, robots and robotics objects in the Russian Federation will be more intensive, which is determined on the one hand by rapid development in this area, and on the other, the adoption of a basic document in this area - the National Strategy for the Development of Artificial Intelligence for the period until 2030. Practical value. The results of the work can be used to improve the regulation of the use of artificial intelligence, robots and robotics objects in the Russian Federation. Originality / value. Conclusions and suggestions can be used in the process of improving state regulation of relations arising in the process of using artificial intelligence, robots and robotics objects in various fields of public relations, as well as for the development of domestic science.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА, РОБОТОВ И ОБЪЕКТОВ РОБОТОТЕХНИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Демченко М.В.

13. РАЗНОЕ

13.1. ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА, РОБОТОВ И ОБЪЕКТОВ РОБОТОТЕХНИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1

Демченко Максим Владимирович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: заместитель руководителя, доцент. Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Подразделение: Департамент правового регулирования экономической деятельности. E-mail: [email protected]

Аннотация

Задача. Цель написания научной работы заключается в исследовании формирования нормативной правовой базы, регулирующей использование искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации.

Данная тема не получила широкого освещения в юридической литературе, так как всестороннего анализа правового регулирования использование искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации в целостности не проводилось.

В работе исследуются действующие нормативные правовые акты в рассматриваемой области, особый акцент сделан на анализе Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, сделаны выводы о необходимости дальнейшего развития правового регулирования рассматриваемых отношений.

Выводы. Исследуя правовые основы использование искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации, констатируется, что в настоящее время лишь фрагментарно установлены правила регулирования отдельных отношений в исследуемой области. Дальнейшее развитие правового регулирования использование искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации будет более интенсивным, что с одной стороны определяется бурным технологическим развитием в этой сфере, а с другой принятием базового документа - Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года.

Практическое значение. Результаты работы могут быть использованы при совершенствовании регулирования использования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации.

Оригинальность/ценность. Выводы и предложения могут быть использованы в процессе совершенствования государственного регулирования отношений, возникающих в процессе использования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в различных сферах общественных

1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета 2019 года.

отношений, а также для развития отечественной науки.

Ключевые слова: искусственный интеллект, роботы, объекты робототехники, Национальная стратегия развития искусственного интеллекта, правовое регулирование.

SOURCES OF LEGAL REGULATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE, ROBOTS AND ROBOTICS OBJECTS IN THE

RUSSIAN FEDERATION Demchenko Maksim Vladimirovich, PhD in Law, Associate Professor. Position: Deputy Head of the Department, associate professor. Place of employment: Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation. Department: Legal Regulation of Economic Operations department. E-mail: [email protected]

Annotation

Objective. The purpose of writing a scientific work is to study the legal basis for the formation of a regulatory framework governing the use of artificial intelligence, robots and robotics in the Russian Federation.

This topic has not received wide coverage in the legal literature, since a comprehensive analysis of the legal regulation of the use of artificial intelligence, robots and robotics objects in the Russian Federation in integrity has not been carried out.

The work examines the current regulatory legal acts in the area under consideration, special emphasis is placed on the analysis of the National strategy for the development of artificial intelligence for the period up to 2030, conclusions are drawn about the need for further development of the legal regulation of the relations in question.

Conclusions. Examining the legal foundations of the use of artificial intelligence, robots and robotics objects in the Russian Federation, it is stated that currently only fragmentary rules are established for regulating only certain relations in the studied area. Further development of legal regulation, the use of artificial intelligence, robots and robotics objects in the Russian Federation will be more intensive, which is determined on the one hand by rapid development in this area, and on the other, the adoption of a basic document in this area - the National Strategy for the Development of Artificial Intelligence for the period until 2030.

Practical value. The results of the work can be used to improve the regulation of the use of artificial intelligence, robots and robotics objects in the Russian Federation.

Originality / value. Conclusions and suggestions can be used in the process of improving state regulation of relations arising in the process of using artificial intelligence, robots and robotics objects in various fields of public relations, as well as for the development of domestic science. Keywords: artificial intelligence, robots, robotics objects, National artificial intelligence development strategy, legal regulation.

ВВЕДЕНИЕ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Мировая экономика стремительно становится цифровой. В Паспорте национального проекта программы «Цифровая экономика Российской Федерации» отмечается необходимость создания системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере, и развитие отраслевого регулирования, необходимого для развития цифровой экономики в части регулирования правоотноше-

ний в сфере робототехники и применения технологий искусственного интеллекта» [1].

Указанный документ, а также стремительное развитие технологий в указанной сфере диктуют необходимость комплексного правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации.

Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин на пленарном заседании конференции по искусственному интеллекту Artificial Intelligence Journey 9 ноября 2019 года, «Комфортные и безопасные города, доступная и качественная медицина, образование, современная логистика и надёжная транспортная система, освоение космоса и Мирового океана, наконец, обороноспособность страны - развитие всех этих сфер во многом зависит от наших успехов в области искусственного интеллекта сейчас и в ближайшем будущем.... искусственный интеллект действительно становится новым фактором общественного развития, оказывает всё больше влияния на рынок труда, на повседневную жизнь людей [2].

Государство уделяет все большее внимание необходимости регулирования новых перспективных направлений технологического развития, которые активно развиваются. Это в полной мере относится и к вопросам регулирования в области робототехники, искусственного интеллекта.

Данная цель актуализирует создание принципиально новой системы правового регулирования и внесения изменений во многие действующие нормативные акты. Первые шаги к созданию такой базы уже сделаны. Так, в целях обеспечения ускоренного развития искусственного интеллекта в РФ, проведения научных исследований в области искусственного интеллекта, повышения доступности информации и вычислительных ресурсов для пользователей, совершенствования системы подготовки кадров в этой области принята Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года».

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в области применения искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в различных сферах общественных отношений.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В связи с технологическим развитием в области искусственного интеллекта и робототехники, и принимая во внимание положения стратегических документов в данной области необходимо проведение исследования современного состояния правового регулирования рассматриваемых отношений с определения направлений его развития.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В целом сегодня можно говорить о достаточно фрагментарном регулировании отношений, подпадающих в круг вопросов правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники. Успех в формировании принципиально новой системы правового регулирования в рассматриваемой области зависит от множества факторов, среди которых обеспечение благоприятных правовых условий, устранение

имеющихся административных барьеров, создание единых систем стандартизации и оценки соответствия технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллект и многие другие.

Между тем, база для развития правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации уже создана, это соответствующие государственные (национальные) стандарты, отдельные нормы законов, Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 20130 года. Развиваются и научные исследования в области искусственного интеллекта. По итогам московского форума, Сбербанк, «Газпром нефть», «Я ндекс», «Мэйл.Ру Груп», МТС и Российский фонд прямых инвестиций подписали соглашение о создании консорциума в сфере ИИ. Этот консорциум, в частности, будет заниматься организацией и проведением научных исследований в области искусственного интеллекта.

ОБСУЖДЕНИЕ

В связи с необходимостью определения базовой терминологии, в ряде документов получило развитие определение специальных терминов. Они содержится в частности в государственных (национальных) стандартах, которые по своему содержанию идентичны соответствующим международным стандартам. Речь идет о «ГОСТ Р 60.0.0.4-2019/Ис0 8373:2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Роботы и робототехнические устройства. Термины и определения» [3], «ГОСТ Р 60.6.3.1-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Роботы и робототехнические устройства. Методы испытаний сервисных мобильных роботов для работы в экстремальных условиях. Термины и определения» [4] «ГОСТ Р 60.0.0.2-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Роботы и робототехнические устройства. Классификация» [5], «ГОСТ Р 60.0.7.1-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Роботы и робототехнические устройства. Методы программирования и взаимодействия с оператором» [6] и другие.

В указанных стандартах получили развитие базовые термины, в частности дано определение робота, под которым понимается «Исполнительный механизм, программируемый по двум или более степеням подвижности, обладающий определенной степенью автономности и способный перемещаться во внешней среде с целью выполнения задач по назначению». Такая трактовка приведена в «ГОСТ Р 60.0.0.4-2019/ИСО 8373:2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Роботы и робототехнические устройства. Термины и определения». Как следует из определения, роботы не наделяются какими-то интеллектуальными способностями, однако же, по мнению экспертов, для четкого понимания сущности роботов, наделенных искусственным интеллектом, необходима трактовка этого термина в более широком понимании, а именно как механизма с интеллектом. Поэтому в последнее время среди ученых появляются подходы к определению этого термина как «интеллектуального робота», с чем можно согласиться, так как роботов с интеллектом рассматривают с точки зрения автора произведения или изобретения [7, С. 176-178]. Однако, наделение роботов интеллектом конечно же не влечет за собой признание их субъектами гражданского права.

Как отмечается, признание роботов субъектами гражданского права будет означать, что они обладают и сознанием, и волей, то есть теми качествами, которые

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Демченко М.В.

присущи субъектам гражданского права. Признание роботов-агентов субъектами гражданского права будет означать, что они обладают волей и сознанием, присущими субъектам гражданского оборота [8]. Однако, уровень развития существующих роботов не соответствуют названным признакам, а значит признание таких роботов субъектами гражданского оборота может быть только фикцией, не способной в реальности иметь положительный эффект в регулировании взаимоотношений человека и робота [9, С. 79-83].

Также устанавливаются стандарты и в области искусственного интеллекта [10]. Введены в оборот такие понятия, как: гибридный интеллект - «Деятельность мышления, осуществляемая с использованием гиб-ридно-интеллектуализированного человекоинформа-ционного взаимодействия»; искусственный интеллект - «Моделируемая (искусственно-воспроизводимая) интеллектуальная деятельность мышления человека»; омпонентный искусственный интеллект - «Информационно-предметная реализация искусственного интеллекта, позволяющая осуществлять имитацию отдельных компонентов естественно-интеллектуальной деятельности мышления», и другие.

Указанное выше определение искусственного интеллекта во многом схоже с пониманием этого термина в теории, где искусственный интеллект определяется через сопоставление с человеческим мышлением. Так, например, еще в 80-е годы предыдущего столетия Патрик Генри Уинстон в своей концепции искусственного интеллекта подразумевал под ним такую вычислительную машину, которая способна «делать такие вещи, которые у людей выглядят разумными» [11, с. 520].

Получили развитии вопросы правового регулирования искусственного интеллекта и в отдельных стратегических документах. Так, в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [12], в пункте 12 отмечается, что в России наряду с задачей обеспечения всеобщего доступа к информационным и коммуникационным технологиям, актуальной является проблема интенсификации использования самих технологий. Технологии, созданные на основе передовых знаний (нано- и биотехнологии, оптические технологии, искусственный интеллект, альтернативные источники энергии), становятся доступными. Кроме того, в п. 36, искусственный интеллект назван как одно из основных направлений развития российских информационных и коммуникационных технологий. Реализация Стратегии предполагает принятие законодательных и издание иных нормативных правовых актов Российской Федерации, однако план ее реализации не указывает какие именно нормативные акты должны быть приняты для ее реализации.

Среди рассматриваемых нормативных правовых актов следует отметить и Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации [13]. В п. 20 названного документа, отмечается, что в ближайшие 10-15 лет приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации следует считать те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат: переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботи-

зированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта.

Среди стратегических документов, посвященных развитию искусственного интеллекта, особое внимание заслуживает принятая в октябре 2019 года Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года.

Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года утверждена, как отмечается в документе, «В целях обеспечения ускоренного развития искусственного интеллекта в Российской Федерации, проведения научных исследований в области искусственного интеллекта, повышения доступности информации и вычислительных ресурсов для пользователей, совершенствования системы подготовки кадров в этой области». Стратегией определяются цели и основные задачи развития искусственного интеллекта в Российской Федерации, а также меры, направленные на его использование в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов, в том числе в области научно-технологического развития.

Она является основой для разработки (корректировки) государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, федеральных и региональных проектов, плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний, акционерных обществ с государственным участием, стратегических до-кументов иных организаций в части, касающейся развития искусственного интеллекта. Ей вводятся в оборот базовые термины в рассматриваемой области (ст. 5), в частности такие, как: искусственный интеллект; технологии искусственного интеллекта; перспективные методы искусственного интеллекта и другие.

Следует отметить, что необходимы большие шаги по реализации указанной стратегии, необходима, как отмечается в документе, выработка согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления, государственных академий наук, научных и образовательных организаций, фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, общественных организаций, предпринимательского сообщества, государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием.

Развивается правовое регулирование искусственного интеллекта и в отдельных сферах экономической деятельности. В частности, нормы о регулировании беспилотных транспортных средств включены в Воздушный кодекс Российской Федерации [15]. Изменения, связанные с правовым регулированием беспилотных транспортных средств внесены в Воздушный кодекс РФ Федеральным законом от 30.12.2015 № 462-ФЗ [16].

Согласно ч. 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ, под беспилотным воздушным судном понимается воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот). Беспилотные транспортные средства могут обладать разной степенью автономности, от управляемых дистанционного, до полностью автоматиче-

ских [17, С. 98-105]. Поэтому, на наш взгляд формулировка Воздушного кодекса РФ является достаточно узкой и не раскрывает специфику беспилотных воздушных транспортных средств, которые управляются автономно.

Более полное и корректное определение беспилотного транспортного средства содержится в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации [18]. Согласно п 2. указанного документа, беспилотный летательный аппарат, летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов.

Следует отметить и ряд иных, важных документов в рассматриваемой области. Так, Банк России, в Основных направлениях развития финансовых технологий на период 2018-2020 годов [19] отметил, что в соответствии с результатами исследований наиболее перспективными финансовыми технологиями являются, в частности, искусственный интеллект. Данное направление активно развивается в Сбербанке и других банках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитывая вышеизложенное, можно отметить, что полноценной правовой базы правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники и в России пока не создано. Можно говорить о старте процесса нормативного правового регулирования рассматриваемых отношений, основа которого заложена Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. Необходима реализация заложенных в стратегических документах задач, решения множества возникающих вопросов. И это не только правовое регулирование применения искусственного интеллекта, роботов, объектов робототехники, но и решение множества, связанных с этим вопросов. В частности, это вопрос правосубъектности объектов робототехники с искусственным интеллектом, это вопросы юридической ответственности, и многие другие.

Список литературы:

1. «Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://digital.gov.ru.

2. http://www.kremlin.ru/events/president/news/62003.

3. «ГОСТ Р 60.0.0.4-2019/ИСО 8373:2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Роботы и робототехнические устройства. Термины и определения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандар-та от 14.02.2019 N 31-ст) // М.: Стандартинформ, 2019.

4. «ГОСТ Р 60.6.3.1-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Роботы и робототехнические устройства. Методы испытаний сервисных мобильных роботов для работы в экстремальных условиях. Термины и определения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 06.06.2019 N 284-ст) // М.: Стандартинформ, 2019.

5. «ГОСТ Р 60.0.0.2-2016. Национальный стандарт

Российской Федерации. Роботы и робототехнические устройства. Классификация» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2016 N 1842-ст) // М.: Стандартинформ, 2016.

6. «ГОСТ Р 60.0.7.1-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Роботы и робототехнические устройства. Методы программирования и взаимодействия с оператором» // М.: Стандартинформ, 2016.

7. Шевченко О.А. Интеллектуальный робот как автор произве-дения или изобретения // Закон и право. № 8, 2018. С. 176-178.

8. Иванов А.А. Мечтают ли андроиды об электроовцах? [Электронный pесуpс].=URL:https://zakon.ru/blog/ 2017/2/15 /mechtayut_li_ androidy_ob_elektroovcah (дата обращения 07.12.2019).

9. Филипова И.А. Правовое регулирование искусственного интеллекта: регулирование в России, иностранные исследования и практика // Государство и право-2018. - № 9. - С. 79-83.

10. «ГОСТ Р 43.0.7-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Гибридно-интеллектуализированное человеко-информационное взаимодействие. Общие положения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 13.12.2011 N 1242-ст) // М.: Стандартинформ, 2013.

11. Уинстон П.Г. Искусственный интеллект // Пер. с английского В.Л. Стефанюк / под ред. ДА. Поспелова. - М., 1980. - 520 с.

12. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // «Собрание законодательства РФ», 15.05.2017, N 20, ст. 2901.

13. Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.12.2016, N 49, ст. 6887.

14. Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») // «Собрание законодательства РФ», 14.10.2019, N 41, ст. 5700.

15. «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-Ф (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018) // «Собрание законодательства РФ», 24.03.1997, N 12, ст. 1383.

16. Федеральный закон от 30.12.2015 N 462-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов» // «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, N 1 (часть I), ст. 82.

17. Василин Н.Я . Беспилотные летательные аппараты // Н.Я . Василин. Минск. «Попурри», 2017. 272 с. C. 5-7. С. 98-105. ISBN: 9854389839.

18. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 13.06.2018) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.04.2010, N 14, ст. 1649.

19. Основные направления развития финансовых технологий на период 2018-2020 годы // https://cbr.ru/StaticHtml/File /36231/ON_FinTex_2017.pdf.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 83,1%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.