Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
640
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / РОБОТОТЕХНИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СУБЪЕКТ ПРАВА / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кильдиярова Р.А., Иксанов Р.А., Хужин Р.А.

В данной статье рассматриваются законопроекты, разрабатываемые в настоящее время Россией и зарубежными странами, также выделяются подходы к правовому режиму искусственного интеллекта и роботов. Определяются цели регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта, указывается, с учётом каких принципов должно осуществляться достижение поставленных целей. Выделяются направления развития регулирования искусственного интеллекта и робототехники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кильдиярова Р.А., Иксанов Р.А., Хужин Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF RELATIONS WITH THE PARTICIPATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE

This article examines the draft laws currently being developed by Russia and foreign countries, and also highlights approaches to the legal regime of artificial intelligence and robots. The goals of regulating relations in the field of artificial intelligence technologies are determined, it is indicated, taking into account what principles the achievement of the goals should be carried out. The directions of development of regulation of artificial intelligence and robotics are highlighted.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Р.А. Кильдиярова1, студент

Р.А. Иксанов1, старший преподаватель

Р.А. Хужин2, канд. пед. наук, доцент

башкирский государственный аграрный университет

2Башкирский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации

(Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-4-24-29

Аннотация. В данной статье рассматриваются законопроекты, разрабатываемые в настоящее время Россией и зарубежными странами, также выделяются подходы к правовому режиму искусственного интеллекта и роботов. Определяются цели регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта, указывается, с учётом каких принципов должно осуществляться достижение поставленных целей. Выделяются направления развития регулирования искусственного интеллекта и робототехники.

Ключевые слова: правовое регулирование, искусственный интеллект, робототехника, законодательство, субъект права, правовой режим.

Появление технологий в сфере искусственного интеллекта уже не является фантастикой, это реальность, которая вынуждает нас пересмотреть аспекты правовой и законодательной сфер жизни общества. Развитие технологий искусственного интеллекта и робототехники ставит вопрос о необходимом принятии законодательных актов в данной сфере. Комплексного регулирования отношений с участием искусственного интеллекта пока нет ни в одной стране мира. В то же время ведутся поиски путей безопасного внедрения искусственного интеллекта в современную жизнь общества.

Международное правовое регулирование отношений с участием искусственного интеллекта.

В зарубежных странах мира уже существует первичное правовое регулирование искусственного интеллекта и робототехники. Большинство законодательных актов приняты в последние годы. Рассмотрим как в зарубежных странах регулируются отношения с участием искусственного интеллекта.

Европейский союз. В феврале 2020 года Еврокомиссия представила документ, излагающий политику Европы по отношению к искусственному интеллекту (ИИ),

цель которой - обеспечение безопасного развития данных технологий с соблюдением гражданских прав. Данный документ дополняет ранее выпущенные законодательные акты в области искусственного интеллекта. В 2018 году в ЕС была представлена стратегия развития искусственного интеллекта и позже - основанный на ней план действий, рассчитанный на срок до 2027 года [1].

Политики, представленные в феврале 2020-го, дополняют предыдущие инициативы. Основной акцент в них сделан на развитии экосистемы искусственного интеллекта в ЕС, объединении усилий стран-членов ЕС и разработке необходимых для этого законодательных изменений.

Документ сфокусирован на двух направлениях:

- Разработка нормативных документов, которые усилили бы развитие искусственного интеллекта на европейском, национальном и локальном уровнях. У бизнеса совместно с государством должна быть возможность мобилизовать свои ресурсы, чтобы создать «экосистему передового опыта», включая полную производственную цепочку - от начала исследований и разработки до внедрения решений на базе

искусственного интеллекта, в том числе в сегменте среднего и малого бизнеса;

- Разработка регуляторной базы, которая создала бы уникальную «экосистему доверия». Регуляторная база в этом случае будет направлена на обеспечение соблюдения прав при использовании систем искусственного интеллекта.

Еврокомиссия придерживается подхода, ориентированного в первую очередь на человека, что подчеркивается в документе [1].

Соединённые Штаты Америки. В

2009 году была разработана Дорожная карта развития робототехники («Roadmap for US Robotics», последнее обновление датировано ноябрём 2016 г.). В 10 главе рассматриваются правовые вопросы. Авторы документа указывают на некоторые сферы, требующие законодательного регулирования. Это такие сферы, как защита персональных данных, страхование, ответственность и безопасность.

Artificial Intelligence Research, Development Regulation - это рекомендации, которые разработал Институт электротехники и электроники (IEEE) Соединённых Штатов с целью обеспечения гарантии того, что искусственный интеллект отвечает интересам общества. В документе обращается внимание на важность принятия законов в сфере искусственного интеллекта [2].

В настоящее время принимаются нормативные акты на уровне штатов. 28 сентября 2018 года вступил в силу Закон Сената N 1001 (штат Калифорния), признающий незаконным использование ботов для взаимодействия с другими лицами на территории Штата в целях введения другого человека в заблуждение по поводу искусственной личности бота, обмана, относительно содержания сообщения (например, для стимулирования продаж услуг и товаров, влияния на голосование на выборах, и в других целях). С этой целью в Законе даётся определение нескольким терминам. Слово «бот» означает действующую учётную запись, действия которой осуществляются без участия человека.

Если информация об использовании бота раскрывается лицами надлежащим образом, они не несут ответственности по данной статье. Раскрытие информации, которое требуется данной статьей, должно быть понятным и чётко сформулированным. Оно должно быть направлено на информирование людей, с которыми взаимодействует или общается бот, о том, что они взаимодействуют не с живым человеком, а с ботом [2].

Авторы научной статьи «Теория правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации» (Департамент правового регулирования экономической деятельности совместно с Центром исследований и экспертиз Финансового университета РФ), изучив законодательные акты зарубежных стран, выделяют следующие подходы к правовому режиму искусственного интеллекта и роботов:

- status quo: искусственный интеллект и роботы рассматриваются в качестве объектов права;

- робот как юридическое лицо;

- робот как человек - к искусственному интеллекту и роботам применяются нормы о физических лицах как субъектах права;

- робот как электронное лицо (агент).

Рассмотрим данные подходы.

1) Status Quo»: искусственный интеллект и роботы как объекты права (Индия, США, Эстония, Китай, Южная Корея, ОАЭ, Сингапур, Великобритания, Канада, Новая Зеландия):

- К искусственному интеллекту и роботам применяются известные правовые нормы;

- К системам искусственного интеллекта и роботов применяются нормы права интеллектуальной собственности и информационного права;

- К физической составляющей применяются нормы вещного права, нормы об имуществе и др.

2) Подход «робот как юридическое лицо» (возможность внедрения такого подхода рассматривалась в Эстонии):

При таком подходе робот представляет собой искусственно созданный субъект права. Такой субъект создается в юриди-

ческих целях. Реальными субъектами правоотношений в юридическом лице остаются единственно возможные носители правосубъектности — физические лица.

3) Подход «робот как человек» (Япония, Саудовская Аравия):

К искусственному интеллекту и роботам применяются нормы о физических лицах как субъектах права.

4) Подход «робот как электронное лицо (агент)» (ЕС, Германия, Франция):

Новая юридическая конструкция, которая предполагает ограниченную правосубъектность нового вида для искусственного интеллекта и роботов.

Направления развития регулирования искусственного интеллекта и робототехники разделены на четыре уровня.

Первый уровень - разработка государственной программы развития технологий искусственного интеллекта и робототехники. В России данное направление уже реализовано (Национальная стратегия «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»).

Второй уровень - формирование законодательных основ путем выработки концепции правового регулирования. Концепция должна предусматривать термины, этапы развития законодательства в данной сфере, правовые механизмы, которые будут использоваться для реализации данных этапов, список ответственных органов государственной власти.

Третий уровень - внесение изменений в уже существующие законодательные акты. На основе разработанной концепции правового регулирования должны быть разработаны акты, которые направлены:

- на установление правовой сущности и места роботов в структуре правоотношений, осуществление их классификации;

- внесение изменений в отраслевое законодательство, предусматривающее возможность осуществления деятельности с помощью искусственного интеллекта (например, транспортное, медицинское, налоговое законодательство, законодательство о науке и образовании, об интеллектуальной собственности, процессуальное законодательство, обновление нормативных правовых актов, регулирующих

деятельность правоохранительных органов, в целях обеспечения и защиты законных прав и интересов личности, в том числе права на конфиденциальность и др.).

Четвертый уровень - внесение изменений в подзаконные акты [3].

Отечественное регулирование отношений с участием искусственного интеллекта.

В российском законодательстве в настоящее время нет специальных норм, регулирующих отношения с участием искусственного интеллекта и роботов. Немногочисленные упоминания о данных объектах можно найти в ГОСТ 34.003-90, где вводятся понятия «автоматизированная система» и «информационная технология», Приказе Министерства труда России от 29.10.2015 N 799 «Об утверждении профессионального стандарта «Оператор демонтажных роботов для работ в высоких радиационных полях», где используется термин «робот», ГОСТ Р ИСО 8373-2014 «Роботы и робототехнические устройства. Термины и определения», а также в статьях 8, 32, 36, 37 и др. Воздушного кодекса РФ, где содержатся нормы о сертификации, регистрации, государственном учёте и особенностях эксплуатации таких объектов как «беспилотное воздушное судно» и «беспилотная воздушная система». Упоминания об искусственном интеллекте встречаются также в правовых документах программного значения. В программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 года, технология искусственного интеллекта обозначена как одна из приоритетных технологий для решения вопросов обработки данных, распознавания объектов и интеллектуального поиска.

В декабре 2016 года юридическая фирма Dentons по заказу компании Grishin Robotics разработала концепцию первого российского законопроекта о робототехнике (авторы законопроекта В.В. Архипов и В.Б. Наумов). Данный законопроект представлял собой поправки в Гражданский кодекс РФ, дополняющие Подраздел 2 «Лица» новой Главой 5.1 «Роботы-агенты». Концепция предусматривала по-

явление в российском гражданском праве нового субъекта - робота-агента, который представлял собой робота для участия в гражданском обороте. В соответствии со статьей 127.1 данного законопроекта «робот-агент имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности. В случаях, установленных законом, робот-агент может выступать в качестве участника гражданского процесса». Законопроект не был принят в Госдуме РФ, однако явился индикатором того, что работа в области формирования правового регулирования отношений с участием роботов в настоящее время обретает исключительную актуальность [4].

19 августа 2020 года Правительство РФ утвердило Концепцию развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 года [5]. Это первый документ в России, который формирует основы нормативного регулирования искусственного интеллекта и робототехники.

Цель регулирования отношений в сфере искусственного интеллекта и робототехники - создание систем искусственного интеллекта и робототехники в безопасном исполнении, которое будет способствовать достижению высоких темпов экономического роста, увеличению благосостояния и качества жизни граждан, обеспечению национальной безопасности и правопорядка, достижению устойчивой конкурентоспособности российской экономики, в том числе лидирующих позиций в мире в области искусственного интеллекта.

Достижение указанных целей должно осуществляться с учётом следующих принципов: стимулирование развития технологий ИИ и робототехники регулятор-ными средствами как основной вектор развития регулирования в обозначенный временный период («стимулирование как основа регулирования»); регуляторное воздействие, основанное на риск-ориентированном, междисциплинарном подходе и предусматривающее принятие ограничительных норм в случае, если

применение технологий ИИ и робототехники несет объективно высокий риск причинения вреда участникам общественных отношений, правам человека и интересам общества и государства; расширение применения инструментов со-регулирования и саморегулирования, формирование кодексов (сводов) этических правил разработки, внедрения и применения технологий ИИ и робототехники; человеко-

ориентированный подход, предусматривающий, что конечной целью развития технологий ИИ и робототехники, направляемого посредством регуляторного воздействия, является обеспечение защиты гарантированных российским и международным законодательством прав и свобод человека и повышение благосостояния и качества жизни граждан [6].

С 1 июля 2020 года в Москве вводится экспериментальный режим для тестирования систем ИИ [7]. Теперь упрощаются условия для запуска бизнес-проектов с участием искусственного интеллекта.

Соответствующий закон публикует «Российская газета». Под понятие технологий искусственного интеллекта, по словам экспертов, подпадают в том числе компьютерное зрение, обработка естественного языка, распознавание и синтез речи.

По словам председателя правления Ассоциации юристов России Владимира Груздева, сегодня при внедрении новых технологий компании и стартапы зачастую сталкиваются с массой правовых проблем.

Как подчеркнули в свое время в Госдуме, результатом эксперимента не может быть ограничение конституционных прав и свобод граждан или введение для них дополнительных обязанностей. Он проводится в целях повышения качества жизни населения, эффективности государственного и муниципального управления, повышения эффективности хозяйствующих субъектов.

В ходе эксперимента будут накапливаться массивные объемы данных. Информация о повседневной жизни граждан будет собираться из разнообразных источников: как у участников такого эксперимента (операторов связи, банков, крупных

^-сервисов, предприятий торговли и сфе- ственного интеллекта, в каких сферах эко-ры услуг), так и с использованием госу- номики и общественных отношений необ-дарственных информационных систем. ходимо его внедрить. По результатам экс-Необходимо четко регламентировать, как перимента будет принято решение о даль-защитить в этих условиях права граждани- нейшем внесении изменений в действую-на на неприкосновенность частной жизни. щее законодательство [7]. Все это должно быть прописано в следу- Таким образом, в настоящее время пе-

ющих нормативно-правовых актах, уже ред зарубежными странами и Россией сто-более детально регулирующих примене- ит важная задача разработки новой сферы ние экспериментального правового режи- законодательства с учётом безопасности и ма. обеспечения прав и свобод граждан, а

Задача данного эксперимента - прове- также регулирования защиты персональ-рить, как работают технологии искус- ных данных.

Библиографический список

1. Евросоюз строит экосистему для развития искусственного интеллекта. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iksmedia.ru/news/5647255-Evrosoyuz-stroit-ekosistemu-dlya.html (дата обращения 07.05.2021)

2. Теория правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации: Монография / Г.Ф. Ручкина, М.В. Демченко, А.В. Попова [и др.]; под ред. Г.Ф. Ручкиной. - М.: Прометей, 2020. - 296 с.

3. Искусственный интеллект, роботы и объекты робототехники: к вопросу о теории правового регулирования в Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://шfac.ru/?p=3059 (дата обращения 07.05.2021)

4. Данилов И.Б. Основные подходы к правовому регулированию отношений с участием роботов // Юридические исследования. - 2019. - №6. - С. 7-15.

5. Распоряжение Правительства РФ от 19 августа 2020 года № 2129-р Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74460628/ (дата обращения 10.05.2021)

6. В России отрегулируют отношения человека с роботами и ИИ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cnews.ru/artides/2021-02-08_v_rossii_otreguliruyut_otnosheniya (дата обращения 10.05.2021)

7. «РГ» публикует закон о тестировании систем искусственного интеллекта. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/amp/2020/04/27/reg-cfo/rg-publikuet-zakon-o-testirovanii-sistem-iskusstvennogo-intellekta.html (дата обращения 10.05.2021)

LEGAL REGULATION OF RELATIONS WITH THE PARTICIPATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE

R.A. Kildiyarova1, Student R.A. Iksanov1, Senior Lecturer

R.A. Khuzhin2, Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences 1Bashkir State Agrarian University

2Bashkir Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation (Russia, Ufa)

Abstract. This article examines the draft laws currently being developed by Russia and foreign countries, and also highlights approaches to the legal regime of artificial intelligence and robots. The goals of regulating relations in the field of artificial intelligence technologies are determined, it is indicated, taking into account what principles the achievement of the goals should be carried out. The directions of development of regulation of artificial intelligence and robotics are highlighted.

Keywords: legal regulation, artificial intelligence, robotics, legislation, subject of law, legal regime.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.