ИРИНА ВИКТОРОВНА МИННИКЕС
Институт правовых исследований
Байкальского государственного университета
664003, Российская Федерация, Иркутск, ул. Ленина, д. 11
E-mail: [email protected]
SPIN-код: 6729-1412
Orcid 0000-0002-2550-8949
Researcher ID: E-6361-2017
НАТИГ МУХТАР-ОГЛЫ САЛАМОВ
Государственная служба по вопросам имущества при Министерстве экономики Республики Азербайджан
AZ5500, Республика Азербайджан, Шеки, пр. Гейдара Алиева, д. 9 А Азербайджанский государственный педагогический университет, AZ5500, Республика Азербайджан, Шеки, ул. М. Расулзаде, д. 305 E-mail: [email protected] ORCID0000-0001-7284-5019 Researcher ID: N-1331-2018
DOI: 10.35427/2073-4522-2022-17-1-minnikes-salamov
ИСТОЧНИКИ ПРАВА ХАНСТВ СЕВЕРНОГО АЗЕРБАЙДЖАНА В ПЕРИОД ПРИСОЕДИНЕНИЯ К РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XIX в.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о соотношении местного национального права ханств Северного Азербайджана и российского имперского права в период присоединения ханств к Российской империи в начале XIX в. Основное внимание уделено эволюции юридических форм (источников) местного и общероссийского права. Установлено, что в первом десятилетии XIX в. политика столичных властей не предполагала кардинальной смены местных правовых установлений. Этому способствовало официальное признание ислама одной из официальных религий и сохранение института местных правителей-ханов на территории Северного Азербайджана. В то же время процесс включения ханств в состав Российской империи неизбежно сказался на состоянии местного права. Наибольшее влияние на население ханств имели религиозные тексты. До присоединения к империи они регулировали разнородные общественные отношения — от семейных до государственных и уголовных. Внедрение имперского законодательства в право национальных окраин повлекло за собой сокращение сферы применения ислама за счет ограничения судебных полномочий духовенства прежде всего в уголовных делах. Регулирование уголовных и уголовно-процессуальных вопросов было передано имперским нормативным правовым актам. Кроме
того, решение даже тех вопросов, которые оставили за религиозными источниками права, например семейных, иногда брали на себя светские власти путем издания соответствующих нормативных актов. Другой источник национального права — местные обычаи (адаты) сохранили свое влияние в сфере земельных и частично гражданских отношений, но лишь в той мере, в которой эти вопросы не представляли интереса для государства. Заметно выросло в начале XIX в. влияние нормативного правового акта. В статье выделено три вида данных источников — местные акты, издаваемые ханами, столичное (имперское) законодательство и акты, изданные главнокомандующими на Кавказе для разрешения местных вопросов. Последние должны получать высочайшее одобрение императора. Кроме того, рассматривается влияние на жизнь ханств таких источников права, как нормативные договоры, которыми было оформлено присоединение нескольких ханств Северного Азербайджана к империи и судебная практика. По итогам исследования установлено, что право ханств Северного Азербайджана в начале XIX в. объединяло множество разнородных элементов, как национальных (религиозные тексты), так и имперских (нормативные акты императора), новые источники национального и имперского масштабов (ханские и имперские нормативные акты) действовали наряду с традиционными (адатами).
Ключевые слова: история государства и права, империя, Российская империя, источники права, законодательство XIX в., история права Азербайджана, присоединение ханств Азербайджана к империи
IRINA V. MINNIKES
Institute of Legal Research of Baikal State University 11 Lenin str., Irkutsk, 664003 Russian Federation E-mail: [email protected] SPIN-code: 6729-1412 Orcid 0000-0002-2550-8949 Researcher ID: E-6361-2017
NATIG M. SALAMOV
State Property Management Service under the Ministry of Economy of the Republic of Azerbaijan
9A Heydar Aliyev Avenue, Sheki City, AZ5500, Republic of Azerbaijan,
Azerbaijan State Pedagogical University,
305, M. Rasulzadeh st., Sheki, AZ5500, Republic of Azerbaijan
E-mail: [email protected]
ORCID0000-0001-7284-5019
Researcher ID: N-1331-2018
SOURCES OF THE LAW OF THE KHANATES OF NORTHERN AZERBAIJAN DURING THE PERIOD OF ACCESSION TO THE RUSSIAN EMPIRE IN THE EARLY XIX CENTURY
Abstract. The article deals with the question of the correlation of the local national law of the khanates of Northern Azerbaijan and the Russian imperial law during the accession of the khanates to the Russian Empire in the early XIX century. The main attention is paid to the evolution of legal forms (sources) of local and all-Russian law. It is established that in the first decade of the XIX century, the policy of the metropolitan authorities did not imply a radical change of local legal institutions. This was facilitated by the official recognition of Islam as one of the official religions and the preservation of the institution of local rulers-khans on the territory of Northern Azerbaijan. At the same time, the process of incorporation of the khanates into the Russian Empire inevitably affected the state of local law. Religious texts had the greatest influence on the population of the khanates. They regulated diverse social relations — from family to state and criminal before joining the empire. The introduction of imperial legislation into the law of the national suburbs led to a reduction in the scope of application of Islam, primarily by limiting the judicial powers of the clergy, primarily in criminal cases. The regulation of criminal and criminal procedure issues was transferred to the imperial normative legal acts. In addition, even those issues that were left to religious sources of law, for example, family ones, were sometimes taken over by the secular authorities by issuing appropriate legal acts. Another source of national law is local customs (adats) they retained their influence in the sphere of land and partly civil relations, but only to the extent that these issues were not of interest to the state. The influence of the normative legal act grew noticeably at the beginning of the XIX century. The article identifies three types of these sources — local acts issued by the Khans, capital (imperial) legislation and acts issued by the Commanders-in-Chief in the Caucasus to resolve local issues. The latter must receive the highest approval of the emperor. In addition, the influence on the life of the khanates of such sources of law as normative treaties, which formalized the accession of several khanates of Northern Azerbaijan to the empire and judicial practice, is considered. According to the results of the study, it was found that the law of the khanates of Northern Azerbaijan at the beginning of the XIX century united many heterogeneous elements, both national (religious texts) and imperial (normative acts of the emperor), new sources of national and imperial scale (khan and imperial legal acts) acted along with traditional (adats).
Keywords: history of state and law, empire, Russian Empire, sources of law, legislation of the XIX century, history of law of Azerbaijan, accession of the khanates of Azerbaijan to the Empire
1. Введение
Империя представляет собой сложнейшую форму государственного устройства. Она объединяет не только государственно-властные структуры, но и право.
Вопрос о том, каким образом и на каких условиях национальные территории вошли в состав Российской империи, поднимался неоднократно. Предлагались варианты автономии, колонии, протектората1. Представляется, что применительно к статусу ханств Северного Азербайджана (Кубинского (Дербентского), Бакинского, Талышско-го, Ширванского (Шемахинского), Шекинского, Эриванского, Карабахского и Гянджинского) автономия — самое близкое понятие для обозначения отношений Российской империи и данных территорий на начало XIX в.2
В контексте присоединения ханств Северного Азербайджана к империи представляет интерес не только процесс преобразования государственного аппарата и местного эшелона власти, но и то, как в правовой практике присоединенных территорий решался вопрос о сосуществовании местных норм и новоприобретенного российского имперского права, о «разнообразии стратегий по удержанию народов в орбите имперского влияния»3.
Целью данного исследования является построение системы источников права, действовавшего на территории ханств Северного Азербайджана в начале XIX столетия, разрешение вопроса о том, насколько
1 См.: Величко В.Л. Полное собрание публицистических сочинений В.Л. Величко: В 2 т. Т. 1. Кавказ. Русское дело и междуплеменные вопросы. СПб., 1904. С. 16; Вернадский В.И. Задачи науки в связи с государственной политикой в России // Научная мысль Кавказа. 1995. № 1. С. 8; История Азербайджана: В 3 т. Баку, 1960. Т. 2. От присоединения Азербайджана до февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. С. 7; Колониальная политика российского царизма в Азербайджане в 20-60-х гг. XIX в.: В 2 ч. М.; Л., 1936. С. 24; Кузнецов О.Ю. Накануне Гюлистанского мира. Ханства Северного Азербайджана в начале XIX века. [Электронный ресурс]. URL: http://irs-az.com/new/pdf/201405/1399901132488193144. pdf (дата обращения: 06.05.2017); РамазановА.Х. Двоевластие в Дагестане в 1-й половине XIX в. (основные направления развития государственности) // Вестник ДГУ. Экономика. Право. Философия. 1999. Вып. 2. С. 185; Халифаева А.К. Государственные и правовые институты в Дагестане в XIX веке: основные тенденции и изменения: Дисс. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2004. С. 38; ХашаевХ.М. Общественный строй Дагестана в XIX в. М., 1961. С. 37; Храмов А.В. Развитие системы территориального управления Российской империи в XIX веке: Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2012. С. 87 и др.
2 См.: Саламов Н.М. К вопросу о статусе ханств окраин в составе Российской империи: на примере северных ханств Азербайджана // XIII Международная научно-практическая конференция (Кутафинские чтения): Материалы конференции: В 3 ч. М., 2018. Ч. 1. C. 164-172.
3 Избасарова Г.Б. Казахская степь оренбургского ведомства как объект реформ: опыт Российской империи по управлению окраиной: 1731 — середина XIX века: Автореф. дисс. ... докт. ист. наук. М., 2018. С. 4.
российское имперское право изменило существовавшую до присоединения правовую систему, прежде всего с точки зрения форм права.
Методология исследования основана на цивилизационном подходе, акцентировав внимание на процессе перехода от обычая и религиозных предписаний к позитивному праву; общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция), вкупе с формально-юридическим методом и методом толкования юридических норм, позволили раскрыть и корректно оценить содержание эмпирического и нормативно-правового материала.
Основные хронологические рамки исследования охватывают начало XIX в., в основном, первое десятилетие, но нельзя забывать, что присоединение разных территорий — длящийся во времени процесс, поэтому в случае необходимости диахронного сравнения возможно обращение к фактам, датированным концом XVIII в. и вторым десятилетием XIX в.
Территориальные границы исследования включают ханства Кубинское (Дербентское), Бакинское, Талышское, Ширванское (Ше-махинское), Шекинское, Эриванское, Карабахское, Нахичеванское и Гянджинское, которые вошли в состав Российской империи в начале XIX в.
2. Правовые основания присоединения ханств Северного Азербайджана и политика империи в отношении национального права
Присоединение большинства ханств Северного Азербайджана (за исключением Бакинского и Гянджинского, которые были захвачены) было юридически оформлено посредством специальных актов, чаще всего именуемых пунктами или грамотами, например, «Просительные пункты и клятвенное обещание при вступлении в подданство России» заключенные между Россией и Шекинским, Карабахским и Шемахинским (Ширванским) ханствами4 1805 г.; Высочайшая грамота подданным Дербентского владельца Шейх-Али хана «О принятии их в Высочайшее благоволение и покровительство» 1799 г.5
4 Под стягом России. Сборник архивных документов. М., 1992. С. 262, 275, 279, 294.
5 Высочайшая грамота подданным Дербентского владельца Шейх Али хана «О принятии их в Высочайшее благоволение и покровительство» // Полное собрание законов Российской империи (далее — ПСЗРИ) с 1649 г. Собр. 1. Т. XXV. СПб., 1830. № 19108.
Однако эти документы не требовали полной ассимиляции местного населения и ликвидации национального права.
Так, подписанные 14 мая 1805 г. в Курекчае «Просительные пункты и клятвенное обещание Ибрагим хана Шушинского и Карабахского при вступлении в подданство России» от имени императора обещали признавать население ханства как своих верноподданных, хана и его наследников «сохранять в ханском достоинстве», оставив за ними «власть, со внутренним управлением сопряженную, суд и расправу»6. Таким образом, данный документ не требовал мгновенного перехода от национального к общеимперскому управлению, а сохранение юрисдикции хана означало одновременно и сохранение национального права. Именно наследственный институт ханства А.П. Ермолов7 рассматривал как самое существенное препятствие для распространения российских законов8.
Единовременного высочайшего решения о распространении действия силы российского законодательства в Закавказье не было.
Отказ властей от кардинального и полномасштабного распространения российского законодательства на эту окраину объяснялся как причинами социальными — отсутствием должной социальной и экономической базы, так и религиозно-политическими, прежде всего опасностью бунтов.
Однако и считать, что право ханств абсолютно не изменилось в результате их присоединения к Российской империи, было бы неверно.
Состояние правовой системы ханств Северного Азербайджана в начале XIX в. представляет собой многоцветную палитру, в которой смешались несколько разнородных элементов, как сложившихся веками, так и привнесенных в связи с внедрением в состав империи. В ней национальные элементы (такие, как религиозные тексты) соседствовали со столичными узаконениями (указами императора), новые источники национального и имперского масштабов (ханские и имперские нормативные акты) действовали наряду с исконными (адатами).
Сложившуюся в процессе присоединения окраин к империи ситуацию Б.Э. Нольде очень точно описал как «самоуправление на основании собственного права», правда, оговорившись, что «само-
6 Архив внешней политики Российской Федерации. Ф. Главный архив. 1—10. Оп. 9. 1804. Д. 1. Л. 15-21.
7 Главнокомандующий на Кавказе в 1816-1827 гг.
8 См.: Всеподданнейший рапорт главнокомандующего на Кавказе Ермолова // Акты, собранные Кавказскою Археографическою коммиссиею (далее — АСКАК): В 12 т. Тифлис, 1874. Т. 6. Ч. 1. № 1264.
управление может жить своим правом, но это право существует, пока государство его не отменило»9.
3. Религиозные тексты как источник права
Регулирование общественных отношений в ханствах Азербайджана основывалось на исламе. Идея единства религии и государства10, соединение светской и религиозной сфер, отождествление морали и права привели к тому, что «ислам заполнил собой все поры мусульманского общества, определил даже характер экономических отношений и формы политической администрации, социальную структуру, культуру и быт мусульман»11.
Ислам был признан одной из официальных религий Российской империи 17 июня 1773 г. указом «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении Архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя все сие светским начальникам». В нем императрица объявила, что, следуя примеру Бога, который «терпит все веры, языки и испове-дания»12, будет поступать так же. Другими словами, столица декларировала неприкосновенность религиозных устоев национальных окраин.
Применительно к ханствам также первоначально утверждалось, что «в благоучрежденном Российском правлении всякое исповедание вер терпимо и свободно»13.
Практически любая сфера жизни в ханствах — от семейных до уголовных и административных вопросов — так или иначе зависела от религиозных предписаний. Но степень влияния и возможность восполнения иными источниками права разнились.
Самую весомую роль ислам играл в таких сферах, как семейные и наследственные отношения. В наставлениях главнокомандующего
9 Нольде Б.Э. Очерки русскаго государственнаго права. СПб., 1911. С. 272, 277.
10 См.: ФаизовГ.Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и При-уралье. Уфа, 1995. С. 3-22.
11 Гилязутдинова Р.Х. Природа мусульманского права: Дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2001. С. 120.
12 О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении Архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя все сие светским начальствам // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. XIX. СПб., 1830. № 13996.
13 Письмо Шекинского хана главноуправляющему Грузией графу Гудовичу // АСКАК. Т. 3. Тифлис, 1869. № 494.
на Кавказе было признано, что «кадий решает дела, принадлежащие до разбирательства, по священным законам...»14. В своем рапорте граф Паскевич, сообщал, что в бывшем ханстве Талышинском дела уголовные представляются на рассмотрение главного начальства, а гражданские решаются по местным правилам и обычаям15.
Но поддерживаемая Александром I идея создания в рамках империи «единой христианской нации»16 внесла существенные коррективы в религиозную политику столичных властей.
Внимательное изучение фактов позволяет заметить, что эта политика проявила себя еще до присоединения ханств к России. В частности, в начале столетия император дал разрешение римско-католическим миссионерам проповедовать и обращать в христианскую веру сопредельных Грузии магометан17, а чуть позже эта функция была открыто возложена на православную церковь и поддержана вполне «мирскими» аргументами, например дарованием льгот.
Присоединение ханств означало внедрение православия на официальном уровне. Так, в 1815 г. Н.Ф. Ртищев18 просил князя А.Н. Голицына19 исходатайствовать перед государем об учреждении в Баку и Елизаветполе Греко-Российских церквей 20, и требовал от Шекин-ского хана воздерживаться даже от малейшего вмешательства в дела христианского духовенства21.
Несмотря на то что имперское право в некоторых аспектах пыталось потеснить с пьедестала исламские нормы, существенно изменить ситуацию все же не могло. Имперские власти отдавали себе отчет в том, что резкие и масштабные изменения национального права, целиком пропитанного исламом, будут слишком поспешной мерой, тем
14 Наставление главной священной особе Кубинской провинции, от 8 марта 1824 года // АСКАК. Т. 6. Ч. 2. Тифлис, 1874. № 252.
15 Всеподданнейший раппорт гр. Паскевича, от 24 апреля 1830 // АСКАК. Т. 7. Тифлис, 1878. № 47.
16 Трактат братского христианского союза // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. XXXIII. СПб., 1830. № 25943.
17 Всеподданнейший рапорт князя Цицианова, от 12 июня 1803 г. // АСКАК. Т. 2. Тифлис, 1868. № 549.
18 Главнокомандующий на Кавказе в 1812-1816 гг.
19 Обер-прокурор Синода в 1803-1817 гг., позже возглавил Министерство духовных дел и народного просвещения.
20 Отношение ген. Ртищева кн. Голицыну, от 21 ноября 1815 г. // АСКАК. Т. 5. Тифлис, 1873. № 504.
21 См.: Письмо Н.Ф. Ртищева Исмаил хану, от 23 мая 1816 г. // АСКАК. Т. 5. № 672.
более что попытки такого рода действий уже предпринимались и ни к чему хорошему не привели. Известно, что распространение российского законодательства на эту окраину было одной из причин бунта, совершившегося в Кахетии в 1812 г.22
Поэтому правительство действовало поэтапно, причем сразу в нескольких направлениях, начиная от постепенной «христианизации» окраин и до «точечных» коррекций религиозных предписаний.
Например, Александром I в 1804 г. был издан указ, в соответствии с которым после смерти бездетного мусульманина четвертая часть его имущества должна быть разделена поровну между всеми его женами23.
Следовательно, император, с одной стороны, по умолчанию признавал факт полигинии на территории ханств, но с другой — внедрял в местное право институт «прожитка», причем в том размере, который был предусмотрен в имперском законодательстве.
Еще более иллюстративен другой пример: А.П. Ермолов, отвечая на прошение жены бывшего хана Карабахского разрешить брак между ее сыном и бывшей женой покойного Шекинского хана, указал, что «законы, простирающиеся на все народы всех сословий и вероисповеданий, под Российскою державою покоящихся, не позволяют совершать браки без согласия на то самой невесты и ее родителей. Будучи сохранять святость законов, не могу разрешить бракосочетание впредь, пока не получу согласие с обеих сторон»24. Поскольку согласие невесты требовалось только в российском праве, Главнокомандующий фактически объявил о неприменении норм ислама и отсылал к российским законам.
Наступление на ислам косвенно воплотилось и в реорганизации статуса мусульманских мулл.
В 1805 г. император подписал «Штат и правила для Магометанского духовенства Елизаветпольского округа». Согласно этому акту ахунды и муллы должны получать жалование от начальника округа. Ахунд обязывался контролировать деятельность мулл, назначать их только с последующим утверждением начальником округа, проповедовать верность императору. Но самое важное то, что были ограниче-
22 См.: Донесение Бодбисхлевских жителей моураву Сигнахского уезда кн. Иосифу Андроникову от 6 марта 1812 г. // АСКАК. Т. 5. № 90; Донесение Праси-анских жителей, от 7 марта 1812 г. // АСКАК. Т. 5. № 91.
23 Сенатский Указ по высочайше утвержденному докладу 1804 декабря 20 «О выделе женам частей из имения умерших мужей их магометанского закона» // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. XXVIII. СПб., 1830. № 21634.
24 Письмо ген. Ермолова Хейр-Ниса-Бегюм, от 11 сентября 1822 г. // АСКАК. Т. 6. Ч. 1. № 1291.
ны судебные полномочия духовенства: семейные споры остались в их компетенции, а вот общеуголовные (драки, ссоры, воровство, грабеж и убийства) были изъяты из их ведения. При этом мулла мог рассматривать только те споры, с которыми к ним обратились сами стороны. Однако в отношении большинства населения ханств Северного Азербайджана аналогичные меры были приняты только после ликвидации ханств, в 20-е гг. XIX в.
4. Адаты как источник права
Еще одним регулятором общественных отношений в ханствах были адаты (обычаи), представлявшие собой самый древний источник права.
В некоторых случаях адат восполнял предписания шариата. Шариат даже ставил в обязанность казию требовать при решении дел сведений об обычаях страны25.
Значительное место занимали адаты в сфере земельных отношений. Причина данной ситуации вполне понятна — в селах сохранялся традиционный жизненный уклад.
Поэтому споры, возникавшие вокруг права пользования земельным наделом, и иски о земле независимо от того, кем и где они рассматривались — в деревне на сельском сходе, либо судьями, решались на основе норм обычного права.
Адатами регулировались и иные имущественные и обязательственные отношения, однако некоторые институты, например институт собственности, а также договоры хозяйственного характера, представляли интерес для государства, поэтому из сферы адатов перешли в круг предметов административно-правового регулирования и, соответственно, регламентировались с помощью норм, содержащихся в нормативных правовых актах.
5. Нормативные правовые акты как источники права ханств Северного Азербайджана
Укрепление государственности, оформление института правителей-ханов в XVII в. не могло не сказаться на состоянии права национальных территорий.
25 См.: Записка Барона Торнау и профессора Казим Бека «Об устройстве судебного быта мусульман» // Архив канцелярии Наместника. Дело судебного департамента 1860 г. № 82. Ч. 1. Связка 3170.
К традиционным источникам права постепенно добавились писаные источники, прежде всего ханское законодательство.
Несмотря на то что С.М. Броневский считал, что «магометанские духовные законы суть выписки из Алкорана»26, ханские акты активно воздействовали на население окраин. Так, советский историк, востоковед И.П. Петрушевский сообщает о наличии «серии официальных документов — указов ханов Кубы и Дербента»27, сетуя на то, что «другие указы кубинских ханов. как и указы и жалованные грамоты других азербайджанских ханов — карабагских, шекинских, ширванских и талышских, .разрознены по разным фондам исторического архива Аз. ЦАУ и в рукописном отделении Музея Грузии. Лишь часть из них сохранилась в персидских подлинниках, часть же лишь в русских казенных переводах»28.
Более того, в Шекинском ханстве действовал целый свод законов Мамед-Хасан хана29 под названием Дастур-ул-амаль.
Таким образом, ханское законодательство сформировало новый источник права, который более всего сходен по форме и содержанию с нормативным правовым актом и представлял собой элемент местного национального права.
Присоединение ханств к Российской империи не могло не сказаться на характере нормативно-правовых форм регулирования национальных отношений.
И если первоначально столичные власти декларировали свое желание «оставить в силе прежние правила регламентирования и по времени ввести нужный порядок и законы»30, хотя некоторые акты и не вписывались в эту стратегию (например, в 1807 г. предписано штрафовать отныне по российским законам31), то со временем столица активизировала свою деятельность в прямо противоположном направлении.
26 Новейшие географическия и историческия известия о Кавказе, собранныя и пополненныя С. Броневским: В 2 ч. М., 1823. Ч. 1. С. 41.
27 Проблемы источниковедения / Под ред. В.Д. Грехова, С.Н. Валка. М., 1940. С. 36.
28 Там же. С. 42.
29 См.: Письмо ген. Ермолова гр. Гурьеву от 22 января 1822 г. // АСКАК. Т. 6. Ч. 1. № 1144.
30 Рапорт коменданта Баку Репина Филиппу Паулуччи от 14 ноября 1811 г. // АСКАК. Т. 5. № 13.
31 Отношение гр. Гудовича Общему Собранию Верховного Грузинского Правительства от 22 марта 1807 г. // АСКАК. Т. 3. Тифлис, 1869. № 14.
Объяснение этой смене политики дал А.Д. Градовский. Он указал, что единственным источником законодательной власти является власть самодержавная, императорская, а местные законы считаются точно так же истекшими от этой власти, как и всякий другой закон; поэтому «по изменившимся обстоятельствам государства эта власть вправе видоизменять содержание местных законов и даже отменить их»32.
Примером внедрения предписаний имперских нормативных актов может служить процесс отмены в ханствах смертной казни. Первоначально запрет на смертную казнь был наложен трактатами о присоединении, затем продублирован в иных актах. Так, в письме, отправленном Исмаил хану Шекинскому, Н.Ф. Ртищев указывал на «святость» трактата, запрещающего смертную казнь и увечья, «нетерпимые в кротком Российском правлении», а применившие их должны быть подвергнуты «всей строгости Российских законов»»33. В 1811 г. велено грузин, имеретин, татар и горских народов, «обличенных в измене государству, в побеге за границу и вредных сношениях с неприятелями России», судить по военным артикулам, а не по формам гражданского уголовного суда; этот порядок был подтвержден Указом Сената в 1823 г.34
В некоторых случаях нормативные правовые акты не вносили изменений в содержание норм, меняя только их внешнее воплощение. Так, законом от 1802 г. мусульманам было позволено руководствоваться нормами шариата о наследстве35.
Таким образом, сформировался целый пласт нормативных правовых актов, которые представляли собой имперское право, внедряемое на присоединенных территориях.
Но иерархия нормативных правовых актов не исчерпывалась местным и столичным уровнем. Существовал еще один вид нормативных правовых актов, который сочетал в себе черты местного и столичного права.
Важное место в нормативно-правовом регулировании на территории ханств занимали акты Главнокомандующего. По форме они пред-
32 Градовский А.Д. Начала русского государственного права: В 3 т. Т. 1: О государственном устройстве. СПб., 1875. С. 133.
33 Письмо Николая Ртищева Исмаил хану от 23 мая 1816 // АСКАК. Т. 5. № 672.
34 Рапорт А.П. Ермолова в Правительствующий сенат, от 25 мая 1820 г. // АСКАК. Т. 6. Ч. 1. № 43.
35 Сенатский Указ по высочайше утвержденному докладу 1804 декабря 20 «О выделе женам частей из имения умерших мужей их магометанского закона // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. XXVIII. № 21634.
ставляли собой Высочайше утвержденные акты36, т.е. были частью столичного, имперского права. Однако порядок их издания, содержание и ограниченные территориальные и даже национальные рамки действия позволяют говорить о наличии особой «окраинной» системы нормативных актов.
Разработка данного уровня нормативных актов проходила в управлении Главнокомандующего, а содержание диктовалось местными потребностями и ситуацией, требующей законодательных мер. Поэтому Главнокомандующий, на правах «начальника края» по вопросам своего ведения также осуществлял правовое регулирование, вплоть до принятия нормативного правового акта. Приказ или распоряжение Главнокомандующего становились полноценным законом только после санкции императора, но, как правило, изменений в содержание акта не вносилось.
Особенность данных актов состоит в том, что они не могли противоречить имперскому законодательству, а их территориальные, временные рамки, круг адресатов ограничивали пределы действия, распространяясь только на территории и население (или даже определенные слои населения) соответствующих ханств.
Таким образом, на территории ханств Северного Азербайджана существовало три уровня нормативных правовых актов — имперские, национальные (законы ханов) и смешанные, содержащие правила локального характера, которые приобретали официальный характер после утверждения в столице.
6. Иные источники права ханств Северного Азербайджана
Помимо указанных выше источников, заметную роль в правовой жизни ханств сыграли и иные источники права. Это нормативные договоры и местная судебная практика.
Самые важные изменения государственно-правового характера, прежде всего сам факт имплементации ханств в систему имперского управления, были оформлены в большинстве в виде нормативных договоров, чаще всего именуемых «Просительные пункты и клятвенное обещание при вступлении в подданство России».
36 Письмо ген. Ермолова к министру юстиции от 21 января 1819 г. // АСКАК. Т. 6. Ч. 1. № 21; Отношение Тормасова министру финансов Гурьеву от 2 августа 1810 г. // АСКАК. Т. 4. Тифлис, 1870. № 37.
Такие «Пункты.» были заключены, в частности, между Россией и Шекинским, Карабахским и Шемахинским (Ширванским) ханствами37. Данные акты строились по общему образцу: они содержали обещание ханов не признавать над собой никакой власти кроме власти императора, получив по наследству ханский престол, подтверждать этот факт императорским одобрением, клятвы ханов о верном служении «своему истинному и природному императору всероссийскому»38. Другая сторона — российский монарх — брала на себя обязательство сохранить целостность ханских владений и наследственность института, оставить за ханами «власть, со внутренним управлением сопряженную, суд и расправу» и доходы с владений, население ханств почитать как своих подданных и т.п.
По внешним показателям данные акты можно рассматривать как своеобразные нормативные договоры.
Правда, обманываться договорной формой легитимации отношений столицы и национальных террриторий не стоит. Несмотря на внешне согласительную природу данных актов, их содержание необязательно зависело от свободного волеизъявления обеих сторон договора. Условия соглашения диктовались соотношением сил и возможностей сторон, следовательно, перевес был на стороне российского императора.
Важный элемент системы источников права представляла судебная практика, сложившаяся в основном на основе шариата. Шариатский суд во главе с кази разрешал спорные дела о разделе имущества, о наследстве, браке, опеке, покупке имущества и заключении всякого рода договоров39. В юрисдикции аснафских судов находились вопросы о нарушениях цеховых уставов, споры членов цеховых организаций, жалобы покупателей и т.д.40
Правовую основу судебной практики составляли требы шариата и по гражданским спорам — еще и адаты. В случае если перед судом представал немусульманин, учитывались особенности их уклада жизни. Решения судьи отражались в ярлыке, который после приложения печатей всех членов шариата передавали оправданной стороне. По-
37 См.: Под стягом России. Сборник архивных документов. М., 1992. С. 262, 275, 279, 294.
38 Там же.
39 См.: Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе: В 2 т. Т. 1. Очерк Кавказа и народов, его заселяющих. Кн. 1. Кавказ. СПб., 1871. C. 397.
40 См.: МустафаевД.М. Северные ханства Азербайджана и Россия (конец XVIII — начало XIX в.). Баку, 1989. С. 14.
скольку более нигде решения суда не записывались, условий для распространения судебной практики и ее сохранения как части общеимперской системы источников права было немного.
7. Заключение
Подводя итоги исследования, можно заключить, что вхождение в состав Российской империи оказало влияние на местное право сразу в нескольких аспектах.
Во-первых, были обновлены и скорректированы (а в некоторых случаях даже исключены) многие нормы источников национального права (религиозных предписаний и адатов), несколько уменьшилось их влияние в правовом поле окраин.
Во-вторых, на территорию ханств Северного Азербайджана были распространены предписания имперского права, которые не имели ранее хождения на данной территории.
В-третьих, инициирован заметный рост юридических форм, ранее маловостребованных (ханское законодательство).
В-четвертых, был сформирован новый пласт права, которое можно именовать правом национальных окраин, сочетающий в себе нормы имперской и местной правовых систем.
Но несмотря на существенное реформирование, значительный ряд установлений национального права остался неизменным, в каковом состоянии и был включен в имперское право.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Величко В.Л. Полное собрание публицистических сочинений В.Л. Величко: В 2 т. Т. 1. Кавказ. Русское дело и междуплеменные вопросы. СПб.: Тип. Артели печат. дела, 1904.
Вернадский В.И. Задачи науки в связи с государственной политикой в России // Научная мысль Кавказа. 1995. № 1. С. 5-11.
Гилязутдинова Р.Х. Природа мусульманского права: Дисс. ... канд. юрид. наук. Уфа: Башкирский государственный университет, 2001.
Градовский А.Д. Начала русского государственного права: В 3 т. Т. 1. О государственном устройстве. СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1875.
Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе: В 2 т. Т. 1. Очерк Кавказа и народов, его заселяющих. Кн. 1. Кавказ. СПб.: Тип. Департамента уделов, 1871.
Избасарова Г.Б. Казахская степь оренбургского ведомства как объект реформ: опыт Российской империи по управлению окраиной: 1731 — середина XIX века: Автореф. дисс. ... докт. ист. наук. М.: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2018.
История Азербайджана: В 3 т. Т. 2. От присоединения Азербайджана до февральской буржуазно-демократической революции 1917 года / Под ред. И.А. Гусейнова, А.С. Сумбатзаде, А.Н. Гулиева, Е.А. Токаржевского. Баку: Изд-во Акад. наук АзССР, 1960.
Колониальная политика российского царизма в Азербайджане в 20-60-х гг. XIX в.: В 2 ч. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1936.
Кузнецов О.Ю. Накануне Гюлистанского мира. Ханства Северного Азербайджана в начале XIX века. [Электронный ресурс]. URL: http://irs-az.com/new/ pdf/201405/1399901132488193144.pdf (дата обращения: 06.05.2017).
Мустафаев Д.М. Северные ханства Азербайджана и Россия (конец XVIII — начало XIX в.). Баку: Элм, 1989.
Новейшие географическия и историческия известия о Кавказе, собранныя и пополненныя С. Броневским: В 2 ч. Ч. 1. М.: Тип. С. Селивановскаго, 1823.
Нольде Б.Э. Очерки русскаго государственнаго права. СПб.: Тип. «Правда»,
1911.
Проблемы источниковедения / Под ред. В.Д. Грехова, С.Н. Валка. М.: Издательство Академии наук СССР, 1940.
Рамазанов А.Х. Двоевластие в Дагестане в 1-й половине XIX в. (основные направления развития государственности) // Вестник ДГУ. Экономика. Право. Философия. 1999. Вып. 2.
Саламов Н.М. К вопросу о статусе ханств окраин в составе Российской империи: на примере северных ханств Азербайджана // Московская Юридическая неделя. XIII Международная научно-практическая конференция (Кутафинские чтения): материалы конференции: В 3 ч. Ч. 1. М.: РГ-Пресс, 2018. C. 164—172.
Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. Уфа: УНЦ РАН. 1995.
Халифаева А.К.. Государственные и правовые институты в Дагестане в XIX веке: основные тенденции и изменения: Дисс. ... канд. юрид. наук. Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2004.
Хашаев Х.М. Общественный строй Дагестана в XIX в. М.: Изд-во АН СССР, 1961.
Храмов А.В. Развитие системы территориального управления Российской империи в XIX веке: Дисс. ... канд. ист. наук. Саранск: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева, 2012.
REFERENCES
Dubrovin, N. F. (1871). Istoriya voiny i vladychestva russkikh na Kavkaze: V21. T 1: Ocherk Kavkaza i narodov i ego zaselyayushchikh. Kn. 1. Kavkaz [History of the War and Domination of Russians in the Caucasus: In 2 vols. Vol. 1: Essay on the Caucasus and the Peoples and Its Inhabitants. Book. 1. Caucasus]. Saint Petersburg: Type. Department of appanages. (in Russ).
Faizov, G.B. (1995). Gosudarstvenno-islamskie otnosheniya v Povolzh'e i Priural'e [State-Islamic Relations in the Volga and Ural Regions]. Ufa: USC RAS. (in Russ).
Gilyazutdinova, R.H. (2001). Priroda musul'manskogoprava [The Nature of Muslim Law]: The Candidate of Legal Sciences Thesis. Ufa: Bashkir State University. (in Russ).
Gradovskii, A.D. (1875). Nachala russkogo gosudarstvennogoprava: V 31. T. 1: O gosu-darstvennom ustroistve [Beginnings of Russian State Law: In 3 volumes. T. 1: On the State Structure]. Saint Petersburg: Type. M. Stasyulevich. (in Russ).
Grekhov, V.D. and Valk, S.N. eds. (1940). Problemy istochnikovedeniya [Problems of Source Studies]. Moscow: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR. (in Russ).
Guseinova, I.A., Sumbatzade, A.S., Gulieva, A.N. and Tokarzhevskii, E.A. eds. (1960). Istoriya Azerbaidzhana: V31. T. 2. Ot prisoedineniya Azerbaidzhana do fevral'skoi burzhuazno-demokraticheskoi revolyucii 1917goda [History of Azerbaijan: In 3 volumes. Vol. 2. From the Annexation of Azerbaijan to the February Bourgeois-Democratic Revolution of 1917]. Baku: Publishing House of the Academy of Sciences of AzSSR. (in Russ).
Izbasarova, G.B. (2018). Kazahskaya step' orenburgskogo vedomstva kak ob"ekt reform: opyt Rossiiskoi imperiipo upravleniyu okrainoi: 1731 — seredina XIX veka [The Kazakh Steppe of the Orenburg Department as an Object of Reform: The Experience of the Russian Empire in Managing the Outskirts: 1731 — the middle of the 19th century]. The Doctor of Historical Sciences Thesis' Abstract. Moscow: Moscow State University. (in Russ).
Khalifaeva, A.K. (2004). Gosudarstvennye ipravovye instituty v Dagestane v XIXveke: osnovnye tendencii i izmeneniya [State and Legal Institutions in Dagestan in the 19th Century: Main Trends and Changes]. The Candidate of Legal Sciences Thesis. Makhachkala: Dagestan State University. (in Russ).
Khashaev, H.M. (1961). Obshchestvennyi stroi Dagestana vXIXv. [The Social System of Dagestan in the XIX Century] Moscow: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR. (in Russ).
Khramov, A.V. (2012). Razvitie sistemy territorial'nogo upravleniya Rossiiskoi imperii v XIXveke [Development of the System of Territorial Administration of the Russian Empire in the 19th Century]. The Candidate of Historical Sciences Thesis. Saransk: Mordovian State University. (in Russ).
(1936). Kolonial'naya politika rossiiskogo carizma v Azerbaidzhane v 20-60-h gg. XIXv.: v 2 ch. [Colonial Policy of Russian Tsarism in Azerbaijan in the 20—60s. 19th century: At 2 Parts]. Moscow; Leningrad: Publishing House of the Academy of Sciences of USSR. (in Russ).
Kuznecov, O.YU. Nakanune Gyulistanskogo mira. Hanstva Severnogo Azerbajdzha-na v nachale XIXveka [On the eve of the Gulistan Peace. Khanates of Northern Azerbaijan at the beginning of the 19th century. [Online]. Available at: http://irs-az.com/new/ pdf/201405/1399901132488193144.pdf [Accessed: 06.05.2017]. (in Russ).
Mustafaev, D.M. (1989). Severnye hanstva Azerbaidzhana i Rossiya (konec XVIII — nachalo XIXv.) [Northern Khanates of Azerbaijan and Russia (late 18th — early 19th centuries)]. Baku: Elm. (in Russ).
Nol'de, B.E. (1911). Ocherki russkago gosudarstvennago prava [Essays on Russian State Law]. Saint Petersburg: Type "Pravda". (in Russ).
(1823). Noveishie geograficheskiya i istoricheskiya izvestiya o Kavkaze, sobrannyya ipopolnennyya S. Bronevskim: V2 ch. Ch. 1. [The latest geographical and historical news
about the Caucasus, collected and supplemented by S. Bronevsky: In 2 parts. Part 1] Moscow: Type S. Selivanovskago. (in Russ).
Ramazanov, A.H. (1999). Dvoevlastie v Dagestane v I-i polovine XIX v. (osnovnye napravleniya razvitiya gosudarstvennosti) [Dual Power in Dagestan in the First Half of the 19th Century (Main Directions of Development of Statehood)]. VestnikDGU. Ekono-mika. Pravo. Filosofiya [Bulletin of the DSU. Economy. Right. Philosophy.], 2. (in Russ).
Salamov, N.M. (2018). K voprosu o statuse hanstv okrain v sostave Rossiiskoi imperii: na primere severnyh hanstv Azerbaidzhana [To the Question of the Status of the Outlying Khanates within the Russian Empire: On the Example of the Northern Khanates of Azerbaijan]. In: Moskovskaya YUridicheskaya nedelya. XIIIMezhdunarodnaya nauch-no-prakticheskaya konferenciya (Kutafinskie chteniya): materialy konferencii: v 3 ch. Chast' 1 [Moscow Legal Week. XIII International Scientific and Practical Conference (Kutafinsky Readings): Conference Materials: at 3 o'clock Part 1]. Moscow: RG-Press, pp. 164-172 (in Russ).
Velichko, V.L. (1904). Polnoe sobraniepublitsisticheskikh sochinenii V.L. Velichko. V2-h t. T. 1. Kavkaz. Russkoe delo i mezhduplemennye voprosy [Complete Collection of Journalistic Works of V.L. Velichko. In 2 volumes. T. 1. Caucasus. Russian Business and Tribal Issues]. Saint Petersburg: Type. Artel print. deeds. (in Russ).
Vernadskii, V.I. (1995). Zadachi nauki v svyazi s gosudarstvennoi politikoi v Rossii [Tasks of Science in Connection with State Policy in Russia]. Nauchnaya mysl' Kavkaza [Scientific Thought of the Caucasus], 1, pp. 5-11. (in Russ).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Минникес Ирина Викторовна — главный научный сотрудник отдела теории права и сравнительного правоведения Института правовых исследований Байкальского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.
Саламов Натиг Мухтар-оглы — юрист Государственной службы имущественных вопросов при Министерстве экономики Азербайджанской Республики, преподаватель Азербайджанского государственного педагогического университета, г. Баку, Республика Азербайджан.
AUTHOR'S INFO:
Irina V. Minnikes — Senior Researcher of the Department of Legal Theory and Comparative Law, Institute of Legal Research, Baikal State University, Doctor of Legal Sciences, Professor.
Natiq M. Salamov — Lawyer, State Service for Property Issues under the Ministry of Economy of the Republic of Azerbaijan; Lecturer, Azerbaijan State Pedagogical University, Baku, the Republic of Azerbaijan
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Минникес И.В., Саламов Н.М. Источники права ханств Северного Азербайджана в период присоединения к Российской империи в начале XIX века // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2022. Т. 17. № 1. С. 100-118. DOI: 10.35427/2073-4522-2022-17-1-minnikes-salamov
FOR CITATION:
Minnikes I.V., Salamov, N.M. (2022). Sources of the law of the khanates of Northern Azerbaijan during the period of accession to the Russian Empire at the beginning of the XIX century. Trudy Instituta gosudarstva iprava RAN — Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 17(1), pp. 100-118. DOI: 10.35427/2073-4522-2022-17-1-minnikes-salamov