Научная статья на тему 'ИСТОЧНИКИ ПО УЧРЕЖДЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГОСФОНДА "ЧЕРНЫХ ЗЕМЕЛЬ" В КАЛМЫКИИ В 1930-Е ГГ'

ИСТОЧНИКИ ПО УЧРЕЖДЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГОСФОНДА "ЧЕРНЫХ ЗЕМЕЛЬ" В КАЛМЫКИИ В 1930-Е ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
25
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛМЫЦКАЯ АССР / ЧЕРНЫЕ ЗЕМЛИ / КОЛХОЗЫ / СКОТОВОДСТВО / ПАСТБИЩА / ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гунаев Евгений Александрович

Цель статьи - исследование выявленных архивных источников по учреждению и использованию госфонда «Черных земель» Калмыкии в 1930-е гг., включая проблему отвода земель для хозяйств соседних регионов Юга России в целях пастбищного скотоводства. Результаты . Проанализированы постановления, официальная переписка центральных органов власти СССР, РСФСР, Калмыцкой АССР, соседних с Калмыкией краев и областей. Выявлено, что в начале 1930-х гг. начинает формироваться особый статус Черных земель как пастбищной территории межрегионального значения. Данный статус получил свое полное закрепление в Постановлении СНК СССР от 17 июня 1936 г. № 1054, в котором хозяйствам соседних регионов Юга РСФСР и Грузинской ССР было предоставлено право получать на территории Черных земель Калмыкии выпасные участки в долгосрочное бесплатное пользование - сроком на 15 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гунаев Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE LAND FUND OF CHORNYE ZEMLI (KALMYKIA), 1930S: ANALYZING SELECTED SOURCES ON ESTABLISHMENT AND USE

Goals. The article aims to examine newly identified archival sources on the establishment and use of Chornye Zemli state land fund in 1930s Kalmykia, including the issue of land allocation for farms from neighboring regions of South Russia for pastoral livestock breeding. Results. The paper analyzes resolutions and official correspondence between central authorities of the USSR, RSFSR, Kalmyk ASSR, krais and oblasts adjacent to Kalmykia. The work shows the early 1930s witnessed that Chornye Zemli (Russ. ‘Black Lands’) started gaining a special status as a pasture territory of interregional significance. This status was completely consolidated by Resolution of the USSR Council of People’s Commissars of 17 June 1936 no. 1054 which granted farms of neighboring regions from the south of the RSFSR and Georgian SSR a right to receive grazing plots in Chornye Zemli of Kalmykia for long-term free use - for a period of 15 years.

Текст научной работы на тему «ИСТОЧНИКИ ПО УЧРЕЖДЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГОСФОНДА "ЧЕРНЫХ ЗЕМЕЛЬ" В КАЛМЫКИИ В 1930-Е ГГ»

УДК 93/94

DOI: 10.22162/2587-6503-2021-4-20-119-140

Источники по учреждению и использованию Госфонда «Черных земель» в Калмыкии в 1930-е гг.

Евгений Александрович Гунаев 1

1 Калмыцкий научный центр РАН (д. 8, ул. им. И. К. Илишкина, 358000 Элиста, Российская Федерация)

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник 0000-0002-7173-4170. E-mail: gunacvca <7 kigiran.com

© КалмНЦ РАН, 2021 © Гунаев Е. А. 2021

Аннотация. Цель статьи — исследование выявленных архивных источников по учреждению и использованию госфонда «Черных земель» Калмыкии в 1930-е гг., включая проблему отвода земель для хозяйств соседних регионов Юга России в целях пастбищного скотоводства. Результаты. Проанализированы постановления, официальная переписка центральных органов власти СССР, РСФСР, Калмыцкой АССР, соседних с Калмыкией краев и областей. Выявлено, что в начале 1930-х гг. начинает формироваться особый статус Черных земель как пастбищной территории межрегионального значения. Данный статус получил свое полное закрепление в Постановлении СНК СССР от 17 июня 1936 г. № 1054, в котором хозяйствам соседних регионов Юга РСФСР и Грузинской ССР было предоставлено право получать на территории Черных земель Калмыкии выпасные участки в долгосрочное бесплатное пользование — сроком на 15 лет.

Ключевые слова: Калмыцкая АССР, Черные земли, колхозы, скотоводство, пастбища, землепользование

Благодарность. Исследование проведено при поддержке государственной субсидии — проект «Комплексное исследование процессов общественно-политического и культурного развития народов Юга России» (номер госрегистрации: АААА-А-19-119011490038-5).

Для цитирования: Гунаев Е. А. Источники по учреждению и использованию Госфонда «Черных земель» в Калмыкии в 1930-е гг. // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2021. № 4. С. 119-140. DOI: 10.22162/2587-6503-2021-4-20-119-140

UDC 93/94

State Land Fund of Chornye Zemli (Kalmykia), 1930s: Analyzing Selected Sources on Establishment and Use

Evgeniy A. Gunaev 1

1 Kalmyk Scientific Center of the RAS (8, Ilishkin St., 358000 Elista, Russian Federation)

Cand. Sc. (Law), Senior Research Associate

0000-0002-7173-4170. E-mail: gunaevea@liigiran.com

© KalmSC RAS, 2021 © Gunaev E. A., 2021

Abstract. Goals. The article aims to examine newly identified archival sources on the establishment and use of Chornye Zemli state land fund in 1930s Kalmykia, including the issue of land allocation for farms from neighboring regions of South Russia for pastoral livestock breeding. Results. The paper analyzes resolutions and official correspondence between central authorities of the USSR, RSFSR, Kalmyk ASSR, krais and oblasts adjacent to Kalmykia. The work shows the early 1930s witnessed that Chornye Zemli (Russ. 'Black Lands') started gaining a special status as a pasture territory of interregional significance. This status was completely consolidated by Resolution of the USSR Council ofPeople's Commissars of 17 June 1936 no. 1054 which granted farms of neighboring regions from the south of the RSFSR and Georgian SSR a right to receive grazing plots in Chornye Zemli of Kalmykia for long-term free use — for a period of 15 years.

Keywords: Kalmyk ASSR, Chornye Zemli, Black Lands, collective farms, livestock breeding, pastures, land use

Acknowledgements. The reported study was funded by government subsidy, project no. AAAA-A19-119011490038-5 'Sociopolitical and Cultural

Development of South Russia's Peoples: Comprehensive Studies of Respective Processes'.

For citation: Gunaev E. A. State Land Fund of Chornye Zemli (Kalmykia), 1930s: Analyzing Selected Sources on Establishment and Use. Bulletin of the Kalmyk Scientific Center of the RAS. 2021. No. 4: Pp. 119-140. (In Russ.). DOI: 10.22162/2587-6503-2021-4-20-119-140

Введение

Земельный вопрос для Калмыкии являлся насущным во все периоды ее истории. В период Калмыцкого ханства в ХУП-ХУШ вв. таковым был вопрос о кочевьях калмыков. В XIX в. с началом активной переселенческой политики Российского государства Калмыцкая степь «была окружена хозяйствами переселенцев, которые обладали узаконенными возможностями расширения своего хозяйства на территории Калмыкии. Одной из них была аренда крестьянами на территории степи пахотных угодий и сенокосов по договорам с попечителями улусов или с крупными землевладельцами из калмыцкой среды» [Команджаев, Андропов 2013: 56-63].

В 1920 г. была образована Калмыцкая автономная область, преобразованная в октябре 1935 г. в Калмыцкую АССР. В декабре 1943 г. калмыцкое население было депортировано в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области, а затем расселено по восточным регионам страны — по Сибири и Дальнему Востоку, где калмыки оставались в ссылке до 1957 г. «Калмыцкая АССР была ликвидирована, а ее территория — поделена между Ставропольским краем и вновь созданной Астраханской областью. Главный земельный ресурс республики — „Черные земли" — был передан в пользование Астраханской (780 тыс. га), Сталинградской (60 тыс. га), Ростовской областей (60 тыс. га), Ставропольскому краю (220 тыс. га) и Грузии (80 тыс. га)» [Синицын 2019: 123].

В 1957 г. была восстановлена автономия калмыцкого народа, сначала в виде автономной области, затем с 1958 г. вновь Калмыцкой АССР. Калмыцкое население с начала 1957 г. стало возвращаться из сибирской ссылки. В советский период особенностью

республики в сфере землепользования являлось использование земель для пастбищного скотоводства не только хозяйствами республики, но и другими регионами Юга России, а также Грузией. В отношении регионов Юга России подобная практика сохранялась и в 1990-2000 гг. [Гунаев 2015: 12].

Постановка задачи

Цель статьи — исследовать ряд источников периода 1930-х гг., объектом регулирования которых выступает госфонд «Черные земли» в Калмыкии, в контексте проблемы пастбищного скотоводства. Это объясняется следующими аспектами.

Во-первых, проблема использования соседними регионами пастбищных земель Калмыкии начинает свой отсчет именно в 1930-е гг., с началом проведения активной коллективизации в сельском хозяйстве. Как отмечают ученые, «.. .взятие курса на экстенсивное развитие овцеводства привело к интенсивному освоению степей. В государственном плане СССР по подъему животноводства особое значение придавалось использованию Черных земель, расположенных на юге Калмыкии (площадь 1 174 тыс. га). Советское правительство, придав в 1931 г. Черным землям статус всесоюзного значения, превратило их из пастбищ преимущественно зимнего выпаса в „стационарное пастбище социалистического животноводства" Калмыкии и соседних с нею краев, областей, республик (Грузинская ССР, Дагестанская АССР, Ставропольский край, Ростовская, Сталинградская области, Астраханский округ)» [Максимов 2009: 415].

Во-вторых, указанный период в плане землепользования в Калмыкии практически не изучен в исторической науке, а также близких по объекту исследования науках (история экономики, юриспруденция и т. д.). Работы калмыцких ученых посвящены хозяйственным отношениям, традиционному укладу калмыков XIX - начала XX вв., по отношению к периоду 1930-х гг. — процессам коллективизации, аграрной политики, развития животноводства [Бадмаева 2010; Бадмаева 2016; Команджаев 1999; Оглаев 1987]. Однако вопросы землепользования не рассматривались отдельно.

П. Д. Бакаевым в монографии «Черные земли» исследованы природно-экономические условия данного региона и хозяйственное использование пастбищ [Бакаев 2005]. Однако в этой работе детально не иссле'довался период формирования пастбищной территории в 1930-е гг.

В рамках исследуемой темы интерес представляет работа Д. А. Верхогляд, в которой исследованы земельно-правовые вопросы в период коллективизации в СССР [Верхогляд 2014].

Источники исследования представлены материалами Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), Национального архива Республики Калмыкия (НА РК) в виде нормативных актов СССР, РСФСР и КАССР, закрепляющих и регулирующих статус Черных земель в 1930-е гг., официальной переписки органов государственной власти и управления, документов по отводу земель хозяйствам соседних регионов.

Источники по изучению истории «Черных земель»

Первым документом, на который следует обратить внимание, является решение Коллегии Наркомзема РСФСР от 16 июля 1930 г. «Об организации областного пастбищного страхового Фонда на черных землях на случай бескормицы». Однако автору данной статьи пока не удалось выявить данный документ в архивах. О нем содержится информация в Постановлении от 16 июля 1931 г. Коллегии Наркомзема РСФСР «По вопросу об использовании осенних и зимних пастбищ на „черных землях" Калмыцкой области (к приказу № 39)» [НА РК. Ф. Р-3. Оп. 2. Д. 1499. Л. 70-71]. В документе постановляется следующее:

«1. В дополнение к решению Коллегии от 16 июля 1930 г. „Об организации областного пастбищного страхового Фонда на черных землях на случай бескормицы" обязать ОблЗУ Калмыкии на выделенном Фонде организовать зимнее пастбищное хозяйство.

2. Отметить, что использование данного фонда в его теперешнем состоянии при отсутствии колодцев, жилых помещений, скотских построек, телеграфной и телефонной связи; при отсутствии

1 ОблЗУ — областное земельное управление. — Е. Г.

сенных запасов, ветобслуживания, неорганизованности самого выпаса подвергает скот в зимнее время, особенно в годы суровой зимы, риску массового его падежа.

3. В виду имеющихся заявок от Северо-Кавказского, Ниж-не-Волжского края и Калмобласти о перегоне скота на „черные земли" в предстоящую зиму признать необходимым проведение в текущем году следующих мероприятий, направленных на устройство и использование этих земель2...

4. Установить общую сумму расходов на обводнение, строительство и ветпомощь 622 тыс. руб. Расходы эти должны быть покрыты за счет следующих источников: 64 000 (на ветобслу-живание) за счет госбюджета (из резервного Фонда), остальные 558 тыс. руб. за счет сельскохозяйственного кредита (из союзного резерва с рассрочкой на 5 лет). Ссуда эта должна покрываться за счет доходов, получаемых от Северо-Кавказского и Нижне-Волж-ского краевых органов, оплачивающих пользование пастбищами.

5. Обязать Областное Земуправление Калмыкии обеспечить выделение Северо-Кавказскому и Нижне-Волжскому краям соответствующих площадей для использования последних в качестве зимних пастбищ.

6. Предложить Скотоводу3 и Овцеводтресту провести в текущем году аналогичные мероприятия на той территории черных земель, которая отведена для их систем.

7. В целях недопущения ненормальностей в перегоне скота на черные земли, имевших место в минувшую зиму со стороны организаций и населения, условия перегона должны быть твердо оговорены в соответствующих договорах между краевыми земуправ-лениями и КалмоблЗУ. Договора эти и заявки на перегон скота должны быть заключены не позднее 10 августа.

2 В тексте далее: «ОблЗУ провести границы страхового Фонда и разбить его на участки для организации правильного выпаса скота; обводнительные работы по рытью шахтных колодцев, строительство кошар, жилых помещений (землянок для пастухов и для ветпунктов; организация ветнадзора, радиовещания и метеорологической станции)». — Е. Г.

3 Скотоводтресту. — Е. Г.

8. В целях предотвращения в будущем перегона скота предложить Северо-Кавказскому и Нижне-Волжскому КрайЗУ4 разработать план реконструкции местной кормовой базы и войти с таковым в НКЗ РСФСР не позднее 10 октября мес. с. г.

Нарком земледелия РСФСР — Муралов» [НА РК. Ф. Р-3. Оп. 2. Д. 1499. Л. 70-71].

Необходимо отметить, что в Постановлении Совета Народных Комиссаров (далее — СНК) РСФСР «О хозяйственном и культурном строительстве в Калмыцкой автономной области» от 30 марта 1931 г. [Национально-государственное. 1981: 227-231], в котором Совет Народных Комиссаров РСФСР, отметив значительные успехи, достигнутые областью, СНК, в то же время установил следующее:

«1. Неиспользование облисполкомом всех возможностей для максимального усиления темпов роста и развития животноводства (в частности, по социалистическому сектору);

2. Недопустимо медленное разрешение Наркомземом РСФСР и облисполкомом вопросов улучшения и организации кормовой базы (сенофуражные базы, организация посевов кормовых трав и т. п.)» [Национально-государственное. 1981: 227-231].

Пункты 8 и 9 названного Постановления были посвящены вопросам использования в Калмыкии пастбищной территории:

«8. Поручить Наркомзему РСФСР в 2-месячный срок совместно с Нижне-Волжским крайисполкомом проработать вопрос об урегулировании взаимоотношений Калмыцкой области с другими краями, областями и между различными организациями по использованию осенних и зимних пастбищ (размещение и прогон скота, кормовая база, водопой, ветеринарное обслуживание, финансирование и т. д.).

9. Предложить Наркомзему с привлечением Сельскохозяйственной академии им. Ленина и животноводческих центров организовать разработку мероприятий по рекомендации скотоводческого хозяйства и по рационализации использования пастбищной

4 Краевое земельное управление. — Е. Г.

территории в Калмыцкой области. Доклад по этому вопросу представить Совету народных комиссаров РСФСР в октябре 1931 г.» [Национально-государственное. 1981: 229].

Важнейшим документом в 1930-е гг. становится Постановление СНК СССР от 17 июня 1936 г. № 1054 «Об упорядочении использования „черных" земель Калмыцкой АССР» [ГА РФ. Ф. Р-5446, Оп. 1. Д. 116. Л. 311-312].

Приведем его текст полностью с рядом пояснений.

«В целях упорядочения использования колхозами под зимние выпаса „черных" земель Калмыцкой АССР Совет народных комиссаров Союза ССР постановляет:

1. Реорганизовать состоящее при НКЗеме Калмыцкой АССР управление „черных" земель в самостоятельное управление „черных" земель при Совнаркоме Калмыцкой АССР с содержанием его за счет НКЗема СССР.

2. Увеличить фонд „черных" земель Калмыцкой АССР до 1 миллиона га5 за счет прирезки 100 тыс. га из неиспользуемых выпасных земель овцесовхоза НКсовхозов «Улан Хеечи» и за счет прирезки из6 фонда государственных земельных имуществ Калмыцкой АССР.

Фонд „черных" земель Калмыцкой АССР считать фондом государственного значения.

3. В отмену существующего порядка использования колхозами „черных" земель путем краткосрочной аренды — закрепить, начиная с 1936 г., за отдельными колхозами Калмыцкой АССР, Северо-Кавказского и Азово-Черноморского краев и ССР Грузии выпасные участки „черных" земель в долгосрочное бесплатное пользование — сроком на 15 лет.

Отвод участков „черных" земель и выдача колхозам актов на их использование производится управлением „черных" земель при Совнаркоме Калмыцкой АССР.

4. Установить, что колхозы, получающие в пользование участки „черных" земель, обязаны возвести на них необходимые по-

5 Зачеркнуто карандашом. — Е. Г.

6 Слова «за счет прирезки из» написаны сверху ручкой. — Е. Г.

мещения для скота и жилые постройки для чабанов, соорудить колодцы и ежегодно заготавливать необходимый страховой фонд сена, а также производить мелиорацию пастбищ по плану, предусмотренному в актах передачи колхозам земель в долгосрочное пользование (ст. 3).

5. Предложить НКзему СССР и Сельхозбанку отпустить колхозам, использующим „черные" земли, необходимые кредиты на проведение работ, предусмотренных в ст. 4 настоящего постановления, за счет кредитов, выделенных на мероприятия по животноводству колхозам Калмыцкой АССР, Северо-Кавказского и Азо-во-Черноморского краев и ССР Грузии.

Председатель Совета

Народных Комиссаров Союза ССР — (В. Молотов)

Управляющий делами

Совета Народных Комиссаров Союза

ССР — (И. Мирошников)» [ГА РФ. Ф. Р-5446, Оп. 1. Д. 116. Л. 311-312].

Примечание: сверху карандашом - Не публ.;

слева карандашом - За В. Чубарь 13/У1;

за Молотова подпись карандашом - В. Чубарь.

Как известно, Влас Яковлевич Чубарь (10 (22).02.1891 -26.02.1939) в 25.04.1934 -16.06.1938 гг. являлся заместителем председателя СНК СССР [Чубарь].

Приведем отдельные нормы из «Положения об управлении „Черных земель" при Совнаркоме Калмыцкой АССР и обязанностях колхозов, скот которых зимует на Черных землях» [НА РК. Ф. Р-131. Оп. 1. Д. 470. Л. 65-68]. Копия постановления в материалах дела содержится без даты и подписи, само дело «Переписка СНК Калмыцкой АССР по вопросам „Черных земель"» датировано: 26 октября - 20 октября 1940 г.

«I. Управление „Черных земель" является органом по осуществлению государственного контроля за производственно-хозяйственной деятельностью колхозов, находящихся на территории „Черных земель" во время использования ими пастбищ на этих

землях, а также обеспечивает лучшее использование колхозами под зимние выпаса7 „Черных земель" Калмыцкой АССР.

Управление „Черных земель" состоит из СНК Калмыцкой АССР и действует по директивам последнего и подотчетно ему. Содержание аппарата Управления „Черных земель" проводится за счет НКЗ СССР, перед которым он отчитывается в установленном порядке. На строительство и содержание ветеринарно-зоотехни-ческих пунктов средства отпускаются по бюджету Калмыцкой АССР.

Управление „Черных земель" имеет печать и штамп с наименованием Управления.

Начальник Управления „Черных земель" назначается СНК Калмыцкой АССР по согласованию с НКЗ СССР.

II. Фонд „Черных земель" является фондом общесоюзного значения и в соответствии с постановлением СНК Союза от 17 июня 1936 г. эта земля закрепляется за колхозами Калмыцкой АССР, Грузинской ССР, Орджоникидзевского края, Ростовской и Сталинградской областей в долгосрочное бесплатное пользование, сроком на 15 лет.

III. Управление „Черных земель" свою работу по осуществлению государственного контроля за деятельностью колхозов во время использования ими пастбищ на территории „Черных земель" проводит непосредственно, как своим аппаратом, так и через постоянных представителей земельных органов республик, краев и областей, скот которых зимует на „Черных землях".

IV. На Управление „Черных земель" возлагается:

а) Отвод пастбищ и заключение договоров на их использование колхозами в соответствии с утвержденным СНК Калмыцкой АССР планом закрепления за колхозами пастбищных участков в долгосрочное бесплатное пользование, сроком на 15 лет.

Отвод пастбищных участков и заключение договоров с колхозами на их использование проводится Управлением „Черных земель" совместно с Наркомземом Калмыцкой АССР.

7 Так в тексте. — Е. Г.

б) Контроль за выполнением колхозами взятых на себя обязательств, обусловленных договорами и предусмотренных ежегодными производственными планами колхозов в части организационно-хозяйственного устройства закрепленных участков: правильного использования выпасов, своевременного и доброкачественного проведения сеноуборки, строительства животноводческих построек, жилых помещений и сооружений колодцев.

в) Контроль за ветеринарно-санитарным состоянием скота, зимующего на „Черных землях", за постановкой ветеринарно-зо-отехнического обслуживания скота, а также за выполнением колхозами ветеринарно-зоотехнических правил и действующих инструкций по содержанию и уходу за скотом.

г) Проведение совместно с НКземом Калмыцкой АССР срочных ветмероприятий при наличии эпизоотии, организуя эту работу в тесной увязке с земельными органами областей, краев и республик, скот которых зимует на „Черных землях".

д) Контроль за снабжением продуктами питания и доставкой других материалов колхозникам для проведения успешной зимовки. Оказание помощи колхозам в организации лучших культурно-бытовых условий для колхозников, занятых по уходу за скотом на „Черных землях".

е) Участие в планировании и контроль за выполнением мероприятий по организационно-хозяйственному устройству „Черных земель" в целом и в частности, по обводнительно-изыскательским работам, лесонасаждению и песко-укрепительным работам, планам, утвержденным Совнаркомом Калмыцкой АССР.

ж) Составление совместно с земельными органами областей, краев и республик, скот которых зимует на „Черных землях", ежегодных планов своей работы, утверждаемых СНК Калмыцкой АССР.

V. Колхозы, скот которых зимует на „Черных землях", обязаны:

1. Ежегодно своевременно устанавливать количество скота по видам, полу и возрасту, подлежащего перегону на зимние пастбища, с учетом кормовой емкости отведенных участков на „Черных землях" по согласованию с РайЗО (УлусЗО).

2. Своевременно проводить все подготовительные работы по сенокошению на „Черных землях" ([обеспечение. — Е. Г.] сеноуборочного инвентаря, выделение необходимого количества сеноуборочных бригад колхозников), проведение самого сенокошения в сроки и в количествах, утвержденных Обл(край)ЗО и Наркомзе-мами республик.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Выделить концентрированные корма для скота в размерах, устанавливаемых обл(край)ЗО8 и Наркомземами республик.

4. Проводить производственное строительство и сооружения колодцев на „Черных землях" в размерах, полностью обеспечивающих хорошими помещениями и водопоем все поголовье зимующего скота.

5. Обеспечить надлежащими помещениями колхозников, обслуживающих зимующий скот на „Черных землях".

6. Обеспечить обслуживание зимующего скота наиболее опытными колхозниками-животноводами, колхозным ветперсоналом, а также ветаптеками по указанию РайЗО (УлусЗО)9.

7. Проводить перегон скота на „Черных землях" и обратно в сроки и по маршрутам, устанавливаемым ОблЗО, КрайЗО и Наркомземами10 республики по согласованию последних с Управлением „Черных земель".

VI. Наркомзем (край) обл/земотделы республики, областей и краев, скот которых зимует на „Черных землях", обязаны:

1. Установить срок, порядок и маршрут перегона скота, по согласованию с НКземом Калмыцкой АССР и Управлением „Черных земель".

2. Обеспечить тщательное проведение необходимой ветеринарной обработки скота перед началом перегона его на „Черные земли".

3. Обеспечить руководство и контроль за правильным вете-ринарно-зоотехническим обслуживанием скота и хозяйственной

8 ОблЗО — областной земельный отдел. — Е. Г.

9 РайЗО—Районный земельный отдел. УлусЗО—улусный земельный отдел. — Е. Г.

10 Так в тексте. — Е. Г.

деятельностью колхозов, путем посылки своих постоянных ответственных представителей на „Черные земли".

VII. Все указания начальника Управления „Черных земель", вытекающие из настоящего положения, являются обязательными для представителей областей, краев и республик, скот которых находится на территории „Черных земель".

VIII. В случаях несоблюдения колхозами и хозяйственными организациями условий и порядка использования пастбищ „Черных земель", обусловленных настоящим положением и договорами, Управление „Черных земель" входит с представлением в СНК Калмыцкой АССР о лишении таких колхозов права пользования участками. При рассмотрении вопроса в СНК Калмыцкой АССР заслушивается объяснение представителя колхоза, о лишении права которого на пользование выпасами участками, поставлен вопрос.

Верно: (без подписи)»

[НА РК. Ф. Р-131. Оп. 1. Д. 470. Л. 65-68].

В качестве примера приведем наименования еще двух документов:

— Постановление Президиума Городищенского райисполкома Сталинградской области и бюро райкома ВКП(б) от 14.12.1939 г. «О ходатайстве по отводу сенокосных и пастбищных участков на „Черных землях" Калмыцкой АССР для колхозов Городищенского района» [НА РК. Ф. Р-131. Оп. 1. Д. 470. Л. 114].

— Постановление Совета Народных Комиссаров Калмыцкой АССР от 5 июня 1937 г. № 1712 «О назначении представителя по установлению границы республиканского значения с Дагестанской АССР, в связи с работами по установлению границ „Черных Земель", закрепленных за колхозами на 15 лет (вн. Наркомземом)» [НА РК. Ф. Р-131. Оп. 1. Д. 83. Л. 22, 25].

В июне 1935 г. в Калмыкии рассматривалось ходатайство Наримановского райисполкома Сталинградского края о выделении земель колхозам названного района. Наримановский (татаро-ногайский национальный) район в составе Астраханского межрайона Сталинградского края был образован в августе 1931 г. на тер-

ритории бывшего Астраханского района [Астраханская область 1984: 12, 57]. Рассмотрим письмо Областного исполнительного комитета Калмыцкой автономной области (далее — Калмобли-сполком) от 17 июня 1935 г. председателю Ницянского сельсовета и председателю Ницянского колхоза, копия направлялась Наримановскому райисполкому. В указанном письме Калмоблисполком, препровождая письмо Наримановского райисполкома и райкома ВКП(б) с просьбой об отводе выпасов и сенокосов для колхоза им. «Первого мая» Линейнинского сельского совета, поручил обсудить просьбу Наримановских райорганизаций о возможности удовлетворения этой просьбы путем выделения выпасов и сенокосов за счет земель трудового пользования Ницянского сельсовета. Обсуждение письма Наримановских райорганизаций поручалось провести на общем собрании. О решении необходимо было известить Калм-облисполком и Приволжский Уисполком11 [НА РК. Ф. Р-3, Оп. 2. Д. 1840. Л. 81].

В ходе заседания президиума Приволжского уисполкома (далее — УИК) от 28 июля 1935 г. рассматривалось ходатайство Наримановского райисполкома об отводе из территорий Ницянского сельского совета в вечное пользование колхоза им. Первого мая (село Линейное) земельного участка площадью 40 тыс. гектаров. Ходатайство было внесено согласно отношению Калмыцкого областного земельного управления от 2 июня 1935 г. и постановлению Наримановского райисполкома от 28 апреля 1935 г. [НА РК. Ф. Р-3. Оп. 2. Д. 1840. Л. 113].

Президиум Приволжского УИКа был против удовлетворения данного ходатайства. Констатировалось, что площадь Ницянского сельсовета состояла из 113 581 гектара, из которой пески занимали 25-30 %, пользователями этих земель являлись колхозы нескольких сельских советов — Джакуевского, Кануковского и Ницянско-го. При создании фондов совхозного строительства часть земель Ницянского сельсовета отошла в таковой фонд, где и находился Ницянский хотон12 «Хулхута».

11 Улусный исполком— Е. Г.

12 Хотон — калм. «поселение».

Землепользование Ницянского сельсовета по видам своих угодий распределялось на два вида: приильменное и степное. Это землепользование тянулось полосой с востока на запад до 105 километров, ограничиваясь с севера песками и юга землями Наримановского района и Долбанского улуса. Степная часть, где концентрировался скот колхозов, состояла из песчаных массивов, соленых озер, солончаков, «твердых»13 сенокосных участков не было. Приильменная часть в виду бедности растительности и ограниченности земель для животноводства была мало пригодна. В названном документе отмечается, что почва степного участка в основном легкая, супесчаная, была годна под зимовку скота. В летнее время выпас скота мог производиться лишь при ограниченном числе. При наличии поголовья скота колхозов «Тель», им. Кирова, им. Джалыкова и единоличных хозяйств Ницянского сельсовета, учитывая дальнейший рост поголовья скота, «земельных площадей будет едва ли достаточно» [НА РК. Ф. Р-3, Оп. 2. Д. 1840. Л. 113].

Также констатировалось, что в целях более рационального использования земель намечался пропуск вод из системы Беш-кульских озер в глубь степи. В связи с пропуском вод в степи в этом районе должно было сконцентрироваться оседание кочевников нескольких сельских советов, в том числе и того населения, земли которых отошли в фонд совхозного строительства. Колхоз им. Первого мая начал использовать земли Ницянского сельсовета поголовьем 4 060 овец с 30 июня 1934 г. согласно заключенному договору на правах аренды. Определенного закрепленного участка не имел, было лишь указано место для выпаса. Что не могло, по мнению Приволжского УИКа, служить подтверждением использования этих земель названным колхозом на протяжении ряда лет. Кроме того, договор в нотариальном порядке не регистрировался и был расторгнут Приволжским УИКом, когда стало известно, что скот основного населения стеснен. Колхозу им. Первого мая «было предложено немедленно свой скот убрать» [НА РК. Ф. Р-3. Оп. 2. Д. 1840. Л. 113].

13 Так в источнике — Е. Г.

На основании этого президиум Приволжского УИКа постановил: ходатайство Наримановского райисполкома об отводе земель на территории Ницянского сельсовета отвергнуть, «как срывающее мероприятие по оседанию кочевников, обводнению степи, развитию животноводства колхозов Приволжского улуса» [НА РК. Ф. Р-3, Оп. 2. Д. 1840. Л. 113].

В результате ликвидации КАССР с 27 декабря 1943 г. сельсовет Ницян оказался в составе Приволжского района Астраханской области. 25 мая 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Ницянский сельсовет был ликвидирован, поселок Ницян вошел в состав Астраханского поселкового совета Приволжского района Астраханской области [Республика Калмыкия 2019: 743].

Далее рассмотрим письмо от 26 января 1937 г. ЦИКу Калмыцкой АССР (копия направлялась Совнаркому Калмыцкой АССР), в котором содержится заключение Калмыцкого наркомата земледелия по ходатайству Наримановского района Сталинградского края о закреплении за колхозом им. «Первого мая» села Линейного Наримановского района — 30 тыс. га Черных земель на 15 лет [НА РК. Ф. Р-3, Оп. 2. Д. 2424. Л. 2].

В нем отмечается, что Совнарком Союза ССР 17 июня 1936 г. принял постановление «Об упорядочении использования „Черных земель" Калмыцкой АССР». Согласно указанному постановлению, управление «Черных земель», ранее состоявшее при Наркомате земледелия КАССР, было реорганизовано в самостоятельное Управление Черных земель при Совнаркоме КАССР.

Участки Черных земель закреплялись за отдельными колхозами КАССР, Северокавказского и Азово-Черноморского краев и Грузинской ССР в долгосрочное бесплатное пользование сроком на 15 лет. Отвод участков Черных земель и выдача колхозам актов на их использование производился Управлением Черных земель при Совнаркоме КАССР. На основании указанного постановления Совнаркома Союза ССР Совнарком КАССР 7 июля 1936 г. утвердил распределение Черных земель в следующих площадях:

1) колхозам и совхозам КАССР — 586 тыс. га.

2) Грузинской ССР — 100 тыс. га

3) Северокавказскому краю — 50 тыс. га

4) Азово-Черноморскому краю — 40 тыс. га

5) Резервный фонд — 190 тыс. га

Тогда же особым решением 7 июля 1936 г. в связи с тяжелым положением с зимними кормами в Городищенском, Наримановском, Красноармейском и Ворошиловском районах Сталинградского края указанным четырем районам было предоставлено из резервного фонда 100 тыс. га для зимовки скота на одну зиму.

16 июля 1936 г. заместитель Наркома земледелия Союза ССР т. Цилько14 в письме ЦИКу КАССР указал, что Наркомат земледелия Союза ССР считает необходимым распределить фонд Черных земель следующим образом:

1) Калмыцкой АССР — 600 тыс. га

2) Северокавказскому краю — 150 тыс. га

3) Грузинской ССР — 100 тыс. га

4) Азово-Черноморскому краю — 50 тыс. га [НА РК. Ф. Р-3, Оп. 2. Д. 2424. Л. 2].

Общая площадь Черных земель в письме Ф. И. Цилько была определена в 900 тыс. га. Кроме того, учитывая напряженное положение с кормами в ряде районов Северокавказского края, Ф. И. Цилько просил Калмыцкий ЦИК закрепить за Северокавказским краем на 1936 г. предоставленные ему временно на севере Черноземельского улуса — 100 тыс. га пастбищ. 3 сентября 1936 г. Калмыцкий Совнарком дополнительно предоставил колхозам Северокавказского края 100 тыс. га на зимовку 1936-1937 г. [НА РК. Ф. Р-3, Оп. 2. Д. 2424. Л. 2].

Северокавказский край, основываясь на том, что на зиму 1936-1937 гг. ему было предоставлено 43 тыс. га в счет 50 тыс. га и временно на сезон 100 тыс. га, всего 143 тыс. га, настаивал, чтобы вся эта площадь была закреплена за ним на 15 лет. Аналогичным являлось и ходатайство Наримановского района, кото-

14 В документе не указаны инициалы. Речь идет о Федоре Андреевиче Цылько (Цилько), в 1931-1937 гг. заместителе народного комиссара земледелия СССР и одновременно начальнике животноводческого управления Наркомата земледелия СССР [Цылько].

рому Сталинградский край из 100 тыс. га выделил на указанную зимовку 30 тыс. га. Не исключалась возможность, что подобные ходатайства могли инициировать и остальные три района Сталинградского края, которые зимовали на Черных землях, в то время как весь резервный фонд Черных земель составлял 190 тыс. га [НА РК. Ф. Р-3. Оп. 2. Д. 2424. Л. 3].

По мнению Калмыцкого наркомата земледелия, такая постановка вопроса со стороны Северокавказского края и Наримановского района Сталинградского края нарушала установленный опытом принцип использования Черных земель, подтвержденный постановлением Калмыцкого Совнаркома от 7 июля 1936 г., которым часть Черных земель была оставлена в резервном фонде на случай малоурожайных и неурожайных лет для совхозов и колхозов, не имевших участков на Черных землях.

Как отмечается в письме Калмыцкого наркомата земледелия, если бы не было резервного фонда, то ряд совхозов и колхозов (в один год одних, а в другой год других) как КАССР, так и смежных животноводческих районов соседних краев могли оказаться в безвыходном положении. Поэтому Калмыцкий Совнарком постановил создать резервный фонд, в то время как отдельные улусы (Лаганский, Сарпинский и Долбанский) КАССР уже тогда ходатайствовали об увеличении для них площадей на Черных землях, что могло быть сделано только за счет сокращения резервного фонда [НА РК. Ф. Р-3. Оп. 2. Д. 2424. Л. 3].

В указанном документе утверждается, что недостаток пастбищ и сенокосов в отдельных улусах мог и не потребовать пересмотра размеров резервного фонда, однако в случае вопроса о закреплении какой-либо площади резервного фонда на 15 лет необходимо было пересмотреть вновь обеспеченность участками Черных земель отдельных улусов КАССР. Наркомзем КАССР считал, что резервный фонд следовало оставить именно как резервный фонд, а остальная площадь Черных земель была уже распределена постановлением Калмыцкого СНК от 7 июля 1936 г. Согласно выводу Наркомзема КАССР: «Свободных земель, из которых можно было закрепить Наримановскому району 30 тыс. га на 15 лет, — нет. Порядок ис-

пользования резервного фонда будет ежегодно определяться Калмыцким Совнаркомом перед началом зимовки, в зависимости от нуждаемости во временных пастбищах тех или других районов» [НА РК. Ф. Р-3, Оп. 2. Д. 2424. Л. 3].

Еще одним аспектом проблемы являлась отрезка земель Калмыцкой АССР. Так, постановлением Совнаркома СССР от 8 января 1939 г. № 21 «Об отрезке земель от совхозов „Улан-Хеечи" и Черноземельского и передаче их колхозам Орджоникидзевско-го края» была произведена отрезка в госфонд «Черных земель» КАССР 90 тыс. га неиспользуемой земли овцесовхоза «Улан-Хее-чи» с последующей передачей этой земли в долгосрочное пользование колхозам Орджоникидзевского края на условиях, установленных Постановлением Совнаркомом СССР от 17 июня 1936 г. № 1054 «Об упорядочении использования „Черных земель" Калмыцкой АССР». Этим же постановлением ликвидировался Черно-земельский мясосовхоз, 60 тыс. га его земли (восточная часть) передавалась колхозам Орджоникидзевского края в долгосрочное пользование сроком на 15 лет. Наркомат совхозов СССР обязан был вывести из ликвидируемого Черноземельского совхоза скот и другие совхозы своей системы не позднее 1 мая 1939 г. СНК КАССР было предложено закончить передачу земли колхозам Орджоникидзевского края в соответствии с указанным Постановлением не позднее 1 мая 1939 г. [НА РК. Ф. Р-131. Оп. 1. Д. 467. Л. 40].

Еще один источник для изучения истории госфонда «Черные земли» — письмо Главного управления землеустройства Народного Комиссариата земледелия Союза ССР от 24 января 1939 г. № 241-68-14 Председателю Совнаркома Калмыцкой АССР тов. Га-ряеву по вопросу предоставления заключения в Совнарком СССР по ходатайству Ростовского облисполкома об отрезке у совхоза имени 10-летия Калмыкии15 1 000 га земли для колхоза «Большевик» и передаче в долгосрочное пользование колхозам Сальского района свободных 50 тыс. га зимних пастбищ из фонда «Черных

15 Правильно «10-летия Комсомола Калмыкии» — Е. Г.

земель». Главное управление землеустройства Наркомата земледелия СССР, посылая выписку из постановления Ростовского облисполкома от 14 декабря 1938 г., просило сообщить в наркомат земледелия СССР мнение Совета Народных Комиссаров Республики по существу ходатайства [НА РК. Ф. Р-131. Оп. 1. Д. 466. Л. 6].

В выписке из постановления Ростовского облисполкома от 14 декабря 1938 г. (протокол № 60, п. 16) утверждалось, что ликвидация чересполосицы и других недостатков землепользования могла быть осуществлена только при условии прирезки земли от совхозов колхозам, в этой связи выражалась просьба к Калмыцкой АССР и Совнаркому СССР:

— разрешить отрезку из земель совхоза им. 10-летия Калмыкии <.> земель площадью 1 000 га для ликвидации чересполосицы в колхозах «Большевик» Сальского района;

— предоставить для остронуждающихся колхозов Сальского района сроком на 5 лет право пользования выпасами и сенокосами на Черных землях Калмыцкой АССР незакрепленных в настоящее время земель площадью 50 тыс. га в северном участке Черных земель, «впредь до организации кормовой базы при введении травопольных севооборотов» [НА РК. Ф. Р-131. Оп. 1. Д. 466. Л. 7].

В письме зам. председателя Совнаркома КАССР Г. Н. Сергина от 3 ноября 1939 г. содержится ответ: «.против всякой отрезки земли от совхоза 10-летия Калмыкии, также передачи колхозам Сальского района 50 000 гектар пастбищ Черных земель возражаем» [НА РК. Ф. Р-131. Оп. 1. Д. 466. Л. 10].

На наш взгляд, выявленные документы свидетельствуют о том, что с учреждением госфонда «Черных земель» на территории Калмыкии в 1930-е гг. появилась проблема хозяйственного использования этих земель с соседними регионами Юга России. К тому же, как представляется, не соблюдалось постановление Центрального исполнительного комитета и Совнаркома СССР от 3 сентября 1932 г. «О создании устойчивого землепользования колхозов», которым запрещались «всякие переделы, отрезки от земель, которые были в пользовании колхозов» [Верхогляд 2014: 127].

Заключение

История землепользования в Калмыкии в советский период мало изучена в научном плане. Особенно это касается довоенного периода Калмыкии. Великая Отечественная война и ликвидация КАССР в 1943-1957 гг. сказались на сохранности и полноте доступных документов, в этой связи предстоит научная задача реконструкции этапов развития сферы землепользования довоенного периода на базе фондов Национального архива Республики Калмыкия, фондов федеральных архивов и соседних регионов.

Именно в 1930-е гг. сформировалась система землепользования на базе колхозов, когда соседние регионы получали земли на территории Калмыкии в долгосрочное бесплатное пользование. На взгляд автора, судя по историческим документам, это выявило проблему землепользования в Калмыкии во взаимоотношениях с хозяйствами других регионов.

Источники

ГА РФ — Государственный архив Российской Федерации. НА РК — Национальный архив Республики Калмыкия.

Литература

Астраханская область 1984 — Астраханская область: справочник по административно-территориальному делению (1918-1983 гг.) / сост. А. А. Горшков и др. Волгоград: Нижне-Волж. кн. изд-во, 1984. 335 с. Бадмаева 2010 — Бадмаева Е. Н. Вопросы развития животноводства Калмыкии в 1930-1940-х гг. // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2010. Т. 3. № 1. С. 67-70. Бадмаева 2016 — Бадмаева Е. Н. Продовольственный вопрос в аграрной политике советского государства: опыт решения в 1933-1943 гг. (на примере Калмыкии) / отв. ред. К. Н. Максимов. Элиста: КИГИ РАН, 2016. 296 с.

Бакаев 2005 — Бакаев П. Д. Черные земли. Элиста: АПП «Джангар», 2005. 184 с.

Верхогляд 2014 — Верхогляд Д. А. Земельно-правовые отношения в СССР в период коллективизации и полномочия колхозов как основных пользователей земель сельскохозяйственного назначения (конец 1920-х — середина 1930-х гг.) // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2014. № 1 (74). С. 125-129.

Гунаев 2015 — Гунаев Е. А. Статус региона «Черные земли» в Республике Калмыкия (1990-2000 гг.) // Вестник Калмыцкого университета. 2015. № 3 (27). С. 8-16.

История Калмыкии 2 2009 — История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3 т. Т. 2. Элиста: Издат. дом «Герел», 2009. 840 с.

Команджаев 1999 — КоманджаевА. Н. Хозяйство и социальные отношения в Калмыкии в конце XIX — начале XX века: исторический опыт и современность. Элиста: ЛИП «Джангар», 1999. 262 с.

Команджаев, Андропов 2013 — Команджаев А. Н., Андропов А. Н. Развитие сельского хозяйства в Калмыкии во второй половине XIX века // Вестник Калмыцкого университета. 2013. № 1 (17). С. 56-63.

Максимов 2009 — Максимов К. Н. Преобразование Калмыцкой автономной области в республику. Развитие ее социально-экономической, политической основы (1935-1947 гг.) // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3 т. Т. 2. Элиста: Издат. дом «Ге-рел», 2009. С. 405-440.

Национально-государственное... 1981 — Национально-государственное строительство в Калмыцкой АССР (июль 1920 - июнь 1937 гг.): Сб. документов и материалов / сост. А. М. Джалаева и др. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1981. 367 с.

Оглаев 1987 — Оглаев Ю. О. Осуществление ленинского кооперативного плана в Калмыкии (1917-1937 гг.). Элиста: Калм. кн. изд-во, 1987. 159 с.

Республика Калмыкия 2019 — Республика Калмыкия. Административно-территориальное деление. 1918-2017 гг.: справочник / сост. А. О. Тапкина [и др.]; редкол.: К. Н. Максимов (отв. ред.) [и др.]. Элиста: КалмНЦ РАН, 2019. 908 с.

Синицын 2019 — Синицын Ф. Л. Советское государство и кочевники. История, политика, население. 1917-1991. М.: Центрполиграф, 2019. 221 с.

Цылько — Цылько (Цилько) Федор Андреевич [электронный ресурс] // URL: https://alexanderyakovlev.org/almanah/almanah-dict-bio/1016919/21 (дата обращения: 10.11.2021).

Чубарь — Чубарь Влас Яковлевич [электронный ресурс] // URL: http:// www.hrono.ru/biograf/bio_ch/chubarvlas.php (дата обращения: 10.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.