Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 4 (24). С. 271-281. УДК 393.05
DOI 10.24147/2312-1300.2019.4.271-281
И. В. Межевикин
ИСТОЧНИКИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИНАМИКИ ПОГРЕБАЛЬНО-ПОМИНАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ РУССКИХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ*
Погребально-поминальная обрядность русских Западной Сибири в течение долгого времени оставалась за пределами внимания исследователей. Письменные свидетельства являются редкими и неполными, а археологические работы на русских некрополях начали проводить только в 1990-х гг.: до сих пор такие раскопки единичны и дают крайне ограниченный объём данных. Важной задачей представляется систематизация и определение возможностей различных типов и видов источников для исследования традиций, связанных со смертью, у русского населения Западной Сибири. Такая работа позволяет наметить перспективные направления исследования традиционной погребально-поминальной обрядности русских Западной Сибири.
Ключевые слова: источники; погребально-поминальная обрядность; динамика; русские; Западная Сибирь; этноархеология.
I. V. Mezhevikin
SOURCES FOR THE STUDY OF THE DYNAMICS OF THE FUNERAL AND MEMORIAL RITES OF THE RUSSIANS OF WESTERN SIBERIA
For a long time, the funeral and memorial rites of the Russians of Western Siberia remained outside of the researchers attention. Written sources are rare and incomplete, the archaeological works on Russian necropolises began to be carried out only in the 1990s: so until now, such excavations are rare and provide extremely limited data. An important task is the systematization and determination of the possibilities of various types and forms of the sources for the study of the traditions associated with death in the Russian population of Western Siberia. Such work provides to predict perspective directions of research into the traditional funeral and memorial rites of the Russians of Western Siberia.
Keywords: sources; funeral and memorial rites; dynamics; Russians; Western Siberia; ethnoarcheology.
Важной проблемой современной этнографии и антропологии смерти является переход от рассмотрения погребально-поминальной обрядности как статичной традиции к выявлению её динамических черт. Но для того, чтобы увидеть эту динамику, необходимо найти некую точку отсчёта, определить что из себя представляла традиционная обрядность. Для начала следует рассмотреть проблему источников по изучению погребально-поминальной обрядности русских региона в про-
шлом. В настоящее время большинство историков сходится во мнении, что прошлое, история - это не секунда назад, не то, что мгновение назад было настоящим, а то, на что можно взглянуть отвлечённо, осмыслить. «Пока я наблюдаю человека с деревянной ногой, я говорю о длящемся настоящем, как только я говорю о человеке, который потерял ногу, я говорю о прошлом», - писал по этому поводу М. Оукшот [1, с. 96]. Как правило, прошлым называют либо то, что было
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-39-00121 «Исследование динамики погребально-поминальной обрядности русских Западной Сибири (конец XIX -начало XXI века)».
© Межевикин И. В., 2019
поколение назад, либо случившееся до какого-то знакового для страны события, разделившего на «до» и «после». С этой точки зрения, рациональным выглядит взять за точку отсчёта 1991 г., но в рамках данного исследования эта граница была бы достаточно условной. Если исходить из полевого этнографического материала, то такой границей оказывается скорее 1970 г. В рассказах информаторов о периоде 1970-х гг. ещё встречаются упоминания об архаических элементах обряда: таких, как гробы-колоды, самостоятельное изготовление «смертной» одежды и верования, связанные с этим процессом и т. д. Но именно в 1970-х гг. многие элементы погребально-поминальной обрядности становятся историей, уходят в прошлое. Комбинаты бытового обслуживания (КБО), артели и стройчасти при совхозах начинают принимать активное непосредственное участие в погребально-поминальной обрядности русских [2, л. 18; 3, л. 4, 8, 13; 4, с. 263].
В связи с этим актуальным представляется характеристика и обобщающая аналитика источников по погребально-поминальной обрядности русских Западной Сибири. Целью данной статьи является выделение и исследование возможностей тех источников, которые позволяют проследить динамику и вариативность обряда.
С уверенностью реконструировать происхождение того или иного обычая, обряда, ритуала, традиции, восходящего к допись-менным временам (а нередко и к культурным чертам более позднего времени) невозможно. Ю. А. Смирнов и М. В. Тендрякова в специальной статье [5, с. 68-73] исследовали распространённые стереотипы, касающиеся работ, посвящённых погребально-поминальной обрядности. Причину этого явления они видят во влиянии обыденного сознания на исследовательский труд. В действительности современные учёные, являясь продуктом определённой культуры, не могут в своих изысканиях полностью абстрагироваться от сформированных ей представлений о вещах и явлениях. Материал, который мы получаем благодаря этнографическим полевым исследованиям, кроме того, носит отпечаток представлений людей, воспитанных в культуре, в которой проводились работы.
Достаточно подробный историографический обзор по теме погребально-поминальной обрядности русских в Сибири содержится во введении к коллективной монографии «Этно-графо-археологические комплексы народов Тарского Прииртышья: могилы, могильники, погребальный обряд и мир мёртвых в свете этноархеологических работ» [6, с. 11-30]. Краткий историографический обзор необходим и в рамках данной статьи.
Погребально-поминальная обрядность русских как объект научного исследования достаточно давно входит в область постоянных изысканий этнографии, археологии, истории, культурологии, религиоведения и т. д. Описание сопутствующих похоронам и поминовениям ритуалов можно встретить у И. Г. Георги (1799 г.) [7, с. 185-186] и А. А. Коринфского (1901 г.) [8, с. 697-720]. К. В. Чистов в приложении к «Восточнославянской этнографии» Д. К. Зеленина рассуждает о том, что фактически до XX в. исследование обрядности считалось занятием фольклористов, в то время как Дмитрий Константинович подходит к вопросу комплексно: «Д. К. Зеленин <...> понимал, что происхождение, смысл, формы функционирования <...> отдельных фактов народного быта могут получить своё убедительное истолкование только во взаимосвязи со всей системой народного быта - от его социально-экономической основы до обрядов, верований и фольклора. Это было, по существу <...> стремлением к системному исследованию народной культуры как единого, исторически сложившегося и вместе с тем динамичного явления» [9, с. 440]. В трудах Д. К. Зеленина [9, с.345-357, 418-423; 10] погребально-поминальная обрядность восточных славян занимает особое место.
К классическим фольклористским следует отнести работы Е. В. Барсова «Причитания Северного края» [11], А. Н. Соболева «Загробный мир по древнерусским представлениям» [12], С. В. Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила» [13].
Д. К. Зеленин был первопроходцем собственно этнографического системного анализа обряда. Одновременно с ним основательный вклад в изучение погребального обряда учёными-этнографами внесли классические труды Д. Н. Анучина [14], закладывавшего
основы комплексного подхода, и Г. С. Виноградова, в своей работе давшего подробное описание похоронных обрядов, народного понимание смысла и значения обрядов погребения [15].
Из историко-этнографических работ следует также выделить книгу Н. Н. Белецкой, которая описывает отголоски архаических ритуалов в современной народной культуре [16]. Одним из направлений исследования погребального обряда является изучение народных представлений о загробном мире.
Историко-этнографический материал, собранный к настоящему времени, характеризует как общие типологические черты, так и региональную специфику, локальные особенности похоронных обрядов на территории ряда русских областей. Е. Ф. Фурсова в своей работе описала погребальную одежду старообрядцев Васюганья [17]. О. В. Голубкова возводит обряд «передачи курицы» во время похорон к вятским переселенцам [18]. Необходимо отметить также труды Г. Е. Бардиной [19], Т. Б. Юмсуновой и А. П. Майорова [20].
Вопрос о методологии описания и анализа сопутствующих смерти обычаев и ритуалов поднимался значительно реже и, в основном, в более поздних работах. К этой теме обращались, В. И. Гуляев [21], В. И. Мельник [22], В. С. Ольховский [23; 24], Ю. А. Смирнов [25], С. А. Токарев [26, с. 153-164] и др. Археологами и этнографами был составлен ряд программ по сбору материалов о действиях, связанных со смертью [27; 28; 29; 30]. Разработка теории исследований погребально-поминальной обрядности приводила к идее необходимости комплексного анализа, совмещения археологических и этнографических данных.
Классической работой по этноархеоло-гии считается монография В. П. Дьяконовой «Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник», где рассмотрены возможности соотнесения археологических и этнографических данных по погребальному обряду [31]. Методически интересен подход Д. Г. Савинова к выяснению взаимоотношения археологических объектов, названный им поиском «этнографических ситуаций» в археологии [32]. Один из томов серии «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири» был посвящен именно по-
гребальной обрядности. В нём В. М. Кулем-зиным предпринята попытка осмысления накопленных археологами и этнографами материалов в контексте общего направления развития культур, выделения традиционных пластов мировоззрения и определения дальнейшего направления исследований в этой области, а П. Е. Бардиной описана специфика погребального обряда русского населения Западной Сибири [33, с. 334-338, с. 383-393].
Начиная с 1993 г. группой омских этнографов и археологов разрабатывается концепция этнографо-археологического комплекса (ЭАК), призванная как раз интегрировать археологические и этнографические методы изучения социума. В общем виде концепцию ЭАК можно охарактеризовать как качественно новый этап развития комплексного подхода к изучению традиционной культуры путём объединения и создания интегрированных методов и методик археологии, этнографии, смежных с ними дисциплин. Как следует из определений этого понятия, ЭАК изучается не только с целью этнической атрибуции археологических памятников, но и с целью ретроспективного выяснения преемственности линии культурно-исторического процесса в конкретных регионах. В русле этноархеологического взаимодействия написаны работы М. Л. Бережновой [34], Л. В. Татауровой [35], С. Ф. Татаурова и С. С. Тихонова [36].
Упомянутая в начале историографического обзора коллективная монография 2016 г. вышла в серии «Этнографо-археоло-гические комплексы». Омские учёные последовательно изложили в ней свои взгляды на погребально-поминальную обрядность с позиций археологии, этнографии и интеграции археологических и этнографических материалов для исторических реконструкций культуры и социума.
В последние годы появился ряд исследователей работающих в рамках антропологии смерти. Разработка гражданской обрядности [37], обряд «красных похорон» [38], новые мемориальные практики требовали специального исследования с принципиально новых методологических позиций. Здесь следует отметить работы А. Д. Соколовой и А. Б. Юдкиной [39; 40; 41], С. В. Мохова [42], сборник «Memento Mori: похоронные
традиции в современной культуре» [43]. С 2015 г. в России издаётся специализированный журнал «Археология русской смерти» [44].
Проблематика традиционных форм погребально-поминальной обрядности русских Западной Сибири в настоящее время остаётся сравнительно слабо изученной. Письменные свидетельства об этом вопросе крайне малочисленны, археология русских в Западной Сибири находится в стадии становления, а этнографические свидетельства касаются преимущественно современных культурных форм. В рамках данной статьи рассмотрим последовательно три группы источников: письменные, археологические и этнографические.
В письменных источниках в целом редко встречается упоминание погребально-поминальной обрядности славянского населения. Случаи описания обычаев, связанных со смертью у западносибирского крестьянства единичны. В «Описании рукописей Учёного архива Императорского русского географического общества» есть следующие сведения из села Песчанского Шадринского уезда (территория современной Курганской области): «Щепы от гроба вывозят с навозом за селение, а в печь не бросают: когда оне горят, то жарко бывает усопшему; когда понесут умершего из дома, то всех домашних затворяют на короткое время в доме, чтоб он только один из дому вон, а прочие оставались бы живыми и здоровыми. Сетующему об умершем натирают грудь землёю с могилы, чтоб не тосковал. Для поминовения умерших разносят, м.пр. [между прочим], соседям и бедным витушки, в которые запекают по грошу» [45, с. 995]. С другой стороны, русское крестьянство в Сибирь поступало различными потоками из Европейской части России, принося с собой локальные традиции определённых её губерний, как северных, так и южных. «Описание рукописей ...» - весьма удачный источник сравнительного материала, позволяющий делать выводы о местах выхода переселенцев, принёсших те или иные элементы обряда, так как содержит сведения о погребальном обряде многих областей Европейской России.
В некоторых источниках встречаются отдельные сведения о выборе места для по-
гребения. Так, в «Истории Сибири» Г. Ф. Миллера есть следующие сведения: «За отсутствием свободного места жители не могли хоронить своих покойников около церкви, внутри острога, и были вынуждены вывозить их в поле, где дикие звери их опять выкапывали. Всё это было причиной перенесения города Нарыма на новое моего, которое было произведено в 1631 г. воеводою Иваном Никифоровым сыном Бестужевым» [46, с. 76]. Таким образом, можно получить информацию о том, что население Нарым-ского острога хоронило покойников около церкви, и важность погребения на огороженной территории была достаточно высокой, чтоб считать этот фактор одной из причин переноса острога.
В редких случаях можно встретить информацию о сроках погребения. Погребение архиерея могло совершаться только архиереем и потому случалось, что тело скончавшегося владыки долго не погребалось. Тобольский архиепископ Макарий умер 24 июля 1635 г., а погребён 1 мая 1636 г. приехавшим, назначенным туда, Нектарием. Другой тобольский архиепископ Герасим умер 16 июля 1650 г., а погребён 13 мая 1652 г. - преемником Симеоном, спустя почти два года» [47, с. 231-232]. В свете таких свидетельств легче воспринять фиксируемые по метрическим книгам похороны, происходящие значительно позже третьего дня после смерти. Так, в Метрической книге о рождении, браке, смерти по Томской Духовной консистории Богоявленской церкви с. Еланское описаны трое похорон на двадцать седьмой день (см. табл.) [48].
Как видно из таблицы, несмотря на преобладание канонических похорон на третий день, практика демонстрирует широкий диапазон сроков погребения. Третий день не всегда является доминантой для русских Западной Сибири: так, согласно Метрической книге, данной из Курганского духовного Правления село Дубровинским священно и церковнослужителям для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших, за 1851-1852 гг. из 129 умерших 41 были погребены на третий день, а на второй - 77 [49, л. 44 об.-84]. Помимо дат смерти и погребения, метрические книги дают сведения о причинах смерти, личности покойного, а также приобщившем священнике, месте
погребения и присутствующем при похоронах клире. Эти данные позволяют проводить некоторые статистические исследования, од-
Письменные источники не обеспечивают полной картины погребально-поминальной обрядности русских в Западной Сибири в прошлом. Однако, они позволяют зафиксировать явления, которые невозможно было бы установить иным способом. Так, например, метрические книги разрушают стереотип о традиционном погребении у русских на третий день.
Археологические источники также преимущественно дают материал о материальных компонентах погребальной практики. Кроме того, сами археологи отмечают недостаточный и поздно проявившийся интерес к археологии русских. О причинах слабой изученности погребального обряда русских археологией можно сделать вывод из слов Е. А. Курлаева и Ю. М. Баранова: «Одну из причин игнорирования археологических методов <...> мы видим в сложившихся стереотипах и убеждённости некоторых учёных в наличии поздней временной границы для археологии и определении её "верхнего предела" 1700 г. Это породило в российской археологической науке господствующее представление о том, что памятники XVIII-XX вв. не являются объектом исследования этой дисциплины» [50, с. 76]. В археологии в целом до недавнего времени не было принято заниматься раскопками памятников позднее XV в., а соответственно русские могильники, относящиеся преимущественно к XVII-XIX вв. в поле зрения исследователя не попадали. С одной стороны это связано с устоявшейся научной традицией: археология - наука о древностях, а новое время -какая же это древность; с другой - с морально-этической проблематикой (можно ли за-
нако фактически не содержат сведений о нематериальных компонентах погребального обряда.
ниматься раскопками погребений, сделанных сравнительно недавно?).
О других причинах недостатка интереса к культуре русских Сибири пишет Л. В. Тата-урова: «Причиной этого стало приоритетное изучение коренных народов Сибири, и на основе археологических материалов вышли многие обобщающие монографии.
С другой стороны, исследователей интересовали лишь пункты первоначального этапа заселения, имевшие преимущественно военно-оборонительное значение, такие как города и остроги» [51, с. 3-8].
Тем не менее, начиная с 1990-х гг., к поздней археологии русских постепенно подступаются. Основным направлением работ в этой области остаются города и остроги, однако, зачастую эти работы касаются некрополей [52, с. 233-238; 53, с. 113-120; 54, с. 127-130; 55 и др.]. В Западной Сибири достаточно хорошо обследованы Красноярский, Кузнецкий и Умревинский остроги [56; 57; 58]. Если говорить о погребениях в сельской местности в Западной Сибири, то археологических исследований в этой области на порядок меньше. Ряд работ на русских памятниках Верхнего Приобья и Барабы был произведён новосибирскими учёными [59, с. 506-508; 60, с. 219-221; 61, с. 149-169]. А. А. Воробьёв-Исаев в 2006 г. защитил диссертацию на тему «Погребальные памятники российского освоения Верхнеобского региона XIX - начала XX вв.» [62]. В последнее десятилетие заметный вклад в исследование погребального обряда русских в сельской местности внесли коллеги из Тобольска [63; 64]. В Омской области раскопки русских погребальных памятников проводит Л. В. Та-
Сведения о количестве и сроках погребения по Томской Духовной консистории Богоявленской церкви с. Еланское за 1875 г.
На какой день погребён
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 20 21 23 24 27
Количество погребённых 2 9 71 7 2 5 2 4 5 1 3 1 1 3 4 1 2 1 1 1 2 1 3
Источник: Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Д-156. Оп. 1. Д. 4153. Л. 47 об.-75.
таурова. Начиная с 1999 г. она вела работы на памятнике Изюк-1, по результатам которых в 2010 г. была издана монография [65]. Кроме того, в 2004 г. С. С. Тихонов зафиксировал как археологический памятник д. Ана-ньино, разъехавшуюся в конце XIX в. [66, с. 361]. Летом 2005 г. под руководством Л. В. Татауровой были проведены первые работы на памятнике Ананьино-1. За шесть лет раскопок (2005, 2010-2011, 20132015 гг.) были исследованы два усадебных комплекса, разделённые частоколами и включающие пять трёхчастных изб-связей. На кладбище изучено 58 погребений -24 взрослых и 34 детских [67, с. 429; 68, с. 231].
Таким образом, следует отметить, что археологические исследования погребального обряда русских в Сибири находятся в стадии становления. Усилия подавляющего большинства археологов направлены на памятники культур, живших в Сибири до русских. Значительная (но всё же гораздо меньшая) часть учёных занята исследованием городских некрополей. А самая малочисленная в течение одного-двух последних десятилетий исследует русские археологизированные кладбища в сельской местности. Кроме того, помимо собственно научных археологических работ производится большое количество спасательных. С одной стороны, законодательство стимулирует археологическое исследование всё новых и новых памятников (в том числе русских), с другой - материалы таких работ далеко не всегда вводятся в научный оборот, их результаты зачастую нигде не публикуются. Археология даёт необходимый фактический базис, позволяющий устанавливать объективные факты обстоятельств погребения, но без соотнесения с данными этнографии почти полностью исчезает эмоциональный, ментальный, собственно ритуальный пласт, невозможно зафиксировать многие действия, не оставляющие материальных следов.
Что касается этнографических источников по погребально-поминальной обрядности русских Западной Сибири до 1970-х гг., то следует отметить, что этнографией русских в этот период занимались в принципе очень мало. В основном этнографические материалы по теме затрагивают достаточно поздний
период, не давая полного представления о состоянии погребально-поминальной обрядности русских в прошлом. Кроме того, зачастую их трудно подвергать сравнительному анализу, т.к. сведения полевых источников разрозненны и отрывочны.
В этнографическом материале заметнее всего прослеживается динамика обряда. Живое общение позволяет фиксировать время и причины возникновения одних элементов и исчезновения других. Однако, в этнографическом материале фиксируются и архаические формы. Так, погребение у русских в долблёных гробах считалось архаизмом, исчезнувшим в 1970-е гг. А. Б. Островский и А. А. Чувьюров в 2010 г. в ряде населённых пунктов Усть-Кокскинского района Республики Алтай зафиксировали изготовление колод и погребение в них в среде старообрядцев-каменщиков [69, с. 36, 37, 39]. Такие явления носят исключительный характер, правилом же является преимущественная коммерциализация обряда, росте преобладания социального компонента над этническим.
По состоянию дел в Среднем Прито-болье имеются сборы М. Г. Екимова и В. В. Марковского, хранящиеся в рукописном фонде архива Государственного бюджетного учреждения культуры «Курганский областной Центр народного творчества и кино» (ГУ КОЦНТ) [70]. В основном это формализованные опросы, собранные по «Вопроснику по описанию русского традиционного похоронного обряда» в 1990-1991 гг. Материалы зачастую касаются старожильческого (в том числе старообрядческого населения) и содержат сведения об обряде начала - середины XX в. В Курганской области нет достаточно крупных этнографических центров, а специалисты из других регионов также не проводили крупных комплексных этнографических исследований Среднего При-тоболья.
В Среднем Прииртышье этнографические исследования погребально-поминальной обрядности русских проводятся систематически, начиная с 1978 г. [71] Омским государственным университетом (ОмГУ). В то же время в первые годы сборы по теме составляют крайне малый процент от общего количества. Так, в материалах за 1978 г. лишь две карточки из 172 посвящены погре-
бальному обряду. Кроме того, в ранних экспедициях не была отработана методика сбора материала по погребально-поминальной обрядности русских: вопросы о многих значимых элементах обряда не задавали, работы на кладбищах фактически не велись. Ситуация меняется в 1995 г. с началом комплексного исследования погребального обряда в с. Бергамак [72-74; 75, с. 248-272]. В 1995 г. был снят инструментальный план сельского кладбища, а также собран значительный объём полевых материалов по погребально-поминальной обрядности. В 2000, 2005 и 2010 гг. экспедиции ОмГУ приезжали в Бергамак, проводили мониторинг кладбища, внося изменения в план, а также собирали новые полевые материалы по теме. В целом, начиная с конца 1990-х, появляется интерес к русской погребально-поминальной обрядности, объём сборов о ней увеличивается. В то же время следует отметить, что эти материалы как правило описывают обряд, синхронный времени сбора, сведения об обряде начала-середины XX в. отрывочны и редки.
Экспедиции ОмГУ не ограничивались Омской областью. Так в 1990 г. Сибирская историко-этнографическая экспедиция работала в Ялуторовском и Ярковском районах Тюменской области [76], а в 2009 г. Русский отряд этнографической экспедиции ОмГУ собирал материалы в Викуловском и Соро-кинском районах Тюменской области. Ряд сборов проводился в Северном Казахстане [77; 78].
После того, как в Омске в 1990-х гг. формируется центр этноархеологических исследований [79, с. 9], здесь начали проходить научные форумы под названием «Интеграция археологических и этнографических исследований», а в 1996 г. вышел в свет первый том серии «Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума» [80]. Исследования погребально-поминальной обрядности в рамках этнографо-архео-логического комплекса представляются перспективными. Первые работы, проведённые в рамках этого подхода, были посвящены культуре тарских татар и поспособствовали созданию специальной монографии, посвя-щённую погребальному обряду тюркского населения низовьев р. Тара [81]. Начиная с 1994 г. в рамках этноархеологического под-
хода разрабатывается комплекс «Русские». М. Л. Бережновой для этнографо-археологи-ческого изучения погребального обряда русских была разработана специальная методика, в которой «... основой возможных реконструкций должны быть данные археологии, лишь дополняемые этнографическими материалами» [82, с. 17]. В 2006 г. Л. В. Татауро-вой и М. Н. Тихомировой были опубликованы предварительные результаты исследования комплекса «Русские» [83, с. 39-70]. Помимо этого был опубликован ряд работ, направленный на интеграционное археолого-этнографическое исследование погребально-поминальной обрядности региона [84, с. 163177; 85, с. 103-107; 86, с. 61-66; и др.].
С постановкой проблемы совмещения материалов археологии и этнографии стало развиваться направление исследования не только традиционных элементов обряда, но и материальной составляющей - намогильных и внутримогильных сооружений, планиграфии и ограждений кладбищ. Кладбище становится предметом этнографического и этноархеологического изыскания.
В целом необходимо заметить, что традиции погребально-поминальной обрядности русских Западной Сибири предпочтительно исследовать именно методами этноархеоло-гии. В действительности натурные исследования на кладбищах сближают этнографа с археологом. Наблюдая за похоронами, он видит создание будущего археологического источника, то, что так хотел бы видеть своими глазами каждый археолог, извлекающий из раскопа костяки и сопроводительный инвентарь.
В настоящее время необходимо комплексное археолого-этнографическое исследование погребально-поминальной обрядности русских Западной Сибири. В этой области остаётся огромное количество дискуссионных вопросов и белых пятен, и именно эт-ноархеологическое исследование погребальных памятников русских может поспособствовать продвижению в данной сфере. М. Л. Бережнова в качестве возможного пути предлагает археологическое исследование старого русского кладбища, насчитывающего 150-300 лет в совокупности со сбором этнографического материала [84, с. 176]. Данный подход реализуется на памятниках Изюк-!
и Ананьино-I (в совокупности со сбором этнографических материалов в с. Евгащино и среди потомков ныне несуществующей д. Ананьино (д. Сыщиково, с. Черняево, с. Заливино, с. Междуречье, с. Нагорное, с. Усть-Тара Тарского района Омской области [68, с. 233; 87, с. 66]), но в целом археологические (и этноархеологические) исследования русских сельских кладбищ - область, требующая значительно более активного развития. Морально-этические аспекты и устоявшаяся в археология научная традиция делают её малопопулярной. Однако, следует заметить определённые сдвиги в сторону развития данного метода и признание рядом специалистов его перспектив в будущем.
Нехватка источников, как письменных, так и археологических, и этнографических, в которых описывались бы традиции погребально-поминальной обрядности русских Западной Сибири, наталкивает на мысль о необходимости дальнейших комплексных археолого-этнографических исследований комплексов культуры русских, включая некрополи.
Таким образом, наиболее перспективным представляется исследование исторических традиций погребально-поминальной обрядности русских, прежде всего, как результата этноархеологических исследований. Антропология смерти подходит для анализа современной обрядности в контексте социальных и технических изменений. Но всё, что касается традиционной погребально-поминальной обрядности, наилучшим образом раскрывается этноархеологическими методами. Кроме того, как показал приведенный выше пример с метрическими книгами, актуально расширение круга привлекаемых письменных источников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Савельева И. M., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. - М. : Языки русской культуры, 1997. - 800 с.
2. Архив Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (МАЭ ОмГУ). Ф. I. Д. 220-5.
3. МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 224-1.
4. Межевикин И. В. Погребальный обряд в динамике (рецензия на цикл статей А. Д. Соколовой) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». - 2016. - № 3 (11). -С. 260-264.
5. Смирнов Ю. А., Тендрякова М. В. О роли обыденного сознания в археологической реконструкции // Краткие сообщения Института археологии. - 1990. - № 201. - С. 68-73.
6. Этнографо-археологические комплексы народов Тарского Прииртышья: могилы, могильники, погребальный обряд и мир мёртвых в свете этноархеологических работ : монография / М. Л. Бережнова, М. А. Корусенко, А. В. Полеводов, Л. В. Татаурова, К. Н. Тихомиров, С. С. Тихонов. - Омск : Издат. дом «Наука», 2016. - 294 с. : ил. - (Этнографо-археологи-ческие комплексы: проблемы культуры и социума; т. 14).
7. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских, обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопримечательностей. - СПб., 1799. - Ч. 4.
8. Коринфский А. А. Народная Русь. - М., 1901.
9. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. - М., 1991.
10. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. -Пг., 1916. - Вып. 1 : Умершие неестественною смертью и русалки.
11. Барсов Е. В. Причитания Северного края.- М., 1872. - Ч. 1 : Плачи похоронные, надгробные и надмогильные.
12. Соболев А. Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям. -СПб., 1999.
13. Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. - СПб., 1994.
14. Анучин Д. Н. Сани, ладьи и кони как принадлежность похоронного обряда. - М., 1890.
15. Виноградов Г. С. Смерть и загробная жизнь в воззрениях русского старожильческого населения Сибири // Сб. тр. проф. и преп. Ир-кут. ун-та. - Иркутск, 1923. - Вып. 5. -С. 261-345.
16. Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. - М., 1978.
17. Фурсова Е. Ф. Погребальная одежда старообрядцев Васюганья в XX в. как этнографический источник // Культура русских в археологических исследованиях. - Омск, 2002. -С. 170-181.
18. Голубкова О. В. «Вятские» традиции в сибирской этнографии (элемент похоронного обряда) // Герценка: Вятские записки — Киров, 2003. — Вып. 4. — С. 36-43.
19. Бардина Г. Е. Материалы о похоронном обряде русского населения Среднего Приобья в конце XIX - начале XX в. // Образование народов Западной Сибири. - Томск, 1990. -С. 166-178.
20. Юмсунова Т. Б., Майоров А. П. Обряжение и проводы у семейских Забайкалья // Живая старина. - М., 2000. - № 1. - С. 12-18.
21. Гуляев В. И. Проблемы интерпретации погребального обряда в археологии // Краткие сообщения Ин-та археологии. - М., 1990. -№ 201. - С. 103-109.
22. Мельник В. И. Погребальная практика и погребальный обряд // Краткие сообщения Ин-та археологии. - М., 1990. - № 201. - С. 73-77.
23. Ольховский В. С. Погребально-поминальная обрядность в системе взаимосвязанных понятий // Советская этнография. - М., 1986. -№ 1. - С. 65-76.
24. Ольховский В. С. Погребально-поминальная обрядность населения степной Скифии (VII-III вв. до н. э.). - М., 1991.
25. Смирнов Ю. А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследования, тексты, словарь. - М., 1997.
26. Токарев С. А. Ранние формы религии. - М, 1990.
27. Кремлева И. А. Программа сбора материала по похоронно- поминальным обычаям и обрядам // Традиционная культура русских. - Рязань, 1997. - С. 68-79. - (Рязанский этнографический вестник).
28. Смоляк А. В., Соколова 3. П. Погребальные обряды и связанные с ними представления // Вопросники и программы по этноархеоло-гии и этнографии для участников этнографических экспедиций и студенческих практик : учеб.-метод. пособие. - Омск, 2002. - С. 169176.
29. Сорокоумов Д. В. Методика этноархеологиче-ских исследований русских кладбищ // Методика археологических исследований Западной Сибири: сборник статей и методических рекомендаций. - Омск, 2005. - С. 155-188.
30. Тихомиров К. Н., Сорокоумов Д. В. Погребальный обряд русских Западной Сибири: Программа сбора материалов. - Омск, 2001.
31. Дьяконова В. П. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. - Л., 1975.
32. Савинов Д. Г. Проблемы этноархеологии и этноархеологических исследований омских учёных // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. - Новосибирск, 1998. - Т. 3. - С. 58-63.
33. Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. - Томск, 1994. - Т. 2 : Мир реальный и потусторонний.
34. Бережнова М. Л. Погребальный обряд русских старожилов Среднего Прииртышья // Этно-графо-археологические комплексы: Проблема культуры и социума. - Новосибирск, 1997. -Т. 2 : Культура тарских татар. - С. 163-177.
35. Татаурова Л. В. Об одном из элементов погребального обряда русских по данным археологии: проблемы и перспективы // Культура русских в археологических исследованиях. -Омск ; Ханты-Мансийск, 2002. - С. 235-237.
36. Татауров С. Ф., Тихонов С. С. Археологические источники для этнографо-археологиче-ских исследований в низовьях р. Тары // Эт-нографо-археологические комплексы: проблема культуры и социума. - Новосибирск, 1997. - Т. 1. - С. 91-105.
37. Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. - М., 1981.
38. Полищук Н. С. Обряд как социальное явление (на примере «красных похорон») // Советская этнография. - 1991. - № 6. - С. 25-32.
39. Соколова А. Д. Похороны без покойника: трансформации традиционного похоронного
обряда // Антропологический форум. -2011. - № 15. - С. 187-202.
40. Соколова А. Д. «Нельзя, нельзя новых людей хоронить по-старому!» Эволюция похоронного обряда в Советской России // Отечественные записки. - 2013. - № 5 (56) - С. 191-209.
41. Соколова А. Д., Юдкина А. Б. Похоронно-по-минальный обряд вне традиционной культуры: тенденции и динамика трансформаций в современной России // Этнографическое обозрение. - 2014. - № 2. - С. 3-6.
42. Мохов С. В. Смерть как проблема исследования в социальной и исторической антропологии: генезис идей // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2016. - Т. XIX. -№ 3 (86). - С. 171-188.
43. Соколова А. Д., Юдкина А. Б. (сост.) Memento Mori: похоронные традиции в современной культуре. - М., 2015.
44. Археология русской смерти: death studies journal [Электронный ресурс] // ВКонтакте: [сайт]. - URL: https://vk.com/necrosociology (дата обращения: 13.08.2019).
45. Зеленин Д. К. Описание рукописей Учёного архива Императорского русского географического общества. - Пг., 1916. - Вып. 3. - 297 с.
46. Миллер Г. Ф. История Сибири. - Изд. 2-е, дополненное. - Т. II. - М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. - 796 с.
47. Покровский И. М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. - Т. 1 : (XVI-XVII вв.). - Казань : Типо-литография Имп. ун-та, 1897. - 534 с.
48. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Д-156. Оп. 1. Д. 4153.
49. Государственный архив Курганской области (ГАКО). Ф. И-217. Оп. 1. Д. 1.
50. Курлаев Е. А., Баранов Ю. М. Исследование памятников археологии XVII-XVIII веков: от раскопа к компьютерной реконструкции // Культура русских в археологических исследованиях : сб. науч. тр. - Омск, 2002. -С. 76-79.
51. Татаурова Л. В. Культура русских Сибири в археологических исследованиях: проблемы и перспективы // Культура русских в археологических исследованиях : сб. науч. тр. -Омск, 2002. - С. 3-8.
52. Бердников И. М., Бердникова Н. Е. К вопросу о времени первых захоронений на территории Иркутского острога // Культура русских в археологических исследованиях. - Омск, 2008. - С. 233-238.
53. Молодин В. И. Некрополь Илимского острога: палеодемографическая реконструкция // Археология восточноевропейской лесостепи. -Вып. 13 : Евразийская лесостепь в эпоху металла. - Воронеж, 1999. - С. 113-120.
54. Пугачев Д. А., Калашников Д. С., Чуди-лин И. А. Одно из захоронений Нагорного кладбища // Культура русских в археологических исследованиях : сб. науч. тр. - Омск, 2002. - С. 127-130.
55. Данилов П. Г. Некрополи XVII-XVIII вв. в структуре городской застройки Тобольска в свете археологических и исторических материалов // Культура русских в археологических исследованиях. - Омск ; Тюмень ; Екатеринбург : Магеллан, 2014. - Т. 2. - С. 19-21.
56. Горохов С. В., Бородовский А. П. Некрополь Умревинского острога (Верхнее Приобье) // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2018. - Т. 46, № 2, апрель - июнь.
- С. 123-130.
57. Тарасов А. Ю. Археологическое изучение исторических некрополей г. Красноярска // Тр. III (XIX) Всерос. археол. съезда. - СПб.; М.; Великий Новгород, 2011. - Т. II. - С. 262263.
58. Ширин Ю. В. Погребальный обряд христианских кладбищ Притомья XVII-XVIII вв. // Культура русских в археологических исследованиях: междисциплинарные методы и технологии : сб. науч. ст. / под ред. Л. В. Татау-ровой. - Омск : Изд-во Омский ин-т (филиал) РГТЭУ, 2011. - С. 416-422.
59. Воробьёв А. А. Сосуды с углями из русских погребений Верхнего Приобья и Барабы как объект археолого-этнографического изучения // Историко-культурное наследие Северной Азии: Итоги и перспективы изучения на рубеже тысячелетий : материалы XII Региональной археолого-этнографической студенческой конференции (Барнаул, 25-30 марта 2001 г.).
- Барнаул, 2001. - С. 506-508.
60. Воробьёв А. А., Троицкая Т. Н. Сосуды в погребальном обряде русского населения Западной Сибири // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Владивосток ; Омск, 2000. - С. 219-221.
61. Кирюшин Ю. Ф., Казаков А. А., Фролов Я. В., Воробьёв А. А. О погребальной обрядности населения Верхнего Приобья в XVIII - XIX вв. (по материалам могильника Староалейка-П) // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. - Т. 9. - Омск, 2006. - С. 149-169.
62. Воробьёв-Исаев А. А. Погребальные памятники Российского освоения Верхнеобского региона XIX - начала XX вв. (по археологическим источникам) : дис. ... канд. ист. наук. -Новосибирск, 2006. - 191 с.
63. Данилов П. Г. Православный некрополь XVII-XVIII веков в селе Абалак Тобольского района: итоги и перспективы исследований // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология. -2012. - С. 158-163.
64. Данилов П. Г., Турова Н. П. Детские погребения с русского поселения «Деревня Яркова» в Тобольском Прииртышье // Вестник Томского государственного университета. - 2017. -№ 414. Январь. - С. 45-51.
65. Татаурова Л. В. Погребальный обряд русских Среднего Прииртышья XVII-XIX вв. По материалам комплекса Изюк-! - Омск : Апельсин, 2010. - 284 с.
66. Тихонов С. С. Ананьино: этнографо-археоло-гический комплекс // Культура русских в ар-
хеологических исследованиях : сб. науч. ст. -Омск, 2005. - С. 361-368.
67. Татаурова Л. В. Возможности междисциплинарных исследований русских комплексов Нового времени // Этнические взаимодействия на Южном Урале. - 2015. - С. 429-432.
68. Крих А. А, Чернова И. В. Десять лет исследованиям русской старожильческой деревни Ананьино // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». - 2015. -№ 4 (8). - С. 230-234.
69. Архив Российского этнографического музея (АРЭМ). Ф. 10. Оп. 2. Д. 50.
70. ГУ КОЦНТ. Папка № 11. Обряд погребения.
71. МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 15-1.
72. МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 93-1.
73. МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 93-2.
74. МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 93-4.
75. Бережнова М. Л., Минин А. В. Кладбище села Бергамак: опыт мониторинга (часть II. Плани-графия погребального комплекса) // Этногра-фо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. - Омск, 2009. - Т. 11. -С. 248-272.
76. МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 61-1.
77. МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 18-3.
78. МАЭ ОмГУ. Ф. I. Д. 19-2.
79. Томилов Н. А. Этноархеология: понятие, объектно-предметная и проблемная сферы // Эт-нографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. - Новосибирск : Наука : Сибирск. предприятие РАН, 2002. -С. 9-19.
80. Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. Т. 1 : Культура тарских татар. - Новосибирск : Наука, 1996. -220 с.
81. Корусенко М. А. Погребальный обряд тюркского населения низовьев р. Тара в XVII-XX вв.: Опыт анализа структуры и содержания. -Новосибирск : Наука, 2003. - (Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума; т. 7). - 292 с.
82. Бережнова М. Л. О методике этнографо-археологического изучения погребального обряда русских Среднего Прииртышья // Эт-нографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. - Новосибирск, 1999. - Т. 4. - С. 17-23.
83. Татаурова Л. В., Тихомирова М. Н. Этнографо-археологический комплекс «Русские» (предварительные итоги исследования) // Этногра-фо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. - Омск, 2006. - Т. 9. -С. 39-70.
84. Бережнова М. Л. Погребальный обряд русских старожилов Среднего Прииртышья // Этно-графо-археологические комплексы: Проблема культуры и социума. - Новосибирск, 1997. -Т. 2 : Культура тарских татар.- С. 163-177.
85. Никифорова И. А. Погребальный обряд русских Среднего Прииртышья по данным этнографии // Культура русских в археологических исследованиях: Сборник научных трудов. - Омск, 2002. - С. 103-107.
86. Татаурова Л. В. Этнокультурные аспекты современного погребального обряда русских и их применение для реконструкций в археологии // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Одесса; Омск, 2007. - С. 61-66.
Информация о статье
Дата поступления 25 февраля 2019 г.
Дата принятия в печать 5 ноября 2019 г.
Сведения об авторе
Межевикин Иван Владимирович - младший научный сотрудник Сибирского филиала Института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, ул. Андрианова, 28
E-mail: [email protected] Для цитирования
Межевикин И. В. Источники по изучению динамики погребально-поминальной обрядности русских Западной Сибири // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 4 (24). С. 271-281. DOI: 10.24147/2312-1300.2019.4.271-281.
87. Чернова И. В. Культура жизнеобеспечения и хозяйство потомков жителей деревни Ананьи-но (по этнографическим и архивным материалам) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». - 2015. - № 1 (5). -С. 65-70.
Article info
Received
February 25, 2019 Accepted
November 5, 2019 About the author
Ivan V. Mezhevikin - Junior Researcher of the Siberian Branch of Likhachev Institute of Cultural and Natural Heritage (Omsk, Russia)
Postal address: 28, Andrianova ul., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected] For citations
Mezhevikin I.V. Sources for the Study of the Dynamics of the Funeral and Memorial Rites of the Russians of Western Siberia. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2019, no. 4 (24), pp. 271-281. DOI: 10.24147/ 2312-1300.2019.4.271-281 (in Russian).