ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / HISTORIOGRAPHY AND SOURCE STUDIES
Онлайн-доступ к журналу: http://izvestia_hist.isu.ru/ru/index.html
2018. Т. 23. С. 97-111
Серия «История»
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 930:908(571.1)
Источники по истории формирования этнографической коллекции Кунсткамеры участниками Второй Камчатской экспедиции
А. Х. Элерт
Институт истории СО РАН, г. Новосибирск
Аннотация. Анализируется деятельность сотрудников академического отряда Второй Камчатской экспедиции (1733-1743 гг.) по сбору предметов материальной культуры коренных народов Сибири. Тысячи этих предметов, представляющие преимущественно образцы одежды и обуви, стали основой этнографической коллекции императорской Кунсткамеры. В приложениях публикуются реестры отправленных из Сибири в Санкт-Петербург вещей. Эти реестры являются важным источником для реконструкции традиционной одежды сибирских народов, поскольку сами вещи большей частью погибли во время пожара Кунсткамеры в 1747 г.
Ключевые слова: Вторая Камчатская экспедиция, Кунсткамера, Г. Ф. Миллер, воеводские канцелярии, сбор предметов материальной культуры, народы Сибири, реестры этнографических коллекций.
Вторая Камчатская экспедиция (ВКЭ) 1733-1743 гг. - самый масштабный в истории научного исследования Сибири, Северного Ледовитого океана и северной части Тихого океана проект, в реализации которого участвовали шесть морских отрядов (четыре северных и два тихоокеанских), а также академический отряд, который должен был обследовать внутренние районы Сибири. Задачи академического отряда в области изучения сибирских народов были определены в специальной инструкции Академии наук, составленной, как установил А. И. Андреев, неофициальным руководителем отряда профессором Г. Ф. Миллером [1, с. 67]. О сборе археологической и этнографической коллекций в ней говорится лишь в двух из одиннадцати пунктов: «9. Все всякого рода останки, древние монументы, сосуды древние и новые, идолы и знатнейших городов проспекты отчасти в точность списываемы, отчасти в Санкт-Петербург привозимы быть должны. 10. Каждого народа и племени несколько человек обоего пола, которых свойства сего народа на глазах и на стане тела видны, вместе с употребительнейшею их одеждою тщательно списаны, также и несколько образцов одежды всякого рода в Санкт-Петербург привезены быть должны» [7, с. 454].
Работа участников ВКЭ по сбору археологических материалов (как в ходе раскопок, так и путем покупки) освещена достаточно полно [2-4; 12 и др.]. Меньше внимания исследователи уделили деятельности участников ВКЭ по сбору этнографических коллекций. Одной из немногих работ, посвященных данной теме, является небольшая статья В. Ф. Иванова, в которой даются краткие и не во всем точные сведения о собранных в Якутии нескольких коллекциях одежды местных народов [5]. В очень содержательной статье М. А. Хартанович основное внимание уделено этнографическим коллекциям, собранным преимущественно на Камчатке в соответствии с инструкциями Г. Ф. Миллера студентом П. С. Крашенинниковым и адъюнктом Г. В. Стеллером [13].
Документы ВКЭ свидетельствуют о том, что целенаправленный и масштабный сбор этнографических коллекций был начат лишь в 1735 г. во время пребывания академического отряда в Иркутске и Забайкалье. На данном этапе путешествия вещи приобретались участниками экспедиции преимущественно лично у их владельцев. В «Росписи чрезвычайных розходов» отряда за 1735 г. значатся, в частности, следующие приобретения: «За купленной Удинского дистрикту Корчюнского улусу у шамана Коэрге Дардаева ворожебной бубен с платьем и шапкою выдано ему из суммы чрезвычайных розходов денег три рубли семдесят пять копеек; за купленную Ниоцкаго улусу у братского человека Сенкудина Заманова брацкой работы узду выдано в Балаганском остроге... денег рубль пятьдесят копеек; за купленные на Кяхте три каменные бурханы на дереве каменном ж выделанном, да за один ящик, в котором сквозь увеличительное стекло китайская кумирня с разными бурханами видна, выдано. 7 рублев; на Верхней Бордзе выдано. двум шаманам да одной шаманке Букачану с товарищи за три шаманския платья да за один бубен в подарок пять рублев; за купленные профессором Миллером в Красноярске у разных людей медные могильные вещи весом всего десять фунтов, щитая фунт по тритцати копеек, выдано ему. три рубли» [8, л. 231-232 об.].
В Забайкалье Миллер приобрел коллекцию предметов ламаистского культа, интерес к которому появился у него еще до экспедиции. Этому способствовало установление дружеских отношений с монгольским ламой Дзоржи, для знакомства с ним ученый вместе с И. Г. Гмелиным совершил путешествие из Селенгинска до реки Чикой. Уже находясь в Иркутске, 3 ноября 1735 г. Миллер написал Дзоржи очередное письмо, в котором приглашал его приехать к нему и, помимо прочего, просил: «Причем прошу вас, чтоб вы мне некоторых из ваших глиняных и писаных бурханов с собою привесть, о которых ваш банди знает, что их у меня нет, а особливо бурхан Ногон Дари Ике, также и Идин Кюрюду. И ежели вы сами в Иркуцк не будете, то прошу из помянутых вещей чрез обретающагося в Селенгинске нашего студента Василья Третьякова ко мне те прислать, без которых вам обойтись можно. Вы изволите подлинно надеяться, что я оныя вещи хранить и честно содержать, а не презирать буду» [14, с. 236]. После возвращения из Якутска в Иркутск 20 марта 1738 г. Миллер сообщил ламе, что подаренные
Известия Иркутского государственного университета. 2018. Т. 23. Серия «История». С. 97-111
ему в 1735 г. бурханы «небрежением того человека, с которым они посланы были, дорогою потеряны», и просил передать ему через посылаемого для этого переводчика Илью Яхонтова, «что из ваших бурханов и иных к божественной службе принадлежащих вещей уступить можете» [14, с. 237]. В промемории в Иркутскую провинциальную канцелярию Миллер, информируя об отправлении Яхонтова к ламе, сообщает, что в задачу переводчика входило также «купить и привезти мунгальскую или бурятскую войлочную юрту средней величины со всем принадлежащим» [9, л. 195]. В последнем из известных нам писем к «благонадежному другу», написанном в июле 1738 г. в Иркутске, Миллер благодарит Дзоржи: «А паче вам благодарствую, что вы по своей неотменной дружбе все то изволили исполнить, о чем я вам чрез онаго Яхонтова просил, и прислали ко мне бурханов и про-чия при божественной вашей службе употребляющияся вещи, которые я получил все в целости, как в письме от вас написано, и содержу их в чести. А по возвращении моем в Санкт-Петербург все оное отдано будет в Ея им-ператорскаго величества Кунсткамеру, и вам от того будет немалая похвала» [14, с. 237-238].
Начиная со времени пребывания в Якутске (с 4 сентября 1736 г. по 9 июля 1737 г.) Миллер, приступивший к написанию фундаментальных трудов по истории Сибири и этнографии ее коренных народов, а также детальному ознакомлению и копированию актовых источников из архивов сибирских городов, основные задачи по формированию этнографических коллекций возложил на своих сотрудников и воеводские канцелярии. Соответствующие инструкции были даны им, в частности, студенту С. П. Крашенинникову и адъюнкту Г. В. Стеллеру при отправлении их на Камчатку. Наиболее полно задачи сотрудников академического отряда по сбору этнографических коллекций определены в инструкции Миллера адъюнкту И. Э. Фишеру, который должен был заменить его в экспедиции из-за болезни ученого. Данной инструкцией руководствовались и другие сотрудники отряда. Раздел инструкции, состоящей из 1287 пунктов-статей, «О собирании различных вещей для императорской Кунсткамеры» относительно небольшой - всего 16 статей. Текст раздела опубликован на языке оригинала (немецком) Д. А. Клеменцом [6, с. 97-99], поэтому мы ограничимся кратким пересказом наиболее важных положений данного документа. Для Кунсткамеры следовало приобрести: различные древности, в том числе «могильные»; мужскую и женскую одежду всех народов; татарскую, бурятскую, тунгусскую и юкагирскую юрты с каркасами и соответствующими войлочными, берестяными и меховыми покрытиями; домашнюю утварь; доспехи и вооружение; охотничье оружие и модели ловушек и силков; высушенные корни и растения, употребляемые в пищу, для окраски, в медицинских целях и др.; музыкальные инструменты; предметы языческих культов, шаманскую одежду и бубны, сосуды для жертвоприношений; предметы ламаистской религии. Для приобретения указанных вещей следовало запастись для обмена товарами, которые наиболее востребованы у народов, в частности табаком. В случае невозможности посетить территории, населенные тем или
иным народом, следовало организовать сбор необходимых вещей через местные канцелярии, следя за тем, чтобы приобретаемое оплачивалось «по настоящей цене».
Практика обращения к местным канцеляриям имела несомненный успех. Миллер, хорошо усвоивший сибирские реалии, уже не просил, а требовал от воеводских канцелярий исполнения «Ея императорского величества указа» о сборе этнографических коллекций, угрожая, если в этом была необходимость, «жестоким штрафом и наказанием». Впрочем, ссылкой на этот указ пользовались и другие участники академического отряда, которые, правда, избегали столь откровенных угроз. Помимо обращений в канцелярии использовались и иные методы. Так, в инструкции толмачу Федоту Климовско-му от 28 марта 1737 г. Миллер пишет: «Ехать тебе в Намскую и Борогонскую волость по Алданской дороге и сыскать якутов знающих, которые бывали на Яне реке вниз и до Индигирки, которые ходили за ясашным промыслом в дальние места... и таких якутов привезти тебе сюды для допросов в самом скором времени. Также и лутчих их князцов для розговору, и объявить князцам, чтоб они у своей братьи сыскали разные их якуцкие платья и привезли бы их с собою для показу» [9, л. 21 об.] Часть таких предметов одежды после «показа» приобреталась для Кунсткамеры.
Практиковалось и изготовление одежды по заказу. Примером может служить промемория Красноярской воеводской канцелярии профессору И. Г. Гмелину от 17 марта 1740 г.: «Сего 740 году февраля 1 дня промемо-риею1 от господина Герарда Фридриха Миллера требовано, чтоб послать к кочюющим на Июсе реке качинским татарам указ с нарочным, кому такое дело поверить можно, чтоб оныя татара два шигидека2, один простой другой праздничной, оба новыя, продали в казну по настоящей цене. А ежели надежды нет, чтоб новой праздничной шигидек у них купить можно было, в чем у здешних обывателей можно взять скаску, то надлежит здесь купить камку3 и шелк, сколько потребно, и послать к ним, татарам, на Июс при указе и велеть им сошить такой праздничной шигидек немедленно.» Далее в документе сообщается, что нужное для шитья «по скаскам служилых и но-вокрещенных различной материи» куплено за 7 руб. 37 коп., шигидеки сшиты и посылаются профессорам [10, л. 46-47].
В документах ВКЭ (доношения в Сенат и Академию наук) много кратких сообщений о приобретенных для Кунсткамеры предметах. Приведем несколько примеров. В доношение в Сенат от апреля 1739 г. приводится перечень отправленных дел и вещей, в том числе «сума сыромятная, а в ней якуцкое и тунгуское платье и болваны идолоатрические и жертвоприносные сосуды» [9, л. 366]. В доношении Миллера в Академию наук из Тобольска 20 марта 1741 г. говорится об отсылке ящика, в котором находилась остяц-
1 Промемория - памятная записка; вид документа, употреблявшийся в переписке между равными по статусу учреждениями или лицами.
2 Шигидек (хакас. «сигедек») - безрукавное платье замужних женщин, изготавливаемое обычно из ровдуги или китайки, реже - из шелка.
3 Камка - шелковая ткань восточного происхождения с разводами.
Известия Иркутского государственного университета. 2018. Т. 23. Серия «История». С. 97-111
кая шуба, «которую я в прошлом году, едучи по Обе реке купил у березовских остяков и дал за нее рубль пятьдесят копеек, да в бытность мою в Красноярске велел я делать татарские женские штаны из летних козлиных кож, за которые я заплатил дватцать копеек» [11, л. 92 об.].
Во время пребывания в Сибири Миллером и его коллегами была собрана огромная этнографическая коллекция, большей частью погибшая затем при пожаре Кунсткамеры в 1747 г. Некоторое представление о составе этой коллекции дают описи (реестры) вещей, собранных в ходе экспедиции. В архивах сохранилось немало подобных реестров, однако информативность их весьма различна. Так, в опубликованных М. В. Хартанович трех такого рода документах перечень вещей, собранных для Кунсткамеры С. П. Крашенинниковым и Г. В. Стеллером, насчитывает 155 предметов, однако в большинстве случаев характеристика этих вещей предельно краткая, не дающая полного представления о материалах, которые использовались для изготовления, особенностях кроя одежды, украшениях, цене, по которой они были приобретены, и т. д. [13]. Ниже в трех приложениях мы публикуем реестры, в которых стандартный перечень приобретенных для Кунсткамеры вещей содержит и краткое описание каждой из них (материалы, из которого они изготовлены, цвет, характер вышивок, аппликаций, бисерных и других украшений и т. д.), что делает данные рукописи важным этнографическим источником, позволяющим реконструировать традиционную одежду сибирских народов, которая за прошедшие века претерпела серьезные изменения. Первые два публикуемых документа особенно ценны указанием на стоимость приобретенных вещей. Здесь обращает на себя внимание то обстоятельство, что, судя по всему, «настоящую» цену, как того требовал Миллер, уездные канцелярии платили за приобретаемые вещи далеко не всегда. Примером может служить публикуемая нами «Роспись ценовная города Мангазеи», в которой сообщается, что за приобретенные у ненцев, нганасан и селькупов 24 предмета одежды и обуви было уплачено всего 3 руб., 50 коп. Верхняя меховая одежда здесь, как правило, оценивается в 20 коп. [11, л. 163-164]. Наиболее дорогими (до 6 руб. за предмет) для казны оказались вещи, приобретенные у якутов, что, впрочем, вполне объяснимо, с учетом богатого убранства парадной одежды, для изготовления которой использовались ценные меха, медные и серебряные украшения, бисер и бусы, аппликации из окрашенной кожи и др.
При публикации нами сохраняется оригинальное написание слов, фонетические варианты в написании географических названий, имен собственных, этнонимов и аборигенных терминов не унифицируются, в случае необходимости пояснения даются в комментариях. Ввиду того что в документе № 3 перечень предметов якутской одежды и обуви совпадает с более информативными данными, содержащимися в документе № 1, данный фрагмент текста нами опускается.
Документ № 1
Промемория
из Якуцкой воевоцкой канцелярии господину Академии наук профессору Ге-рарду Фридриху Миллеру. Сентября 20 дня прошлого 1737 году в промемории от вашего благородия в Якуцкую воевоцкую канцелярию написано: того де 737 году марта 29 дня требовано от вашего благородия промемориею, чтоб для посылки в Санкт-Питербург в Ея императорского величества Кунсткамеру иноземческих народов различное платье и послать во все подгородныя якуцкия волости Ея императорского величества указы к лутчим оных волостей князцам и велеть им объявить лутчее свое муское и женское платье, чтоб из него выбрать, которое для посылки в Ея императорского величества Кунсткамеру будет угодно. А которое выберетца - за то заплачено им будет по волной настоящей цене безобидно. А что де по оной про-мемории в Якуцкой воевоцкой канцелярии учинено - о том вашему благородию известие не сообщено, также и якуцкого платья к вашему благородию не прислано, а по Ея де императорского величества указом и по инструкции велено всяких ино-земческих народов платье собирать и присылать в Санктпитебурх и чтоб де от Якуцкой воевоцкой канцелярии повелено было такое иноземческое платье собрать мужеское и женское, и ребячье самое лутчее и неношеное, а имянно, шапки, саная-ки1, тагалаи2 с привесы и без привесов, шитые бабьи и девичьи шубы, муские и женские штаны, сутуры3 и торбасы4, а ежели такого платья готового и неношеного не сыщется, то б зделать вновь, какое они и жены их, и дети их по своему обыкновению носят летом, зимою, и чтоб за то платье заплатить денги ис казны по настоящей цене, как якуты такое платье меж собою покупают. И прислать оное платье к вашему благородию прилучившеюся посылкою где ваше благородие обретатца будете. А что за такое платье выдано будет ис казны денег - о том к вашему благородию уведомить.
И по оному вашего благородия требованию в подгородные волости х к княз-цам посланы Ея императорского величества указы и по тем указом прислано платье токмо из Батуруского, Мегинского улусов, ис Ковымских зимовей, за которое и денги тритцать рублев семдесять копеек выданы, которое платье послано к вашему благородию Тоболского полку с салдатом Алексеем Лахтиным до со служилым Антоном Кокоулиным. А что какого платья и по какой цене - о том сообщен при сей промемории реэстр. И ваше благородие о приеме означенного платья и о уведомлении Якуцкую воевоцкую канцелярию да благоволите учинить по Ея императорского величества указу.
Февраля 1739 году. Алексей Заборовский5.
РЕЭСТР
объявленному иноземческому мускому и женскому, и робячью платью, а имянно.
1 Санаяк - шуба до колен мехом наружу с запахом спереди.
2 Тагалай - церемониальная длинная женская одежда с короткими рукавами из оленьей или лосиной кожи с вышивками и узорами; свадебная шуба; суконная или крашеная ровдужная шуба.
3 Сутуры - панталоны из ровдуг, оленьих или лосиных камасов или звериных шкур мехом наружу, которые вверху привязываются к коротким штанам, а ниже трижды обвязываются - вокруг колен, вокруг икр и под икрами.
4 Торбасы (торбосы) - якутские зимние сапоги из оленьих, лосиных или конских камасов, доходят до икр или колен, вверху обвязываются.
5 Заборовский Алексей Еремеевич - якутский воевода в 1734-1740 гг.
Известия Иркутского государственного университета. 2018. Т. 23. Серия «История». С. 97-111
Из Батуруского улусу молодых подросков мужеской убор шуба лосинная, обшитая по оплечью и по краям, и по хребту по бокам китайкою1 лазоревой и вишневой, по китайке вышит от кобыльей кожи части по своей вере узорами, обложен жеребячей голубой кожей с такой же жеребячей белой кожи части. Цена один рубль пятьдесят копеек.
Ево же убор штаны половинчатые2, по краям бисером обнизаны трех цветов. Цена тритцать копеек.
Его же убор торбосы половинчатые, по краям обложено бисером белым и синим. Цена десять копеек.
Его же убор вместо штанов, по их сутуру, оленьих белых камысов до колен, обложены по двум сторонам бисером синим и белым. Цена сорок копеек.
Даха санаях недоростинной3 черных оленей, меж крылцами пришито россама-чьими и рысьими лоскуты, по краям обложено теми ж оленьими белыми и пестрыми лоскуты, опушен россамачей кожей. Цена три рубли.
Старшево мужа убор на голове шапка, по их прозванию малахай, верх лоб волчей, обложен рассамачьих черев4, посредине два рошка, оболочены рысьими ушками, под рошками обнизано бисером в четыре ряда, окол щек белки, испод на красной коже, по щекам горностальи кожи, по краю бисер по пяти рядов. Та шапка опушена перед рассамачьей кожи. На той шапке против лба круг серебряной. Цена всему один рубль пятдесят копеек.
Шуба лосинная, обшита по оплечью, по полам, по хрепту и по спине китайкой лазоревой, на китайке обшито от кобыльей кожи по своей вере узором, кругом обложено жеребячьей голубой кожей. Цена два рубли пятдесят копеек.
Штаны, по-якуцки селья5, лосинные, по краям обнизаны бисером, на гасниках6 по концам королки7 и медные жучки. Цена шездесят копеек.
Штаны, по-якуцки сутуры, волчьих лап, пониже обнизаны бисером. По цене один рубль.
Зимние торбосы, по-якуцки бурпях, камысов оленьих белых, наверху обнизаны бисером. Цена один рубль.
Наряд девичей на голове - повяска с привесами, одекуем8 трех цветов, лазоревой, белой, черной, на концах шкили9 медные с королками, меж королками медные трупки, а по-якуцки званием чабыр чайдах бастыга. Цена всему два рубли.
Ее же уряд на ногах до штанов, оленьими камысами10, убран одекуем трех цветов - лазоревой, белой, черной.
1 Китайка - дешевая хлопчатобумажная ткань различной расцветки (голубая, светло-желтая, зеленая и др.).
2 Половинки - выделанные под замшу шкуры лосей или благородных оленей (маралов), предварительно разрезанные для удобства обработки повдоль пополам.
3 Недоростинный - мех теленка северного оленя.
4 Черевки - мех с брюшка пушного зверя (лисицы, соболя, бобра и др.).
5 Якут. «сыальда» - мужские и женские короткие кожаные штаны, прикрывающие только живот и половые органы.
6 Гасники - от русского слова «гачи» (штанины).
7 Корольки - бусы из коралла или стекляруса.
8 Одекуй - бусы, реже бисер или речной жемчуг.
9 Шкиль - русское обозначение иностранных монет, вероятно, от "шиллинг".
10 Камас (камыс, камус) - шкура с голени оленя, лося и других копытных животных, с жесткой и короткой шерстью, отличающаяся особой прочностью.
Замужные жены уряд на голове - малахай, верх рысьево лба, обложен расса-мачьими лапы, против лба на том малахае круг серебреной полтинной1, опушен рассамачьим пухом, среди малахая два рошка, обшиты бобровыми черевками, меж рогами чехол, оболочен рысьей кожей, на чехле перья жеравлиные, обнизаны бисером. Цена два рубли.
Ее же уряд, по-якуцки верхнее платье замужной жены, на оленьей ровдуге2, окол шеи, среди спины и по бокам, и около клапану обнизаны бисером трех цветов - черного, белого и лазоревого, а меж клапанов в средине серебреные жучки зупцовые, а по их прозванию кымырдагас. У тех же клапан навесы на бисерных медные наперски и шкили, и пот теми клапаны по три крыжа3 обнизаны бисером с навесом на королках, с медными значки, а меж срединным убором навесы по четыре - итого восемь навесов на бисере с медными пугвицы. По край того платья обложено жеребячьей кожей по препорции меж теми обшивки таких же жеребячьих белых и серых кож. Цена шесть рублев.
Ее ж убор торбосы половинчатые, обшиты волосом оленьим, по край обнизаны бисером трех цветов. Цена дватцать копеек.
От Мегинского улусу женская половинчатая шуба, по краям опушена кобыльим пухом, вышита узором по китайке, по конец рукав вынизано одекуем. Цена три рубли.
Ковымских и Алазейского зимовей разных родов иноземческое юкагирское, коряцкое и ламуцкое мужеское и женское платье, а имянно.
Юкагирское: мужеская парка4 черная с рукавицами, с подзором; парка недоро-стинная исподняя с подзором; сутуры, шитые из оленьих камысов, да сутуры исподние постелные; штаны недоростинныя; шапка ровдужная, вышита волосом. Цена рубль.
Юкагирское: женская парка недоростинная с рукавицами, с подзором и с кистями половинчатыми; исподняя парка недоростинная с подзором; нагрудник половинчатой с подзором и с кистями половинчатыми; штаны ровдужные; малахай5 медвежей зимней, да малахай исподней ровдужной, вышит волосом. Цена рубль.
Ламуцкое6 мужеское летнее: парка ровдужная, подзор вышит волосом, и под-грудник ровдужной вышит волосом же. Цена дватцать копеек.
Ламуцкое женское летнее: парка ровдужная с подзором, вышито волосом, да сутуры ровдужные, вышиты волосом, с нагрудником недоростинным, подзор ка-мысной с кистями, вышит волосом. Цена тритцать копеек.
Ламуцкое мужеское зимнее платье: парка оленья постелная7 серая; исподняя парка пыжичья8; штаны недоростинные и с нагрудником, кругом подзор мелкой
1 Полтинный - вероятно, речь идет о полукруге, составленном из полтинных серебряных монет весом 14 г, чеканка которых производилась с 1701 г.
2 Ровдуга - очищенная от шерсти и подкожной клетчатки выделанная оленья шкура (замша).
3 Крыж - фигура крестообразной формы.
4 Парка - верхняя меховая одежда свободного покроя, без разреза спереди.
5 Малахай - головной убор эвенкийско-юкагирского фасона.
6 Ламуты - старое название эвенов, народа на северо-востоке Сибири (побережье Охотского моря, бассейн р. Колымы и др.).
7 Постель - невыделанная шкура взрослого оленя зимнего убоя (или павшего зимой), которая использовалась для подстилки, изготовления одежды и др.
8 Пыжик (пешик, пешка) - теленок северного оленя до достижения месячного возраста (региональные варианты - до 2, 3-6 месяцев).
Известия Иркутского государственного университета. 2018. Т. 23. Серия «История». С. 97-111
шахматной, да сутуры недоростинные с подзорами, да торбасы камысные с подзором же; два малахая - один постелной исподней да верхней малахай белой с подзором. Цена рубль.
Ламуцкое женское зимнее платье: верхняя парка недоростинная с подзором и с кистями половинчатыми, да передник белой пыжичей, испод пыжичей с кистями половинчатыми и с подзором; шапка исподняя, вышито волосом, да малахай мед-вежей; штаны недоростинные черные, да сутуры недоростинные стриженые с торбасами камысными серые с подзором, вышито волосом. Цена рубль.
Коряцкая куклянка1 недоростинная черная с подзором. Цена тритцать копеек.
Коряцкая женская куклянка недоростинная с подзором и с кистями половинчатыми. Цена тритцать копеек.
Коряцкое: женские штаны недоростинные с кистями и с красною шерстью. Цена дватцать копеек.
Да собранные на берегу реки Олекмы разных цветов каменье, да с Ламского моря из раковин собранной жемчюг.
Всего за означенное платье денег выдано тритцать рублев семдесят копеек на щет Камчацкой экспедиции. Иван Боршов. Канцелярист Василей Бугаев.
СПбФ АРАН. Ф. 21. Оп. 2. Д. 32. Л. 90-93. Подлинник.
Пометы: на первом листе сверху справа на латинском языке: «Получено 20 июня 1739 г.».
Документ № 2
1740 году июля 17 дня роспись ценовная города Мангазеи покупному инозем-ческому платью и обуви, а что какого платья и которого зимовья и на сколько по цене, о том значит ниже сего, а имянно.
Тазовского зимовья волной юрацкой самояди2 платье муское: сокуй3 постел-ной с паркой одындреной4 - 12 коп.; пимы 5 камасные серые долгие с чажами6 одындреными - 6 % коп.
Женское: парка верхняя одындреная, да нижняя ушканья7 - 6 % коп.; треух кожи собачей, испод у того треуха ушканей - 6 % коп.; штаны с нагрудником ровдужные - 6 % коп.; пимы долгие камасные серые с чажами одындреными - 6 % коп.; круг деревянной на поесу, которым брюхо подвязывают - 6 % коп.
Авамской самояди платье: два сокуя постелных - 40 коп.; двои пимы долгие камасные - 30 коп.; парка двойная пыжовая - 30 коп.
Волной юрацкоя самояди платья мужского: две парки зимния, одна верховая пыжовая, под той паркой другая, одындреная - 35 коп.; сокуй зимней постелной -
1 Куклянка (кухлянка) - верхняя нераспашная одежда из оленьих шкур длиною ниже колен, с широкими рукавами и капюшоном.
2 Юраки (юрадские, юрацкие самоеды; «вольная юрацкая самоядь») - этническая группа в составе ненцев Западной Сибири, платившая неокладной ясак.
3 Сокуй (от селькуп. «соккы») - глухая мужская верхняя одежда мехом наружу, с капюшоном, надеваемая поверх другой верхней одежды мехом внутрь.
4 Одындра (одиндра) - шкура взрослого оленя, убитого осенью.
5 Пимы - обувь из оленьих камасов мехом наружу (зимняя) или ровдуг (летняя).
6 Чажи - меховые носки мехом внутрь.
7 Ушканий - заячий.
35 коп.; пимы одне камасные белые оленьи долгие, подошвы щоточны1 оленьи ж -30 коп.
Инбацкого зимовья остяцкого платья мужеского: парка постельная, выкрашена ольхой - 20; парка ровдужная, выкрашена ольхой - 20 коп.; нагавицы суконные белые - 20 коп.
Женского: нагрудник ровдужной, выкрашен ольхой - 20 коп.; штаны ровдуж-ные, выкрашены ольхой - 20 коп.
Итого вышеписанного платья и обуви по цене на три рубли на пятдесят копеек.
На подлинной росписи пишет тако: Управитель Семен Соснин, за подканцеляриста Алексей Савин.
СПбФ АРАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 68. Л. 163-164. Копия.
Пометы: на первом листе сверху справа на латинском языке: «Получено 19 декабря 1740 г.».
Документ № 3
Реэстр иноземческому платью разных сибирских народов, которое посылается Его императорского величества в Кунсткамеру из Тоболска генваря 22 дня 1741 году в двух ящиках и во одной коженнной суме.
1. Самояцкая мужеская верхняя шуба - гусь2 оленей. Из Березова.
2. Самояцкая мужеская исподняя шуба - двои малицы3 молодых оленей в место снизаны и с пришитыми рукавицами. Из Березова.
3. Самояцкая женская шуба новая молодых оленей, белая, с прошвами молодых же оленей, по подолу пушеная различным сукном и собачьею кожею в два ряда. Под ней испод лебяжий с пришивными рукавицами. Из Березова.
4. Самояцкая женская шапка новая россомачья, пушена хвостами белыми песцовыми, в затылке вшито два лоскута сукна красного с тремя кистями камешков хрусталных. Из Березова.
5. Самояцкия штаны мужеския ровдужныя новыя. Из Березова.
6. Самояцкия женския штаны ровдужныя, новыя, с нагрудником. Из Березова.
7. Самояцкия пимы мужеския из белых оленьих лап, в них исподней обувь -оленьи чажи.
8. Самояцкия пимы женския из оленьих белых лап с серыми прошвами, под исподом оленьи чажи. Из Березова.
9. Круг железной витой з двумя поперешниками и у него два шерстяныя пояска - красной и желтой. Таковыя круги самояцкия женщины на поясах носят. Из Бе-резова.
10. Остяцкая шуба лебяжья, опушена кругом по полам и по подолу, и по рукавам молодой олениной серой, да вшивное круживо кругом из рыбьих кож, крашеное. Из Березова.
11. Остяцкой кажан4 из налимовых кож. Из Березова.
1 Щетка - толстая шкура над копытом оленя с жестким мехом.
2 Гусь - род верхней одежды с капюшоном, надеваемый в сильные морозы поверх малицы и (или) парки.
3 Малица - верхняя одежда из оленьих шкур мехом внутрь.
4 Кажан - мужская или женская верхняя или нижняя одежда из тонко выделанных ровдуг, лосиных шкур (половинок) или из рыбьих кож (налимов, стерлядей, осетров, тайменей).
Известия Иркутского государственного университета. 2018. Т. 23. Серия «История». С. 97-111
12. Остяцкая шапка новая красная суконная, испод заячинной белой, опушена розсомакой. Из Березова.
13. Остяцкие обуви из осетровых и налимьих кож. Из Березова.
<...>
29. Юкагирская мужеская парка верхняя из черных одындрен с разными волосяными и вышитыми узорами и с пришитыми рукавицами. Из реки Колыми.
30. Юкагирская исподняя парка мужеская шерстью вниз, по подолу вышито узорами и пришиты ремешки, а под ремешками подзор из оленьих камысов с черною собачьею опушкою. Из реки Колыми.
31. Юкагирския мужеския сутури из оленьих камысов серых, подошвы половинчатые. Из реки Колыми.
32. Юкагирские исподние сутури мужеские, шерстью вниз. Из реки Колыми.
33. Юкагирские мужеские штаны оленьи недоростинныя, шерстью вниз, в переде с подзором. Из реки Колыми.
34. Юкагирская мужеская шапка ровдужная, вышита волосом узорами, с собачьею черною опушкою, на затылке ремешки. Из реки Колыми.
35. Юкагирская женская парка верхняя из серых одындрен, по краям и по полам вышито на ровдуге узорами, а по подолу узоры волосяные подкрашеные, по бокам кисти половинчатые долгие, подкрашены, к рукавам пришиты рукавицы. Из реки Колыми.
36. Юкагирская женская парка исподняя шерстью вниз, по подолу вышита узорами. Из реки Колыми.
37. Юкагирской женской нагрудник половинчатой, на средине клапан вышит узорами, с ремнями, по подолу подзор вышит узорами и ремни подкрашеныя. Из реки Колыми.
38. Юкагирския женския штаны из тонкой ровдуги. Из реки Колыми.
39. Юкагирская шапка зимняя медвежья, опушка черная собачья, против лба вшит лоскут половинчатый, вышит узорами. Из реки Колыми.
40. Юкагирская исподняя шапка ровдужная, вышита узорами, с черною соба-чьею опушкою, против средняго позади места головы вырезана болшая круглая дыра. Из реки Колыми.
41. Юкагирская шапка исподняя, тем же манером деланная, которая под вы-шеписанным нумером. Вшиты волосы одындренные. Из реки Колыми.
42. Ламуцкая мужеская летняя парка ровдужная, вышита узорами. Из реки Ко-лыми.
43. Ламуцкой нагрудник ровдужной, прежней парке принадлежащей. Из реки Колыми.
44. Ламуцкая женская летняя парка ровдужная, вышита узорами и с кистями по заплечью и по бокам, и по подолу. Из реки Колыми.
45. Ламуцкой нагрудник женской, к прежней парке принадлежащей. Из реки Колыми.
46. Ламуцкие сутури ровдужныя, вышиты узорами. Из реки Колыми.
47. Ламуцкая мужеская женская парка верхняя из оленьих постель с пришитыми рукавицы. Из реки Колыми.
48. Ламуцкая мужеская парка исподняя из оленьих пыжей. Из реки Колыми.
49. Ламуцкой нагрудник пыжевой, к прежней парке принадлежащей. Из реки Колыми.
50. Ламуцкия штаны зимния из оленьих одындрен. Из реки Колыми.
51. Ламуцкия сутуры одындреные шерстью вниз. Из реки Колыми.
52. Ламуцкия торбасы из оленьих камысов, с верхним подзором, вышиты узором из половинок. Вдоль между камысами вшиваны прошвы оленьей шерсти под-крашеной. Из реки Колыми.
53. Ламуцкая шапка оленья шерстью вниз, с черною собачьею опушкою, с подзором. Из реки Колыми.
54. Ламуцкая шапка оленья з белой опушкою. Из реки Колыми.
55. Ламуцкая женская зимняя парка верхняя одындренная, с подзором и с половинчатыми кистями. Из реки Колыми.
56. Ламуцкой женской нагрудник из белых пыжей, с кистями половинчатыми и с подзором, испод пыжичей серой. Из реки Колыми.
57. Ламуцкая шапка исподняя, вышита волосом. Из реки Колыми.
58. Ламуцкая шапка такова ж, как выше под № 41 показана. Из реки Колыми.
59. Ламуцкая верхняя шапка медвежья. Из реки Колыми.
60. Ламуцкия женския штаны одындреныя. Из реки Колыми.
61. Ламуцкия унты оленныя стриженыя. Из реки Колыми.
62. Ламуцкия торбасы из оленьих серых камысов, с верхним подзором на ровдуге. Из реки Колыми.
63. Коряцкая мужеская куклянка шерстью вниз, с подзором. Из реки Колыми.
64. Коряцкая женская куклянка, наверху пришиты кисти половинчаты и под-крашеная оленья шерсть. Из реки Колыми.
65. Коряцкия женския штаны, с нашитыми кистями и с подкрашеной оленьей шерстью. Из реки Колыми.
66. Тунгуская верхняя парка мужеская шерстью вверх, по полам и по подолу вышита узорами, с пришитыми рукавицы. Из Охоцка.
67. Тунгуская исподняя парка мужеская, шерстью вниз, по подолу подзор. Из Охоцка.
68. Тунгуской мужеской нагрудник с подзором. Из Охоцка.
69. Тунгуския мужеския штаны половинчатые. Из Охоцка.
70. Тунгуская женская верхняя парка одындреная шерстью вверх, по полам и по подолу с вышитыми узорами и с половинчатыми кистями. Из Охоцка.
71. Тунгуская женская парка половинчатая холодная, с подзором и с кистями. Из Охоцка.
72. Тунгуския женския штаны половинчатыя с ровдужным нагрудником. Из Охоцка.
73. Тунгуской обувь холодной половинчатый, по стегнам, по коленям и по ла-постям вышит узорами. Из Охоцка.
74. Тунгуской зимной обувь из оленьих камысов, по бокам и лапостям вышито камысными пестрыми лоскуты. Из Охоцка.
75. Тунгуская шапка из черных пыжей, вышита пестрыми лоскутьями, а на затылке пришита подкрашеная оленья шерсть. Из Охоцка.
76. Тунгуская летняя мужеская парка ис подкрашеных половинок, вышита узорами. С реки Нижной Тунгуски.
77. Тунгуской обувь ис подкрашеной половинки, вышит узорами, а по узорам низан бисером. С реки Нижной Тунгуски.
78. Тунгуской обувь половинчатой, вышит узорами, на переде по стегнам вставлены оленьи камысы. С реки Нижной Тунгуски.
79. Самоядской юрадской сокуй из серых оленьих постель. Тазовскаго зимовья из Мангазеи.
80. Пимы юрацкие камасные серые долгые. Из Мангазеи.
81. Чажы одиндреные, как самоядь в пимах носят. Из Мангазеи.
Известия Иркутского государственного университета. 2018. Т. 23. Серия «История». С. 97-111
82. Самоядцкая юрацкая парка женская из бурых и белых одиндряных лоскутов сошита, с красными суконными подзорами. Тазовскаго зимовья из Мангазеи.
83.Юрацкая женская шапка. Из Мангазеи.
84. Самоядские женские штаны ровдужные. Из Мангазеи.
85. Пимы долгые камасные серые. Из Мангазеи.
86. Чажи одиндряные, что в вышепоказанных пимах носят. Из Мангазеи.
87. Сокуй тавгицкой самояди1 из серых оленных постель. Авамского зимовья из Мангазеи.
88. Сокуй, такой же, как под № 87. Авамского зимовья из Мангазеи.
89. Пимы камасные. Авамского зимовья из Мангазеи.
90. Парка пыжевая двойная женск ая тавгидской самояди. Из Мангазеи.
91. Юрацкой самояди парка, такая же, как под № 90. Авамского зимовья из Мангазеи.
92. Тавгидской самояди сокуй исподней из белых одындрен, вышитой пестрыми лоскутьями и с прошвами суконными. Авамского зимовья из Мангазеи.
93. Сокуй, такой же, как под № 92, с прошвами суконными. Авамского зимовья из Мангазеи.
94. Пимы камасные белые. Авамского зимовья из Мангазеи.
95. Пимы самоядские камасные пестрые. Из Мангазеи.
96. Штаны самоядские половинчатые. Из Мангазеи.
97. Остяцкая парка из оленьих постель, по мездре выкрашена ольхой, с нашитыми из белой ровдуги узорами. Инбатцкого зимовья из Мангазеи.
98. Остяцкая летняя парка ровдужная, выкрашена ольхой и вышита узорами. Инбатцкого зимовья из Мангазеи.
99. Ногавицы суконные остяцкие. Инбатцкого зимовья из Мангазеи.
100. Остяцкие женские ровдужные штаны с нагрудником. Инбацкого зимовья из Мангазеи.
101. Остяцкая рубаха из кропивного холста, вышита в разных местах шерстяными узорами. Кодцких остяков.
102. Платок остяцкой женской, вышит шерстью, которым голову накрывают. Кодцких остяков.
103. Шигедек праздничной татарских жен Красноярского уезда.
104. Шигедек простой татарских жен Красноярского уезда.
105. Шаманское платье, как носят в татарских качинских улусах, китайчетое, с оплечием и с лентами камчатыми, под оплечьем пришито пятнатцать горностаев. Красноярского уезда с реки Июсу.
106. Шаманская шапка, крыта красным сукном и с горностаями, опушена соболем, поверху вставлено сычье перье, по краям пришиты ленты камчатые. К вы-шеписанному шаманскому платью принадлежит.
107. Вороп, или женской остьяцкой пояс, которым тайные места подвязывают.
108. Вороп остяцкой простой.
При сем положены: кувшин могилной из Абаканской степи Красноярского уезда; пара жернов древних сибирских народов, которые найдены в Томской степе близ реки Июса; болван каменной, которой найден на дереве вверх по Тубе реке.
СПбФ АРАН. Ф. 21. Оп. 2. Д. 33. Л. 75-79. Подлинник.
1 Тавгицкая (тавгидская) самоядь (тавги) - старое названия нганасан, самодийско-язычного народа, живущего на п-ве Таймыр.
Список литературы
1. Андреев А. И. Труды Г. Ф. Миллера о Сибири // Миллер Г. Ф. История Сибири. - 2-е изд., доп. - М. : Вост. лит., 1999. - Т. 1. - С. 66-149.
2. Белокобыльский Ю. Г. Бронзовый и ранний железный век Южной Сибири. История идей и исследований (XVIII - первая треть XX в.) / Ю. Г. Белокобыльский. - Новосибирск : Наука, 1986. - 168 с.
3. Борисенко А. Ю. Изучение древностей Южной Сибири немецкими учеными XVIII-XIX вв. / А. Ю. Борисенко, Ю. С. Худяков. - Новосибирск : Новосиб. гос. унт, 2005. - 270 с.
4. Завитухина М. П. Коллекция Г.Ф. Миллера из Сибири - одно из древнейших археологических собраний России // Сообщения Гос. Эрмитажа, 1978. - Вып. 43. - С. 37-40.
5. Иванов В. Ф. Работа Второй Камчатской экспедиции по сбору предметов материальной культуры народов Якутии // Развитие гуманитарных исследований в Якутии. - Новосибирск, 1981. - С. 39-42.
6. Материалы для истории этнографических и антропологических коллекций императорской Академии наук. - СПб. : [б. и.], 1900. - 153 с.
7. Миллер Г. Ф. История Сибири / Г. Ф. Миллер. - 2-е изд., доп. - М. : Вост. лит., 1999. - Т. 1. - 630 с.
8. Санкт-Петербургский филиал Архива РАН (СПбФ АРАН). Ф. 21. Оп. 2. Д. 24.
9. СПбФ АРАН. Ф. 21. Оп. 2. Д. 25.
10. СПбФ АРАН. Ф. 21. Оп. 2. Д. 33.
11. СПбФ АРАН. Ф. 21. Оп. 5. Д. 68.
12. Тихонов И. А. Г. Ф. Миллер как археолог // Г. Ф. Миллер и русская культура. - СПб. : Росток, 2007. - С. 84-96.
13. Хартанович М. В. Этнографические коллекции Второй Камчатской экспедиции в Кунсткамере Императорской академии наук // Вестн. ДВО РАН. - 2014. -№ 6. - С. 177-184.
14. Элерт А. Х Экспедиционные материалы Г. Ф. Миллера как источник по истории Сибири / А. Х. Элерт. - Новосибирск : Наука, 1990. - 246 с.
Sources on the History of Formation of the Kunstkamera Museum's Ethnographic Collection by the Members of the Second Kamchatka Expedition
A. Kh. Elert
Institute of History SB RAS, Novosibirsk
Abstract. The article analyzes activities of the members of Academic detachment of the Second Kamchatka Expedition (1733-1743) on gathering items of material culture of the indigenous peoples of Siberia. Thousands of these items, being principally samples of clothing and footwear, laid the foundations for the ethnographic collection of the Emperor's Kunstkamera Museum. The inventories of items sent from Siberia to Saint-Petersburg are published in the appendices. These inventories are important sources for reconstruction of traditional garments of Siberian peoples, as most of these items were destroyed by the fire in Kunstkamera Museum in 1747.
Известия Иркутского государственного университета. 2018. Т. 23. Серия «История». С. 97-111
Keywords: the Second Kamchatka Expedition, the Kunstkamera Museum, G.-F. Mueller, voivode chancelleries, collecting items of material culture, peoples of Siberia, inventories of ethnographic collections.
Элерт Александр Христианович
доктор исторических наук, зав. сектором археографии и источниковедения, главный научный сотрудник Институт истории СО РАН 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел.: 8(383)330-36-71 e-mail: [email protected]
Elert Aleksander Khristianovich
Doctor of Sciences (History),
Head of the Sector of Archaeography
and Source Study
Chief Research Fellow,
Institute of History SB RAS
8, Nikolaev st., Novosibirsk, 630039
tel.: 8(383)330-36-71
e-mail: [email protected]