Научная статья на тему 'Источники информации, используемые при выявлении хищений бюджетных средств'

Источники информации, используемые при выявлении хищений бюджетных средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИЩЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / BUDGET FUNDS EMBEZZLEMENT / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRICULTURE / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ВРЕМЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / TIME COMPONENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паршин Д. В.

При выявлении фактов хищений бюджетных средств, выделенных на развитие приоритетных направлений агропромышленного комплекса, а также на первоначальном этапе расследования преступлений данного вида возникает ряд моментов, мешающих работе правоохранительных органов. Так, препятствиями при выявлении хищений являются: коррупционная составляющая, временная характеристика, особенности сокрытия совершённых преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Паршин Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOURCES OF INFORMATION USED TO IDENTIFY THE THEFT OF BUDGET FUNDS

In detecting the embezzlements of budgetary funds allocated for development of priority agro-industrial complex fields and at the initial stage of these offences investigation there are a number of issues that interfere with the work of law enforcement agencies. So, obstacles in the embezzlement detection are corruption, time characteristics, the specifics of concealing the committed crimes.

Текст научной работы на тему «Источники информации, используемые при выявлении хищений бюджетных средств»

УДК 343.98

Д. В. Паршин

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ХИЩЕНИЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация. При выявлении фактов хищений бюджетных средств, выделенных на развитие приоритетных направлений агропромышленного комплекса, а также на первоначальном этапе расследования преступлений данного вида возникает ряд моментов, мешающих работе правоохранительных органов. Так, препятствиями при выявлении хищений являются: коррупционная составляющая, временная характеристика, особенности сокрытия совершённых преступлений.

Ключевые слова: хищение бюджетных средств, агропромышленный комплекс, коррупция, временная составляющая.

D. V. Parshin

SOURCES OF INFORMATION USED TO IDENTIFY THE THEFT

OF BUDGET FUNDS

Abstract. In detecting the embezzlements of budgetary funds allocated for development of priority agro-industrial complex fields and at the initial stage of these offences investigation there are a number of issues that interfere with the work of law enforcement agencies. So, obstacles in the embezzlement detection are corruption, time characteristics, the specifics of concealing the committed crimes.

Keywords: budget funds embezzlement, agriculture, corruption, time component

На сегодняшний день развитие агропромышленного комплекса является одним из главных направлений формирования экономики российского государства. В нём заключено большое количество производственных мощностей, трудовых ресурсов, что составляет около 6 % валового внутреннего продукта. Не стоит недооценивать значимость сельскохозяйственной отрасли, напрямую влияющей на стабильность в продовольственном обеспечении и стабильности страны. На период 2013—2020 гг. в России разработана и эффективно применяется государственная программа развития сельского хозяйства. Задачами этой программы являются выявление более качественных механизмов в сфере регулирования рынков продовольственных товаров и увеличение объёма инвестиций в основной капитал. Основными направлениями для их решения считаются: развитие животноводческой, растениеводческой отраслей, мясного скотоводства, переработки и реализации продукции. Это требует внедрения новых технологий, улучшения производ-

ственных процессов, освоения новых территорий, финансовой поддержки государством фермерских и крестьянских хозяйств, а также вложения бюджетных средств в агропромышленный комплекс в целом. Результатами такой деятельности государства должно быть: расширение ассортимента продовольственных товаров, улучшение качества продуктов, увеличение рабочих мест в отрасли и увеличение дохода работников АПК, внедрение новейших технологий и стабильное развитие в будущем. В 2016 г. Правительством Российской Федерации выделено более 237 млрд руб. на развитие сельскохозяйственной и перерабатывающей отраслей. В настоящее время в России и её регионах работает программа «Начинающий фермер».

Государством выделяются средства для создания материально-технической базы, покупки посадочного материала, удобрений, кормов для животных, скота и земельных угодий. Для получения гранта на использование денежных средств участникам конкурсов нужно соответствовать ряду параметров. Это предоставление бизнес-плана, плана расходования выделенных средств, предоставления рабочих мест и других нормативных документов.

Занимаясь проблемой совершенствования методики расследования преступлений, связанных с хищением бюджетных средств, выделенных на приоритетные направления развития агропромышленного комплекса, считаем нужным обратить внимание на некоторые сложности при выявлении фактов хищения государственных средств, выделенных на развитие сельского хозяйства. Для совершения этих и подобных преступлений требуются четыре составляющих, без которых преступная деятельность невозможна. Первое — это обязательное наличие бюджетных средств, выделенных для развития приоритетных направлений экономического роста. Второе необходимое условие — поступление данных средств на счета юридического образования, которому требуются финансовая помощь. В нашем случае это предприятия агропромышленного комплекса, различные фермерские хозяйства. Принятие решения о количестве выделенной суммы на конкретный проект, проведение конкурса среди желающих получить государственную дотацию, контроль за выполнением предоставленного экономического проекта осуществляют соответствующие государственные структуры. В большинстве случаев данное решение о государственной поддержке замыкается на должностном лице в исполнительной власти. Четвёртая, обязательная составляющая — руководитель юридического лица, выигравший тендер, в обязанности которого входит освоение бюджетных средств, согласно предоставленному экономическому плану, предоставление отчётов за определённые периоды деятельности и отчёта, в котором видна тенденция положительного экономического роста. Только при наличии ранее представленных составляющих возможно хищение бюджетных средств.

При изучении уголовных дел, возбуждённых по фактам хищения рассматриваемого вида, достаточно часто прослеживается коррупционная составляющая. В большинстве материалов обвиняемые являются должностными лицами, которые сами должны следить за законностью проведения данных сделок и контролировать исполнение обязательств. Эти факты создают

сложности при выявлении данной преступной деятельности. Так, способы злоупотребления должностными лицами, обладающими управленческими функциями в коммерческих и иных организациях, описаны в научной статье

A. В. Варданяна и И. И. Варова [1].

При совершении хищений бюджетных средств, выделенных на приоритетные направления развития экономики, важна временная составляющая. Появление положительного экономического результата требует временных затрат. Особенно ярко это выражено при финансировании агропромышленного комплекса. Требуется время, чтобы вырастить сельскохозяйственную продукцию, развитие животноводства также занимает большой период времени. Момент совершения преступления (сам факт хищения бюджетных средств) сложно отследить, т. к. денежные средства переводятся на различные счета и могут обналичиваться через «подставные» фирмы. В связи с прохождением значительного количества времени с момента перечисления средств и получения прибыли, правоохранительным органам бывает достаточно сложно выявить факт осуществления перевода денежных средств и приобретения сельскохозяйственной продукции.

Временная составляющая также негативно влияет на результат экспертиз, назначаемых по фактам утраты сельскохозяйственной продукции.

Потери прибыли в сельском хозяйстве из-за погодных условий, а в животноводстве от различных эпидемий и заболеваний животных, упрощают сокрытие преступлений лицами, его совершившими. В своей работе

B. А. Тимченко и А. В. Вершинин «Уголовно-правовая квалификация хищения и нецелевого расходования бюджетных средств» достаточно подробно рассматривают способы и временные параметры при хищении государственных денежных средств [2].

Оконченным хищение считается только после того, как виновный получает возможность распоряжаться похищенным имуществом (денежными средствами), т. е. обратить его в свою пользу или пользу других лиц. До этого момента имеет место покушение на хищение [5 с. 146].

Возникает вопрос, какими способами и в какой момент времени эффективно выявить факт хищения. Наибольший процент выявления хищений приходится на оперативно-разыскную деятельность правоохранительных органов, но получение такой информации имеет свои сложности: так, невозможно одновременно охватить значительный объём данных, необходимых для возбуждения уголовного дела, которые являются обязательными и должны присутствовать в качестве оснований для вмешательства в работу госслужащих и юридических лиц, связанную с выделением бюджетных средств. Решения о возбуждении уголовных дел, принимаемые в результате различных плановых финансовых ревизий и проверок, которые осуществляют контрольные органы исполнительной власти, в том числе и те должностные лица, которые занимаются вопросами выделения бюджетных средств, принимаются достаточно редко.

Внеплановые проверки работы финансируемых государством предприятий также должны иметь под собой основания для их проведения. При-

сутствуют случаи, когда информация о фактах хищения бюджетных средств вытекает из других событий или преступлений.

Таким примером явилось выделение денежных средств фермерскому хозяйству на посадочный материал. При судебном разбирательстве двух собственников земельных участков, находящихся рядом с фермерским хозяйством, случайно выяснилось, что посевная прошла фиктивно. Так, информация о хищении бюджетных средств попала в контролирующие органы и далее — в правоохранительные. Без данного события факт хищения не был бы обнаружен.

За последние годы правоохранительными органами в значительной мере утрачены оперативные позиции на многих объектах агропромышленного комплекса. Это обусловлено общественным мнением, что вмешательство правоохранительных органов в дела государства и юридических лиц, занимающихся коммерческой деятельностью в сфере сельского хозяйства и животноводства, должно быть минимальным, а контроль за деятельностью предприятий АПК противоречит принципу свободы экономической деятельности. При этом не учитывается, что правоохранительные органы не вправе вмешиваться в экономическую деятельность только тех предприятий, которые осуществляют свою работу в соответствии с правовыми нормами. Ныне признаются устаревшими проводившиеся криминалистические исследования, относящиеся к периоду административно-плановой системы хозяйствования. И хотя некоторые рекомендации, изложенные в них, актуальны на сегодняшний день, в целом они не отвечают существующим потребностям, т. к. не учитывают современных особенностей преступной деятельности, осуществляемой при хищениях бюджетных средств, выделенных на развитие АПК.

Можно предположить, что латентность таких преступлений достаточно велика, т. к. при хищении бюджетных средств в роли потерпевшего выступает государство, а выявление хищений осуществляется ранее указанными методами. При больших рисках в АПК введено обязательное страхование от негативных природных факторов, различных эпидемий и болезней в животноводстве. Это является ещё одним способом сокрытия хищений. Расследование преступлений в сфере страхования рассматривают в своих трудах А. В. Варданян, О. В. Трубкина, О. П. Грибунов [3, 4].

Таким образом, с целью обеспечения наиболее эффективного развития приоритетных направлений агропромышленного комплекса, необходимо совершенствовать механизм выделения бюджетных средств на развитие сельского хозяйства.

Решение о выделении денежных средств должно осуществляться коллегиально, в несколько этапов, в более открытой, «прозрачной» форме. Должностные лица, занимающиеся вопросами финансирования, не должны иметь какую-либо связь с контролирующими и ревизионными органами, необходим доступ для их контроля правоохранительными органами в продолжение всего периода действия государственной программы финансирования — от выделения денежных средств до получения экономически выгод-

ного результата. Наибольший эффект в борьбе с хищениями может быть достигнут путём профилактических мер, направленных на предотвращение данного вида преступлений.

Список использованной литературы

1. Варданян А. В., Варов И. И. Дискуссионные вопросы формирования исходных следственных ситуаций, типичных для первоначального этапа злоупотреблений полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях. // Изв. Тул. гос. ун-та. Экон. и юрид. науки. — 2013. — № 2—2. — С. 3—9.

2. Тимченко В. А., Вершинин А. В. Уголовно-правовая квалификация хищения и нецелевого расходования бюджетных средств // Проблемы экономики и юрид. практики. — 2007. — № 1. — Вып. № 1 / 2007. — С. 146— 150.

3. Варданян А. В. Особенности первоначального этапа расследования мошенничества в сфере страхования: моногр. / А. В. Варданян, О. П. Трибунов, О. В. Трубкина. — Иркутск: Вост.-Сиб. ин-т М-ва внутр. дел России, 2016. — 152 с.

4. Грибунов О. П., Трубкина О. В. К вопросу о личности преступника как элементе криминалистической характеристики мошенничества в сфере страхования, совершённого в отношении материальных интересов страховых компаний, в связи с внесением изменений в уголовное законодательство РФ // Рос. следователь. — 2015. — № 8. — С. 6—10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.