Научная статья на тему 'Источники и структурные компоненты ленинизма'

Источники и структурные компоненты ленинизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
661
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТЕНТИЧНЫЙ МАРКСИЗМ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ / ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛАССОВАЯ БОРЬБА / КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ЛЕНИНИЗМ / ЛОКАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / НАУЧНЫЙ СОЦИАЛИЗМ / НООСФЕРА / ОБЩЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАКСИОЛОГИЯ / ПРИЧИННЫЙ ФАКТОР / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ / ПРОЛЕТАРСКАЯ ПАРТИЯ / РЕАЛЬНЫЙ ГУМАНИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СТРУКТУРАЛИЗМ / СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Комаров Виктор Дмитриевич

Предпринята попытка систематизировать основные разделы ленинизма, который рассматривается как революционная версия марксизма, развивающегося в эпоху империализма, пролетарских и национально-освободительных революций. Творческое развитие учения Маркса-Ленина представлено как системное обобщение идей В.И. Ленина в эпоху глобального перехода от капитализма к социализму и глобализации мирового цивилизационного процесса. Методом разделения источников и движущих сил развития ленинизма характеризуются основные причинные факторы возрастания революционной роли марксизма-ленинизма как науки о закономерности общественного развития цивилизованного человечества. Выявлена диалектико-логическая взаимосвязь основных структурных компонентов ленинизма как творческого марксизма современной эпохи: диалектико-материалистическая философия, политико-экономическая наука, социально-политическая теория научного социализма, основы научной социологии, принципы научной политологии, научные основы коммунистической идеологии, реально-гуманистические принципы социальной психологии, основы коммунистической этики, научные принципы эстетики, основы социальной педагогики и теории культурной революции, праксиологическое понимание научно-технического прогресса, научно-философская теория цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Источники и структурные компоненты ленинизма»

СТРАТЕГИЯ ДИСКУРСА

о

О

3

ю О

УДК 323.4 ББК 63.3-28

В.Д. Комаров

источники и СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЛЕНИНИЗМА

Предпринята попытка систематизировать основные разделы ленинизма, который рассматривается как революционная версия марксизма, развивающегося в эпоху империализма, пролетарских и национально-освободительных революций. Творческое развитие учения Маркса-Ленина представлено как системное обобщение идей В.И. Ленина в эпоху глобального перехода от капитализма к социализму и глобализации мирового цивилизационного процесса. Методом разделения источников и движущих сил развития ленинизма характеризуются основные причинные факторы возрастания революционной роли марксизма-ленинизма как науки о закономерности общественного развития цивилизованного человечества. Выявлена диалектико-логическая взаимосвязь основных структурных компонентов ленинизма как творческого марксизма современной эпохи: диалектико-материалистическая философия, политико-экономическая наука, социально-политическая теория научного социализма, основы научной социологии, принципы научной политологии, научные основы коммунистической идеологии, реально-гуманистические принципы социальной психологии, основы коммунистической этики, научные принципы эстетики, основы социальной педагогики и теории культурной революции, праксиологическое понимание научно-технического прогресса, научно-философская теория цивилизации.

Ключевые слова:

аутентичный марксизм, глобализация, диалектический материализм, идеология, инженерная деятельность, классовая борьба, культурная революция, ленинизм, локальная цивилизация, марксизм-ленинизм, научно-технический прогресс, научный социализм, ноосфера, общение, общественные отношения, общественное сознание, праксиология, причинный фактор, производительные силы, пролетарская партия, реальный гуманизм, социальная педагогика, социальная психология, социальная революция, социальный интеллект, структурализм, структурный компонент, человеческая природа.

Замысел обобщения основных идей «катастройки» не позволяла уже занимать-учения В.И. Ленина как классика револю- ся столь высокоинтеллектуальными дела-ционного марксизма зародился у меня ещё ми. Пришлось перейти на рутинную прев бытность заведующим Ленинградской подавательскую работу по философским кафедрой философии Академии наук СССР дисциплинам в ленинградских вузах. (1985-1990 гг.). Представлялось необхо- Тем не менее, отстаивание ценностей

димым оснастить интеллект аспирантов марксистско-ленинской науки об общеакадемических институтов кристальным ственном развитии человечества в траги-богатством ленинского синтеза философс- ческой идеологической обстановке 90-х ких, политэкономических и научно-соци- годов побуждала вновь и вновь выявлять алистических идей марксизма. Хотелось кристаллы творческого марксизма в идей-также в лаконичных формах продвинуть но-политическом наследии В.И. Ленина. В философско-методологические принципы обстановке спасения научных основ соци-ленинизма в сознание ленинградских учё- ализма в России 90-х годов ХХ в. и первого ных, используя статус методологических десятилетия XXI в. пришлось интенсив-(философских) семинаров в академических но синтезировать фундаментальные идеи учреждениях города Ленина. марксизма-ленинизма. Здесь существен-

Однако начало этой важной работы в ную помощь мне оказало творческое на-области философии науки пришлось вско- следие И.В. Сталина, который на протяже-ре свернуть, т.к. обстановка начавшейся нии 30 лет осваивал ленинские принципы

разработки учения Маркса-Ленина в условиях строительства и защиты социализма на территории крупнейшей Евразийской державы.

Первая возможность изложить результаты своего синтеза основных марксистских идей В.И. Ленина представилась мне в канун 130-летия великого сына русского народа. Некоторые творческие наброски в этом плане мне удалось представить на юбилейной Ленинской конференции в Разливе 22 апреля 2010 года. А дальше понадобилось более основательно углубиться в литературное наследие Владимира Ильича и осваивать его на том его жизненном фоне, который создали своими талантливыми литературно-биографическими произведениями В.Т. Логинов [7; 8] и С.Н. Есин [3].

Когда мы в начале третьего тысячелетия констатируем, что научно-идеологической основой современного коммунистического движения выступает марксизм-ленинизм, то не всегда обращаем внимание на творческую сторону дела. Между тем, уже в XX веке не только марксистская основа этого всесильного учения существенно обновилась за счёт сотворения ленинизма как современного марксизма, но и само содержание ленинизма существенно модернизировалось, особенно в ходе практической реализации грандиозного научно-социалистического проекта марксистско-ленинского происхождения. Именно последнее обстоятельство заставляет в новую информационную эпоху глобализации цивилизационного процесса рассмотреть обновлённую, модернизированную структуру ленинизма.

При ближайшем рассмотрении этой важной задачи представляется естественным пойти по пути, намеченному В.И. Лениным при структурном анализе учения К. Маркса в начале XX века. Тогда, как известно, вождь большевистской партии показал, как творческая работа идейных лидеров пролетарского движения К. Маркса и Ф. Энгельса над тремя основными источниками науки об общественном развитии человечества привела к созданию теории научного коммунизма [5]. Эта первая в истории научная теория развития революционной практики трудящихся была сформирована из трёх органически и логически взаимосвязанных частей - диа-лектико-материалистической философии, научной политической экономии и научной теории построения социалистического общества.

Проведённый В.И. Лениным анализ научного содержания революционного

марксизма позволил в дальнейшем, во-первых, разоблачить ренегатство западноевропейской социал-демократии и, во-вторых, выработать адекватную методологию марксистского анализа нового исторического этапа развития рабочего и коммунистического движения. Собственно, создание ленинизма и явилось научно-теоретическим результатом применения этой методологии для понимания перспектив общественного развития человечества в эпоху империализма и пролетарских революций.

Ленинский вариант структурной характеристики генезиса и построения марксизма был своеобразен не только тем, что позволял научно объяснить тенденции развития человечества в ХХ-ХХ1 веках, но и тем, что давал научные основания для сознательного руководства процессами социалистического преобразования уникальной Российской цивилизации. Это обстоятельство надо учитывать при любой попытке определить основные источники и компоненты ленинизма как модернизированного варианта аутентичного марксизма, ибо ленинизм - научно-идеологическое явление не только российского, евроазиатского, но и всемирного масштаба.

Источники ленинизма

В философской теории понятием «источник» принято обозначать всякое явление, оказывающееся непосредственной причиной изучаемого процесса (явления). Как было показано в трудах советских философов конца 70-х и начала 80-х годов прошлого века, научный принцип социального детерминизма содержит противоречивое единство причинных факторов общественного развития двух классов - источников и движущих сил (см., напр., [9]). Источники - это, по Аристотелю, «то, что делает», т.е. непосредственно порождающие явление (вещь) причины, а движущие силы - то, что способствует формированию вещи (явления), т.е. условия, обстоятельства. Предпосылки существования любого явления могут принадлежать как к первым, так и ко вторым причинным факторам. Следует при этом заметить, что способом всякого человеческого бытия предстаёт жизнедеятельность общества на основе природного бытия. Иначе говоря, все причинные факторы социального детерминизма имеют человеко-деятельностный характер.

С этой методологической позиции я считаю возможным утверждать, что непосредственными причинами и предпо-

сылками возникновения, формирования и развития ленинизма, т.е. его основными источниками, предстают: 1) революционная версия марксистской теории общественного развития; 2) прогрессивная линия мировой демократической культуры; 3) противоречивые движения русского мировоззрения; 4) история мировой науки. В этих ракурсах целесообразно рассматривать совокупность причинных факторов формирования и развития ленинизма как марксизма современной эпохи, т.е. научной теории преобразования капиталистического общества в мировое социалистическое сообщество всех народов на уровне машиногенной цивилизации. Хронотоп такого преобразования включает геополитическую реальность ХХ-ХХ1 веков. В свете основных принципов марксизма-ленинизма именно в этот исторический период в геокосмическом масштабе утверждается первый вариант общества реального гуманизма - всемирный социализм.

Главным философским источником ленинизма как современного варианта марксистской теории общественного развития является принцип единства теории и практики как центральный и важнейший в диалектико-материалистической философии. Ключом к раскрытию эвристического значения этого принципа является ленинское понимание диалектики как теории познания и логики марксизма. Уяснение творческой природы марксизма-ленинизма возможно именно в этом направлении. Своеобразие действия всех остальных источников ленинизма можно понять лишь в свете указанного принципа.

Своеобразным «родничком» единства революционной теории и практики ленинизма является раскрытие глубокого диалектического смысла знаменитого материалистического афоризма Ф. Энгельса «Вначале было дело». Ставя с головы на ноги знаменитый ключевой афоризм Евангелия от Иоанна, талантливый соратник К. Маркса по существу создал теоретическую модель диалектической логики человеческой деятельности [12].

Действительно, исторически и логически человеческая жизнь, т.е. жизнь любой ячейки человеческого рода, начинается с трудового дела, которое для своего нестихийного развития нуждается в «слове», т.е. теоретическом осмыслении. Истинность (действительность) найденной словесной формулы проверяется успешностью нового варианта «дела». Однако обнаруженная связка «слово - дело» не замыкается в круг, а движется дальше по спирали: новое дело

рождает мысль о целесообразности образовавшейся цепочки действий. Ищется «слово» для определения конечного смысла всех циклов разумно построенного «трудового дела» общества.

Оказывается, теоретически улучшаемое дело имеет более высокий, внешний для частичного трудового дела смысл: улучшение жизни всех членов человеческого рода (ячейки и системы ячеек жизни людей). Выраженное в «новом слове» (теории построения жизни человеческой общности) предназначение всех циклов дел практических и духовно-теоретических становится ориентиром для оценки способа существования и направления развития человеческого общения как единства слова и дела, теории и практики. Циклы «дело - слово ^ дело1 - слово1» образуют витки спирали, которая уходит «в даль идеала», т.е. «универсального слова» (общей теории).

Думается, примерно по такой диалектической схеме осмысливал В.И. Ленин марксистскую теорию общественного развития, усматривая её краеугольный камень в принципе (человеческой, целесообразной) деятельности. Размышляя о рычаге, с помощью которого можно вполне реально изменить в гуманистическую сторону жизнь Российского общества, он вникал прежде всего в понимание «ядерной роли» особой ячейки политической, управляющей деятельности людей в этом обществе.

В работе «Что делать?» Ленин на основе марксистского учения о политической партии пролетариата приходит к формулировке двух методологических положений: 1) поднять трудящиеся массы на революционную переделку всего Российского общества может только крепкая организация революционеров в составе передовых представителей трудящихся классов; 2) революционным авангардом могут стать в этом движении научно образованные и организационно опытные представители городского и сельского пролетариата, а также пролетарии умственного труда из других классов.

Партийная организация пролетарских революционеров нужна для того, чтобы «слово» марксистской теории в особенных условиях помещичьи-буржуазно-мещанской России превратить в массовое «дело» социалистических преобразований всех сфер общественной жизни в этой евроазиатской стране с уникальной историей освободительной борьбы.

Так сформировалось диалектико-ма-териалистическое представление В.И.

Ленина о социальной организации вообще, как историческом способе превращения идеального в материальное. Философский диалог о природе такой организации между большевиком Лениным и большевиком Малиновским (Богдановым) шёл почти 20 лет. В.И. Ленин с позиций революционного марксизма разрабатывал эту теорию в диалектико-материалистическом и политическом аспектах, а А.А. Богданов строил свою систему «всеобщей организационной науки» в метафизическом и позитивистском аспектах, абстрагируясь от конкретной революционно-политической практики. Многие его абстрактные построения имели авангардистский характер и были использованы, развиты в рамках зарубежной философии структурализма.

В советское время, особенно в 60-70-х годах XX века ленинские идеи о диалектике материального и идеального в человеческой деятельности разрабатывались такими известными философами, как Э.В. Ильенковым, В.Г. Афанасьевым, Д.И. Дубровским, П.В. Копниным, В.В. Орловым. В 80-90-х годах в отечественной литературе обострилось внимание к «текто-логическим построениям» богдановского толка, особенно в общей биологической теории.

В итоге можно отметить, что ленинская теория соотношения идеального и материального в человеческой деятельности (см. об этом намётки, сделанные в [6]) имеет

узловое значение для понимания творческой природы ленинизма, для разработки в современных условиях диалектической логики, теории отражения и социальной синергетики. Диалектико-материалисти-ческие достижения философии ленинизма методологически важны для понимания идеала и парадигмы в философии науки, для исследования геополитических структур, для раскрытия логики цивилиза-ционного процесса и особенно процесса глобализации практической жизни человечества в информационную эпоху.

В постсоветской России актуализация ленинизма в интересах выхода к обновленному социализму справедливо связывается с уникальным опытом единства теории и практики в деятельности лидера коммунистического движения и социалистических преобразований мира в 30-50-х годах XX века - Иосифа Виссарионовича Сталина. В известном смысле можно утверждать: как Ф. Энгельс был революционно-практическим руководителем рабочего движения при гении К. Маркса, так и И.В. Сталин стал достойным реализатором научно-социалистического проекта при гении В.И. Ленина, вернейшего ученика Маркса и Энгельса.

После системной характеристики источников ленинизма можно осмыслить основную структуру этого научно-революционного учения, как она обозначилась в партийном сознании марксистов-ленинцев 40-80-х годов XX века.

(Окончание следует)

Список литературы:

[1] Владимир Ильич Ленин в современном мире: Материалы ... междунар. науч.-практич. конференции. - СПб., 2010. - 102 с.

[2] Владимир Ильич Ленин в современном мире: Материалы ... междунар. науч.-практич. конференции. - СПб., 2012. - 112 с.

[3] Есин С.Н. Ленин: Смерть Титана: Роман. - М.: ООО «Изд-во Астрель»; ООО «Изд-во АСТ», 2002. -496 с.

[4] Каменский З.А. Философия как наука: Классическая традиция и современные споры. - М.: Наука, 1995. - 173 с.

[5] Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма // В.И. Ленин.Полн. собр. соч. - Т. 23. -С.40-48

[6] Ленин В.И. Философские тетради // В.И. Ленин. Полн. собр. соч. - Т. 29. - 782с.

[7] Логинов В.Т. Владимир Ленин. Выбор пути: Биография. - М.: Республика, 2005. - 447 с.

[8] Логинов В.Т. Неизвестный Ленин. - М.: Эксмо; Алгоритм, 2010. - 576 с.

[9] Материалистическая диалектика. В 5-ти т.т. / Под общ. ред. Ф.В. Кон-стантинова и В.Г. Марахо-ва. - Т. 4. - М.: Мысль, 1984

[10] Сталин. Энциклопедия / Составитель В.В. Суходеев. - М.: Эксмо, Алгоритм, 2007.

[11] Субетто А.И. Владимир Ильич Ленин: гений русского прорыва человечества к социализму. - СПб.: Астерион, 2010. - 492 с.

[12] Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» // К.Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. - Т. 21. - С. 269-317.

3

ю О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.