14 Таранец Сергей Васильевич
доктор исторических наук, старший научный сотрудник, Институт украинской археографии и источниковедения им. М.С. Грушевского НАН Украины
Трехсвятительская, ул., 4, Киев, Украина, 01001 E-mail: [email protected]
Источники и литература по этнологии и фольклористике старообрядчества в Х1Х — начале ХХ
века
В статье исследована историография по этнографии и фольклористике старообрядчества в Х1Х — начале ХХ вв. Для решения поставленных задач сформулирована цель исследования, предусматривавшая выявление и анализ комплекса робот, оказавших существенное влияние на развитие ста-рообрядоведения в указанный период. По результатам десятков фольклорных и этнографических экспедиций опубликованы многочисленные книги и статьи. Во второй половине Х1Х в. в Российской империи главным образом исследовались Архангельская, Вологодская, Олонецкая и Пермская губернии. В 1880 гг. исследованием традиционной культуры староверов стало заниматься Русское географическое общество. Особое развитие на Русском Севере получило изучение былин, чрезвычайно широко и полно сохранившихся в консервативной старообрядческой среде, замедленных социально-экономических и этнокультурных процессах удаленных регионов государства. Отдельное направление в старообрядоведении получило изучение духовных стихов. Ввод в научный оборот новых источников позволил существенно расширить географию и проблематику старообрядческих исследований. В начале ХХ в. кроме уже традиционных проблем изучались вопросы, связанные с материальной культурой староверов, их семейными обрядами и обычаями, календарной обрядностью.
Ключевые слова: Российская империя, историография, этнология, фольклористика, экспедиции, старообрядчество.
Для цитирования: Таранец С.В. Источники и литература по этнологии и фольклористике старообрядчества в Х1Х — начале ХХ века // Старообрядчество. 2023. Т. 1. № 2. С. 14-31. DOI: 10.24412/2949-4001-2023-0070
Serhii V. Taranets 15
Doctor of Historical Sciences, Senior Researcher, M.S. Hrushevsky Institute of Ukrainian Archeography and Source Studies of the National Academy of Sciences of Ukraine
Tryohsvyatitelska Street, 4, Kyiv, Ukraine, 01001 E-mail: [email protected]
Sources and literature on ethnology and folklore of the Old Believers in the 19th and early 20th centuries
The article examines the historiography of ethnography and folklore of the Old Believers in the 19th — early 20th centuries. To solve these problems, the goal of the study was formulated, which included identifying and analyzing a complex of robots that had a significant impact on the development of Old Believer studies in the specified period. Based on the results of dozens of folklore and ethnographic expeditions, numerous books and articles have been published. In the second half of the 19th century. in the Russian Empire, the Arkhangelsk, Vologda, Olonets and Perm provinces were mainly studied. In 1880 The Russian Geographical Society began to study the traditional culture of the Old Believers. The study of epics, which are extremely widely and fully preserved in the conservative Old Believer environment, slow socio-economic and ethnocultural processes in remote regions of the state, has received particular development in the Russian North. The study of spiritual verses received a separate direction in Old Believer studies. The introduction of new sources into scientific circulation has made it possible to significantly expand the geography and scope of Old Believer research. At the beginning of the twentieth century. in addition to traditional problems, issues related to the material culture of the Old Believers, their family rites and customs, and calendar rituals were studied.
Keywords: Russian Empire, historiography, ethnology, folkloristics, expeditions, Old Believers.
For citation: Taranets S.V. Sources and literature on ethnology and folklore of the Old Believers in the 19th and early 20th centuries. Old Believer, 2023, vol. 1, no. 2, pp. 14-31. DOI: 10.24412/2949-4001-2023-0070
) последнее время в России и за рубежом значительно возрос интерес к исследова-j^V нию истории, культуры и повседневной жизни старообрядцев — носителей древней 1 русской традиции. Комплекс поднимаемых проблем как никогда потребовал обратить внимание на историографию истории и традиционной культуры старообрядчества в разных стратах науки, в том числе в этнологии и фольклористике русских староверов. Объектом исследования стал значительный пласт источников и литературы по этнологии и фольклористике старообрядчества в Х1Х — начале ХХ в. в широких географических рамках, его предметом — труды известных историков, этнографов, фольклористов, публиковавших свои исследования в большей степени на полевых материалах, преимущественно собранных самостоятельно, в центральных и региональных печатных органах, а также отдельными изданиями, замеченные при жизни и приобретшие актуальность в дальнейшем. В этой связи нами была поставлена цель выявить и проанализировать роботы, которые оказали существенное влияние на развитие старообрядоведения в XIX — начале ХХ в. Для ее реализации сформулировано несколько задач, среди которых следует назвать исследование процесса накопления знаний о старообрядчестве в научных изданиях Х1Х — начала ХХ в., изучение развития проблематики старообрядоведческих исследований, ввод в оборот ранее малоизвестных источников, в том числе результатов полевых этнографических и фольклорных экспедиций, их публикаций как в отдельных изданиях, так и в периодике. Для решения поставленных задач был применен метод тотального исследования историографии соответствующего периода. Методологической основой работы стали труды С.В. Максимова, Ф.М. Истомина, А.Д. Григорьева, Н.Е. Онучкова, А.Ф. Можаровского, А.С. Пругавина, И.И. Желез-нова, В.Н. Витевского, П.С. Смирнова и др., которые сделали неоценимый вклад в изучение этнографии и фольклористики старообрядчества.
Вплоть до середины Х1Х в. в Российской империи не уделялось должного внимания изучению вопросов, связанных с этнографией и фольклористикой в области изучения русского старообрядчества, причиной всему этому во многом была обособленность общественной жизни староверов. Главным образом исследователи обращались к теме истории раскола православной Церкви, вероучению беспоповских и поповских согласий, исправлению богослужебных книг при патриархе Никоне, внутренней жизни старообрядчества (нравственно-религиозным вопросам, состоянию образования, старообрядческой литературе), взаимоотношениям господствующей Церкви и староверов, проблемам, связанным с утверждением и распространением единоверия. Особо активно эти вопросы стали исследоваться на региональном уровне, с началом издания епархиальных ведомостей, в частности проблемы, связанные с преследованием, переселением старообрядцев за границу, где на протяжении нескольких веков странствований староверы сумели сохранить специфический язык, традиционный костюм, образ жизни, в деталях сберечь ту часть своей повседневности, которая соответствовала их религиозным представлениям [Моррис, 1994. C. 55].
Следует отметить, что во второй половине Х1Х в. этнография и фольклористика в основном являлась занятием не для богатых людей. Полевой материал собирался ценой не только больших интеллектуальных, но и физических усилий. Иногда общая протяженность маршрута членов экспедиций составляла многие тысячи верст. Российские этнографы ча-
OLD BELIEVER 2023, vol. 1, no. 2
сто вынуждены были считаться с непредсказуемыми обстоятельствами. В их обязанность входило представление местному губернатору, отдававшему соответствующие распоряжения уездным исправникам, волостным приставам, урядникам, которые, впрочем, мало содействовали экспедиции. Основным фактором, влиявшим на результативность полевых работ, оставался индивидуальный стиль работы конкретного исследователя, его умение найти общий язык с местным населением, в противном случае оно могло (особенно старообрядцы) принять ученого за государственного шпиона [Нелепин, 1995. С. 80].
Начиная с 1855 г. по инициативе вел. кн. Константина Николаевича Морским ведомством был организован ряд этнографических экспедиций в различные регионы Российском империи. В частности С.В. Максимов (1831-1901) исследовал Русский Север, где проводил полевые работы у берегов Белого моря, работал среди старообрядцев на р. Печора и Колва. Его поездке предшествовала кропотливая подготовительная работа: он составил маршрут, изучил литературу по истории, географии, экономике и этнографии края. В 1860-1863 гг. Максимов посетил Юго-восток России, побережье Каспийского моря, Урал, а также старообрядцев, проживающих в Забайкалье. В 1868 г. Императорским Русским географическим обществом (РГО) Сергей Васильевич был командирован в Северо-Западный край, в котой ром посетил Смоленскую, Могилёвскую, Витебскую, Виленскую, Гродненскую и Минскую губернию [Максимов, б.г.].
По результатам проведённых экспедиций Максимов опубликовал ряд статей в «Морр ском сборнике», «Библиотеке для чтения», «Сыне Отечества», составивших затем его книгу «Год на Севере» (СПб., 1859). В «Морском сборнике», «Деле», «Отечественных записках», «Сео мье и школе» были опубликованы статьи о казаках на Дону и Урале, о русских инородцах Сибири, среди них сочинения, касающиеся темы церковного раскола и старообрядчества: «Иргизские старцы», «Ленкорань», «Секта общих», «Божий промысел».
Выходцем из семьи московских купцов-староверов был этнограф П.Н. Рыбников (1831-1885). После окончания историко-филологического отделения философского факульо тета Московского университета он получил рекомендацию от славянофила А.С. Хомякова для изучения быта старообрядцев и записи их песен в Черниговской губернии. Но в Ста-родубье Рыбников неожиданно был арестован, обвинен в контактах с местным старообрядческим купечеством, принадлежности к выдуманному революционному кружку «вертепников». В 1859 г. он был сослан в Петрозаводск и определен в штат Олонецкой губернской канцелярии. Тем не менее свои полевые изыскания он не прекратил, стал интересоваться культурой народов Русского Севера, проехал свыше двух тысяч вёрст от Петрозаводска до окраин границ Архангельской и Вологодской губерний. В экспедициях Рыбников записал 165 текстов былин, благодаря чему впервые открыл науке русский эпос, также записывал сказки, песни, причитанья, поверья, руны и ейги. В 1864 г. в третьем томе «Памятников веи ликорусского наречия» он подробно рассказал о своих экспедициях, открытии былинного эпоса, методах поиска респондентов, которых знал поименно. В 1861-1867 гг. в четырех частях были изданы «Песни, собранные П.Н. Рыбниковым». Труды этого исследователя стали известны не только в России, но и за рубежом [Брокгауз, Ефрон, 1899. С. 402].
lg В 1884 г. в этнографических экспедициях начал участвовать секретарь Этнографиче-
ского отдела Русского географического общества Ф.М. Истомин (1856-1919). В 1884 г. он предпринял поездку в Архангельскую губернию, издавна населенную староверами [Неле-пин, 1995. С. 81]. В 1886 и 1893 гг. Федор Михайлович находился в экспедициях на специальную стипендию императора Александра III для собирания народных песен в северных губерниях. Во время одной из очередных экспедиций в Печорский край он как крупный петербургский чиновник останавливался в съезжих избах, пользовался своим высоким положением, приказывал местным полицейским чинам разыскивать и проводить к себе знатоков устного народного творчества, которые, напуганные начальством, придя к исследователю, большей частью молчали. Однако неэффективность полевой работы Истомина заключалась еще и в том, что он неудачно выбрал время для своей экспедиции: приехал тогда, когда местное население занималось рыбной ловлей, сенокосами, и, как говорится, «людям было не до песен» [Нелепин, 1995. С. 78].
Тем не менее в 1890-1892 гг. по результатам экспедиций Истомину удалось опубликовать несколько работ, в частности в «Известиях Русского географического общества» он напечатал статью «Поездка в Печорский край», в «Трудах VIII съезда естествоиспытателей» — «Этнографическое изучение Печорского края», в «Церковном вестнике» — «О религиозном состоянии Печорского края», в «Живой старине» — «Причитанья и плачи Олонецкой и Архангельской губернии». В 1894 г. в Санкт-Петербурге отдельным изданием опубликованы «Песни русского народа, собранные в губерниях Архангельской и Олонецкой», записанные Ф.М. Истоминым и Г.О. Дютшом (1857-1891) [Ямпольский, 1974. С. 355].
В конце XIX — начале ХХ в. первые поездки в Архангельскую губернию начал проводить этнограф А.Д. Григорьев (1874-1940). Интерес исследователей к этому краю был вызван замедленностью его социально-экономических и этнокультурных процессов и сохранившейся в этой связи устойчивостью материальной и духовной культуры местного, в том числе старообрядческого населения. В 1899-1901 гг. Григорьев работал на побережье Белого моря, а также в деревнях по рекам Мезень, Кулой и Пинега, где записал сотни былин, истоа рических песен, духовных стихов и баллад. В 1904 и 1910 гг., на основе собранного ученым материала Императорская Академия наук издала первый и третий тома книги «Архангельские былины и исторические песни», содержащие редкие тексты эпических песен [Архангельские былины, 1904; Архангельские былины, 1910]. Григорьев охарактеризовал диалектологические особенности северных говоров, отраженных в песнях, составил указатели и географическую карту распространения былин. Собранная им коллекция текстов былин до сих пор остается самым значительным собранием в российской фольклористике, когда-лит бо записанным одним человеком [Флоровский, 1960. С. 573].
В 1900 г., почти одновременно с А.Д. Григорьевым, в Архангельской губернии работал фольклорист Н.Е. Ончуков (1872-1942), в частности, он обследовал Низовую Печору и с. Усть-Цильма, где специально записывал былины. Ончуков принимал участие во многих фольклорно-этнографических экспедициях, в том числе по местам традиционного расселения старообрядцев, результаты которых широко освещались в специальных изданиях. При составлении своих сборников Н.Е. Онучков всегда старался записывать сказки непосред-
OLD BELIEVER 2023, vol. 1, no. 2
ственно от сказочников, соблюдая особенности их местного говора. Собиратель давал характеристику информанта, указывал степень владения им сказочной традицией, описывал репертуар сказок [Кодикина, 2004. С. 571]. В статье «Былинная поэзия на Печоре» Онучков представил информацию о примененных им способах записи былин [Марков, 1904. № 1. С. 138]. Его первой экспедицией стало исследование Чердынского уезда Пермской губернии, где ученый собирал в районах рек Печора, Вишера, Колва, заселенных старообрядцами, этнографический, фольклорный и географический материал, который лег в основу его книги «По Чердынскому уезду». Ончуков первым открыл эпическую традицию на Низовой Печоре. По результатам его экспедиций была издана в 1903 г. «Былинная поэзия на Печоре», в 1904 г. — «Печорские былины», в 1908 г. — «Северные сказки», в 1911 г. — «Северные народные драмы» [Иванова, 1982. С. 126].
Во время своей полевой работы в староверческой Усть-Цильме Ончуков приглашал к себе «певунов-знатоков» старины, которые соглашались петь для него былины. В этом крае былины не только прекрасно сохранились, но и удержали свой древний напев. Уже тогда ученый отмечал, что хорошие «старинщики» вымирали, а «старины» забывались, на их место приходили новые, короткие, смешные частушки. Некоторые тексты былин Ончуков опубликовал в «Этнографическом обозрении» [О былинах, 1902. С. 162].
В 1902 и 1903 гг. в «Известиях Отделения русского языка и словесности Императорской академии наук» Онучков опубликовал «Былинную поэзию на Печоре», «Новые былины из записей на Печоре». В 1904 г. в Санкт-Петербурге в 30-м томе «Записок Императорского Русского географического общества по отделению этнографии» были опубликованы все записи былин, сделанные этнографом в 1901 и 1902 гг. Особое внимание автор обратил на малоизвестные и совсем неизвестные сочинения, имевшие множество разночтений. Кроме того, Ончуков включил в число старин несколько исторических и бытовых песен, которые назывались на Печоре «старинками» или «былинками». В целом, исследователь внес значительный вклад в изучение русского былевого эпоса, впервые обследовал регион, откуда ранее ученые не получали ни одной былины, открыл немало новых, любопытных фактов, предоставляющих интерес для дальнейшего исследования былин [Марков, 1904. № 2. С. 195].
В 1903 г. описанием этнографических особенностей Архангельской губернии, в том числе старообрядческого населения с. Усть-Цильма, занималась Печорская экспедиция под руководством управляющего Архангельской казенной палаты А.П. Ушакова. Основной ее задачей являлось изучение экономического, медицинского и санитарного состояния населенных пунктов, расположенных по р. Печоре и ее важнейшим притокам. Участвовавший в этой работе врач С.В. Мартынов разработал программу исследований, включавшую описание этнографических особенностей поселений, состояния народной медицины и акушерства для налаживания врачебной помощи [Печорская экспедиция, 1903. С. 212].
В 1859-1863 гг. на собственные средства исследователь русской литературы Н.С. Тихо-нравов (1832-1893) осуществил ряд публикаций в «Летописях русской литературы и древностей», издал небольшие сборники народных песен, духовных стихов, заговоров, собранных П.И. Якушкиным, Н.И. Костомаровым и др. В течение всей своей жизни Тихонравов собирал старинные рукописи, тщательно исследовал их содержание. В страте народной сло-
весности ему принадлежат «Пять былин по рукописям XVIII в.», опубликованных в 1891 г. в «Этнографическом обозрении». В 1894 г. вышел сборник «Русские былины старой и новой записи», составленный Н.С. Тихонравовым и В.Ф. Миллером. В конце 1880-х гг. он одним из первых откликнулся на приглашение участвовать в «Этнографическом обозрении», делился с журналом своими материалами [Миллер, 1894. С. 8].
В Х1Х — начале ХХ в. значительное внимание этнографы и фольклористы уделяли собиранию и изданию духовных стихов, широко распространенных среди старообрядцев. Начиная с 1867 г., преимущественно среди старообрядческого Керженца и Иргиза, духовные стихи собирал Александр Ф. Можаровский (1846-1097). В Нижегородской губернии в экспедициях ему помогал брат, известный церковный историк Аполлинарий Ф. Можаровский (1841-1900), в Казанской губернии — преподаватель Казанской духовной семинарии С.И. Васильков, П.П. Масловский, А.С. Лебедев, Н.А. Любимов, в Самарской губернии — учитель с. Новотулки Николаевского уезда С.Ф. Шаталов, в Саратовской губернии — учитель с. Са-модуровки Хвалынского уезда В.Я. Исаев. Все полученные полевые материалы при издании были проверены по нескольким рукописям, полученным в ходе тех же экспедиций. В 1906 г. в «Этнографическом обозрении» Ап.Ф. Можаровский опубликовал духовные стихи старообрядцев Поволжья. В целом, наблюдая за жизнью староверов, исследователь отмечал, что они очень трепетно относились к своему рукописному наследию, не желали продавать принадлежащие им рукописи ни за какие деньги. Все это говорило о том, что старообрядцы не только часто исполняли духовные стихи, но и очень их любили [Можаровский, 1906. С. 243].
В 1860 г. внимание на духовные стихи и на сочинения исторического содержания обратил В.Г. Варенцов. Достаточно много внимания бытованию духовных стихов в среде странников уделил уже упоминавшийся С.В. Максимов, издавший в 1877 г. книгу «Бродячая Русь Христа ради». В 1898-1910 гг. большую работу по собиранию эпического фольклора на Русском Севере провел А.В. Марков. В 1908 г. в «Материалах к истории и изучению русского сектантства и раскола» стихи бегунов опубликовал В.Д. Бонч-Бруевич. В 1912 г. В.З. Яксанов издал духовные стихи саратовских поморцев, В.Г. Дружинин — каталог «Писания русских старообрядцев», в котором обнародовал 23 произведения выговских стихов [Мурашова, 2016. С. 103].
В «Этнографическом обозрении» несколько духовных стихов часовенных д. Зайковой Челябинского уезда Оренбургской губернии опубликовал И.М. Крашенинников, осуществивший в этот край этнографическую экспедицию в 1905 г. Автор записал ряд духовных стихов исторического содержания, в которых оплакивалось разорение старообрядческих скитов после издания царского указа 1853 г. [Крашенинников, 1908. С. 153].
В 1909 г. в Москве Т.С. Рождественский опубликовал сборник «Памятники старообрядческой поэзии», в состав которого тоже вошли духовные стихи старообрядцев. Издание этого сборника трудно переоценить, поскольку до него в русской литературе не существовало ни одного цельного собрания духовных сочинений староверов. Составитель ставил перед собой задачу собрать в одну книгу по возможности все старообрядческие произведения этого жанра, ранее опубликованные в различных изданиях. Тем не менее в сборник не вошли стихи, помещенные в старых и малодоступных изданиях, а также стихи, записанные у
староверов, отражающие их радикальные воззрения. В свое время критики отмечали, что в предисловии Рождественский не указал, что он подразумевает под старообрядческой поэзией: поэзию, возникшую среди старообрядцев, или популярную у старообрядцев. Критиковали его и за то, что он взял стихи одних староверческих согласий и оставил без внимания другие. Вызывало сомнение и то, действительно ли эти стихи возникли в старообрядческой среде, или только получили в ней широкое распространение, поскольку староверы очень часто исполняли древние общерусские стихи, иногда изменяя их текст в соответствии со своими эстетическими вкусами. Кроме того, в сборнике были напечатаны стихи, принадлежность которых старообрядцам не доказана [Марков, 1909. С. 136]. Однако в целом следует отметить, что в дореволюционное время было опубликовано достаточно много духовных стихов старообрядцев в том числе и в периодических изданиях, в частности в различных губернских ведомостях и в «Этнографическом обозрении».
Особое внимание изучению народной культуры старообрядцев уделяло Русское географическое общество. В начале 1880-х гг. оно проводило полевые работы среди староверов посредством своего сотрудника А.С. Пругавина (1850-1920), который разработал специальную программу для организации всестороннего изучения повседневной жизни приверженцев древнего благочестия. Несмотря на то что правительство продолжало смотреть на церковный раскол как на явление, не подлежащее гласному обсуждению в российском обществе, исследователь добился определенных результатов по этой программе [Исследование старообрядчества, 1905. С. 175].
В 1881 г. в журнале «Русская мысль» была опубликована статья Пругавина «Значение сектантства в русской народной жизни», в которой автор представил краткий очерк развития старообрядческого движения. Для этого он не только собрал значительный документальный материал, но и специально жил среди староверов Самарской губернии и Закавказья. В своих исследованиях Пругавин отмечал, что старообрядцы сыграли важную роль в жизни русского народа. В работах исследователь бегло касался причин распространения старой веры, отмечал положительные и отрицательные стороны, обратил внимание на отношение старообрядцев к книжности и грамотности в целом [Рец.: А.С. Пругавин, 1905. С. 181]. В начале ХХ в. отношение российского правительства к старообрядцам начало изменяться. В 1905 г., благодаря новой политике Русского географического общества, Пругавин сумел сделать на его заседании доклад «Значение раскола и сектантства в русской жизни и необходимость всестороннего исследования этого явления», затем опубликовал это исследование отдельной книгой [Исследование старообрядчества, 1905. С. 175].
В этнографии Х1Х — начала ХХ в. распространение получило изучение донского и особенно уральского казачества, где были широко представлены старообрядцы. В 1888 г. в Хаперском округе Области Войска Донского, населенного в том числе и старообрядцами, этнографическую экспедицию по изучению народного быта проводил А.А. Казмин. Особое внимание исследователь обратил на изучение обычного права казаков, его характерные особенности, частные и общественные увеселения. Казмин познакомился со структурой гуляний, исследовал порядок их совершения [Казмин, 1889. С. 9].
Значительное внимание собиранию этнографического и фольклорного материала уделялось на Урале. Труды по этнографии уральского казачества появились еще в 1858 г. в ота дельном издании этнографа И.И. Железнова (1824-1863) под названием «Уральцы — очерки быта уральских казаков». На Урале Железнов занялся собиранием исторических и этнографических сведений и фольклора уральских казаков, в большинстве своем державшихся старой веры, посещал их селения в Николаевском и Бузулукском уездах, а также по рекам Иргиз и Каралык. В 1858 г. он подготовил «Очерки быта уральских казаков». Его записи фольклорных произведений вошли в сборники «Предания и песни уральских казаков» (1859), «Сказания уральских казаков» (1861), а также публиковались в сборниках «Чтений в Императорском обществе истории и древностей российских». В 1887-1888 гг. в Санкт-Петербурге на средства Уральского войскового хозяйственного правления осуществлено издание полного собрания сочинений Железнова в трех томах под общим заглавием «Уральцы» [Железнов, 2012].
Далеко не все полученные Железновым сведения были отработаны самим собирателем, некоторые были опубликованы после его смерти Г. Курилиным в «Уральских войсковых ведомостях». Сборники фольклора уральских казаков публиковались также в 1890 г. в Санкт-Петербурге Н.Г. Мякушиным и в 1899 г. А. и В. Железновыми. В дальнейшем этот материал стал основой для исследований В.Н. Витевского (1845-1906) по истории Оренс бургского края. В литературном сборнике «Волжский вестник» Витевский напечатал статью «Песни уральских казаков, записанные И.И. Железновым». Кроме того, отдельное внимание уральскому казачеству уделил выдающийся этнограф и собиратель фольклора В.И. Даль (1801-1872). Во время пребывания на Южном Урале он много ездил по уездам, собирал фольклорные материалы [Коротин, 1985. С. 20].
В 1903 г. В.Г. Короленко издал описание путешествия уральских казаков в легендарное Беловодское царство, которое в дальнейшем имело значительный интерес для этнографов. Член этой экспедиции ГТ. Хохлов описал проделанный старообрядцами путь, природу стран, города, нравы и обычаи разных народов, приключения, которые случались с членами экспедиции, в том числе в Турции, Греции, Палестине, Индии, Индокитае, Китае и Японии. Известно, что 22 мая 1898 г. депутация старообрядцев в составе ГТ. Хохлова, О.В. Барышникова и В.Д. Максимычева отправилась в экспедицию, которая посетила южные города Российской империи, Константинополь, Афон, Салоники, Бейрут, Иерусалим, Цейлон, Суматру, Гонконг, Шанхай, Нагасаки и через Владивосток по Амуру вернулась в Россию. Несмотря на предпринятые громадные усилия, депутаты так и не нашли искомое Беловодское царство, равно как и не получили ответ от вселенского патриарха на интересовавший их вопрос о законности Белокриницкой церковной иерархии. Тем не менее сам факт поездки имел огромное значение для беглопоповцев, поскольку свидетельствовал о необыкновенной искренности староверов в поисках правды на земле, их колоссальной силе религиозного духа [Хохлов, 1904. С. 141].
Во второй половине Х1Х — начале ХХ в. активно проводилось изучение устно-поэтического творчества народов Сибири. Эти темы занимали не только узких специалистов, но и широкую общественность, интересовавшуюся русской национальной культурой, фоль-
клором, историей повседневной жизни. Фольклор записывали не только учителя, врачи, чиновники, священники, но и крестьяне и обосновавшиеся на постоянное место жительства ссыльные переселенцы. Часто их работу координировало Русское географическое общество, проводя экономико-географические, фольклорно-этнографические и диалектологические экспедиции, рассылая в регионы рекомендации и анкеты. В Восточной Сибири краеведческой работой руководила этнологическая секция Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества. Благодаря работе краеведов, начиная с 1860-х гг. общество начало публиковать интересные фольклорные материалы [Матвеева, б.г.].
В России достаточно рано начали исследовать традиционную культуру и повседневный быт старообрядцев Забайкалья. Еще в 1772 г. этот край посетил академик П.С. Паллас (1741-1811), обративший внимание на хозяйственную жизнь забайкальских староверов, обрабатывавших землю более современной техникой, чем остальное население края, и благодаря этому сумевших достичь большего хозяйственного развития. Его экспедиции были вызваны заинтересованностью Екатерины II, активно интересовавшейся устройством и ресурсами управляемой ею страны. Именно по распоряжению императрицы была начата организация комплексных экспедиций, в том числе и по изучению старообрядцев Забайкалья. В целом, маршрут отряда под руководством Палласа составил 27 264 верст, а результаты его работы имели не только громадное научное, но и практическое значение, поскольку предоставили сведения об уникальных природных богатствах Восточной Сибири и Алтая, которые до того почти не были известны.
Тем не менее вплоть до середины Х1Х в. традиционная культура и фольклор семейских Забайкалья оставались практически не изученными. В науке того времени сформировалось даже мнение об отрицании народной песенной традиции не только у семейских, но и у старообрядцев в целом. Такие предположения основывались на мнении этнографа Ю.Д. Талько-Грынцевича (1850-1936), который ошибочно истолковывал высказывания других исследователей фольклора, прежде всего С.В. Максимова (1831-1901), изучавшего народный быт и культуру Забайкалья в 1860-е гг. В 1890-е гг. Талько-Грынцевич отмечал, что песен у семейских не осталось, что они их растеряли во время своего векового скитания по разным местам. Безуспешные поиски народной поэзии у семейских в Х1Х в. не могли привести к обнаружению многих жанров фольклора, в частности былин и сказок [Матвеева, б.г.].
Несколько другого мнения придерживался славист П.А. Ровинский (1831-1916), который внес значительный вклад в изучение этнографии семейских своими работами «Этнографические исследования в Забайкальской области», «Материалы для этнографии Забайкалья», хотя и ему не удалось найти ни одной оригинальной песни у семейских, а те, которые он услышал, были занесены из Центральной России. С ним соглашалась и Р.П. Матвеева, которая в статье «Фольклорная культура старообрядцев Забайкалья в трудах исследователей Х1Х — первой четверти ХХ вв.» тоже утверждала, что песенный фонд восточных славян ко времени переселения старообрядцев в Сибирь уже сложился, и, хотя староверы не создали своего оригинального сюжета песен, их фольклорный репертуар от этого не пострадал [Матвеева, б.г.].
В 1901 г. Восточно-Сибирское отделение РГО командировало в Забайкалье Н.П. Протасова (1865-1913), который, даже несмотря на уничтожение его архива, стал первым крупным собирателем семейской песни. От других исследователей Протасов отличался тем, что имел музыкальное образование, которое позволило ему профессионально записать не только слова, но и мелодии услышанных песен в естественных условиях их бытования. В целом музыковед проделал путь в 1 570 верст по маршруту Иркутск — Верхнеудинск — Тарбагатай, посетил 21 населенный пункт, в том числе такие известные селения, как Куналей, Мухорши-бирь, Бичура. Протасову удалось побывать на свадьбах, вечерках, полянках, заучить услышанные мелодии на память, записать их на фонограф (всего зафиксировано 145 мелодий, среди которых духовные стихи, причети, свадебные, величальные, пасхальные, троицкие, хороводные, плясовые, шуточные, рекрутские, арестантские песни). Уже в начале ХХ в. собиратель стал замечать, что старые песни среди семейских начинали исчезать, поскольку молодежь стыдилась их исполнять. Часть собранных Протасовым материалов была опубликована Восточно-Сибирским отделением РГО в 1926 г., после его смерти [Матвеева, б.г.].
В 1897 г., кроме ученых, свои исследования в Забайкалье проводило российское правительство, целью которого было изучение фактического состояния местного сельского хозяйства, поскольку изыскивалась земля под строительство Сибирской железной дороги. По распоряжению правительства была создана специальная комиссия под председательством управляющего делами Комитета Сибирской железной дороги А.Н. Куломзина (1838-1923). В ее состав вошли представители министерств земледелия, государственных имуществ, путей сообщения, Государственного контроля и др. Комиссия посетила все населенные пункты Забайкалья, где в каждом староверческом хозяйстве была заполнена похозяйственная анкета. В целом, чиновники составили 1 088 описаний поселений, заполнили 110 634 анкет, 132 поволостных бланка, множество других документов по земледелию, скотоводству, почве и уровню урожая. В 1898 г. полученные сведения были опубликованы в 16 специальных выпусках.
В похозяйственные анкеты вошли вопросы, связанные с социальным положением семей, их составом, размерами хозяйства, бюджета, вероисповеданием, в том числе с указанием принадлежности к тем или иным старообрядческим согласиям; описаны жилые и хозяйственные постройки крестьян, наличные земледельческие орудия, транспорт, размеры земельных наделов по каждому двору, наличие скота, севооборот культур и др. Исследуя эти документы, А.А. Лебедева подсчитала, что редко какая здешняя семья не искала дополнительного заработка [Лебедева, 1967. С. 101].
В начале ХХ в. география исследований традиционной культуры старообрядцев существенно расширилась. В российской научной литературе снова стал наблюдаться оживленный интерес к изучению повседневного быта староверов. Одной из причин этого явления было осознание того, что жизнь, своими новыми рождающимися формами, разрушала старину даже в такой консервативной среде как старообрядчество. Важным событием в области изучения истории и культуры приверженцев древнего благочестия явилось открытие в Санкт-Петербурге Отдела по изучению старообрядчества при Рукописном отделении Би-
ОЬБ БЕЫЕУЕК 2023, Уо1. 1, ПО. 2
блиотеки Императорской академии наук, поскольку в этом учреждении накопилось много ценных документов, происходящих из среды староверов [Отдел, 1908. С. 200].
Это время замечательно еще и тем, что выдающийся старовер Ф.П. Рябушинский организовал и профинансировал известную Камчатскую экспедицию РГО, в состав которой вошел и этнографический отдел под руководством В.И. Иохельсона. На протяжении двух лет эта экспедиция работала на Камчатке, Алеутских, Командорских и Курильских островах. Иохельсон сделал более трех тысяч уникальных фотографий, запечатлевших жизнь местных островных народов, получил новые и очень ценные материалы по изучению их языка и фольклора, занимался археологическими раскопками, медицинскими и антропологическими исследованиями [Работы, 1910. С. 225]. Здесь следует отметить, что в конце Х1Х в., благодаря исследованию русских говоров, в недрах этнографии как науки зародилась русская диалектология и лингвистическая география.
В 1902 г. в Санкт-Петербургской духовной академии с докладом «Значение женщины в истории русского старообрядческого раскола» выступил П.С. Смирнов, обративший внимание на то место, которое имела женщина в истории староверия, начиная с раскола русского общества. По его аргументированному мнению, женщина, удаленная в старообрядческой среде от общественной жизни, являлась хранителем внутренней семейной, тесно связанной с религией, жизни. Именно она оставалась противницей всяких новшеств, уходила от наступавшего нового строя, оставалась главной хранительницей древнего русского быта. Смирнов резонно отмечал, что церковный раскол являлся не только религиозным протестом, но и протестом бытовым, отрицавшим всю послепетровскую Россию [Смирнов, 1904. С. 153].
В начале ХХ в. значительные полевые работы по изучению традиционной культуры старообрядцев проводил видный коллекционер Ф.А. Каликин (1876-1971). В 1908-1914 гг. часть коллекции его этнографических предметов была передана в Этнографический отдел Русского музея, в частности предметы крестьянского набойного и свечного производства, приспособления для плетения поясов, инструменты для обработки льна, украшения, лестовки, прялки из поморских старообрядческих поселений Повенецкого уезда Олонецкой губернии, фотографии с. Данилова, где запечатлены строения Выгорецкого и Лексинского общежительства, старообрядческие часовни, намогильные деревянные гробницы, столбики и др. Собрания икон, рукописей и предметов быта старообрядцев, еще одна часть коллекции Ф.А. Каликина, хранятся в фондах Института русской литературы РАН, Государственного Эрмитажа, Библиотеки РАН, Института истории материальной культуры РАН, Государственного музея истории религии [Островский, Чувьюров, 2007].
В 1905 г. в Казани Д. Зеленин опубликовал небольшую работу «Черты быта усень-и-вановских староверов», представлявшую собой хронику его наблюдений на Усень-Иванов-ском заводе Белебеевского уезда Уфимской губернии. В исследовании автор приводит интересные статистические сведения и имена старообрядцев, описывает род их занятий, одежду, жилище, религиозную жизнь, межнациональные отношения, существующую медицинскую практику, приметы, обряды. Д. Зеленин отмечал, что уже в начале ХХ в. старики не только замечали, но и боялись тех процессов, которые происходили в их обществе, поскольку моло-
26 Аое поколение староверов чуждалось старины, занималось отхожими промыслами, уходило в города, стремилось получать светское образование, что вело к ослаблению родственных и религиозных связей, к ослаблению веры в целом [Зеленин, 1905. С. 139].
В это время некоторые исследователи начали обращать внимание на традиционную культуру и быт старообрядцев, проживающих на Ветке и в Стародубье. В 1907 г. в журнале «Живая старина» И.С. Абрамов опубликовал этнографический очерк «Старообрядцы на Ветке», в котором описывал духовную и материальную жизнь ветковских староверов в Могилевской губернии. Автор дал характеристику старообрядческих согласий края, описал промыслы, одежду, обычаи, в частности проведение хороводов, девишников, свадеб [Отз.: Абрамов, 1907. С. 141]. В 1910 г. в «Материалах к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества» Абрамов обнародовал результаты своей поездки в Стародубье Черниговской губернии, дал характеристику местным старообрядцам, начиная с истории их поселения и заканчивая указом о даровании начал веротерпимости. Особое внимание он обратил на особенности, бытующие у здешних староверов в хороводах, свадьбах, при совершении тайной милостыни [Абрамов, 1910. С. 200].
В 1908 г., с целью собирания документов для издания «Материалов к истории и изучению русского сектантства и раскола», В.Д. Бонч-Бруевич подготовил «Программу для собирания сведений по русскому сектантству и старообрядчеству», состоящую из 35 пунктов и содержащую вопросы, связанные с историей общин, их вероучением, биографиями видных старообрядческих деятелей, гонениями на них со стороны правительства. Рецензируя эту работу, редакция «Этнографического обозрения» отмечала, что за чисто идеологическими вопросами Бонч-Бруевич упустил из виду этнографическое содержание, что, естественно, не отвечало запросам науки начала ХХ в. [Программа, 1908. С. 199]. В целом, разработанная Бонч-Бруевичем программа была мало реализована на практике.
Итак, накопление знаний по этнологии и фольклористике старообрядчества произошло в результате проведения десятков полевых экспедиций, организатором которых выступило Морское ведомство по инициативе вел. кн. Константина Николаевича. Во второй половине Х1Х в. в Российской империи главным образом исследовался Север, в частности Архангельская, Вологодская, Олонецкая и Пермская губернии. В 1880-е гг. исследованием традиционной культуры староверов стало заниматься Русское географическое общество, среди его ведущих специалистов следует назвать Ф.М. Истомина, Н.Е. Онучкова, А.С. Пругавина, Н.П. Протасова. Работавшие в поле первые этнографы на практике испытывали и отбирали наиболее эффективные методы работы, среди которых отказ от помощи местных органов власти. Особое развитие на Русском Севере получило изучение былин, чрезвычайно широко и полно сохранившихся в консервативной старообрядческой среде, при замедленных социально-экономических и этнокультурных процессах удаленных регионов государства. Отдельное направление в старообрядоведении получило изучение духовных стихов. Кроме северных регионов, духовные стихи изучались в Нижегородской, Саратовской, Оренбургской и других губерниях. Ввод в научный оборот новых источников позволил существенно расширить географию и проблематику исследований. Достаточно активно изучалась повседневная жизнь уральских казаков, в большинстве своем придерживавших-
OLD BELIEVER 2023, vol. 1, no. 2
ся старой православной веры, меньше — быт и устно-поэтическое творчество донских казаков-староверов. В это время интенсивно проводились записи духовного наследия семейских Забайкалья, а полевая работа среди них имела особый подъем. В начале ХХ в. кроме уже традиционных проблем изучались вопросы, связанные с местом женщин-староверок в российском обществе, материальная культура старообрядцев, их семейные обряды и обычаи, календарная обрядность. Тем не менее многие регионы империи изучались недостаточно, прежде всего западные, юго-западные, южные губернии, Центральная Россия, Сибирь и Алтай. Но в целом старообрядцы играли весьма важную роль в деле развития традиционной культуры и фольклора русского народа, дав серьезный толчок полевым исследованиям.
Литература
Абрамов И. Старообрядцы на Ветке. Этнографический очерк. СПб., 1907 // Этнографическое обозрение. 1907. № 4. — С. 141.
Абрамов И.С. Поездка в Стародубье. Оттиск из III выпуска «Материалов к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества» // Этнографическое обозрение. 1910. № 1-2. — С. 200-201.
Архангельские былины и исторические песни, собранные А.Д. Григорьевым в 1899-1901 гг. Т. 1. Ч. 1. Поморье. Ч. 2. Пинега. — М.: Изд. император. акад., 1904.
Архангельские былины и исторические песни, собранные А.Д. Григорьевым в 1899-1901 гг. Т. 3. Мезень. — СПб., 1910.
Жекулина В.И. Н.Е. Онучков. Изучение фольклора // Русский фольклор. Материалы и исследования / Отв. ред. М.В. Рейли. Т. 34. — СПб.: ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, 2011. — С. 396-402.
Железнов Иоасаф Игнатьевич [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.oodb.ru/ orenburjie/literatumaya-karta/name/166-2012-02-13-11-31-22 (дата обращения: 27.07.2020).
Зеленин Д. Черты быта усень-ивановских староверов. Казань, 1905 // Этнографическое обозрение. 1905. № 4. — С. 139-140.
Иванова Т.Г. Н.Е. Онучков и судьба его научного наследия // Русская литература. 1982. № 4. — С. 126-137.
Исследование старообрядчества // Этнографическое обозрение. 1905. № 4. — С. 175. Кадикина О.А. Северные сказки. Сборник Н.Е. Онучкова // Русский фольклор. Материалы и исследования / Отв. ред. М.Н. Власова, В.И. Жекулина. Т. 32. — СПб.: ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, 2004. — С. 568-571.
Казмин А.А. Частные и общественные гульбища на Дону // Этнографическое обозрение. 1889. № 3. — С. 1-12.
Коротин Е.И. Итоги собирания фольклора яицких казаков (1960-1978 гг.) // Русский фольклор. Полевые исследования. Т. 23. — Л., 1985. — С. 19-25.
Крашенинников И.М. Духовные стихи крестьян-старообрядцев д. Зайковой Челябинского уезда Оренбургской губернии // Этнографическое обозрение. 1908. № 1-2. — С. 152-157.
Лебедева А.А. Анкета как этнографический источник (по материалам сплошного подворного обследования 1897 г. в Забайкалье) // Советская этнография. 1967. № 1. — С. 99-103.
Максимов Сергей Васильевич. Биографическая справка [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://az.lib.ru/rn/maksimow_s_w/text_ 0010.shtml (дата обращения: 17.07.2021).
28 Марков А. Рец.: Н. Онучков. Былинная поэзия на Печоре. СПб., 1903. Новые былины из записей на Печоре. (Известия Отделения русского языка и словесности Императорской академии наук. 1902. Т. VII. Кн. 3; 1903. Т. VIII. Кн. 3) // Этнографическое обозрение. 1904. № 1. — С. 138-140.
Марков А. Рец.: Н.Е. Онучков. Печорские былины. — СПб., 1904. (Отдельный оттиск тома ХХХ Записок по Отделению этнографии Императорского Русского географического общества) // Этнографическое обозрение. 1904. № 2. — С. 195-197).
Марков А. Рец.: Т.С. Рождественский. Памятники старообрядческой поэзии. М., 1909 (из VI т. «Записок Московского археологического института») // Этнографическое обозрение. 1909. № 4. — С.
136-139).
Матвеева Р.П. Фольклорная культура старообрядцев Забайкалья в трудах исследователей Х1Х — первой четверти ХХ вв. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://dergipark.org.tr/en/pub/sad/ агис1е/133811 (дата обращения: 21.07.2021).
Миллер Б.В. Памяти Николая Саввича Тихонравова // Этнографическое обозрение. 1894. № 1. — С. 1-8.
Можаровский А.Ф. Духовные стихи старообрядцев Поволжья // Этнографическое обозрение. 1906. № 3-4. — С. 242-302. Моррис Р. Старообрядцы в Орегоне // Живая старина. 1994. № 3. — С. 54-55.
Мурашова Н.С. К вопросу об историографии изучения старообрядческого духовного стиха // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2016. № 2 (22). — С. 98-113.
Налепин А.Л. Н.Е. Онучков и русская школа фольклорных экспедиций // Русский фольклор. Эпические традиции. Материалы и исследования / Отв. ред. Т.А. Новичкова. Т. 28. — СПБ.: ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, 1995. — С. 76-83.
О былинах на Печоре // Этнографическое обозрение. 1902. № 2. — С. 162-164.
Онучков Н.Е. Предисловие // Северные сказки (Архангельская и Олонецкая губернии). Сборник. — СПб., 1908. — С. ХШ-Х^ДП.
Островский А.Б., Чувьюров А.А. Памятники старообрядческой культуры, собранные Ф.А. Каликиным, в фондах Российского этнографического музея [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/365.html (дата обращения: 15.07.2021)).
Отдел, посвящённый сектантству и старообрядчеству // Этнографическое обозрение. 1908. № 3. — С. 200.
Печорская экспедиция // Этнографическое обозрение. 1903. № 3. — С. 212.
Программа для собирания сведений по русскому сектантству и старообрядчеству // Этнографическое обозрение. 1908. № 3. — С. 199-200.
Пругавин А.С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. М., 1905 // Этнографическое обозрение. 1905. № 1. — С. 181-182.
Работы В.И. Иохельсона в Камчатской экспедиции Ф.П. Рябушинского // Этнографическое обозрение. 1910. № 1-2. — С. 223-226.
Рыбников Павел Николаевич // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза — И.А. Ефрона. Т. XXVII (53): Розавен-Репа. — СПб., 1899. — С. 402-403.
Смирнов П.С. Значение женщины в истории русского старообрядческого раскола // Этнографическое обозрение. 1904. № 1. — С. 153-154.
Флоровский А.В. Собрание рукописей А.Д. Григорьева в славянской библиотеке в Праге // Труды Отдела древнерусской литературы ИРЛИ АН СССР. Т. 16. — Л., 1960. — С. 573-580. *
Хохлов ГТ. Путешествие уральских казаков в Беловодское царство // Этнографическое обозрение. 1904. № 1. — С. 141.
Ямпольский И.М. Дютш Г.О. // Музыкальная энциклопедия в 6 т. / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т. 2. — М., 1974. — Стлб. 355-356.
References
Abramov I. Staroobriadtsy na Vetke. Etnograficheskii ocherk. St. Petersburg, 1907 [Abramov I. Old Believers on the Vetka. Ethnographic essay. St. Petersburg, 1907]. Etnograficheskoe obozrenie, 1907, no. 4, p. 141. (In Russian)
Abramov I.S. Poezdka v Starodub'e. Ottisk iz III vypuska "Materialov k istorii i izucheniiu russkogo sektantstva i staroobriadchestva". St. Petersburg, 1910 [I.S. Abramov. A trip to Starodubye. An impression from the III issue of "Materials for the History and study of Russian sectarianism and Old Believers". St. Petersburg, 1910]. Etnograficheskoe obozrenie, 1910, no. 1-2, pp. 200-201. (In Russian)
Arkhangel'skie byliny i istoricheskie pesni, sobrannye A.D. Grigor'evym v 1899-1901 gg. [Arkhangelsk epics and historical songs collected by A.D. Grigoriev in 1899-1901.]. Vol. 1. Pt. 1: Pomor'e. Pt. 2: Pinega. Moskov: Izd. imperator. akad., 1904. (In Russian)
Arkhangel'skie byliny i istoricheskie pesni, sobrannye A.D. Grigor'evym v 1899-1901 gg. [Arkhangelsk epics and historical songs collected by A.D. Grigoriev in 1899-1901.]. Vol. 3. Mezen'. St. Petersburg: Izd. imperator. akad., 1910. (In Russian)
Florovskii A.V. Sobranie rukopisei A.D. Grigor'eva v slavianskoi biblioteke v Prage [Collection of A.D. Grigoriev's manuscripts in the Slavic Library in Prague]. Trudy Otdela drevnerusskoi literatury, vol. 16. Leningrad: IRLI AN SSSR, 1960, pp. 573-580. (In Russian)
Issledovanie staroobriadchestva [Research of the Old Believers]. Etnograficheskoe obozrenie, 1905, no. 4, p. 175. (In Russian)
Ivanova T.G. N.E. Onuchkov i sud'ba ego nauchnogo naslediia [N.E. Onuchkov and the fate of his scientific heritage]. Russkaia literature, 1982, no. 4, pp. 126-137. (In Russian)
Kadikina O.A. Severnye skazki. Sbornik N.E. Onuchkova [Northern fairy tales. Collection of N.E. Onuchkov]. Russkii fol'klor. Materialy i issledovaniia. Vol. 32. Ed. M.N. Vlasova, V.I. Zhekulina. St. Petersburg: IRLI (Pushkinskii Dom) RAN, 2004, pp. 568-571. (In Russian)
Kazmin A.A. Chastnye i obshchestvennye gul'bishcha na Donu [Private and public gulbishes on the Don]. Etnograficheskoe obozrenie, 1889, no. 3, pp. 1-12. (In Russian)
Korotin E.I. Itogi sobiraniia fol'klora iaitskikh kazakov (1960-1978 gg.) [The results of collecting folklore of the Yaitsky Cossacks (1960-1978)]. Russkii fol'klor. Polevye issledovaniia. Vol. 23. Leningrad, 1985, pp. 19-25. (In Russian)
Krasheninnikov I.M. Dukhovnye stikhi krest'ian-staroobriadtsev d. Zaikovoi Cheliabinskogo uezda Orenburgskoi gubernii [Spiritual poems of Old Believers peasants by d. Zaikova of the Chelyabinsk district of the Orenburg province]. Etnograficheskoe obozrenie, 1908, no. 1-2, pp. 152-157. (In Russian)
Lebedeva A.A. Anketa kak etnograficheskii istochnik (po materialam sploshnogo podvornogo obsledovaniia 1897 g. v Zabaikal'e) [Questionnaire as an ethnographic source (based on the materials of a continuous household survey in 1897 in Transbaikalia)]. Sovetskaia etnografiia, 1967, no. 1, pp. 99-103. (In Russian)
Maksimov Sergey Vasil'evich. Biograficheskaya spravka. URL: http://az.lib.ru/m/maksimow_s_w/text_ 0010.shtml (data of access: 17.07.2021). (In Russian)
Markov A. N.E. Onuchkov. Pechorskie byliny. St. Petersburg, 1904 (Otdel'nyi ottisk toma XXX Zapisok po Otdeleniiu etnografii Imperatorskogo Russkogo geograficheskogo obshchestva) [N.E. Onuchkov. Pechora epics. St. Petersburg, 1904 (Separate print of Volume XXX of Notes on the Department of Ethnography of the Imperial Russian Geographical Society)]. Etnograficheskoe obozrenie, 1904, no. 2, pp. 195-197. (In Russian)
Markov A. Rets.: N. Onuchkov. Bylinnaia poeziia na Pechore. St. Petersburg, 1903. Novye byliny iz zapisei na Pechore. (Izvestiia Otdeleniia russkogo iazyka i slovesnosti Imperatorskoi akademii nauk. 1902. Vol. VII. Bk. 3; 1903. Vol. VIII. Bk. 3) [N. Onuchkov. Epic poetry on the Pechora. St. Petersburg, 1903. New epics from recordings on Pechora. (Proceedings of the Department of Russian Language and Literature of the Imperial Academy of Sciences. 1902. Vol. VII. Bk. 3; 1903. Vol. VIII. Bk. 3)]. Etnograficheskoe obozrenie, 1904, no. 1, pp. 138-140. (In Russian)
Markov A. Review: T.S. Rozhdestvenskii. Pamiatniki staroobriadcheskoi poezii. Moskow, 1909 (iz VI vol. "Zapisok Moskovskogo arkheologicheskogo instituta") [T.S. Rozhdestvenskii. Monuments of Old Believer poetry. Moskow, 1909 (from VI vol. "Notes of the Moscow Archaeological Institute")]. Etnograficheskoe obozrenie, 1909, no. 4, pp. 136-139. (In Russian)
Matveeva R.P. Fol'klornaya kul'tura staroobriadtsev Zabaykal'ia v trudakh issledovateley XIX — pervoy chetverti XX vv. URL: https://dergipark.org.tr/en/pub/sad/article/133811 (data of access: 21.07.2021). (In Russian)
Miller B.V. Pamiati Nikolaia Savvicha Tikhonravova [In memory of Nikolai Savvich Tikhonravov]. Etnograficheskoe obozrenie, 1894, no. 1, pp. 1-8. (In Russian) Morris R. Staroobriadtsy v Oregone [Old Believers in Oregon]. Zhivaia starina, 1994, no. 3, pp. 54-55. Mozharovskii A.F. Dukhovnye stikhi staroobriadtsev Povolzh'ia [Spiritual poems of the Old Believers of the Volga region]. Etnograficheskoe obozrenie, 1906, no. 3-4, pp. 242-302. (In Russian)
Murashova N.S. K voprosu ob istoriografii izucheniia staroobriadcheskogo dukhovnogo stikha [On the question of the Historiography of the Study of the Old Believer Spiritual Verse]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiia i iskusstvovedenie, 2016, no. 2 (22), pp. 98-113. (In Russian) Nalepin A.L. N.E. Onuchkov i russkaia shkola fol'klornykh ekspeditsii [N.E. Onuchkov and the Russian School of Folklore expeditions]. Russkii fol'klor. Epicheskie traditsii. Materialy i issledovaniia. Vol. 28. Ed. T.A. Novichkova. St. Petersburg: IRLI (Pushkinskii Dom) RAN, 1995, pp. 76-83. (In Russian)
O bylinakh na Pechore [About the epics on Pechora]. Etnograficheskoe obozrenie, 1902, no. 2, pp. 162-164. (In Russian)
Onuchkov N.E. Predislovie [Preface]. Severnye skazki (Arkhangel'skaia i Olonetskaia gubernii). Sbornik. St. Petersburg, 1908, pp. XIII-XLVIII. (In Russian)
Ostrovskiy A.B., Chuv'yurov A.A. Pamyatniki staroobryadcheskoy kul'tury, sobrannye F.A. Kalikinym, v fondakh Rossiyskogo etnograficheskogo muzeya. URL: https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/365. html (data of access: 15.07.2021). (In Russian)
Otdel, posviashchennyi sektantstvu i staroobriadchestvu [Department dedicated to sectarianism and Old Believers]. Etnograficheskoe obozrenie, 1908, no. 3, p. 200. (In Russian)
OLD BELIEVER 2023, vol. 1, no. 2
Pechorskaia ekspeditsiia [Pechora Expedition]. Etnograficheskoe obozrenie, 1903, no. 3, p. 212. (In Russian)
Programma dlia sobiraniia svedenii po russkomu sektantstvu i staroobriadchestvu [A program for collecting information on Russian sectarianism and Old Believers]. Etnograficheskoe obozrenie, 1908, no. 3, pp. 199-200. (In Russian)
Prugavin A.S. Raskol i sektantstvo v russkoi narodnoi zhizni. Moskow, 1905 [A.S. Prugavin. Schism and sectarianism in Russian folk life. Moskow, 1905]. Etnograficheskoe obozrenie, 1905, no. 1, pp. 181-182. (In Russian)
Raboty V.I. Iokhel'sona v Kamchatskoi ekspeditsii F.P. Riabushinskogo [The works of V.I. Iokhelson in the Kamchatka expedition of F.P. Ryabushinsky]. Etnograficheskoe obozrenie, 1910, no. 1-2, pp. 223-226. (In Russian)
Rybnikov Pavel Nikolaevich. Brokgauz F.A., Efron I.A. Entsiklopedicheskii slovar', vol. XXVII (53): Rozaven-Repa. St. Petersburg, 1899, pp. 402-403. (In Russian)
Smirnov P.S. Znachenie zhenshchiny v istorii russkogo staroobriadcheskogo raskola. St. Petersburg, 1902 [Smirnov P.S. The significance of women in the history of the Russian Old Believer schism. St. Petersburg, 1902]. Etnograficheskoe obozrenie, 1904, no. 1, pp. 153-154. (In Russian)
Xokhlov G.T. Puteshestvie ural'skikh kazakov v Belovodskoe tsarstvo [Xokhlov G.T. The journey of the Ural Cossacks to the Belovodsk Kingdom]. Etnograficheskoe obozrenie, 1904, no. 1, p. 141. (In Russian)
Yampol'skii I.M. Diutsh G.O. Muzykal'naia entsiklopediia: v 6 vol. Ed. YV. Keldysh. Vol. 2. Moskow, 1974, pp. 355-356. (In Russian)
Zelenin D. Cherty byta usen'-ivanovskikh staroverov. Kazan', 1905 [D. Zelenin. Features of the life of the Usen-Ivanovo Old Believers. Kazan', 1905]. Etnograficheskoe obozrenie, 1905, no. 4, pp. 139-140. (In Russian)
Zhekulina V.I. N.E. Onuchkov. Izuchenie fol'klora [N.E. Onuchkov. The study of folklore]. Russkii fol'klor. Materialy i issledovaniia. Vol. 34. Ed. M.V. Reili. St. Petersburg: IRLI (Pushkinskii Dom) RAN, 2011, pp. 396-402. (In Russian)
Zheleznov Ioasaf Ignat'evich. URL: http://www.oodb.ru/orenburjie/literaturnaya-karta/name/166-2012-02-13-11-31-22 (data of access: 27.07.2020). (In Russian)