УДК 336.(09)(571.12) Стефашов Александр Евгеньевич
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета
ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА УЕЗДНОГО ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТЮМЕНИ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1895-1913 ГГ.)
Stephashov Alexander Eugeneivich
PhD in Philosophy, Assistant Professor, Department for the Humanities Tyumen State Oil and Gas University
THE SOURCES OF BUDGET REVENUES OF A DISTRICT TOWN (CASE STUDY OF TYUMEN OF THE TOBOLSK PROVINCE): 1895-1913
Аннотация:
В статье содержится характеристика особенностей роста доходной части бюджета уездного западносибирского города Тюмени. Источники формирования доходной части бюджета разделяются на городские займы и собственные доходы. Выявлено, что в связи с дефицитом средств для решения хозяйственных и социальных проблем городское самоуправление было вынуждено в 1900-1913 гг. прибегнуть к одалживанию денег. Основным источником наполнения бюджета Тюмени, как следует из анализа структуры его собственных доходов, были неналоговые поступления от городских имуществ и предприятий.
Ключевые слова:
экономическая история, город Тюмень, Тобольская губерния, городское самоуправление, городское хозяйство, городской бюджет, динамика доходной части городского бюджета, городские займы, городской долг, собственные доходы городского бюджета, городские налоги, неналоговые доходы.
Summary:
The article describes the budget revenues of the chief district town - Tyumen. The sources of budget revenues are divided into urban loans and own income. It was found that due to the lack of funds for solving economic and social challenges, the city government was forced to borrow money in 1900-1913. As follows from the analysis of the structure of Tyumen's own revenues, the main source of the budget revenue was nontax inpayments from the town property and businesses.
Keywords:
economic history, town of Tyumen, Tobolsk province, town government, town economy, town budget, dynamics of the town budget revenues, town loans, town debt, own revenues of town budget, town taxes, non-tax revenues.
Городские бюджеты были составной частью бюджетной системы Российской империи. В соответствии с Городовым положением 1892 г. органы городского самоуправления несли ответственность за решение комплекса социально-экономических вопросов в подведомственных им городских поселениях. Доходная часть городского бюджета представляла собой финансовый источник, который обеспечивал городским властям возможность реализовывать свои полномочия, фактически определяла диапазон их самостоятельности в расходовании средств на социально-хозяйственное развитие городского поселения. Бюджет, охватывая отрасли городского хозяйства, был индикатором реального состояния городской экономики, а также финансового положения города.
Среди всех городов Тобольской губернии в Тюмени в конце XIX - начале XX вв. капиталистические отношения развивались наиболее быстрыми темпами. Этот уездный город Тобольской губернии называли «входной дверью» в Зауралье, так как он находился в начале сухопутного тракта с Урала в Сибирь, а также водного пути по рекам Тура, Тобол, Иртыш, Обь, Томь до Томска и Семипалатинска. В 1885 г. до Тюмени была проложена железная дорога, соединившая город рельсовым путем с Екатеринбургом, Пермью, Челябинском. Тюмень представляла собой пункт для перегрузки и складирования товаров. В городе были размещены кожевенные, свечные, мыловаренные предприятия, три судостроительных завода. Развивалась хлебная торговля. В 1912 г. было завершено строительство железнодорожной линии Тюмень - Омск. Губернский центр Тобольск переживал состояние застоя и по темпам социально-экономического развития отставал от Тюмени.
Цель работы - проанализировать динамику доходной части и источники наполнения бюджета уездного города Тюмени Тобольской губернии в 1895-1913 гг. Выбор хронологических рамок обусловлен тем, что в 1895 г. на уездный город Тюмень было распространено действие Городового положения 1892 г., после начала Первой мировой войны в 1914 г. на формирование и
исполнение городского бюджета оказывали сильное влияние включавшиеся в приходно-расходную смету чрезвычайные военные доходы и расходы. При подготовке статьи были использованы документы Государственного архива Тюменской области: приходно-расходные сметы города Тюмени, годовые отчеты Тюменской управы об исполнении городского бюджета, отчеты ревизионных комиссий о проверке исполнения городского бюджета городской управой, журналы собраний Тюменской городской думы и заседаний городской управы за указанный период.
Тюменская городская управа разрабатывала проекты годовых приходно-расходных смет, которые рассматривались бюджетной комиссией городской думы, затем утверждались собранием гласных городской думы. Годовой бюджет планировался на основе бюджетного тождества: ожидаемые расходы должны были равняться ожидаемым доходам. По окончании финансового года управа готовила отчет об исполнении городского бюджета, содержавший сведения о фактически поступивших доходах и фактически произведенных расходах, городских капиталах, размере городского долга и городских недоимок.
На основе анализа таблицы 1 можно выделить несколько особенностей, характеризовавших динамику доходной части городского бюджета в 1895-1913 гг. [1]. В целом за этот период наблюдался рост доходов и расходов городского бюджета. Сумма фактических доходов в 1913 г. выросла по сравнению с 1895 г. примерно в 3,66 раза, но по отдельным годам для динамики доходов был характерен неустойчивый рост в алгоритме чередования спадов и подъемов. В 1895-1903 гг. уровень фактических доходов колебался в диапазоне не ниже 155 тыс. руб., но не выше 200 тыс. руб. в год, за исключением 1895 и 1900 гг., когда собранные доходы превысили рубеж 200 тыс. руб. в год. В 1904-1910 гг. фактические доходы бюджета достигли нового уровня: не опускались ниже 200 тыс. руб. в год, но не превышали 300 тыс. руб. в год. В 1911-1913 гг. имел место скачкообразный рост доходов: за три года фактические доходы города увеличились примерно в 2,3 раза от рубежа более 300 тыс. руб. в год до уровня 750 тыс. руб. в год. В 1895-1897 гг. и 1904-1908 гг. фактические доходы городского бюджета превышали, а в остальные годы были ниже ожидаемых показателей.
Таблица 1 - Динамика доходов бюджета города Тюмени в 1895-1913 гг., руб.
Год Плановые доходы Плановые расходы Фактические доходы Фактические расходы
1895 180898,16 178105,75 205851,75 190832,48
1896 171505,53 171241,53 174876,74 164857,99
1897 152647,68 152647,68 161812,76 151082,95
1898 174027,17 174027,17 156399,41 149166,59
1899 182131,56 180112,02 156354,54 152789,59
1900 215993,28 215993,28 204571,46 203848,93
1901 222802,71 222802,71 186229,41 183908,25
1902 182430 182430 163036,32 162896,16
1903 197800,81 197800,81 188647,33 186869,99
1904 191647,11 191647,11 215403,99 215273,47
1905 202186 202186 214434,15 214363,69
1906 257254,03 257254,03 284122,76 283916,73
1907 223966,17 223966,17 236887,99 236787,35
1908 263235,30 263235,30 276348,91 273925,35
1909 347341,33 347340,51 299762,11 299534,17
1910 343241,95 343150,42 288812,78 285442, 89
1911 360660,33 360660,33 323431,11 303716,16
1912 454240,60 454240,60 404449,72 361823,28
1913 867601,75 867601,75 753082,06 653449,57
Подобная динамика доходов городского бюджета объясняется тем, что смета плановых доходов включала только поступления, которые ожидались в настоящем финансовом году. Фактические доходы складывались из двух слагаемых: во-первых, из бюджетного остатка в городской кассе наличных денег от прошлого финансового года, во-вторых, из действительно поступивших в городскую кассу в течение настоящего финансового года денежных средств. В этом потоке львиную долю составляли плановые поступления по смете настоящего финансового года, но в него также входили поступления по смете доходов прошлого финансового года. При собираемости плановых доходов более 90 % от ожидаемого уровня, значительном поступлении доходов по смете прошлого финансового года фактические доходы оказывались выше плановых. При низком уровне наполнения бюджета, ошибках в бюджетном прогнозировании фактические доходы были ниже ожидаемых поступлений.
Как видно из таблицы 1, за исключением 1895 г. и 1904-1908 гг., во все остальные годы рассматриваемого периода фактические расходы бюджета были ниже плановых цифр. К 1900 г. в городском хозяйстве Тюмени накопился ряд проблем: необходимо было построить новую городскую больницу, скотобойню, мост через реку Туру, разделявший город на две части, мост через овраг к железнодорожному вокзалу, модернизировать систему водоснабжения, устроить электрическое освещение в городе, построить пожарное депо, здания для новых начальных учебных заведений. Городскому самоуправлению не хватало денег для финансирования взятых обязательств. Оно было вынуждено использовать классический способ пополнения городского бюджета - заимствование денежных средств. Если в 1890-е гг. Тюменское городское самоуправление получило две ссуды, то одалживание денежных средств в 1900-1913 гг. приобрело систематический характер. В 1895-1899 гг. доля займов в поступлениях бюджета равнялась 1,3 %, в 1900-1903 гг. - 15,27 %, в 1904-1910 гг. - 7,6 %, в 1911 г. - 4,5 %, в 1912 г. - 17,3 %, в 1913 г. -51,6 % [2]. Городские займы стали одним из источников формирования доходной части городского бюджета. Сумма произведенных займов автоматически добавлялась к величине доходной части городского бюджета.
Кредиторами Тюменского городского самоуправления были Тюменский городской общественный банк (ТГОБ), Ярославско-Костромской земельный банк (ЯКЗБ), Нижегородско-Самар-ский земельный банк (НСЗБ), казна в лице Военного министерства и Министерства народного просвещения, частные лица. Тюменское городское самоуправление позаимствовало в ТГОБ: в 1893 г. - 50 тыс. руб. на противохолерные мероприятия; в 1896 г. - 11,5 тыс. руб. для основания городского ломбарда; в 1899 г. - 40 тыс. руб. на постройку скотобойни; в 1900 г. - 20 тыс. руб. на постройку пожарных зданий; в 1903 г. - 10 тыс. руб. на постройку каменных лавок на рыночной площади; в 1906 г. - 8 тыс. руб. на постройку утилизационного завода; в 1908 г. - 10 тыс. руб. на противохолерные мероприятия; в 1910 г. - 5 тыс. руб. для оборотов городского ломбарда. В ЯКЗБ были произведены займы: в 1901 г. - 9781,52 руб. на покупку двух каменных домов; в 1913 г. -350 тыс. руб. на устройство городского хозяйственного водопровода. В НСЗБ были взяты ссуды: в 1901 г. - 18 тыс. руб. на строительство каменных лавок на рыночной площади и 4,5 тыс. руб. на покупку дома для начального учебного заведения. Из казны было получено: от военного ведомства в 1906 г. на переустройство каменного гостиного двора под воинские казармы -25 тыс. руб. и для выплаты пособий солдатским семьям запасных нижних чинов, участникам Русско-японской войны 1904-1905 гг. - 10 тыс. руб.; от Министерства народного просвещения в 1911 г. - 14 560 руб. и в 1912 г. - 20 тыс. руб. на строительство домов для начальных учебных заведений. В 1912 г. из губернского продовольственного капитала городские власти позаимствовали 50 тыс. руб. на общественные работы. Также из запасного городского капитала в 1901 г. было взято 4601 руб., из городского капитала на постройку моста через реку Туру в 1902 г. -9379 руб. У частных лиц были сделаны займы в размере примерно 47 тыс. руб. для оборотов городского ломбарда и примерно 43 тыс. руб. для покрытия текущих городских расходов [3].
Как представляется, городское самоуправление произвело в 1893-1913 гг. займы на сумму, которая достигала 760 321,52 руб. Примерно 62 % полученных по займам средств были вложены в городское хозяйство, 24 % израсходованы на социальные цели, 8 % - на финансирование городского ломбарда, 6 % использованы для покрытия текущих бюджетных расходов. Хотя, вероятно, без привлечения заемных средств было бы сложно решать хозяйственные и социальные проблемы, которые стояли перед Тюменью, одним из последствий такой бюджетной политики стал стремительный рост городского долга. Если к 1 января 1900 г. долг города Тюмени составлял 32 757,69 руб., то к 1 января 1014 г. он исчислялся в 622 249,39 руб. [4].
Так как займы были нацелены на финансирование проектов, от которых городские власти ожидали отдачи через ряд лет, действительное финансовое состояние города Тюмени находило отражение в величине собственных доходов городского бюджета, то есть закрепленных за городом, поступавших на постоянной основе из года в год средств, предназначенных для финансирования текущих социальных и хозяйственных нужд поселения. Если в 1895 г. все доходы городского бюджета представляли собой его собственные доходы, то в 1913 г. они составляли 364 130,15 руб. от всех доходов городского бюджета. Таким образом, по сравнению с 1895 г. собственные доходы увеличились примерно в 1,76 раз.
В структуре собственных доходов бюджета города Тюмени можно выделить городские налоги, неналоговые доходы, безвозмездные поступления, которые назывались «пособия города и возврат долгов», и бюджетный остаток прошедшего финансового года. Основным источником собственных поступлений бюджета, как следует из таблицы 2, были неналоговые доходы, доля которых в разные годы составляла примерно 59-66 % [5]. К этому источнику доходов относились:
1. Сборы с городских имуществ, которые заключались в земле, зданиях и капиталах, принадлежавших городу. Большая часть средств поступала от арендной платы за землю, на которой
находились пристани, водокачки, кузницы, складские помещения, торговые лавки и другие объекты. Часть земли представляла собой сенокосные луга. Городское самоуправление получало доходы от сдаваемых в наем городских построек: каменных и деревянных лавок, расположенных на рынках, и жилых домов. С запасного капитала и оборотных средств, находившихся в банках, начислялись проценты, которые также поступали в бюджет. Также взимались сборы за рыбную ловлю, стоянку судов в городских водах, перевозку на лодках через реку Тура, в зимнее время - с прорубей в реке Тура. Если в 1895 г. доходы от городской земли в сумме всех сборов от городских имуществ составляли 77 %, зданий - 14,9 %, остальные статьи - 8,1, %, то к 1914 г. это соотношение было соответственно 66 %, 26 %, 8 %. Доходы от использования городского имущества постоянно возрастали: если в 1895 г. они исчислялись в 56 319,60 руб., то в 1913 г. - 115 527,78 руб. [6]. На их долю приходилась примерно третья часть всех собственных доходов бюджета.
2. Сборы от эксплуатации городских сооружений и предприятий, в число которых в Тюмени к 1913 г. входили: водокачка, скотобойня, утилизационный завод, лесопильный завод, ассенизационный обоз. Доля поступлений от этих сооружений и предприятий выросла в 1904-1910 гг. по сравнению с 1895-1903 гг. на 9,7 %, на этот вид доходов стала приходиться пятая часть собственных доходов бюджета. В абсолютном выражении доходы от городских сооружений и предприятий увеличились с 15 816 руб. в 1895 г. до 91 984,57 руб. в 1913 г. [7]. Именно на приобретение и строительство для города доходного имущества и предприятий Тюменское городское самоуправление направило в 1900-1913 гг. капитальные вложения.
3. Штрафы, пени, начеты и взыскания, недоимки по различным статьям городской сметы, средства от продажи городского имущества, которые именовались «доходы от разных поступлений». Величина разных ежегодных поступлений была неустойчивой. Высокая доля поступлений по этой статье в 1895-1903 гг. связана с тем, что в 1890-е гг. в нее включался специальный сбор -0,5 коп. с пуда купеческих грузов, провозившихся по железнодорожной линии Тюмень - Тура. Объем средств от разных поступлений в перспективе мог возрасти, так как из года в год возрастали недоимки в доход города Тюмени. За 1870-1912 гг. они составили 114 354,70 руб. Городские власти проводили работу по их взысканию. В 1913 г. предполагалось взыскать средства в объеме 75 375,90 руб. [8].
Таблица 2 - Структура собственных доходов бюджета города Тюмени в 1895-1913 гг.
Виды доходов Доля отдельных видов доходов бюджета, %
1895-1903 1904-1910 1911 1912 1913
Налоговые доходы, в том числе: 23 22 21 21 19
- оценочный сбор 8,4 11 8,8 9 8,6
- сборы от торговли и промыслов 11,72 8 9,2 8,5 8
- сбор с лошадей и экипажей, собак
частных лиц 1,68 2, 6 2,1 2 1,6
- пошлины разных наименований 1,2 0,4 0,9 1,5 0,8
Неналоговые доходы, в том числе: 61 59,2 65,9 65,5 64,65
- сборы с городских имуществ 30 31 32,8 32,5 31,72
- сборы с городских сооружений 11 20,7 19,3 21 22,59
- разные поступления 20 7,5 13, 8 12 10,34
Безвозмездные поступления 13 18,5 12 7,7 4,65
Остаток бюджетных средств 3 0,3 1,1 5,8 11,7
Итого 100 100 100 100 100
Доля городских налогов медленно снижалась, хотя в абсолютных величинах выросла, на них приходилась примерно пятая часть собственных доходов бюджета.
К налоговым доходам относились следующие сборы и пошлины в пользу городского поселения, установленные Городовым положением 1892 г.:
1. Оценочный сбор с недвижимых имуществ, находившихся в пределах города Тюмени, который взимался в размере 1 % от стоимости недвижимых имуществ. Поступления от оценочного сбора устойчиво увеличивались в связи с ростом городского населения и, соответственно, ростом недвижимых имуществ. Если в 1895 г. по этой статье было собрано 9725,47 руб., то в 1913 г. - 31 405,21, руб. [9].
2. Сборы с торговли и промыслов, которые взимались с купеческих свидетельств I и II гильдии, в размере 15 %, со свидетельств на мелочный торг в размере 10 %, с билетов на торговые и промышленные заведения в размере 10 %, с патентов на заводы, специализировавшиеся на выделке напитков и изделий из спирта и вина, а также с заведений для продажи питий или вознаграждения от казны там, где была введена казенная продажа питий, в размере 20 % с цены, платившейся в казну. Брался сбор с каждого трактирного заведения, постоялого двора и съестной лавки,
легковых и ломовых извозчиков, привозимых и отвозимых товаров, входящих в город возов с товарами, пользовавшихся городскими сооружениями. Сборы от торговли и промыслов росли более медленными темпами, чем оценочный сбор с недвижимых имуществ. В 1895-1913 гг. поступления по этому виду налогов выросли чуть более в 1,4 раза и достигли в 1913 г. суммы 29 189,24 руб. [10].
3. В 1898-1899 гг. в Тюмени был установлен сбор с лошадей и экипажей, собак, а затем и велосипедов частных лиц.
4. В доход города поступали пошлины разных наименований за совершение, засвидетельствование, протест и предъявление к взысканию разных актов, за клеймение мер и весов, за употребление весов, устроенных для общественного пользования, когда они не сдавались в арендное содержание, с аукционных продаж движимого имущества. При абсолютном росте сборов с лошадей и экипажей, собак частных лиц, а также пошлин разных наименований эти налоги наполняли бюджет примерно на 2-3 %.
К безвозмездным платежам в бюджет города Тюмени следует отнести средства из казны на возмещение расходов по расквартированию войск и покрытие расходов по отбыванию арестантской этапной повинности, платежи из прибылей ТГОБ, проценты со специальных (целевых) счетов городского капитала: на общественные нужды, на содержание реального училища, городской богадельни, родильного дома, на вспомоществование от наводнений жителям заречной части Тюмени, плату за лечение и пожертвования в пользу города разных лиц. Объем безвозмездных платежей зависел от величины перечисляемых прибылей ТГОБ, суммы пожертвований разных лиц.
Величина остатка бюджетных средств из года в год варьировалась. Наименьший за 18951913 гг. бюджетный остаток в 70,46 руб. находился в городской кассе на начало 1906 г., а максимальный - 42 626,44 руб. на начало 1913 г., когда доля бюджетного остатка уступала лишь сборам городских имуществ и предприятий [11].
Таким образом, динамика доходной части бюджета уездного города Тюмени в 1895-1913 гг. характеризовалась поступательным развитием. В связи с дефицитом средств для решения хозяйственных и социальных проблем городское самоуправление было вынуждено в 1900-1913 гг. прибегать к заимствованию денежных средств. Полученные займы увеличивали сумму годовых доходов городского бюджета. Индикатором реального состояния городского хозяйства являлись собственные доходы городского бюджета. Основным источником наполнения бюджета Тюмени, как следует из анализа структуры его собственных доходов, были неналоговые поступления от городских имуществ и предприятий. Именно в развитие городского хозяйства был вложен основной массив средств, полученный по городским займам. Итоги бюджетной политики были противоречивыми. С одной стороны, поступления от принадлежавших городу имуществ и предприятий резко возросли и обеспечивали более половины собственных средств городского бюджета, с другой - стремительно вырос городской долг, достигший к 1914 г. немалых размеров.
Ссылки и примечания:
1. Составлена по: ГАТО (Гос. арх. Тюмен. обл.). Ф. И-1. Оп. 1. Д. 162. Л. 13, 32, 34; Д. 164. Л. 14, 32, 34; Д. 167. Л. 14, 31, 36; Д. 168. Л. 11, 29, 35; Д. 169. Л. 12, 29, 34; Д. 171. Л. 14, 35; Д. 173. Л. 11, 25, 28; Д. 175. Л. 38, 40; Д. 176. Л. 29, 30, 50, 54; Д. 232. Л. 14, 33, 54; Д. 234. Л. 12, 29, 34; Д. 237. Л. 12, 31, 36; Д. 179. Л. 16, 17, 45, 47; Д. 238. Л. 14, 16, 43, 49; Д. 240. Л. 20; Д. 241. Л. 26, 33; Д. 185. Л. 18, 22, 51; Д. 186. Л. 18, 46; Д. 188. Л. 50, 53; Д. 189. Л. 24.
2. Рассчитано по: ГАТО. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 968; Ф. И-1. Оп. 1. Д. 193. Л. 77а-77е.
3. ГАТО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 188. Л. 66-70; Д. 193. Л. 77а-77е.
4. ГАТО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 169. Л. 46; Д. 193. Л. 77а-77е.
5. Рассчитано по: ГАТО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 162. Л. 2-13; Д. 164. Л. 2-14; Д. 167. Л. 2-14; Д. 168. Л. 2-11; Д. 169. Л. 2-12; Д. 171. Л. 5-14; Д. 173. Л. 2-11; Д. 175. Л. 36-38; Д. 176. Л. 14-29; Д. 232. Л. 2-14; Д. 234. Л. 2-12; Д. 237. Л. 3-12; Д. 179. Л. 2-16; Д. 238. Л. 2-14; Д. 240. Л. 2-20; Д. 185. Л. 2-18; Д. 186. Л. 2-18; Д. 188. Л. 2-11; Д. 189. Л. 2-23.
6. ГАТО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 162. Л. 2-13; Д. 189. Л. 12.
7. ГАТО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 162. Л. 2-13; Д. 189. Л. 15.
8. ГАТО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 188. Л. 79; Д. 189. Л. 21.
9. ГАТО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 162. Л. 4; Д. 189. Л. 2.
10. ГАТО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 162. Л. 2-13; Д. 189. Л. 4.
11. ГАТО. Ф. И-1. Оп. 1. Д. 237. Л. 36; Д. 189. Л. 24.