Политика и экономика Евразии
Зарецкий А.М.
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Цель: Исследовать источники финансирования политических партий Республики Казахстан, проанализировать структуру поступлений ведущей политической партии Казахстана «Нур Отан», провести сравнение особенностей ее финансирования с финансированием российских политических партий.
Методология: Использовались анализ, сравнительный, формально-юридический методы.
Результаты: В статье выделены основные источники финансирования партии «Нур Отан», установлена степень участия государственного финансирования партии, проведено сравнение с системой финансирования политических партий в Российской Федерации.
Новизна/оригинальность/ценность: Научная ценность статьи обусловлена тем, что, несмотря на наличие ряда публикаций, предметом исследования которых выступают политические партии Республики Казахстан, а также сравнительных исследований политических партий Казахстана и России, проблемы финансирования политических партий Казахстана в литературе пока не получили достаточного освещения.
Ключевые слова: политические партии, финансирование, Республика Казахстан, «Нур Отан», парламентаризм.
Zaretsky A.M.
SOURCES OF FINANCING OF POLITICAL PARTIES OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Purpose: To study the sources of financing of political parties of the Republic of Kazakhstan, to analyze the revenue structure of the leading political party of Kazakhstan, «Nur Otan», to compare the features of its financing with the financing of Russian political parties.
Methodology: Analysis, comparative method, formal legal were used.
Results: The article identifies the main sources of funding for the Nur Ortan party and establishes the degree of participation of state funding for the party, compares it with the financing system of political parties in the Russian Federation.
Novelty/originality/value: The scientific value of the article is due to the fact that, despite the presence of a number of publications, the subject of research of which are political parties of the Republic of Kazakhstan, as well as comparative studies of political parties of Kazakhstan and Russia, the problems of financing political parties of Kazakhstan in the literature have not yet received sufficient coverage .
Keywords: political parties, financing, Republic of Kazakhstan, «Nur Otan», parliamentarism.
В современном мире политические партии превратились в неотъемлемый элемент политической системы большинства государств. Выражение интересов различных слоев населения, политическое образование и воспитание граждан, участие путем выборов в формировании органов государственной власти - далеко не полный перечень функций, выполняемых политическими партиями. От уровня развития в стране политических партий зависит состояние ее политической системы, степень ее демократичности. Политические партии, выступая своеобразным трамплином для граждан, желающих посвятить себя политике, осуществляют рекрутирование политических кадров [9, с. 5]. Но для ведения полноценной деятельности партиям необходимы стабильные источники дохода [7, с. 130]. От объема финансирования в значительной мере зависит успешность деятельности партий. Одной из главных причин увеличения объема финансирования выступает внедрение новых технологий и использование технических возможностей СМИ [17, с. 97].
В свете последних событий, связанных с уходом с поста Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева, политическое будущее данной страны, тесно связанной с Россией экономически, политически и духовно, вызывает значительный интерес. Н. Назарбаев, руководивший Казахстаном почти три десятилетия, после ухода в отставку сохранил за собой ряд важных постов, в том числе пост председателя крупнейшей в стране политической партии «Нур Отан». С учетом значимости фигуры Н. Назарбаева как политического лидера можно предположить, что он сохранит значительное, а может, и решающее влияние на политический курс Казахстана, но уже не в качестве Президента, а в качестве партийного лидера. А это приведет к возрастанию роли данной политической партии в политической системе Казахстана.
Актуальность исследования обусловлена тем, что, несмотря на наличие ряда публикаций, предметом исследования которых выступают политические партии Республики Казахстан [17, с. 37-52; 5, с. 66-68; 6, с. 96-98; 14, с. 27-32; 12, с. 96-98; 13,
с. 143-150; 15, с. 88-91; 19, с. 29-32; 20, с. 25-29; 21, с. 47-63; 22, с. 44-51; 23, с. 136-140; 24, с. 12-17], а также сравнительных исследований политических партий Казахстана и России [16, с. 179-187; 25, с. 58-61], проблемы финансирования политических партий Казахстана в литературе пока не получили достаточного освещения. Этим обстоятельством обусловлен выбор цели исследования -рассмотрение источников финансирования политических партий Республики Казахстан.
Партийные системы РФ и РК имеют ряд общих черт. Наибольшая схожесть проявляется в том, что в обоих государствах сложилась многопартийная система с доминирующей партией - «Единой Россией» в России и Нур Отан в Казахстане [10, с. 104]. В Республике Казахстан зарегистрировано 7 политических партий, из которых 6 принимали участие в последних выборах депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан 20 марта 2016 г. Подавляющее большинство (82,20 %) получила Нур Отан. «Демократическая партия Казахстана «АК ЖОЛ» получила на данных выборах 7,18 %, «Коммунистическая Народная партия Казахстана» - 7,14 %, «Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл» - 2,01 %, «Общенациональная социал-демократическая партия» - 1,18 %, «Политическая Партия «Бирлик» - 0,29 %. Демократическая партия Казахстана «АЗАТ» участие в выборах не принимала [28, с. 162]. 98 депутатов нижней палаты парламента Мажилис избираются по пропорциональной системе. Избирательный барьер составляет 7 %. 9 депутатов избираются от Ассамблеи народа Казахстана. По итогам выборов 2016 г. его преодолели три политические партии: «Нур Отан», получившая 84 депутата, «Ак жол» и КНПК - по 7 [26].
Средства политических партий формируются из вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и негосударственных организаций Республики Казахстан, доходов от предпринимательской деятельности и бюджетных средств [1, с. 153]. Не допускаются пожертвования политической партии и ее структурным подразделениям от иностранных государств, иностранных юридических лиц и международных организаций, иностранцев и лиц без гражданства, юридических лиц с иностранным участием, государственных органов и государственных организаций, религиозных объединений и благотворительных организаций, анонимных пожертвователей, а также от граждан или негосударственных организаций Республики Казахстан, получающих гранты и иные средства от международных или иностран-
ных неправительственных организаций [1]. Таким образом, перечень источников финансирования и ограничений в отношении финансирования политических партий существенно не отличается от установленных в отношении политических партий российским законодательством. Законодательство как России, так и Казахстана, предусматривает прямое государственное финансирование политических партий [18, с. 70-90].
Бюджетные средства ежегодно выделяются политическим партиям, представленным в Ма-жилисе Парламента Республики Казахстан по итогам последних выборов депутатов Мажили-са [1]. Таким образом, исходя из того, что при пропорциональных выборах минимальная доля голосов избирателей, необходимых для прохождения в Мажилис, должна составлять 7 %, требования, предъявляемые в Казахстане для доступа к государственному финансированию, существенно выше, чем в нашей стране. В России для получения средств из федерального бюджета политическая партия не обязательно должна быть допущена к распределению мест по итогам выборов в Государственную Думу - право на государственное финансирование предоставляется политическим партиям, получившим не менее 3 % голосов избирателей на данных выборах по федеральному избирательному округу. Также в РФ право на государственное финансирование возникает и в случае, если не менее 3 % голосов получит кандидат, выдвинутый политической партией на выборах Президента РФ. В Казахстане же доступ политических партий к государственному финансированию по итогам президентских выборов не предусмотрен.
Размер бюджетных средств, выделяемых на финансирование деятельности политических партий Казахстана, определяется в законе о республиканском бюджете. Порядок финансирования политических партий определяется Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан [1]. Таким образом, в отличие от РФ порядок финансирования политических партий Республики Казахстан регламентируется преимущественно на основании подзаконного акта ЦИК РК. Таковым являются Правила финансирования политических партий [2].
Бюджетные средства распределяются между политическими партиями пропорционально полученным голосам избирателей [3]. Эти средства партии используют на реализацию уставных целей с учетом установленных ограничений. Так, политические партии не вправе использовать данные средства на проведение предвыбор-
ной агитации, в том числе оплату выступлений в средствах массовой информации, проведение публичных предвыборных мероприятий, выпуск агитационных материалов, транспортные расходы кандидатов, а также на осуществление предпринимательской деятельности, благотворительность, не вправе распределять средства между членами партии [3].
За 2017 г. общая сумма поступлений «Нур Отан» составила 10 767 318 тыс. тенге (1 рубль равен 5,9 тенге). Из них финансирование из республиканского бюджета составило 4 537 455 тыс. тенге, партийные взносы - 1 976 143 тыс. тенге, спонсорская и благотворительная помощь -106 954 тыс. тенге, вознаграждение по депозитам -3 318 953 тыс. тенге, а доходы от коммерческой деятельности - 827 813 тыс. тенге [27; 18, с. 76]. Исходя из этих сумм, доля государственного финансирования составила 42,14 % от всех поступлений, партийных взносов - 18,35 %, пожертвований - 0,99 %, поступлений по депозитам - 30,83 %, предпринимательской деятельности - 7,69 %. Таким образом, у ведущей политической партии Казахстана долях доходов от предпринимательской деятельности существенно выше, чем у «Единой России» и иных крупных российских партий. Несмотря на то, что государственное финансирование является наиболее значимым источником денежных средств, его доля в структуре поступлений Нур Отан все же меньше по сравнению с четырьмя ведущими российскими политическими партиями, представленными в Государственной Думе, у которых данная доля в структуре поступлений в 2017 г. варьировалась от 73 % у «Справедливой России» до 96,7 % у ЛДПР [11, с. 57]. Существенно выше у «Нур Отан» по сравнению с российскими парламентскими партиями доля доходов от предпринимательской деятельности, поступлений от депозитов, от партийных взносов, но значительно ниже доля пожертвований [8, с. 171, 177, 190-191].
Таким образом, установленный законодательством Республики Казахстан перечень источников финансирования политических партий существенно не отличается от аналогичного перечня, предусмотренного российским законодательством. Как и в РФ, в Казахстане существует государственное финансирование деятельности политических партий, но условия доступа к нему более жесткие по сравнению с Россией. Право на государственное финансирование имеют лишь партии, представленные в Мажилисе - нижней палате Парламента Казахстана, избираемой по пропорциональной избирательной системе с
семипроцентным барьером. С учетом того, что средства, выделяемые партиям из государственного бюджета, распределяются между ними пропорционально полученным голосам, значительную долю этих средств получает крупнейшая в стране партия «Нур Отан». У данной партии государственное финансирование является самым значимым, но его доля в структуре всех поступлений составляет менее половины. Таким образом, доминирующая партия Казахстана менее зависима от государственного финансирования по сравнению с российскими партиями, а структура ее поступлений более дифференцирована.
Пристатейный библиографический список
1. Закон Республики Казахстан от 15 июля 2002 года № 344 «О политических партиях» // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2002. № 16. Ст. 153.
2. Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 3 сентября 2009 года № 166/314. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 октября 2009 года № 5825 // Официальная газета. 2009. 14 ноября. № 46 (464).
3. Правила финансирования политических партий. Утверждены постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 3 сентября 2009 года № 166/314.
4. Байпаков М., Бижанов А., Кадыржанов Р. Партийная система как элемент политической модернизации Казахстана // Центральная Азия и Кавказ. 2018. Т. 21. № 3. С. 37-52.
5. Великая О.В. Партийная система современного Казахстана: политико-методологический анализ // Евразийский журнал региональных и политических исследований. 2012. № 12. С. 66-68.
6. Великая О.В. Политическая партия «Нур Отан» как ведущая партия в многопартийной системе Казахстана // News of Science and Education. 2017. Т. 3. № 8. С. 96-98.
7. Долгих Ф.И. Правовое регулирование деятельности политических партий - теория и практика: монография. М.: Маркет ДС, 2010.
8. Долгих Ф.И. Правовое регулирование финансирования текущей деятельности политических партий России: монография. М.: Юрист, 2017.
9. Долгих Ф.И. Правовые аспекты создания, государственной регистрации и ликвидации политических партий в России: монография. М.: Юрист, 2016.
10. Долгих Ф.И. Правовое регулирование создания политических партий в России и Казахстане и его влияние на формирование партийных систем // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 4. С. 92-106.
11. Долгих Ф.И. Прямое государственное финансирование текущей деятельности политических партий в России в 2004-2017 годах // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 6. С. 49-61.
12. Зарецкий А.М. Влияние кланово-жузовых отношений на политическую систему Республики Казах-
стан // Вестник Евразийской академии административных наук. 2016. № 4 (37). С. 96-98.
13. Зарецкий А.М. Политические партии Казахстана - история и современность // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Экономика и право. 2015. № 11-12. С. 143-150.
14. Жакаева Л.С. О пропорциональной системе формирования Мажилиса Парламента Казахстана // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 7. С. 27-32.
15. Исраилова С. Парламентские выборы и усиление политических партий Республики Казахстан // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2016. Т. 16. № 10. С. 88-91.
16. Казбекова М.А. Электоральная конкуренция партий власти с партиями оппозиции в России и Казахстане (сравнительный анализ) // Социология власти. 2009. № 5. С. 179-187.
17. Какителашвили М.М. Конституционно-правовые проблемы финансирования политических партий и избирательных кампаний в Российской Федерации: монография. М.: Галлея Принт, 2017.
18. Какителашвили М.М. Проблемы государственного и частного финансирования политических партий в государствах - участниках СНГ // Вестник Московского государственного областного университета. Юриспруденция. 2018. № 4. С. 70-90.
19. Калмаганбетова Д.Б., Амандыкова С.К. Правомочия политических партий в избирательном процессе Республики Казахстан // Актуальные проблемы современности. 2018. № 3. С. 29-32.
20. Калмаганбетова Д.Б., Амандыкова С.К. Формы правового закрепления института политических партий в законодательстве Республики Казахстан // Актуальные проблемы современности. 2018. № 3. С. 25-29.
21. Кармазина Л. Институционализация партийной системы Республики Казахстан: ретроспектива и современные тенденции // Центральная Азия и Кавказ. 2008. № 5. С. 47-63.
22. Карыбаева М. Развитие системы многопартийности в странах Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 2005. № 2. С. 44-51.
23. Мицкая Е.В. Проблемы реализации права граждан Республики Казахстан на объединение в политические партии // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 302. С. 136-140.
24. Сатылганов Е.Т. Формирование партийной системы как важнейший аспект развития права на общественные объединения в Казахстане // Новый юридический вестник. 2017. № 1. С. 12-17.
25. Фокина В.Э. Требование к численности политических партий как элемент их внешней институцио-нализации (сравнительно-правовой анализ законодательства России, Беларуси и Казахстана) // Известия Академии управления: теория, стратегии, инновации. 2015. № 1 (16).
26. Мажилис Парламента Республики Казахстан. Официальный сайт. История Мажилиса [Электронный ресурс]. URL: http://www.parlam.kz/ru/mazhilis/ history?id=history.
27. Общественное объединение «Партия Нур Отан». Отчет о доходах и расходах за 2017 год. Утвержден Постановлением Бюро Политического совета партии
«Нур Отан» от 25 июля 2018 г. № 024 [Электронный ресурс]. URL: http://nurotan.kz/financial-report#.
28. Сведения о политических партиях, зарегистрированных в Министерстве юстиции Республики Казахстан // Информационный бюллетень Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан. Астана. 2018. № 1 (28). С. 162.
References (transliterated)
1. Zakon Respubliki Kazaxstan ot 15 iyulya 2002 goda № 344 «O politicheskix partiyax» // Vedomosti Parlamenta Respubliki Kazaxstan. 2002. № 16. St. 153.
2. Postanovlenie Central"noj izbiratel"noj komissii Respubliki Kazaxstan ot 3 sentyabrya 2009 goda № 166/314. Zaregistrirovano v Ministerstve yusticii Respubliki Kazaxstan 19 oktyabrya 2009 goda № 5825 // Oficial"naya gazeta. 2009. 14 noyabrya. № 46 (464).
3. Pravila finansirovaniya politicheskix partij. Ut-verzhdeny" postanovleniem Central"noj izbiratel"noj ko-missii Respubliki Kazaxstan ot 3 sentyabrya 2009 goda № 166/314.
4. Bajpakov M., Bizhanov A., Kady"rzhanov R. Parti-jnaya sistema kak e"lement politicheskoj modernizacii Ka-zaxstana // Central"naya Aziya i Kavkaz. 2018. T. 21. № 3. S. 37-52.
5. Velikaya O.V. Partijnaya sistema sovremennogo Ka-zaxstana: politiko-metodologicheskij analiz // Evrazijskij zhurnal regional"ny"x i politicheskix issledovanij. 2012. № 12. S. 66-68.
6. Velikaya O.V. Politicheskaya partiya «Nur Otan» kak vedushhaya partiya v mnogopartijnoj sisteme Kaza-xstana // News of Science and Education. 2017. T. 3. № 8. S. 96-98.
7. Dolgix F.I. Pravovoe regulirovanie deyatel"nosti politicheskix partij - teoriya i praktika: monografiya. M.: Market DS, 2010.
8. Dolgix F.I. Pravovoe regulirovanie finansirovaniya tekushhej deyatel"nosti politicheskix partij Rossii: monografiya. M.: Yurist, 2017.
9. Dolgix F.I. Pravovy"e aspekty" sozdaniya, gosu-darstvennoj registracii i likvidacii politicheskix partij v Rossii: monografiya. M.: Yurist, 2016.
10. Dolgix F.I. Pravovoe regulirovanie sozdaniya politicheskix partij v Rossii i Kazaxstane i ego vliyanie na formirovanie partijny"x sistem // Sravnitel"noe konstitu-cionnoe obozrenie. 2016. № 4. S. 92-106.
11. Dolgix F.I. Pryamoe gosudarstvennoe finansirova-nie tekushhej deyatel"nosti politicheskix partij v Rossii v 2004-2017 godax // Sravnitel"noe konstitucionnoe obozre-nie. 2018. № 6. S. 49-61.
12. Zareczkij A.M. Vliyanie klanovo-zhuzovy"x otnosh-enij na politicheskuyu sistemu Respubliki Kazaxstan // Vestnik Evrazijskoj akademii administrativny"x nauk. 2016. № 4 (37). S. 96-98.
13. Zareczkij A.M. Politicheskie partii Kazaxstana - isto-riya i sovremennost" // Sovremennaya nauka: aktual"ny"e problemy" teorii i praktiki. E"konomika i pravo. 2015. № 11-12. S. 143-150.
14. Zhakaeva L.S. O proporcional"noj sisteme formiro-vaniya Mazhilisa Parlamenta Kazaxstana // Konstitucion-noe i municipal"noe pravo. 2009. № 7. S. 27-32.
15. Israilova S. Parlamentskie vy'bory" i usilenie politicheskix partij Respubliki Kazaxstan // Vestnik Ky"r-gy"zsko-Rossijskogo slavyanskogo universiteta. 2016. T. 16. № 10. S. 88-91.
16. Kazbekova M.A. E'lektoraknaya konkurenciya partij vlasti s partiyami oppozicii v Rossii i Kazaxstane (sravnitel>ny>j analiz) // Sociologiya vlasti. 2009. № 5. S. 179-187.
17. Kakitelashvili M.M. Konstitucionno-pravovy"e problemy" finansirovaniya politicheskix partij i izbiratel"-ny"x kampanij v Rossijskoj Federacii: monografiya. M.: Galleya Print, 2017.
18. Kakitelashvili M.M. Problemy" gosudarstvennogo i chastnogo finansirovaniya politicheskix partij v gosu-darstvax - uchastnikax SNG // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Yurisprudenciya. 2018. № 4. S. 70-90.
19. Kalmaganbetova D.B., Amandy"kova S.K. Pravo-mochiya politicheskix partij v izbiratel"nom processe Respubliki Kazaxstan // AktuaTny'e problemy" sovremen-nosti. 2018. № 3. S. 29-32.
20. Kalmaganbetova D.B., Amandy"kova S.K. Formy" pravovogo zakrepleniya instituta politicheskix partij v zakonodatel"stve Respubliki Kazaxstan // Aktuakny'e problemy" sovremennosti. 2018. № 3. S. 25-29.
21. Karmazina L. Institucionalizaciya partijnoj sistemy" Respubliki Kazaxstan: retrospektiva i sovremenny"e ten-dencii // CentraPnaya Aziya i Kavkaz. 2008. № 5. S. 47-63.
22. Kary'baeva M. Razvitie sistemy" mnogopartijnosti v stranax Centraknoj Azii // Centraknaya Aziya i Kavkaz. 2005. № 2. S. 44-51.
23. Miczkaya E.V. Problemy" realizacii prava grazhdan Respubliki Kazaxstan na ob"edinenie v politicheskie par-tii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2007. № 302. S. 136-140.
24. Saty'lganov E.T. Formirovanie partijnoj sistemy" kak vazhnejshij aspekt razvitiya prava na obshhestvenny'e ob"edineniya v Kazaxstane // Novy'j yuridicheskij vestnik. 2017. № 1. S. 12-17.
25. Fokina V.E\ Trebovanie k chislennosti politicheskix partij kak e'lement ix vneshnej institucionalizacii (sravniteFno-pravovoj analiz zakonodatekstva Rossii, Belarusi i Kazaxstana) // Izvestiya Akademii upravleniya: teoriya, strategii, innovacii. 2015. № 1 (16).
26. Mazhilis Parlamenta Respubliki Kazaxstan. Ofici-al'ny'j sajt. Istoriya Mazhilisa [E'lektronny'j resurs]. URL: http://www.parlam.kz/ru/mazhilis/history?id=history.
27. Obshhestvennoe ob"edinenie «Partiya Nur Otan». Otchet o doxodax i rasxodax za 2017 god. Utverzhden Postanovleniem Byuro Politicheskogo soveta partii «Nur Otan» ot 25 iyulya 2018 g. № 024 [E'lektronny'j resurs]. URL: http://nurotan.kz/financial-report#.
28. Svedeniya o politicheskix partiyax, zaregistriro-vanny'x v Ministerstve yusticii Respubliki Kazaxstan // Informacionny'j byulleten" Centraknoj izbirateknoj ko-missii Respubliki Kazaxstan. Astana. 2018. № 1 (28). S. 162.
LAW FIRM «RUSSIA HOUSE INTERNATIONAL LAWYERS»
«Russia House» is legal and has a wealth of experience in providing legal services in Russia and Asia. The offices of the «Russia House,» located in the main financial centers of Russia, Europe and Asia, employ more than 100 lawyers.
The office of the company «Russia House» was opened in Moscow in 2005. The Moscow office employs 15 lawyers, including 4 partners, 2 of whom are citizens of the Russian Federation. In addition to Russian specialists, lawyers from Italy, Luxembourg, Switzerland, China, Japan, South Korea, I^ISS!!?! Saudi Arabia, and the UAE work in the Moscow office. Specialists from the
Moscow office have unique experience in all areas of financial, corporate, administrative, tax and international private law in Russia, Italy, Luxembourg, China, South Korea, and Japan. For more than 10 years, the firm has had a special department dealing with litigation and arbitration.
One of the main advantages of the «Russia House» are the rich experience of concluding commercial transactions in the Russian Federation and the deep understanding of the Russian legal system, which are supplemented by the extensive international experience of the firm. «Russia House» is one of the few law firms that provides the whole range of legal services to clients.
Russia House has extensive experience advising on all issues of all branches of law.
Law Firm «RUSSIA HOUSE International Lawyers»
Тel. +7(495) 211 41 88 +7 903 109 71 50 mt@rhlawi.com www.rhlawi.ruwww.rhlawi.com General Director Evgeny Stasyuk