УДК 330
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПОНЕНТА НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ © Н.Ю. Яськова1
Московский государственный строительный университет, 129337, Россия, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.
Исследуется смысловая составляющая современных программ обучения в области экономики и управления в строительстве. В их основе структура потребностей в строительной продукции. Направленность программ обучения задается автором как умение трансформировать проблемы в возможности. Это обуславливает практико -ориентированный и проектный формат современного обучения. Ил. 3. Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: образовательные стандарты; профессиональные стандарты; магистерские программы; компетенции; образовательная парадигма; программный формат; медиация; административный ресурс; проблемы развития; особенности строительства.
RESEARCH COMPONENT OF NEW EDUCATIONAL PROGRAMS N.Yu. Yaskova
Moscow State University of Civil Engineering, 26 Yaroslavskoe Shosse, Moscow, 129337, Russia.
The article deals with the conceptual component of modern educational programs in the field of construction economy and management. The structure of demands for building products forms the basis for the discussed programs. The focus of the last the author treats as the skill to transform the problems into capabilities. This determines the practice-oriented and project-based format of modern education. 3 figures. 7 sources.
Key words: educational standards; professional standards; master degree programs; competences; educational paradigm; program approach; mediation; administrative resource; development problems; construction features.
В фокус современных дискуссий все чаще попадает проблема изменения подходов к подготовке специалистов, способных не только исполнять, но и непрерывно развиваться. Эволюция образовательных программ подготовки специалистов в области строительства характеризуется последовательностью принимаемых мер, дискуссионным форматом и широким охватом участников дискуссии (представители органов государственного управления, СРО, научно-образовательных учреждений), что, безусловно, убеждает в серьезности намерений изменить ситуацию в системе подготовки и переподготовки кадров. При этом важно, что за безусловно необходимыми процессами формализации обучающих программ, по мнению абсолютного большинства главных участников процесса обучения (а это все-таки профессорско-преподавательский состав и сами слушатели), за количественными показателями деятельности: валом требуемых в образовательных учреждениях публикаций, количеством грантов, нормативом диссертационных защит и др. -начинают теряться смыслы.
В чем же заключается существо современных требований к формированию стандартов и освоению основных образовательных программ? Рассмотрим их на примере магистратуры, тем более что трехлетний опыт кафедры экономики и управления в строительстве Московского государственного строительного университета позволяет провести корректный анализ.
Основные требования к образованию изложены еще в 2010 г. в Федеральных государственных образовательных стандартах (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) "магистр"» [4]). В соответствии с ними магистр должен быть подготовлен к решению профессиональных задач по следующим видам профессиональной деятельности:
1. Научно-исследовательской деятельности, включающей:
- разработку рабочих планов и программ проведения НИР;
- инструментария проводимых исследований;
- анализ их результатов;
- сбор, обработку, анализ и систематизацию информации;
- организацию и проведение научных исследований;
- моделирование исследуемых процессов, явлений и объектов.
2. Проектно-экономической деятельности, включающей:
- подготовку заданий и разработку проектных решений, методических и нормативных документов;
1Яськова Наталья Юрьевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления в строительстве, тел.: 89265270340, e-mail: [email protected]
Yaskova Natalia, Doctor of Economics, Professor of the Department of Economy and Management in Construction, tel.: 89265270340, e-mail: [email protected]
- систему социально-экономических показателей хозяйствующих субъектов;
- стратегию поведения экономических агентов на различных рынках и др.
3. Аналитической деятельности, включающей:
- разработку и обоснование социально-экономических показателей;
- поиск, анализ и оценку источников информации;
- проведение оценки эффективности проектов;
- прогнозирование динамики основных показателей и др.
4. Организационно-управленческой деятельности, включающей:
- организацию творческих коллективов;
- разработку стратегий развития и функционирования;
- руководство службами и подразделениями и др.
5. Педагогической деятельности, включающей:
- преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования, а также в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования;
- разработку учебно-методических материалов.
В полном соответствии с ними должны быть сформированы общекультурные и профессиональные компетенции. Но это только форма, которая должна быть содержательно осмыслена.
Для смысловой фокусировки современных программ обучения необходимо первое и, пожалуй, основное: понимание современных трендов развития, среди которых особое значение имеют:
- структура потребностей в строительной продукции;
- уровень развития инновационных рынков;
- уровень инновационного развития;
- характеристика ресурсной базы развития;
- современные тенденции развития инвестиционно-строительной сферы;
- вызовы развития;
- трансформационные механизмы;
- понимание структурных сдвигов;
- умение оценивать вызовы развития;
- фильтрация рисков;
- обеспечение и принятие управленческих решений в условиях неопределенности;
- развитие селективных технологий в условиях высокой экономической турбулентности.
Действительно, изменяется конфигурация и структура потребностей на рынке жилья: потребитель начинает считать эксплуатационные расходы, налоги на недвижимость и постепенно сначала без особого энтузиазма, а затем без всякого интереса относиться к сегменту элитного жилья. На рынке промышленного строительства цикличность производственных процессов требует создания многофункциональных, энергоэффективных, гибко адаптирующихся к новым условиям хозяйствования цехов. Также становятся востребованными новые методы локализации объектов в
пространстве с учетом эколого-экономических оценок и др.
Второе не менее важное условие заключается в умении оценивать вызовы развития. Заметим: вызовы не столько в проблемах макроэкономической стабильности, которые стали предметом «нездорового» интереса граждан страны (лихорадочное ожидание курсовых перепадов или отслеживание динамики цен на нефть). Вызовы в падающей платежеспособности населения. Увы, платежеспособный спрос «тает» и вчерашние «горячие пирожки» таунхаусов замирают на уровне весенних продаж. И здесь важно уметь маневрировать. Главным становится умение трансформировать проблемы в возможности, т.е. для управленческого блока востребована компетенция по принятию креативных решений (к примеру, если нет береговой линии, как в Дубае, ее необходимо обустроить; к такой задаче девелоперы относятся не как к проблеме, а как к возможности расширить ее на 70 км для сооружения усадеб прибрежного типа). Примеров креативного лэнд-девелопмента множество. Среди них -недвижимость для песчаных марафонов, спортивных соревнований различного формата и др.
Совершенно очевидно, что для принятия управленческих решений необходимо использование междисциплинарных подходов к организации управления циклическим развитием инвестиционно-строительной деятельности. В то же время для экономического блока востребованы компетенции использования абсолютно новых кумулятивных и мультиплицирующих механизмов (ролл-оверных, фондовых механизмов, комплексных программ и т.д.).
Все сказанное имеет прямое отношение к реализации современной образовательной парадигмы подготовки глобально конкурентоспособных кадров.
В этой связи кафедра экономики и управления в строительстве Московского государственного строительного университета совместно с кафедрой инвестиционно-строительного бизнеса Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ проанализировали зарубежный опыт. Он выявил новые направления и своего рода современные бренды обучения за рубежом, часть которых отсутствует в современной России.
A. Магистры Высшей школы экономики (Лондон) в области инвестиционно-строительной деятельности активно осваивают ниши социального предпринимательства. В Российской Федерации, несмотря на традиции советской России, программы обучения специалистов для этого нового рыночного сегмента пока отсутствуют.
Б. Опыт коллег из Финляндии, Швеции и Норвегии показывает, что эпицентр наиболее востребованных тем в экономике строительства приходится на экономические механизмы использования преимуществ космических и геоинформационных технологий, способных изменить механизмы контроля и технического надзора и придать им совершенно новый формат.
B. В опыте Гарварда (США) максимальную популярность приобрели механизмы медиации. В настоя-
щее время ее необходимость декларируется и в России. Принят даже специальный Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [2]. Но в США помимо законодательного закрепления учат специалистов, способных последовательно снижать потенциальные убытки возникновения конфликтных ситуаций. Гарвард начал подготовку медиаторов (квалификация «Магистр»).
Г. Зарубежный опыт также показывает, что всюду имеется развитая сеть экспертных институтов. Инвестиционная, сметная, информационная, инновационная, кадровая, наконец, судебная экспертиза - новые профили должностей и востребованных компетенций.
Изучение отечественной ситуации с образовательными программами выявило, что характерной особенностью российской действительности является существенное опережение практического опыта и постоянное запаздывание, а то и полное отсутствие научного задела. Научно-образовательный стандарт магистратуры с развитием научно-исследовательских навыков призван поправить ситуацию, но пока в целом система «пробуксовывает», и это не удивительно. За внешними признаками активности и невероятной суеты с переходом на новые образовательные стандарты:
1. По существу так и не реализован практико-ориентированный подход.
2. В принципе не может быть сформирован бюджет магистерской программы на необходимом и достаточном уровне. Имеется в виду:
а) отсутствует источник оплаты затрат на подготовку нового курса, а тиражирование изрядно устаревших представлений наносит громадный ущерб, только камуфлируя проблему;
б) привлечение практиков и зарубежных специа-
листов в силу разрыва норм оплаты отечественных и зарубежных специалистов невозможно;
в) проведение стажировок и тренингов на площадках лучших профильных компаний, к примеру КТ Corporation (Корея) - smart-технологии, также невозможно. Тренинг стоит примерно 10 тыс. у.е., что бюджет магистерской программы не выдерживает;
г) развитие форм консультационного обучения с проектными сессиями в режиме реального времени и др. также требуют немалого бюджета.
По факту по тематике экономики и управления инвестиционно-строительной деятельностью, включающей и проектное управление, и обширный экономический блок, имеем фактическое отсутствие адекватного бюджета. Органы государственного управления, профессиональные объединения до сих пор занимают пассивную позицию, ограничиваясь участием в дискуссиях и предложениями методического характера. И если крупные строительные организации проявляют интерес и в некоторых случаях оплачивают обучение, то, несмотря на требования ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [3] и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1], государственный сектор не спешит финансировать разработку новых стандартов.
Наибольший, фактически пиковый интерес к обучению наблюдается у специалистов исполнительского и первичного уровня руководящих должностей (рис. 1). Как видно из рисунка, те, кто хочет учиться и нуждается в новых знаниях, не имеют финансовых возможностей. Это значит, что необходимы:
- специализированные системы кредитования;
- механизмы корпоративных и служебных доплат;
- дополнение условий налоговых вычетов;
- компенсационные механизмы оплаты обучения.
Рис. 1. Зависимость спроса на образовательные услуги от уровня оплаты труда
Анализ показал, что эти вопросы на основных дискуссионных площадках даже не поднимались, что с нашей точки зрения весьма неосмотрительно. Гасится активность самой креативной части обучающихся. Тех же, кто удовлетворен и «почивает на лаврах» (правая часть графика) необходимо мотивировать с помощью административного ресурса.
И все-таки, что же необходимо для того, чтобы экономические интересы всех участников строительства и образовательного процесса были удовлетворены? С точки зрения автора, необходим проектный формат обучения (рис. 2).
Вероятно, участие обучающихся в «живых» проектах, которые будут обслуживать новые рыночные сегменты, поможет придать практико-ориентированный
характер и повысит качество обучения. Именно из проектно-ориентированных программ и результатов магистерских научных исследований сформируются стандарты, компетенции, регламенты и др. А обученные специалисты займут появляющиеся рабочие места.
Приведем пример структуры обучающего комплекса по развитию социального предпринимательства в строительстве (рис. 3). Множественность форматов обучения, как видно из рисунка, замыкается на использовании современных информационных технологий, локализованных в пространстве и имеющих выход на пилотные проекты. Их содержательная основа и является предметом диссертационных исследований и выполняемых работ.
Рис. 2. Современный формат третьего уровня профессионального образования (магистры)
Создание института социального предпринимательства Социальный
Повышение «устойчивости территорий»
Социальные инвестиции
Как создать предприятие
социального Прозрачность предпринимательства?
Как развивать социальный бизнес?
Как включить социальный бизнес
в программы городского развития?
Рис. 3. Программы по социальному предпринимательству в строительстве
Необходимо понять главное - сегодня нет времени на стихийное развитие и «косметический ремонт» устаревших образовательных стандартов. Слишком высоки потери обучения на ошибках. Именно поэтому интеллектуальный ресурс должен давать максимально быстрое и ресурсоэкономное решение как ответ на вызовы и проблемы развития строительства. И это
возможно только в случае симбиоза теоретических знаний и практического опыта, то есть практико-ориентированных программ обучения, эволюционно и целесообразно развивающихся синхронно с программными циклами недвижимости.
Статья поступила 26.11.2014 г.
Библиографический список
1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон РФ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161253
2. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): федер. закон РФ от 27.07.2010 г. № 193-Ф3 (ред. от 23.07.2013) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148723
3. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 21.07.2014) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166143
4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготов-
ки 080100 Экономика (квалификация (степень) «магистр»: приказ Минобрнауки РФ от 20.05.2010 № 543 (ред. от 31.05.2011) // Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m543.html
5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 34-42.
6. Яськова Н.Ю., Лукманова И.Г. Развитие научных основ эволюционной экономики в современных условиях инвестиционно-строительной деятельности // Экономика строительства. 2014. № 5. С. 13-19.
7. Яськова Н.Ю., Матвеева М.В. Инновационный фокус инвестиционной деятельности в рамках модернизации национальной экономики // Економiчний часопис-XXI. 2014. Т. 1. № 1 -2. С. 42-45.