Научная статья на тему 'Исследовательская компетентность педагога в условиях реализации профессионального стандарта'

Исследовательская компетентность педагога в условиях реализации профессионального стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
926
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО И ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / ПЕДАГОГ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / RESEARCH COMPETENCE OF A TEACHER / PROFESSIONALLY AND PERSONALLY SIGNIFICANT QUALITIES / TEACHER-RESEARCHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахарова Валентина Ивановна

В статье рассматриваются требования к исследовательской компетентности педагогов, сформулированные в профессиональном стандарте. Представлены результаты подготовки педагогов к исследовательской деятельности в процессе реализации дополнительной профессиональной программы, направленной на обеспечение их субъектного развития и саморазвития, формирование умений к проведению исследования для получения нового знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сахарова Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER''S RESEARCH COMPETENCE IN THE CONDITIONS OF PROFESSIONAL STANDARDS IMPLEMENTATION

The article focuses on the requirements of research competence of teachers, that are formulated in the Professional standard. It also presents the results of the training of teachers for research activities in the process of implementing additional professional programs, aimed at ensuring their subjective development and self-development, development of skills to conduct research to gain new knowledge.

Текст научной работы на тему «Исследовательская компетентность педагога в условиях реализации профессионального стандарта»

Contemporary tendencies in professional education development

УДК/UDC 378.046.4 В. И. Сахарова

V. Sakharova

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

TEACHER'S RESEARCH COMPETENCE IN THE CONDITIONS OF PROFESSIONAL STANDARDS IMPLEMENTATION

В статье рассматриваются требования к исследовательской компетентности педагогов, сформулированные в профессиональном стандарте. Представлены результаты подготовки педагогов к исследовательской деятельности в процессе реализации дополнительной профессиональной программы, направленной на обеспечение их субъектного развития и саморазвития, формирование умений к проведению исследования для получения нового знания.

The article focuses on the requirements of research competence of teachers, that are formulated in the Professional standard. It also presents the results of the training of teachers for research activities in the process of implementing additional professional programs, aimed at ensuring their subjective development and self-development, development of skills to conduct research to gain new knowledge.

Ключевые слова: исследовательская компетентность педагога, профессионально и личностно значимые качества, педагог-исследователь.

Keywords: research competence of a teacher, professionally and personally significant qualities, teacher-researcher.

На современном этапе развития отечественной системы профессионального образования необходимость осуществления педагогами целенаправленной исследовательской деятельности актуализировалась как никогда ранее. Отражена эта позиция в Национальной доктрине образования Российской Федерации, где в качестве концептуальной заложена идея участия педагогических работников в научной исследовательской деятельности, интеграции научных исследований с образовательным процессом.

Инновационное развитие профессиональной образовательной организации, повышение качества профессионального образования в современных условиях невозможно без

готовности педагогов работать в условиях эксперимента, проводить научные исследования, планировать и организовать исследовательскую деятельность студентов.

Для решения данной проблемы в ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (ГБУ ДПО «КРИРПО») проведено исследование, в результате которого доказано, что исследовательская деятельность обогащает внутренний мир педагога, развивает творческий потенциал, повышает научный уровень знаний. Мы пришли к выводу, что исследовательская деятельность как важнейший компонент повышения профессионализма педагога — это целостная система принципов и методов изучения субъектов образовательного процесса и их деятельности, базирующаяся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленная на формирование исследовательской компетентности, профессионального мастерства и творчества педагога. Без постоянного обновления своих знаний и умений работа педагога-исследователя в современных условиях просто невозможна или сильно затруднена.

Требования к деятельности педагогов, сформулированные в профессиональном стандарте и относящиеся к исследовательской компетентности, как правило, реализуются преподавателями в их профессиональной деятельности. Преподаватели разрабатывают и обновляют рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей; учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин, профессиональных модулей программ среднего профессионального образования (СПО), в том числе оценочные средства для проверки результатов их освоения; планируют занятия по учебным дисциплинам, профессиональным модулям программ СПО и другое.

Исследовательская компетентность преподавателей профессиональных образовательных организаций (ПОО), на наш взгляд, ра-

Современные тенденции развития профессионального образования

нее жестко не была отражена в нормативных требованиях к профессиональной деятельности педагога, за исключением квалификационных требований. Профессиональный стандарт определил основные требования к исследовательской компетентности педагога, которые в настоящее время рассматриваются в качестве критериев оценки его профессиональной деятельности. В соответствии с ними педагогам необходимо:

— знать актуальные проблемы, тенденции развития, методы (технологии) соответствующей научной области и (или) области профессиональной деятельности; методологию научного исследования в соответствующей отрасли знаний; теоретические основы и технологию научно-исследовательской и проектной деятельности, требования к оформлению проектных и исследовательских работ и др.;

— участвовать в организации научно-исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся; оказывать методическую помощь обучающимся в выборе темы и проведении основных этапов проектных, исследовательских работ; рецензировать проектные, исследовательские работы обучающихся; анализировать научно- и учебно-методические материалы, оценивать их качество и многое другое [4].

Исследовательскую компетентность педагогов характеризует социально обусловленный уровень развития личности в данной деятельности, профессионально и личностно значимые качества их педагогической деятельности: мобильные, умеющие развиваться самостоятельно и быть конкурентоспособными на протяжении всей жизни; сохраняющие культурную традицию; обладающие осознанной системой нравственных ценностей.

Особое внимание мы уделяли стратегии подготовки педагогов к исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации, направленной на обеспечение их субъектного развития и саморазвития в ней; формирование способности к проведению исследования для получения нового знания, планированию и выполнению соответствующих действий, анализу исходных данных, оцениванию результатов, проектированию будущего, ответственности за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее [2].

По результатам опроса педагогов, обучающихся по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Исследовательская деятельность студентов в уч-

реждении профессионального образования» (январь 2017 г) в ГБУ ДПО «КРИРПО», респонденты отмечали, что современному педагогу-исследователю присущи:

• особаяувлеченность;

• нацеленность на оптимальные результаты в воспитании и обучении студентов;

• глубокое уважение к личности студента, вера в его возможности;

• способность видеть проблему, противоречия;

• стремление достигать наиболее эффективных для конкретных условий результатов, даже если условия работы неблагоприятны;

• чувство новизны, чуткость к противоречиям, критичность, склонность к творческому сомнению, способность испытывать внутреннюю борьбу, информационный голод;

• интуиция, творческое воображение, остроумие, способность открывать аналогии, вдохновенность, оригинальность (нестандартность) мышления, смелость, способность принимать и предлагать новое;

• самокритичность, упорство в доведении дела до конца, способность пользоваться различными формами доказательств, обоснование результатов творчества, достаточная широта и глубина знаний, опыта и умений.

Анализ полученных данных показал, что обучение на курсах помогло многим педагогам разрешить свои профессиональные затруднения (58,3 %), подготовить новый материал для использования в профессиональной деятельности (58,3 %), повысить уровень профессиональной компетентности (66,7 %). Согласно опросу, 87,5 % педагогов отметили, что практико-ориентированные задания, индивидуальные консультации способствовали разрешению имевшихся профессиональных затруднений. Большинство слушателей (91,7 %) отметили, что они получили достаточно полную информацию по всем темам программы курса. Согласно результатам опроса, 91,3 % слушателей полностью удовлетворены качеством образовательных услуг ГБУ ДПО «КРИРПО» в рамках рассматриваемой дополнительной профессиональной программы. Полученные данные указывают на высокую актуальность и практическую значимость сформированной исследовательской компетенции педагога (85,4 %).

Однако для педагога-исследователя характерна еще одна позиция по отношению к собственной деятельности, когда сама деятельность выступает в качестве особого предмета анализа, осмысления и оценки. Рефлек-

62

Профессиональное образование в России и за рубежом 1 (25) 2017

Contemporary tendencies in professional education development

сивное отношение человека к собственной деятельности является одним из условий ее осознания, критического анализа и конструктивного совершенствования.

Мы разделяем позицию В. И. Загвязин-ского, который считает, что педагогу-исследователю необходимы общая культура, профессиональные умения, опыт учебно-воспитательной работы, специальные знания и умения, такие как наблюдать, анализировать, обобщать явления, выделять главное, видеть альтернативу очевидному, напрашивающемуся решению, соединять точный расчет с фантазией и догадкой [3].

Особенность современного педагога-исследователя в том, что он ставит перед собой достаточно сложные психолого-педагогические и методические проблемы, связанные прежде всего с воспитанием творческой личности. По мнению В. Б. Бондаревского, педагог-исследователь отличается тем, что «хорошо знает пути достижения цели, постоянно анализирует конкретные факты, в том числе свои собственные ошибки и просчеты, стремится на научной основе решать повседневные задачи обучения и воспитания. Его не пугают временные неудачи» [1].

К исследовательской компетентности, которой должен обладать педагог, мы относим: готовность к изменениям; способности: быстро и адекватно реагировать на внештатные ситуации; видеть и определять проблему, находить пути ее решения, оценивать результаты; осуществлять наблюдение и анализ педагогических явлений и фактов, на их основе состав-

лять и решать профессиональные педагогические задачи, выдвигать гипотезу; концентрироваться на важном, расставлять приоритеты, планировать, разрабатывать и проводить эксперимент; обрабатывать и обобщать его результаты; оформлять материалы в виде отчета-реферата, доклада, научной статьи; работать с первоисточниками; использовать достижения смежных с педагогикой наук.

Таким образом, сопоставление признаков, характеризующих образ педагога-исследователя, дает основание предположить о возможности на основе их развития совершенствовать профессионализм педагога. Показателями такого совершенствования окажутся новые знания, умения, практический опыт в профессионально значимых отраслях науки, развитие личностных качеств, определяющих современного педагога-исследователя, и результаты собственной профессиональной деятельности.

1. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 2005. 121 с.

2. Губанова М. И., Сахарова В. И. Формирование культуры исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса : учеб. пособие. Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2013. 178 с.

3. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога : учеб. пособие. М.: Академия, 2006. 176 с.

4. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/01.004.pdf.

УДК/UDC 378-057.36

В. И. Селезнев, Н. В. Касаткина V. Seleznyov, N. Kasatkina

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

PROFESSIONAL TRAINING OF A POLICEMAN IN THE MODERN CONDITIONS

В статье анализируется профессиональное обучение сотрудника полиции в образовательных организациях МВД России с позиций профессионального образования и профессиональной подготовки, приводятся основные педагогические понятия и рассматриваются

оценки результатов профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудника полиции, впервые принимаемого на службу.

The article analyzes the professional training of policeman in educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia from the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.