Дмитриева
Екатерина Викторовна,
учитель биологии, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района, г. Санкт-Петербург e-mail: eco ddut@mail.ru
Рябова
Светлана Сергеевна,
кандидат педагогических наук, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района, г. Санкт-Петербург
Исследовательская и проектная деятельность в дополнительном образовании как средство формирования экологической культуры обучающихся
Research and Project Activities in Additional Education as a Tool of Students' Ecological Culture Development
Аннотация. В статье рассматривается важность экологического образования в интересах устойчивого развития и роль школьного экологического мониторинга в формировании экологической культуры учащихся. Приводятся примеры исследовательских работ, посвященных экологической оценке окружающей городской среды.
Ключевые слова: мониторинг окружающей среды, устойчивое развитие, экологическая культура, биоиндикация, исследовательская работа
Abstract. The article discusses the importance of environmental education for sustainable development and the role of school environmental monitoring in the development of students' environmental awareness. Examples of students' research projects on the environmental assessment of the urban environment are presented.
Keywords: environmental monitoring, sustainable development, ecological culture, bioindication, research project
Важной проблемой человечества в настоящее время является загрязнение окружающей среды. С каждым годом экологические проблемы становятся глобальнее, поэтому необходимо уделять особое внимание экологической культуре каждого человека и общества в целом.
На Конференция ООН по окружающей среде и развитию, которая состоялась в 1992 году в Рио-де-Жанейро, было принято очень важное для всего человеческого сообщества решение
Исследовательская и проектная деятельность в дополнительном образовании как средство формирования экологической культуры обучающихся_
Дмитриева Е. В., Рябова С. С., Иудина Т. А.
о глобальном партнерстве в интересах устойчивого развития. В настоящее время концепция устойчивого развития, объединяющая три точки зрения — экономическую, социальную и экологическую, реализуется путем выполнения «Повестки дня на период до 2030 года» (2015), которая содержит 17 глобальных целей и 169 соответствующих задач.
Одним из принципов концепции устойчивого развития является непрерывное экологическое образование, а главным вектором экологического образования в современном мире считается экологическое образование для устойчивого развития. Особенностью такого образования является развитие целостного взгляда на проблемы окружающей среды. Образование для устойчивого развития — это инновационная стратегия, которая является неотъемлемой составляющей модернизации современного образования [Алексеев, Гущина, 2017].
Задачей современного экологического образования является целенаправленное обеспечение детей знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования осознанного поведения в природе, развития практических навыков в природоохранной деятельности.
В поиске решения локальных, а возможно, и глобальных экологических проблем помогают исследовательские проекты для школьников по экологической тематике. С точки зрения образования для устойчивого развития обязательным элементом каждого мероприятия является направленность на будущее. После рассмотрения существующей экологической ситуации учащиеся должны задуматься над тем, как можно решить проблему загрязнения окружающей среды на местном, региональном или глобальном уровнях.
Взаимодействие с общественными экологическими организациями позволяет сделать проекты социально значимыми и актуальными. Кроме того, во время обучения в школе формируется профессиональная ориентация человека, поэтому учащихся необходимо знакомить с профессиями экологической направленности и создавать условия для возможности попробовать себя в роли исследователя природы [Баринова, Медведева, 1996].
Выполнение проектной работы способствует повышению ответственности, инициативности и мотивации учащихся, поэтому приобретение опыта проектной деятельности является важным требованием Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального и общего образования.
С целью формирования экологической культуры учащихся в эколого-биологическом отделе ГБУ ДД(Ю)Т Московского района г. Санкт-Петербурга была организована проектная исследовательская деятельность, направленная на формирование
Иудина
Татьяна Анатольевна,
кандидат биологических наук, методист, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района, г. Санкт-Петербург
Ekaterina
Dmitrieva,
Teacher of Biology, Teacher of Additional Education, Children's (Youth) Creativity Centre of Moscow District, Saint Petersburg
Svetlana
Ryabova,
Ph. D. in Pedagogy, Teacher of Additional Education, Children's (Youth) Creativity Centre of Moscow District, Saint Petersburg
Tatiana
Iudina,
Ph. D. in Biology, Teacher of Additional Education, Children's (Youth) Creativity Centre of Moscow District, Saint Petersburg
Рисунок 1. Фрагмент пыльника с пыльцевыми зернами
Рисунок 2. Исследование пыльцы йодным методом
знании, умении, навыков и экологического мышления путем включения учащихся в практическую деятельность по исследованию состояния окружающей среды своеИ местности. Такие исследования не требуют больших финансовых затрат и могут проводиться в условиях городскои среды, в микрораионе школы или на близлежащей территории, что очень удобно как для учащихся, так и для педагога.
Наиболее доступными для реализации являются методики биоиндикации, основанные на реакции живых организмов на воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды. В качестве видов-индикаторов используются как объекты животного мира (дафнии, моллюски, личинки насекомых), так и растения (лишайники, липа, кресс-салат, ряска, водоросли и другие) [Мансурова, Кокуева, 2001].
В ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района в 2019-2022 годах были проведены следующие экологические исследовательские работы: «Оценка состояния окружающей среды методом пали-ноиндикации», «Оценка экологического состояния Купинского пруда Санкт-Петербурга методом фитоиндикации», «Анализ родниковой воды».
В связи с тем, что загрязнение городской среды оказывает значительное влияние на репродуктивную систему растений, одним из направлений биоиндикации является палиноиндика-ция — метод, при котором в качестве объекта исследования используются пыльцевые зерна растений. Генеративные органы растений наиболее чувствительны к загрязнению окружающей среды, что проявляется в аномальном развитии и низком качестве формируемой пыльцы. Качество пыльцевых зерен (фер-тильность) напрямую зависит от степени воздействия на них антропогенного фактора, в частности атмосферного загрязнения. Антропогенное воздействие на окружающую среду негативно влияет на репродуктивную сферу растений, снижая фер-тильность пыльцы [Паушева, 1998].
В качестве объекта исследования был выбран лютик едкий (Ranunculus acris) как один из доминирующих видов городской среды Санкт-Петербурга. Материал собирался на 5 участках, расположенных возле транспортных магистралей, ограничивающих микрорайон, в котором находится Школа № 351 Московского района. Контролем служили образцы, собранные на агробиостанции РГПУ им. А. И. Герцена в п. Вырица Гатчинского района Ленинградской области.
Фертильность пыльцы определялась йодным методом, основанным на определении крахмала при помощи йодной реакции. Зрелые пыльники вскрывались двумя препаровальными иглами на предметном стекле, смачивались йодным раствором и накрывались покровным стеклом. Исследования реакции пыльцы на действие неблагоприятных факторов среды доступны и не требуют большого количества реактивов (Рисунки 1, 2).
Исследовательская и проектная деятельность в дополнительном образовании как средство формирования экологической культуры обучающихся_
Дмитриева Е. В., Рябова С. С., Иудина Т. А.
В ходе выполнения исследовательской работы «Оценка экологического состояния Купинского пруда г. Санкт-Петербурга методом фитоиндикации» была проведена оценка прибрежной и водной растительности пруда, сбор и изучение альгофлоры, определение степени сапробности водоема и химический анализ воды (Рисунки 3, 4).
Пробы отбирали пластиковыми пробоотборниками объемом 0,5 литров в трех местах Купчинского пруда на глубине 20-30 см. Родовая и видовая принадлежность водорослей определялась с помощью определителей водорослей. Для оценки сапробности водоема, т. е. степени его загрязнения органическими веществами, использовали сапробные характеристики водорослей, представленных в водоеме организма-сапробионта. В составе альгофлоры пруда было выявлено 8 видов-индикаторов сапробности (Рисунок 5 на стр. 98).
Еще одним проведенным исследованием стал анализ родниковой воды. Проведение химического анализа воды так же не требует больших финансовых вложений, для него достаточно использовать наборы тестов для воды в аквариумах. С их помощью можно измерять общую жесткость и кислотность воды, содержание фосфатов, аммиака, углекислого газа, нитратов и нитритов.
В ходе выполнения научно-исследовательского проекта были изучены методы органолептического и химического анализа воды, сделаны выводы о ее экологическом состоянии. Полученные данные были занесены в базу экологической организации «Друзья Балтики», а также на карту общественного мониторинга. Результаты работ были представлены в виде научно-исследовательских проектов на итоговой аттестации учащихся в 9-м классе, т. к. ФГОС основного общего образования предполагает обязательное ведение проектной и исследовательской деятельности в основной школе [ФГОС, 2021].
Выполнение индивидуальных и групповых проектов позволяет развивать личностные универсальные учебные действия (УУД) учащихся, такие как ответственность за свои поступки, ориентация на здоровый образ жизни, понимание нормы природоохранного поведения, рационального отношения к миру природы.
Формируемые в проектной деятельности регулятивные УУД позволяют предвосхищать результат, преодолевать умственные затруднения и физические преграды, стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач. Коммуникативные УУД — предлагать помощь и сотрудничество, выражать свои затруднения. Познавательные УУД — ставить и формулировать проблемы, строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Рисунок 3. Купчинский пруд
Рисунок 4. Проведение химического анализа воды
Рисунок 5. Водоросли кладофора и фрагилярия (микросъемка)
Не менее важным результатом исследовательских экологических проектов является выявление и развитие одаренных детей, возможность представить свои исследования на различных конкурсах и олимпиадах. Например, результаты приведенных в статье исследовательских работ были представлены на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологии и природопользования» в РУДН (Москва), Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ им. Д. И. Менделеева, а также на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии (Рисунок 6).
Таким образом, мы можем отметить, что все проведенные экологические исследования доступны для учащихся. При этом участие ребят в научно-исследовательской работе по экологическому исследованию окружающей среды имеет большое значение в формировании экологической культуры: оно развивает познавательную деятельность, практические навыки, способствует развитию коммуникативных качеств, профессиональному самоопределению и развивает экологическое мировоззрение и мышление. И/"
Рисунок 6. Золотая медаль. Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ им. Д.И. Менделеева
Литература:
Алексеев, Гущина, 2017 — Алексеев С. В., Гущина Э. В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: состояние, проблемы, перспективы / Сборник «Наука — Школе». Вып. VII. — СПб: ООО Арт-экспресс, 2017. С. 87-118.
Баринова, Медведева, 1996 — Баринова С. С., Медведева Л. А. Атлас водорослей — индикаторов сапробности (российский Дальний Восток). — Владивосток: Дальнаука, 1996. 374 с.
Мансурова, Кокуева, 2001 — Мансурова С. Е, Кокуева Г. Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 кл.: Школьный практикум. — М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2001. 112 с.
Паушева, 1988 — Паушева З. П. Практикум по цитологии растений. — М.: Агромпромиздат, 1988. 148 с.
Садчиков, 2003 — Садчиков А. П. Методы изучения пресноводного фитопланктона: методическое руководство. — М.: Университет и школа, 2003. 157 с.
Сидорова и др., 2015 — Сидорова А. В., Воронина И. А., Новик И. Р. Формирование экологической культуры пятиклассников на занятиях интегративного факультативного курса «Мир, в котором мы живем» // Экологические проблемы и пути их решения: естественнонаучные и социокультурные аспекты: Сборник статей по материалам II молодежной межрегиональной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. — Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. С. 132-137.
ФГОС, 2021 — Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минпросвещения РФ от 31 мая 2021 г. №№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».