Долян Елена Ивановна
Долян
Елена Ивановна,
учитель начальных классов СОШ № 26 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Абакан республики Хакасия
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития
В статье дано обоснование и описание педагогического опыта организации и руководства исследовательскими и проектными работами младших школьников. Данные формы организации обучения рассматриваются как наиболее эффективные для интеллектуального и творческого развития детей.
В процессе модернизации российской системы образования принципиальной трансформации подвергается и начальная школа, которая сегодня также ориентируется на интеллектуализацию и ставит своей целью формирование свободной и творчески мыслящей личности. Именно в начальных классах работа над эмоциональным и интеллектуальным развитием учащихся имеет особое значение. Начальное звено обучения — «это годы приобретения или неприобретения ребенком желания и умения трудиться в зависимости от прочности и результативности освоения им всех базовых видов деятельности — умственных и практических, а также осознания и закрепления личностных свойств и качеств средствами учебных предметов дифференцированного, локального действия» (Н. Н. Светловская). Согласно современным психологическим представлениям, интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом на ранних этапах становления личности. По мнению Н. С. Лейтес, к шести годам это развитие осуществляется более чем на треть, к восьми — наполовину, а к двенадцати годам на три четверти. Другие авторы называют и более ранние сроки и, соответственно, подчеркивают еще большую роль младших школьных лет в развитии основных качеств личности, поэтому учитель начальных классов должен всемерно заботиться о повышении воспитательного и развивающего потенциала каждого своего урока.
Анализ образовательной практики, в том числе собственного педагогического опыта, показывает, что и сегодня у учителей начальных классов нет полной ясности, какие именно качества характеризуют интеллектуальное и творческое развитие младшего школьника. Педагоги затрудняются самостоятельно выявлять
' Исследовательская деятельность младших школьников
и максимально использовать возможности отдельных предметов в интеллектуально-творческом развитии младшего школьника.
В своей практической деятельности я исхожу из понимания, что «всякое развитие представляет собой процесс «самодвижения», совершающийся по своим внутренним законам. Движущими силами развития личности являются внутренние противоречия, приобретающие свой конкретный характер на каждом этапе развития» (Г. С. Костюк). Такими считаю противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями школьника и уровнем развития его возможностей, между предъявляемыми к нему требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения умениями и навыками, между новыми задачами и сложившимися ранее привычными способами мышления и поведения. Разрешение этих противоречий происходит благодаря переходу ученика на более сложный уровень деятельности, что ведет к повышению его интеллектуальных и творческих способностей. В данном случае мы имеем ввиду исследовательскую деятельность.
Многочисленными изысканиями в области психологии и педагогики доказано, что именно исследовательская деятельность человека в наибольшей степени развивает его способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Приобщение школьников к исследовательской деятельности является сегодня одну из главных целей образовательно-воспитательного процесса не только в инновационных, но и во многих обычных общеобразовательных школах. Однако исследовательский подход в обучении, в подавляющем большинстве случаев, применяется в работе с подростками и старшим школьниками, а рассуждения о «научной» деятельности учащихся начальных классов часто вызывают удивление и даже протест. Но младшие школьники активно проявляют интерес к исследованиям, с удовольствием принимают участие именно в тех видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий. Опыт организации ученических исследовательских работ позволяет с уверенностью утверждать, что такие задания более эффективны, они продуктивно влияют на ум и душу каждого ученика.
В своей практической деятельности я стремлюсь реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе обучения, в том числе я использую исследовательские модели обучения. Мною активно используются: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, «мозговой штурм», исследовательский и проблемный методы. Особое внимание уделяется анализу справочных и литературных источников. Мы ставим эксперименты, проводим опытную работу, учимся анализировать и правильно оформлять результаты.
Л. П. Виноградова, исследуя особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся младшего
Долян Елена Ивановна
школьного возраста, выделила следующие ее этапы, соответствующие этапам исследовательской деятельности вообще:
• выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
• поиск возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных данных;
• подготовка проекта (сообщение, доклад, реферат, книга и т.д.);
• защита проекта.
Анализа собственной педагогической деятельности позволяет сделать выводы о том, проектная деятельность так же является эффективным методом обучения и развития детей.
Следует ли рассматривать проектную деятельность в этом случае как составную часть учебно-исследовательской, или проектная деятельность является самостоятельной, лишь сопутствующей, осуществляемой «параллельно»? Рассмотрим сущность проектной деятельности.
Создание проектов различной сложности ориентировано на организацию самостоятельной деятельности исполнителей проектов (индивидуальной, групповой) в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-либо проблемы и предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - умение применять знания из различных областей науки.
Основательно исследована проблема использования метода проектов в обучении в работах Е. С. Полат. Ею сформулированы основные требования к использованию метода проектов. Эти требования необходимо предъявлять учащимся с первых минут включения их в проектную деятельность. Вместе с тем рассчитывать на полную самостоятельность детей младшего школьного возраста преждевременно — они еще не способны проявлять ее в силу своих возрастных особенностей, поэтому роль учителя здесь особенно велика, хотя необходимо выстроить работу над проектом таким образом, чтобы дети выполняли ее максимально самостоятельно.
В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:
• творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
• ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;
• ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
' Исследовательская деятельность младших школьников
• практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
• исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.
Работа школьников над проектом требует особого внимания и контроля со стороны учителя. Скрытая координация, используемая на более поздних этапах проектной деятельности, также позволяет решить ряд педагогических задач. Во-первых, у школьников формируются умения в дальнейшем вести творческий процесс самостоятельно (дети видят и используют приемы учителя), во-вторых, участие «на равных» дает возможность учащимся не согласиться с предложенным решением взрослого и корректно отстоять свою позицию, у них появляется опыт «дипломатических переговоров», который так необходим в жизни.
Детям под силу самостоятельное выполнение внутренних проектов, которые организуются внутри одного класса, но могут и выходить за рамки класса («параллель» все начальные классы и иногда общешкольные проекты). В связи с тем, что в начальной школе у ребенка только начинает развиваться непроизвольное внимание, исполнение долгосрочных проектов нецелесообразно. Наиболее оптимальными, на наш взгляд, являются краткосрочные проекты, так как дети младшего школьного возраста, увлекшись идеей проекта, ориентируются на достижение скорого результата. Важно отметить, что наиболее интересными для учеников начальных классов являются те проекты, которые, наряду с творческим, имеют и социальный характер, позволяют приобрести опыт общественной деятельности, включают ученика в процессы осмысления действительности, формируют его самосознание. Школьники — авторы проектов — проявляют особую активность и личную заинтересованность в получении результатов, если проекты создаются по проблемам, волнующим их самих и предложенных ими самостоятельно.
Вряд ли правомерно говорить о научно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов. Исследовательскую деятельность школьников справедливо следует называть учебно-исследовательской, так как она направлена, главным образом, на овладение знаниями, необходимыми для осуществления поиска новой информации, усвоение приемов и способов самостоятельного познания, специфических методов работы. Но такая работа, как и работа научная, предполагает самостоятельное творческое исследование темы, что позволяет сформировать необходимые для исследователя умения понимать сущность предмета, овладеть методикой научного анализа явлений, осуществлять исследова-
Долян Елена Ивановна
тельскую коллективную и индивидуальную работу. Поэтому можно сказать, что разделение учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности весьма условно, поскольку оба эти вида служат одной цели — формированию готовности учащихся к исследовательской работе, в том числе выработке у них исследовательских умений, развитию творческой активности, самостоятельности и т. п. Основное же различие между учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельностью заключается в степени самостоятельности субъектов этой деятельности и в уровне новизны полученного результата.
В своей работе с учениками начальных классов я значительное место уделяю организации самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов, который можно назвать учебными исследованиями потому, что главный их результат лежит в педагогической плоскости. Дети младшего школьного возраста, как отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.
Руководствуясь научными положениями и методическими разработками А. И. Савенкова, я рассматриваю организацию учебных исследований с младшими школьниками как особое направление, прежде всего, внеклассной работы. Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований — развитие исследовательской, творческой активности детей. Эта работа на данном этапе проводится индивидуально — только с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы.
Вместе с тем, возможна и коллективная исследовательская работа учащихся непосредственно на уроках. В частности, мы целенаправленно обучаем школьников использованию исследовательских методов при проведении интегрированных уроков, которые позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса. Так, на одном из уроков (объединены уроки окружающего мира и художественного труда), ученикам предлагается систематизировать учебную информацию по теме «Лесное сообщество», при этом используется дидактический материал, даются задания проблемного характера, предполагающие анализ сложного состава лесного сообщества (деревья, травы, насекомые, птицы и звери) и специфику их взаимоотношений. При правильном ведении беседы, постановке проблемных
Перспективная цель учебных исследований -развитие исследовательской, творческой активности детей.
Исследовательская деятельность младших школьников
При правильном ведении беседы, постановке проблемных вопросов и корректном изложении учебной информации у школьников могут быть успешно сформированы представления о гармоничности и устойчивости естественных связей в живой природе, а также о том, что нарушает эти связи, главным образом, человек.
вопросов и корректном изложении учебной информации (следует ли взять домой птенцов из гнезда? следует ли порвать паутинку, сплетенную паучком, чтобы спасти бабочку?) у школьников могут быть успешно сформированы представления о гармоничности и устойчивости естественных связей в живой природе, а также о том, что нарушает эти связи, главным образом, человек. Именно он, а значит и каждый из нас, в ответе за то, что происходит в окружающем природном мире; только человек может как разрушить, так и спасти природу. После такой работы на уроке ученики более глубоко оценивают рассказанную учителем сказку о сгоревшем лесе и целенаправленно включаются в работу по созданию на месте «сгоревшего» нового леса, «засаживании» пространства вырезанными из бумаги деревьями.
Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные интегративные уроки, предполагающие коллективное выполнение исследовательских заданий, дали вполне конкретные результаты, а именно:
Долян Елена Ивановна
1) повысился уровень знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений;
2) изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию;
3) в процессе выполнения исследовательских заданий увеличилось использование произведений изобразительного искусства, художественной литературы, музыки, что способствует эмоционально-нравственному развитию младших школьников;
4) стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;
5) школьники начали активно участвовать в творческой проектной деятельности.
Анализ сущности и особенностей организации исследовательской и проектной деятельности позволяет сделать вывод, что и та, и другая при правильной их организации создают условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Они направлены на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития. Каковы же значимые ценности младшего школьника, занимающегося такого типа деятельностью? Чувствовать себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. ГТП
Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде.
Список литературы
1. БокареваГ., Кикоть Е. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся // Alma-mater. — 2002. — № 6. — С. 52-54.
2. Головизнина Н. Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. — 2002. — № 8. — С. 6-11.
3. Савенков А. И. Учебное исследование в начальной школе // Начальная школа. — 2000. — № 12. — С. 101-108.
4. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Логос, 1999. — 272 с.