Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность в профессиональной подготовке педагога'

Исследовательская деятельность в профессиональной подготовке педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность в профессиональной подготовке педагога»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА

М. В. Корнилова, канд. пед. наук, доцент, заместитель директора по научно-методической работе

ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж»

Проблема профессиональной подготовки учителя всегда была одним из значимых вопросов педагогической теории и практики. Заявленный еще Я. А. Коменским идеал учителя, наделенного огромными созидательными силами, способностью к познанию мира, стремлением к активности и творчеству, остается актуальным и для современности. Между тем О. А. Казанский [2] отмечает, что для педагогической среды характерны «адаптивные» учителя, ориентированные на повседневный успех, наведение дисциплины и порядка, действующие в согласии со средой, с позиции «мир задан», в соответствии со средствами, которые общеприняты и одобрены окружающими; «коммуникативные» учителя, понимающие несовершенство мира, не считающие возможным менять, преобразовывать его, характеризующиеся пассивным существованием. Исключением являются учителя-«авторы», созидающие свой мир, в котором всегда есть место творчеству, свободе, самостоятельности, ответственности и перспективе деятельности, характеристикой которых является то, что они «постоянно впереди, всегда на новом направлении, их долг в непрекращающемся изобретении стратегий, их жизнь состоит в некоем непрерывном творении».

По нашему мнению, благодаря приобщению к исследовательской деятельности будущий учитель получает уникальную возможность обрести себя - стать самим собой, иметь свою позицию;

ощутить себя - стать единым целым с другими людьми; выявить себя - определить своё отличие от других, свою неповторимую «самость». Отметим и тот факт, что именно наука содержит значительный потенциал для развития творчества учителя и этот потенциал содержится не столько в результатах, к которым приходит наука, сколько в путях и методах которыми она действует. Основным методом науки, безусловно, является исследовательский метод, а условием развития и сферой применения личного творчества - исследовательская деятельность.

К идее приоритета исследовательского метода в работе учителя, начиная со второй половины XVIII века, обращались Н. И. Новиков, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, Н. Ф. Бунаков, согласно идеям которых, ученик в своей познавательной деятельности применяет те же исследовательские операции, что и учёный. Задача учителя в данном случае «заставлять дитя приводить усвоенные им понятия в разнообразные комбинации» [цит. по 3].

Окончательное оформление идеи происходит во второй половине XIX века и находит применение в педагогической деятельности В. П. Вахтерова (методика педагогического эксперимента), Б. В. Всесвятского (метод исканий), К. Я. Ягодовского (метод естествознания или метод лабораторных уроков), Б. Е. Райкова (исследовательский метод), руководствовавшихся целью воспитания и развития самостоятельности и творчества ребёнка на основе его природной активности и «инстинкта исследователя».

Идея использования научного исследования непосредственно в педагогической профессии нашла своё отражение в трудах Е. Кагарова [1], где он настаивал на необходимости применения исследовательского подхода в работе педагога, так как самостоятельное научное исследование в той или иной области способствует повышению квалификации педагога, «развивает способность правильно судить о явлениях, не полагаясь на чужое мнение, принятое без критики». Эту идею поддерживал С. Т. Шацкий, по глубокому убеждению которого, главное назначение учителя заключается в том, чтобы «быть органи-

затором и в тоже время исследователем детской жизни» [5].

Мысль о необходимости сочетания функций учителя и функций учёного звучит в высказывании В. А. Сухомлин-ского: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования» [4]. В. С. Шубинский [6] считал важным ориентацию на педагога-исследователя как на идеал учителя.

Таким образом, значимость творчества учителя и использование им научных исследований в профессиональной деятельности представляется очевидной.

В Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Кемеровский педагогический колледж» огромное внимание уделяется организации и проведению исследовательской работы со студентами. Исследование студентки 4-го курса Лехнер Любови (научный руководитель Кузина В. М., канд. пед. наук) посвящено изучению особенностей восприятия информационной компетентности будущими учителями. Студенткой поставлена цель выяснить, насколько студенты педагогического колледжа понимают сущность и структуру информационной компетентности, проявляют ли к ней ценностное отношение, выделяют ли в структуре данной компетентности значимые для педагогической деятельности информационные умения. Исследование этих во-

просов необходимо для продуманной подготовки педагогических кадров к переходу на иной качественный уровень педагогической деятельности при реализации ФГОС нового поколения в начальной школе.

В целях изучения обозначенных выше вопросов Л. Лехнер проведён опрос студентов педагогического колледжа. Всего опрошено 73 студента, обучающихся по специальностям «преподавание в начальных классах» и «педагогика дополнительного образования».

В ходе опроса испытуемым предлагалось объяснить, как они понимают сущность информационной компетентности, какие умения считают её структурными составляющими. Кроме того, испытуемые оценивали по пятибалльной системе собственную информационную компетентность с точки зрения таких ролевых позиций, как «Я сегодня», «Я три года назад», «Я глазами преподавателей», «Я глазами однокурсников», «Я как педагог», «Я как идеальный носитель информационной компетентности».

Названные ролевые позиции опрошенные оценивали по предложенному ряду информационных умений (умению общаться с помощью компьютера, использовать его как информационный ресурс и как дидактическое средство, использовать компьютер для саморазвития и для отдыха и развлечений и др.).

Анализ результатов опроса позволил выявить следующее. Многие обучающиеся верно понимают сущность исследуемой компетентно-

сти и правильно выделяют её структурные составляющие. Значительное число респондентов отметили в своих ответах, что информационная компетентность предполагает сегодня владение информационно-коммуникационными технологиями, умение находить и обрабатывать необходимую информацию (91 %).

Большая часть опрошенных студентов (70 %) оценивают себя как пользователя информационных технологий на очень высоком и высоком уровне; 30 % - на среднем. Многие студенты (91 %) считают, что уровень их информационной компетентности за последние три года повысился, причем 24 % из них отмечают выраженное повышение.

Оценка себя как носителя информационной компетентности глазами преподавателей колледжа ниже самооценки у 35 % студентов, что говорит о том, что в представлении данных обучающихся их возможности недооцениваются; у 52 % самооценка и оценка глазами преподавателей совпадает; и лишь по мнению 13 % опрошенных преподаватели колледжа оценили бы их информационную компетентность выше.

Оценка себя как носителя искомой компетентности глазами однокурсников оказалась выше самооценки всего у 13 % респондентов, ниже - у 13 %; 74 % опрошенных считают, что сверстники оценили бы их информационную компетентность точно так же, как и они сами.

Многие студенты (64 %) считают, что как будущие педагоги они имеют информационную компетентность достаточно высокого уровня, 28 % - среднего и 8% - низкого; при этом как идеальные носители данной компетентности актуальным уровнем ее не удовлетворены и готовы её повышать дальше 91 %. Выявленное противоречие в оценке своей информационной компетентности в настоящее время и в идеале свидетельствует об осознании будущими учителями социальной значимости данной компетентности в современном обществе и ценностном к ней отношении.

В целом по итогам проведённого исследования студенткой сделаны следующие выводы:

1. В структуре профессионального сознания студентов педагогического колледжа информационной компетентность понимается как социально-значимое качество личности.

2. Будущие учителя в большинстве своем считают необходимым повышение собственной информационной компетентности как условие успешной профессиональной деятельности в современной школе.

Хотелось бы остановиться ещё на одном исследовании, проведённом студентами, которое

выстраивалось на поиске краеведческого материала. Студентки Мухортова Елена, Сысолова Дарья и Чернышева Татьяна (научные руководители Проскурякова Л. А., канд. биолог. наук и Ко-пылова А. В.) в течение прошлого учебного года виртуально знакомились с природными территориями Кемеровской области, культурными традициями местного коренного населения,исполь-зуя литературу по краеведению и интернет-ресурсы. А летом 2011 года студенты колледжа были премированы поездкой в туристический центр Кузнецкого Алатау. В этих замечательных местах ребята с пользой провели время: ходили в походы, где изучали флору и фауну родного края. Также студенты участвовали в работе Школы актива, проводили различные мероприятия, создавали экологические проекты, направленные на то, чтобы беречь природу.

Девушки продолжили свое исследование и открыли для себя множество красивейших мест Кузнецкого Алатау, среди которых выделили 12 (по числу месяцев) и расположили их в виде календаря - «12 чудес Кузнецкого Алатау»:

1. Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау». Животный и растительный мир поразительно богат и разнообразен. Чтобы сохранить его в неприкосновенности и чистоте и был создан в Кемеровской области заповедник Кузнецкий Алатау.

2. Большой Каным. Голец в центральной части Кузнецкого Алатау. Его высота 1871 м над уровнем моря. Там рождаются и потом разбегаются в разных направлениях многие горные реки, в том числе Черный Июс, Белая Уса, Верхняя Терсь.

3. Перевал Ёжик представляет собой широкую седловину, поросшую лесом. Чуть ниже перевала - широкая ровная долина (исток р. Тайго-разе). В этой долине на протяжении трех километров нет леса - это огромная поляна, которая представляет собой субальпийский луг.

4. В долине реки Алгуй можно встретить тре-молитовые останцы, которые поднимаются на

высоту 10-15 метров среди тайги. Они появляются за счёт выветривания более мягких пород. В мире существует всего три подобных памятника природы.

5. Плато старая Крепость. Наибольшая высота — 2 211 м над уровнем моря. Кузнецкий Алатау представляет собой не единый хребет, а состоит из нескольких хребтов средней высоты, между которыми находятся долины рек. На западе ограничен Кузнецкой, а на востоке Минусинской котловиной. На юге граничит с Абаканским хребтом Западного Саяна, на севере чёткой границы не имеет.

6. Часовня, которая находится по соседству с приютом Снежный Барс, при начале подъема на перевал Шорский. Была построена в память о трагически погибших 13 августа 2006 года кузбасских альпинистах (Юрий Утешев, Александр Фойгт, Аркадий Кувакин) под лавиной при попытке восхождения на восьмитысячник Чогори.

7. Золотая долина. Она расположена к востоку от Поднебесных Зубьев. Золотая долина имеет второе название долина Харатас. Её высшая точка находится на хребте Кара-Тас - гора Старая Крепость (2217 м). Главным богатством Золотой долины, откуда и пошло её название, является золотой корень (родиола розовая).

8. Хребет Кара-Тас - в переводе с языка местных тюрков «черный камень». В юго-западной части хребта сосредоточены наибольшие для Кузнецкого Алатау отметки высоты (г. Старая Крепость - 2217 м). К настоящему времени в хребте классифицировано два перевала и две обзорные вершины.

9. Самое глубокое озеро в Кузбассе - это озеро Среднетерсинское, которое находится на территории заповедника Кузнецкий Алатау. Его глубина составляет 80 метров.

10. Станция Лужба, которую называют «туристской Меккой». Зимой и летом здесь можно встретить туристов. Отсюда начинается большинство маршрутов по хребту Тегри-Тиши, что в переводе с шорского означает Поднебесные Зубья.

11. Самое большое озеро Кузбасса Берчи-куль. Оно расположено неподалеку от п. Тисуль на северо-востоке Кузбасса в горах Кузнецкого Алатау. Местные народы звали его Берчикуль, что в переводе с кетского означает «сильное», «крепкое» озеро или Волчье озеро.

12. Самая высокая точка родного края расположена в Кузнецком Алатау - г. Верхний Зуб (Амзас - Таскыл) - 2 178 м над уровнем моря, а самая низкая при впадении реки Большая Черная в Томь - 78 м.

Исследовательская работа студентов представлена в учебных материалах, альбомах фотографий в учебном кабинете по естествознанию и экологии педагогического колледжа. Студентами создан календарь «Кузнецкий Алатау. 12 чудес родного края». В электронном виде календарь находится в свободном доступе на сайте и в локальной сети колледжа для студентов и преподавателей. На сайте Кемеровского педагогического колледжа представлен раздел «Виртуальная экскурсия», который стал одним из самых популярных для просмотра. В дальнейшем студенты и научные руководители планируют продолжить изучение других уникальных мест

Кемеровской области и в реальности посещать уникальные заповедные природные территории, исследовать особенности культуры и быта коренного населения Кемеровской области.

В заключение отметим, что студенты Кемеровского педагогического колледжа проводят различные по содержанию, направлениям и характеристикам исследования, которые сочетают когнитивную деятельность с эмоциональностью и новизной в освещении тем с той глубиной осмысления и интерпретации, которое исследование заслуживает. Нами в качестве принципа организации работы со студентами по научным исследованиям предлагает «средовый» подход, когда суть воспитательно-образовательного процесса рассматривается не только с дидактических позиций (т. е. приложение значительной части усилий преподавателей и студентов на то, чтобы в короткий промежуток времени дать и соответственно усвоить как можно больше зна-

ний), но и с позиций отношений в системе «человек и среда». Имеется в виду, что студент, приходящий в педагогический колледж, должен работать над общими задачами вместе со своим научным руководителем. В этом случае он будет не просто пассивным слушателем, а со-участником общего дела - научного исследования!

Литература

1. Кагаров Е. Вопросы просвещения. - Ростов-на-Дону, 1926. - 38 с.

2. Казанский О. А. Педагогика как любовь. - М. 1996. - С. 54.

3. Степашко Л. А. Философия и история образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Московский психолого-социальный институг. - Флинта, 1999. - С. 160.

4. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы.- М., 1973. - С. 63.

5. Шацкий С. Т. Избранные педагогические произведения. В 2-х тт. - М., 1980. - С.95. - Т. 1

6. Шубинский В. С. Развиваются ли методы исследования? // Советская педагогика. - № 7. - 1991. - С. 18.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ КОЛЛЕДЖА

К. Я. Джус, методист ГОУ СПО «Кемеровский профессионально-технический колледж»

Актуальность заявленной проблемы формирования и совершенствования профессиональной компетентности педагогических сотрудников обусловлена модернизацией системы образования России: введение ФГОС III поколения, основная цель которого заключается в «обеспечении заказа по подготовке квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда»; актуализация содержания и повышения качества профессиональной подготовки с ориентацией на международные стандарты качества; углубление связей содержания междисциплинарных программ, соединение их с нанотех-нологиями, тенденциями развития современного производства; интенсификация деятельности по укрупнению, интеграции профессий. Это требует преодоления инерционности профессионального сознания педагогического сообщества, ориентированного на традиционные ценности и установки; использования в практике реализации воспитательно-образовательного процесса достижений мирового психолого-педагогического сообщества, в частности проблемных практи-ко-ориентированных технологий, позволяющих в

полной мере реализовывать принципы компе-тентностного обучения.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил остановиться на наиболее полном, с нашей точки зрения, определении рассматриваемого понятия, сформулированного Ю. Г. Та-тур: «компетентность специалиста - это проявление им на практике стремления и способности (готовности) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества) для успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая социальную значимость, личную ответственность за результат своей деятельности, необходимость постоянного совершенствования...».

А. А. Деркач с соавторами считает, что сфор-мированность компетентности обуславливает уровень профессионализма педагога, который включает в себя три стороны:

- эффективное выполнение видов педагогической деятельности;

- сотрудничество с участниками педагогического процесса, основанное на гуманистических идеях;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.