Научная статья УДК 159.9; ББК 88.8
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-82-86 EDN: https://elibrary.ru/irnbxc
2018-0077-2/24-457 MOSURED: 77/27-024-2024-02-656
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика
Исследования взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей личности и стратегий стресс-преодолевающего поведения сотрудников полиции
Ирина Викторовна Усачева
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, irina-u@yandex.ru
Аннотация. Представлены результаты исследования взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей личности и стратегий стресс-преодолевающего поведения сотрудников полиции, а также даны практические рекомендации для формирования у сотрудников полиции навыков конструктивного копинг-поведения.
Ключевые слова: сотрудник полиции, копинг-поведение, стратегий стресс-преодолевающего поведения Для цитирования: Усачева И. В. Исследования взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей личности и стратегий стресс-преодолевающего поведения сотрудников полиции // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 2. С. 82-86. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-82-86. EDN: IRNBXC.
Original article
Research on the relationship between individual psychological characteristics and stress-coping behavior strategies of police officers
Irina V. Usacheva
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,
irina-u@yandex.ru
Abstract. The article presents the results of a study of the relationship between individual psychological characteristics of the individual and strategies for stress-overcoming behavior of police officers, and also provides practical recommendations for developing constructive coping behavior skills among police officers.
Keywords: police officer, coping behavior, stress-overcoming strategies
For citation: Usacheva I. V. Research on the relationship between individual psychological characteristics and stress-coping behavior strategies of police officers. Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(2):82-86. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-82-86. EDN: IRNBXC.
Введение. Значимость исследования обусловлена ролью психологов органов внутренних дел, чья деятельность должна быть направлена на коррекцию стресс-преодолевающего поведения сотрудников и развитие у них навыков многовариантного копинг-поведения [2]. Именно эти вопросы диктуют необходимость и актуальность изучения проблемы выбора копинг-страте-гии сотрудника полиции в стрессовых ситуациях. Ведь в процессе осуществления своих функций (выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений, розыск лиц, обеспечение правопорядка в общественных местах и пр.) их деятельность призвана обеспечить конструктивные отношения с коллегами, законопослушными гражданами и правонарушителя-
ми и для осуществления служебного взаимодействия и профессиональной деятельности. Задача исследования в том, что выбор копинг-стратегий в стрессовых ситуациях определяется индивидуально-психологическими особенностями сотрудников полиции.
Материалы и методы. В процессе исследования использован комплекс научно-психологических методов и методик: теоретические (анализ научной литературы по теме исследования, обобщение, сравнение); эмпирические (тестирование с помощью: 1) методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях СШЗ» (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер, адаптированный вариант Т. Л. Крюковой); 2) методики «Определение личностно-характерологических акцен-
© Усачева И. В., 2024
82
туаций» Леонгарда-Шмишека; 3) теста на темперамент А. Белова); математико-статистические (обработка эмпирических данных в программе «Statistica» (анализ с применением коэффициента корреляции Пирсона). Выборку составили 30 слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя в возрасте от 23 до 45 лет, являющиеся действующими сотрудниками МВД.
Результаты. Результаты корреляционного анализа данных тестирования слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях С1ББ» (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер, адаптированный вариант Т. Л. Крюковой) и теста на изучение темперамента А. Белова представлены в табл. 1.
Таблица 1
Взаимосвязь результатов исследования по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях 088»
и теста на изучение темперамента
Темперамент Копинг, ориентированный на решение задач Копинг, ориентированный на эмоции Копинг, ориентированный на избегание
Холерический 0,13 0,46** 0,12
Сангвинический 0,35* 0,22 0,17
Флегматиче ский 0,38* 0,16 0,49**
Меланхолический 0,03 0,39* 0,11
Примечания: * - значимость на уровне р < 0,05; ** - зн Пирсона).
По результатам корреляционного анализа выявлены следующие статистически значимые прямые связи:
1) между копингом, ориентированным на решение задачи и сангвиническим (0,35; р < 0,05) и флегматическим (0,38; р < 0,05) типами темперамента;
2) между копингом, ориентированным на эмоции и холерическим (0,63; р < 0,01) и меланхолическим (0,39; р < 0,05) типами темперамента;
3) между копингом, ориентированным на избегание и флегматическим типом темперамента (0,49; р < 0,01).
Полученные результаты говорят о том, что респонденты с сильной и неуравновешенной нервной системой склонны чаще всего в стрессе прибегать к использованию эмоционально-ориентированного копинга и, наоборот, не используют конструктивный копинг, связанный с анализом ситуации и последующим ее решением, или копинг, направленный на избегание. Принявшие участие в сследовании слушатели с сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой в основном придер-
юсть на уровне р < 0,01 (для коэффициента корреляции
живаются в стрессе копинга, направленного на решение задач, и менее всего применяют эмоциональный копинг и избегание. Респонденты с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой наравне с уходом от стрессовой ситуации могут обращаться и к копинг-стратегии, ориентированной на решение задач, а слушатели с слабой нервной системой неконструктивно совладают с стрессовой ситуацией, эмоционально реагируя на нее. Значимая корреляционная связь типов темперамента с остальными копинг-стратегиями не выявлена.
Проведя анализ результатов, можно утверждать, что большинство сотрудников с конкретным преобладающим типом нервной системы в стрессовой ситуации склонны прибегать лишь к использованию 1-2 копинг-стратегии.
Результаты корреляционной связи между типом темперамента и копинг-стратегиями слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кико-тя представлены на рис. 1.
Рис. 1. Общие результаты корреляционной связи типа темперамента и типа копинг-стратегий
Взаимосвязь результатов исследования слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях ОББ» (С. Норман, Д. Ф. Эндлер,
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Д. А. Джеймс, М. И. Паркер, адаптированный вариант Т. Л. Крюковой) и методике «Определение личност-но-характерологических акцентуаций» представлены в табл. 2.
83
Таблица 2
Взаимосвязь результатов исследования по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях 088» и методике «Определение личностно-характерологических акцентуаций»
Акцентуация ^ ^ Копинг-стратегия Копинг, ориентированный на решение задач Копинг, ориентированный на эмоции Копинг, ориентированный на избегание
Демонстративность 0,13 0,37* -0,03
Застревание 0,46** 0,30 0,11
Педантичность -0,38* 0,15 0,24
Возбудимость -0,41* 0,35* -0,30
Гипертимность 0,41* 0,22 0,19
Дистимность 0,21 0,30 0,21
Тревожность 0,44* 0,07 0,43*
Экзальтированность 0,08 0,33 -0,31
Эмотивность 0,29 0,52** 0,14
Циклотимность 0,17 0,28 0,29
Примечания: * - значимость на уровне р < 0,05; ** - значимость на уровне р < 0,01 (для коэффициента корреляции Пирсона).
Корреляционный анализ результатов позволил выя-
вить следующие статистически значимые прямые связи:
1) между копингом, ориентированным на решение задачи, и застреванием (0,46; р < 0,01), гипертимностью (0,41; р < 0,05) и тревожностью (0,44; р < 0,05);
2) между эмоционально-ориентированным копингом и демонстративностью (0,37; р < 0,05), возбудимостью (0,35; р < 0,05) и эмотивностью (0,52; р < 0,01);
3) между копингом, ориентированным на избегание, и тревожностью (0,43; р < 0,05).
Наряду с этим выявлены статистически значимые обратные связи между копингом, ориентированным на решение задач, и педантичностью (-0,38; р < 0,05) и возбудимостью (-0,41; р < 0,05).
Полученные результаты исследования показывают, что активные, общительные, а также тревожные и застревающие индивиды чаще обращаются к конструктивному копингу, предусматривающему разрешение стрессовой ситуации, и, почти не используют стратегии избегания и эмоционирования. Подчеркнем, что ги-пертимному типу свойственны общительность и подвижность, а, следовательно, и сотрудничество, предполагающее нацеленность на решение проблемы, что позволяет реализовывать адаптивные копинг-стратегии. Застревающие индивиды вовлечены в проблему и испытывают потребность в скорейшем ее разрешении, что определяет выбор конструктивной копинг-стратегии. Тревожным личностям зачастую присущи ответственность, чувство долга, высокие моральные и нравственные качества, наряду с этим для них характерно некоторое беспокойство за свою судьбу и судьбу близких, в силу этого они прибегают либо к продуктивному совладанию с стрессовой ситуацией (анализ и ее последующее разрешение), либо склонны избегать ее.
Демонстративные, возбудимые и эмотивные личности чаще обраща-
ются к эмоционально-ориентированному копингу. Демонстранты в любой ситуации пытаются вернуть внимание к своей персоне, а эмоционально-ориентированная стратегии в большей мере способствует этому. Возбудимые личности отличаются вспыльчивостью и агрессивностью, что не позволяет им эффективно использовать адаптивные копинг-стратегии, поэтому они предпочитают эмоционировать. Отличительными особенностями эмотивной личности являются высокая впечатлительность, глубокие эмоциональные реакции, что предопределяет выбор стратегий, позволяющих им высвободить переживаемые эмоции.
И, наконец, сотрудники с педантичным типом акцентуации в связи со своим стремлением к контролю, раздражением из-за смены условий не склонны к оптимальной оценке стрессовой ситуации и не склонны прибегать к проблемно-ориентированному копингу. Значимая корреляционная связь других типов акцентуаций характера со стратегиями поведения не выявлена.
Результаты корреляционной связи типа акцентуации характера и типа стратегии поведения в конфликте слушателей представлены на рис. 2.
0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0 -0,1 -0,2 -0,3 -0,4 -0,5
I Демонстративность I Застревание Педантичность I Возбудимость I Гипертимность Дистимность Тревожность Экзальтированность Эмотивность
Рис. 2. Результаты корреляционной связи типа акцентуации характера и типа
копинг-стратегий
Подтверждение взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей личности и копинг-стратегий мы находим в работах других ученых. Так, М. А. Кленова в своем исследовании приходит к выводу, что на модель поведения учителей в стрессовой ситуации существенное влияние оказывают акцентуации характера. По ее мнению, конструктивные ко-пинг-стратегии характерны для учителей с тревожным и застревающими типами акцентуаций, а деструктивное совладающее поведение - для демонстративных и дистимных типов [3]. А Н. В. Бережная в своей работе утверждает, что темперамент, являясь центральным образованием психодинамической организации человека, влияет на выбор копинг-стратегии в стрессовой ситуации [1].
Использование критерия корреляции Пирсона позволило сравнить полученные результаты выборки по трем методикам, провести корреляционный анализ их показателей. Выявленные значимые корреляционные связи между индивидуально-психологическими особенностями сотрудников и применяемыми копинг-стратегиями в стрессовых ситуациях свидетельствуют о том, что выдвинутое нами предположение подтвердилось.
Обсуждение результатов. Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. В стрессовых ситуациях сотрудники, у которых преобладает уравновешенный тип темперамента, а также застревающая, гипертимная и тревожная акцентуации характера, наиболее склонны использовать проблемно-ориентированный копинг.
2. Сотрудники, у которых преобладает сильная неуравновешенная или слабая нервная система и характерные демонстративная, возбудимая, дистим-ная и эмотивная акцентуации, активно используют эмоционально-ориентированную копинг-стратегию.
3 . Респонденты с инертной нервной системой и присущей ей тревожной акцентуацией предпочитают избегать стрессовые ситуации.
4. Большинство сотрудников-респондентов ограничиваются использованием 1-2 копинг-стратегий в стрессовых ситуациях, усвоенных ими в процессе социализации и профессиональной деятельности.
Своеобразная стереотипность поведения сотрудников полиции в стрессовых ситуациях и ограниченность в применении копинг-стратегий должна стать основой для разработки практических рекомендаций, направленных на развитие у сотрудников навыков многовариантного совладания со стрессом. Подчеркнем значимую роль психолога органов внутренних дел в этой работе.
В настоящее время перед психологами органов внутренних дел стоят конкретные цели и задачи - повышение эффективности оперативно-служебной деятельности, совершенствование организации психологической работы и профессионально-личностное развитие сотрудников [4]. В связи со стрессовым характером профессиональной деятельности особое внимание необходимо уделять совершенствованию навыков совладания
со стрессом у сотрудников полиции. По результатам проведенных наблюдений, определенная часть сотрудников испытывают затруднения в ходе преодоления стрессовых ситуаций. Такие сотрудники не только нуждаются в дополнительной психологической коррекции и индивидуальной поддержке, но и целенаправленной подготовке.
Способность анализировать стрессовую ситуацию и эффективно ее разрешать - важный показатель развития личности. Зачастую вместо анализа проблемы и выбора оптимальной копинг-стратегии сотрудники используют 1-2 стратегию, усвоенную ими еще в детском возрасте, вне зависимости от того: эффективна она или нет. Такое поведение связано, прежде всего, с недостатком психологических знаний в области преодоления стресса.
Заключение. Результаты проведенного исследования позволяют определить роль психолога в коррекции стресс-преодолевающего поведения сотрудников полиции и формирования у них навыков многовариантного копинг-поведения. Работа психолога должна быть не только индивидуальной, но и комплексной и быть адресована всем субъектам: сотруднику полиции, руководителю и коллективу подразделения.
Основные задачи психолога состоят в следующем:
A) выявление причин и условий, способствующих возникновению стресса у сотрудника в различных ситуациях;
Б) установление связи между индивидуально-психологическими особенностями личности сотрудника и стресспреодолевающего поведения;
B) развитие и совершенствование навыков многовариантного и конструктивного копинг-поведения сотрудника в стрессовых ситуациях.
Целенаправленная и спланированная работа психолога должна быть начата с психодиагностического обследования сотрудника, а именно определения необходимого и достаточного набора методов и методик исследования, определения круга лиц, которые владеют информацией о личности сотрудника (руководитель подразделения, коллеги, члены семьи и пр.) и могут оказать помощь в проведении психокоррекции. Получаемая информация необходима для оказания своевременной помощи сотруднику.
Список источников
1. Бережная Н. В. Взаимосвязь темперамента и ко-пинг-стратегий подростков, занимающихся баскетболом // Инновационная наука. 2022. № 4-2. С. 147-149.
2. Деулин Д. В., Алексеев Д. Е., Усачева И. В. Арт-терапия как копинг-стратегия в рамках купирования стрессовых состояний курсантов образовательных организаций системы МВД России // Психология обучения. 2019. № 2. С. 98-109.
3. Кленова М. А. Взаимосвязь между доминирующими копинг-стратегиями и акцентуациями характера у учителей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2017. № 1. С. 75-79.
ЕСКИЕ НАУКИ 85
4. Полозова Т. Ю., Усачева И. В. Познавательные процессы профессиональной деятельности полицейского. Саратов : Изд. «Саратовский источник», 2023.
References
1. Berezhnaya N. V. The relationship between temperament and coping strategies of adolescents playing basketball // Innovative science. 2022. No. 4-2. Р. 147-149.
2. Deulin D. V, Alekseev D. E., Usacheva I. V. Art therapy as a coping strategy in the framework of coping
with stressful situations among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Psychology of Education. 2019. No. 2. P. 98-109.
3. Klenova M. A. The relationship between review coping strategies and teacher character accentuations // Proceedings of the Saratov University. A new series. The Acmeology of Education series. Developmental psychology. 2017. No. 1. P. 75-79.
4. Polozova T. Yu., Usacheva I. V. Cognitive processes of professional activity of a police officer. Ed. Saratov : «Saratov source», 2023.
Информация об авторе
И. В. Усачева - Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук.
Information about the author I. V. Usachev -Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Psychological Sciences.
Статья поступила в редакцию 23.10.2023; одобрена после рецензирования 22.04.2024; принята к публикации 30.04.2024.
The article was submitted 23.10.2023; approved after reviewing 22.04.2024; accepted for publication 30.04.2024.
Политология : учебник для студентов вузов / [В. Ю. Бельский и др.] ; под ред. В. Ю. Бельского, А. И. Сацуты, А. Б. Шатилова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. 463 с. ISBN 978-5-238-03452-2
ПОЛИТОЛОГИЯ
Содержание учебника ориентировано на реализацию требований ФГОС высшего образования к компетенциям выпускников вузов Российской Федерации. Соответствует основным темам и отражает дидактические единицы рабочих программ учебной дисциплины «Политология», преподаваемой и изучаемой в вузах России.
Раскрываются методология и история политической науки, теория политики и политической власти, их социальные, институциональные и функциональные аспекты. Рассматриваются проблемы международных отношений и мировой политики, геополитики и национальной безопасности, особенности политической жизни современной России. В контексте тем глав учебника характеризуются правовая политика государства, деятельность правоохранительных органов, выделяются различные аспекты, относящиеся к личности и поведению сотрудника правоохранительных органов.
Для докторантов, аспирантов и студентов вузов, а также для использования в образовательном процессе вузов министерств и ведомств правоохранительной системы России.