ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ
РгоЫешу 1811оги, Шо1о§и, ки1Чигу 3 (2018), 250-256 © ТИе ЛиШог^) 2018
Проблемы истории, филологии, культуры 3 (2018), 250-256 ©Автор(ы) 2018
Б01 10.18503/1992-0431-2018-3-61-250-256
ИССЛЕДОВАНИЯ В.Д. БЛАВАТСКОГО В АКВАТОРИИ ФАНАГОРИИ
(1958 и 1959 гг.)
Санкт-Петербургский филиал Архива РАН, Санкт-Петербург, Россия
рапкга1;оуа0484@уапёех.ш
Аннотация. Первые исследования в затопленной части города состоялись под руководством В.Д. Блаватского в 1958-1959 гг. В ходе этих работ стало известно, что граница Фанагории отстояла от берега на 220-240 м. Глубина затопленных частей города была не более 2,3 м, а площадь находящейся под водой Фанагории достигала 17 га. В статье обобщена информация из опубликованной части отчетов В.Д. Блаватского с привлечением неопубликованных фрагментов из архивных дел.
Ключевые слова: Боспорское царство, Фанагория, античность, подводная археология
«Столица Азиатского Боспора» - Фанагория один из самых больших античных центров на территории Российской Федерации. Первые исследования в затопленной части города состоялись в 1958-1959 гг. и официально подтвердив то, что северная часть памятника находится под водой, обозначили первоначальные задачи по ее изучению. В статье обобщена информация из опубликованной части отчетов В.Д. Блаватского с привлечением неопубликованных фрагментов из архивных дел.
То, что часть территории города скрыта водами Таманского залива, было известно еще в XIX в. К.К. Герц отмечал, что во время отливов местные жители собирали монеты на берегу Таманского залива1. В 1920-е гг. на дне Таманского залива, возле Фанагории, обнаружили и извлекли из воды две большие мраморные
Данные об авторе: Застрожнова Евгения Григорьевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Архива РАН.
Е.Г. Застрожнова
Рис. 1 - Лодка с аквалангистами, землесосная станция, трубопровод, лодка с грохотом (слева-направо). 1959 г. Фото. Архив ИА РАН. Р-1.1937. Оп.1. Л.12
статуи античного времени, изображающие львов, которые теперь украшают лапи-дарий Феодосийского музея древностей2. В ходе работ на территории городища Фанагорийской экспедицией под руководством В.Д. Блаватского (1936-1939 гг.) было установлено, что северная часть памятника находится под водой3. Приступить к подводным исследованиям для уточнения прохождения северной границы Фанагории В.Д. Блаватскому удалось в 1958 г.
В 1957 г., в рамках подготовительного периода к этим исследованиям, члены археологического кружка В.Д. Блаватского при МГУ (Б.Г. Петерс, И.В. Смирнов, Г.А. Кошеленко, Ю.А. Савельев и племянник Д.В. Блаватского - А.В. Блаватский), по собственной инициативе были включены в группу не профессиональных водолазов при Центральном морском клубе ДОСААФ. После курса теории и прохождения практических погружений в Москва-реке, был сформирован подводный отряд при Пантикапейской экспедиции, руководителем которой был В.Д. Блаватский. В задачи подводного отряда входили разведочные работы в различных частях Керченского пролива, а также у кос Тузла и Чушка4.
1 Герц 1898, 78.
2 Небезынтересно привести описание скульптур львов из Инвентарной книги ФМД: 5) Лев мраморный античного времени. Лев в лежачем положении с поднятой головой, повернут вправо. III-II вв. до н.э. Найден на дне Таманского залива в 1920-х гг. (Блаватский, Кошеленко1963, 10-11). Сильно окатан морской водой, лапы отбиты. В-2463.к. л.4974/1; 6) Лев мраморный античного времени. Лев в лежачем положении с поднятой головой, повернут вправо. III-II вв. до н.э. Найден на дне Таманского залива в 1920-х гг. Высота - 90 см, длина - 140 см. Окатан водой, лапы отбиты. Акт о принятии от 24.12.1972 г
3 РО НА ИИМК РАН. Ф. 35. Оп. 1-1939. Д. 181. Л. 23
4 Блаватский, Кошеленко 1963, 25.
В 1958 г. подводные археологические исследования были сосредоточены у Фанагории. Работы проводились отрядом археологов-подводников, состоящим из преподавателей и студентов исторического факультета МГУ и Московского энергетического института5. В состав экспедиции был также включен историк и археолог, доцент Московского университета В.И. Кузищин. Основной задачей работ этого года, была разведка прибрежной части Фанагории и составление плана затопленной площади древнего города. Вдоль берега была разбита базовая линия длиной 700 м, разделенная на 4 отрезка, каждый из котоых обследовало несколько водолазов в радиусе 20-40 м. Обследование велось визуально, без применения специальной техники. На дне залива было обнаружено большое количество отдельных камней и скоплений керамики. По свидетельству В.Д. Блаватского, «черепки древних сосудов, обломки черепиц и камни мы искали, как это ни странно, по цвету водорослей. Как оказалось, они являются прекрасными маяками, указывающими на скопления керамики и камней: на общем зеленом фоне водорослей резко выделялись буроватые кусты, выросшие на этих скоплениях»6. В северовосточной части исследуемого участка была зафиксирована целая гряда, тянувшаяся с юго-востока на северо-запад, состоявшая из разорванных рядов кладок, грубо отесанных квадров и фрагментов керамики. Другой большой завал камней был открыт в северо-западной части акватории, он тянулся с юга на север и затем резко поворачивал к востоку. К юго-востоку от этого завала были обнаружены две хорошо отесанные известняковые плиты.
Как заключил В.Д. Блаватский, по данным разведок 1958 г. можно предположить, что примерно треть города находится под водой, и северная граница Фана-гории отстояла от берега на 220-240 м. Глубина затопленных частей города была не более 2,3 м. Площадь находящейся под водой Фанагории достигает 17 га.7
Зимний период 1958-1959 гг. был использован для подготовки к новой экспедиции. Клуб подводников Московского энергетического института выделил свою бригаду, во главе которой стоял инженер-подполковник М.К. Семин, а его помощником был назначен А.В. Блаватский. В основной состав аквалангистов входили сотрудники, участвовавшие в экспедиции 1958 г. и получившие опыт морских погружений и археологических работ. Основной задачей экспедиции было доказать возможность и целесообразность проведения подводных раскопок затопленных древних городов, осуществив их в Фанагории, пусть и в небольших масштабах.
Летом 1959 г. подводная археологическая экспедиция была организована Институтом археологии и Институтом истории искусств АН СССР, при помощи студентов МГУ (В.Д. Блаватский, М.К. Семин, Т.В. Блаватская, Г.А. Кошеленко, Б.Г. Петерс, Е.М. Алексеева и др)8. В этом году для раскопок уже стала применяться специальная аппаратура. В.Д. Блаватский отмечал трудности в связи с ее получением: «с большим трудом удалось разгрузить и спустить на воду в Тамани четырехтонную землесосную установку и добыть лодки»9. Поскольку сотрудникам экспедиции не удалось найти большие лодки в Таманском заливе, «то при-
5 Блаватский, Кузищин 1961, 136.
6 Блаватский, Кошеленко 1963, 74
7 Блаватский, Кузищин 1961, 138.
8 Архив ИА РАН. Р-1.1937. Оп. 1. Л. 1.
9 Архив ИА РАН. Р-1.1937. Оп. 1.Л. 3.
Рис. 2 - Деревянная рама, придавленная камнем. Угол раскопа, первый штык. 1959 г. Фото. Архив ИА РАН. Р-1.1937. Оп.1. Л. 13
шлось добывать большие плоскодонные лодки на Азовском море, перевозить их и вымачивать»10. Прицеп для перевозки лодок, который удалось с трудом найти, «при первой же поездке претерпел аварию, а сильные ливни вызвали распутицу, усложнившую перевозку остальных лодок» (рис. 1). В результате всех затруднений, подготовительный к работам период занял восемь дней. Все исследования были проведены в оставшиеся у экспедиции двенадцать дней, однако В.Д. Блават-ский отмечал, что работе постоянно «мешали крупные неполадки или непогода»11.
Место для раскопок было выбрано, исходя из данных разведок 1958 г. Намеченный участок располагался в северо-восточной части к югу и западу от больших каменных завалов. Участок находился на расстоянии 185 м от берега, на глубине 1,9 м. Для того чтобы выделить границы раскопа, была сколочена деревянная раму размером 4 х 4 м (рис. 2), которую отбуксировали на место, предназначенное для раскопок, и затопили, привязав к ней тяжелые камни12. Раскопки велись сначала вручную - лопатой, крупные обломки керамики и камни выбирались вручную, а мелкие фрагменты керамики, ракушки и водоросли отсасывались землесосной машиной. Далее грунт шел по железному трубопроводу, закрепленному на железных же поплавках, и заканчивался на грохоте - массивной раме с двойной сеткой
10 Архив ИА РАН. Р-1. 1937. Оп. 1. Л. 8.
11 Архив ИА РАН. Р-1. 1937. Оп.1. Л. 9.
12 Блаватский, Кошеленко 1963, 82.
Рис. 3 - Испытание землесосной станции и грохота. 1959 г. Фото. Архив ИА РАН. Р-1.1937. Оп.1. Л.12
(рис. 3), горизонтально установленной между двумя лодками. Здесь был пост второго археолога, выбиравшего находки. Третья большая лодка служила операционной базой. Она стояла на якоре возле раскопа, с нее по трапу спускались под воду археологи и аквалангисты, каждая смена продолжалась 30 минут. В.Д. Бла-ватский отмечал, что весьма затруднял работу и фиксацию поднимавшийся со дна ил, видимость была удовлетворительной только ранним утром, когда муть оседала на дно. Обычно именно в это время под воду спускался начальник экспедиции и фотографы, которые фотографировали раскоп (рис. 4).
В ходе работ было установлено, что наверху залегал пласт намывного песка (0,65 м), под ним располагался слой булыжной мостовой II в. до н.э., подошва которого достигала в глубину 1,3 м от поверхности грунта. Находки с подводного раскопа состояли в основном из фрагментов черепицы, остродонных амфор IV-II вв. до н.э., а также простой и чернолаковой керамики (рис. 5).
Подводя итоги работ, В.Д. Блаватский заключил, что «теперь с полной уверенностью можно было сказать, что выводы разведок 1958 г. верны. Действительно, море захватило у древнего города почти 17 га, и предварительно намеченные границы действительно оказались границами города».13 Подводный отряд Фана-горийской экспедиции продолжил свою работу в 1999 г.14, и список уникальных находок, открытых в затопленной части Фанагории пополняется каждый год.
13 Архив ИА РАН. Р-1. 1937. Оп.1. Л. 10.
14 Кузнецов, Латарцев, Латарцева, Амелькин 2003, 152-163.
Рис. 4 - Кинооператор с киноаппаратом в боксе. 1959 г. Фото. Фото. Архив ИА РАН. Р-1.1937. Оп.1. Л. 15
Рис. 5 - Находки из верхних штыков подводного раскопа. 1959 г. Фото. Архив ИА РАН. Р-1.1937. Оп.1. Л.13
ЛИТЕРАТУРА
Блаватский, В. Д., Кошеленко, Г. А. 1963: Открытие затонувшего мира. М.
Блаватский, В.Д., Кузищин, В.И. 1961: Подводные разведки в 1958 г. КСИА 83, 136-138.
Герц, К.К. 1898: Археологическая топография Таманского полуострова. СПб.
Кузнецов, В. Д., Латарцев, В.Н., Латарцева, Е.Е., Амелькин, А.О. 2003 Подводные исследования в Фанагории в 1999-2002 гг. ДБ 6, 152-163.
REFERENCES
Blavatskiy, V.D. Kuzishchin, V.I. 1961: Podvodnye razvedki v 1958 g. [Underwater exploration in 1958]. Kratkie soobshcheniya Instituta Arkheologii [Brief Communications of the Institute of Archaeology] 83, 136-138.
Blavatskiy, V.D., Koshelenko, G. А. 1963: Otkrytie zatonuvshego mira [The discovery of a Sunken World]. Moscow.
Gerts, K.K. 1898: Аrkheologicheskaya topografiya Tamanskogo poluostrova [Archaeological topography of the Taman Peninsula]. Saint Petersburg.
Kuznetsov, VD. Latartsev, V.N., Latartseva, E.E., Аmelkin, А.О. 2003: Podvodnye issledovani-ya v Fanagorii v 1999-2002 gg. [Underwater researches in Phanagoria]. Drevnosti Bospora [Antiquities of the Bosporus] 6, 152-163.
V.D. BLAVATSKY's EXPLORATION OF THE AQUATORIA OF PHANAGORIA
IN 1958 AND 1959
Evgenia G. Zastrozhnova
Archive of the Russian Academy of Science Saint Petersburg Branch, Saint Petersburg,
Russia
Abstract. The first exploration of the flooded part of Phanagoria was conducted under the leadership of VD. Blavatsky in 1958-1959. In the course of these works, it became known that the boundary of the city stretched from the modern coastline for 220-240 m. The depth of the flooded parts of the city is not more than 2,3 m and the square of underwater part of Phanagoria reached 17 hectares. The paper summarizes information from the published reports of VD. Blavatsky, with the involvement of unpublished fragments from archival documents.
Keywords: Bosporan Kingdom, Phanagoria, antiquity, underwater archaeology