Научная статья на тему 'Исследования региональной молодежной субкультуры: аксиологический аспект'

Исследования региональной молодежной субкультуры: аксиологический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1163
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ И ОПИСАНИЮ ИССЛЕДУЕМОГО ФЕНОМЕНА / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вербина О. В.

В статье раскрывается понятие «молодежная субкультура», приводится анализ различных подходов к исследованию молодежной субкультуры. Основным подходом в процессе исследования автором молодежной субкультуры регионов является аксиологический, с помощью которого автор выстраивает иерархию ценностей представителей региональной молодежной субкультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCHES OF THE REGIONAL YOUTH SUBCULTURE: THE AXIOLOGICAL ASPECT

This article is revealed the notion of «youth subculture» and it is adduced different approaches to the research of youth subculture. The main research in the process of the author’s research of youthsubculture is the axiological approach by dint of it’s the author alignes hierarchy of values of the representatives of youthsubculture.

Текст научной работы на тему «Исследования региональной молодежной субкультуры: аксиологический аспект»

180

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

УДК 130.2

ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

О.В. Вербина

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]

В статье раскрывается понятие «молодежная субкультура», приводится анализ различных подходов к исследованию молодежной субкультуры. Основным подходом в процессе исследования автором молодежной субкультуры регионов является аксиологический, с помощью которого автор выстраивает иерархию ценностей представителей региональной молодежной субкультуры.

Ключевые слова: молодежная субкультура, научно-методологические подходы по изучению и описанию исследуемого феномена, аксиологический подход, ценностные ориентации, ценности региональной молодежной субкультуры.

Мозаичность современной социокультурной ситуации России, стимулирует разновекторные процессы культурной идентификации молодежи, особенности ее ценностно-ориентационного самоопределения. Она же, в свою очередь, актуализирует необходимость обращения к региональным молодежным субкультурам как условию, способствующему не только решению целого ряда молодежных проблем, порожденных современными социально-экономическими противоречиями, конфликтом поколений, но и формированию самоидентичности молодежи, отличной от официально предписываемой социальными и политическими институтами.

Исследуя вопросы региональной молодежной субкультуры, мы обратимся сначала к толкованию основных понятий, составляющих анализируемую нами дефиницию.

Согласно определению А.В. Мудрика, субкультура - это автономное относительно целостное образование, которое включает в себя ряд более или менее ярко выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций; норм поведения,

взаимодействия и взаимоотношений ее носителей; статусную структуру в реальных группах; иерархию предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы; способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и т.д.

Л.Л. Супрунова рассматривает феномен молодежной субкультуры как составную часть общечеловеческой культуры. Так как молодежная субкультура развивается в конкретном цивилизационном и временном пространстве, то, по мысли исследователя, она детерминируется общими для современной цивилизации экономическими и социокультурными факторами, прежде всего ценностями.

Молодежная субкультура является сегодня неоднозначным, многоаспектным феноменом, что обуславливает существование множества научно-методологических подходов к его изучению и описанию:

- когнитивный подход: субкультура как система познавательных теоретических конструктов, сквозь призму которых воспринимается окружающая действительность1;

1Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / Под ред. В.В. Костюшева. СПб.: Норма, 1999. С. 9-23.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

181

- системно-динамический подход: субкультура как сложная система, претерпевающая фазовые преобразования;

- синергетический подход: субкультуры как хаотически разворачивающиеся разнонаправленные процессы взаимодействия;

- информационный подход: субкультуры как сочетания социальных и

информационных феноменов, как формирования коллективного сознания, несущего в себе духовные ценности, в процессе передачи информации от индивида к индивиду, и активного влияния на этот процесс СМИ (телевидение, радио, пресса);

- генетический подход: системы духовных ценностей, отождествляемых с набором

генов;

- иерархический подход: субкультуры как иерархически организованные системы, в которой культуры высшего уровня развиваются по собственным законам, отличным от законов нижнего уровня;

- экологический подход: субкультурные общности как целостные образования в широкой социокультурной среде;

- эпидемиологический подход: уподобляет процесс формирования субкультур распространению инфекционной болезни: возбудитель - социальный миф, формируясь в массовом сознании, передается от индивида к индивиду, охватывая массу пораженных2.

Многообразие научных концепций Л.В. Шабанов в своем исследовании «Молодежная субкультура: социально-философский анализ» укрупняет в три подхода: структурно-функциональный, психоаналитический и антропологический.

Так, в структурно-функциональном подходе акцент делается на структурном анализе молодежной субкультуры. В русле этого подхода объединены концепции взаимодействий между поколениями, формирования различных социальных групп и их особенностей, аналитические теории несоответствия профессионального статуса и квалификационной подготовки, уровня образования и материального положения, формальной включенности в структуры управления и реального участия в принятии решений.

Психоаналитический метод укладывается в диаду «человек - общество». Психоаналитическиеконцепции молодежной субкультурыбазируются на концепции жизненного пути личности. Соответственно, определение молодежи они строят преимущественно на психофизических особенностях личности молодого человека. Молодостьрассматривается этими концепциями как специфическая особая общественная группа, определяемая возрастными границами, социальным статусом, особенностями сознания и психологии поведения. Подобный дифференцированный подход имел особое значение для организации воспитательной работы с молодежью, и предопределил появление отдельного направления по всестороннему и гармоничному развитию подрастающего поколения в молодежной политике. Имеющийся опыт и знания послужили базой для активных исследований процесса социализации молодежи, ее возрастной периодизации.

Антропологическая концепция молодежных субкультур, синтезируя

вышеназванные подходы с культурологическими и социально-историческими концепциями, рассматривает проблему правильного включения молодежи в жизнь социоструктуры через взаимопонимание, и привнесение выгод обществу и пользу самой молодежи. Основоположники антропологического подхода и их последователи предпринимают попытки осмыслить мир молодежи в его сугубо человеческом бытии, во взаимосвязи с конкретными представлениями, идеями, целями, мотивами поведения. В

2Колесин И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов // Социологические исследования. 1999. №1. С.130.

182

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

русле данной концепции проблемы молодежи анализируются во взаимосвязи с реальными процессами, происходящими в обществе. Представители данного подхода исследуют молодежные субкультуры в связи с ценностной и мировоззренческой дифференциацией в

- 3

молодежной среде .

Из всего многообразия отмеченных выше походов и концепций, на наш взгляд, только аксиологический подход в изучении молодежных субкультур позволяет наиболее объективно оценить феномен современной молодежной субкультуры. Именно сквозь призму аксиологического подходавозможен многомерный взгляд на молодежную проблематику, среди которых базисными являются проблемы выявления

«аксиологического ядра» молодежной субкультуры, иерархии ценностей и ценностных ориентаций молодежи.

Содержательные характеристики аксиологического подхода к изучению молодежной субкультуры определяются нами, исходя из современного определения понятия «ценность», которое само по себе также является многозначным.

Наиболее известны такие определения ценностей, как:

A. Маслоу - ценность как избирательный принцип, избирательная установка, производная от потребностей;

Г. Олпорт - ценность как некий личностный смысл, как категория «значимости», а не категория знания;

Э. Фромм - ценность (ценное, благое) - это то, что содействует более полному развертыванию специфических человеческих способностей и что поддерживает жизнь;

Д.М. Архангельский - ценности как ориентиры субъективной деятельности в мире социальных отношений;

Б.С. Братусь - ценности какосознанные смыслы жизни;

B. А. Блюмкин - ценность как соответствующие свойства (значимость данной вещи для людей) и отношения (общественное отношение);

О.Г. Дробницкий - ценность как свойство общественного предмета, которая зависит от законов социального движения и в этом смысле принадлежит предмету объективно;

В.Н. Сагатовский - ценности как обобщенные, устойчивые предоставления о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения, в которых сконцентрирован предшествующий опыт субъекта3 4.

Вслед за А.В. Кирьяковой, мы определяем в широком смысле ценность как объектокружающего мира, наделенный особым значением как положительным, так и отрицательным для человека, социальной группы, общества в целом. Значимость определяется не свойствами данного объекта, а его вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Таким образом, ценностью может стать любой объект, материальный или идеальный, реальный или воображаемый, ситуативный или устойчивый, локальный или универсальный, то есть тот, которому отдается наибольшее предпочтение. С одной стороны, ценностью может стать все то, что считается нормальным, правильным, чем восхищаются, на что равняются, стараются придерживаться. С другой стороны, то, что считают анормальным, что осуждают, не одобряют. Это - так называемые, антиценности. Шакуров Р.Х. указывает, что

3Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденнаямаргинальность. Томск: Томский государственный университет, 2005. 399 с.

4См. об этом Сагатовский В.Н. Диалог культур и «русская идея» // Возрождение культуры России. Диалог культур и межнациональные отношения. Вып. 4. СПб., 1996.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

183

антиценности - это «негативные ценности», «вызывающие страдания и мешающие жить»5.

К ценностям, которые характеризуют, выделяют субкультуры как таковые, отнесем именно те ценности, которые присущи определенной социальной группе в целом и конкретному индивиду (члену субкультуры) в частности.

Аксиологический подход в изучении молодежной субкультуры как методологически центральный в нашем исследовании мы связываем с региональной спецификой молодежных субкультур. На наш взгляд, в современных исследованиях молодежных субкультур с точки зрения ценностей и ценностных ориентаций молодежи, недостаточно широко представлен именно региональный, «субфедеральный» аспект.

Так, региональный аспект молодежных субкультур рассматривался в контексте социологии девиантного поведения молодежи в работах «Криминогенные городские территориальные подростково-молодежные группировки» Р.М. Булатова и А.В. Шеслера, «Казанский феномен: миф и реальность» Л.И. Агеевой и другие.

Большинство же современных российских исследователей рассматривают молодежные культурыстоличных российских мегаполисов. Так, С.А. Сергеев пишет: «Обращает внимание и то обстоятельство, что преимущественно изучаются субкультуры молодежи Москвы, реже Санкт-Петербурга... Исследований молодежных субкультур в регионах и республиках в составе Российской Федерации меньше. Это в известной мере оправданно, так как субкультурные мода и стиль «западнического» характера распространялись в первую очередь среди молодежи столиц, а затем, спустя время, регионов. Вместе с тем изучение субкультурной ситуации в российских регионах, региональных особенностей представляется интересной и важной задачей, учитывая, в частности, увеличение значения регионов в сегодняшней России»6.

Исследования региональных особенностей молодежной субкультуры сегодня достаточно малочисленны. Поэтому в качестве примера для исследования региональной специфики молодежной субкультуры нами были взяты данные социологического исследования, проведенного в конце 2013 года группой социологов г. Белгорода7.

Данные проведенного социологического исследования интересны на предмет вторичного анализа специфики молодежных субкультур белгородской агломерации. Главный тезис подобного анализа: в региональном молодежном сообществе происходит доминирование городских аксиологических установок, которые можно представить в видеследующей иерархии ценностей и ценностных ориентаций:

1. Моральные (здоровый образ жизни; счастье; свобода; торжество жизни во всех ее проявлениях; чувственное мироощущение; жажда самовыражения, патриотизм и др.).

2. Интеллектуальные, профессиональные (работа; игра; виртуальность; развитие и преобразование виртуального пространства; его всеобщая доступность и привлекательность; творчество и др.).

3. Общественные (дружба, дружеские отношения среди ролевиков, свобода, взаимовыручка, сплоченность, общительность, самоутверждение, традиции).

4. Эстетические (эстетика, искусство, музыка, мода (одежда, пирсинг, прическа, аксессуары); протест против стереотипов поведения, против единообразия в одежде, музыке, стиле жизни и др.).

5Shakurov R.H. Emotions, personality, activity: Mechanismsofpsychodynamics. Kazan, 2001. P.30.

6Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма / под ред. А.А. Козлова. СПб., 2008. С.7.

7Бубликов В.В., Н.В. Стариков А.А. Ткачев Молодежная субкультура белгородской агломерации: доминирование городских трендов // Вестник Томского государственного университета. 2014. №384. С. 4246.

184

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

Также в ходе вторичного анализа материалов исследования было выявлено, что одной из главных и наиболее распространенных форм молодежной коммуникации в регионе является общение в виртуальном пространстве социальных сетей Интернета. Несколько лет назад предпочтения отдавались прогулкам с друзьями и активному времяпрепровождению в рамках уличного социального пространства, где наиболее интенсивно происходил процесс социализации и интеграции.

Этот факт является сегодня общефедеральной тенденцией, свойственной для многих региональных субкультур. Процессы глобализации, с одной стороны, стирают границы и различия между субкультурными стилями, стратегиями, мегаполисом и провинцией, городом и деревней, что, казалось бы, должно способствовать интеграции молодежных сообществ, а с другой стороны, само коммуникативное пространство современной молодежи перемещается в виртуальное пространство Интернета, где процесс социализации и интеграции становится затруднительным. Социальные сети, всевозможные форумы и интернет-блоги помогают молодым людям поддерживать социальные связи, быть в курсе последних новостей, назначать встречи, скачивать редкую музыку, заказывать одежду и аксессуары, что, безусловно, становится привлекательным для молодежных субкультур в частности регионов. Это сильно влияет на современный образ «провинциального неформала», его аксиологические предпочтения. Исследователи уже не успевают описывать существующие процессы в молодежных субкультурах. «Любой исследователь молодежной субкультуры встречается с колоссальной проблемой: те выводы, которые мы получили пять лет назад, исследуя молодых людей из этой субкультуры, совершенно не означают, что достоверно относятся к этой же субкультуре теперь. Поэтому получается, что исследователь постоянно опаздывает, описывая

молодежную субкультуру, и общественное мнение, сформированное исследованиями,

8

приписывает молодежному движению то, чего уже не происходит» .

Вместе с тем стоит отметить одно значимое обстоятельство, произошедшее за последние годы: активные коммуникативные формы досуга не носят развивающего характера, а сосредоточены лишь на развлечении. Негативная тенденция, еще раз наглядно подтверждает, что значительная часть молодежных субкультур белгородской агломерации ориентирована на развлечения в ущерб постоянному самосовершенствованию и саморазвитию.

Работа молодежной политики по формированию ценностей и предпочтений молодежных субкультур должна быть ориентирована на контактное, развивающее общение и времяпрепровождение, стимулирующее социальную активность.

Наряду с негативными процессами отметим неизменную особенность белгородской молодежи, выраженную в территориальной идентичности и отсутствием желания уезжать из города и страны в целом, что является благоприятной предпосылкой для развития и усиления патриотизма.

В работе молодежной политики важно учитывать специфику и ценности молодежной субкультуры, управлять этими процессами на основе взаимодействия и сотрудничества с молодежью, воздействуя на выбор ценностных ориентаций, культурноценностных форм и моделей в современной молодежной культуре.

Таким образом, с учетом реалий трансформирующейся социокультурной действительности нам представляется, что современные тенденции в развитии молодежных субкультур, в том числе региональных, требуют более пристального внимания и дальнейшего изучения. Системное изучение современной молодежной 8

8 Серавин А.И. Теория однопараллельных субкультур // Ежегодник Рос. психол. Общества : материалы III Всерос. съезда психологов, г. Санкт-Петербург, 25-28 июня 2003 г.: в 8 т. СПб.: СПбГУ, 2003.

Т.7. С. 112.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 1(5) 2015

185

субкультуры, выработка комплексного представления о ней, ее роли в развитии современной культуры и общества в целом позволит найти такие формы взаимодействия с молодежью, которые могли бы способствовать раскрытию и использованию ее творческого потенциала, направленного на самоутверждение и положительное развитие.

Список литературы

1. Бубликов В.В., Н.В. Стариков, А.А. Ткачев Молодежная субкультура белгородской агломерации: доминирование городских трендов // Вестник Томского государственного университета. 2014. №384. - С. 4246.

2. Колесин И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов // Социологические исследования. 1999. №1. - С.130.

3. Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы

профилактики экстремизма / под ред. А.А. Козлова. СПб., 2008.

4. Сагатовский В.Н. Диалог культур и «русская идея» // Возрождение культуры России. Диалог культур и межнациональные отношения. - Вып. 4. СПб. 1996.

5. Серавин А.И. Теория однопараллельных субкультур // Ежегодник Рос. психол. Общества : материалы III Всерос. съезда психологов, г. Санкт-Петербург, 25-28 июня 2003 г.: в 8 т. - СПб.: СПбГУ, 2003. Т.7. - С. 112-124.

6. Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / Под ред. В.В. Костюшева. СПб.: Норма, 1999. - С. 9-23.

7. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденнаямаргинальность. - Томск: Томский государственный университет, 2005. - 399 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Shakurov R.H. Emotions, personality, activity: Mechanismsofpsychodynamics. Kazan, 2001.

researches of the regional youth subculture: the

axiological aspect

O.V. Verbina

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: [email protected]

This article is revealed the notion of «youth subculture» and it is adduced different approaches to the researcl youth subculture. The main research in the process of the author’s research of youthsubculture is the axiologi approach by dint of it’s the author alignes hierarchy of values of the representatives of youthsubculture.

Keywords: youth subculture, scientific-methodological approaches on studying and description of the analyzed phenomenon, the axiological approach, value orientations, the values of the regional youth subculture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.