Научная статья на тему 'Исследования напряженно-деформированного состояния и частотных свойств рабочих колес осевых вентиляторов главного проветривания'

Исследования напряженно-деформированного состояния и частотных свойств рабочих колес осевых вентиляторов главного проветривания Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
124
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE CASE OF THE DRIVING WHEEL / INTENSE-DEFORMED CONDITION / FREQUENCIES OF FLUCTUATIONS / КОРПУС РАБОЧЕГО КОЛЕСА / НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ / ЧАСТОТЫ КОЛЕБАНИЙ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Красюк Александр Михайлович, Русский Евгений Юрьевич

Рассмотрены нагрузки, действующие на корпус рабочего колеса, определено напряженно-деформированное состояние (НДС) корпуса рабочего колеса, построены зависимости напряжений от частоты возмущающей силы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCHES OF THE STRENGTH AND FREQUENCY PROPERTIES OF AXIAL FANS DRIVING WHEELS OF MAIN AIRING

The loadings acting on the case of the driving wheel are considered, the intense-deformed condition of the case of the driving wheel is certain, dependences of pressure on frequency of revolting force are constructed

Текст научной работы на тему «Исследования напряженно-деформированного состояния и частотных свойств рабочих колес осевых вентиляторов главного проветривания»

- © A.M. Красюк, Е.Ю. Русский, 2013

УДК 622.4

А.М. Красюк, Е.Ю. Русский

ИССЛЕДОВАНИЯ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ И ЧАСТОТНЫХ СВОЙСТВ РАБОЧИХ КОЛЕС ОСЕВЫХ ВЕНТИЛЯТОРОВ ГЛАВНОГО ПРОВЕТРИВАНИЯ

Рассмотрены нагрузки, действующие на корпус рабочего колеса, определено напряженно-деформированное состояние (НДС) корпуса рабочего колеса, построены зависимости напряжений от частоты возмущающей силы Ключевые слова: корпус рабочего колеса, напряженно-деформированное состояние, частоты колебаний

Основным узлом шахтного осевого вентилятора является ротор, надежность которого, в основном, определяет работоспособность вентилятора. Ротор, в свою очередь, состоит из коренного вала, рабочего колеса (рис. 1, а), которое включает в себя корпус (рис. 1, б) и сдвоенные листовые лопат-

б)

ки [1]. Каждое рабочее колесо (РК) вентилятора главного проветривания серии ВО имеет 8 сдвоенных листовык лопаток сварной конструкции.

Определим расчетную схему и нагрузки, действующие на корпус рабочего колеса. На него действуют два вида нагрузок: центробежные, т.е.

£

ТГ

Ч

и ji-

lt

Tl

сипы инерции корпуса РК и лопаток

сипы от собственного веса лопаток и силового пояса

Рис. 1. Конструктивная схема рабочего колеса (а) и нагрузок, действующих на корпус РК вентилятора ВО-36К (б): 1 - лопаточный узел; 2 - обечайка; 3 - опорный диск; 4 - силовой пояс; 5 - несущий диск; 6 - ступица; 7 - стакан

силы инерции, определяемые величиной нормального ускорения и аэродинамические. Аэродинамические нагрузки малы по сравнению с центробежными, поэтому в расчетах ими можно пренебречь [2]. Силы инерции, действующие на РК, состоят из сил от массы корпуса и сил от массы лопаточного узла. Силы от лопаток приложены к силовому поясу корпуса РК. Нагрузка от веса и сил инерции лопаток является основной, т.к. значительно больше всех других, действующих на РК (рис. 1, б).

Проведем расчет на примере шахтного вентилятора главного проветривания ВО-36К. Он имеет мощность привода 2000 кВт, скорость вращения ротора 600 об/мин, диаметр рабочего колеса 3600 мм; номинальный расход Q = 290 м3/с, номинальное статическое давление Р^ = 2550 Па. Центробежная нагрузка от каждой лопатки в узле крепления составила 721-103 Н.

Анализ напряженно-деформированного состояния (НДС) корпуса РК проводился методом конечных элементов, с использованием программного пакета Апэуэ. Корпус РК разбит на объемные конечные элементы, представляющие собой тетраэдры с десятью узлами (шесть степеней свободы в узле).

В результате численного анализа получены диаграммы напряженного состояния элементов корпуса рабочего колеса (рис. 2).

Поскольку напряженное состояние элементов корпуса является трехосным, в качестве оценочной величины напряжений используется эквивалентное напряжение по Ми-зесу [3].

Для оценки прочности

проверяется выполнение условия:

стэ < стт

Рис. 2. Распределение напряжений в корпусе рабочего колеса: 1 - области максимальных напряжений

где стэ — эквивалентные напряжения по Мизесу, стт — предел текучести материала. Материал корпуса — сталь 10хСНД.

Затем вычисляется запас прочности

п = стт/сттах,

где сттах — максимальные напряжения в конструкции.

Максимальные напряжения в обечайке составляют 292 МПа, при этом коэффициент запаса:

ст. 390 МПа г п

■ = 1,33 <[п]

п = ■

ст

292 МПа

где [п] = 1,5 — допустимый запас прочности.

Таким образом, необходима корректировка конструкции узла с целью снижения напряжений. Для увеличения жесткости обечайки в конструкцию корпуса РК введены цилиндрические гильзы. Гильзы представляют собой цилиндры (рис. 3), привариваемые к обечайке в отверстия под поворотные основания лопаток.

Диаграммы распределения напряжений и перемещений для корпуса с гильзами приведены на рис. 4—6.

гильза

обечайка

-¿/¿/у,/,.

Рис. 3. Схема установки гильзы в корпусе рабочего колеса

Как видно на рис. 4—5, в среднем максимальные напряжения в обечайке рабочего колеса составляют 128 МПа, а на силовом поясе — 144 МПа.

Таким образом, применение цилиндрических втулок позволяет уменьшить напряжения в 2,3 раза.

При этом максимальные перемещения на обечайке (рис. 6) составляют 1,77 мм.

Запас прочности конструкции равен п = 390/144 = 2,7, что удовлетворяет условиям прочности ([п] = = 1,5) [4].

Также проведены исследования собственных частот колебаний корпуса. На рис. 7 представлены первые три собственные формы колебаний рабочего колеса.

Обечайка корпуса ротора вентилятора предназначена для формирования проточной части вентилятора и

Рис. 4. Распределение напряжений в корпусе рабочего колеса с гильзами:

1 - области максимальных напряжений

Рис. 5. Распределение напряжений в области гильзы в корпусе рабочего колеса: 1 - области концентрации напряжений в гильзе

Рис. 6. Распределение перемещений в корпусе рабочего колеса: 1 - области максимальных перемещений

№ п/п Толщина, мм Масса корпуса РК без цилиндрических гильз, кг Масса корпуса РК с цилиндрическими гильз, кг

1 3 3365 3366

2 6 3440 3483

3 9 3516 3558

4 12 3592 3634

5 15 3668 3711

6 20 3796 3841

7 30 4055 4105

8 45 4450 4515

9 65 4990 5075

10 90 5685 5797

Рис. 7. Формы колебаний корпуса РК: а) первая форма колебаний, частота 9.4 Гц; б) вторая форма колебаний, частота 82.6 Гц; в) третья форма колебаний, частота 103.7 Гц

улучшения условий обтекания лопаточных узлов. Обечайка находиться на значительном удалении от оси вращения, подвергаясь воздействию сил инерции и собственного веса. Поэтому для снижения материалоемкости и момента инерции желательно максимально снижать ее толщину без нарушения прочности конструкции. С целью обеспечения требуемой прочности и минииальной массы необходимо определить зависимость напряженного состояния обечайки от ее толщины.

Толщина обечайки варьировалась в диапазоне 3—90 мм (таблица).

На рис. 8 представлен график зависимости максимальных перемещений (а) и напряжений (б) на обечайке в зависимости от ее толщины. С увеличением толщины обечайки с 3 мм

до 90 мм перемещения в ней снижаются с 3,33 мм до 0,8 мм.

В первоначальном проекте толщина обечайки принималась равной 15 мм, при этом напряжения в обечайке составляли 128 МПа. При толщине обечайки 3 мм напряжения возрастают до 140 МПа. При толщине обечайки 90 мм величина напряжений — 105 МПа, что всего на 25 % меньше, чем при толщине 3 мм. Однако даже при уровне напряжений 140 МПа коэффициент запаса п = 390/140 = 2,8, что в 1,86 раза превышает требуемый коэффициент запаса ([ п] = 1,5). Поэтому целесообразно использовать обечайку с возможно минимальной толщиной, допустимой по технологическим

МПа

толщина обечайки толщина обечайки

а б

Рис. 8. График зависимости максимальных перемещений (а) и напряжений (б) в обечайке от толщины обечайки: 1 - без гильзы в обечайке; 2 - с гильзой в обечайке

требованиям к изготовлению обечайки. А без использования гильз безопасный уровень напряжений в обечайке можно обеспечить только за счет увеличения толщины обечайки до 60—80 мм.

Применение обечайки толщиной 3 мм по сравнению с исходным проектом с толщиной 15 мм позво-

1. Бочаров К.П., Волохов A.T. Шахтные вентиляторные установки главного проветривания. М.: Недра, 1982.

2. Попов H.A. Разработка реверсивных осевых вентиляторов главного проветривания шахт // Диссертация на соиск. уч. Степ. докт. техн. наук. — Институт горного дела СО РАН — Новосибирск-2001.

ляет снизить массу корпуса РК на 7,5%. Это позволит уменьшить момент инерции РК и улучшить его балансировку. Снижение массы РК способствует также уменьшению мощности на валу электродвигателя и снижению нагрузок на подшипниковые узлы.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Писаренко Г.С., Яковлев А.П., Матвеев В.В. Справочник по сопротивлению материалов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Наук. думка, 1988.

4. Левин А.В. Прочность и вибрация лопаток и дисков паровых турбин / А.В. Левин, К.Н. Боришанский, Е.Д. Кон-сон /Л.: Машиностроение, 1981. н'.мз

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -

Красюк Александр Михайлович - доктор технических наук, ведущий научный сотрудник, krasuk@cn.ru,

Русский Евгений Юрьевич - младший научный сотрудник, geomining@mail.ru, Институт горного дела СО РАН.

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.