Серия 5. Социально-экономические науки.
др. Оптимизация управления выпуском продукции на корпоративных предприятиях промышленности. Формирование научного и кадрового потенциала для инновационной модели развития России (практика университета). - М.: Издательство НИИ ПМТ, 2010.
5. Боронников Д.А., Яковенко Г.В., Яковенко А.Г. Анализ опыта реализаций идей устойчивого развития экономик в целях определения концепции развития промышленных кластеров. Известия МГТУ «МАМИ». Научный рецензируемый журнал. - М., МГТУ «МАМИ», № 2 (14), т. 3, 2012. с.241-248.
6. Аленина Е.Э., Тришкин А.Г. Формирование системы инновационного развития тракторного машиностроения. Материалы Международной научно-технической конференции Ассоциации автомобильных инженеров (ААИ) "Автомобиле- и тракторостроение в России: Приоритеты развития и подготовка кадров", посвященной 145-летию МГТУ "МАМИ". Книга 11, Москва, МГТУ «МАМИ», 2010 г.
7. Кудряшова В.В. Условия формирования финансовой среды российского предпринимательства. М.: Вестник МГУП, № 4. М.: МГУП, 2009.
Исследования корреляционной зависимости объема выпуска транспортных средств и оборудования от используемых факторов производства в сфере
машиностроения
Дворцова О.В., Наянов Е.А. Университет машиностроения 8(903)196-52-28, [email protected], 8(985)351-51-94, nayanow@,gmail.com
Аннотация. В материалах статьи содержится исследование, устанавливающее зависимость экономической устойчивости функционирования предприятия от величины разного рода производственных затрат в сфере машиностроения, описан алгоритм расчета коэффициентов парной корреляции зависимости величины объема выпуска товаров от размеров соответствующих затрат, а также представлена попытка разработки системы социально-экономических показателей, способствующих сохранению экологического равновесия и устойчивого экономического роста.
Ключевые слова: устойчивое развитие, экономический рост, коэффициент взаимной (парной) корреляции, технологические инновации, экологическое равновесие
Рациональное использование природных ресурсов является обязательным условием устойчивого развития любой отрасли хозяйства в стране. Несмотря на то что уже на протяжении последних 15 лет снижение показателей природоемкости определяют одним из основных индикаторов устойчивого развития, существенных сдвигов, направленных на улучшение технологического обновления производства и снижение природоемкости как в автомобилестроительной отрасли, так и в экономике в целом, до сих пор не наблюдается. Вследствие того что экономический рост определяется лишь «сырьевым» компонентом, переход на технологически новый уровень развития производственной деятельности остается проблематичным.
Оценивая экономический рост в сфере машиностроения, следует выявить экономическую эффективность функционирования данной отрасли с точки зрения степени целесообразности используемых ресурсов и совокупности факторов производства, необходимых для создания требуемого объема продукции. Поэтому первостепенной задачей на сегодняшний день является количественное измерение устойчивости развития отрасли, выявление соотношения количественных и качественных факторов экономического роста и, следовательно, разработка системы социально-экономических показателей, которые позволили бы оценить
степень устойчивости развития предприятий машиностроительной отрасли, определили бы положительную или отрицательную динамику движения к устойчивому развитию.
В данной работе представлен алгоритм расчета коэффициентов парной корреляции зависимости величины объема выпуска товаров в сфере машиностроения от размеров производственных затрат. Все расчеты проводились на основе статистических данных в секторе «Производство транспортных средств и оборудования» по показателям российских предприятий за пятилетний период [5]. Таблица 1 отражает исследуемые показатели функционирования предприятий данной отрасли.
Таблица 1
Сводные показатели работы организаций по виду экономической деятельности «Производство транспортных средств и оборудования» за период с 2007 по 2011 гг.
На начальном этапе вычислим корреляционную связь между годовым объемом выпуска продукции (таблица 2) и размером инвестиций в основной капитал предприятий, выпускающих транспортные средства. В сформированной таблице выборки наблюдаемых значений по горизонтали отражаем наблюдаемые показатели размера капитальных вложений в отрасль «Производство транспортных средств и оборудования» (х), а по вертикали - значения объема выпуска товара (у) в соответствующем периоде. Следует отметить, что при выполнении расчетов коэффициентов взаимной (парной) корреляции будем оперировать статистическими данными в одних единицах измерения - миллиардах рублей.
Таблица 2
Выборка показателей размера инвестиций в основной капитал предприятий при соответствующем объеме выпускаемых транспортных средств (ТС)
Чтобы вычислить коэффициент взаимной (парной) корреляции R (х,у), воспользуемся формулой 1:
К [х; у I
R(х, У) = г [ (1)
s[ xJs[ У J
где: К - сумма произведений отклонений значений переменных от их математического ожидания, рассчитываемая по формуле (2); о - среднее квадратичное отклонение дисперсии соответствующей переменной.
К [х; У J = X n • (хI - М [х J) • (у г - М [у J) (2),
где: n - количество экспериментов (в нашем случае количество лет наблюдений);
М[х], М[у] - математическое ожидание переменных х и у, определяется по формулам (3) и (4) соответственно.
М [ хJ = X х I • P I; М [ у] = X у I • Pi (3) и (4),
где: р; - вероятность наступления i-го события, оценивается как равновероятная величина для каждого случая (таблица 3, таблица 4).
Таблица 3
Оценка вероятности получения показателей размера инвестиций в основной капитал предприятий в 2007, 2008, 2009, 2010 и 2011 гг.
По формуле (3) рассчитываем математическое ожидание: М [х] = 95,86.
Таблица 4
Оценка вероятности получения показателей объема выпуска транспортных средств в
2007, 2008, 2009, 2010 и 2011 г.г.
По формуле (4) математическое ожидание для переменной у: М[у] = 1585,2.
На основе выявленных коэффициентов определяем К[х;у] = 5747,048.
Затем по формулам (5) и (6) определяем дисперсию и переходим к вычислению множителей о[х] и о[у] - среднего квадратичного отклонения (формулы (7) и (8)), знаменателя формулы (1).
В[ х] = Е (х, - М [ х])2 • А = 281,3264 В[ у ] = £ (у, - М [у])2 • р1 = 178038,2 (5) и (6), ст[ х] = у1 В[ х] = 16,77279 ст[ у ] = ^ В [ у] = 421,946 (7) и (8).
Имея в наличии все коэффициенты, используемые в формуле (1), рассчитаем коэффициент парной корреляции Я[х; у] = 0,81205.
На втором этапе определим влияние размера заработной платы на годовой объем выпуска продукции. Для этого подберем статистические данные по уровню заработной платы за тот же временной промежуток (таблица 5) и с учетом количества занятых в данной отрасли работников установим вероятность получения соответствующего показателя (таблица 6,
7, 8).
Таблица 5
Сводные показатели уровня заработной платы и численности работников по виду экономической деятельности «Производство транспортных средств и оборудования» за
период с 2007 по 2011 гг.
Таблица 6
Выборка значений показателей уровня заработной платы при соответствующем объеме
выпускаемых транспортных средств (ТС)
Таблица 7
Оценка вероятности получения показателей размера заработной платы в 2007, 2008,
2009, 2010 и 2011 гг.
Таблица 8
Оценка вероятности получения показателей объема выпуска транспортных средств в
2007, 2008, 2009, 2010 и 2011 г.г.
Математическое ожидание для двух переменных: М[х] = 19,92 и М[у] = 1585,2.
Далее определим Щх;у\ = 1213,876.
Проведем аналогичные расчёты для определения дисперсии (применяя формулы (5) и (6) и вычисления множителей о[х] и о[у] - среднего квадратичного отклонения (формулы (7)
и (8).
D[x] = £(x, - M[x])2 • Pi = 9,3776; D[y] = £(y, - M[y])2 • pt = 178038,2 s[ x] = D[ x] = 3,06228673; s[ y ] = J D [ y] = 421,946
Итак, на основе полученных коэффициентов высчитаем коэффициент парной корреляции R[x; у] = 0,93944622.
На последующих стадиях проведем аналогичные вычисления для получения коэффициентов парной корреляции, которые установят зависимость объема выпускаемой продукции от затрат на технологические инновации (нововведения как в области используемого сырья, так и применяемых производственных процессов) и от величины затрат на охрану окружающей среды. Итоговые расчеты занесем в таблицу 9.
Таблица 9
Коэффициенты парной корреляции зависимости объема выпускаемой продукции от различных затрат предприятий по виду экономической деятельности «Производство
транспортных средств и оборудования»
Выводы
В ходе проведенного исследования и анализа полученных коэффициентов, представленных в таблице 9, можно констатировать следующие положения:
• с учетом того, что коэффициент парной корреляции по зарплате существенно превосходит аналогичный показатель инвестиций в основной капитал, мы можем говорить о том, что в данном случае речь идет об интеллектуализации производственных процессов в машиностроении, и на сегодняшний момент автомобильное производство может быть признано более трудоемким, чем капиталоемким;
• очень близок к единице коэффициент, характеризующий деятельность предприятий, связанную с охраной окружающей среды, или его мероприятия по устранению уже нанесенного вреда посредством производственной деятельности;
• данный факт свидетельствует о том, что в настоящее время происходит качественный пересмотр основных механизмов функционирования предприятия, и экологический критерий в данной сфере выступает одним из главных параметров оценки целесообразного ведения предприятием своей экономической деятельности, так как доля его влияния на объем производства наивысшая;
• этот коэффициент можно рассматривать как один из параметров, позволяющих предприятию продолжать свое функционирование или всерьез задуматься о кардинальном изменении производственного процесса;
• весьма невысокие коэффициенты парной корреляции зависимости объема продукции от продуктовой инновационной деятельности подтверждают тот факт, что затраты в данную область рассматриваются предприятиями скорее рискованными, нежели перспективными.
Литература
1. Кибзун А.И., Горяинова Е.Р., Наумов А.В., Сиротин А.Н. Теория вероятностей и математическая статистика. Базовый курс с примерами и задачами. - М.: «ФИЗМАТЛИТ», 2002. - 224 с.
2. Кравцова В.И., Катанаев Н.Т., Аленина Е.Э. Оптимальный выпуск продукции на корпоративных предприятиях промышленности. - Сборник избранных трудов. 4-й Международный научный симпозиум «Современное автотракторостроение и высшая школа России», посвященный -140-летию МГТУ «МАМИ».- М: МГТУ «МАМИ», 2005.
3. Кремер Н.Ш., Путко Б.А., Тришин И.М. Математика для экономистов: от арифметики до эконометрики. - М.: «Высшее образование», 2007 г. -647 с.
4. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. - М.: Экономистъ, 2003. - 604 с.
5. Промышленность России. 2012: Стат.сб./ Росстат - М., 2012. - 445 с.
6. Тумасянц С.М., Платко А.Ю., Наянов Е.А. Исследование корреляционной взаимосвязи уровней развития промышленности и других отраслей с макроэкономическими показателями // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2012.- № 2.
Формирование инновационной целевой функции, определяющей этапы развития большого экономического цикла
д.э.н. Сельсков А.В., к.э.н. Сельскова Т.В.
Университет машиностроения 8(495) 228-48-79
Аннотация. Публикация посвящена проблемам формирования структуры инновационной целевой функции, которая представляет собой сумму функций передового экономического развития и стабилизации форм общественного существования с целью предотвращения политических и экономических кризисов в период внедрения новшеств в жизнь общества. Основной задачей данного исследования является поиск «мягкого» решения, когда в условиях наличия рыночной привлекательности долговых обязательств удается сформировать инновационный потенциал, достаточный для получения такого объема кредитных ресурсов, который позволит приступить к началу выполнения нового большого экономического цикла.
Ключевые слова: инновационная целевая функция, политические и экономические кризисы, инновационный потенциал, кредитные ресурсы, экономический цикл, инновационный продукт
Структура развития экономической системы состоит из большого экономического цикла, ход развития которого включает в себя конкурентное (инновационное), инвестиционное, экспансивное и эмиссионное развитие хозяйствующих субъектов. Очевидно, что конкурентные взаимоотношения определяют интенсивную сторону экономического развития, а прочие формы хозяйствования формируют экстенсивную сторону взаимодействия труда и капитала. Фактор качества вытекает из формирования ряда инновационных разработок, определяющих конкурентное преимущество предприятия (Inn). Финансовые инвестиции, экспансия и эмиссия формируют количественные формы экономических преимуществ хозяйственного развития. Финансовые инвестиции (inv), сформированные на базе кредитных ресурсов (К) или в результате рыночной деятельности, определяют объемы и мощности инновационной материально-технической базы (МТБ). Географическая экспансия (geo) определяет ресурсный подход к региональному развитию, когда экономические ресурсы (R) присоединенных террито-