Научная статья на тему 'Исследования износа контактных пар устройств токосъема монорельсового электрического транспорта'

Исследования износа контактных пар устройств токосъема монорельсового электрического транспорта Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
126
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Известия Транссиба
ВАК
Ключевые слова
МОНОРЕЛЬСОВЫЙ ТРАНСПОРТ / УСТРОЙСТВА ТОКОСЪЕМА / ИЗНОС / ИЗНОСОУСТАЛОСТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИЗНОСА / MONORAIL TRANSPORT / CURRENT COLLECTOR UNITS / WEAR / WEARINESS TESTS / MODELING / MATHEMATICAL MODEL / FORECASTING OF WEAR

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Сидоров Олег Алексеевич, Ступаков Сергей Анатольевич, Филиппов Виктор Михайлович

В статье представлены результаты экспериментальных исследований и расчета износа элементов системы токосъема монорельсового электрического транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Сидоров Олег Алексеевич, Ступаков Сергей Анатольевич, Филиппов Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research of current collector units contact pairs wear of monorail electric transport

In the article are presented results of experimental researches and calculation of current collector system elements wear of monorail electric transport.

Текст научной работы на тему «Исследования износа контактных пар устройств токосъема монорельсового электрического транспорта»

6. Адлер, Ю. П. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий [Текст] / Е. В. Маркова, Ю. В. Грановский. - М.: Наука, 1976. - 278 с.

УДК 621.336.7

О. А. Сидоров, С. А. Ступаков, В. М. Филиппов

ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗНОСА КОНТАКТНЫХ ПАР УСТРОЙСТВ ТОКОСЪЕМА МОНОРЕЛЬСОВОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА

В статье представлены результаты экспериментальных исследований и расчета износа элементов системы токосъема монорельсового электрического транспорта.

В России в 2006 г. была введена в эксплуатацию первоочередная трасса Московской монорельсовой транспортной системы (ММТС) между станциями метро «Тимирязевская» и «Ботанический сад». Ведутся работы по созданию скоростных линий сообщением «город -аэропорт».

Наряду с основными функциональными узлами монорельсовой дороги - линейным двигателем, системой колесного опирания, системой подвеса, межвагонными тележками -большое значение имеет система токосъема, надежное функционирование которой во многом определяет работоспособность всей транспортной системы.

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) с 1977 г. принимает участие во всех отечественных программах, связанных с теоретическими и экспериментальными исследованиями по совершенствованию и разработке новых вариантов токоприемников и токопроводов, в том числе для транспортных систем с жесткими токопроводами. В ОмГУПСе разработана методика исследования износа контактных пар устройств токосъема, которая реализуется лабораторным комплексом, включающим в себя специализированные установки возвратно-поступательного, вращательного и ударного типов. Лабораторный комплекс позволяет осуществлять износоусталостные испытания устройств токосъема магистрального и монорельсового электрического транспорта в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта при изменении в широком диапазоне изгибной и контактной нагрузок с учетом протекания электрического тока в контакте. Конструктивные особенности комплекса позволяют моделировать в элементах системы циклические и контактные напряжения от нагрузки, соответствующей реальному режиму эксплуатации.

Установка возвратно-поступательного типа (рисунок 1) используется для исследования контактных пар со сложной геометрической поверхностью, характерных для систем токосъема монорельсового транспорта, и позволяет проводить исследование износа контактных элементов при условии протекания в зоне контакта как постоянного тока, так и переменного.

Рисунок 1 - Схема установки возвратно-поступательного типа

Механическая часть комплекса включает в себя станину, на которой установлены направляющие, сочлененные со скользунами и закрепленной на них подвижной кареткой 1. На каретке закреплен контактный элемент 2, взаимодействующий с токопроводом 3, закрепленным на изолировочной пластине 4. Возвратно-поступательное перемещение каретки 1 осуществляется приводом вращения 5, связанным тягой 6 с кареткой.

Кроме возвратно-поступательного движения установка позволяет проводить исследования при одностороннем движении, т. е. имитировать реальный процесс движения в одном направлении. Этот режим используется также при исследовании контактных пар из анизотропных материалов. Процесс движения в одну сторону реализуется с помощью копира 7, который устанавливается на тяге. При движении ролика 8 по поверхности копира токопровод поднимается и половину периода вращения привода элементы трибосистемы не взаимодействуют.

Для сокращения области неустойчивого скольжения при исследовании узла трения необходимо увеличивать диссипационные составляющие в нормальном и касательном направлениях к поверхностям трения. Конструктивные особенности установки позволяют учитывать влияние диссипационных составляющих. Диссипационные составляющие силы трения в нормальном направлении к поверхностям трения реализованы в установке пневматическим резинокордным элементом 9, вмонтированным в тягу 6 [2].

Методика испытаний, реализуемая на установке возвратно-поступательного типа, включает в себя варьирование следующих параметров для каждой пары контактных материалов: контактного давления; скорости движения элементов пары трения; режимов движения (возвратно-поступательное и однонаправленное); полярности и силы электрического тока; параметров окружающей среды (температуры, влажности, запыленности) и др. Результаты исследований представлены на рисунках 2 - 5.

Дальнейшие исследования контактных пар системы токосъема монорельсового транспорта выполнялись с использованием математических моделей. В соответствии с положениями теории подобия в один критерий были объединены следующие факторы: плотность, твердость, коэффициент линейного расширения, удельная теплоемкость, теплопроводность [3, 4]. В качестве значений этих параметров при моделировании процесса внешнего трения и изнашивания были использованы данные о материалах, использованных в эксперименте.

Метод отсеивания несущественных факторов позволил определить следующую группу факторов для составления модели: нагрузку на образец Р, Н; радиус сферической поверхности г, м; скорость скольжения V, м/с; время испытания с; содержание меди в материале контактного элемента М, %; твердость материалов токопровода и контактного элемента Н1 и Н2; теплопроводность материала контактного элемента 11, Вт; удельную теплоемкость токопровода С2, Вт. В качестве параметра оптимизации принят износ массы И,„.

Рр

Рисунок 2 - Зависимость износа контактного элемента от силы тока в контакте

12

мкм/км К б

У 4

2

V / пмг

БрО I

/

\Cxaj ь 5

О 10 20 30 40 50 60 Н 80

Рр

Рисунок 3 - Зависимость износа токосъемных контактных элементов из различных материалов

от силы контактного нажатия

Рисунок 4 - Влияние на износ контактного элемента влажности окружающей среды

Рисунок 5 - Влияние на износ контактного элемента смены полярности тока в контакте

Функциональная зависимость между параметром оптимизации и факторами модели имеет вид:

Ит = ^1(Р; А; V; г; М; Н1/Н2; 1ь С2),

где Н1/Н2 - безразмерный симплекс.

В соответствии с положениями теории подобия получим уравнение подобия:

(1)

И

Р

у3

г Ргс„ Гт Г *т

Iг У

V г 1 У

(М У

Г Н Л

V Н2 У

Из соотношения (2) получим расчетное уравнение:

Г ТТ \

Ит Р

= ап

Грс± Г" Г * у

г\ 1 V г

(М у

Н

V Н2 У

(2)

(3)

где а0 - постоянная, отражающая влияние на процесс неучтенных факторов; ат,рт, ут, ет - коэффициенты, определяемые экспериментально; Ит/Р - симплекс (отношение износа массы контактного элемента к давлению); Ргс„

г211

- комплекс (мера отношения удельной мощности трения к способности токопро-

вода накапливать, а контактного элемента - передавать тепло);

vг|г - отношение пути трения к радиусу контактного элемента.

Полученная модель использовалась при соблюдении условий подобия контактирования нагружения и геометрической формы пары трения.

Расчетное уравнение (3) можно представить в виде:

у = а0 х1атХЬтХ3ГтХ;

'4 '

где Х1, Х2, Х3, Х4 - независимые переменные (факторы). После логарифмирования уравнение (4) имеет вид:

у = Ь0 + Ь1Х1 + Ь2 Х2 + Ь3 Х3 + Ь4 Х4,

(4)

(5)

где у - оценка параметра оптимизации; Ь1, Ь2, Ь3, Ь4 - оценки коэффициентов.

Для определения коэффициентов уравнения проведен полный факторный эксперимент в соответствии с матрицей планирования.

Для определения коэффициентов уравнения регрессии была использована формула:

! N (6)

Ь = -Е Хи ,

N и=1

где I = 0...4 - номер фактора;

1пУ. - отклик в опытах в точке и.

ш

В результате вычислений получено уравнение:

1пу = -8,376 + 0,425 1пХ1 - 0, 694 1пХ2 + 0,53 1пХ3 + 0, 769 1пХ4. (7)

Статистический анализ оценки достоверности полученного уравнения подтвердил выполнение гипотезы адекватности модели.

Выполняем потенцирование уравнения (7):

И = Р

-8,376

/п. Л0'425 / . \ -0,694

Ргс2 Г vг' V г211 I г у

( м )

0,53

/ \ 0,769

Г На

V Н2 у

(8)

На основании анализа уравнения (8) можно сделать вывод о том, что наиболее значительное влияние на параметр оптимизации оказывают механические свойства пары трения, а наименее значительный вклад в процесс изнашивания вносит параметр, учитывающий изменение нагрузки.

На рисунках 6 - 8 представлены зависимости износа контактного элемента, полученные на установке возвратно-поступательного типа, и результаты расчета. Экспериментальные и расчетные данные совпадают в области интенсивного механического износа, соответствующего диапазону контактного давления выше 30 Н.

12

МКМ'КМ А 8

6

У 4 2

О 10 20 30 40 50 60 Н 80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рр--

Рисунок 6 - Сравнение экспериментальных и расчетных данных для материала контактного элемента ПМГ

12

МКМ'КМ1

I 8

6

У 4 2

0 10 20 30 40 50 60 ТТ 80

Рисунок 7 - Сравнение экспериментальных и расчетных данных для материала контактного элемента БрОЦ

№1(1) 2010

м км/км А 8

6

У 4

2

О 10 20 .Î0 40 50 60 ТТ 80

Рр-*

Рисунок 8 - Сравнение экспериментальных и расчетных данных для стального контактного элемента

Анализ графиков на рисунках 6 - 8 позволяет сделать вывод о том, что прогнозировать величину износа с помощью уравнения (9) с определенной долей вероятности можно для нажатий в диапазоне 40 Н и выше. Это связано с тем, что при уменьшении контактного нажатия возрастает вероятность отрывов и связанных с ним случаев искрообразования и электроэрозионного разрушения поверхностного слоя контактных материалов, а при увеличении выше 48 Н существенную роль играет механический износ, приводящий к истиранию контактного элемента токоприемника и токопровода.

Небольшие отклонения между кривыми связаны с тем, что по формуле (9) вычисляется механический износ, но при этом не учитывается негативное воздействие тока в контакте. Однако в ходе экспериментальных исследований на стенде в зоне скользящего контакта протекал ток, который при нажатиях свыше 50 Н также оказывал незначительное влияние на износ контактного элемента.

Таким образом, в ОмГУПСе разработана методика экспериментальных исследований износа контактных пар устройств токосъема монорельсового электрического транспорта. Результаты расчета износа контактных пар устройств токосъема на модели адекватны экспериментальным данным в области значений интенсивного механического износа.

Список литературы

1. Сидоров, О. А. Методы исследования износа контактных пар устройств токосъема монорельсового электрического транспорта [Текст]: Монография / О. А. Сидоров, С. А. Ступа-ков / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2009. - 155 с.

2. Пат. 82444 Рос. Федерация: МПК В 60 L 3/12. Устройство для исследования скользящего контакта между токоприемником и токопроводом [Текст] / Сидоров О. А., Ступаков С. А., Томилов В. В., Кутькин А. Н., Филиппов В. М.; заявитель и патентообладатель Омский гос. ун-т путей сообщения. - № 2008149393; заявл. 15.12.08; опубл. 27.04.09, Бюл. № 12.

3. Браун, Э. Д. Моделирование трения и изнашивания в машинах [Текст] / Э. Д. Браун, Ю. А. Евдокимов, А. В. Чичинадзе. - М. : Машиностроение, 1982. - 191 с.

4. Гаркунов, Д. Н. Триботехника [Текст]: Учебник / Д. Н. Гаркунов. - М.: Машиностроение, 1989. - 328 с.

жмт

Ш20Т0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.