Научная статья на тему 'Исследования Э. Дж. Линдгрен в Северо-Западной Маньчжурии в контексте истории тунгусоведения'

Исследования Э. Дж. Линдгрен в Северо-Западной Маньчжурии в контексте истории тунгусоведения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЭТНОЛОГИИ / ТУНГУСОВЕДЕНИЕ / СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ МАНЬЧЖУРИЯ / ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭВЕНКИ-ОЛЕНЕВОДЫ Р. БЫСТРОЙ / Э. ДЖ. ЛИНДГРЕН / С.М. ШИРОКОГОРОВ / Е.Н. ШИРОКОГОРОВА / HISTORY OF ANTHROPOLOGY / TUNGUS STUDIES / NORTHWESTERN MANCHURIA / REINDEER EVENKI OF BYSTRAIA RIVER / E.J. LINGREN / S.M. SHIROKOGOROFF / E.N. SHIROKOGOROVA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сирина Анна Анатольевна

Статья представляет собой эссе по истории изучения тунгусов (эвенков) Северо-Востока Китая (историческая область Маньчжурии) в первые три десятилетия XX в. Поводом к его написанию послужила первая публикация на русском языке статьи британского антрополога (на момент написания статьи аспирантки Кэмбриджского университета) Э. Дж. Линдгрен «Северо-Западная Маньчжурия и тунгусы-оленеводы» (1930 г.) на страницах журнала «Известия лаборатории древних технологий». Статья Линдгрен рассматривается с точки зрения истории тунгусоведения и в контексте более ранних исследований, проведенных супругами Широкогоровыми в 1915-1917 гг. в Маньчжурии. Автор затрагивает вопросы сходства и различия этих экспедиций и их результатов, а также дает оценку статьи Линдгрен в сравнении со статьей Е.Н. Широкогоровой (1919 г.). По мнению автора, Линдгрен недооценила результаты исследований Широкогоровых, что побудило С.М. Широкогорова тогда же обратиться с письмом в редакцию журнала. Высказывается мнение, что методологические и методические расхождения между российской этнографией и британской антропологией стали ярко проявляться в 1920-х 1930-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of E.J. Lindgren in north-western Manchuria in context of the history of Tungus studies

The essay is devoted to the history of Tungus studies at the beginning of the XX century. The British post-graduated student E.J. Lindgren in 1930 conducted her first trip to the North-Western Manchuria for studying reindeer Tungus. Then she wrote an article on the subject, which now for the first time has translated into Russian language and published in this journal. Lindgren's article is considered in the context of the history of Tungus anthropology, namely in the context of the field researches conducted by S.M. and E.N. Shirokogoroffs in 1915-1917 in North-Western Manchuria. Some similarities and differences of these two expeditions are studied and some of the expeditions results are considered. In fact, Lindgren underestimated Shirokogoroff's researches in her article, as she did not know them all, which force Shirokogoroff to write a letter to the editor of the “Geographical Journal”. On the author's opinion the methodological and methodical divergence between Russian ethnography and British anthropology in 1930s was increased.

Текст научной работы на тему «Исследования Э. Дж. Линдгрен в Северо-Западной Маньчжурии в контексте истории тунгусоведения»

Оригинальная статья / Original article УДК 39

DOI: http://dx.doi.org/10.21285/2415-8739-2018-3-106-111

ИССЛЕДОВАНИЯ Э. ДЖ. ЛИНДГРЕН В СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ МАНЬЧЖУРИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ТУНГУСОВЕДЕНИЯ

© А.А. Сирина

Институт этнологии и антропологии Российской академии наук, 119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинский просп., 32-А.

Аннотация. Статья представляет собой эссе по истории изучения тунгусов (эвенков) Северо-Востока Китая (историческая область Маньчжурии) в первые три десятилетия XX в. Поводом к его написанию послужила первая публикация на русском языке статьи британского антрополога (на момент написания статьи - аспирантки Кэмбриджского университета) Э. Дж. Линдгрен «Северо-Западная Маньчжурия и тунгусы-оленеводы» (1930 г.) на страницах журнала «Известия лаборатории древних технологий». Статья Линдгрен рассматривается с точки зрения истории тунгусоведения и в контексте более ранних исследований, проведенных супругами Широкогоровыми в 1915-1917 гг. в Маньчжурии. Автор затрагивает вопросы сходства и различия этих экспедиций и их результатов, а также дает оценку статьи Линдгрен в сравнении со статьей Е.Н. Широкогоровой (1919 г.). По мнению автора, Линдгрен недооценила результаты исследований Широко-горовых, что побудило С.М. Широкогорова тогда же обратиться с письмом в редакцию журнала. Высказывается мнение, что методологические и методические расхождения между российской этнографией и британской антропологией стали ярко проявляться в 1920-х - 1930-х гг.

Ключевые слова: история этнологии, тунгусоведение, Северо-Западная Маньчжурия, полевые исследования, эвенки-оленеводы р. Быстрой, Э. Дж. Линдгрен, С.М. Широкогоров, Е.Н. Широкогорова.

Информация о статье. Дата поступления 12 мая 2018 г.; дата принятия к печати 15 июня 2018 г.; дата онлайн-размещения 29 сентября 2018 г.

Формат цитирования. Сирина А.А. Исследования Э. Дж. Линдгрен в Северо-Западной Маньчжурии в контексте истории тунгусоведения // Известия Лаборатории древних технологий. 2018. Т. 14. № 3. С. 106-111. DOI: 10.21285/2415-87392018-3-106-111

RESEARCH OF E.J. LINDGREN IN NORTH-WESTERN MANCHURIA IN CONTEXT OF THE HISTORY OF TUNGUS STUDIES

© A.A. Sirina

Institute of Ethnology and Anthropology of Russian Academy of Sciences, 32-A Leninskii Ave., Moscow 119991, Russian Federation

Abstract. The essay is devoted to the history of Tungus studies at the beginning of the XX century. The British post-graduated student E.J. Lindgren in 1930 conducted her first trip to the North-Western Manchuria for studying reindeer Tungus. Then she wrote an article on the subject, which now for the first time has translated into Russian language and published in this journal. Lindgren's article is considered in the context of the history of Tungus anthropology, namely in the context of the field researches conducted by S.M. and E.N. Shirokogoroffs in 1915-1917 in North-Western Manchuria. Some similarities and differences of these two expeditions are studied and some of the expeditions results are considered. In fact, Lindgren underestimated Shirokogoroff's researches in her article, as she did not know them all, which force Shirokogoroff to write a letter to the editor of the "Geographical Journal". On the author's opinion the methodological and methodical divergence between Russian ethnography and British anthropology in 1930s was increased.

Keywords: history of anthropology, Tungus studies, North-Western Manchuria, reindeer Evenki of Bystraia river, E.J. Lingren, S.M. Shirokogoroff, E.N. Shirokogorova

Известия Лаборатории древних технологий Том 14 № 3 2018 ISSN 2415-8739 (print)

Journal of Ancient Technology Laboratory Vol. 14 No. 3 2018 ISSN 2500-1566 (online)

Article info. Received May 12, 2018; accepted for publication June 15, 2018; available online September 29, 2018.

For citation. Sirina A.A. Research of E.J. Lindgren in north-western Manchuria in context of the history of Tungus studies. Izves-tija Laboratorii drevnih tehnologij = Journal of Ancient Technology Laboratory, 2018, vol. 14, no. 3, pp. 106-111. DOI: 10.21285/2415-8739-2018-3-106-111. (In Russian).

Это небольшое эссе написано в связи с первой публикацией на русском языке статьи британского антрополога Э. Дж. Линдгрен(1905-1988) «СевероЗападная Маньчжурия и тунгусы-оленеводы» (перевод с английского языка Ю.О. Синёвой). Поскольку статья Линдгрен впервые была опубликована в 1930 г., представляется необходимым пояснить исторический контекст ее появления и место, которое она занимает в историографии этнографического изучения эвенков Северо-Востока Китая.

Статья Линдгрен написана на основе доклада, сделанного ею на заседании Британского Королевского географического общества в апреле 1930 г. Э. Дж. Линдгрен, будучи аспиранткой факультета археологии и антропологии Кэмбриджского университета, в июне 1929 г. отправилась собирать полевые материалы к тунгусам-оленеводам (эвенкам-орочонам) в Северо-Западную Маньчжурию. В результате миграций эта группа, ранее кочевавшая на юге Якутской области, оказалась на китайской стороне границы.

Внутренняя Азия всегда интересовала Британию, которая встретилась здесь с сильным конкурентом - Россией. После революции 1917 г. влияние российского (теперь - советского) государства в регионе ослабло, но часть русского населения осталась в Маньчжурии. По данным В.А. Кормазо-ва, в районе Барги в 1920-х гг. проживало 4 619 русских, 2 020 китайцев и 3 110 представителей других народов (Кормазов, 1928), особенности их расселения были связаны с хозяйственными занятиями.

В статье изложены непосредственные впечатления Линдгрен от посещения ею района Барги, дана краткая геополитическая история региона, характеристика географических условий и приграничного населения, а также отдельно тунгусов-оленеводов. Статья написана в свободной манере, информативна, в ней есть яркие зарисовки ситуаций, встреч с местными жителями разных национальностей, внимательные наблюдения этногра-

фических деталей - в пути и гостиницах, на стоянках оленеводов. Язык и стиль описания несколько отличается от российского и, особенно, советского. В частности, в нем нет романтики, но присутствуют самоирония и ирония, которые и сегодня нередко встречаются в научных работах представителей британской антропологической школы (Андерсон, 2017). Информация о том, почему и как Линдгрен заинтересовалась культурой тунгусов Трёхречья, сколько времени она пробыла в поле и конкретно у тунгусов-оленеводов в 1929 г., какой материал, помимо представленного, собрала, в статье не сообщается. Судя по всему, эта первая поездка имела разведочный характер и была относительно кратковременной.

В этой связи необходимо вспомнить этногра-фо-лингвистическую экспедицию 1915-1917 гг. в Северо-Западную Маньчжурию супругов Широко-горовых. Сегодня, зная результаты их исследований, ставших антропологической классикой, можно утверждать, что Э. Линдгрен недооценила сделанное российскими учеными и в своей статье вскользь и невнятно отозвалась об их работах, поскольку, по ее словам, не была знакома с большинством их трудов, опубликованных к тому времени.

Неудивительно, что публикация статьи вызвала немедленную реакцию С.М. Широкогорова, бывшего сотрудника Музея антропологии и этнографии (МАЭ) Императорской Академии наук. С 1922 г. он находился в эмиграции в Китае, с сентября 1930 г. работал в университете Цинхуа в Пекине (Sirina, Zakurdaev, 2016). Сергей Михайлович внимательно следил за новейшей научной литературой по специальности. Он отправил письмо в редакцию журнала «The Geographical Journal», часть которого, касающегося карт, редакция дала в переложении, а часть - в виде коротких выдержек (North-Western Manchuria, 1930). Вероятно, письмо сохранилось в архиве редакции журнала, и было бы интересно опубликовать его без купюр. Широ-

ISSN 2415-8739 (print) Известия Лаборатории древних технологий Том 14 № 3 2018 ISSN 2500-1566 (online) Journal of Ancient Technology Laboratory Vol. 14 No. 3 2018

когоров назвал свою экспедицию первым систематическим и важным исследованием Маньчжурии, обозначил свой приоритет в этнографическом исследовании тунгусов данного региона, ссылаясь на ряд своих статей и монографию (Shirokogoroff, 1929), которая переведена на русский язык и опубликована в серии «Этнографическая библиотека» (Широкогоров, 2017). Ученый предположил, что Линдгрен не была знакома с его работами по причинам политических и военных событий начала XX в. - Первой мировой войны и Революции 1917 г. в России, которая разъединила Российскую академию наук с мировым научным сообществом; а также в связи с тем обстоятельством, что сам он находился вдали от академии, продолжая, тем не менее, вести свои исследования. Сергей Михайлович указал на ошибочность утверждения, высказанного Линдгрен в статье об отсутствии карт этого региона: карты были составлены русскими топографами (Линдгрен в своем путешествии сама использовала русскую военную карту). В ответ на критику Линдгрен он сообщил, что во время экспедиции сам составил карту Северо-Западной Маньчжурии, которая была у него украдена в 1920 г. Также он указал на ошибку, допущенную Линдгрен в написании р. Албазиха - Албази Хо (NorthWestern Manchuria, 1930. P. 445-446).

Интересно сравнить статью Э. Линдгрен (1930 г.) со статьей Е.Н. Широкогоровой «СевероЗападная Маньчжурия (Географический очерк по данным маршрутных наблюдений)» (1919 г.). Названия статей прямо совпадают по первым словам: «Северо-Западная Маньчжурия», но различаются выбором объекта исследования: у Широкогоровой это географической очерк региона, у Линдгрен -антропологический (тунгусы-оленеводы). На самом деле оба автора описывают и географию, и этнографию Северо-Западной Маньчжурии на основе личных наблюдений и других источников.

Широкогорова написала очерк в помощь путешественникам, которые придут в этот регион впоследствии. Она дала детальную характеристику сети дорог и троп региона, для удобства пользования даже представив ее в табличной форме, характеристики местности и населения, в том числе тунгусов-оленеводов, у которых Широкогоровы про-

жили около месяца (Широкогорова, 1919; Сирина, Давыдов, 2017). У Широкогоровой, как и у Линдгрен, изложение соответствует логике самого путешествия; попутно с научной классификацией представителей встреченных народов в зависимости от их хозяйственных занятий и образа жизни, связанных с географическими и природными условиями, даются романтические картины природы окружающей местности и сжатая характеристика трудных участков пути. Высокую оценку статье дал академик В.А. Обручев: «Статья дает известное понятие о рельефе и гидрографии этой, ранее совершенно неописанной, северной оконечности хребта Большого Хингана и прилежащей к нему с [Восточной] части хребта Иль-хури-алинь (Обручев, 1947. С. 68). Оттиск статьи Широкогоровой находится в архиве Линдгрен в Гуверовском институте войны, революции и мира в США.

На момент проведения экспедиций бесстрашные и увлеченные этнографией женщины были примерно одного возраста. Обе путешествовали в сопровождении мужчин, но Э. Линдгрен в своем тандеме с Оскаром Маменом была главной исследовательницей, а Елизавета Николаевна помогала собирать этнографические материалы своему мужу Сергею Михайловичу Широкогорову, этнографу МАЭ (Сирина, Давыдов, 2017). В обеих статьях чувствуется принадлежность авторов к разным культурным традициям, этнографическим школам, у них разное видение и восприятие мира, вызванное, вероятно, отчасти особенностями характеров, а отчасти, как сказал бы Широкогоров, «психоментальным комплексом». Однако до 1920-х -1930-х гг. между британской и российской этногра-фо-антропологическими школами было больше сходств, чем расхождений. Результаты работ Ши-рокогоровых и Линдгрен следует рассматривать как взаимодополняющие. Они интересны для историков как в части методики и методологии полевых исследований, так и особенностями восприятия и презентации материала.

Статья 1930 г. была первым научным опытом, скорее эссе, которое Линдгрен завершила пожеланием вернуться в Северо-Западную Маньчжурию. Это ей удалось в 1931-1932 гг. Вместе с Оскаром Маменом, ставшим к тому времени ее мужем,

Известия Лаборатории древних технологий Том 14 № 3 2018 ISSN 2415-8739 (print)

Journal of Ancient Technology Laboratory Vol. 14 No. 3 2018 ISSN 2500-1566 (online)

они провели стационарное полевое исследование у тунгусов-оленеводов, сняли этнографический фильм об эвенках Трехречья (недавно он был оцифрован) и сделали несколько тысяч фотографий. Линдгрен общалась и с русскими жителями Барги - казаками Трехречья, нередко встречалась с ними и обращалась к ним за помощью. Впоследствии она впервые подробно описала их взаимоотношения с тунгусами-оленеводами ^г^геп, 1938; Линдгрен, 2016). Собранные материалы составили основу ее диссертации1 и ряда статей, написанных в конце 1930-х гг. (Lindgren, 1935; Lindgren, 1939). Они уже имеют выраженную теоретическую матрицу, когда исследовательский материал помещен в общетеоретический контекст. В книге Широкогорова теоретическая матрица тоже присутствовала: он предложил собственную теорию. В статьях и книгах, написанных советскими этнографами на основе полевых материалов, и опубликованных в конце 1920-х - 1930-х гг. подобной теоретической матрицы, как правило, не было. Зато многим из этих работ была характерна выраженная прикладная направленность. Советские ученые в 1920-е гг. предприняли целый ряд экспедиций к тунгусским народам Сибири и Дальнего Востока. Перечислю имена лишь некоторых исследователей: Е.И. Титов, Б.Э. Петри, Г.М. Василевич, И.М. Суслов, Б.А. Куф-тин, М.Г. Левин, Я.Я. Рогинский, Т.И. Петрова и др. Стоит также отметить, что никто из советских этнографов и лингвистов у эвенков (тунгусов, орочонов) Маньчжурии после Широкогорова не работал (Е.И. Титов в середине 1920-х гг. несколько лет жил в Китае, в Харбине, он не проводил там полевые исследования). Не работала среди них и Г.М. Василевич. Лишь относительно недавно в 1990-х - 2010-х гг. научные и культурные связи оживились в виде научного обмена, выставочной деятельности и в других формах.

Вскоре после смерти Линдгрен ее сын Джон Линдгрен передал в музей Кэмбриджского университета коллекцию фотографий, которая была оцифрована и выборочно показана на выставке «Река. Звезды. Олени. Представляя эвенкийские и

1 Lindgren E.J. Notes on the Reindeer Tungus of Manchuria. Their Names, Groups, Administration and Shamans. Ph.D. Diss., Cambridge University Library. Cambridge, UK, 1936.

ISSN 2415-8739 (print) ISSN 2500-1566 (online)

орочонские общины Внутренней Монголии», прошедшей в Англии и Китае в 2015 г. Выставка под названием «Тунгусы-оленеводы Маньчжурии» состоялась также в Санкт-Петербургском отделении Русского Географического общества. На этих выставках наряду с фотографиями из экспедиции Линдгрен были представлены фотографии из экспедиции Широкогорова, хранящиеся в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (Davydov, 2017).

Со времени полевых исследований Широко-горовых и Линдгрен в Маньчжурии эвенки-оленеводы были трижды переселены в рамках китайской политики седентаризации. В 1967 г. эвенков переселили в поселок Алагуя, в 2003 г. - на 250 км южнее, в окрестности г. Хэньхэ в поселок Новая Алагуя. С 2003 г. региональные органы китайского государства проводят политику закрытия леса для неоседлых эвенков-оленеводов и создания оригинального эвенкийского городского поселения в тайге в рамках «экологического переселения» (Пешков, 2014; Xie, 2015). С 2007 г. эвенкам было запрещено охотиться. Предполагалось оседлое содержание оленей, с целью получения пантов (оленьи рога в период их роста, используются в медицинских целях). В поселке количество оленей стало быстро сокращаться, так как стойловое содержание для этих животных неприемлемо. По некоторым данным около тридцати эвенков со своими оленями снова вернулись в лес.

В настоящее время исторические судьбы и культура этой группы эвенков-оленеводов Китая привлекают большое внимание этнологов, антропологов, языковедов из Китая, Франции, Англии, России и других стран ^е, 2015; Ко^, Xie, 2015). Не только ученые, но и широкая общественность заинтересованы в знакомстве с уникальной культурой эвенков-оленеводов, свидетельством чего стали прошедшие выставки и новые планы по их организации.

Известия Лаборатории древних технологий Том 14 № 3 2018

Journal of Ancient Technology Laboratory Vol. 14 No. 3 2018

Библиографический список

Андерсон Д.Дж. Записки «ушедшей в себя улитки»: забайкальские экспедиции С.М. Широкогорова и формирование основ «этнос-мышления» // Этнографическое обозрение. 2017. № 5. С. 104-122.

Кормазов В.А. Барга: экономический очерк. Харбин: Экономическое бюро Китайской Военной железной дороги, 1928. 281 с.

Линдгрен Э.Дж. Пример культурного контакта без конфликта: эвенки-оленеводы и казаки СевероЗападной Маньчжурии // Известия Лаборатории древних технологий. 2016. № 1 (18). С. 20-34.

Обручев В.А. Восточная Монголия. Географическое и геологическое описание. Ч. 1-2. Обзор литературы. Орографический и гидрографический очерк: географическое и геологическое описание. М. - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1947. 352 с.

Пешков И.О. Право быть «символом леса» вместо «права на лес»: границы юридической дееспособности «традиционных сообществ» на примере опыта седента-ризации эвенков-оленеводов Внутренней Монголии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. XVII. № 5. С. 192-212.

Сирина А.А., Давыдов В.Н. Деятельная любовь: Елизавета Николаевна Широкогорова // Три века российской этнографии. Страницы истории: сб. ст. Вып. 1. Из истории российской этнографии, этнологии и антропологии. М.: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, 2017. С. 175-199.

Широкогоров С.М. Социальная организация северных тунгусов (с вводными главами о географии расселения и истории этих групп): монография. Сер. Этнографическая библиотека. М.: Наука - Восточная литература, 2017. 710 с.

Широкогорова Е.Н. Северо-Западная Маньчжурия (Географический очерк по данным маршрутных наблюдений). Владивосток: Типография Областной земской управы, 1919. 47 с.

Davydov V.N. A tontemporary Russian Museum Com-

References

Anderson D.Dzh. Notes of a "retired snail": TransBaikal expeditions of S.M. Shirokogorov and the ap-pearence of the principles of "ethnos-thinking". Et-nograficheskoe obozrenie [Etnographic review], 2017, no. 5, pp. 104-122. (In Russian).

Kormazov V.A. Barga: ekonomicheskii ocherk [Barga: an economic essay]. Kharbin: Ekonomicheskoe byuro Ki-taiskoi voennoi zheleznoi dorogi Publ., 1928, 281 p. (In Russian).

Lindgren E.D. An Example of Culture Contact Without Conflict: Reindeer Tungus and Cossacks of Northwestern Manchuria. Izvestiya Laboratorii drevnikh tekhnologii [Reports of the Laboratory of Ancient Technologies], 2016, no. 1 (18), pp. 20-34. (In Russian).

Obruchev V.A. Vostochnaya Mongoliya. Geograficheskoe i geologicheskoe opisanie [Eastern Mongolia. Geographical and geological description]. Parts 1-2. Obzor literatury. Orograficheskii i gidrograficheskii ocherk: geograficheskoe i geolo-gicheskoe opisanie [Parts 1-2. Literature review. Orographic and hy-drographic sketch: geographic and geological description]. Moscow - Leningrad: Izdatel'stvo akademii nauk SSSR Publ., 1947, 352 p. (In Russian).

Peshkov I.O. The right to be a "forest symbol" instead of "the right to the forest": the boundaries of the legal capacity of "traditional communities" based on the experience of the sedentarization of Evenk reindeer herders in Inner Mongolia. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii [Journal of Sociology and Social Anthropology], 2014, vol. XVII, no. 5, pp. 192-212. (In Russian).

Sirina A.A., Davydov V.N. Deyatel'naya lyubov': Elizaveta Nikolaevna Shirokogorova [Active love: Elizaveta Nikolaevna Shirokogorova]. Tri veka rossiiskoi etnografii. Stranitsy istorii [Three centuries of Russian ethnography. Pages of History]. Iss. 1. Iz istorii rossiiskoi etnografii, et-nologii i antropologii [From the history of Russian ethnography, ethnology and anthropology]. Moscow: Institute of Ethnology and Anthropology named after N.N. Miklukho-Maklay, Russian Academy of Sciences Publ., 2017, pp. 175199. (In Russian).

Shirokogorov S.M. Sotsial'naya organizatsiya sev-ernykh tungusov (s vvodnymi glavami o geografii rasse-leniya i istorii etikh grupp) [The social organization of the northern Tungus (with introductory chapters on the geography of settlement and the history of these groups)]. Ser. Etnograficheskaya biblioteka [Ethnographic library]. Moscow: Nauka - Vostochnaya literatura Publ., 2017, 710 p. (In Russian).

Shirokogorova E.N. Severo-Zapadnaya Manchzhuriya (Geograficheskii ocherk po dannym marshrutnykh na-blyudenii) [North-West Manchuria (Geographical sketch based on the data of the route observations)]. Vladivostok: Tipografiya Oblastnoi zemskoi upravy Publ., 1919, 47 p. (In Russian).

Davydov V.N. A Contemporary Russian Museum Com-

Известия Лаборатории древних технологий Том 14 № 3 2018 ISSN 2415-8739 (print)

Journal of Ancient Technology Laboratory Vol. 14 No. 3 2018 ISSN 2500-1566 (online)

bining the Traditions of Ethnography and Western Anthropology // Inside the World's Major East Asian Collections: One Belt, One Road, and Beyond. New-York - Oxford: Elsevier, 2017. P. 245-258.

Kolas A., Xie Y. Reclaiming the Forest. The Ewenki Reindeer Herders of Aoluguya. New-York - Oxford: Berghahn, 2015. 198 p.

Lindgren E.J. North-Western Manchuria and the Reindeer Tungus // Geographical Journal, 1930. Vol. LXXV. No. 6. P. 518-536.

Lindgren E.J. The Reindeer Tungus of Manchuria // Journal of Royal Central Asian Society, 1935. Vol. 22. P. 221-231.

Lindgren E.J. An Example of Culture Contact Without Conflict: Reindeer Tungus and Cossacs of Northwestern Manchuria // American Anthropologist, 1938. Vol. 40. No. 4. P. 605-621.

Lindgren E.J. The Khingan Tungus. Man, 39. December, 1939. P. 194.

North-Western Manchuria and the Reindeer Tungus. The Monthly Record // The Gegraphical Journal, 1930. Vol. 76. No. 5. P. 445-446.

Shirokogoroff S.M. Social Organization of the Northern Tungus. Shanghai, 1929. 427 p.

Sirina A.A., Zakurdaev A.A. Shirokogoroff - A Portrait of the Anthropologist (From His Letters to the Sinologist Alekseev) // Asian Ethnicity, 2016. Vol. 17. Iss. 1. P. 15-29.

Xie Y. Ecological Migrants: The Relocation of China's Ewenki Reindeer Herders. New York & Oxford: Berghahn Books, 2015. 220 p.

Критерии авторства

Сирина A.A. выполнила исследовательскую работу, на основании полученных результатов провела обобщение, подготовила рукопись к печати, имеет на статью авторские права и несет полную ответственность за ее оригинальность.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Сведения об авторе Сирина Анна Анатольевна,

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии Российской академии наук,

119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинский

просп., 32-А,

e-mail: annas@iea.ras.ru

bining the Traditions of Ethnography and Western Anthropology. Inside the World's Major East Asian Collections: One Belt, One Road, and Beyond. New-York - Oxford: Elsevier, 2017, pp. 245-258.

Kolas A., Xie Y. Reclaiming the Forest. The Ewenki Reindeer Herders of Aoluguya. New-York - Oxford: Berghahn, 2015, 198 p.

Lindgren E.J. North-Western Manchuria and the Reindeer Tungus. Geographical Journal, 1930, vol. LXXV, no. 6, pp. 518-536.

Lindgren E.J. The Reindeer Tungus of Manchuria // Journal of Royal Central Asian Society, 1935, vol. 22, pp. 221-231.

Lindgren E.J. An Example of Culture Contact Without Conflict: Reindeer Tungus and Cossacs of Northwestern Manchuria // American Anthropologist, 1938, vol. 40, no. 4, pp. 605-621.

Lindgren E.J. The Khingan Tungus. Man, 39. December, 1939, p. 194.

North-Western Manchuria and the Reindeer Tungus. The Monthly Record. The Gegraphical Journal, 1930, vol. 76, no. 5, pp. 445-446.

Shirokogoroff S.M. Social Organization of the Northern Tungus. Shanghai, 1929, 427 p.

Sirina A.A., Zakurdaev A.A. Shirokogoroff - A Portrait of the Anthropologist (From His Letters to the Sinologist Alekseev). Asian Ethnicity, 2016, vol. 17, iss. 1, pp. 15-29.

Xie Y. Ecological Migrants: The Relocation of China's Ewenki Reindeer Herders. New York & Oxford: Berghahn Books, 2015, 220 p.

Attribution criteria

Sirina A.A. made the research work, on the basis of the results conducted a compilation, prepared the manuscript for publication, she owns the copyright on this article and solely responsible for its originality.

Conflict of interest

The author declares no conflict of interest.

Information about the author

Anna A. Sirina,

Doctor of Sciences (History), Leading Research Fellow, Institute of Ethnology and Anthropology of Russian Academy of Sciences,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32-A Leninskii Ave., Moscow 119991, Russian Federation, e-mail: annas@iea.ras.ru

ISSN 2415-8739 (print) Известия Лаборатории древних технологий Том 14 № 3 2018 ISSN 2500-1566 (online) Journal of Ancient Technology Laboratory Vol. 14 No. 3 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.