Научная статья на тему 'Исследования Баяновского могильника'

Исследования Баяновского могильника Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
341
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОГИЛЬНИК / ПОГРЕБЕНИЕ / ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / BURIAL GROUND / BURIAL / OBSEQUIAL RITES / MATERIAL CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Данич А.В.

В статье впервые обобщаются результаты многолетних противоаварийных полевых исследований Баяновского могильника X в., описывается его местонахождение, история изучения, краткие итоги работ, характеристика погребального обряда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF BAYANOVSKIY BURIAL GROUND

Results of many years of anti-damage field research of the 10th century Bayanovskiy burial ground are summarized for the first time in the article, its location, history of study, a brief summary of the work, characteristic of the funeral rite are described.

Текст научной работы на тему «Исследования Баяновского могильника»

А.В. Данич

(Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь)

ИССЛЕДОВАНИЯ БАЯНОВСКОГО МОГИЛЬНИКА

В статье впервые обобщаются результаты многолетних противоаварийных полевых исследований Баяновского могильника X в., описывается его местонахождение, история изучения, краткие итоги работ, характеристика погребального обряда.

Ключевые слова: могильник, погребение, погребальный обряд, материальная культура.

A.V. Danich

(Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm) RESEARCH OF BAYANOVSKIY BURIAL GROUND

Results of many years of anti-damage field research of the 10th century Bayanovskiy burial ground are summarized for the first time in the article, its location, history of study, a brief summary of the work, characteristic of the funeral rite are described.

Key words: burial ground, burial, obsequial rites, material culture.

Памятник был обнаружен весной 1951 г. при разработке карьера, из которого брали грунт для насыпи строящейся железной дороги Левшино-Кизел, которым была разрушена часть памятника. Солдаты воинской части, строившей дорогу, собрали эти вещи и сообщили о находках в Молотовский (Пермский) областной краеведческий музей, а затем в Молотовский государственный университет.

В 1951 и 1953 г. на могильнике были произведены раскопки отрядом КАЭ при помощи солдат части под руководством В. А. Оборина.

На раскопах было исследовано 17 погребений. Все погребения располагались неглубоко, на уровне 30-50 см от поверхности в слое светлого суглинка на подстилающем слое плотной глины бурого цвета. Очертания могильных ям были прослежены почти во всех погребениях. Сохранность костей очень плохая. Сохранились остатки бересты, в которую заворачивались покойники при погребении. Между могилами и над ними на глубине 30-40 см от поверхности были обнаружены остатки тризны в виде глиняных сосудов, костей животных (преимущественно зубы лошади) и угольков. Погребенные лежали в вытянутом на спине положении и все были ориентированы головой на север, три погребения головой на запад. Прослежено два ряда погребений - семь погребений в одном ряду и три погребения в другом. Ряды вытянуты с запада на восток. Общая площадь раскопок составила 145 м2. Памятник был датирован IX-X вв. (Оборин, 1953; Оборин, 1965).

Одиннадцатого сентября 2004 г. памятник был осмотрен В.В. Ильиных, сотрудником КАЭ ПГУ. Были обнаружены следы грабительских раскопок площадью около 1500 м2. Всего было насчитано 52 свежие грабительские ямы и более 40 старых, глубиной от 20 до 60 см. На поверхности грабительских ям был собран подъемный материал - около 200 находок. По данному факту были опрошены местные жители и составлен акт с председателем сельского совета В.Ф. Безматерных. Как пояснил водитель сельского совета Н.Н. Якушев, на

© Данич А.В., 2016

памятнике производились раскопки неизвестными 9-10 сентября 2004 г., приехавшими на двух машинах.

Как выяснилось, это был не первый приезд «черных археологов» из Москвы. Памятник регулярно разграблялся в 2003-2004 гг.

Девятого мая 2005 г. группа «черных археологов» вновь посетила памятник, но была остановлена археологами КАЭЭ ПГПУ, посетившими могильник в этот же день.

В 2005-2016 гг. работы на могильнике проводились отрядом КАЭЭ ПГГПУ под руководством А.В. Данича в рамках программы противоаварийных археологических исследований на разрушающихся археологических памятниках Пермского края в рамках государственной программы «Культура Пермского края».

За 12 лет исследований могильника на площади 2282 м2 (рис. 1) было изучено 389 погребений. Памятник был датирован X в.

На памятнике зафиксировано 18 рядов могил, содержащих разное количество погребений. Плотность могил в рядах различна. Была прослежена ориентировка могильных ям на могильнике. Длинной осью могильные ямы ориентированы по линии: ССЗ-ЮЮВ (44,7 %), С-Ю (42,4 %), ССВ-ЮЮЗ (5,7 %), СЗ-ЮВ (5,1 %), СВ-ЮЗ (1,2 %), З-В (0,5 %), ЗСЗ-ВЮВ (0,2 %), ВСВ-ЗЮЗ (0,2 %). Ориентировка погребений от пола погребенного не зависит.

Погребения имеют овально-подпрямоугольную форму и отвесные стенки, плавно переходящие в обычно ровное дно. Глубина могильных ям 0,42-1,25 м от поверхности.

Выяснено, что кости скелета в погребениях практически не сохранились, за исключением отдельных фрагментов.

Погребения совершены по обряду ингумации - в погребениях отсутствуют кальцинированные кости, прокалы, мощные углисто-зольные пятна. Следов огня

нет и на украшениях. Только в засыпи всех погребений содержатся мелкие угольки, что связано с культом огня. Исключение составляет погребение № 51, которое было выполнено по обряду кремации.

В погребениях обнаружен разнообразный вещевой материал. Для женских погребений характерны украшения: височные подвески, бусы, бронзовые подвески и привески, пронизки, браслеты. Для мужских захоронений характерен более скромный набор украшений, чем у женщин, а также предметы вооружения, такие как наконечники стрел, сабли, топоры, ножи, снаряжение коня, кресала и т.д.

Погребальный обряд

Способ захоронения, ориентировка, положение умершего, состав и расположение инвентаря, устройство могильной ямы и т.д. характеризуют этнокультурную принадлежность погребенного, систему общественных отношений и идеологических представлений населения, оставившего тот или иной могильник. В силу этого погребальный обряд становится важнейшим археологическим источником для изучения древней истории и культуры.

В результате работ 1951, 1953, 2005-2016 гг. на могильнике было исследовано 406 погребений, удалось проследить детали погребального обряда -формы и размеры могильных ям, устройство погребений, положение костяка, инвентаря и другие детали. Практически все черты обрядности находят полные аналогии в погребальных памятниках Пермского Предуралья.

Могильник расположен на высоком коренном берегу, с которого хорошо просматривались близлежащие окрестности. Заполнение площадки могилами начиналось от края террасы и шло вглубь ее.

Для памятника характерно рядовое расположение могил. На данный момент зафиксировано 18 рядов могил, содержащих разное колличество погребений. Плотность могил в рядах различна. На некоторых участках могилы располагаются вплотную, особенно в южной части исследованной площади. Ряды не всегда четко выдержаны, на площади могильника видны не заполненные могилами участки, некоторые могилы располагаются вне рядов.

Захоронения грунтовые, без каких-либо явных следов на современной поверхности. Вероятнее всего, в древности место погребений было каким-то образом отмечено, скорее всего, небольшим холмиком или деревянным сооружением. Этот факт подтверждает то, что на памятнике фактов взаимопроникновений погребений практически не обнаружено.

Могильные ямы имеют преимущественно прямоугольную форму с закругленными углами. Также известны ямы овальные и неправильных очертаний. Дно могил ровное, стенки вертикальные.

У четырех погребений вдоль стенок прослежены ступеньки. В погребении № 101 ступенька глубиной 13 см в С и СЗ сторонах шириной 10-18 см; в погребении № 150 небольшая ступенька в СВ углу погребения высотой 10 см и шириной 10 см; в погребении № 318 ступенька с северной, восточной, южной сторон глубиной 5 см и шириной до 20 см; в погребении № 397 ступенька по всей окружности глубиной 12 см и шириной до 10 см.

Глубина могильных ям 0,35-1,2 м от поверхности, но стоит отметить, что среднестатистическая глубина погребения составляет около 0,6-0,7 м от поверхности. Детские погребения имеют глубину 0,3-0,4 м от поверхности.

Ориентировка могильных ям на могильнике отличается большим разнообразием. Длинной осью могильные ямы ориентированы по линии: ССЗ-ЮЮВ

(44,7 %), С-Ю (42,4 %), ССВ-ЮЮЗ (5,7 %), СЗ-ЮВ (5,1 %), СВ-ЮЗ (1,2 %), З-В (0,5 %), ЗСЗ-ВЮВ (0,2 %), ВСВ-ЗЮЗ (0,2 %). Ориентировка погребений от пола погребенного не зависит.

Некоторые из погребений, располагающиеся в восточной части памятника, имеют нестандартную ориентировку - СВ-ЮЗ - крайние ряды, расположенные к карстовой воронке повторяют направление стороны карста. По-видимому, карстовая воронка имела особое значение в представлениях о загробном мире и учитывалась в погребальном обряде.

Из общей схемы направлений выбивается погребение № 272, у которого направление Ю-С. Но, на наш взгляд, это ошибка при погребении покойного и никакой смысловой нагрузки в этом нет.

В ряде погребений северо-восточной части памятника на дне погребения зафиксирована тонкая прослойка песка.

На территории Пермского Предуралья наличие речного песка в заполнении могильных ям в погребениях Х-Х1 вв. зафиксировано на четырех могильниках: Рождественском, Огурдинском, Питер (Степаново Плотбище), Антыбарском. За пределами Пермского края прослойка чистого речного песка толщиной 1 см была выявлена в погребении № 70 могильника Арантур 27 в Тюменской области. Песчаная прослойка находилась под слоями бересты и меха (Степанова, 2008).

Вопросу использования речного песка в погребальной обрядности средневекового населения Пермского Предуралья была посвящена статья Н.Б. Крыласовой (Крыласова, 2009). Учитывая, что прослойки песка использовались как подстилка или как покрытие умершего, нельзя исключать, что речной песок употреблялся в качестве очистительного средства (Крыласова, 2009, с. 96).

На памятнике присутствуют два обряда погребения: трупосожжение и трупоположение.

За период работ было исследовано только одно погребение, выполненное по обряду кремации.

Погребение № 51 зафиксировано на квадратах С/17-18 в виде пятна овальной формы на материковом слое, заполненном вещами и антропологическим материалом (Данич, 2008). Погребение ориентировано по линии С-Ю, зафиксировано на глубине -0,7 м от поверхности этой части раскопа. Его размеры 1,1x0,72 м, максимальная глубина -0,06 м от уровня фиксации. Дно ровное. В погребении представлено более 150 фрагментов костей, которые подверглись воздействию высокой температуры. Средний размер костей - 4 см, максимальный -7,5 см (фрагмент бедренной кости). Останки принадлежат женщине (< 30 лет).

При обряде трупосожжения умершего, вероятно, сжигали на стороне без верхней одежды и украшений, так как вещевой инвентарь не имеет следов огня. Сожжение производилось за пределами исследованной площади могильника. Возможно, на костре в северо-восточной части могильника, где есть следы мощного прокала. Прокал находился за территорией, на которой расположены погребения. Остатки сожжения - кальцинированные кости - ссыпали в могилу (кости черепа и остальные кости разложены отдельно, в соответствии общему направлению остальных захоронений), а сверху выкладывали погребальный инвентарь в соответствии с тем, как он носился при жизни.

Кости скелета в погребениях практически не сохраняются, за исключением отдельных фрагментов. Но, несмотря на практически полное отсутствие костяков, можно с уверенностью сказать, что все остальные погребения совершены по обряду ингумации - в погребениях отсутствуют кальцинированые кости, прокалы, мощные углисто-зольные пятна. Следов огня нет и на украшениях.

Только в засыпи всех погребений содержатся мелкие угольки, что связано с культом огня.

В большинстве могил погребенные уложены на спину, головой на С-СЗ. Руки вытянуты вдоль корпуса или уложены в абдоминальной области. Ноги выпрямлены. Таз раскрыт, кости лежат на наружных поверхностях, вероятно покойного оборачивали в плотный материал (кожа, шкура, береста). Челюсти погребенных сомкнуты, нижняя челюсть стоит на основании (иногда слегка завалившись набок), это позволяет предполагать наличие подстилки под головой.

Характер погребальных конструкций выяснить трудно, так как в большинстве случаев они представляют собой незначительные куски истлевшего дерева. В одних случаях древесные остатки можно реконструировать как дощатые настилы на дне, в других, в верхней части погребения, редко встречаются вертикально стоящие фрагменты досок.

Погребения, по всей видимости, осуществлялись в дощатых гробах. Толщина сохранившихся досок до 0,7 см. Сверху гробы перекрывались либо досками, либо корой. В ряде случаев фиксируется покрытие или обертывание умершего шкурой животного.

Захоронения, как правило, одиночные. Но зафиксировано 14 погребений, в которых одновременно было захоронено от двух до четырех человек (рис. 2, таблица).

1 - наконечник копья (-2,22 м)

3 - серебряное височное кольцо (-2,24 м)

4 - серебряное височное кольцо (-2,24 м)

5 - серебряная маска (-2,14-2,24 м)

6 - сабля (-2,20-2,24 м) 7-топор (-2,09-2,24 м) 9 - береста (-2,21 м) 10- бронзовая пряжка (-2,25 м) 11 - фрагменты кожаного ремня с бронзовым

наконечником и накладками из свинцово-оловянистого сплава (-2,22 м)

12- бронзовая пряжка (-2,25 м)

13- бронзовый браслет (-2,25 м) 14 - нож (-2,23 м) 15- кресальные кремни (-2,24 м) 16 - нож (-2,24 м)

17- деревянная доска (-2,25 м)

19 - удила (-2,22 м)

Кости животных и костяк:

2 - череп (-2,11-2,24 м) 8 - кости рук (-2,23 м)

18- кости ног (-2,24 м)

Погребенный 2:

22 - железная пряжка (-2,24 м)

24 - топор (-2,21 м)

25 - бронзовая подвеска-коготь (-2,24 м)

Кости животных и костяк:

20 - череп (-2,11-2,24 м)

21 - кости рук (-2,23 м)

23 - кости ног (-2,24 м)

Погребенный 3:

26 - мех (-2,26 м)

28 - пронизь из 3 бронзовых бусин (-2,25 м)

29 - сердоликовая бусина (-2,25 м) 31 - бронзовые пронизки (-2,25 м)

Кости животных и костяк:

27 - зубы (-2,25 м)

30 - бабка (-2,25 м)

В

Рис. 2. Погребение № 242, парное

Коллективные погребения

№ погребения Пол Возраст № погребения Пол Возраст

в 25-35 лет в Взрослый

105 9? 0,6 года ± 3 мес. 137 в Взрослый

в? 20-30 лет в Взрослый

108 Вероятно молодая женщина или подросток 165 в? 18-25 лет

в 20-30 лет 9 20-30 лет

114 в 7 лет ± 24 мес. в 35-50 лет

в 30-40 лет в >25 лет

116 в 4 года ± 12 мес. 242 ? 3 года ± 1 год

127 9 20-30 лет 9 25-30 лет

9 20-30 лет 252 9 25-35 лет

в ? ? Новорожденный

128 в 40-60 лет ? 4 года ± 1 год

в ? в? >20 лет

134 в Взрослый 356 9 4 года ± 1 год

в Взрослый 9 2 года ± 0,5 года

135 9 16-25 лет в ?

? 20-30 лет 385 в ?

в ?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также на северо-восточной части могильника были найдены три скопления человеческих костей, являющихся вторичными захоронениями. По-видимому, люди погибли где-то на стороне, и уже после разложения мягких тканей удалось собрать их останки и перенести на могильник. Скопления располагаются выше общего уровня фиксации погребений и составляют один ряд. Можно говорить о взаимосвязи этих трех скоплений между собой и связь скопления № 109 с кенотафом, расположенным ниже его по уровню (№ 134, № 137).

Наличие одновременных парных погребений, кенотафов и костей с рублеными ранениями в скоплениях наводит на мысль о том, что население, использовавшее могильник, пережило ситуацию, связанную с военными столкновениями в период возникновения данных погребений.

По всей вероятности, у населения, оставившего могильник, было распространено представление о загробном мире как о продолжении жизни земной, поэтому умерших хоронили в праздничной одежде с привычным набором украшений и вещами, которыми они пользовались при жизни. Поэтому все погребенные сопровождались металлическими деталями одежды, украшениями, орудиями труда, оружием и глиняными сосудами.

Сохранившиеся в некоторых захоронениях могильника остатки одежды позволяют утверждать, что умерших одевали в тканое платье, затем в верхнюю меховую одежду мехом внутрь и подпоясывали.

Умершие были уложены на дне могилы, вытянуто на спине, украшения и принадлежности костюма располагались так, как использовались при жизни.

Инвентарь погребений четко разделяется в соответствии с полом погребенного. Для мужских захоронений характерен более скромный набор украшений, чем у женщин, предметы вооружения, такие как наконечники стрел, сабли, топоры, ножи, снаряжение коня, кресала и т.д. Для женских погребений характерны украшения: височные подвески, бусы, бронзовые подвески и привески, пронизки, браслеты. Остатки головных уборов обнаружены в виде венчиков, украшенных прямоугольными накладками из оловянистого сплава.

Судя по расположению инвентаря и остатков костяков в захоронениях, можно говорить о том, что погребенные лежали ногами к реке. Этот обряд захоронения умерших отмечен в Прикамье с эпохи раннего железа.

На присутствие культа коня указывают многочисленные находки зубов данного животного как на разрушенной части памятника, так и на неразрушенной.

Обычай сопровождения погребений воинов захоронениями коня или его частей был широко распространен в I тыс. н.э. у многих племен степной и лесостепной полосы Евразии (Иванов, 1998, с. 120). Лошадь, умерщвленная при похоронах, должна была, вероятно, сопровождать хозяина в его загробном путешествии. Но при этом в могилу помещали не всего коня, а лишь символические его части. В большинстве случаев мясо жертвенных коней съедалось. Этот жертвенно-поминальный обряд, связан либо непосредственно с моментом погребения, либо совершался по истечении определенного срока.

0

2 - серебряная маска (-1,08-1,17 м)

3 - наконечник копья (-1,17 м)

4 - серебряное височное кольцо (-1,18 м)

5 - шесть наконечников стрел (-1,19 м)

6 - фрагмент ремня с бронзовыми

накладками (-1,14 м)

7 - фрагменты меха (-1,14 м)

9 - фрагменты ремня с бронзовыми

накладками и бронзовой пряжкой (-1,19 м) 10- бронзовое кресало (-1,22 м) 11 - бронзовый браслет (-1,13-1,16 м) 12- костяной гребень (-1,21 м) 13 - привески из бронзовых бусин с бронзовыми подвесками на концах (-1,18 м)

14- изделие из дерева (-1,19-1,21 м)

15- костяная солонница (-1,19-1,21 м)

16- бронзовая скоба (-1,21 м)

17- серебряная обкладка сумочки (-1,22 м)

18- фрагменты дерева (-1,24 м)

19- бронзовая пряжка (-1,17 м)

20 - нож (-1,22 м)

21 - бронзовый наконечник ремня (-1,23 м) 23-топор (-1,20 м)

Кости животных и костяк:

1 - череп (-1,08-1,18 м)

8 - кости предплечья (-1,21-1,23 м)

22 - кости ног (-1,19-1,27 м) 24 - кости стопы (-1,27 м)

0,50 м

Рис. 3. Погребение № 279 с поясной сумочкой

Обычай помещения в погребение или рядом с ним шкуры лошади, головы или отдельных челюстей характерен для большинства культур угорского круга (Белавин, Иванов, Крыласова, 2009, с. 99-100). По мнению Е.П. Казакова, которое он доказывает в ряде своих работ, использование в погребальном обряде шкуры лошади или отдельных частей коня является одним из наиболее значимых маркеров угров (Казаков, 2001, с. 160).

В 2014-2015 гг. к исследованиям Камской археолого-этнографической экспедиции ПГГПУ присоединились сотрудники и студенты Сегедского университета и Католического университета им. П. Пазмани, возглавляемые доктором Аттилой Тюрком.

Было выяснено, что погребальные обряды, осуществлявшиеся в этом месте, имеют прямые аналогии с ритуалами, производившимися на могильниках, находящихся в Венгрии, и относящимися к IX-X вв. Не исключаются прямые связи средневекового населения Баяновского могильника с Венгрией периода династии Арпадов. Также вызывает интерес наличие предметов венгерского происхождения. Материалы могильника указывают на взаимосвязь раннесредневекового населения, оставившего некрополь, с этногенезом мадьяр (самоназвание венгров).

Как позволяют предполагать данные исследования, общие предки местного населения и европейских венгров вышли из Предуралья в IX столетии. Однако на Западном Урале осталась некоторая часть предков современных мадьяр, что не ушла в Подунавье (где образовалась современная Венгрия). На протяжении десятков лет представители этого народа сохраняли этническую близость, культурное взаимодействие и духовное взаимопонимание. Таким образом, Пермское Предуралье, возможно, является частью легендарной Magna Hungaria - легендарной прародины венгров, а Баяновский могильник - ее составляющей.

Литература

Белавин, Иванов, Крыласова, 2009 - Белавин А.М., Иванов В.А., Крыласова Н.Б. Угры Предуралья в древности и средние века. - Уфа: Издательский дом БГПУ, 2009. - 285 с.

Данич, 2008 - Данич А.В. Погребение 51 Бояновского могильника (обряд кремации) // Археологическая экспедиция: новейшие достижения в изучении историко-культурного наследия Евразии: материалы всероссийской научной конференции посвященной 35-летию со времени образования Камско-Вятской археологической экспедиции. - Ижевск: УдГУ, 2008. - С. 460-464.

Иванов, 1998 - Иванов А.Г. Этнокультурные и экономические связи населения р. Чепцы в эпоху средневековья. - Ижевск: УдИИЯЛ УрО РАН, 1998. 308 с.

Казакав, 2001 - Казаков Е.П. Волжские болгары и угорский мир Урало-Поволжья // XV Уральское археологическое совещание: тезисы докладов международной научной конференции. - Оренбург: ОГПУ, 2001. - С. 160.

Крыласова, 2009 - Крыласова Н.Б. Использование песка в погребальном обряде средневековых угров // Пермские финны и угры Урала в эпоху железа // Труды КАЭЭ. - Пермь: ПГПУ, 2009. - Вып. VI. - С. 92-97.

Оборин, 1953 - Оборин В.А. Баяновский могильник на р.Косьве // УЗ ПГУ. Т. IX, вып. 3. Труды КАЭ. - Харьков, 1953. - Вып. 1. - С. 145-161.

Оборин, 1965 - Оборин В.А. Памятники родановской культуры у с. Таборы // КСИИМК. - М., 1965. - Вып. 65. - С. 107-118.

Степанова, 2008 - Степанова Г.А. Погребение с бронзовой чашей из могильника Арантур 27 (Тюменская область): препринт. - Ижевск: УдИИЯЛ УрО РАН, 2008. - 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.