МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
вопросы и существовали недолго: в Центральном комитете партии и в большинстве партийных комитетов существовали отделы науки и учебных заведений. В 1952 г. был сформирован Государственный научно-исследовательский институт научной и технической информации. С помощью созданных на предприятиях научно-технических советов укреплялась производственная и материально техническая база НИИ.
Таким образом, формировалась достаточно стройная система управления научно-технической сферой, но на практике при составлении тематических планов НИИ Госпланом задания по внедрению новой техники были минимальными, так как интересы текущего производства отодвигали решение этой проблемы на второй план. Явным просчетом государственной промышленной и научно-технической политики в этот период стало недостаточное внимание к внедрению научных достижений вне оборонного комплекса, отработке самих механизмов внедрения, что, в конечном счете, предопределило отставание по ряду направлений. Список использованной литературы:
1. Велихов Е. и др. Промышленность, наука и образование - единый взаимоувязанный национальный комплекс. М., 2009. 141 с.
2. Государственная промышленная политика СССР в эпоху развертывания НТР // Казанская наука.2013. № 11.
3. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления, их руководители. 1923-1991: историко-библиографический справочник / Сост. В.И. Ивкин. М., 1999. 639 с.
4. Иванов В.К. Как создавался образ советской науки// Вест. РАН. 2001. Т.71. № 2.
5. Круглое А. К. ШТАБ АТОМПРОМА. М., 1998. 493 с.
6. Цит. по: Лельчук B.C. Научно-техническая революция и промышленное развитие СССР. М., 1987. 286 с.
7. Малиновский Р.Я. Выступление на ХХШ съезде КПСС // XXIII съезд КПСС. Стенограф. отчет. М., 1966. Т. 1.
8. Постановление ГОКО № 9887сс/оп «О Специальном комитете при ГОКО». 20 августа 1945 г. // Атомный проект СССР. Документы и материалы Т.2 Атомная бомба. 1945-1954. Кн. 1. / Под общей редакцией Л.Д. Рябева, отв. составитель Г.А. Гончаров. М.; Саров, 1999.
9. Протокол № 29 заседания Специального комитета при Совете Министров СССР. 27 ноября 1946 г. // Атомный проект СССР ...Т. П. Кн. 1. С. 144-145; Постановление Совета Министров СССР № 2697-1113 сс «О развитии научно-исследовательских работ по изучению атомного ядра и использованию ядерной энергии в технике, химии, медицине и биологии» 16 декабря 1946 г. // Там же. Т. П. Кн. 3. С. 93-95.
10. Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф. 5. Оп. 40. Д. 221.
11. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 9480. Оп.9. Д.399.
12. РГАЭ. Ф. 9480. Оп.1. Д.23.
13. Ханин Г. Советское экономическое чудо: миф или реальность? Статья третья // Свободная мысль - XXI. 2003. № 9.
14. Ханин Г.И. Экономическая история России в новейшее время: в 2 т. Т.1: Экономика СССР в конце 30-х годов - 1987 год. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. 515 с.
15. Фармазян Р.А. Издержки сверхвооруженности эффект конверсии // Драма обновления. М., 1990.
© Калинов В.В., Бодрова Е.В., 2015
УДК 930.25:94(9)
М.Ю. Киселев, к. и. н., руководитель Центр учета и обеспечения сохранности документов Архив Российской академии наук г. Москва, Российская Федерация
ИССЛЕДОВАНИЯ АРКТИКИ И АКАДЕМИЯ НАУК СССР
Аннотация
Приведена информация о научно-исследовательской работе Архива Российской академии наук по выявлению документов о научных исследованиях Академии наук СССР в арктических регионах страны.
121
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
Представлены сведения об отдельных постановлениях Президиума Академии наук СССР по Арктике, отложившиеся в фондах Архива Российской академии наук.
Ключевые слова
Арктика; научные исследования; Академия наук СССР; Архив Российской академии наук; документ
Арктический регион в настоящее время имеет большое значение для России, не только потому, что составляет значительную часть ее территории. Арктика прежде всего ценна тем, что обладает огромным стратегическим и природно-сырьевым потенциалом, и мы наблюдаем, как она постепенно становится все более значимой для экономического, технико-технологического и социокультурного развития государства, поскольку способна обеспечить его прогрессивное развитие не только в настоящем, но и в будущем. Изучение исторического прошлого, связанного с освоением Арктики и Северного морского пути, обусловлено как потребностями приращения научного знания, так и необходимостью осмысления исторического опыта и возможностей его использования в современной социальной практике.
При проведении изучения арктических территорий практически используются документы региональных архивов. В этом отношении Архив Российской академии наук (РАН), одно из крупнейших и архивохранилищ России по истории российской науки, располагает богатейшим комплексом документов по истории освоения и изучения арктических регионов.
В федеральных архивах РФ не проводились межфондовые исследования арктических регионов в разрезе многопланового их изучения. Для комплексного и междисциплинарного изучения арктических территорий, введения в научный оборот новых документальных источников актуальной задачей является расширение источниковедческой базы по истории освоения Арктики.
По программе фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 гг. Архив РАН выполняет научно-исследовательскую работу «Сохранение и изучение историко-культурного наследия: выявление, систематизация, научное описание, реставрация и консервация». Одной из тем научных исследований на 2014-2016 гг. является «Регионы СССР в исследованиях ученых по фондам АРАН: Арктика». Основной задачей исследования является расширение источниковедческой базы по исследованиям арктического региона в личных фондах ученых, постановлениях и распоряжениях Президиума Академии наук, фондах академических учреждений и организаций.
Академия наук СССР постоянно уделяла пристальное внимание научным исследованиям в арктических регионах страны: организовывались комплексные экспедиции с участием ученых различных академических учреждений и организаций, создавались стационары и филиалы АН СССР в региональных арктических центрах. За период 1935-1953 гг. Президиум АН СССР принял около ста постановлений, касающихся различных направлений деятельности академических учреждений по исследованию арктических территорий. Однако 3 марта 1954 г. Государственный плановый комитет (Госплан) СССР предложил Академии наук организовать научные исследования в районах Советского Севера.
Президиум АН СССР 28 мая 1954 г. принял постановление, в котором отмечалось, что научно-исследовательские работы в северных районах СССР проводятся совершенно недостаточно, разрозненно, без единого плана. Предлагалось для координации научно-исследовательских работ, выполняемых на Севере научными учреждениями АН СССР, создать постоянную Комиссию по проблемам Севера при Президиуме АН СССР, возложив научно-организационное и материальное обслуживание этой комиссии на Совет по изучению производительных сил СССР. Примечательно, что Президиум АН СССР обратился в Госплан с просьбой обсудить вопрос о выделении при составлении ежегодных планов развития народного хозяйства самостоятельных районов Севера: Север европейский (в составе Мурманской и Архангельской областей и Коми АССР) и Север сибирский (в составе Ханты - Мансийского и Ямал - Ненецкого национальных округов Тюменской области; Эвенкийского и Таймырского национальных округов Красноярского края; Якутской АССР; Камчатской области и Корякского национального округа Хабаровского края; Магаданской области и Чукотского национального округа) [1, с. 180-181].
В продолжение предыдущего решения Президиум АН СССР 10 декабря 1954 г. принял постановление «Об усилении научно-исследовательских работ по Советскому Северу», в котором ряду академических учреждений
122
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
предписывалось с 1955 г. приступить к работам по систематическому и комплексному изучению природных ресурсов и производительных сил северных территорий, а также культуры и быта народов Севера. Первоочередными предлагалось считать работы по изучению Магаданской и Камчатской областей, а также севера Якутской АССР. Предписывалось составить докладную записку в Совет Министров СССР «О состоянии изученности районов Советского Севера» и проект постановления Совета Министров СССР «О дальнейшем изучении современного состояния и перспектив развития районов Советского Севера», в котором необходимо было предусмотреть материально-техническое обеспечение работ, а также участие в них заинтересованных министерств и ведомств. Было предложено создать в ряде академических институтов структурные подразделения, которые будут проводить научные исследования по северной тематике. Редакционно-издательскому совету, издательству и редакциям журналов АН СССР было рекомендовано расширить публикацию материалов по проблемам Севера, обратив особое внимание на закрепление приоритета советской науки по ряду открытий в области изучения Севера [2, с. 208-209].
Особый интерес представляет стенограмма заседания Президиума АН СССР по обсуждению этого вопроса. В своем выступлении академик-секретарь Отделения геолого-географических наук академик Д.И. Щербаков отметил, что в 1954 г. по левому притоку реки Лены найдены чистые алмазные трубки - коренные -по типу южноафриканских, на Корякском хребте - мировые по масштабам запасы киновари. Однако, по его мнению, отдача Севера очень мала и крайне недостаточна, а стоимость содержания всевозможных организаций велика. Это связано с недооценкой ряда особенностей природы и ведения хозяйства на северных территориях, а также с отсутствием взаимосвязи между различными министерствами и ведомствами, что привело к нанесению некоторого ущерба развитию местных национальностей Севера и, отчасти, разработке тех вопросов жизнеобеспечения, которые требовали комплексного взаимодействия. Он констатировал, что охватить научными исследованиями все северные территории страны в целом в ближайшее время немыслимо, поэтому как первоочередные были выбраны районы Салехарда, Анадыря и северной Якутии. Предлагалась организация специальной многолетней северной экспедиции в составе этнографов, археологов, языковедов и экономистов для изучения состояния хозяйства, культуры, быта и исторического прошлого народов Севера [2, с. 232-239].
В своем выступлении начальник Главного управления Северного морского пути В.Ф. Бурханов отметил, что народы Севера влачат жалкое существование, по сути - ведут примитивный образ жизни, что связано с просчетами в организации их быта и труда. В качестве иллюстрации он привел ряд примеров. Организованы зверобойные промысловые станции, однако добытый морской зверь не вывозится, тогда как его можно было использовать в зверосовхозах в качестве корма писцам и чернобурым лисицам. Созданы крупные оленеводческие колхозы, в которых построены дома для семей чукчей; оленеводы, привыкшие к кочевому образу жизни вместе с семьей, соскучившись по ней, бросают стада оленей. Особенным злом является спирт, продающийся в изобилии на Севере, что приводит к печальным последствиям: все состояние, заработанное за зиму, всех оленей человек пропивает за два дня. В результате - голодный и озлобленный человек, не говоря уже о жалком существовании его семьи.
В.Ф. Бурханов отмечал, что были попытки создания школ и интернатов, вовлечения северных народов в крупное производство, в частности на угольные шахты. На некоторых шахтах есть несколько забойщиков -коряков и чукчей, но эти - единицы, а сотни вымирают. Были созданы своего рода дома инвалидов в восточной тундре, куда направлялось большое количество чукчей и северных якутов. Народ там бездельничал, ел, пил, и опять-таки стремился употреблять спиртные напитки. Начальник Главного управления Северного морского пути считал, что ученые (этнографы, географы, экономисты) не подсказали правильного решения, а северные территории могли бы давать большую прибыль, и не в виде угля, олова или золота, а в виде мягкого золота -пушнины.
В своем выступлении он критиковал предложения о развитии северных территорий, рассмотренные на заседании Бюро Совета Министров РСФСР: проект по Чукотке был отклонен как совершенно непригодный и иждивенческий. По его мнению, по проекту предполагалось воспитывать людей Севера от рождения до старости за счет государства.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
Он также затронул ряд экономических вопросов, которые необходимо было решить для эффективного развития северных территорий. В частности, была поставлена проблема обеспечения углем вольфрамовой промышленности и цветной металлургии. Бухта Угольная, находящаяся в Анадырском заливе и в 180 милях от потребителей, является колоссальным угольным бассейном, где можно довести добычу угля до 1 миллиона тонн. Однако горнодобывающая промышленность завозит 100 тыс. тонн угля за 5 тыс. миль. При рассмотрении энергетической проблемы необходимо решить вопрос о строительстве гидроэлектростанции на реке Амгуэма, где природой создано готовое место. Эти неувязки связаны с отсутствием единого экономического и научного и перспективного планирования. [2, с.244-252].
Представленная информация является лишь небольшим штрихом к большой работе Академии наук СССР по проведению научных исследований в арктических регионах России и позволит расширить источниковедческую базу по истории Арктики. Список использованной литературы:
1. Архив РАН. Фонд 2. Опись 6. Дело 170.
2. Архив РАН. Фонд 2. Опись 6. Дело 180.
© М.Ю. Киселев, 2015
УДК 930+372.881.161.1
Е.И. Кобахидзе
Д.и.н., доцент Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А г. Владикавказ, Российская Федерация
О РОЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА В КАВКАЗСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX В.)
Аннотация
В статье проанализированы причины, определяющие приоритетную роль русского языка как основного языка обучения в кавказской начальной школе второй половины XIX - начала XX в.; показана деятельность правительства по обеспечению ведущих позиций русского языка в региональной образовательной политике; вскрыты факторы, обусловившие позитивную мотивацию к усвоению русского языка местными сообществами, для которых и русский язык, и образование в целом становились мощным ресурсом социализации в общеимперском пространстве.
Ключевые слова
Русский язык, начальная школа, Российская империя, Терская область, русификация, образовательные
потребности населения, социализация
В активной правительственной политике «обрусения» северокавказской окраины особая роль в деле воспитания граждан единой империи отводилась образованию. Как в целом на Кавказе, так и в его отдельных областях правительственная политика в сфере образования имела свою специфику, определяемую рядом обстоятельств.
Прежде всего, Кавказ являлся регионом, где русский язык изначально занял безоговорочные доминирующие позиции. Поначалу государственный язык проникал в местную среду посредством православия, ставшего преимущественным каналом идеологического воздействия на местные сообщества и отстаивавшего свой приоритет
в деле просвещения местных народов, преследуя по сути миссионерские цели. В процессе формирования
124