УДК 9(575.3) (092) ББК 63.3
ТАДЦИЦОТИ А.А.СЕМЁНОВ ДОИР БА ТАЪРИХИМАДАНИЯТИ МОДДИИ ТОЦИКОН
ИССЛЕДОВАНИЯ А.А.СЕМЁНОВА ПО ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ТАДЖИКОВ
A.A.SEMYONOV'S RESEACHES ON THE HISTORY OF TAJIKS' MATERIAL
CULTURE
Рахимов Набицон Турдиалиевич, д.и.т., профессори кафедраи таърихи ватан ва археология; Икромов Назирхон Ашурбоевич,
н.и.т., дотсенти кафедраи таърихи халци тоцики МДТ "ДДХ ба номи акад.Б.Гафуров"(Тоцикистон, Хуцанд)
Рахимов Набиджон Турдиалиевич, д.и.н., профессор кафедры истории отечества и археологии; Икромов Назирхон Ашурбоевич,
к.и.н.,доцент кафедры истории таджикского народа ГОУ "ХГУ имени
акад.Б.Гафурова"(Таджикистан, Худжанд) "
Rakhimov Nabidjon Turdialievich, Dr. of History, Professor of the department of home history and archeology, E-mail:[email protected]; Ikromov Nasirkhon Ashurboevich, c,h.s.,Associate
Professor of the department of the history of the Tajik nation under the SEI "KhSU named after acad. B Gafurov(Tajikistan, Khujand),E-mail: [email protected]
Вожа^ои калиди: академик А.А.Семенов, тауцицоти сайрой, ёдгорщои археологи, мууофизат ва нигоу доштани ёдгорщои таърихй, мероси фаруанги, фаруанги халцуои эронинажод
Мацола ба тавсифи фаъолияти шарцшиноси бузурги шуравй А.А. Семенова ва сауми у дар омузиши масъалауои бостоншиноси ва мардумшиносии тоцикон бахшида шудааст. Кайд мешавад, ки дар натицаи экспедитсия ва сафаруои корй ба Туркистон А. А. Семёнов пажууишоти илмие доир ба ёдгориуои маданияти моддии Осиеи Миёна анцом додааст. Зикр мегардад, ки ин тадцицотуо чун харитаи археологи мураттаб шуда, ауамияти бузурги тацрибавй доранд. Дар мацола цайд шудааст, ки тадцицоти А.А.Семёнов цариб уама ёдгории он давраро дар бар гирифтааст. Махсусан онмууим аст, ки А.А.Семёнов дар уар яке аз мацолауояш нацши халцуои эронитаборро дар ташаккули тамаддуни Осиёи Маркази зикр намудааст. Муаллифон цайд мекунанд, ки сауми А. А. Семенов дар омузиши ёдгорщои фаруангии халци тоцик хеле бузург аст.
Ключевые слова: академик А.А.Семёнов, полевые исследования, археологические памятники, охрана и сохранение памятников, культурное наследие, культура иранских народов.
Статья посвящена деятельности крупнейшего востоковеда А.А.Семёнова по изучению вопросов археологии и этнографии таджиков. Отмечается, что в результате экспедиций и поездок по Туркестану А.А.Семёнов написал несколько работ по памятникам материальной культуры Средней Азии, которые составлены как археологическая карта, что говорит об их очень большом практическом значении. В статье подчёркивается, что А.А.Семёнов охватил почти все известные на тот период памятники, дал им всестороннюю характеристику и поднял вопросы охраны и использования памятников культурного наследия Центральной Азии. Особенно важно то, что в каждой из работ А.А.Семёнов указывал на роль иранских народов в формировании цивилизации Центральной Азии.В статье отмечен огромный вклад А.А.Семёнова в изучение памятников истории и культуры таджикского народа.
Keywords: academician A.A. Semyonov, field researches, archaeological monuments, protection and preservation of monuments, cultural heritage, Iranian people's culture.
The article under consideration dwells on the activities of the giant scholar in Oriental studies A.A. Semyonov on the study of the issues in reference to Tajiksл archeology and ethnography. Adducing the results of the expeditions and trips to Turkestan A.A. Semyonov wrote several historical productions concerning the monuments of Central Asia material culture. The relevant historical productions are compiled as an archaeological map, and therefore possess a great practical importance. The authors of the article lay an emphasis upon the idea that A.A. Semyonov covered almost all the monuments known at that time, he gave them a comprehensive description and raised the issues beset with the protection and usage of the monuments of Central Asia cultural heritage. It is especially important that in every historical
production belonging to his pen A.A. Semyonov underscored the role of the Iranian peoples in the formation of Central Asia civilization.
In a nutshell, the authors assert that A.A. Semyonov made a huge contribution into the study dealing with the monuments of Tajiksл history and culture.
Одним из крупнейших учёных-востоковедов ХХ века по праву считается академик АН Таджикской ССР Александр Александрович Семёнов (1873-1958 гг.). Выпускнику Лазаревского института восточных языков (Москва), владеющему арабским, персидским и турецким языками открылись широкие возможности изучения письменных источников в Туркестане, куда он был командирован для работы в канцелярии Туркестанского генерал-губернаторства. Вскоре, обладая огромными исследовательскими способностями, А.А.Семёнов стал признанным знатоком восточных рукописей, авторитетом в области исламоведения и источниковедения. История и история культуры Средней Азии стали основными темами исследований молодого востоковеда на протяжении всей почти 60-летней научной деятельности. Хотя круг изучаемых проблем был широк, А.А.Семёнов уделял особое внимание таджикско-персидским рукописям и изучению истории и культуры таджикского народа (5). Библиографы, писавшие о жизни и научной деятельности А.А.Семёнова, указывают, что для него, как исследователя-востоковеда особый интерес представляли таджики, исконные жители Центральной Азии и потомки восточных иранцев, издревле населявших Хорасан и Мавераннахр. По словам самого А.А.Семёнова, его интересы были направлены в область изучения таджикско-персидской словесности и среднеазиатских памятников (5,22), то есть в область филологии, этнографии и археологии таджиков. Этот интерес зародился ещё в период студенчества, а в последующем всё больше укреплялся и углублялся.
Будучи студентом, А.А.Семёнов принял участие в этнографической экспедиции под руководством А.А.Бобринского в Среднюю Азию (1898 г.). Во время экспедиции А.А.Семёнову удалось собрать уникальный материал по этнографии, филологии и культуре населения горной части Средней Азии - Кухистана, Каратегина и Дарваза. Эти материалы составили основу первой научной работы А.А.Семёнова - дипломной работы «Материалы для изучения наречия горных таджиков Центральной Азии» (8; 9,3), которая показала, что в науку входит новый серьёзный исследователь-востоковед. Для А.А.Семёнова языки горных таджиков представлялись настоящим кладезем, сохранившим в себе многие реликтовые слова и выражения, которые уже не встречались в говорах и диалектах горожан и селян долинной части Средней Азии.
Немало работ А.А.Семёнова, особенно раннего периода его научной деятельности, имеют этнографический и археологический характер, в связи с чем его можно считать одним из зачинателей археологии и этнографии в Средней Азии. Результаты исследований А.А.Семёнова в этой области нашли отражение в его работах «Этнографические очерки Зеравшанских гор, Каратегина и Дарваза» (10,112), «Из области религиозных верований шугнанских исмаилитов» (11) и др.
В одной из ранних своих работ - в статье «Отношение к детям горных таджиков» А.А.Семёнов отмечает, что внутрисемейные отношения, особенно отношения родителей к детям, занимают очень важное место в общественных отношениях. И при этом, А.А.Семёнов стремится понять общественный строй небольших сообществ горных долин в сравнении с другими этническими группами по имевшейся на то время научной литературе, углубляет свои знания в этнографии.
С большим интересом А.А.Семёнов изучает духовную культуру таджиков. Его наблюдения и информация, собранная во время полевых исследований, вошли в его статью «Из области религиозных верований горных таджиков» (12,81-88). Более того, в изолированных горных ущельях среди населения сохранялись и другие элементы древней культуры, зафиксированные А.А.Семёновым в период его полевых исследований.
Знакомство с историей и культурой народов Средней Азии позволило А.А.Семёнову сделать ряд выводов по этнической истории народов Средней Азии. Он считал, что только таджики - аборигены Туркестана и наследники арийской культуры, сохранившейся в Средней Азии.
Особый интерес А.А.Семёнова вызывали памятники материальной культуры как один из важнейших источников по истории таджиков и других народов Центральной Азии, которые создали на протяжении тысячелетий свою цивилизацию. Свидетельством этой цивилизации являются многочисленные археологические памятники Туркестанского края. В одном из своих самых ранних работ А.А.Семёнов отмечает, что местные народы Средней Азии «создали из
этой страны колоссальную археологическую сокровищницу, не только не изученную вполне, но и не обследованную в должной мере» (9,16).
Действительно, даже в той части Средней Азии, которая вошла в состав Российской империи как Туркестанское генерал-губернаторство, археологические исследования почти не проводились. Туркестанский кружок любителей археологии (ТКЛА), организованный в 1895 г. в Ташкенте, только начинал изучение края, да и к тому же, в основном, проводилась фиксация памятников (2,55-58). Как пытливый исследователь, А.А.Семёнов собрал разбросанные по отдельным источникам данные и сумел составить обзор известных археологических памятников Средней Азии. В своей статье «Памятники старины в Русском Туркестане» (9,16-36) А.А.Семёнов охарактеризовал в археологическом отношении большую территорию - от границ Китая на востоке (в Семиречье) до берегов Каспийского моря на западе (Мангышлак). Значение этой статьи трудно переоценить. Академик Р.М.Масов правильно отметил, что многие работы А.А.Семёнова, несмотря на то, что написаны в качестве статьи, но по своей научной ценности, приравниваются к монографическим исследованиям (9, 4). Эта оценка вполне подходит к статье «Памятники старины в Русском Туркестане». Можно сказать, что данная статья А.А.Семёнова была первой археологической картой Туркестана. Конечно, по понятным причинам не все археологические объекты нашли место в тексте статьи - поиски, фиксация и раскопки археологических памятников Средней Азии начались несколько десятилетий спустя. Примечательно, что А.А.Семёнов придерживается археологической периодизации и описывает памятники, исходя не из географического расположения, а с учётом их датировки, то есть в хронологическом порядке. Указывая на памятники каменного века, результаты раскопок американского учёного Р.Помпелли на юге современного Туркменистана, А.А.Семёнов говорит об эпохе камня и бронзы на территории Средней Азии. Более того, по мнению учёного, по аналогиям керамики Анау с так называемой «трипольской культурой» можно говорить о создании этой культуры «индоевропейским оседлым населением» (9,17).Наряду с крупными археологическими памятниками (напр.раскопки Н.И.Веселовского на Афрасиаба) А.А.Семёнов приводит и отдельные находки, имеющие научную ценность: «Амударьинский клад», «оссуарии»- небольшие глиняные ящики для хранения очищенных костей, бронзовые фигурки неизвестных божеств, «мугхона», монеты, печати, геммы, петроглифы-наскальные рисунки и разные случайные находки.Эти находки вместе с многочисленными курганами, укреплениями, замками городищами и поселениями«...дополняют общую картину необыкновенного археологического богатства Туркестана в домусульманский период»(9,17-20).
Как известно, в УП-УШ в. н.э. арабы покорили большую часть Центральной Азии и здесь утвердился Ислам. «Продолжительное существование в Туркестане Ислама с VII в. до наших дней, - считает А.А.Семёнов, - является главной причиной существования здесь наибольшего количества памятников прошлого мусульманского периода» (9,21). Археологические и архитектурные памятники - башня Бурана, развалины старых городов, крепостей, курганов, мазары и другие памятники древнего и средневекового периодов исторических областей Таласа, Исфиджаба, Сайрама, Чача и Илака, Ферганы и др. описаны с краткой характеристикой и датировкой. В числе наиболее культурных частей Мавераннахра А.А.Семёнов называет Согдиану и Уструшану, занимающую почти всё пространство между Самаркандом и Худжандом: «Богатая историческими событиями и громкими именами деятелей на разных поприщах, эта область сохранила много блестящих и интересных памятников прошлого.» (9,30).
В статье, в качестве примеров великолепных памятников приведены мавзолей Гури Амир, мечеть Биби-Хонум, медресе Шердор, усыпальницы Чильдухтарон, Ишратхона, остатки обсерватории Улугбека и др. Там же А.А.Семёнов пишет, что «древний Ходжент, бывший в доисламскую эпоху значительным городом, . неоднократно менял своё месторасположение в результате изменения течения капризной Сырдарьи...» и в этих местах находят «.вещи и остатки построек» (9,32). А.А.Семёнов высказал своё предположение и по вопросу локализации столицы Уструшаны, по которому в исторической науке существовали разные мнения. По А.А.Семёнову: «Столица Уструшаны - Бунджикет, вероятнее всего лежал там, где ныне находятся развалины Шахристана (в 25 верстах от Ура-Тюбе). В них нередко находили ценные находки» (9,32). Как показали археологические раскопки Северо-Таджикистанской археологической комплексной экспедиции (СТАКЭ) под руководством Н.Н.Негматова, предположение А.А.Семёнова оказалось верным: остатки Бунджиката были найдены в городищах Каълаи Кахкаха в Шахристане (6, 191-196). К древним городам Средней Азии, по мнению А.А.Семёнова, относится и Ура-Тюбе, который был «большим и известным в истории
Средней Азии», и здесь «...заслуживает внимание часть крепости с цитаделью, мечеть, где рядом с «михрабом» сквозь штукатурку неясно проступает как бы человеческое лицо с приподнятыми красными руками» (9, 32). В рассматриваемой статье А.А.Семёнова к бесподобным по художественным достижениям зданиям Средней Азии причислен мавзолей Ходжа Мухаммада Башшоро в Пенджикентском районе, а также отмечены мечеть-мавзолей Шохи Зинда, мазар Рухобод, мечеть Тиллокори, археологические и архитектурные памятники Мервского оазиса. В заключении статьи, А.А.Семёнов с сожалением констатирует, что памятники прошлого во всех областях Туркестана слабо исследованы специалистами.
В период национально-территориального размежевания (1924-1925 гг.) вопросы культурного наследия народов Средней Азии приобретают особую актуальность, так как воинствующие пантюркисты отрицали существование таджиков как отдельного этноса. Несмотря на это, 14 октября 1924 г. было провозглашено образование Таджикской АССР, а первое научное общество - «Общество для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами» (Ташкент, 1925 г.), вплотную приступило к научному изучению истории и культуры таджикского народа (15, 7).
Как активный член «Общества для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами», А.А.Семёнов вновь обратился к вопросам культурного наследия Средней Азии. Для сборника «Таджикистан» он представил статью с анализом археологических памятников Средней Азии «Материальные памятники арийской культуры» (13, 113-150). Следует отметить, что в её основе лежала более ранняя работа «Памятники старины в Русском Туркестане», о которой было сказано выше. Однако в работу был включен дополнительно собранный материал по памятникам истории и культуры Средней Азии. Здесь А.А.Семёновым были даны заключения по состоянию памятников и неотложности принятия мер по охране и сохранению памятников культурного наследия. Так как в середине 20-х гг. ХХ века было мало работ общего характера, свод памятников, приведённый в статье А.А.Семёнова стал настольной книгой не только специалистов, но и всех интересующихся историей Средней Азии. Основная идея работы о создателях памятников культуры была сохранена. Как свидетельствует и само название работы, по мнению автора, ираноязычное арийское население древней Средней Азии -бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы, ферганцы и саки, а в средние века - таджики, явились создателями основы материальной культуры Центральной Азии. В тот период разгула пантюркизма работа А.А.Семёнова имела крайне важное значение: А.А.Семёнов наглядно показал вклад иранских народов в среднеазиатскую цивилизацию.
Значимость статьи видна и в том, что она выдержала два издания. Второе издание работы в виде отдельной брошюры было опубликовано в 1944-1945 гг. А.А.Семёнов внёс некоторые изменения и добавления в текст, но главное в том, что брошюра вышла под названием «Материальные памятники иранской культуры в Средней Азии» (14,46). Это было связано с тем, что германские нацисты, пропагандируя теорию превосходства «арийской расы», стали инициаторами Второй мировой войны (1939-1945 гг.) и тем самым очернили и опорочили содержание понятий «арийцы» и «арийская культура». Без основания некоторые с понятием «арийская культура» отождествляли культуру воинственности, стремления к превосходству над другими народами, уничтожение культурных ценностей неарийских народов. Исходя из сложившейся ситуация, А.А.Семёнов определение «арийская» в названии книжки заменил словосочетанием «иранская культура».
После публикации,работа А.А.Семёнова«Материальные памятники иранской культуры в Средней Азии» подверглась критике со стороны некоторых учёных СССР.С особенно жёсткой критикой выступили археолог С.П.Толстов и историк архитектуры Л.Бретаницкий(1,128-131;
4).
Авторы критических рецензий считали, что в своей работе А.А.Семёнов даёт сильно «преувеличенную оценку собственно «иранского» влияния на материальную культуру среднеазиатских народов» (3, 343). В своей рецензии С.П. Толстов написал о том, что А.А.Семёнов превозносит иранскую культуру, подчёркивает превосходство иранцев над тюрками (4). Он назвал А.А.Семёнова сторонником расистской теории на основании того, что А.А.Семёнов использовал названия «арийский», «арийская и иранская культура». Но, по мнению исследователей, эта критика во многом была необъективной (5,117). Против травли А.А.Семёнова в этом вопросе выступил бывший в тот период Первый секретарь ЦК КП (б) Таджикистана Б.Г.Гафуров. В своём письме секретарю ЦК ВКП (б) А.А.Жданову он оценивает А.А.Семёнова как истинного учёного, объективно подходящего к решению проблем истории народов Востока. Более того, он пишет, что сам С.П.Толстов постоянно подчеркивает
преимущество тюркских народов и все культурные достижения приписывает им. В своём письме Б.Г.Гафуров пишет, что «.теория, проповедуемая проф. Толстовым, исключительно для нас вредна и все установки проф. Толстова только помогают пантюркистам» (7).
В последующие годы академик А.А. Семёнов продолжал свои исследования в области изучения проблем истории Центральной Азии. Интерес к истории и культуре таджикского народа, который возник на раннем этапе научной деятельности, А.А.Семёнов пронёс через всю свою жизнь. Благодаря своим исследованиям А.А.Семёнов вошёл в число самых известных и авторитетных востоковедов СССР. При этом, не будучи археологом, он всегда интересовался изучением памятников материальной культуры. Глубокое знание средневековых рукописей, знакомство с изданной научной литературой по археологии, позволяли А.А.Семёнову быть в курсе всех исследований и следить за ходом археологических открытий. Он извлекал из письменных источников много ценнейшего материала о памятниках истории и культуры таджикского народа и других народов Центральной Азии.
При организации АН Таджикской ССР 17 апреля 1951г., А.А.Семёнов был избран действительным членом АН Таджикистана. С 4 июня 1951 г. и до последних дней своей жизни (1958 г.) А.А.Семёнов руководил Институтом истории, археологии и этнографии АН Таджикистана и внёс большой вклад в становление академической науки Таджикистана.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бретаницкий, Л. Проф.Семёнов «Материальные памятники иранской культуры в Средней Азии» /Л.Бретаницкий //Вопросы истории, №7, 1947. - 128-131 с.
2. Икромов, Н., Рах,имов Н. Сах,ми шаркшиносони рус дар омузиши таърих ва маданияти ахолии шимоли Точикистон (1867-1917) /Н.Икромов, Н.Рах,имов. - Хучанд, 2015. - 124 с.
3. Историография общественных наук в Узбекистане. Сост.Б.В.Лунин.-Ташкент, 1974. - 386 с.
4. Культура и жизнь. - 20 апр.1947.
5.Литвинский, Б.А., Акрамов Н.М. Александр Александрович Семёнов. Научно-биографический очерк/Б.А.Литвинский, Н.М.Акрамов. - М.,1971. - 179 с.
6.Негматов, Н.Н., Хмельницкий С.Г. Средневековый Шахристан/Н.Н.Негматов, С.Г.Хмельницкий. - Душанбе, 1966. - 200 с.
7. Письмо Первого секретаря ЦК КП(б) Таджикистана Б.Г. Гафурова секретарю ЦК ВКП(б) А.А. Жданову об освещении истории народов Центральной Азии// https://www.facebook.com/groups/HistoryofKhujand/
8. Семёнов, А.А. Материалы для изучения наречия горных таджиков Центральной Азии/ А.А.Семёнов. - М., 1900-1901. Ч.1. - Грамматический очерк и памятники народного творчества. - М., 1900. - 56 с.; Ч. 2. - Памятники народного творчества и словарь. - М., 1901. - 74 с.
9. Семёнов, А.А. Избранные сочинения/А.А.Семёнов. - Душанбе, 2013. - 408 с.
10.Семёнов, А.А.Этнографические очерки Зеравшанских гор, Каратегина и Дарваза/А.А.Семёнов. - М., 1903.- 112 с.
11.Семёнов, А.А. Из области религиозных верований шугнанских исмаилитов/А.А.Семёнов//Мир ислама. - Т.1. - №4. - СПб, 1912
12.Семёнов, А.А. Из области религиозных верований горных таджиков/А.А. Семёнов //Этнографическое обозрение. - М., 1900. - Т.47. - №4. - С.81-88.
13.Семёнов, А.А. Материальные памятники арийской культуры/А.А.Семёнов //Таджикистан. Сб. статей. - Ташкент, 1925. - 113-150 с.
14.Семёнов, А.А. Материальные памятники иранской культуры в Средней Азии/А.А.Семёнов. -Сталинабад, 1944. - 46 с.
15.Шагалов, Е.С.Первое научное общество Таджикистана (Общество для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами)/Е.С.Шагалов.-Душанбе: Дониш, 1966. - 36 с.
REFERENCES:
1. Bretanitsky, L. Prof. Semyonov "Material Monuments of Iranian Culture in Central Asia"/ L.Bretanitsky // Issues of History, #7, 1947. - P. 128 - 131.
2. Ikromov N., Rahimov N. Contribution of Russian Scholars-Oriental Studies into the Study of History and Culture of the Inhabitants of Northern Tajikistan (1867-1917)/ N.Ikromov, N.Rahimov - Khujand, 2015. - 124 p.
3. Historiography of Social Sciences in Uzbekistan. Compiled by B.V. Lunin. - Tashkent, 1974. - 386 p.
4. Culture and Life. - 20 Apr., 1947.
5. Litvinsky, B.A., Akramov N.M. Alexander Aleksandrovich Semyonov. Scientifico-Biographical Essay/ B.A.Litvinsky, N.Akramov - M., 1971. - 179 p.
6. Negmatov, N.N., Khmelnitsky S.G. Medieval Shahristan/ N.N.Negmatov, S.G.Khmelnitsky. -Dushanbe, 1966. - 200 p.
7. The Letter of the first Secretary of the CP(b) of Tajikistan B.G. Gafurov to the Secretary of the Central Committee of the CPSU(b) A.A. Zhdanov on Elucidation of the History of the Peoples of Central Asia// https: //www. facebook. com /groups /History of Khujand/
8. Semyonov, A.A. Materials for the Study of the Vernacular of Mountainous Tajiks of Central Asia/A.A. Semyonov. - M., 1900-1901. Part 1. - Grammatical Essay and Monuments of Folk Art. -M., 1900. - 56 p.; Part 2. - Monuments of Folk Art and Glossary. - M., 1901. - 74 p.
9. Semyonov, A.A. Selected Compositions/ A.A.Semyonov. - Dushanbe, 2013. - 408 p.
10. Semyonov, A.A. Ethnographic Essays on the Zeravshan Mountains, Karategin and Darvaz/A. A. Semyonov. - M., 1903. - 112 p.
11. Semyonov, A.A. From the Field of Religious Beliefs of Shugnan Ismailites/ A.A. Semyonov// The World of Islam. - Vol. 1. - No. 4. - SPb, 1912.
12. Semyonov, A.A. From the Field of Religious Beliefs of Mountainous Tajiks/ A.A.Semyonov //Ethnographic Review. - Moscow, 1900, Vol. 47, No. 4, - P. 81 - 88.
13. Semyonov, A.A. Material Monuments of Aryan Culture/ A.A. Semyonov// Tajikistan. Collection of Articles. - Tashkent, 1925. - P. 113 - 150.
14. Semyonov, A.A. Material Monuments of Iranian Culture in Central Asia/ A.A. Semyonov. -Stalinabad, 1944. - 46 p.
15. Shagalov, E.S. The first Scientific Society of Tajikistan (Society for the study of Tajikistan and the Iranian nationalities beyond its borders/ E.S.Shagalov. - Dushanbe: Knowledge, 1966. - 36 p.