Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О СВОБОДЕ ВЫБОРА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О СВОБОДЕ ВЫБОРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Живаева Ю.В., Стоянова Е.И.

В статье рассматривается результаты исследования жизнестойкости студентов в зависимости от возможности реализовывать выбор. Жизнестойкость является основным компонентов при реализации человеком выбора. Указывается, что чем выше показатели жизнестойкости, тем выше возможность, что выбор реализуется с опорой на себя, а не с опорой на мнение окружающих.The article discusses the results of the study of resilience of students depending on ability to realize the choice. Resilience is a key component in the implementation of the. Indicates that the higher the resilience, the higher the possibility that selection is implemented based on yourself, not relying on the opinions of others.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Живаева Ю.В., Стоянова Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О СВОБОДЕ ВЫБОРА»

Томск. 1980. С. 29.

11. Кузакова Е. Факультету народов Крайнего Севера - 70. // Югра. Ханты-Мансийск, 1999. № 10. С. 28 - 29.

12. ГУТО «ГА в г. Тобольске». Ф. 403. Оп.1. Д. 18. Л. 26.

13. ГУТО «ГА в г. Тобольске». Ф. 403. Оп.1. Д. 13. Л. 193.

14. ГУТО «ГА в г. Тобольске». Ф. 403. Оп.1. Д. 11. Л. 7, 9. Д. 21. Л. 250.

15. ГУТО «ГА в г. Тобольске». Ф. 865. Оп. 1. Д. 4. Л. 2.

ЖиваеваЮ. В., к.пс.н.

доцент

кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО

Стоянова Е. И., к.пс.н.

доцент

кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО

КрасГМУим. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

Россия, г. Красноярск ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О СВОБОДЕ ВЫБОРА Аннотация: В статье рассматривается результаты исследования жизнестойкости студентов в зависимости от возможности реализовывать выбор. Жизнестойкость является основным компонентов при реализации человеком выбора. Указывается, что чем выше показатели жизнестойкости, тем выше возможность, что выбор реализуется с опорой на себя, а не с опорой на мнение окружающих.

Ключевые слова: жизнестойкость, готовность к осуществлению выбора, студенты

Abstract: the article discusses the results of the study of resilience of students depending on ability to realize the choice. Resilience is a key component in the implementation of the. Indicates that the higher the resilience, the higher the possibility that selection is implemented based on yourself, not relying on the opinions of others.

Key words: resilience, willingness to make choices, students

Проблема рассмотрения готовности к осуществлению выбора, в том числе индивидуальной образовательной траектории в свете новых социально-экономических условий развития общества приобретает особую актуальность. В настоящее время можно наблюдать определенную несогласованность в исследовании данной проблемы, так как готовность к осуществлению выбора в большей степени рассматривается на этапе выбора профессии, а не в период профессионального обучения. В частности, процесс готовности к выбору не рассматривается с точки зрения психолого-образовательного сопровождения, способствующего формированию этой готовности. Отсутствует также включенность в процесс психолого-

образовательного сопровождения новых форм и методов, актуализирующих формирование готовности к выбору.

В исследовании С.А. Богомаза показано, что «...о феномене жизнестойкости и его значимости для человека впервые заговорил американский психолог С. Мадди, с точки зрения которого, понятие «hardiness» отражает психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, связанную с его мотивацией преобразовывать стрессогенные жизненные события. Действительно, в ходе исследований было установлено, что жизнестойкость человека связана с возможностью преодоления различных стрессов, поддержанием высокого уровня физического и психического здоровья, а также с оптимизмом, самоэффективностью и субъективной удовлетворенностью собственной жизнью»[2]. Вышеизложенное определило актуальность исследования Жизнестойкости у студентовс разными представлениями о свободе выбора.

Первый этап эмпирического исследования был направлен на изучение представлений о феномене свободы выбора студентов разных квазипрофессиональных сред. Основным методом исследования выступил контент-анализ продуктов деятельности. Основной этап эмпирического исследования по изучению представлений о феномене свободы выбора в зависимости от доминирующей категории был направлен на осуществление процедуры исследования. Выборку составили 450 человек в возрасте 18-20 лет. В исследовании приняли участие:

1-ая группа -140 студентов 3-го курса специальности «Педагогика и психология», направление «Педагогика» (профиль «Психологическое образование») института психологии, педагогики и управления образованием КГПУ им. В.П. Астафьева; 2-ая группа - 160 студентов 3-го курса специальности «Лечебное дело» Красноярского государственного медицинского университета им.проф.В.Ф. Войно-Ясенецкого; 3-ья группа -150 студентов 3-го курса специальности «Международные отношения» Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

Испытуемым было предложено написать эссе на тему: «Проявление свободы в моей жизни». Для обработки и систематизации полученных данных эмпирического исследования использовался метод контент-анализа, в ходе которого был осуществлен качественно-количественный анализ закодированной информации, а именно - производился подсчет частоты использования семантических единиц по каждой категории.

Основываясь на результатах диссертационного исследования Басалаевой Н.В. «Особенности смыслообразования в условиях квазипрофессиональной деятельности», выделяем три категории анализа (предметная, смысловая и ценностная категории), характеризующие уровни смыслообразования [1].

Определение концептов субъективного качества выбора у студентов с разными представлениями о свободе выбора свидетельствует о том, что

- студенты, характеризующиеся доминированием предметной категории, демонстрируют невысокие и средние оценочные показатели, что может характеризоваться как нечеткость позиции («выбор реализуется с чувством тревоги», «надеясь на помощь внешних сил», «полагаясь на «авось», «видя только одно решение», «опираясь на свои потребности»);

- студенты, характеризующиеся доминированием смысловой категории, демонстрируют определенную, выраженную позицию в выборе основных концептов, оценивая субъективный выбор («выбор реализуется бесконфликтно», «самостоятельно», «с опорой на себя»);

- студенты, характеризующиеся доминированием ценностной категории, реализуют его как расширение пространства возможностей («выбор реализуется уверенно», «рационально», «с чувством правоты», «ответственно», «смело и решительно», «взвешивая все «за и против», «опираясь на свои ценности», «видя несколько вариантов»).

Следующий этап эмпирического исследования был направлен на изучение жизнестойкости. В качестве диагностического инструментария мы использовали Тест жизнестойкости разработан С. Мадди в модификации Д.А. Леонтьевым, Е.И. Рассказовой.

Студенты, характеризующиеся доминированием смысловой категории, демонстрируют следующие результаты по тесту «Жизнестойкости»: высокие показатели по шкале «общей жизнестойкости» зафиксированы у студентов 3-ьей группы, менее выражены показатели у студентов 1-ой и 2-ой групп. Наиболее высокие показатели по тесту зафиксированы у студентов 3-ьей группы в отличие от студентов 1-ой и 2-ой групп по Шкалам «Вовлеченность», «Контроль», «Принятие риска». Результаты исследования свидетельствуют о том, что жизнестойкость наиболее выражена у студентов 3-ьей группы, именно студенты, характеризующиеся доминированием смысловой категории, актуализируют потребность в готовности совладать с трудными жизненными ситуациями и проявить высокую степень вовлеченности в происходящие события жизни. Студенты, характеризующиеся доминированием предметно-смысловой категории, демонстрируют следующие результаты по тесту: высокие показатели по шкалам зафиксированы у студентов 1 -ой группы, менее выражены показатели у студентов 2-ой и 3-ьей групп. Студенты, характеризующиеся доминированием предметной категории, демонстрируют следующие результаты по тесту: высокие показатели по шкалам зафиксированы у студентов 2-ой группы, менее выражены показатели у студентов 1-ой и 3-ьей групп. Результаты исследования по тесту жизнестойкости свидетельствуют о том, что в большей степени способностью к совладению с трудными жизненными ситуациями, стремлением жить «здесь и сейчас», готовностью идти на риск обладают студенты 2-ой группы.

Исследуемая нами характеристика, является чрезвычайно ценной для людей, стремящихся реализовать себя, так как это своего рода способность

выходить запределы самого себя, становясь и реализуя свою человеческую сущность одновременно изменяя, преобразуя себя самого и мир вокруг.

Использованные источники:

1. Басалаева, Н. В. Динамические особенности смыслообразования в условиях квазипрофессиональной деятельности / Н. В. Басалаева, И.О.Логинова.- Красноярск.: КГПУ им.В.П.Астафьева.-2008.-216 с.

2. Богомаз, С.А. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека / С.А.Богомаз // Сибирский психологический журнал. -2009. - № 32. - С. 23-28.

3. Логинова И.О., Чупина В.Б., Стоянова Е.И., Живаева Ю.В. Психолого-образовательное сопровождение как условие формирования ситуативной готовности студентов к осуществлению выбора // Вестник КГПУ им.В.П.Астафьева.-2015.- №1 (31).- С. 162-166.

4. Клочко, В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ) / В. Е. Клочко. - Томск: Изд-во ТГУ, 2005. - 174 с.

Журавлёв Д.Р. магистрант 2 курса

направление "Государственное и муниципальное управление "

СЗИУ РАНХиГС Россия, г. Санкт-Петербург СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РФ

Аннотация

Дана характеристика ретроспективы системы национальной безопасности. Проанализирована текущая позиция государства в отношении системы национальной безопасности. Определена взаимосвязь между системой национальной безопасности и стратегическим развитием государства.

Ключевые слова: система национальной безопасности; государственное управление; повышение эффективности; оптимизация; стратегии.

Zhuravlev D.R.

2 course magistrate of State and municipal administration NWIM

RANEPA, Saint-Petersburg

IMPROVEMENT SYSTEM OF NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION ANNOTATION

The characteristics of the retrospective system of national security. It analyzes the current position of the state in relation to national security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.