Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ СВОЙСТВ АНТИКОРРОЗИОННЫХ СОСТАВОВ НА ПОВЕРХНОСТЯХ СТАЛЕЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ СВОЙСТВ АНТИКОРРОЗИОННЫХ СОСТАВОВ НА ПОВЕРХНОСТЯХ СТАЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
АгроФорум
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Никитченко С.Л., Серёгин А.А., Сущенко Д.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ СВОЙСТВ АНТИКОРРОЗИОННЫХ СОСТАВОВ НА ПОВЕРХНОСТЯХ СТАЛЕЙ»

УДК 620.1:631.3

Никитченко С.Л., кандидат технических наук, доцент, заведующий научно-исследовательской лабораторией Серёгин А.А., доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой Сущенко Д.Н., Ишков И.В., студенты магистратуры

Азово-Черноморский инженерный институт - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный аграрный университет»

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАЩИТНЫХ СВОЙСТВ АНТИКОРРОЗИОННЫХ СОСТАВОВ НА ПОВЕРХНОСТЯХ СТАЛЕЙ

Сельскохозяйственная техника является основным средством производства в агробизнесе. Сохраняемость техники в нерабочий период является важной производственной задачей, решение которой во многом зависит от уровня организации и технологии хранения машин. Применение антикоррозионных составов для защиты машин в период их длительного хранения позволяетзначительно снизить коррозионный износ [1, 2, 3]. Анализ состояния вопроса показывает, в современном сельскохозяйственном производстве серийные защитные материалы используются не в полной мере или их применение носит случайный характер. Владельцы техники для её защиты в период хранения чаще используют отработанные нефтепродукты, растворы извести или реже - битумные смеси. Для приготовления последних в качестве растворителя используют низкооктановый бензин или дизельное топливо в пропорциях от 1:2 до 1:5 (битум : растворитель). Исследования [1] показывают, что защитные свойства битумных смесей не уступают свойствам составов на основе серийных консервационных масел типа НГ (таблица 1).

На практике защитные составы на основе масел НГ, а также масла с присадкой АКОР-1 практически не применяются, поскольку это относительно затратная технология консервации машин. Применение битумных смесей ограничивается в основном трудоёмкостью процесса их приготовления. Также здесь имеет место риск воспламенения смеси и получения ожогов персоналом, когда в качестве растворителя используют бензин. В хозяйствах для защиты машин от коррозии чаще используют отработанные

моторные масла без добавления к ним присадок.

Современная наука не стоит на месте и учёные предлагают новые защитные составы - продукты осветления отработанных масел [4], гуммированные составы для защиты кузовов и рам разбрасывателей удобрений [5], материал жидкий цинк [6], а также большое многообразие мовилей и материалов на основе жидких резин, которые весьма перспективны для защиты сельхозмашин от коррозии и коррозионно-меха-нического изнашивания.

В данной работе выполнен сравнительный анализ защитных свойств некоторых современных антикоррозионных составов и отработанного моторного масла. Использование результатов исследования позволит снизить коррозионный износ сельскохозяйственной техники, а также затраты на поддержание её работоспособности и сохраняемости.

Методика исследования.

В работе для сравнения брались защитные составы, перечисленные в таблице 2.

Таблица 1.

Результаты сравнительных испытаний битумных смесей и серийных защитных составов [1].

Защитный состав Состояние поверхности после испытаний, месяцы

4 6 8 10 12

НГ-203А + + + + +

Битумная смесь (1:1+1:5) + + + + +

Масло М12В2 с присадкой АКОР-1: 5% 10% + + + + ОТК + ТК + ПК ОТК

Краска водоэмульсионная ТК ТК ПК СК СК

Без защиты СК СК СК СК СК

Условные обозначения:

+ отсутствие коррозии; ОТК- отдельные точки коррозии; ТК- точки коррозии; ПК - пятна коррозии; СК - сплошная коррозия.

Таблица 2.

Исследуемые антикоррозионные составы.

Наименование состава Стоимость, руб./ед.

Жидкий автоконсервант «Мовиль-люкс», в таре 1 л. 115

Мовиль Color Wax АС-487 аэрозоль 520 мл/12, в баллончике 195

Мастика резино-битумная (аэрозоль) 520 мл 071019 FL019 FILL INN, в баллончике 90

Отработанное моторное масло М10Г -

Ш'МШИРУМ

L АГРОТЕХНИКА

В качестве критерия оценки был принят коррозионный износ защищаемой поверхности, И [г/см2] или [г/м2]

Таблица 3.

Нанесение составов на стальные образцы.

И = т - т2

S

(1)

где т1 - масса образца стали до опыта, г;

т2 - масса образца стали после опыта и очистки от продуктов коррозии и защитного состава, г;

Я - площадь защищаемой поверхности стали, м2.

Номера образцов стали Наносимый состав

1; 6; 11 Без нанесения состава

2; 7; 12 Отработанное моторное масло М10Г

3; 8; 13 Жидкий автоконсервант «Мовиль-люкс»

4; 9;14 Мовиль Wax АС-487 аэрозоль

5; 10; 15 Мастика резино-битумная (аэрозоль)

Рисунок 1. Исследуемые стальные образцы до нанесения защитных составов.

»1

№2 Hrl NM №Ь

№7 РИЗ- №В НПО

СрлльЭ5

Сталь Н

С«Лц з

Ог(1*Си.т-ш- Жилми Ноянпь IHlHhP-hljyiH

HL'D UiLlHl ДОВ-rillb 1Ц1ШП1 i_Н>йMLTIh

Рисунок 2. Внешний вид образцов через месяц.

CrmixlS

(>чг* 1

Б<- J ФпмйоТЛН- Жчдлнц- Ml-uiL'Iu :"'г.|>ч:.|-Л-,|1>и1-

□ dil|H1bl HOI Ч4СГШ "wnn. lt- а >|L □ I:т. djp3»."lb.

Рисунок 3. Внешний вид образцов через год.

Сгплк, 2 3

Сгллз-. 1

Антикоррозионные составы наносились кистью на образцы из конструкционных сталей 3, 20 и 35 (рис. 1), которые применяются в сельхозмашиностроении. Все образцы пронумерованы, порядок нанесения защитных составов указан в таблице 3.

Взвешиваниеобразцов до нанесения защитных составов и после нанесения и выдержки образцов под воздействием атмосферной влаги и осадков осуществлялось на лабораторных электронных весах МБВД ДМ20СЕ, с точностью до сотых долей грамма. Выдержка образцов на открытом воздухе производилась в течение одного года, после чего был определён критерий И для каждого защитного состава.

Результаты и их обсуждение. Внешний вид образцов после одного месяца выдержки показан на рисунке 2, а после года - на рисунке 3.

После месяца выдержки незащищённые поверхности сталей подвергаются сплошной коррозии (образцы № 1; 6; 11).

После года выдержки поверхность образцов, покрытых отработанным моторным маслом (образцы № 2; 7; 12), полностью поражена коррозией. Образцы, покрытые жидким мовилем (№ 3; 8; 13), имеют лишь пятна коррозии, которые занимают более 50% площади образцов, а образцы обработанные аэрозольным мовилем (№ 4; 9; 14) и резино-битумной смесью (№5; 10; 15) практически не подвержены коррозии.

Визуальные наблюдения в течение эксперимента показали, что отработанное масло обладает меньшими защитными свойствами по сравнению с серийными составами - мовилями всех видов и резино-битумной смесью. Плён-

ка отработанного масла почти полностью смывается с защищаемой поверхности через 3-4 месяца, при этом после 3-го месяца наблюдаются отдельные пятна коррозии, а после 5-ти месяцев - сплошные пятна коррозии по всем испытуемым стальным образцам, покрытым отработанным маслом.

250-,

200

О CN

X « 2 "С 150

S

100

50

0

■ _

НЕТ М10Г ЖМ

Защитный материал

Сталь Сталь 3 Сталь 20

35

□ Сталь 35 □ Сталь 20 □ Сталь 3

Рисунок 4. Величины коррозионного износа поверхностей сталей.

Для увеличения прилипаемо-сти масла к защищаемой поверхности необходимо применять присадки типа АКОР-1 или ПРАНА. По рекомендациям ВНИИТиН защитный состав на основе масла должен содержать 5...10% присадки, которую следует размешивать в теплом масле при 40, 50 0С [3]. Данные таблицы 1 говорят, что здесь более эффективной является концентрация присадки 10%.

Результаты расчёта величины коррозионного износа стальных поверхностей без их защиты и при использовании моторного масла М10Г и жидкого мовиля (ЖМ), выраженного в граммах потерянного металла на единицу площади представлены на диаграммах рисунка 4.

Анализ диаграмм рисунка 4 показывает, что жидкий мовиль более эффективен для защиты от коррозии на всем перечне сталей, чем отработанное моторное масло без присадок. Причём стали с большим содержанием углерода имеют несколько меньший коррозионный износ.

Заключение. В результате выполненных исследований можно сделать следующие выводы: 1. Отработанное моторное масло в чистом виде обладает меньшими защитными свойствами по сравнению с серийными составами - мо-вилями всех видов и резино-би-тумной смесью. Моторное масло в течение года в среднем на 42 % снижает коррозионный износ по сравнению с вариантом, когда поверхность ничем не защищена. Для повышения защитной способности отработанного масла и его прилипаемости к поверхности стали необходимо применять присадки типа АКОР-1 или ПРАНА.

2. При нанесении на защищаемую поверхность жидкого мовиля после года выдержки на 55,70 % снижает коррозионный износ по сравнению с вариантом, когда поверхность ничем не защищена. Также защита поверхности стали

Литература

1. Яковлев, Б.П. Защита сельскохозяйственной техники от коррозии / Б.П. Яковлев. - Москва: Колос, 1982. - 127 с.

2. Никитченко, С.Л. Защита сельскохозяйственной техники от коррозии при длительном хранении / С.Л. Никитченко // АгроСнабФорум. - 2010. - №10/80. - С. 22-24.

3. Справочник заведующего машинным двором / Сост. В.И. Добрин. - М.: Росагропромиздат, 1988. - 254 с.: ил.

4. Прохоренков, В.Д. Ресурсосберегающая технология защиты сельскохозяйственной техники от атмосферной коррозии / В.Д. Прохоренков, А.И. Петрашёв, Л.Г. Князева // Техника и оборудование для села. - 2007. - №10. - С. 24-27.

5. Подлекарев, Н.Н. Защита от коррозии машин для химизации / Н.Н. Подлекарев, М.Ю. Цапин // Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 2001. - №8. - С. 34-35.

6. Лабунский, А.В. Жидкий цинк против коррозии / А.В. Лабунский // - Сельскохозяйственная техника. Обслуживание и ремонт. - 2006. - №10. - С. 50.

жидким мовилем на 24-38 % снижает потери металла от коррозии по сравнению с отработанным маслом М10Г.

3. На образцах, покрытых аэрозольными составами мовиля и ре-зино-битумной смеси, после года выдержки следов коррозии не обнаружено. Данные аэрозольные составы обладают наибольшими прилипающими и защитными свойствами.

4. Максимальным свойством прилипания к защищаемой поверхности обладает резино-би-тумная смесь. В отличие от остальных составов она изначально при нанесении прочно соединяется со стальной поверхностью, быстро застывает и не счищается, не собирает на себе пыль и мусор. При этом она обладает относительно меньшей стоимостью.

5. Полученные результаты дополняют результаты предыдущих исследований, которые представлены в таблице 1. Совокупность данных знаний о защитных свойствах различных антикоррозионных составов позволит более объективно подойти к обоснованию их выбора при подготовке сельскохозяйственной техники к длительному хранению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.