Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОХРАНЫ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ (НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «ЭВЕРГЛЕЙДС»)'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОХРАНЫ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ (НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «ЭВЕРГЛЕЙДС») Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
объект всемирного наследия / Национальный парк «Эверглейдс» / экологическое право / экономико-правовые механизмы / культурное наследие / природное наследие / world heritage site / Everglades National Park / international law / economic and legal mechanisms / cultural heritage / natural heritage

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дицевич Ярослава Борисовна

Статья восполняет дефицит научного внимания к практике выполнения международных обязательств по охране объектов всемирного наследия за рубежом, углубленный анализ которых проводится, прежде всего, в рамках рассмотрения путей преодоления угрожающей состоянию байкальской экосистемы реализации планов монгольского правительства по возведению на главном притоке Байкала – трансграничной р. Селенге в пределах территории Монголии каскада гидротехнических сооружений. В качестве объекта исследования выбран Национальный парк «Эверглейдс». Выбор данной особо охраняемой природной территории обусловлен в том числе тем, что данный объект дважды включался в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, и находится в нем на момент написания настоящей статьи, одновременно будучи включенным в Протокол Монтрё. Предметом исследования выступает практика правовой охраны указанного объекта всемирного наследия механизмами Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. На основе изучения иностранной научной литературы, а также оригинальных текстов правовых документов рассматриваются основные проблемы, угрожающие экосистеме Национального парка «Эверглейдс», а также значение деятельности Комитета всемирного наследия в его сохранении. Отдельно отмечается влияние внутренних политических процессов в США на исключение и повторное включение расположенного на территории государства объекта в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. По итогам исследования выделяются эффективные экономико-правовые механизмы охраны уникальных природных объектов, которые потенциально могут быть использованы и в Российской Федерации для решения проблем охраны экосистемы оз. Байкал (выкуп государством земельных участков; включение объектов в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Дицевич Ярослава Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF FOREIGN EXPERIENCE OF WORLD HERITAGE PROTECTION (USING THE EXAMPLE OF THE EVERGLADES NATIONAL PARK)

The article makes up for the lack of scientific attention to the practice of fulfilling international obligations for the protection of World Heritage sites abroad, an in–depth analysis of which is carried out, first of all, in the framework of considering ways to overcome the threatening state of the Baikal ecosystem, the implementation of the plans of the Mongolian government to erect a cascade of hydraulic structures on the main tributary of Lake Baikal – the transboundary Selenga River within the territory of Mongolia. Everglades National Park was chosen as the object of research. The choice of this specially protected natural area is due, among other things, to the fact that this object has twice been included in the List of World Heritage in Danger, and is in it at the time of the creation of this article, while being included in the Montreux Record. The subject of the study is the practice of legal protection of the specified world Heritage site by the mechanisms of the Convention on the Protection of the World Cultural and Natural Heritage. Based on the study of foreign scientific literature, as well as the original texts of legal documents, the main problems threatening the ecosystem of the Everglades National Park, as well as the importance of the activities of the World Heritage Committee in its preservation, are considered. Separately, the influence of internal political processes in the United States on the exclusion and re-inclusion of an object located on the territory of the state in the List of World Heritage under Threat is noted. According to the results of the study, effective economic and legal mechanisms for the protection of unique natural objects are identified, which can potentially be used in the Russian Federation to solve the problems of protecting the ecosystem of Lake Baikal (purchase of land plots by the state; inclusion of objects in the List of World Heritage under threat, etc.).

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОХРАНЫ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ (НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «ЭВЕРГЛЕЙДС»)»

Вопросы международного права и сравнительного правоведения

Научная статья

Научная специальность

5.1.5 «Международно-правовые науки»

УДК 349.6

DOI https://doi.org/10.26516/2071-8136.2023.2.118

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОХРАНЫ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ (НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «ЭВЕРГЛЕЙДС»)

© Дицевич Я. Б., 2023

Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, г. Иркутск, Россия

Статья восполняет дефицит научного внимания к практике выполнения международных обязательств по охране объектов всемирного наследия за рубежом, углубленный анализ которых проводится, прежде всего, в рамках рассмотрения путей преодоления угрожающей состоянию байкальской экосистемы реализации планов монгольского правительства по возведению на главном притоке Байкала - трансграничной р. Селенге в пределах территории Монголии каскада гидротехнических сооружений. В качестве объекта исследования выбран Национальный парк «Эверглейдс». Выбор данной особо охраняемой природной территории обусловлен в том числе тем, что данный объект дважды включался в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, и находится в нем на момент написания настоящей статьи, одновременно будучи включенным в Протокол Монтрё. Предметом исследования выступает практика правовой охраны указанного объекта всемирного наследия механизмами Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. На основе изучения иностранной научной литературы, а также оригинальных текстов правовых документов рассматриваются основные проблемы, угрожающие экосистеме Национального парка «Эверглейдс», а также значение деятельности Комитета всемирного наследия в его сохранении. Отдельно отмечается влияние внутренних политических процессов в США на исключение и повторное включение расположенного на территории государства объекта в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой. По итогам исследования выделяются эффективные экономико-правовые механизмы охраны уникальных природных объектов, которые потенциально могут быть использованы и в Российской Федерации для решения проблем охраны экосистемы оз. Байкал (выкуп государством земельных участков; включение объектов в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой и др.).

Ключевые слова: объект всемирного наследия, Национальный парк «Эверглейдс», экологическое право, экономико-правовые механизмы, культурное наследие, природное наследие.

Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00618.

RESEARCH OF FOREIGN EXPERIENCE OF WORLD HERITAGE PROTECTION (USING THE EXAMPLE OF THE EVERGLADES NATIONAL PARK)

© Ditsevich Ya. B., 2023

Irkutsk Law Insitute (branch) of the University of Prosecutor's Office of the Russian Federation, Irkutsk, Russian Federation

The article makes up for the lack of scientific attention to the practice of fulfilling international obligations for the protection of World Heritage sites abroad, an in-depth analysis of which is carried out, first of all, in the framework of considering ways to overcome the threatening state of the Baikal ecosystem, the implementation of the plans of the Mongolian government to erect a cascade of hydraulic structures on the main tributary of Lake Baikal - the transboundary Selenga River within the territory of Mongolia. Everglades National Park was chosen as the object of research. The choice of this specially protected natural area is due, among other things, to the fact that this object has twice been included in the List of World Heritage in Danger, and is in it at the time of the creation of this article, while being included in the Montreux Record. The subject of the study is the practice of legal protection of the specified world Heritage site by the mechanisms of the Convention on the Protection of the World Cultural and Natural Heritage. Based on the study of foreign scientific literature, as well as the original texts of legal documents, the main problems threatening the ecosystem of the Everglades National Park, as well as the importance of the activities of the World Heritage Committee in its preservation, are considered. Separately, the influence of internal political processes in the United States on the exclusion and re-inclusion of an object located on the territory of the state in the List of World Heritage under Threat is noted. According to the results of the study, effective economic and legal mechanisms for the protection of unique natural objects are identified, which can potentially be used in the Russian Federation to solve the problems of protecting the ecosystem of Lake Baikal (purchase of land plots by the state; inclusion of obj ects in the List of World Heritage under threat, etc.).

Keywords: world heritage site, Everglades National Park, international law, economic and legal mechanisms, cultural heritage, natural heritage.

Acknowledgments: the reported study was funded by RFBR, project number 20-011-00618.

Введение

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (далее - Конвенция о всемирном наследии, Конвенция) является международным договором, сформировавшим систему охраны всемирного наследия, представленную обязательствами, в нем закрепленными, а также системой органов, осуществляющих реализацию положений Конвенции.

В настоящей статье, в рамках поиска способов решения проблемы планируемого строительства в Монголии комплекса гидротехнических сооружений, угрожающего состоянию имеющей многомиллионнолетнюю историю экосистемы в пределах объекта всемирного наследия «Озеро Байкал», рассматривается практика выполнения Соединенными Штатами Америки международных обязательств по Конвенции всемирного наследия на примере деятельности по сохранению объекта всемирного природного наследия «Национального парка "Эверглейдс"», расположенного на территории данного государства. Выбор для анализа данного объекта обусловлен его выдающимися природными характеристиками, а также тем обстоятельством, что данный Национальный парк был включен в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, и на момент подготовки настоящей статьи продолжает в нем находиться. Формулируемый таким образом предмет исследования предопределяет первоочередной анализ документов междуна-р одно-правового характера и прежде всего -решений Межправительственного комитета по охране всемирного культурного и природного наследия (далее также - Комитет всемирного наследия, Комитет), а также заключений его консультативного органа - Международного союза охраны природы (далее - МСОП).

Материалы и методы исследования

Основу исследования представляют вышеуказанные документы, выработанные на протяжении многих лет органами системы охраны всемирного наследия (включая, прежде всего, Конвенцию о всемирном наследии1, Руководство по выполнению Конвенции о всемирном наследии2 (далее - Руководство) и некоторые иные источники). Национально-правовой ма-

териал для анализа представлен отчетами США о состоянии соответствующих объектов, а также некоторыми внутренними нормативными правовыми актами США. При этом национально-правовое регулирование этих вопросов представлено в лаконичном объеме, поскольку детальное их рассмотрение требует углубленного исследования. Некоторые из полученных выводов будут экстраполированы на проблематику выполнения Российской Федерацией обязательств по Конвенции и ее взаимоотношений со структурами охраны всемирного наследия.

Результаты исследования

Национальный парк «Эверглейдс» (далее также - Национальный парк, Парк) был включен в Рамсарский список в 1987 г., а в Список всемирного наследия - в 1979 г.3 При этом заключение МСОП о соответствии Парка критериям, предъявляемым для включения в Список, также достаточно краткое (4 страницы) и состоит в значительной части из цитат различных источников справочного характера и материалов номинации4. После 1979 г. органы системы охраны всемирного наследия в своих решениях впервые обратились к вопросам экологического состояния Национального парка «Эверглейдс» в 1989 г. В достаточно лаконичном объеме было отмечено «наличие свидетельств того, что экосистема водно-болотных угодий Эверглейдс находится под значительной угрозой в связи со значительными изменениями в качестве и количестве поступающей воды, вызванными развитием городов, сельского хозяйства и промышленности»5.

В 1988 г. в научной литературе отмечалось, что экосистема «река Киссимми - озеро Оки-чоби - Эверглейдс» представляет собой сложную систему каналов, водонасосных станций и контролирующих структур, ограничивающих доступ воды в Национальный парк, который, в свою очередь, является последним получателем водных ресурсов [10, р. 24].

Власти штата Флорида на протяжении десятилетий осуществляли мероприятия по осушению болот и возведению противопаводковых сооружений. Последние практически полностью перекрыли доступ воды в Национальный

1 Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (принята 16 нояб. 1972 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры) // ООН : офиц. сайт. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ heritage.shtml (дата обращения: 08.05.2023).

2 Руководство по применению Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия : принято 30 июня 1977 г. Комитетом всемирного наследия (посл. ред. 2017 г.). URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml

3 WH Committee: Report of 3rd Session, Cairo 1979 // UNESCO World Heritage Centre : сайт. URL: https://whc.unesco.org/archive/ repcom79.htm#76 (дата обращения: 01.05.2023).

4 76-IUCN-82-en // UNESCO World Heritage Centre : сайт. URL: https://whc.unesco.org/document/154198 (дата обращения: 01.05.2023).

5 Sc-89-conf004-5e // UNESCO World Heritage Centre : сайт. URL: https://whc.unesco.org/archive/1989/sc-89-conf004-5e.pdf (дата обращения: 01.05.2023).

парк. Кроме того, насосные станции перекачивали воду, содержащую азот и фосфор из удобрений, и направляли ее в Национальный парк в рамках так называемого Временного плана действий, осуществляемого властями Флориды. Как отмечается в отчете о сохранении объекта за 1989 г., Правительство США предъявило иски к нарушителям природоохранных требований, в том числе и к штату Флорида. По прошествии трех лет федеральное правительство и органы государственной власти штата заключили мировое соглашение1, призванное урегулировать проблемы загрязнения экосистемы Заповедника дикой природы «Локсахатчи» и Национального парка «Эверглейдс» сбросами загрязненной удобрениями воды. В число его основных положений вошла разработка плана по строительству искусственных фильтрационных болот для очистки воды, «выступающих в качестве "буферной зоны" между сельскохозяйственным районом и Парком и Заповедником, принимающими ливневые воды из сельскохозяйственных каналов и очищающими ее, прежде чем она поступит в Парк и Заповедник»2. Кроме того, была разработана программа по уменьшению содержания фосфора в воде, поступающей в водные объекты Национального парка. В тот же период появляются планы по выкупу 43 тыс. га болот, примыкающих к парку, для прекращения загрязнения водных объектов.

В августе 1992 г. на южную Флориду обрушился ураган Эндрю, нанесший значительный урон экосистеме Национального парка «Эверглейдс», и на состоявшейся в этом году шестнадцатой сессии Комитета всемирного наследия впервые был поставлен вопрос о возможности включения объекта в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой3.

В 1993 г. на заседании Бюро Комитета было отмечено ухудшение экологического состояния Национального парка «Эверглейдс» и его включение в Протокол Монтрё, согласно Рамсар-ской конвенции, в котором он продолжает находиться по настоящее время. В национальном отчете Соединенных Штатов Америки о выполнении Рамсарской конвенции за 2021 г., представленном к 14-й Конференции сторон этой Конвенции, указывается, что правительством страны осуществляются мероприятия по вос-

становлению экосистемы Национального парка «Эверглейдс», в связи с чем не требуется направление Рамсарской консультативной миссии. Обращает на себя внимание еще один аспект, отраженный в рассматриваемом отчетном документе, - констатация подготовки отдельного отчета об экосистемных услугах Национального парка «Эверглейдс»4.

Прохождение тропического урагана в 1992 г. послужило поводом для обсуждения накопившихся проблем сохранения экосистемы парка «Эверглейдс». В ходе выступления на заседании Комитета суперинтенданта Национального парка отмечены угрозы изменения гидрологического режима; негативное влияние развития поселений; загрязнение ртутью и ливневыми водами, содержащими удобрения5, а также последствия прохождения урагана Эндрю [2]. Из позитивных изменений были отмечены: расширение Национального парка на 107 тыс. акров6 за счет близлежащих территорий на северо-востоке, трансформации в управлении водоснабжением, а также выделение на программы мониторинга и совершенствования управления значительных объемов финансирования. По итогам рассмотрения экологического состояния Национального парка Комитетом принято решение о включении данного объекта в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой.

Дальнейшие природоохранные мероприятия в Национальном парке «Эверглейдс» носили разнообразный характер и получили отражение в различных документах органов системы охраны всемирного наследия. В частности, в 1996 г. Комитетом отмечены усилия государства, на территории которого находится рассматриваемый объект всемирного наследия, выразившиеся в принятии закона о развитии водных ресурсов, содержащего большинство элементов Плана восстановления Национального парка «Эверглейдс», а также в выделении значительных финансовых средств на выкуп государством земельных участков (12 млн долл.), проведении экосистемных исследований (8 млн

1 United States v. South Florida Water Management Dist., 847 F. Supp. 1567 (S.D. Fla. 1992) // US Law, Case Law, Codes, Statutes & Regulations : Justia Law : сайт. URL: https://law.justia.com/cases/federal/district-courts/FSupp/847/1567/1402970/ (дата обращения: 01.05.2023).

2 Там же.

3 UNESCO World Heritage Centre : сайт. URL: https://whc.unesco.org/ archive/1992/whc-92-conf002-12e.pdf (дата обращения: 01.05.2023).

4 National Report to Ramsar COP 14 // Homepage | Convention on Wetlands : сайт. URL: https://ramsar.org/sites/default/files/documents/ importftp/C0P14NR_United%20States_e.pdf (дата обращения: 01.05.2023).

5 В первоисточнике (англоязычном документе) данные положения звучат следующим образом: These include increased nutrient pollution from agricultural activities, reduced water levels from flood control operations and mercury contamination of fish and wildlife. In addition, there had been a dramatic ecological deterioration of Florida Bay, as well as the severe effects of Hurricane Andrew.

6 Акр - мера земельной площади, равная 4047 кв. м, применяемая в странах с английской системой мер.

долл.) и формировании партнерства с частным сектором с финансированием в 2 млрд долл.1

В 1998 г. на 22-й сессии Комитета в Киото отмечалось завершение процедуры выкупа земельных участков на сумму 26 млн долл. в восточной части Национального парка «Эверглейдс» (East Everglades Expansion Area) и подчеркивалась необходимость дополнительного финансирования в размере 40 млн долл. для выкупа дополнительно 109 тыс. акров.

Через два года, в 2000 г., на 24-й сессии Комитета всемирного наследия основным вопросом обсуждения, отраженным в ее материалах, стало формирование показателей, достижение которых необходимо для исключения рассматриваемого объекта из Списка всемирного наследия, находящегося в опасности. При этом нельзя не отметить, что за весь анализируемый период с момента включения Национального парка «Эверглейдс» в «красный список» ЮНЕСКО, государством, на территории которого находится данный имеющий всемирную ценность объект, выражалось согласие и проявлялось конструктивное отношение к нахождению объекта в указанном списке [8].

C приходом к власти администрации Джорджа Буша в 2001 г. наблюдаются две тенденции, продолжающиеся вплоть до 2009 г., когда в Белый дом пришла администрация демократов во главе с Бараком Обамой. С одной стороны, продолжают реализовываться масштабные инфраструктурные программы по решению принципиальных проблем экосистемы Национального парка «Эверглейдс»: в начале 2000-х гг. получил оформление План по восстановлению Национального парка «Эверглейдс» (Comprehensive Everglades Restoration Plan, CERP) с бюджетом в 7,8 млрд долл., рассчитанный на 36 лет2; планомерное развитие получили проекты развития каналов для обеспечения экосистемы Национального парка водными ресурсами3.

C другой стороны, республиканским руководством США в рассматриваемый период был поставлен вопрос об исключении Национального парка «Эверглейдс» из Списка всемирного наследия [9]. Стоит отметить, что МСОП выступал

1 Whc-96-conf201-21e // UNESCO World Heritage Centre : сайт. URL: https://whc.unesco.org/archive/1996/whc-96-conf201-21e.pdf (дата обращения: 01.05.2023).

2 UNESCO World Heritage Centre - Decision - 25 BUR V.60-61 // UNESCO World Heritage Centre : сайт. URL: https://whc.unesco.org/ en/decisions/5856 (дата обращения: 01.05.2023).

3 Whc03-27com-07ae // UNESCO World Heritage Centre : сайт. URL: https://whc.unesco.org/archive/2003/whc03-27com-07ae.pdf; Whc06-30com-19e; UNESCO World Heritage Centre : сайт. URL: https://whc. unesco.org/archive/2006/whc06-30com-19e.pdf (дата обращения: 01.05.2023).

против исключения данного объекта из Списка всемирного наследия, находящегося под угрозой, что было отражено и в проекте решения, подготовленного по результатам рассмотрения отчета о состоянии объекта в 2007 г.4 Однако на 31-й сессии Комитета всемирного наследия объект был исключен из Списка всемирного наследия, находящегося под угрозой5.

В подготовленном в 2009 г. справочнике (компендуме) решений Комитета по вопросам включения объектов в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, и исключения их из него МСОП отмечает, что исключение Национального парка «Эверглейдс» из рассматриваемого списка является примером «преждевременного решения Комитета и не есть пример хорошей практики»6. Принятое решение подверглось критике как внутри системы государственной власти США, так и со стороны общественных организаций природоохранной направленности [3]. Сенатор от штата Флорида Билл Нельсон подверг резкой критике решение, принятое администрацией Д. Буша, указав, что в этом вопросе стоило прислушаться к мнению Службы по национальным паркам, которая придерживалась противоположного мнения7. Представители экологической организации «Сиерра Клуб» также указали на неожиданность и поспешность такого решения8.

Ситуация поменялась с приходом в Белый дом администрации Б. Обамы. На 34-й сессии в 2010 г. Комитет всемирного наследия высоко оценил просьбу Соединенных Штатов о повторном включении Национального парка «Эверглейдс» в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой9. Секретарь внутренних дел (Secretary of the interior) Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО приветствовал такое решение, «символизирующее как приверженность Сое-

4 Whc07-31com-7Ae // UNESCO World Heritage Centre : сайт. URL: https://whc.unesco.org/archive/2007/whc07-31com-7Ae.pdf (дата обращения: 01.05.2023).

5 Decision 31 COM 7A.12 Everglades National Park (United States of America) (№ 76) // UNESCO World Heritage Centre : сайт. URL: https://whc.unesco.org/en/decisions/1275 (дата обращения: 01.05.2023).

6 WHC-09/33.COM/9 // UNESCO World Heritage Centre : сайт. URL: https://whc.unesco.org/document/138401 (дата обращения: 01.05.2023).

7 Everglades decision wrong, Nelson says // Sarasota Herald-Tribune: Local News, Politics & Sports in Sarasota, FL : сайт. URL: https:// www.heraldtribune.com/story/news/2007/08/04/everglades-decision-wrong-nelson-says/28567295007/ (дата обращения: 01.05.2023).

8 Everglades Removal from Endangered List Questioned // NPR -Breaking News, Analysis, Music, Arts & Podcasts : NPR : сайт. URL: https://www.npr.org/transcripts/14521096 (дата обращения: 01.05.2023).

9 Whc10-34com-20e // UNESCO World Heritage Centre : сайт. URL: https://whc.unesco.org/archive/2010/whc10-34com-20e.pdf (дата обращения: 01.05.2023).

диненных Штатов восстановлению экосистемы Эверглейдс, так и усилия администрации по восстановлению роли науки в процессе принятия решений»1. Анализ экологического состояния объекта, представленный в 2010 г., подтвердил сохранение серьезных проблем изменения гидрологического режима Парка, развития градостроения и сельского хозяйства, загрязнения удобрениями, а также изменения климата. Эти угрозы остаются актуальными и по сей день, в связи с чем Национальный парк «Эверглейдс» остается в Списке всемирного наследия, находящегося под угрозой.

Из наиболее значимых событий, отмеченных Комитетом всемирного наследия, в десятилетие после повторного включения в Список всемирного наследия, отмечалось принятие Общего плана управления, возрастание влияния Эль-Ниньо в 2015 г. и увеличение числа инвазивных видов на объекте всемирного наследия2. В числе угроз в 2019 г. также выделяются проекты разведочного бурения в водоохранных зонах на территориях вверх по течению расположенных в пределах объекта всемирного наследия рек.

На последней, 44-й сессии Комитета была отмечена готовность США выделить на природоохранные цели дополнительно 4,5 млрд долл., а также планы государства по выкупу участков, на которых предполагалось проводить бурение, и оформлению соответствующих прав на разведку и реализацию проектов добывающей промышленности3.

Обсуждения и заключения

Подводя итог проведенному исследованию, представляется возможным выделить следующие проанализированные в настоящей статье характерные подходы к охране объектов всемирного наследия и экстраполировать их на некоторые проблемы особо охраняемых природных территорий в России.

Как указывалось, рассмотренный объект всемирного наследия, наряду с иными, расположенными на территории рассматриваемого государства, включался в Список всемирного

1 Share Salazar Applauds World Heritage Committee's Decision to Return Everglades National Park to Danger List // U.S. Department of the Interior : сайт. URL: https://www.doi.gov/news/pressreleases/ Salazar-Applauds-World-Heritage-Committees-Decision-to-Return-Everglades-National-Park-to-Danger-List (дата обращения: 01.05.2023).

2 Decision 41 COM 7A.1 Everglades National Park (United States of America) (№ 76) // UNESCO World Heritage Centre : сайт. URL: https://whc.unesco.org/en/decisions/6947 (дата обращения: 01.05.2023).

3 Whc-21-44com-18-en // UNESCO World Heritage Centre : сайт.

URL: https://whc.unesco.org/archive/2021/whc-21-44com-18-en.pdf (дата обращения: 01.05.2023).

наследия, находящегося под угрозой. При этом включался он в данный Список с согласия руководства страны, на территории которой расположен. Представляется, что подобный подход одновременно отвечает и национальным интересам, и интересам охраны природы. Включение объекта всемирного наследия в «красный» Список ЮНЕСКО возможно воспринимать как инструмент, который может содействовать решению некоторых проблем охраны уникальных природных объектов. Особенно эффективным он может стать при решении экологических проблем трансграничной природы, в том числе в рамках имеющего место многие годы вопроса использования ресурсов имеющей важное значение для сохранения байкальской экосистемы р. Селенги, расположенной на территории двух государств: России и Монголии.

Правительством Монголии планируется использование гидроресурсов Селенги и ее притоков для получения электроэнергии и снабжения водой южных регионов страны. Как следует из материалов, представленных Монголией на 44-й сессии Комитета в 2021 г., по проектам Шурэн-ской ГЭС и водоотвода «Орхон-Гоби», формирование технического задания на проведение региональной экологической оценки находится в завершающей стадии, а по проекту ГЭС на р. Эгийн-гол для осуществления оценки воздействия на окружающую среду привлечен французско-монгольский консорциум4.

С точки зрения сохранения как российских, так и монгольских водных систем предпочтительным является так называемый нулевой вариант, который предполагает удовлетворение потребностей Монголии в электроэнергии за счет альтернативных вариантов (в том числе за счет экспорта российской электроэнергии), и основные усилия во взаимодействии с монгольской стороной должны быть направлены на достижение таких договоренностей.

Вместе с тем на текущий момент развитие ситуации с планированием строительства гидротехнических сооружений на рассматриваемой территории свидетельствует о серьезности намерений монгольских властей по их возведению. Представляется, что при неблагоприятном развитии ситуации и осуществлении строительства на Селенге и ее притоках без учета национальных интересов Российской Федерации и общемировых интересов в области сохранения объекта всемирного наследия «Озеро Байкал»

4 Whc21 -44com-7B-en // UNESCO World Heritage Centre : сайт. URL: https://whc.unesco.org/archive/2021/whc21-44com-7B-en.pdf (дата обращения: 01.05.2023).

постановка вопроса о включении Байкала и объекта всемирного наследия «Ландшафты Дау-рии» в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, может являться действенным инструментом охраны экосистем указанных уникальных природных объектов. Отметим, что центральному элементу объекта всемирного наследия «Ландшафты Даурии» - Торейским озерам угрожает схожая опасность по причине планируемого строительства Монголией плотины на р. Улдза [6; 7]. На данную проблему обращалось внимание в том числе структурами Российской академии наук1.

Помимо привлечения международного внимания, такое развитие событий позволит задействовать природоохранные стандарты международных институтов развития и крупных банковских холдингов, которые, как правило, содержат достаточно жесткие условия финансирования проектов промышленности. Если реализация подобных проектов обусловит включение объектов всемирного наследия в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, то привлечение международного финансирования для их реализации станет весьма затруднительным.

В то же время на сегодняшний день включение оз. Байкал в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, в целях решения имеющих место сугубо национальных проблем [1] видится нецелесообразным и говорить о необходимости задействования данного международно-правового института представляется возможным в основном в рамках осуществления комплекса мероприятий, направленных на решение насущной проблемы планируемого Монголией строительства объектов гидроэнергетики вблизи р. Селенги - главного притока Байкала, способного создать ощутимую угрозу экологическому состоянию объекта всемирного наследия «Озеро Байкал» [4].

Еще одно распространенное решение, применяемое органами государственной власти США для выполнения своих международных обязательств по сохранению объектов всемирного наследия, заключается в использовании механизма выкупа государством земельных участков и прав на разработку полезных иско-

1 Письмо «О проблемах трансграничного водопользования в бассейне р. Улдза (Ульдза)» к Третьему заседанию Российско-Монгольской совместной рабочей группы для комплексного рассмотрения вопросов, связанных с планируемым строительством в Монголии гидротехнических сооружений на водосборной площади реки Селенга // Сибирское отделение РАН : сайт. URL: https:// www.sbras.ru/files/news/docs/no_134_ot_24.12.2020_v_mpr_uldza. pdf (дата обращения: 01.05.2023).

паемых. Такой подход позволяет, с одной стороны, соблюдать интересы частных лиц и демонстрировать уважение государства к институту частной собственности и предпринимательским инициативам; с другой - отстаивать общественный интерес в охране природы. Представляется, что вопрос использования подобных механизмов подлежит обсуждению и применительно к Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ). К примеру, российским государством может быть предложен выкуп у частных лиц принадлежащих им земельных участков с возможным предоставлением новых, вне пределов ЦЭЗ БПТ. Также подлежит углубленному исследованию вопрос о возможности и основаниях принудительно -го выкупа земельных участков (например, при возникновении угрозы сохранению экосистемы Байкала вследствие осуществления хозяйственной деятельности).

Еще одной отличительной чертой охраны рассмотренного уникального природного объекта является направление значительных финансовых ресурсов на реализацию крупных инфраструктурных проектов [5]. Осознание того, что эффективная охрана протяженных природных объектов требует значительных финансовых вложений, является необходимым условием прогресса в их решении. Отмечаемое в последние годы увеличение финансирования мероприятий, направленных на решение накопившихся за многие годы проблем охраны ЦЭЗ БПТ, создает определенные предпосылки для улучшения экологического состояния озера при условии качественной реализации планируемых природоохранных мероприятий.

В целом проведенное исследование показывает, что проблемы охраны уникальных природных объектов характерны в том числе и для крупных экономически развитых государств. Наличие системного конфликта между реализацией промышленных проектов и охраной природы, в том числе на особо охраняемых территориях, практически всегда требует политической воли и приверженности государств достижению целей сохранения экосистем. При этом создаваемые и апробируемые в течение нескольких десятилетий механизмы охраны всемирного наследия могут служить значимым подспорьем в сохранении и передаче будущим поколениям общего наследия человечества. Ш

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимов А. П., Болтанова Е. С. Ограничение права частной собственности путем установления публичных земельных сервитутов: поиск баланса интересов // Журнал российского права. 2020. № 4. С. 141-152. https://doi.org/10.12737/ jrl.2020.048

2. Бринчук М. М. Специальный правовой режим природных ресурсов: титул природы в головном акте экологического законодательства // Государство и право. 2022. № 11. С. 106113. https://doi.org/10.31857/S102694520022840-5.

3. Дицевич Я. Б. Зарубежный опыт сохранения объектов всемирного наследия (на примере Йеллоустоунского национального парка) // Сибирский юридический вестник. 2022. № 3(98). С. 85-89. https://doi.org/10.26516/2071-8136.2022.3.85

4. Дицевич Я. Б., Колобов Р. Ю. О концепции формирования комплексного информационного ресурса в целях повышения эффективности деятельности по охране озера Байкал // Экологическое право. 2023. № 1. С. 2-7. https://doi. org/10.18572/1812-3775-2023-1-2-7

5. Забавко Р. А. Общественная опасность экологических преступлений в динамике социальных отношений // Сибирский юридический вестник. 2021. № 1(92). С. 57-62. https://doi. org/10.26516/2071-8136.2021.1.57

6. Колобов Р. Ю. Роль Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия в охране озера Байкал // Вопросы российского и международного права. 2020. Т. 10, № 1-2. С. 482-496. https://doi.org/10.34670/AR.2020.84.93.006

7. Колобов Р. Ю., Ганева Е. О., Кузьмина В. В. «Красные» природоохранные списки в международном праве // Сибирский юридический вестник. 2023. № 1(100). С. 107-117. https:// doi.org/10.26516/2071-8136.2023.1.107

8. Eco-environmental impacts of dams in the Yangtze River Basin, China / Li Boyan, Chen Nengcheng, Wang Wei, Wang Chao, R.J.P. Schmitt, Lin Anwen, Gretchen C. Daily // Science of The Total Environment. 2021. Vol. 774. 145743. https://doi.org/10.1016/). scitotenv.2021.145743

9. Mackintosh B. The National Parks: Shaping the System. National Park Service. 3rd ed. 2005. 128 p.

10. Jamieson C. L. Protection of the Everglades Ecosystem: a Legal Analysis // Pace Environmental Law Review. Vol. 6, N 23. 1988. P. 23-77.

REFERENCES

1. Anisimov A.P., Boltanova E.S. Ogranichenie prava chast-noj sobstvennosti putem ustanovleniya publichnyh zemelnyh servitutov: poisk balansa interesov [Restriction of private property rights by establishing public land easements: search for a balance of interests]. Zhurnal rossijskogo prava [Journal of Russian Law], 2020, no. 4, pp. 141-152. https://doi.org/10.1016/j.scito-tenv.2021.14574310.12737/jrl.2020.048 (in Russian)

2. Brinchuk M. M. Specialnyj pravovoj rezhim prirodnyh re-sursov: titul prirody v golovnom akte ekologicheskogo zakono-datelstva [Special legal regime of natural resources: the title of nature in the main act of environmental legislation] Gosudarstvo i pravo [State and Law], 2022, no. 11, pp. 106-113. . https://doi. org/10.1016/j.scitotenv.2021.145710.31857/S102694520022840-5 (in Russian)

3. Ditsevich Ya.B. Zarubezhnyj opyt sohraneniya objek-tov vsemirnogo naslediya (na primere Jelloustounskogo na-cionalnogo parka) [Foreign experience in the preservation of world heritage sites (using the example of Yellowstone na-

tional park)]. Sibirskij yuridicheskij vestnik [Siberian Law Herald], 2022, no. 3(98), pp. 85-89. https://doi.org/10.1016/j.scito-tenv.2021.14574310.26516/2071-8136.2022.3.85 (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Dicevich Ya.B., Kolobov R.Yu. O koncepcii formirovani-ya kompleksnogo informacionnogo resursa v celyah povysh-eniya effektivnosti deyatel'nosti po ohrane ozera Bajkal [On the concept of forming an integrated information resource in order to increase the effectiveness of activities for the protection of Lake Baikal]. Ekologicheskoe pravo [Environmental law], 2023, no. 1, pp. 2-7. https://doi.org/10.1016/j.scito-tenv.2021.14574310.18572/1812-3775-2023-1-2-7 (in Russian)

5. Zabavko R.A. Obshchestvennaya opasnost ekologicheskih prestuplenij v dinamike socialnyh otnoshenij [Public Danger of Ecological Crimes in the Dynamics of Society] Sibirskij yuridicheskij vestnik [Siberian Law Herald], 2021, no 1(92), pp. 57-62. https://doi. org/10.1016/j.scitotenv.2021.145710.26516/2071-8136.2021.1.57 (in Russian)

6. Kolobov R.Yu. Rol Konvencii ob ohrane vsemirnogo kultur-nogo i prirodnogo naslediya v ohrane ozera Bajkal [The role of the Convention on the Protection of the World Cultural and Natural Heritage in the protection of Lake Baikal]. Voprosy rossijskogo i mezhdunarodnogoprava [Issues of Russian and International Law], 2020. vol. 10, no. 1-2, pp. 482-496. https://doi.org/10.1016/j.scito-tenv.2021.14574310.34670/AR.2020.84.93.006 (in Russian)

7. Kolobov R.Yu., Ganeva E. O., Kuzmina V. V. "Krasnye" priro-doohrannye spiski v mezhdunarodnom prave ["Red" environmental lists in international law] Sibirskij yuridicheskij vestnik [Siberian Law Herald], 2023, no. 1(100), pp. 107-117. https://doi.org/10.1016/)'. scitotenv.2021.14574310.26516/2071-8136.2023.1.107 (in Russian)

8. Boyan Li, Nengcheng Chen, Wei Wang, Chao Wang, R.J.P. Schmitt, Anwen Lin, Gretchen C. Daily. Eco-environmental impacts of dams in the Yangtze River Basin, China. Science of The Total Environment, vol. 774. 2021. 145743. https://doi.org/10.1016/)'. scitotenv.2021.145743

9. Mackintosh B. The National Parks: Shaping the System. National Park Service. 3rd ed. 2005. 128 p.

10. Jamieson C.L. Protection of the Everglades Ecosystem: a Legal Analysis. Pace Environmental Law Review, 1988, vol. 6, no. 23, pp. 23-77.

Статья поступила в редакцию 20.02.2023; одобрена после рецензирования 11.03.2023; принята к публикации 17.05.2023.

Received on 20.02.2023; approved on 11.03.2023; accepted for publication on 17.05.2023.

Дицевич Ярослава Борисовна - кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник кафедры теории и истории государства и права, Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации (Россия, 664035, г. Иркутск, ул. Шевцова, 1), AuthorlD: 505157, ORCID: 0000-0002-4004-8581, e-mail: yaroslavadi@mail.ru

Ditsevich Yaroslava Borisovna - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Leading Researcher of the Department of Theory and History of State and Law, Irkutsk Law Insitute (branch) of the University of Prosecutor's Office of the Russian Federation (1, Shevtsova st., Irkutsk, 664035, Russian Federation), AuthorID: 505157, ORCID: 0000-0002-4004-8581, e-mail: yaroslavadi@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.