— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-9-37 УДК 332
Attribution
сс by
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РАСШИРЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦИФРОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И МОДЕРНИЗАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Ли Юйбо1, Северин И.В.2
1 Дальневосточный Федеральный университет, 1Школа экономики и менеджмента,
краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени А.К. Серова
Аннотация. В данной статье рассматривается взаимосвязь возможностей развития цифровых предприятий и модернизации традиционных. Цель данного исследования - исследовать основные аспекты взаимодействия цифровой модернизации предприятий и их влияние на преобразование традиционных, Задачи исследования - изучить основные методы цифровой трансформации предприятий и их влияние на развитие новых бизнес-стратегий, а также проанализировать использование инновационных технологий на традиционных предприятиях с целью их модернизации. Для решения данных задач были использованы такие методы научного исследования, как сравнительный анализ литературы, обобщение и интерпретацию информации. В ходе анализа были выявлены следующие результаты: необходимости использования цифровых технологий на предприятиях для повышения существующих методов управления бизнес-моделей и усовершенствования стратегий управления. Выводы: цифровизация становится частью корпоративной модели предприятий, предложена стратегия модификации бизнес-процессов на традиционных предприятиях, с целью повышения эффективности и оптимизации работы организаций, что ведет к развитию конкурентоспособности между предприятиями на внутреннем и внешних уровнях.
Ключевые слова: цифровые предприятия, цифровая трансформация, цифровизация, традиционные предприятия, цифровые бизнес-стратегии, автоматизация.
RESEARCH ON THE RELATIONSHIP BETWEEN DIGITAL ENTERPRISE EMPOWERMENT AND TRADITIONAL ENTERPRISE UPGRADING.
Liyubo1, Igor V. Severin2
Far Eastern Federal University, School of Economics and Management, 2Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots named after A.K. Serov
Abstract. This article examines the relationship between the development opportunities of digital enterprises and the modernization of traditional ones. The purpose of this study is to study the main aspects of the interaction of digital modernization of enterprises and their impact on the transformation of traditional ones. To study the main methods of digital transformation of enterprises and their impact on the development of new business strategies, as well as to analyze the use of innovative technologies in traditional enterprises for the purpose of their modernization. To solve these problems, we used a comparative analysis of the literature, generalization and interpretation of information. The analysis revealed the following results: the need to use digital technologies in enterprises to improve existing methods of managing business models and improve management strategies. Digitalization is becoming part of the corporate model of enterprises, a strategy for modifying business processes in traditional enterprises is proposed in order to improve efficiency and optimize the work of organizations, which leads to the development of competitiveness between enterprises at the internal and external levels.
Keywords: digital enterprises, digital transformation, digitalization, traditional enterprises, digital business strategies, automation.
Введение. Цифровая трансформация - это изменение су-
Прежде чем приступить к исследованию на заданную тему, необходимо определиться с понятиями «цифровая трансформация» и «цифровые предприятия».
ществующих технологии, но и интеграция новых, а также фундаментальное изменение культуры компании, и её структуры, и подходов к работе. Точнее, это преобразование самих бизнес-моделеИ, при которых предприятия и организа-
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
ции могут предоставлять клиентам более качественные услуги и повышать свою эффективность и повышение конкурентоспособности для выхода и на международный уровень, позволяющий найти новые инвестиционные проекты и повысить прибыль [1].
Цифровые предприятия - это предприятия, которые используют инновационные технологические решения, которые позволяют им развиваться и достигать успеха: интернет вещей (1оТ), искусственный интеллект, облачные вычисления, блокчейн и другие, чтобы создавать новые модели ведения бизнеса, оптимизировать производство и повышать качество услуг [2].
Таким образом, цифровизация предприятий является приоритетной задачей для России, который также позволит повысить цифровую зрелость, повысив качество образования в сфере 1Т, обеспечив рынок высококвалифицированными сотрудниками. Соответственно, мы сталкиваемся с некоторыми препятствиями, так как на сегодняшний день уровень цифровой зрелости не такой высокий в стране, по сравнению с другими передовыми странами [3]. Это касается не только предприятий, но и осознания необходимости идти по пути цифровой трансформации со стороны государства, так как поддержка правительства в данном вопросе очень важна (финансирование разработок технологий и др). Так, Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» включает в себя следование национальным целям развития страны, в том числе цифровую трансформацию предприятий и управленческих процессов [8].
Результаты.
В связи со сложившейся внешнеполитической ситуацией, вопрос о восстановлении собственной промышленности, в том числе и обрабатывающей и добывающей, является одним из главных для России. Именно поэтому традиционные предприятия в промышленности особенно нуждаются в цифровой трансформации, как основной движущей силой развития национальной экономики РФ [7].
Для преобразования традиционных предприятий и их цифровой модернизации выполняются следующие меры:
• усовершенствование системы регулирования и управления: это разработка и внедрение актуальных законов и технических стандартов для цифровых технологий, и государственную поддержку процесса цифровой трансформации, а также повышение квалификации сотрудников и постоянного обучения, овладения необходимыми навыками и знаниями;
• создание государственных информационных систем на предприятиях, где используются инструменты для инвестирования, создания и развития предприятий. Эти системы также позво-
ляют продвигать продукцию на внутреннем и внешнем рынках, а также анализировать и прогнозировать развитие производства;
• разработка мер государственной поддержки цифровых платформ, программных продуктов, ключевых технологий для производства ключевых электронных комплектующих, программного обеспечения и радиоэлектронной аппаратуры [4].
Таким образом, уже с 2020 г. наблюдается уверенный прирост использования каналов коммуникации и хранения данных на 2 % по сравнению с предыдущим годом. Также, на 5 % увеличилось применение интернет-инструментов. Особенно заметно возросла интеграция цифровых технологий - на 31 % [9].
Такие изменения во многом произошли из-за с ограничений, связанными с пандемией СОУЮ-19 и с необходимостью перехода на удалённый формат работы для некоторых бизнес-предприятий. А при использовании цифровых технологий при удаленном формате 54 % компаний перешли на дистанционный формат работы. В России уже 35,5 миллионов рабочих мест можно автоматизировать специальными системами [9].
На сегодняшний день цифровые предприятия используют следующую трех-шаговую стратегию в управлении на предприятиях:
1. Анализ текущей деятельности (АБ !Б).
2. Маршрутную или дорожную карту, которая указывает путь достижения целей и задач бизнеса (оцифровка деятельности в финансовых вопросах и использовании и обработки больных данных).
3. Конечный результат; то есть, каким образом будет выглядеть и реализована данная стратегия (ТО ВЕ) [2].
Данная трехступенчатая модель используется для преобразования традиционных предприятий, в том числе и в промышленной сфере.
Обсуждение.
Предприятия в традиционном управлении имеют отличительные признаки:
- основной фокус на физическое взаимодействие с потребителями, личное обслуживание;
- нарушение коммуникации между отделами на предприятии: информация остается в локальных отделах;
- в финансовом управлении используется устаревшая стратегия на удержание капитала, и не его роста и эффективное использование;
- во взаимодействии с персоналом используется директивная стратегия, где мнения работников не учитывается;
— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —
- отсутствие клиент-ориентированности;
- ограниченность охвата бизнеса: определённые географические ограничения;
- низкий уровень цифровизации, где практически все делает человек, хранение бумажной документации.
Таким образом, при переходе от традиционного управления на предприятиях к развитию цифрового предприятия необходимо внедрять в работу цифровые технологии, и искусственный интеллект.
Необходимо вводить в деятельность предприятий:
- применение облачных технологий (оптимизирует расходы, улучшает коммуникацию);
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Литература:
- применение технологии больших данных для обработки информации и прогнозирования изменений на рынке;
- использование искусственного интеллекта и робототехники для автоматизации процессов и ускорения деятельности предприятия.
Результаты.
Переход от традиционных предприятий к цифровым является организованным процессом при участии и поддержки государства. Также, успех перехода зависит от понимания четких целей и задач бизнеса, а также разработки стратегии по достижению целей предприятия, и в целом бизнеса. Необходимо учитывать изменения в самой цифровой сфере, инноваций и появления новых технологий для своевременного реагирование на глобальные изменения в мире.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
1. Разработка digital-стратегии / iContext. 2002-2020. URL : https://www.icontext.ru/digital_marketing_strategy (дата обращения 08.11.2022).
2. Ларионов В.Г. Цифровая стратегия предприятия: реалии и возможности трансформации / В.Г. Ларионов, Е.Н. Шереметьева, Е.П. Баринова // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2023. № 1. С. 7-12. URL : https://doi.org/10.24143/2073-5537-2023-1-7-12.
3. Цифровая экономика: 2022: крат. стат. сб / Г.И. Абдрахманова, С.А. Васильковский, К.О. Вишневский [и др.]. М. : Изд-во НИУ ВШЭ, 2022. 124 с.
4. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением № 1632-р от 28.07.2017). URL : http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB 79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения 19.11.2022).
5. Разработка digital-стратегии компании: про этапы, примеры и важность для бизнеса / НИУ ВШЭ. 19932020. URL : https://marketing.hse.ru/news/402895159.html (дата обращения 18.11.2022).
6. Cusumano M.A. The Business of Platforms: Strategy in the Age of Digital Competition, Innovation, and Power / M.A. Cusumano, A. Gawer, D.B. Yoffie. N.Y. : HarperCollins, 2019. 320 р.
7. Digitization and digital transformation: the differences / IScoop. 2018. URL : https://www.i-scoop.eu/digital-transformation/digitization-digitalization-digital-transforma-tion-disruption (date of application 06.11.2022).
8. Кирюшин С. Разработка стратегии цифровой трансформации / С. Кирюшин // 4CDTO. О цифровой трансформации и цифро-визации. М. : Клуб ИТ-директоров «4СИО», 2020. 727 с.
9. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Картина инфляции за октябрь 2020 года. URL : https://www.economy.gov.ru/material/file/4235ab5c8d82bbdf49852d99a3c 14317/20 1106.pdf
References:
1. Developing a digital strategy / iContext. 2002-2020. URL : https://www.icontext.ru/digital_marketing_strategy/ (date of application 08.11.2022).
2. Larionov V.G. Digital strategy of the enterprise: realities and possibilities of transformation / V.G. Larionov, E.N. Sheremetyeva, E.P. Barinova // Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: Economics. 2023. № 1. P. 7-12. URL : https://doi.org/10.24143/2073-5537-2023-1-7-12
3. Digital economy: 2022: short. stat. collection / G.I. Abdrakhmanova, S.A. Vasilkovsky, K.O. Vishnevsky [et al.]. M. : Publishing house of the National Research University Higher School of Economics, 2022. 124 p.
4. Program «Digital Economy of the Russian Federation» (approved by order № 1632-r dated 07.28.2017).
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
URL : http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB 79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (date of application 11/19/2022).
5. Developing a company's digital strategy: stages, examples, and importance for business / HSE University. 1993-2020. URL : https://marketing.hse.ru/news/402895159.html (date of application 11/18/2022).
6. Cusumano M.A. The Business of Platforms: Strategy in the Age of Digital Competition, Innovation, and Power / M.A. Cusumano, A. Gawer, D.B. Yoffie. N.Y. : HarperCollins, 2019. 320 p.
7. Digitization and digital transformation: the differences / IScoop. 2018. URL : https://www.i-scoop.eu/digital-transformation/digitization-digitalization-digital-transforma-tion-disruption (date of application 06.11.2022).
8. Kiryushin S. Development of a digital transformation strategy / S. Kiryushin // 4CDTO. About digital transformation and digitalization. M. : IT Directors Club «4SIO», 2020. 727 p.
9. Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Inflation picture for October 2020. URL : https://www.economy.gov.ru/material/file/4235ab5c8d82bbdf49852d99a3c14317/20 1106.pdf
Информация об авторах
Ли Юйбо
магистрант 1 курса,
Дальневосточный федеральный университет, Школа экономики и менеджмента -Менеджмент «Управление бизнесом» [email protected]
Liyubo
1st year Master's Student, Far Eastern Federal University, School of Economics and Management -Management «Business Management» [email protected]
Северин Игорь Владимирович
кандидат философских наук, преподаватель,
Краснодарское высшее военное
авиационное училище летчиков имени А.К. Серова
Igor V. Severin
Candidate of Philosophical Sciences, Lecturer,
Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots
named after A.K. Serov