УДК 37
Райзер Е.Л.
магистрант
Алтайский государственный педагогический университет
(г. Барнаул, Россия)
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ С СЕПАРАЦИЕЙ ОТ РОДИТЕЛЕЙ И ПРИВЯЗАННОСТЬЮ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация: в статье описывается исследование взаимосвязи нарушений здорового поведения с сепарацией от родителей и привязанностью в юношеском возрасте у студентов АлтГПУ в возрасте от 18 до 21 года 1-4 курсов обучения.
Ключевые слова: нарушения здорового поведения, сепарация, привязанность.
На основе обзора теоретических источников мы выдвинули гипотезу о том, что существует взаимосвязь между нарушением здорового поведения с сепарацией от родителей и привязанностью в юношеском возрасте.
В исследовании приняли участие 100 студентов Алтайского государственного педагогического университета в возрасте от 18 до 21 лет. Среди респондентов студенты с 1 по 4 курсы, 9 юношей и 91 девушка.
На первом этапе были проанализированы результаты по опроснику нарушений здорового поведения (Е.Л. Луценко, О.Е. Габелкова).
Было выявлено, что наименьший разрыв между показателем среднего значения по опроснику и уровню нормы отмечен по шкалам: «Нарушение питания», «Низкий самоконтроль», «Эмоциональная некомпетентность» и «Саморазрушительное поведение». Так, опрошенные студенты имеют склонность к нарушениям пищевого поведения, тягу к перееданию или наоборот, изнурению себя достаточно жесткими диетами. Они используют неэффективные стратегии поведения, оказавшись в стрессовой ситуации, а
также, могут осознанно заниматься саморазрушением организма через употребление различных психоактивных веществ, занятий незащищенным сексом и т.д.
Далее был проведен корреляционный анализ при помощи критерия Пирсона по всем шкалам эмпирических методик исследования.
В связи с большим количеством выявленных связей, приведем анализ корреляционных граф по каждой из шкал опросника нарушений здорового поведения (Е.Л. Луценко, О.Е. Габелкова).
Было выявлено следующее:
- тяга к курению выше у тех студентов, которые имеют сложности в эмоциональной, аттитюдной и функциональной сепарации с отцом. Также они демонстрируют слабую привязанность к отцу, низкую степень доверию ему и нежелание коммуницировать. А вот маму и близких друзе они готовы принимать и общаться с ними,
- студенты, склонные к расстройствам и нарушениям питания имеют слабую эмоциональную связь с отцом, но чересчур сильную с матерью. Подобный дисбаланс во взаимоотношениях с родителями разного пола может привести к последствиям вплоть до расстройств потребления пищи,
- пренебрегают своей физической и психической безопасностью те студенты, которые имеют длительные неразрешающиеся конфликты с матерью и отцом, а также не готовы вступать в близкие доверительные отношения ни с родственниками, ни друзьями.
- студенты, склонные к употреблению алкоголя имеют длительные конфликты с обоими родителями, демонстрируют сниженный уровень доверия и привязанности к отцу, однако они эмоционально зависят от него и их поведение выстраивается в соответствии с мнением обоих родителей, они ищут поддержки и помощи при принятии важных решений и решении проблем. Таким образом, они в меньшей степени самостоятельны,
- студенты, стремящиеся к красивой жизни, которая соответствуют модным стереотипам в меньшей, степени склонны к эмоциональной близости со сверстниками,
- низкий самоконтроль демонстрируют студенты, имеющие поведенческую зависимость от родителей, но при этом не имеющие тесной эмоциональной связи с ними.
- студенты, использующие неэффективные стратегии совладания в стрессовой ситуации, имеют слабую привязанность к родителям, наиболее сложные отношения с отцом, а с матерью имеют длительные конфликты. При этом они испытывают трудности при принятии самостоятельных решений,
- студенты, склонные к саморазрушительному поведению имеют сильную эмоциональную зависимость от матери. Они нуждаются в поддержке и одобрении с ее стороны, и не способны самостоятельно принимать решения без одобрения со стороны мамы.
Таким образом, чем выше у студентов склонность к нарушению здорового поведения, тем больше у них неразрешенных противоречий с матерью, у них высокая потребность в одобрении, эмоциональной привязанности от отца, они выстраивают свое поведение в зависимости от того, одобрит или нет его отец, ищут помощи от посторонних. С увеличением склонности к нарушению здорового поведения происходит рост отстраненности от взаимодействия с матерью и близким другом, снижается эмоциональная привязанность и желание коммуницировать с отцом.
По результатам исследования были выявлены значимые взаимосвязи склонностей к различным типам склонности к нарушению здорового поведения и привязанностью с родителями и сверстниками у студентов. Студенты, чья склонность к нарушению здорового поведения выше, испытывают больше неразрешенных противоречий с матерью. У них возрастает потребность в одобрении и эмоциональной привязанности от отца, они строят свои действия, ориентируясь на одобрение отцов. Также они ищут помощи у посторонних. Вместе с увеличением склонности к нарушению здорового поведения
происходит увеличение отчужденности от матери и близкого друга, сокращение эмоциональной привязанности и желание общаться с отцом.
Выводы:
1. Студенты в большей степени демонстрируют такие виды нарушения здорового поведения как нарушения пищевого поведения, самоповреждающее поведение, низкий самоконтроль эмоциональную некомпетентность.
2. Чем выше у студентов склонность к нарушению здорового поведения, тем больше у них неразрешенных противоречий с матерью, у них высокая потребность в одобрении, эмоциональной привязанности от отца, они выстраивают свое поведение в зависимости от того, одобрит или нет его отец, ищут помощи от посторонних. С увеличением склонности к нарушению здорового поведения происходит рост отстраненности от взаимодействия с матерью и близким другом, снижается эмоциональная привязанность и желание коммуницировать с отцом.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что наша гипотеза о взаимосвязи нарушений здорового поведения с сепарацией от родителей и привязанностью в юношеском возрасте подтвердилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дзукаева, В.П. Опыт использования русскоязычной версии опросника PSI (Psychological Separation Inventory) в изучении сепарации взрослых детей с родителями // Психологическая диагностика: научно-методический и практический журнал. 2014. № 3. С. 3-20;
2. Луценко Е.Л. Опросник нарушений здорового поведения - новый инструмент для исследований в психологии здоровья // Вопросы психологии. 2013. № 5. С. 142-153;
3. Сабельникова Н.В. Русскоязычная версия «Опросника привязанности к родителям и сверстникам» Г. Армсдена и М. Гринберга / Н. В. Сабельникова,
Д. В. Каширский, Т. Ю. Садовникова // Психологический журнал. 2023. № 2. С.89-104.
Raiser E.L.
Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia)
INVESTIGATION OF RELATIONSHIP OF DISORDERS OF HEALTHY BEHAVIOR WITH SEPARATION FROM PARENTS AND ATTACHMENT IN ADOLESCENCE
Abstract: article describes a study of the relationship between disorders of healthy behavior with separation from parents and attachment in adolescence among students of AltGPU aged 18 to 21 years of 1-4 courses of study.
Keywords: violations of healthy behavior, separation, attachment.