Литература
1. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. М, 1998.
2. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развития человека: В 5 кн. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2. М., 2000.
3. Деркач А.А. Личностно-ориентированный подход к развитию и саморазвитию государственных служащих. М., 2002.
4. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М., 2000.
5. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.
6. 3азыкин В.Г. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственного служащего. Психология воздействия в деловом общении. М., 1999.
© Бабичев И.В., 2010
А.А. Клевцов
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Ключевые слова: стиль деятельности, когнитивные стили, самореализация, смысло-жизненные ориентации, личностные особенности Keywords: style of activity, cognitive styles, self-realization, valued orientations, personality features
Проблема самореализации личности — одна из наиболее разрабатываемых в последние десятилетия тем исследований в психологии. Данный феномен достаточно хорошо изучен с точки зрения его структуры, детерминант, личностных особенностей и т. д. Менее изученной является проблема взаимосвязи самореализации с типологическими и стилевыми особенностями человека. С точки зрения системного подхода, психика представляет собой многоуровневое образование. Разные уровни связаны между собой как субор-динационно, так и координационно [1]. Также вполне доказанным можно считать факт, что проявления любой деятельности человека имеют определенные стилевые особенности [2]. В данной работе нами сделана попытка теоретического и эмпирического анализа взаимосвязи разных уровней проявления психики, с точки зрения ее стилевой организации.
Проблема самореализации личности только с недавнего времени обрела статус психологической проблемы. Следует отметить, что наряду с термином «самореализация», который в последнее время все чаще встречается в психологической литературе, используются близкие к нему термины (например, «самоактуализация» или «саморазвитие»). Так, представления о самореализации в зарубежных теориях ориентированы на нормы гуманистического познания. В связи с этим анализ представлений о самореализации личности в зарубежных психологических теориях требует привлечения подчас достаточно обширного теоретического контекста, соответствующего рассматриваемым психологическим концепциям. Для отечественной психологии характерен фундаментальный подход к психологическим понятиям. Различные методологические основания порождают различия в качестве анализа.
Представления о самореализации личности в зарубежных психологических теориях (А. Адлер, К. Роджерс, Э. Фромм, К. Гольдштейн, А. Ангъял, А. Маслоу) в большей степени носят описательный (феноменологический) характер и базируются на гуманистическом подходе. Подчеркнем, что они опираются на философские представления о самореализации
и не обозначают собственно психологическую сущность представлений о самореализации, характерных для уровня современной психологической науки. В них отсутствуют психологические категориальные построения. Всем им свойственно понимание самореализации (самоактуализации) как врожденного свойства человека.
Проведенный анализ представлений о самореализации личности в отечественных психологических теориях свидетельствует о том, что истоки представлений о самореализации присутствовали в контексте других психологических проблем и, в то же время, очевидно, что самореализация не являлась предметом специального изучения и не была выделена как самостоятельная психологическая проблема до недавнего времени. Это позволяет не только обозначить самореализацию как психологическую проблему, требующую отдельного научного изучения, но и продвинуться в понимании собственно психологической сущности самореализации как предмета исследования.
По мнению Л.А. Коростылевой, самореализация как психологическая проблема предполагает, прежде всего, исследование особенностей внутреннего мира людей с разным уровнем самореализации в основных сферах жизнедеятельности во взаимосвязи с их индивидными личностными свойствами, а также изучение особенностей стратегий, способствующих самореализации.
В последние десятилетия в психологии познания все более активно стал проявляться интерес к индивидуальной специфике интеллектуальной деятельности, которая в общем виде была обозначена термином «познавательные стили». Понятие «познавательный стиль» акцентировало внимание исследователей на индивидуальных различиях в способах изучения реальности.
Общепризнанным среди исследователей является положение «об обусловленности стилевых закономерностей свойствами человеческой индивидуальности». Именно психологи обратили внимание на дифференцирующие признаки, являющиеся следствием предпочтений человека, и обратились к научному анализу стилевых проявлений, отражающих различие в способах взаимодействия людей с окружающим миром и друг с другом [3].
Однако представление о стиле неоднозначно. Представлению о стиле как способе са-мопроявления творческой, спонтанной индивидуальности противостоит понимание стиля как формальной характеристики, придающей поведению или деятельности человека лишь форму, никак не связанную с содержанием, сущностью личности. В настоящее время по мере продвижения исследований в направлении изучения стилевых проявлений обретает обоснованность и устойчивость точка зрения, приближенная в большей мере к пониманию стиля как способа самопроявления творческой, спонтанной индивидуальности в контексте деятельности и жизнедеятельности с учетом субъективной, субъектно-объектной и когнитивной составляющих.
В ходе теоретического анализа проблемы взаимосвязи самореализации и особенностей познавательной деятельности (когнитивных стилей), нам неоднократно встречались утверждения о тесной взаимосвязи когнитивных стилей и личностных особенностей [3, 4]. Причем упоминалось как о зависимости личностных особенностей с определенными когнитивными стилями (Г. Уиткин), так и об обусловленности когнитивных стилей особенностями личности.
На основании проведенного теоретического анализа нами была выдвинута гипотеза о наличии взаимосвязи когнитивных стилей и особенностей самореализации. Для проверки выдвинутой гипотезы нами было спланировано и проведено эмпирическое исследование, цель которого состояла в том, чтобы выявить структуру и степень взаимосвязи когнитивных стилей и самореализации личности. Предмет исследования — взаимосвязь когнитивных стилей и особенностей самореализации.
В качестве переменных для анализа выступали когнитивные стили человека, то есть принадлежность человека к одному или другому полюсу данного стиля, различные характеристики самореализации. Исследовались три когнитивных стиля: полезависимость-поленезависимость, узость-широта диапазона эквивалентности, гибкость-ригидность когнитивного контроля. Данные стили были выбраны потому, что они являются наиболее
исследованными как в теоретическом плане, так и в плане их диагностики, а также это единственные стили, которые можно исследовать внелабораторных условиях. В характеристики самореализации личности включены как субъективные критерии, например, удовлетворенность самореализацией и удовлетворенность процессом жизни, так и объективные показатели, например, ориентация во времени, локус контроля и т. д. Перед проведением исследования выдвигалась гипотеза о наличии достоверной взаимосвязи когнитивных стилей и самореализации личности.
В исследовании приняли участие 53 человека (33 женщины и 20 мужчин). Средний возраст испытуемых составлял 40 лет (в пределах от 31 до 52 лет). Все испытуемые проживали в Кемеровской области. Социально-экономический статус испытуемых был примерно одинаковый. 39 человек имели высшее образование, 14 человек — средне-специальное и неоконченное высшее.
Для комплексного решения поставленных задач применялись следующие методы: анализ научно-психологической и специальной литературы, соответствующей теме исследования; беседа, наблюдение, анкетный опрос, методы математической статистики. Использовались методики: тест «Включенные фигуры» Г. Уиткина, «Свободная сортировка понятий», тест словесно-цветовой интерференции Дж. Струпа [3], тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, самоактуализационнаый тест, адаптированный Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М.В. Загикой и М.В. Крозом.
Исследование проводилось в несколько этапов. На начальном этапе исследования были сформулированы цель, задачи, выдвинута гипотеза, произведен отбор методик обследования и испытуемых.
На следующем этапе проводился сбор эмпирических данных. Обследование испытуемых проводилось индивидуально. Сначала предлагалось выполнить методики исследования когнитивных стилей: тест Г. Уиткина, методику «Свободной сортировки» и тест Дж. Струпа, затем испытуемые заполняли бланки тестов СЖО и САТ.
Затем проводилась первичная обработка данных исследования (подсчет баллов, деление испытуемых на группы). В зависимости от результатов выполнения методики для исследования того или иного стиля, исходная выборка была поделена на две группы для каждого стиля. В эти группы вошли испытуемые, чьи результаты по когнитивным методикам отличались от среднего более чем на величину стандартного отклонения. Таким образом, для каждого стиля получилось две полярные группы. Далее проводилась статистическая обработка результатов исследования методом однофакторного дисперсионного анализа и последующая формулировка выводов.
На заключительном этапе исследования проводилась статистическая обработка результатов исследования, а также их анализ и интерпретация.
Как уже упоминалось выше, на основании результатов выполнения методик на выявление особенностей когнитивных стилей все испытуемые были разделены на две группы по каждому стилю. Отбор в группы производился по следующему принципу: в группы включались только те испытуемые, результаты которых превышали стандартное отклонение от среднего значения для всей выборки. Таким образом, были сформированы группы испытуемых с полярными характеристиками по каждому когнитивному стилю. В результате в группу полезависмых вошли 13 испытуемых, в группу поленезависимых — 8 испытуемых; в группу испытуемых с узким диапазоном эквивалентности — 8 испытуемых, в группу с узким диапазоном эквивалентности также 8 испытуемых, в группе с гибким когнитивным контролем оказалось 12 испытуемых и в группе с ригидным когнитивным контролем 13 испытуемых.
Для статистической обработки данных нами использовала программа SPSS 13.0. В качестве основного метода статистической обработки нами был избран дисперсионный анализ, с проверкой на гомогенность дисперсий по критерию Ливеня.
При дисперсионном анализе в качестве нулевой гипотезы (Н0) выдвигалось предположение об отсутствии взаимосвязи когнитивных стилей и самореализации личности. В качестве альтернативной гипотезы (Н1) — предположение о наличии достоверной взаимосвязи когнитивных стилей и самореализации. В результате статистического анализа данных, вы-
явлены статистически значимые различия средних в группах испытуемых с когнитивным стилем полезависимость—поленезависимость по следующим шкалам теста СЖО: осмысленность жизни ^ = 24,528; р = 0,01), локус контроля Я ^ = 21,545; р = 0,01), локус контроля жизнь ^ = 82,113; р = 0,01); и по шкалам теста САТ: компетентность во времени ^ = 7,651; р = 0,01) и поддержки ^ = 18,613; р = 0,01). Выявлено статистически значимое взаимосвязь когнитивного стиля узость—диапазона эквивалентности и следующих характеристик самореализации: осмысленность жизни ^ = 9,310; р = 0,01), удовлетворенность процессом жизни ^ = 15,170; р = 0,01), убежденность в управляемости жизни ^ = 21,974; р = 0,01) и компетентностью во времени ^ = 4,934; р = 0,05). Также выявлены достоверные различия в группах испытуемых с ригидным и гибким когнитивным контролем по следующим параметрам: осмысленность жизни ^ = 16,012; р = 0,01), определенность целей в жизни ^ = 4,836; р = 0,05), удовлетворенность процессом жизни ^ = 20,712; р = 0,01), локусом контроля Я ^ = 33,930; р = 0,01), локусом контроля жизнь ^ = 21,292; р = 0,01), а также компетентностью во времени ^ = 21,292; р = 0,01).
Таким образом, в результате проведения дисперсионного анализа мы можем отвергнуть гипотезу Н0 и принять альтернативную гипотезу Н1, так как нами было выявлено наличие статистически значимой взаимосвязи когнитивных стилей и большинства рассматриваемых нами параметров самореализации.
На основании проведенного дисперсионного анализа можно заключить, что испытуемые с разными когнитивными стилями отличаются друг от друга по ряду параметров. Поленезависимые люди отличаются более глубокой осмысленностью жизни, отличаются уверенностью в собственных силах, верят в то, что сами могут управлять своей жизнью, а также склонны пребывать в настоящим, испытываю всю полноту бытия. Это описание вполне соответствует описанию личностных характеристик поленезависимго стиля, сделанным Г. Уиткиным. Полезависимые испытуемые менее склонны задумываться о смысле своего существования, более пассивны и неуверенны в собственных силах и полагаются на помощь окружающих людей, более фаталистичны и склонны застревать в прошлом или будущем, упуская настоящее.
Люди, отличающиеся узким диапазоном эквивалентности, чаще задумываются о смысле своей жизни и удовлетворены ее процессом, живя большей частью в настоящем, что может быть следствием убежденности в управляемости процессом жизни и наличии доверия к процессу жизни. Испытуемые с широким диапазоном эквивалентности категорий склонны верить в предрешенность своего существования и жить либо прошлым, либо будущим, не задумываясь о смысле жизни.
У лиц с гибким когнитивным контролем обнаруживается высокая рефлексия относительно смысла соей жизни, но этим людям не свойственно ставить перед собой грандиозные цели и следовать им, они склонны жить сегодняшним днем и получать от этого удовольствие, не особо задумываясь о прошлом и будущем. Они решают встающие перед ними проблемы по мере их поступления, уверенно справляясь с трудностями жизни. Ригидность когнитивного контроля связана с такими особенностями самореализации как прожектерство, «застревание» в прошлом или будущем, низкую удовлетворенность настоящим. Выявленные особенности самореализации согласуются с данными других авторов, занимающихся проблемой когнитивных стилей.
На основании проведенного эмпирического исследования взаимосвязи когнитивных стилей и особенностей самореализации личности можно сделать следующие выводы.
Анализируемые нами когнитивные стили статистически значимо взаимосвязаны с большинством рассматриваемых характеристик самореализации. Следовательно, можно констатировать тесную взаимосвязь этих феноменов. Выявленные в ходе исследования особенности самореализации и личностные особенности людей с разными когнитивными стилями, соответствуют описаниям других авторов, занимающихся изучением личностных особенностей людей с различными когнитивными стилями [2, 4].
В данной работе исследовалась взаимосвязь когнитивных стилей и особенностей самореализации личности. Изучение взаимосвязи позволяет выявить отличия, или особенности,
самореализации людей, обладающих разными когнитивными стилями. Поэтому большой интерес для дальнейшего изучения представляет исследование влияния когнитивных стилей на стратегии самореализации и возможности целенаправленно изменять данные стратегии путем расширения диапазона используемых когнитивных стилей.
В ходе эмпирического исследования было найдено подтверждение многим положениям, обсуждаемым в ходе теоретического анализа. Выявлена достоверная взаимосвязь рассматриваемых когнитивных стилей с большинством характеристик самореализации личности, что позволяет считать выдвинутую в начале исследования гипотезу подтвержденной. Также на основании результатов исследование нами было составлено описание личностных характеристик людей с различными когнитивными стилями, что может учитываться в практической работе психологов-консультантов.
В целом можно сказать, что поставленная цель и связанные с ней задачи были полностью реализованы в ходе теоретического и эмпирического исследования проблемы взаимосвязи когнитивных стилей с особенностями самореализации. Результаты, полученные в данной работе, могут использоваться в когнитивной, социальной, педагогической психологии и психологии личности. Также результаты данной работы могут использоваться в работе психологов-консультантов, которые имеют дело с клиентами, испытывающими затруднения в самореализации.
Литература
1. АнаньевБ.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
2. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004.
3. КоростылеваЛ.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб., 2005.
4. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. М., 2002.
© Клевцов А.А., 2010