Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПАРАМЕТРОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПАРАМЕТРОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПАРАМЕТРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / "ОПРОСНИК БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ" / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / PARAMETERS OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / "QUESTIONNAIRE OF WELL-BEING OF RURAL SCHOOLCHILDREN"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бенькова В.Ю.

В статье представлены результаты исследования параметров психологического благополучия сельских школьников Томской области. В результате исследования проверена и подтверждена согласованность параметров и шкал «Опросника благополучия сельских школьников». Автором получены экспериментальные данные о взаимосвязях параметров психологического благополучия сельских школьников, которые будут использованы для дальнейшей работы в рамках грантового проекта «Жизнеспособность и субъективное благополучие молодёжи городских, сельских и кочевых сообществ Сибири», реализуемого Лабораторией сравнительных исследований качества жизни НИ ТГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бенькова В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE INTERDEPENDENCE OF PARAMETERS OF PSYCHOLOGICAL WELFARE RURAL SCHOOLCHILDREN

Аnnotation: The article presents the results of the study of the psychological well-being parameters of rural schoolchildren in the Tomsk Region. As a result of the research, the consistency of the parameters and scales of the "Questionnaire of the Wellbeing of Rural School Students" was verified and confirmed. The author obtained experimental data on the interrelation between the parameters of the psychological well-being of rural schoolchildren, which will be used for further work within the framework of the grant project "The Viability and Subjective Wellbeing of Youth of Urban, Rural and Nomadic Communities of Siberia" implemented by the Laboratory for Comparative Research on the Quality of Life of the NE TGU.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПАРАМЕТРОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 159.9.07

Бенькова В.Ю. студент

Национальный исследовательский Томский государственный университет

Россия, г. Томск ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПАРАМЕТРОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: В статье представлены результаты исследования параметров психологического благополучия сельских школьников Томской области. В результате исследования проверена и подтверждена согласованность параметров и шкал «Опросника благополучия сельских школьников». Автором получены экспериментальные данные о взаимосвязях параметров психологического благополучия сельских школьников, которые будут использованы для дальнейшей работы в рамках грантового проекта «Жизнеспособность и субъективное благополучие молодёжи городских, сельских и кочевых сообществ Сибири», реализуемого Лабораторией сравнительных исследований качества жизни НИ ТГУ.

Ключевые слова: психологическое благополучие, параметры психологического благополучия, «Опросник благополучия сельских школьников».

Benkovа V.Yu. female student National research Tomsk State University

Russia, Tomsk

RESEARCH OF THE INTERDEPENDENCE OF PARAMETERS OF

PSYCHOLOGICAL WELFARE RURAL SCHOOLCHILDREN

Аnnotation: The article presents the results of the study of the psychological well-being parameters of rural schoolchildren in the Tomsk Region. As a result of the research, the consistency of the parameters and scales of the "Questionnaire of the Wellbeing of Rural School Students" was verified and confirmed. The author obtained experimental data on the interrelation between the parameters of the psychological well-being of rural schoolchildren, which will be used for further work within the framework of the grant project "The Viability and Subjective Wellbeing of Youth of Urban, Rural and Nomadic Communities of Siberia" implemented by the Laboratory for Comparative Research on the Quality of Life of the NE TGU.

Key words: psychological well-being, parameters of psychological well-being, "Questionnaire of well-being of rural schoolchildren".

На современном этапе развития общества все более актуальной становится проблема психологического благополучия человека, повышение

качества его жизни. Все более широкое распространение получает позитивная психология, в рамках которой наиболее известны исследования Э. Динера, К. Питерсена, К. Шелдона, М. Селигмана, К. Рифф, М. Чикксентмихайи и др. В отечественной психологии также наблюдается рост интереса к проблемам благополучия на разных этапах жизненного пути личности (Бочарова Е.Е., Воронина А.В., Дашиева Б.А., Заусенко И.В., Леонтьев Д.А., Тюлюпо С.В., Шамионов Р.М., Шевеленкова Т.Д., и др.). Активно разрабатывается ряд подходов к пониманию психологического благополучия, основанных на различных представлениях о благе, жизненных добродетелях, здоровом обществе.

В настоящее время сотрудниками Лаборатории сравнительных исследований качества жизни Национального исследовательского Томского государственного университета под руководством С.В. Тюлюпо реализуется исследование жизнеспособности и субъективного благополучия молодёжи городских, сельских и кочевых сообществ Сибири. Данный проект реализуется в рамках программы «Государственная поддержка ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентной способности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» на стыке психологии, этнологии, социологии, социальной географии и экологии. Целью проекта является изучение взаимосвязи между жизнеспособностью молодежи сельских, городских и кочевых сообществ Сибири, субъективным благополучием её представителей и средовыми факторами.

Выполненное нами исследование взаимосвязи параметров психологического благополучия сельских школьников проводилось в рамках вышеуказанного грантового проекта.

В экспериментальной работе использовался кейс данных, описывающих уровень благополучия и формы его снижения у старшеклассников сельских школ. Участниками констатирующего эксперимента являлись 578 старшеклассников из 20-ти сельских школ Томского района Томской области в возрасте 16-17 лет. Данные школы располагаются в разных селах, поселках и деревнях Томской области, отличных друг от друга удаленностью от города, социально-экономической, социально-демографической структурами, доступностью связи, возможностью выезда за пределы села.

Для диагностики старшеклассников использовался «Опросник благополучия сельских школьников», разработанный С.В. Тюлюпо и Б.А. Дашиевой. Утверждения опросника касаются восприятия и оценки старшеклассниками условий своей жизни, событий, происходящих в ней, норм и правил, предлагаемых разного рода обстоятельствами.

Опросник включает в себя модули, ориентированные на выявление следующих параметров:

- объективных условий семейной среды (условия проживания семьи; достаток и наличие закредитованности; состав семьи и ее стабильность;

образование и занятость родителей; наличие отягощающих условий жизнедеятельности, в том числе: вынужденная мобильность, тяжелые заболевания, инвалидность или смерть членов семьи; злоупотребление психоактивными веществами членами семьи);

- субъективной оценки своего положения в группе сверстников;

- субъективной оценки своих отношений с учителями;

- субъективной оценки возможного будущего;

- выраженности враждебных установок и негативных эмоциональных состояний (апатии, тревоги, депрессии);

- выраженности девиантных и делинквентных форм поведения, в том числе паттернов интернет-аддикции;

- выраженности аутоагрессивного (в том числе суицидального) поведения и его предпосылок;

- степени подверженности подростков криминальной угрозе и рискам, связанным с социально-психологическими аспектами их жизненной ситуации (в школьном окружении и поселковой среде);

- потребности в социальной поддержке, и ее субъективной доступности в трудных ситуациях;

- осведомленности о доступности по месту проживания институциализированных источников социальной поддержки.

Нами было проведено исследование взаимосвязи отдельных параметров психологического благополучия старшеклассников, выделенных в «Опроснике благополучия сельских школьников». Для выявления взаимосвязи компонентов психологического благополучия сельских школьников использовался автоматический расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Принимались во внимание коэффициенты корреляции выше критического значения 0,05 при уровне значимости р=0,05 для N=578; выше критического значения 0,01 при уровне значимости р=0,01 для N=578. Для корреляционного анализа использовались четыре шкалы опросника: «Доминирующие эмоции, ожидания, переживания»; «Субъективные предикторы снижения уровня благополучия»; «Субъективные маркеры благополучия» и «Субъективная оценка жизненной ситуации».

Исходя из результатов проведенного корреляционного анализа, нами были выявлены статистически значимые взаимосвязи между всеми параметрами шкалы «Доминирующие эмоции, ожидания, переживания» и всеми параметрами шкалы «Субъективные предикторы снижения уровня благополучия». Вероятно, что чем в большей степени у сельских школьников проявляются тревога и тревожные ожидания, эмоции астенического характера и пресыщения, стеничные негативные переживания, тем в большей степени снижается их уровень благополучия и проявляются делинквентные установки, суицидальные переживания, установки ПАВ, риска и компьютерной аддиктивности, враждебность, т.е.

субъективные предикторы снижения благополучия. И наоборот, чем в большей степени у сельских школьников проявляются субъективные предикторы снижения благополучия, тем ярче выражены доминирующие эмоции, ожидания и переживания.

Общий показатель доминирующих эмоций, ожиданий, переживаний коррелирует со всеми параметрами шкал «Субъективные маркеры благополучия» и «Субъективная оценка жизненной ситуации». Вероятно, что чем в большей степени для сельского школьника характерно проявление негативных эмоций и переживаний, тревоги и тревожных ожиданий, тем ниже уровень его физического и соматического благополучия, субъективная защищенность, эффективность; чем более неблагоприятны объективные условия его жизнедеятельности, чем больше он обеспокоен своим будущим, тем в большей степени для него свойственна тревожность, тревожные ожидания, негативные эмоции и переживания.

Параметр «Враждебность» отрицательно коррелирует со всеми параметрами шкалы «Субъективная оценка жизненной ситуации». Можем полагать, что чем меньше сельский школьник удовлетворен своими отношениями в семье, взаимоотношениями с учителями и сверстниками, жизненной ситуацией, сложившейся в настоящем, тем в большей степени у него проявляется враждебность, снижается его психологическое благополучие. Выявлены отрицательные корреляции между субшкалой «Враждебность» и параметрами «Оценка эффективности» и «Субъективная защищенность» шкалы «Субъективные маркеры благополучия». Можем предполагать, что чем в большей мере сельский школьник проявляет враждебность, тем в меньшей степени для него свойственна эффективность и субъективная защищенность.

Параметры «Настоящее» и «Оценка и переживание будущего» шкалы «Субъективная оценка жизненной ситуации» взаимосвязаны со всеми параметрами шкалы «Субъективные предикторы снижения уровня благополучия». Вероятно, чем больше старшеклассники, проживающие в сельской местности, не удовлетворены своим настоящим и обеспокоены будущим, тем более вероятно проявление у них делинквентных установок, суицидальных переживаний и враждебности.

Параметр «Субъективная защищенность» шкалы «Субъективные маркеры благополучия» коррелирует со всеми параметрами шкалы «Субъективная оценка жизненной ситуации». Можем предполагать, чем более благоприятными являются для сельского школьника объективные условия, чем более позитивным он оценивает и переживает свое будущее, тем в большей степени для него свойственна субъективная защищенность.

Параметры «Оценка объективных условий. Школа» и «Оценка и переживание будущего» шкалы «Субъективная оценка жизненной ситуации» коррелирует со всеми параметрами шкалы «Субъективные маркеры благополучия». Вероятно, чем больше сельские школьники удовлетворены своими отношениями с учителями и одноклассниками,

жизненной ситуацией, в которой они находятся, тем в большей степени им свойственна эффективность, субъективная защищенность, физическое и соматическое благополучие.

Также необходимо отметить, что в ходе корреляционного анализа установлено, что все параметры, выделенные авторами опросника внутри шкал «Доминирующие эмоции, ожидания, переживания» (тревога и тревожные ожидания, эмоции пресыщения и астенического характера, стеничные негативные переживания); «Субъективные предикторы снижения уровня благополучия» (делинквентные установки, суицидальные переживания, установки ПАВ, риска и компьютерной аддиктивности, враждебность); «Субъективные маркеры благополучия» (эффективность, субъективная защищенность, физический и соматический компонент благополучия) и «Субъективная оценка жизненной ситуации» (оценка объективных условий, настоящее, оценка и переживание будущего), коррелируют между собой, что позволяет сделать вывод о внутренней согласованности параметров шкал опросника.

Использованные источники:

1. Бочарова Е.Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности: автореф. ... канд. психол. наук. М., 2006. 27 с. URL: http://www.dslib.net/soc-psixologia/vzaimosvjaz-cennostnyh-orientacij - strategij -povedenij a-i-subektivnogo. html (дата обращения: 17.06.2018).

2. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2002. 220 с. URL: http:// www.dissercat.com/content/otsenka-psikhologicheskogo-blagopoluchiya-shkolnikov-v-sisteme-profilakticheskoi-i-korrektsi (дата обращения: 06.04.2018).

3. Дашиева Б.А., Тюлюпо О.В. В фокусе внимания сельский школьник: шаг к психологическому благополучию // Психическое здоровье человека XXI века: Сб. научных статей по материалам Конгресса. М.: ИД Городец, 2016. 416 с.

4. Заусенко И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога :автореф. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2017. 24 с. URL: http://www.dissercat.com/content/Hchnostnye-determinanty-psikhologicheskogo-blagopoluchiya-pedagoga (дата обращения: 15.05.2018).

5. Леонтьев Д.А. Позитивная психология - повестка дня нового столетия // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. №4. С. 36-58.

6. Рифф К.Д. Счастье - это все, или всё? Изучение смысла психологического благополучия // Личность и социальная психология. 1989. № 57. С. 1069-1081.

7. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М.: София, 2006. 368 с.

8. Чиксентмихайи М. Поток. Психология оптимального переживания. М.: «Альпина-Нон-фикшн», 2018. 464 с.

9. Шамионов Р.М. Самосознание и субъективное благополучие личности // Проблемы социальной психологии личности / под ред. Р. М. Шамионова. Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2008. С. 36-41.

10.Шевеленкова Т. Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) // Мир психологии. 2013. № 3. С. 95-129.

11.Шелдон К. М., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Парадоксы счастья, психологическое благополучие и культура // V Международная научная конференция «Психология индивидуальности»: сборник материалов / сост.: А.С. Елисеенко. М.: Литературное агентство «Университетская книга», 2015. С. 506-508.

12.Diener E. Happiness: Unlocking the Mysteries of Psychological Wealth. Blackwell: Oxford, 1984.

13.Peterson C. Early intervention from the perspective of positive psychology // Prevention & Treatment. 2003. Vol. 6. Article 35. p. 8-15.

УДК 517.952

Бессонный С.С., магистр Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» Россия, г. Москва МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ЛИНЕЙНЫХ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ

УРАВНЕНИЙ

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению методики решения линейных дифференциальных уравнений. В ней рассмотрены нахождение общего решение линейного неоднородного уравнение, а также примеры решений конкретных уравнений данного типа.

Ключевые слова: дифференциальные уравнения, линейные уравнения, метод Лагранжа.

Bessonnyy S.S. master's degree National Research Nuclear University MEPhi

Russia, Moscow

METHOD OF SOLVING LINEAR DIFFERENTIAL EQUATIONS

Annotation: This article is devoted to the consideration of the method of solving linear differential equations. It considers the finding of a general solution of a linear inhomogeneous equation and examples of solutions of specific equations of a given type.

Key words: differential equations, linear equations, Lagrange's method.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.