Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / Стратегия экономической безопасности Российской Федерации / оценка экономической безопасности / «зеленая» экономика / «зеленое» предпринимательство / устойчивое развитие / цели устойчивого развития (ЦУР) / economic security / Economic security strategy of the Russian Federation / assessment of economic security / green economy / green entrepreneurship / sustainable development / sustainable development goals (SDGs)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ «ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ»

Кожевина О.В.

д.э.н., профессор, МГТУ НИУ

ol.kozhevina@gmail.com

Беляевская-Плотник Л. А.

к.э.н., в.н.с. Института экономики РАН

belyaevskaya@inbox.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

«ЗЕЛЕНОЙ» ЭКОНОМИКИ1

Ключевые слова: экономическая безопасность, Стратегия экономической безопасности Российской Федерации, оценка экономической безопасности, «зеленая» экономика, «зеленое» предпринимательство, устойчивое развитие, цели устойчивого развития (ЦУР).

Keywords: economic security, Economic security strategy of the Russian Federation, assessment of economic security, green economy, green entrepreneurship, sustainable development, sustainable development goals (SDGs).

Вопрос обеспечения экономической безопасности территорий является актуальным многие годы2. Современная наука выработала множество подходов к определению вызовов и угроз экономической безопасности, оценке предельно допустимых (критических) значений для показателей безопасности, систематизации факторов, влияющих на уровень экономической безопасности. В последнее время активно обсуждаются вопросы обеспечения экономической безопасности территорий за счет экологических факторов, среди которых выделяют природный и ресурсный потенциал, географическое положение, наличие и функционирование в регионах загрязняющих экологию производств, а также заданный на международном уровне тренд в сторону устойчивого развития и «зеленой» экономики.

Отдельные страны в своих официальных документах отдают приоритет различным аспектам развития «зеленой» экономики. Например, для развитых стран в первую очередь - это решение проблем конкуренции и создания рабочих мест, а для развивающихся - это обеспечение устойчивого развития и решение проблем бедности. Страны группы БРИКС рассматривают «зеленую» экономику с позиции эффективности использования природных ресурсов3. Указанные подходы, несмотря на разность акцентов в выборе объектов исследования, подчеркивают важность сочетания экономических, социальных и экологических факторов для обеспечения устойчивого роста.

В условиях выраженной региональной дифференциации в РФ отдельные территории обладают различными исходными возможностями достижения устойчивого развития в социальной и экономической сфере4, отсюда очевидны различия в выборе инструментов обеспечения экономической безопасности. В этой связи оценка экологического потенциала, включая потенциал развития предпринимательских сегментов «зеленой» экономики как одного из условий обеспечения экономической безопасности территорий является в настоящее время перспективным объектом исследования.

Анализ взаимосвязи экономической безопасности с различными сферами общественной и хозяйственной жизни представлен в работах многих российских исследователей5. Существование указанной взаимосвязи доказывается авторами на основании аргументированной системы показателей-индикаторов, которые одновременно или отдельно характеризуют развитие данных сфер. Так, при обосновании системы показателей оценки экономической безопасности отдельные ученые целенаправленно выделяют перечень параметров, которые относятся к экологической составляющей, а, следовательно, характеризуют развитие «зеленой» экономики.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ 20-010-00182.

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». - https://rg.ru/2020/07/22/ukaz-dok.html; Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». - http://kremlin.ru/acts/bank/ 41921; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683. -http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=191669&fld=134&dst= 100029,0&rnd=0.8025852471672805#01153 373467116261; Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208. - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/

3 Порфирьев Б. «Зеленая» экономика: реалии, перспективы и пределы роста // Налоги. Экономика. Право. 2012. - С. 34-42.

4 О целях устойчивого развития / Росстат. - https://www.gks.ru/sdg

5 Дюженкова Н.В. Система критериев и показателей для оценки состояния экономической безопасности // Информационный бизнес в России. Сб. науч. тр. по материалам научно-практического семинара. - Тамбов, 2001. - С. 42; Казанцев С.В. Защищенность экономики регионов России. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2014. - 180 c.; Сценарное моделирование экономической безопасности регионов РФ / Под ред. В.А. Черешнева, А.А. Куклина. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2018. - 223 с.

Взаимосвязь между экономической безопасностью и экологическими факторами, включая «зеленую» экономику, прослеживается не только в рассмотренных выше источниках. Широко известны подходы, трактующие «зеленую» экономику в макроэкономическом и секторальном аспекте1. Так, отдельные концептуальные документы ЕС рассматривают «зеленую» экономику путем объединения экономики, экологии и социальной сферы. Авторская трактовка взаимосвязи «зеленой» экономики и экономической безопасности представлена в табл. 1.

Таблица 1

Структурные составляющие взаимосвязи «зеленой» экономики и экономической безопасности

Составляющие Структура Цель Инструменты

1 2 3 4

Экологическая компонента Природный капитал Обеспечение устойчивости экологических систем и снижение экологической нагрузки на окружающую среду Популяризация возобновляемых источников энергии; стимулирование развития предпринимательских сегментов в сельском хозяйства

Экономическая компонента Физический капитал Эффективность использования средств производства; бережливое производство Использование энергосберегающих технологий; снижение доли «вредных» загрязняющих предприятий

Социальная компонента Человеческий капитал Ответственное потребление и сокращение неравенства Развитие экономики знаний, позволяющее решить проблему компенсаторности природных ресурсов и неравенства при помощи развития самого мощного ресурса - знания и человеческие компетенции

Источник: составлено авторами.

Таким образом, в широком понимании «зеленая» экономика имеет своей целью создание экологически устойчивой экономики. Ее роль в обеспечении экономической безопасности может быть сведена к повышению эффективности использования физического капитала и снижению рисков и угроз со стороны экологических факторов. Кроме того, решение вопросов социального неравенства также входит в перечень задач обеспечения экономической безопасности страны и территорий. Нерешенным на сегодняшний день остается вопрос иерархии компонент в представленной взаимосвязи, а именно выявления причинно-следственных связей между ними. Исходя из отмеченного, полагаем, что указанная взаимосвязь между структурными составляющими не иерархична, а циклична (рис. 1)

Э кол Ol ич оскал Экономическая

компонент компонент

Ч

^ Социальная компонент

Источник: составлено авторами.

Рисунок 1.

Цикличная взаимосвязь между структурными составляющими «зеленой» экономики

и экономической безопасности

Поскольку, как представлено на рис. 1, связь между составляющими «зеленой» экономики и экономической безопасности, является цикличной и доказанной, то их детальный анализ в региональном разрезе представляется актуальным и целесообразным.

В целом, показатели оценки состояния экономической безопасности могут характеризовать одновременно или по отдельности ту или иную структурную составляющую «зеленой» экономики и экономической безопасности. Кроме того, инструменты экономической компоненты (использование энергосберегающих технологий; снижение доли «вредных» загрязняющих предприятий), что представлено в табл. 1, направлены в том числе на стимулирование развития предпринимательских сегментов «зеленой» экономики. Аналогичным образом данное утверждение относится и к инструментам экологической компоненты в отношении предпринимательства в сельском хозяйстве.

1 Towards a green economy in Europe. EU environmental policy targets and objectives 2010-2050 / European Environment Agency. -Copenhagen, 2013; Навстречу «зеленой экономике»: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности / ЮНЕП, 2011; Environmental indicator report 2012 - Ecosystem resilience and resource efficiency in a green economy in Europe / European Environment Agency. - Copenhagen, 2012.

«Зеленая» экономика России находится в фазе своего становления и развития, в связи с этим констатируем, что теоретическая и нормативная базы для проведения необходимых «зеленых» преобразований сформированы в стране недостаточно. Кроме того, в российской научной практике и деловом обороте крайне фрагментарно представлены инструменты оценки потенциала устойчивого развития предпринимательства в секторах «зеленой» экономики. Все вышесказанное определяет необходимость применения новейших цифровых и информационных технологий проведения анализа и мониторинга, ориентированных на обозначенные условия и позволяющих оценить перспективы развития предпринимательских сегментов «зеленой» экономики в целях обеспечения экономической безопасности регионов.

В Российской Федерации комплексная политика формирования «зеленой» экономики на текущий момент не предложена, а сами термины «зеленая» экономика и «зеленый» рост законодательно не урегулированы. Возможно, это связано с отсутствием комплексной стратегии устойчивого развития Российской Федерации.

При выборе инструментов поддержки «зеленой» экономики в контексте устойчивого развития и обеспечения экономической безопасности, федеральные и региональные органы власти сталкиваются с проблемой определения приоритетности и очередности реализации мероприятий в заданной области. По причине ограниченности ресурсов попытки одномоментного достижения всех заявленных целей устойчивого развития могут оказаться неэффективными. В этой связи, необходимы инструменты, позволяющие определить те области «зеленого» предпринимательства, которые нуждаются в первостепенной поддержке. Речь идет об определении так называемых «узких» мест «зеленой» экономики, устранение которых позволит достичь большей эффективности в данной отрасли, нежели стимулирование развития ее сильных сторон1. Для решения данной задачи предлагается построить управленческую модель в виде стратегического профиля потенциала развития предпринимательских сегментов «зеленой» экономики (далее - профиль), позволяющего наглядно представить сильные и слабые стороны данной отрасли в национальном и региональном разрезе, управление которыми позволит укрепить экономическую безопасность территорий и обеспечить их устойчивое развитие. Агрегированная управленческая модель поддержки развития предпринимательских сегментов «зеленой» экономики в контексте устойчивого развития и обеспечения экономической безопасности может быть представлена следующими этапами:

1. Формирование исходных данных - обоснование перечня ЦУР в контексте обеспечения экономической безопасности с учетом развития «зеленого» предпринимательства с последующей детализацией ЦУР на соответствующие показатели их характеризующие.

2. Построение стратегического профиля потенциала развития предпринимательских сегментов «зеленой» экономики на уровне страны, регионов и муниципальных образований (при необходимости). По своей сути стратегический профиль представляет собой своеобразный радар, количество осей которого зависит от числа оценочных параметров (в данном исследовании 9 осей по числу привлеченных в анализ ЦУР), а на осях отмечены расчетные значения интегральных показателей достижения каждой цели путем агрегирования в одну безразмерную величину фактических значений соответствующих показателей. Интегральный показатель оценки цели устойчивого развития - величина позитивная, которая стремится к единице. Интерпретация расчетного значения данного показателя, в целях настоящего исследования следующая: в том периоде достижимость цели была выше, в котором интегральный показатель наиболее приближен к 1. Уровень потенциала развития предпринимательских сегментов «зеленой» экономики тем выше, чем больше площадь, которая занимается радаром.

3. Определение сильных и слабых сторон развития отрасли в определенный период путем позиционирования стратегического профиля территории на одном оценочном поле со стратегическим профилем страны и сравнение значений интегральных показателей по соответствующим осям.

4. Дифференциация рисков и угроз развития отрасли в контексте устойчивого развития и экономической безопасности. Угрозой будет считаться нарастание разрыва между расчетными значениями интегрального показателя достижения каждой ЦУР на уровне страны и территорий. Соответственно, уменьшение разрыва - принимается за уменьшение угрозы в заданной сфере, которую характеризует каждая ЦУР.

5. Разработка мероприятий по первоочередной проработке слабых сторон, которые могут трансформироваться в риски развития «зеленой» экономики и стать угрозами устойчивого развития и обеспечения экономической безопасности территорий.

Определенные в результате построения стратегического профиля слабые стороны отрасли рассматриваются как своеобразные ограничители потенциала развития предпринимательских сегментов «зеленой» экономики. Данные ограничители представляют собой не просто направление, блокирующее развитие «зеленой» экономики, а рассматриваются в качестве рычага для поднятия всей экономики на новый уровень устойчивого развития. Определение на основании расчетов того, какие цели устойчивого развития находятся на недостаточном уровне достижения в динамике, позволит обеспечить усиленное внимание федеральных и региональных органов власти к использованию новых точек роста в ходе поиска ограничений. В исследовании показано, что поочередное воздействие на несколько дестимули-рующих факторов развития «зеленой» экономики с целью их устранения, позволяет получить гораздо большую эффективность по сравнению с одновременным стимулированием сильных сторон отрасли.

Основным преимуществом и практической пользой использования в практике государственного и регионального управления агрегированной управленческой модели поддержки развития предпринимательских сегментов «зеленой» экономики в контексте устойчивого развития и обеспечения экономической безопасности является возможность оценки влияния частных факторов на совокупный потенциал развития предпринимательских сегментов «зеленой»

1 Климова Н.В. Продовольственная безопасность - основа обеспечения экономической безопасности региона // Фундаментальные исследования. 2012. - № 9. - С. 214-219.

экономики, а также обоснования слабых и сильных сторон данной отрасли, поскольку отмечена наглядность и комплексность при сопоставлении разнородных показателей на одном оценочном поле. Построение стратегических профилей потенциала развития предпринимательских сегментов «зеленой» экономики в разрезе субъектов РФ, а также их сопоставительный анализ с уровнем РФ позволит определить «узкие» места в развитии территории путем определения разрывов по осям радара. Следовательно, для обеспечения необходимого уровня экономической безопасности необходимо стимулирование развития предпринимательских сегментов «зеленой» экономики в тех направлениях, которые необходимы определенной территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.