Научная статья на тему 'Исследование взаимодействия культуры и других областей деятельности на основе педагогических инстументов'

Исследование взаимодействия культуры и других областей деятельности на основе педагогических инстументов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / мышление / экономика / методология / деятельность / образовательные технологии / результаты / culture / thinking / economy / methodology / activity / educational technologies / results

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Б.Н. Герасимов

Различные области деятельности, которые несмотря на противоречия и различные приоритеты, вынуждены находить взаимопонимание и приходить к консенсусу. В настоящее время очень часто приходится взаимодействовать культуры с экономикой и политикой. Для этого существуют определенные методологические и педагогические инструменты. Благодаря применению интенсивных образовательных технологий, содержащих эффективные методологические инструменты возможно получение желаемого спектра ожидаемых результатов и решение междисциплинарных проблем, связанных с культурой, политикой и экономикой на уровне пространства жизнедеятельности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON THE INTERACTION OF CULTURE AND OTHERS AREAS OF ACTIVITY BASED ON PEDAGOGICAL TOOLS'

Different areas of activity that, despite contradictions and different priorities, are forced to find mutual understanding and come to a consensus. At present, it is very common for cultures to interact with Economics and politics. There are certain methodological and pedagogical tools for this purpose. Thanks to the use of intensive educational technologies containing effective methodological tools, it is possible to obtain the desired range of expected results and solve interdisciplinary problems related to culture, politics and Economics at the level of the region's life space.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимодействия культуры и других областей деятельности на основе педагогических инстументов»

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУРЫ И ДРУГИХ ОБЛАСТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТУМЕНТОВ

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)

Б01: 10.24411/2500-1000-2020-10934

Аннотация. Различные области деятельности, которые несмотря на противоречия и различные приоритеты, вынуждены находить взаимопонимание и приходить к консенсусу. В настоящее время очень часто приходится взаимодействовать культуры с экономикой и политикой. Для этого существуют определенные методологические и педагогические инструменты. Благодаря применению интенсивных образовательных технологий, содержащих эффективные методологические инструменты возможно получение желаемого спектра ожидаемых результатов и решение междисциплинарных проблем, связанных с культурой, политикой и экономикой на уровне пространства жизнедеятельности региона.

Ключевые слова: культура, мышление, экономика, методология, деятельность, образовательные технологии, результаты.

Современная культура связана со всеми направлениями жизни общества, включая экономику, политику и т.д. Однако ориентиры деятельности культуры и других видов деятельности общества и государства, а также экономики в целом не всегда совпадают, а иногда и напрямую противоречат друг другу [17]. Это в целом достаточно известная коллизия весьма часто встречается во многих областях деятельности, когда ценности, приоритеты и критерии существенно отличаются [16].

Рассмотрим подробнее различные аспекты современной культуры, которые взаимосвязаны со всеми направлениями жизнедеятельности российского общества. Однако приоритеты направлений деятельности культуры и экономики не всегда совпадают и входят в прямое противоречие между собой, а иногда между этими двумя важными областями с возникают конфликты [9, 12]. Например, на какие-то события культурного значения не хватает финансирования. Бывает так, что финансирование есть, но эти деньги необходимо потратить достаточно быстро. Поэтому на скорую руку придумывается какие-то мероприятия, которые в результате не будут являться значимыми культурными событием и не принесут желаемого результата.

Рассмотрим перечень вопросов, которые, по мнению автора работы [13], представляют интерес при взаимодействии культуры и экономики и в современном мире:

- культура - генератор новых идей и эффективной экономической политики развития организаций, корпораций, региона;

- экономика, политика, социум, бизнес - зоны противостояния и взаимодействия с культурой;

- культура - как эффективный механизм интеграции социальных, гражданских, конфессиональных, профессиональных и экономических структур;

- методологические инструменты - как проводники ценностей и приоритетов нравственного, культурного, профессионального и научного характера;

- влияние интеллектуального капитала на социально-экономическое развитие общества, региона, организаций и индивидов;

- образование, наука и культура - пространства, влияющие на качество жизни населения, интеллектуальный потенциал и человеческий капитал;

- симбиоз экономики, политики и культуры - свидетельство активного развития

новых интегрированных направлений деятельности.

- культурная платформа - основа системы эффективного взаимодействия и диффузии экономических, социальных и культурных процессов.

- формирование креативных атрибутов экономики и управления в областях культуры, науки и образования.

Поэтому, очевидно, чтобы явления культуры были значимыми и привлекательными для людей, необходимы время, специалисты, новые концепции и идеи, их тщательная проработка и реализация [1, 4].

Современный специалист в любой сфере, как известно, должен обладать тремя группами качеств: иметь определенные личностные качества, уметь решать профессиональные задачи и уметь пользоваться технологиями управления и менеджмента, которые продвигают и обеспечивают решение задач на высоком уровне [6].

В настоящее время существуют профессиональные задачи, которые лежат на пересечении интересов различных дисциплин, которые требуют участия не только специалистов различных отраслей знаний [2, 3]. При решении некоторых сложных задач возникают трудности, препятствия и даже противоречия, которые превращают задачи в проблемы, особенно если они носят междисциплинарный характер [11]. Отсюда необходимость применения технологий взаимодействия отдельных специалистов или их групп, например методологических инструментов коллективной мыследеятельности [14].

Для успешного освоения технологий проблематизации и решения выявленных проблем и задач необходимо в профессиональной подготовке и переподготовке использовать интенсивные образовательные технологии (ИОТ), которые в короткие сроки позволять приобрести такие умения и навыки, которые выводят специалистов на новый уровень компетентности, методологического обеспечения и технологического оснащения [8].

Профессиональная подготовка для осмысления, приобретения и использования эффективных методологических инстру-

ментов педагогического назначения требует такой организации образовательного процесса, при которой обучаемые получают навыки и умения в процессе преодоления противоречий, барьеров, тупиков, создаваемых новой формой выявления и исследования противоречий и барьеров в процессах мышления, коммуникаций и деятельности, а также их проблематизаци-ей [19].

В результате проведенных исследований были выделены средства мышления, деятельности и коммуникаций, которые, в свою очередь, можно разделить на логические, социальные, психологические и технические средства, которые, чаще всего, используются в операциях, составляющих современные педагогические и методологические инструменты [7].

Логические средства позволяют решить предметные, профессиональные и личностные задачи в различных ситуациях. К ним относятся выделение, рефлексия, понимание, непонимание, выращивание идеи, сомнение, критика.

Социальные средства позволяют организовать и развить коллективные мышление, деятельность и коммуникации, в т.ч. группообразование, групповая работа, сотрудничество, компромисс, консенсус, а возможно и продуктивные соперничество и конфликт.

Психологические средства позволяют преодолеть ограничения, противоречия личности, стереотипы мышления, раскрыть способности актуализировать склонности и способности, в также исследовать возможности самореализации личности в деятельности. принуждение, убеждение, конфликт, угроза, давление.

Технические средства позволяют выполнить операции по обработке информации с использованием электронной и другой оргтехники, регистрация, утверждение, объявление, оформление, согласование, фиксация, представление, ранжирование, копирование, рассылка.

Такое разделение средств подчеркивает необходимость их освоения, а, значит, включения в программу подготовки специалистов любых отраслей, чтобы они имели возможность приобретения способ-

ностей для дальнейшего использования на практике, а также получения соответствующих результатов в деятельности организации.

Особую роль играют содержательные результаты. К ним можно отнести освоение методов описания существующей и желаемой ситуаций, исследование противоречий и барьеров, умение находить альтернативы и сравнивать их и т.д.

Отметим возможность получения педагогических результатов, которые направлены на освоение средств решения собственных проблем, повышение восприимчивости к инновациям; разрушение стереотипов мышления и т.д.

Для решения сложных междисциплинарных проблем существуют методологические инструменты, которые имеют историю успешного практического использования. При этом используется несколько направлений их реализации, наиболее популярными из них, по мнению автора, являются два.

Первый подход - это приглашение к исследованию, обсуждению, а возможно и к последующему решению проблем специалистов из смежных областей деятельности, уже имеющих соответствующую подготовку и компетенции.

Второй подход - это привлечение специалистов данной области к краткосрочному обучению методологическим основам для последующего участия в рассмотрении и решении сложных проблем.

Третий подход - это использование первых двух подходов в той или иной сте-

пени для понимания понятийно-категорийного аппарата одной или возможно сразу нескольких областей и технологий участия в процессах и субъектах коллективной мыследеятельности.

Особую роль при подготовке компетентных специалистов имеют игровые и тренинговые технологии, которые позволяют обучаемым выйти на значимые содержательные результаты [10].

При использовании ИОТ могут быть достигнуты важнейшие содержательные, социальные, психологические, педагогические и методологические результаты.

Рассмотрим подробнее реализацию этих путей развития специалистов различных областей для повышения качества и эффективности их взаимодействия для совместного решения сложных междисциплинарных проблем.

Для формирования и поддержания в процессах коллективной мыследеятельно-сти и мыслекоммуникаций на интенсивном уровне с использованием современных методологических инструментов используются специалисты, владеющими базовыми компетенциями и инструментальными средствами, широким и глубинным интеллектом [5].

Для проведения процесса игрового моделирования был разработан сценарий двухдневной проблемно-ситуационной игры (ПСИ) «Исследование проблем и выработка предложений их решения», регламент которой представлен в таблице 1.

Таблица 1. Сценарий ПСИ «Исследование проблем и выработка предложений их решения»

День первый

Время Мероприятие Содержание

9.00 - 10.00 Конференция 1. Вступительное слово. Представление темы, целей, задач, сценария, групп и подгрупп, назначение ведущего, игротехников и методологов

10.00 - 12.00 Индивидуальная и групповая работа 1 Обсуждение понятийно-категорийного аппарата. Определение противоречий и трудностей. Подготовка докладов на пленум

12.00 - 13.00 Конференция 2. Выявление противоречий и препятствий. Формулирование проблем. Представление и обсуждение докладов. Дискуссия. Выдача заданий на следующий этап

13.00 - 13.55 Перерыв

14.00 - 16.00 Индивидуальная т групповая работа 2 Обсуждение содержания проблем, декомпозиция их на задачи и выявление их содержания. Подготовка докладов на пленум

16.00 - 17.30 Конференция 3. Представление и обсуждение докладов, дискуссия. Выдача заданий на следующий этап

17:00 - 20.00 Индивидуальная и групповая работа 3 Выбор значимых критериев, поиск решений. Внутригруппо-вое обсуждение, подготовка докладов

День второй

9.00 - 10.30 Конференция 4. Подведение итогов первого дня Подведение итогов предыдущего дня. Разработка рациональных решений задач

10.30 - 13.00 Индивидуальная и групповая работа 4 Аналитика структуры проблемы, внутригрупповое обсуждение идей, подготовка докладов

13.00 - 14.00 Конференция 5. Выбор наиболее рациональных решений задач Представление и коллективное обсуждение докладов. Выдача заданий на следующий этап

14.00 - 14.55 Перерыв

15.00 - 17.00 Индивидуальная и групповая работа 5 Технологическое обеспечение внедрения предложений, прогнозирование ожидаемых последствий. Обсуждение результатов, подготовка докладов

17.00 - 19.00 Конференция 6. Оценка достижения целей и задач Презентация и обсуждение докладов. Выделение рациональных решений Подведение итогов дня

18.00 - 20.00 Конференция 7. Подведение итогов Выступление экспертов. Предварительная оценка полученных результатов. Оценка работы, групп. Выявление лучших участников и игротехников

В процессе проведения ПСИ возникает постоянная необходимость рассмотрения и оценки уровня важности и сложности проблем и предложений. Для оценки параметров проблем и предложений автором был разработан и апробирован метод активного коллективного тестирования (МАКТ).

На основе критериальных особенностей проблемного пространства исследования ограничений выбирается комплекс таких показателей, который способен адекватно измерить параметры результатов мысле-деятельностных процессов на структурном и интегральном уровне. Приведем эти показатели:

В - важность предложения, т.е. степень ее влияния на решение проблемы в целом по 10-балльной шкале;

М - масштаб предложения, по шкале (010);

С - степень сложности реализации предложения (0-10);

О - обеспеченность ресурсами реализации предложения (0-10);

К - оценка компетентности по отношению к каждой проблеме (решению) (0-3).

Определение оценок целесообразности реализации предложений по разрешению проблем или выявления точек развития организации выполняется по формуле:

Ц = [В -а(С - 0)]Ш, где а - коэффициент, устанавливающий соотношение показателей сложности и обеспеченности для данной совокупности параметров рассматриваемых объектов и процессов.

Для проведения процесса игрового моделирования автором работы [13] был разработан сценарий двухдневной ПСИ «Взаимодействие культуры с другими областями жизнедеятельности региона».

В процессе проведения ПСИ по данной теме были сделаны обстоятельные сообщения о целях и возможных результатах предлагаемого игрового моделирования. Для того, чтобы будущие предложения были более значимыми, участникам дается достаточно времени для обсуждения и представления материалов на пленум.

Фрагмент состава инновационных предложений, ранжированных по значению целесообразности их последующей реализации, представлен в таблице 2.

Таблица 2. Предложения по выявленным проблемам организации (фрагмент)

№ п/п Наименование предложения В 0-10 М 0-10 С 0-10 О 0-10 К 0-10 Ц

1 Создание междисциплинарных комиссий общественной палаты по взаимодействию образования, науки и культуры и других сфер 8,8 7,9 5,4 9,1 7,3 458,3

2 Привлечение национальных общественных организации к формированию и поддержанию общекультурных мероприятий 6,8 7,8 6,3 5,4 6,1 414,2

3 Системное привлечение общественности для обсуждения использования памятников культуры для значимых событий 7,4 8,9 8,3 6,7 5,5 343,4

4 Формирование функционально-полного состава задач управления культурой на региональном уровне 9,1 7,4 8,1 6,6 7,3 245,0

Использование МАКТ позволяет выявить, обсудить и выбрать комплекс инновационных предложений по формулированию проблем или их решениям, а помогает с определенной достоверностью определить все параметры этих предложений и компетентность каждого участника игрового процесса [18].

Большинство проведенных игр показали заинтересованность специалистов и управленцев организаций, а также и слушателей курсов повышения квалификации. Первых интересует интерпретация профессиональной управленческой деятельности коллегами, вторых - новый мир профессиональной деятельности и его содержание для последующего практического использования.

Развитие организации должно осуществляться по различным направлениям деятельности организации, построенного с учетом материала исследований, как на процессы функционирования, так и на ос-

нования и причины возникновения выявленных проблем.

Практика проведения ПСИ по представленному сценарию показывает, что процесс игрового моделирования как в образовательном процессе, так и для решения различных проблем организаций, региона или межотраслевых проблем любого уровня может эффективно использоваться для решения широкого класса проблем стратегического характера.

Методологизация и технологизация процесса коллективной мыследеятельно-сти в рамка ПСИ позволяю ускорить процессы освоения компетенций, приема и передачи опыта, использовать возможности для развития их профессионализма в своей области деятельности и проникновения в смежную область деятельности. Это было продемонстрировано на приме представленной темы игрового исследования междисциплинарных отношений на уровне некоторого территориального про-

странства, когда её участники заинтересо- сти, в т.ч. использование эффективных ваны в решении существующих противо- ИОТ позволяют однозначно понимать речий и барьеров и создания нового ком- процессы возникновения и разрешения фортного социально-культурного про- проблемных ситуаций, возникающих в странства. культурном, экономическом и образова-

Управление процессом взаимодействия тельном пространстве, ускорит процессы различных специалистов осуществляемое передачи опыта, создаст условия для раз-в игровой и тренинговой форме ориенти- вития профессионализма специалистов и ровано на формирование нового диапазона повысит их потенциал для проникновения социально-культурной деятельности и по- в смежную область деятельности [15]. ведения, профессиональное самоутвер- Управление процессом взаимодействия

ждение людей в процессах деятельности и различных специалистов можно осуществ-коммуникаций, ориентация на боле глубо- лять в интенсивной форме, ориентируя их кую реализацию их личностных качеств и на профессиональное самоутверждение профессиональных устремлений, повыше- людей в процессах деятельности, на реа-ние производительности и улучшение ка- лизацию их интеллектуальных качеств и чества жизнедеятельности в регионе. устремлений, а также на благо людей в ок-

Методологизация и технологизация ружающем их общественном и профес-процесса коллективной мыследеятельно- сиональном пространстве.

Библиографический список

1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах / пер. с англ. М.: Сов. радио, 1974. 272 с.

2. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал. Сон, искусство и другое. СПб., 2003.

3. Баксанский О.Е., Фурсов В.В. Образование в условиях трансдисциплинарности и конвергентного социального взаимодействия // Философия образования. 2018. № 1 (74). С. 44-62.

4. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Мн.: Харвест, 1999. 1408 с.

5. Герасимов Б.Н. Игровое моделирование управленческих процессов в организациях // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. №2. С. 33-40.

6. Герасимов Б.Н. Содержание управленческой деятельности // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. №8 (106). С. 33-37.

7. Герасимов Б.Н. Игровое моделирование управленческих процессов. Самара: СНЦ РАН, 2006. 195 с.

8. Герасимов Б.Н. Интенсивные образовательные технологии. Самара: СИБИУ, 2009. 480 с.

9. Герасимов Б.Н., Ионесов В.И. Перспективы взаимодействия культуры, экономики и политики в современном мире // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. №8. С. 9-17.

10. Герасимов Б.Н., Шимельфениг О.В. Личностное постижение мира. Саратов: Ами-рит, 2018. 448 с.

11. Герасимов Б.Н. Шимельфениг О.В. Онтология как рефлексивная картина представления экономических систем // Креативная экономика и социальные инновации. 2018. Вып. 8. № 2 (23). С. 7-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ионесов В.И. О креативности действия во взаимоотношениях экономики и культуры // Креативная экономика и социальные инновации. 2016. Т. 6. № 4 (17). С. 47-56.

13. Ионесов В.И. Исследование и решение проблем культуры в полипредметном пространстве региона // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 2-1 (41). С. 37-44.

14. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986. 432 с.

15. Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке. М.: Классика-ХХ1, 2003. 96 с.

16. Тросби Д. Экономика и культура. ИД Высшей школы экономики. М.: 2013. 256 с.

17. Уилбер К. Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира / пер. с англ. М: ACT, 2002. 476 с.

18. Шимельфениг О.В., Герасимов Б.Н. Развитие жизнедеятельности человека на основе постижения мира и самоопределения // Креативная экономика и социальные инновации. 2018. Вып. 8. № 4 (25). С. 113-130.

19. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. 759 с.

RESEARCH ON THE INTERACTION OF CULTURE AND OTHERS AREAS OF ACTIVITY BASED ON PEDAGOGICAL TOOLS'

B.N. Gerasimov, Doctor of Economic Sciences, Professor Samara State University of Management «International market institute» (Russia, Samara)

Abstract. Different areas of activity that, despite contradictions and different priorities, are forced to find mutual understanding and come to a consensus. At present, it is very common for cultures to interact with Economics and politics. There are certain methodological and pedagogical tools for this purpose. Thanks to the use of intensive educational technologies containing effective methodological tools, it is possible to obtain the desired range of expected results and solve interdisciplinary problems related to culture, politics and Economics at the level of the region's life space.

Keywords: culture, thinking, economy, methodology, activity, educational technologies, results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.